Обряды, обычаи и традиции русского народа уходят корнями в далёкие старинные времена. Многие из них значительно видоизменились со временем и потеряли свой сакральный смысл. Но есть и такие, которые до сих пор имеют место быть. Рассмотрим некоторые из них.

Календарные обряды русского народа уходят корнями еще во времена древних славян. В то время люди возделывали землю и растили скот, поклонялись языческим идолам.

Вот некоторые из обрядов:

  1. Жертвенные обряды богу Велесу. Он покровительствовал скотоводам и земледельцам. Перед посевом урожая люди выходили в поле, надев чистые наряды. Украшали головы венками, в руках держали цветы. Самый старый житель деревни начинал сеять и бросал первое зерно в землю
  2. Сбор урожая тоже был приурочен к празднеству. Абсолютно все жители деревень собирались у поля и приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Мужчины начинали вспахивать первую полосу земли, а женщины в это время собирали зерно и собирали его в снопы. В конце сбора урожая накрывали стол с щедрым угощением, украшали его цветами и лентами
  3. Масленица - календарный обряд, который дошел и до наших дней. Древние славяне обращались к богу солнца Ярилу с просьбой послать богатый урожай. Пекли блины, водили хороводы, сжигали знаменитое масленичное чучело
  4. Прощеное Воскресенье - самый важный день масленицы. В этот день люди просили прощения у близких и родственников, а также сами прощали все обиды. После этого дня начинался Великий пост.

Несмотря на то, что Масленица потеряла свой религиозный смысл, люди до сих пор с удовольствием принимают участие в массовых празднествах, пекут блины и радуются наступившей весне.

Святочные традиции

Невозможно не сказать о святочных ритуалах, которые остаются актуальными и по сей день. Они традиционно проводятся с 7 января по 19 января в период с Рождества до Крещения.

Святочные обряды следующие:

  1. Коляда. Молодежь и дети ходят по домам ряженые, а жильцы угощают их сладостями. Сейчас колядуют редко, но традиция пока еще не изжила себя
  2. Святочные гадания. Молодые девушки и женщины собираются группами и устраивают гадания. Чаще всего это ритуалы, которые позволяют узнать, кто станет суженым, сколько родится детей в браке и прочее
  3. А 6 января перед Рождеством на Руси варили компот с рисом, стряпали вкусную выпечку и забивали скот. Считалось, что эта традиция помогает привлечь богатый урожай весной и обеспечить семью материальным благосостоянием

Сейчас святочные обряды утратили свое магическое таинство и используются в основном для развлечения. Лишний повод повеселиться в компании подруг и друзей - устроить групповое гадание на суженого, нарядиться и поколядовать в праздники.

Семейные обряды на Руси

Семейным обрядам уделялось большое значение. Для сватовства, проведения свадьбы или крещения новорожденных использовались специальные ритуалы, которые свято чтили и соблюдали.

Свадьбы, как правило, назначали на время после успешного сбора урожая или крещения. Также благоприятным временем для обряда считалась неделя, наступающая после светлого праздника Пасхи. Молодожёнов женили в несколько этапов:

  • Сватовство. Для того, чтобы сосватать невесту жениху, все близкие родственники с обеих сторон собирались вместе. Обсуждали приданое, где будет жить молодая пара, договаривались о подарках на свадьбу
  • После того, как благословение родителей было получено, начиналась подготовка к торжеству. Невеста с подружками собирались каждый вечер и готовили приданое: шили, вязали и ткали одежду, постельное белье, скатерти и прочий домашний текстиль. Пели грустные песни
  • В первый день свадьбы невеста прощалась с девичеством. Подружки пели грустные обрядовые песни русского народа, прощальные плачи - ведь девушка с этого момента оказывалась в полном подчинении мужа, никто не знал, как сложится ее семейная жизнь
  • Согласно обычаю, во второй день свадьбы новоиспеченный муж вместе с друзьями отправлялся к теще на блины. Устраивали бурное застолье, заходили в гости ко всем новым родственникам

Когда в новой семье появлялся ребенок, его следовало обязательно крестить. Обряд крещения проводили сразу после рождения. Требовалось выбрать надежного крестного - этот человек нес большую ответственность, практически наравне с родителями, за судьбу младенца.

А когда малышу исполнялся год, у него на темечке выстригали крест. Считалось, что этот обряд дает ребенку защиту от нечистой силы и сглаза.

