Изнаночные петли и способы их вывязывания. Расчет для симметрии узора. Скрещенные петли и их особенности. Как лучше вязать кромочные. Двойная кромочная. Закрепление петель последнего ряда. Практические советы. Узоры из сочетания лицевых и изнаночных петель

Изнаночные петли. Изнаночные петли, как и лицевые, могут выполняться несколькими способами.

Способ 1. Вывязывание изнаночной петли способом 1 (рис. 1)

Снимите кромочную петлю и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью и обвейте ею нить против часовой стрелки, образовавшийся виток втяните в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Такая изнаночная соответствует лицевой петле, выполненной способом 1.

Упражнение 2.1.Платочное вязанье из изнаночных петель (рис. 2)

Вернемся к учебному полотну. Все ряды выполняйте изнаночными петлями. Структура полотна должна резко измениться: оно станет более рыхлым и широким, как бы туго ни вязали изнаночные петли.

Способ 2. Вывязывание изнаночной петли способом 2 («бабушкина» изнаночная - рис.3)

Рисунок 3. "Бабушкина" изнаночная

Снимите кромочную и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью, затем подведите нить под конец правой спицы, втяните ее в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Изнаночная, выполненная этим способом, соответствует «бабушкиной» лицевой.

Упражнение 2.2. Чулочное вязанье из «бабушкиных» петель (рис. 4)

Вязанье это старинное, но никогда не выходящее из моды. Оно универсально, так как пригодно для женских, мужских и детских вещей, спортивной и нарядной одежды, шапочек, купальников, носков, чулок, варежек и т. п. (красивые узоры для вязания).

Ровная поверхность вязанья позволяет использовать его как фон дли выпуклых и ажурных узоров, а также для орнаментов и вышивки. Есть в нем недостаток: полотно чулочной вязки закручивается (кстати, эту особенность используют, выполняя рулики), поэтому. нижний край рекомендуется начинать с какого-либо двустороннего узора.

Чулочное вязанье относится к разряду односторонних. Его лицевая сторона называется лицевой гладью, изнаночная - изнаночной гладью. Последняя напоминает платочное вязанье из лицевых петель, но выглядит несколько ровнее из-за отсутствия «грядок», присущих платочному вязанью. На первый взгляд может показаться, что выполнить чулочное вязанье весьма просто. Но по-настоящему красивым оно бывает только у опытных мастериц. Один из «секретов» исполнения - это вязание «бабушкиными» петлями.

1-й ряд - лицевые «бабушкины» петли.
2-й ряд - изнаночные «бабушкины» петли.

Упражнение 2.3.Резинка Зх3 из «бабушкиных» петель (рис. 5 )

Число петель для этого образца должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные.

В дальнейшем при описании большей части узоров (как провязывать петли) даны подробные расчеты, объясняющие, как определяется число петель, необходимое для набора. Первая цифра расчета показывает, сколько петель входит в мотив узора (мотив - это определенная комбинация петель, ритмично повторяющихся в вязаном узоре). Вторая цифра объясняет, сколько петель нужно прибавить к первому числу, чтобы узор получился симметричным с обеих сторон. Для вязаний типа платочного и чулочного второй цифрой пренебрегают. Третья цифра указывает число кромочных.

Итак, для резинки Зх3 на спицах должно быть 29 петель.
1-й ряд - 3 лицевые «бабушкины», 3 и изнаночные «бабушкины» и т. д. (т. е. чередовать 3 лицевые с 3 изнаночными до конца ряда).
2-й ряд - по рисунку, т. е. над лицевыми петлями вязать лицевые, над изнаночными - изнаночные.
3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Упражнение 2.4. Шахматка (рис. 6)

Рисунок 6. Узор "шахматка"

Число петель должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные. На спицах 29 петель (и лицевые, и изнаночные вязать способом 1).
1-й ряд - 3 изнаночные, 3 лицевые и т. д.
2, 3 и 4-й ряды - по рисунку.
5-й ряд - 3 лицевые, 3 изнаночные и т. д.
6, 7 и 8-й ряды - по рисунку.
9-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Скрещенные петли

Петля, стенки которой расположены крест-накрест, называется скрещенной (старинное ее название петля-крест.). Вывязываются такие петли особым образом из обычных лицевых и изнаночных или получаются при соединении лицевых и изнаночных петель разных типов. Например, если провязать ряд изнаночных петель способом 1, а следующий - «бабушкиными» лицевыми, то петли предыдущего ряда станут скрещенными.

Преимущество скрещенных петель состоит в том, что вязанье из них бывает более плотным и растягивается меньше, чем из обычных петель. Поэтому ими рекомендуется вязать носки, варежки и другие вещи, требующие повышенной прочности. В то же время скрещенные петли имеют существенный недостаток: они повернуты под некоторым углом к поверхности полотна, и от этого оно перекашивается (особенно чулочное), что ограничивает их использование. Хотелось бы предупредить еще об одном. Иногда по тем или иным причинам приходится частично распускать вязанье, а затем вновь сажать петли на спицу и продолжать работу.

В этих случаях нужно тщательно следить за тем, чтобы не появились скрещенные петли: резко отличаясь от обычных, они нарушают поверхность полотна. Во избежание этого советуем следующее: если после прерванной работы ряд вяжется лицевыми петлями, то выполняйте их способом 1 или 2 в зависимости от того, как они были посажены на спицу: передней или задней стенкой к исполнительнице.

Провязывая следующий ряд, внимательно проверяйте, не расположены ли крест-накрест стенки некоторых петель, и если встретится такая петля, то, не провязывая, снимите ее на правую спицу и, развернув, верните на левую.

Кромочные петли

Край вязаного полотна может быть ровным или зубчатым - это зависит от того, как выполнены кромочные петли.

Рисунок 6,7 Ровный и зубчатый край

Ровный край (рис. 6) получится, если в начале каждого ряда кромочную петлю снимать, не провязывая, оставляя рабочую нить за спицей, я последнюю петлю вязать изнаночной (лучше «бабушкиной»). Это наиболее распространенный способ вывязывания кромочных петель.

Зубчатый край (рис. 7) выполняется так же, как ровный, но только последнюю петлю каждого ряда нужно вязать не изнаночной, а лицевой петлей за переднюю стенку. Если нужен более плотный и прочный край, например, в вертикальных петлях для пуговиц, поясах, то лучше делать его зубчатым. На планках для застежки иногда вывязывают двойную кромочную. Особенно эффектно она выглядит на платочной вязке.

Кромочная состоит из двух петель и выполняется так: в начале каждого ряда кромочную снимают обычным способом, а соседнюю петлю провязывают лицевой за переднюю стенку. В конце каждого следующего ряда (с этого же края) предпоследнюю петлю снимают, не провязывая, нить при этом располагают перед петлей, а

Рисунок 8.

кромочную вяжут «бабушкиной» изнаночной. Для тренировки наберите 8-10 петель, провяжите один ряд лицевыми петлями и отметьте цветной нитью или булавкой правый край вязанья (рис.8).

Далее продолжайте вязать все ряды лицевыми петлями, выполняя с правого (отмеченного) края двойную кромочную, а с противоположного - обычную. Связав 3-4 см, провяжите один ряд резинкой 1х1(1 лицевая, 1 изнаночная и т. д.) и закрепите (закройте) петли.

Закрепление петель

Петли закрепляют по-разному. Сначала познакомьтесь с наиболее удобным и распространенным способом. Для закрепления петель последнего ряда снимите кромочную, следующую петлю провяжите по рисунку (если она лицевая, то лицевой, если изнаночная - изнаночной); на правой спице стало 2 петли. Конец левой спицы введите слева направо в кромочную, оттяните ее на себя и правой спицей втяните в нее провязанную петлю.

Таким образом, на правой спице вместо двух петель осталась одна. Следующую петлю провяжите по рисунку, на правой спице опять 2 петли. Концом левой спицы оттяните 1-ю петлю на себя и втяните в нее 2-ю (рис. 9). Продолжайте закрепление петель до тех пор, пока на правой спице не останется одна петля, вытяните ее вверх на 6-8 см, разрежьте дугу и, потянув за конец нити, туго затяните.

Существует и другой способ закрепления петель: в начале ряда провязывают первые 2 петли вместе лицевой за задние стенки и возвращают новую петлю на левую спицу. Так поступают с каждой следующей парой петель, пока не закончится ряд. Этим приемом не совсем удобно закреплять петли по рисунку, поэтому им пользуются реже, чем предыдущим.