Когда ребенок подрастал, он был обязан ежегодно в Сочельник навещать крестных с угощением. А те, в свою очередь, одаривали его презентами, угощали сладостями.

Смотрите видео про обряды и обычаи русского народа:

Смешанные обряды

Отдельно стоит рассказать о таких интересных обрядах:

  • Празднование Ивана Купалы. Считалось, что только с этого дня можно было купаться. Также в этот день цвел папоротник - тот, кто отыщет цветущее растение, откроет все сокровенные тайны. Люди разводили костры и прыгали через них: считалось, что пара, перепрыгнувшая, держась за руки, через огонь, будет вместе до самой смерти
  • С языческих времен дошел и обычай поминать покойников. За поминальным столом обязательно должно было стоять богатое угощение и вино

Следовать древним традициям или нет - дело каждого. Но можно не возводить их в культ, а отдавать дань уважения предкам, их культуре, истории своей страны. Это касается религиозных обычаев. Что касается развлекательных мероприятий, типа Масленицы или празднования Ивана Купалы - это лишний повод повеселиться в компании друзей и второй половинки.


Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год обязательно приносил крестным кутью и другое угощение, а крестный одаривает его в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный.

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

Знаешь ли ты традиции своего народа?

Социологическое исследование о традициях народа предполагалось сделать несколько шире и приурочить его к масштабным программам (в частности, «Год национальных сказок»). Однако пока мы решили ограничиться пилотным исследованием, разведкой почвы, так сказать.

Данная тема весьма интересна в любом ключе и ракурсе. Особенно для полиэтнического Северного Кавказа, где веками проживали сотни разных народов и где сплетена не одна культурная ветвь. В регионе, в котором проживают рядом сотни больших и малых народов, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям.Узнать, к какой культуре себя относят читатели детской библиотеки и как выстраивать комплектование в соответствии с запросами – не менее важная задача.

Анкета была разработана по нескольким блокам и ключевым позициям: знание о традициях и обычаях своей культуры; отношение к культуре и традициям другого народа; интересы в отношении своей и чужой культуры. Всего в анкете было 26 вопросов, не считая вопросов о возрасте и поле («паспортичка»).

Всего было опрошен 31 человек. Из них 23 девочки и 8 мальчиков. Средний возраст опрошенных – 13 лет.

Большинство опрошенных читателей библиотеки являются русскими по национальности, двое назвали себя славянами, один – армянином, один – осетином. Это несколько сузило рамки данного исследования и позволило говорить в большинстве своем лишь о русских традициях и культуре. Хотя они столь разнообразны, что включают в себя богатый сплав обычаев.

Под словом «традиция» респонденты понимают следующее:

· «традиция» объединяет в себе всё перечисленное – 11 чел.

· то, что переходит или перешло от одного поколения к другому – 10 чел.

· определённые нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. – 5 чел.

· обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д.) – 3 чел.

· определённый уклад жизни, идущий из глубокой древности – 3 чел.

Таким образом, треть респондентов считает, что традиция вмещает в себя всё многообразие понятий, треть – что это нечто переходящее от поколения к поколению. Часть голосов было отдано другим ответам.

Читатели библиотеки считают, что традицией того или иного народа является:

· национальные праздники, обряды и обычаи – 14 чел.

· всё вместе – 14 чел.

· национальная кухня, язык – 2 чел.

· национальные костюмы, танцы, песни, сказки – 1 чел.

Таким образом, часть респондентов склоны считать традицией народа праздники, обряды и обычаи, часть – всё вместе взятое. Несколько человек выбрали другие варианты ответа.

Респонденты считают, что изучение традиций и обычаев ведет к:

· знанию и пониманию культуры своего народа – 21 чел.

· любви к своей Родине – 6 чел.

· культурному развитию – 7 чел.

· ни к чему не ведёт – 0 чел.

Большая часть опрошенных считает, что знакомство с традициями и обычаями народа может привести к пониманию культуры своего народа. Часть считает, что таким образом формируется любовь к Родине и расширяются рамки культурного развития человека.

Что такое традиции народа – музейная редкость или спящая реальность, которая может снова стать актуальной, зримой, действенной? Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции – своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа.

Один из ключевых вопросов анкеты: знают ли респонденты традиции своего народа:

· да, знаю хорошо – 8 чел.

· немного знаю – 18 чел.

· не знаю – 5 чел.