В отдельных случаях можно заканчивать работу крючком или иглой. Особо хочется выделить способ окончания вязания с использованием вспомогательной нити, так как в дальнейшем мы нередко будем прибегать к нему.

Этот способ применяется, когда необходимо, чтобы край вязанья остался незакрепленным - с открытыми петлями. Например, выполняя свитер из толстой пряжи, плечи спинки и переда лучше не закрывать, тогда их можно соединить специальным трикотажным швом, который не дает утолщения.

В качестве вспомогательной нити употребляют недорогую хлопчатобумажную штопку. Связав последний ряд основной нитью, ее обрывают, вводят в работу вспомогательную и вяжут еще 4-5 рядов (можно лицевыми петлями). Не закрывая петель, вязанье снимают со спицы и утюжат край. Затем распускают все ряды из вспомогательной нити - край детали получится с отутюженными открытыми петлями (отутюженные петли не «убегают»). Нередко вспомогательную нить используют не только при окончании работы, но и в начале ее.

Например, так вяжут накладной карман: провязав 4-5 рядов вспомогательной нитью, ее обрывают и вяжут дальше основной. Готовое вязанье утюжат, затем отрезают ножницами полотно из вспомогательной нити, удаляют хлопчатобумажные остатки и пришивают карман за открытые петли специальным швом.

Когда глядишь на великолепные вязаные вещи, их причудливые узоры, будь-то объемные свитера из толстой шерсти в скандинавском жанре либо легкие ажурные кофточки и юбочки, кажется, что сотворить такие изделия – труд непосильный, трудный и заботливый.

А чай на самом деле, все эти хитросплетения состоят из комбинаций примитивных элементов. Наработав определенный навык и скорость, дозволено спокойно браться за огромные вещи с узорами. Итог окупит все тревоги и вложенные усилия.

Итак, если вы только впервой взялись за спицы, сразу следует обучиться вязать лицевую и изнаночную петли.

Как исполнять примитивные типичные петли?

Основой плетения спицами фактически всяких пророческой являются лицевые петли.

Они выполняются легко и стремительно. В начале работы на левой спице обязаны быть набранные петли. Дальше надобно правую спицу завести в первую из петелек, находящихся на левой.

Делать это нужно в направлении слева направо. Введя инструмент, нужно захватить им свободную нить и вытянуть ее в направлении на себя. Новая получившаяся петелька и будет той, что нам надобна. Такие же действия проделываем со всеми остальными петлями до конца ряда.

По изложению вам может показаться, что это трудная и длинная техника, но на самом деле это вовсе не так. Со временем ваши руки будут сами собой механически плести эти примитивные элементы один за иным, а вы при этом будете поспевать глядеть телевизор либо даже читать что-нибудь. Полотно, изготовленное из одних лишь таких элементов, именуется платочной вязкой.

Для того дабы получить изнаночные, необходимо правую спицу завести в петельку на левой по направлению на себя за переднюю стенку петли и вытянуть через нее рабочую нить. Применяя одни только эти примитивные элементы вязания теснее дозволено исполнять резинку и чулочную вязку, а также массу простейших узоров.

Как нужно вязать скрещенную лицевую петлю?

Очень зачастую у новичков появляются затруднения, когда в схемах для вязки встречается обозначение лицевой скрещенной петли (дальше – ЛСП). Она выполняется так: правую спицу введите за заднюю стенку первой из петель, находящихся на левой. Подхватите ею рабочую нить и вытяните через петельку. То же проделайте до конца ряда. Как видите, тут тоже нет ничего трудного. Полотно, состоящее только из скрещенных петелек (дальше – СП), получается больше плотным и гибким.

Почему столбики выходят неровными?

Рукодельницы зачастую выбирают СП для плетения резинок потому, что в этом случае они получаются больше рельефными и упругими. Кажется, что нет ничего сложного в выполнении таких элементов. Но в итоге не неизменно выходит так, как хотелось бы. Испробуем осознать, отчего порой столбик из СП оказывается ровным, а порою нет.

Если присмотреться наблюдательно, дозволено подметить, что петли в таких случаях провязывались по-различному. А определеннее, это касается изнаночных петель.

Они неизменно располагаются передней долькой вперед на инструменте, самостоятельно от того, каким методом провязывалась лицевая петля. И вяжутся они неизменно за переднюю стенку, если, мы не имеем целью приобретение скрещенной изнаночной петли. Если же нам надобна последняя, то цеплять петельку следует за заднюю дольку. При этом она поворачивается, и ее стенки скрещиваются (изнаночная петля поворачивается неизменно по часовой стрелке).

Но различные методы провязывания изнаночной СП повлияют на то, как придется вязать лицевую в дальнейшем ряду. При провязывании ее за переднюю дольку, поворачивая по часовой стрелке, в дальнейшем ряду лицевая СП провязывается за переднюю дольку, а поворот - вопреки часовой стрелки. Вот такая, казалось бы, неприметная деталь, куда повернется петелька, даст нам полосу из «танцующих» СП.

Выполняя же изнаночную петлю за заднюю дольку (поворот также по часовой стрелке), в дальнейшем ряду лицевая СП провяжется за заднюю дольку (поворот по часовой стрелке). Полоски из СП выходят ровными (все петельки развернуты в одну сторону).

Теперь при выполнении СП рассматривайте данный результат.

Прибавление из протяжки

Часто для того, дабы в середине полотна сделать неприметное прибавление и не получить неугодное отверстие, нужно исполнить лицевую скрещенную петлю из протяжки.

Техника этого приема такова:

  • вводим правую спицу в необходимом месте под протяжку (нить, которая находится между соседними петлями) по направлению на себя (справа налево);
  • захватываем нитку и вытягиваем дополнительную петлю;
  • выполняйте такие прибавления 2-х и больше лицевых скрещенных петель столько раз (в различных местах из протяжки), сколько того требуется по схеме.

Где применяются?

Если, применяя СП, исполнить все полотно, оно будет схоже на связанное примитивными классическими петлями, только немножко плотнее и гибче. Дабы варежки и носочки как дозволено дольше сберегали форму и носились, еще наши бабушки вязали их таким методом.

Скрещенные петли могут выступать элементом узора, в таком случае надобно сурово придерживаться схемы.

Обычно СП применяются для выделения определенного места в узоре. Достаточно зачастую они используются в японских схемах вязания шалей, а также других случаях, когда нужно выделить участок рисунка.

Если вы всмотритесь в примеры японских схем, то увидите, что, скажем, при плетении боковых листочков либо при выделении рисунка на гладком фоне, по бокам от него провязывается ЛСП.

Также данный элемент применяется в окаймлении самого листа — как боковых листочков, так и среднего листика.

На узоре это эффектно кидается в глаза, и даже лицевая гладь (ряд обыкновенных петель) сразу же отличается, и становятся приметны силуэты того узора, тот, что хотели выделить, а еще приметно, что это различными методами связанные петельки. Таким образом, рельеф узора выглядит объемно (прекрасно).

В свитерах, шалях, юбках и других изделиях СП, как водится, исполняют для выделения стебельков, цветков, жилок на листочках, в разных геометрических силуэтах. Особенно эффектно выглядят ЛСП на гладком полотнище.

Также СП применяются при вязании платьев, кофт, шапочек, и еще различных других изделий. Именно когда все полотно исполнено гладью, а на его фоне вяжется объемный узор, тот, что невозможно утратить среди полотна. Объемно выделенный силуэт всякой детали дает лучшую вероятность рассмотреть узор, а не силиться его угадать.

А бывают и случаи, когда необходимо запрятать дырочку либо сделать накид. Тогда исполняют СП, вследствие чему вязание получается больше плотное.

  • Чтобы не получить грустный итог по окончании работы, выбирайте пряжу и инструменты такие же, какие указаны в изложении;
  • Держите под рукой крючок, дабы подхватывать утраченную петелечку;
  • При применении в вязании СП к пряже специальных требований нет - возьмите такую же, из которой бы вы связали полотно обыкновенными петлями. Присутствие в рисунке этих элементов на расход пряжи влияет тоже незначительно
  • В различных схемах обозначения СП отличаются. В изложениях их порой именуют «изнаночными за заднюю стенку» и «лицевыми за заднюю стенку». Следственно перед началом вязания наблюдательно изучите схему и изложение, удостоверитесь, что вы все положительно осознали в них, связав маленький пример (размером приблизительно 15х15 см);
  • Не беритесь сразу за плетение трудных пророческой: вашим первым изделием должно быть что-то дюже примитивное, как бы шарфика.