Большая часть опрошенных знакомы с традициями своего народа, но не настолько хорошо, чтобы быть в этом гуру. 5 человек вовсе не знакомы со своей культурой. Лишь восемь человек хорошо знают традиции своей культуры. Это может говорить о недостаточных знаниях, получаемых и усваиваемых детьми в семье, школе, библиотеке – важнейших социальных институтах, призванных знакомить подрастающее поколение с культурой страны.

Из традиций своего народа дети вспоминали следующие:

· Масленица (блины, сжигание чучела) – 6 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· песни – 3 чел.

· колядки – 3 чел.

· кухня, рецепты – 3 чел.

· разные праздники – 3 чел.

· танцы, пляски, хороводы – 3 чел.

· обряд «хлеб да соль» – 2 чел.

· сказки – 2 чел.

· Ивана Купала – 1 чел.

· варить борщ – 1 чел.

· христианские праздники – 1 чел.

· религиозные праздники – 1 чел.

· воспитательные праздники – 1 чел.

· ярмарки – 1 чел.

· гостеприимство – 1 чел.

· святцы – 1 чел.

· костюмы – 1 чел.

· обряды – 1 чел.

· вешать подкову над дверью – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Таким образом, несколько детей назвали Масленицу, Пасху, Рождество и Новый год – наиболее известные у русского народа праздники, сохранившиеся в том или ином виде с давних времен. Впрочем, к традициям народа можно отнести не только праздники, и дети вспоминали также о песнях, костюмах, обычаях, культах, ярмарках, гостеприимстве. Также были упомянуты традиционные современные праздники – 8 марта и 23 февраля – хотя их нельзя в полной мере отнести к культуре нашего народа. А вот праздник Иван Купала, обряд «хлеб да соль», такое блюдо национальной кухни как борщ имеют прямое отношение к нашей культуре и приятно, что молодое поколение об этом не забывает.

Конечно, хотелось бы, чтобы дети лучше знали лучше свои традиции. Но, к сожалению, это общероссийская традиция, подтверждающаяся другими исследованиями: из двух десятков русских традиций подрастающее поколение способно вспомнить и назвать от силы две-три (в частности, Масленицу, коляды, Иван Купалу). И ещё, к сожалению: традиции остаются в основном в литературе, в книгах, без них традиции и обряды в народе воспроизводятся слабо.

Стоит немного рассказать об упомянутом обряде вешания подковы над дверью. Считать подкову символом счастья было принято еще в Древнем Египте. Причем объяснение этому было весьма простое: все лошади, запряженные в колесницу фараона, имели на копытах золотые подковы. При передвижении экипажа фараона по улицам подковы иногда терялись, и находившие их люди становились если не счастливыми, то богатыми уж точно. С тех пор традиция хранить дома подкову перешла ко многим народам. Чаще всего считалось, что ее необходимо прибить у входа в жилище: или над дверью, или к порогу.

Особо почитаемыми традициями респонденты посчитали следующие:

· семейные традиции (гостеприимство, хлебосольство, уважение старших и др.) – 14 чел.

· религиозные традиции (Рождество, Пасха, Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Песах и др.) – 16 чел.

· культурные традиции (народные песни, праздники, пословицы, рецепты, сказки, колядки, хороводы, ярмарки и др.) – 11 чел.

· образовательные (быт, ремёсла, профессии и др.) – 5 чел.

· воспитательные (уважение к предкам, нравственные и моральные идеалы – патриотизм, коллективизм, честность, добросердечность) – 8 чел.

Наблюдается примерно равное распределение ответов, с небольшим уклоном в пользу религиозных праздников, которые можно считать наиболее устойчивыми в традициях того или иного народа.

Ответы на вопрос о том, в каких праздниках принимали участие респонденты, показали:

· Масленица – 10 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· Коляда – 1 чел.

· на свадьбе – 2 чел.

· во многих – 2 чел.

· на дне рождения – 1 чел.

· в религиозных праздниках – 1 чел.

· ни в каких – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Треть респондентов ответили, что участвовали в Масленице, часть – праздновали Рождество и Пасху. Несколько человек запомнили празднование Нового года. Другие ответы не так популярны. Треть респондентов не дали ответа.

Национальный язык – важнейшая часть культуры народа. Процессы, происходящие с ним, влияют на весь спектр народных традиций, их устойчивость и развитие.

По мнению опрошенных, язык того народа, который они представляют (а это чаще всего русский):

· развивается – 15 чел.