Ну вот, сейчас вы знаете, как исполнять скрещенные изнаночные и лицевые петли, и сможете с легкостью применить свои умения на практике. Если же вам было сложно осознать изложение, испробуйте поучиться с поддержкой видео-уроков в интернете.

Главное, не отступайте, практикуйте и радуйте вещами ручной вязки себя, своих родных и близких. Творческих вам фуроров и вдохновения!

Давайте разберём саму основу вязания, а именно поговорим о петлях. И начнём с лицевых петель. Каждая петля состоит из четырёх частей: передняя стенка, дуга, задняя стенка, протяжка. Расстояние между петлями образует петельный шаг. Такое строение петли позволяет её провязывать двумя способами: за переднюю стенку или за заднюю стенку. Рассмотрим оба эти способа подробнее. Различие этих способов состоит только в том, как вводить спицу для захвата рабочей нити: справа налево или слева направо.


Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку.

Этот способ вывязывания лицевой петли считается классическим. Именно его чаще всего имеют в виду в литературе по вязанию. Как правило, если нужно использовать другой способ для вывязывания петли, то это специально оговаривается. Если оговорок в описании вязания нет, то применяют этот способ: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку.

2. Исходное положение:

3. Перед тем как связать первую петлю, снимаем не провязывая крайнюю петлю - кромочную.

4. Затем вводим рабочую спицу в следующую петлю слева направо. Далее захватываем рабочую нить с указательного пальца левой руки и протягиваем её в петлю. У нас получилась новая петля, которую мы располагаем на правой спице рядом с краевой. Петлю на левой спице, через которую мы протягивали нить, снимаем со спицы. Таким образом мы провязали лицевую петлю за переднюю стенку.

7. Повторяя пункты со 2-го по 6-й необходимое количество раз, Вы получите вязанное полотно из лицевых петель. Такая вязка получила название платочной вязки из лицевых петель, связанных за передние стенки.

Вывязывание лицевой петли за заднюю стенку.

Теперь рассмотрим другой способ провязывания лицевой петли – провязывание за заднюю стенку. Этот способ получил название бабушкиной лицевой петлёй. Хотя в литературе его ещё называют прямой петлёй; петлёй провязанной за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить; и т.п. Все эти названия условны и которое из них наиболее удачно сказать сложно – кому какое название больше нравиться.

Когда используется данный способ провязывания петли, то это специально оговаривается. Если оговорок нет, то используют первый способ.

Провязывание петель бабушкиным способом образует более плотное полотно, нежели при вязке петель первым способом.

1. Наберите на спицы петли начального ряда любым понравившимся Вам способом.

2. Исходное положение:

Возьмите спицу с набранными петлями в левую руку (левая спица), в другую руку возьмите пустую спицу – она будет рабочей или правой спицей. Нить, идущую от клубка, располагаем на указательном пальце левой руки и зажимаем между указательным и средним пальцами, далее она проходит между безымянным и мизинцем.

3. Перед тем как связать первую петлю, снимаем, не провязывая крайнюю петлю - кромочную.

Крайняя петля снимается следующим образом: в крайнюю петлю вводим рабочую спицу справа налево и переводим на неё петлю. Нить при этом остаётся лежать на указательном пальце левой руки. Крайнюю петлю всегда снимают не провязывая, если не оговаривается иное. (Более подробно о способах провязывания кромочных петель вы можете прочитать ).

4. Затем вводим рабочую спицу в следующую петлю справа налево, располагая рабочую спицу за левой спицей. Далее захватываем рабочую нить с указательного пальца левой руки и протягиваем её в петлю. У нас получилась новая петля, которую мы располагаем на правой спице рядом с краевой. Петлю на левой спице, через которую мы протягивали нить, снимаем со спицы. Таким образом мы провязали лицевую петлю за заднюю стенку.

5. Проделайте пункт 4 со всеми оставшимися петлями начального ряда. Таким образом у Вас образовался первый ряд. Левая спица у Вас освободилась и теперь она станет рабочей правой спицей.

6. Теперь приступаем к провязыванию второго ряда. Для этого возьмите рабочую спицу в правую руку, а спицу с работой возьмите в левую руку и поверните противоположной стороной к себе.

7. Повторяя пункты со 2-го по 6-й необходимое количество раз, Вы получите вязанное полотно из лицевых бабушкиных петель. Такая вязка получила название

Давайте разберём саму основу вязания, а именно поговорим о петлях. Здесь мы разберём основные правила вязания изнаночных петель. Каждая петля состоит из четырёх частей: передняя стенка, дуга, задняя стенка, протяжка. Расстояние между петлями образует петельный шаг. Такое строение петли позволяет её провязывать несколькими способами. Рассмотрим два способа провязывания изнаночной петли подробно - это классическая и бабушкина изнаночные петли. Классическая и бабушкина изнаночные петли отличаются друг от друга способом захвата рабочей нити. Вязание классическим способом даёт вязку менее плотную, чем вязание бабушкиным способом.

Вывязывание изнаночной петли классическим способом.

Этот способ вывязывания изнаночной петли считается классическим. Именно его чаще всего имеют в виду в литературе по вязанию. Как правило, если нужно использовать другой способ для вывязывания петли, то это специально оговаривается. Если оговорок в описании вязания нет, то применяют этот способ. Такое вывязывание изнаночной петли соответствует вязанию лицевой петли классическим способом.

2. Исходное положение:

3.

Один из способов снятия кромочной петли: в крайнюю петлю вводим рабочую спицу справа налево и переводим на неё петлю. Нить при этом остаётся лежать на указательном пальце левой руки. Крайнюю петлю всегда снимают не провязывая, если не оговаривается иное.

4. Затем вводим рабочую спицу в следующую петлю справа налево, при этом рабочая нить остаётся перед спицей. Далее захватываем рабочую нить, обвивая её рабочей спицей против часовой стрелки. Образовавшийся виток на спице протягиваем в петлю. У нас получилась новая петля, которую мы располагаем на правой спице рядом с краевой. Петлю на левой спице, через которую мы протягивали нить, снимаем со спицы. Таким образом, мы провязали изнаночную петлю классическим способом.

7. Повторяя пункты со 2-го по 6-й необходимое количество раз, Вы получите вязаное полотно из изнаночных петель. Такая вязка получила название платочной вязки из изнаночных петель, связанных классическим способом.

Вывязывание изнаночной петли бабушкиным способом.

Теперь рассмотрим другой способ провязывания изнаночной петли. Этот способ получил название бабушкиной изнаночной петли.

Когда используется данный способ провязывания петли, то это специально оговаривается в инструкции по вязанию. Если оговорок нет, то используют первый способ.

1. Наберите на спицы петли начального ряда любым понравившимся Вам способом.

2. Исходное положение:

Возьмите спицу с набранными петлями в левую руку (левая спица), в другую руку возьмите пустую спицу – она будет рабочей или правой спицей. Нить, идущую от клубка, располагаем на указательном пальце левой руки и зажимаем между указательным и средним пальцами, далее она проходит между безымянным и мизинцем.

3. Перед тем как связать первую петлю, снимаем не провязывая крайнюю петлю - кромочную.

Один из способов снятия кромочной петли: в крайнюю петлю вводим рабочую спицу справа налево и переводим на неё петлю. Нить при этом остаётся лежать на указательном пальце левой руки. Крайнюю петлю всегда снимают не провязывая, если не оговаривается иное(Более подробно о способах провязывания кромочных петель вы можете прочитать ).

4. Затем вводим рабочую спицу в следующую петлю справа налево , при этом рабочая нить остаётся перед спицей. Далее подводим рабочую нить под конец правой спицы и втягиваем её в петлю. У нас получилась новая петля, которую мы располагаем на правой спице рядом с краевой. Петлю на левой спице, через которую мы протягивали нить, снимаем со спицы. Таким образом, мы провязали изнаночную петлю бабушкиным способом. Такая изнаночная петля соответствует провязыванию лицевой петли бабушкиным способом.

5. Проделайте пункт 4 со всеми оставшимися петлями начального ряда. Таким образом у Вас образовался первый ряд. Левая спица у Вас освободилась и теперь она станет рабочей правой спицей.

6. Теперь приступаем к провязыванию второго ряда. Для этого возьмите рабочую спицу в правую руку, а спицу с работой возьмите в левую руку и поверните противоположной стороной к себе.

7. Повторяя пункты со 2-го по 6-й необходимое количество раз, Вы получите вязанное полотно из изнаночных бабушкиных петель. Такая вязка получила название платочной вязки из изнаночных бабушкиных петель.

Так, часто в литературе условно обозначается изнаночная петля.

Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей; с утолщенным или ажурным краем; с бахромой; из сдвоенных петель и т. д. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки.

Способ1. Набор петель начального ряда из одной нити ‑ воздушные петли (рис.1)

В правую руку возьмите конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажмите в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместите ее на указательном.

Введите спицу острием на себя под нить на указательном пальце. Образовавшуюся петлю сбросьте с указательного пальца и затяните на спице. Все остальные петли набирайте точно так же, стараясь затягивать их с одинаковым усилием.

Этот способ обычно применяют, когда нужно получить очень тонкий край трикотажного полотна (полезные советы по вязанию).

Попробуйте набрать им 20-30 петель.

Способ 2. Набор петель начального ряда из двух нитей (рис.2)

Пожалуй, это самый распространенный способ.

Нить от клубка поместите в левую ладонь (рис. 2.1). Длина, свисающего конца должна быть вдвое больше ширины полотна, для которого набирают петли. Обведите нить вокруг большого пальца левой руки против часовой стрелки (рис. 2.2), затем положите нить на согнутый указательный палец и далее зажмите ее в левой ладони вместе с концом нити (рис.2.3).

Две спицы, сложенные вместе, введите под нить с внутренней стороны большого пальца (рис.2.4), повернув спицы вправо, захватите нить с указательного пальца (рис.2.5) и протяните в петлю на большом пальце (рис. 2.6).

После этого сбросьте петлю с большого пальца, тут же подведите его под нить и, раздвигая большой и указательный пальцы в противоположные стороны, туго затяните петлю на спицах (рис. 2.7) - образовалась 1-я петля.

Теперь, не сбрасывая нитей с пальцев, отведите влево большой палец левой руки, отчего на нем получится петля (рис.2.8). Со стороны ладони введите спицы в эту петлю снизу вверх (под переднюю нить), захватите нить с указательного пальца и протяните ее в петлю.

Рисунок 2.1

Рисунок 2.5

Рисунок 2.2

Рисунок 2.6

Рисунок 2.3

Рисунок 2.7

Рисунок 2.4

Рисунок 2.8

Затем повторите те же движения, что и при образовании 1-й петли, на спицах получилась 2-я петля. Следующие петли выполняйте так же, как 2-ю. Чтобы нижняя цепочка (основание петель) не перекручивалась вокруг спиц, указательным пальцем правой руки придерживайте каждую новую петлю. Для тренировки наберите 30-40 петель.

Способ 3. Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой (рис. 3)

Набирают петли на 2 спицы точно так же, как при способе 2, с той лишь разницей, что конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывают вдвое (нить, лежащая на указательном пальце, остается прежней толщины). При таком наборе петли начального ряда получаются толщиной в одну нить, а нижняя цепочка - в 2 нити.

Утолщенный край используют для моделей из мохера, для укрепления нижней кромки трикотажного полотна в повседневной одежде и т. д.

С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.

Лицевые петли

Строение лицевой петли (рис. 4) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).

Способ 1. Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку

Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе. Вязание лицевыми и изнаночными часто используется для игрушек, посмотрите, например, такое вязание мыши .

Упражнение 1. Платочное вязание из лицевых петель, вывязанных за передние стенки

Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т. д. Опытные вязальщицы сами придумывали красивые узоры спицами .

Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую - рабочую спицу (правая).

Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем.

Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю - кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 4.1) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой).

В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор.

Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по одной с каждой стороны вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.

После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис.4.2) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.

Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см; вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).

Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным - 29.

Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами из одного и того же количества петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства.

Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.

Упражнение 2. Платочное вязанье полоску . Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте спице.

Способ 2. Вывязывание лицевой петли заднюю стенку («бабушкина» лицевая петля)

«Бабушкины» лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п.

Все названия условны, и, которое из них можно считать наиболее удачным сказать трудно.

Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки.

Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна (стенки петель у основания перекрещены).

1-й ряд и все последующие - лицевые петли.

Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 4.3) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую.

«Бабушкиными» лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.

Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы к уроку 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.