· деградирует – 15 чел.

· его уже нет – 1 чел.

Таким образом, мнения о судьбе языка разделились – половина считает, что он развивается, половина – что деградирует. Лишь один человек выбился из общей массы и сказал, что не о том идет спор – языка уже давно нет в живых.

Респонденты отмечали, что особенно им нравится в своей национальной культуре:

· сказки – 19 чел.

· пословицы, поговорки, загадки – 12 чел.

· игры – 5 чел.

· другое (сказки, гостеприимство) – 2 чел.

Гордость за традиции своего народа – хорошее качество. Когда есть и кем гордиться, это усиливает национальное самосознание, позволяет говорить о силе традиций. На вопрос «Гордишься ли ты традициями своего народа?» респонденты ответили так:

· очень горжусь – 16 чел.

· отношусь с уважением, но не более – 13 чел.

Таких, кто не гордится своими традициями, не выявлено, есть те, кто относится к ним с разной степенью любви и уважения. До фанатизма здесь, наверное, тоже не стоит доходить.

Традиции народа отражены не только в песнях, сказаниях, верованиях и обычаях. Культура в разных ее проявлениях, входит в наш дом и в нашу жизнь с колыбелью мамы, с бабушкиных сказок. Традиции устойчивым образом закреплены в национальной литературе, которая должна быть широко представлена в библиотеках. Респонденты, отвечая на вопрос про прочитанные ими книги о своем народе, отметили, что читали:

· сказки – 9 чел.

· былины – 4 чел.

· о войне – 2 чел.

· мне всё рассказывала моя бабушка – 2 чел.

· "Слово о полку Игореве" – 1 чел.

· "Давид Сасунский" – 1 чел.

· "История древней Руси" – 1 чел.

· "Культура и обычаи на Руси" – 1 чел.

· "Древняя Россия" – 1 чел.

· фольклор – 1 чел.

· рассказы – 1 чел.

· учебник истории – 1 чел.

· никакие – 1 чел.

Большинство читали сказки, а также былины, в которых, наверное, наиболее выпукло и доступно показаны традиции народа. Остальные отмечали как общие рассказы, так и конкретные книги – например, "Культура и обычаи на Руси" , "Слово о полку Игореве", "Давид Сасунский". Последняя книга представляет собойсредневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении , ныне в Турции ) против арабских захватчиков.

При этом те книги, которые хотелось бы прочитать, назвали немногие:

· не знаю 3 чел.

· многие 2 чел.

· древние традиции 2 чел.

· история России – 2 чел.

· сказки – 1 чел.

· как развивался наш народ – 1 чел.

· любые (увлекаюсь историей) – 1 чел.

· "Великие русские полководцы" – 1 чел.

· о верности, любви, уважении – 1 чел.

· книги о старорусских племенах – 1 чел.

· все, которые существуют – 1 чел.

Таким образом, видна заинтересованность в исторической литературе, с которой хотели бы ознакомиться читатели. Например, ребята хотели бы подробнее узнать о русских племенах и великих полководцах. Однако есть потребность у подрастающего поколения и в иной литературе: о любви, верности, уважении, сказках.

На вопрос, поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа, респонденты ответили следующим образом:

· да, мы по мере сил сохраняем свои традиции – 18 чел.

· в нашей семье об этом часто забывают – 5 чел.

· мы давно потеряли связь с прошлым – 1 чел.

· затрудняюсь ответить – 7 чел.

Ответы свидетельствуют, что по мере сил в семьях опрошенных сохраняются традиции, часть опрошенных заявила, что в их семьях об этом иногда забывают, часть – затруднилась ответить.

С данным вопросом коррелирует и следующий, о том, можно ли забыть свои традиции? Респонденты считают, что:

· да, иногда так происходит – 17 чел.

· сильные традиции всё равно переживут тяжёлые времена – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Опрошенные считают, что иногда традиции могут оставаться лишь в прошлом, предаваться забвению. Однако довольно весомая часть наших читателей считает по-другому, отмечая, что сильные традиции, несмотря на все катаклизмы, идеологию и общественное мнение, переживут века и останутся в культуре народа.

На вопрос стоит ли знать и следовать традициям своего народа, респонденты ответили:

· да, это поможет моему народу сохраниться и пережить века – 19 чел.

· нет, это совсем не обязательно – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

По мнению большинства респондентов, людям стоит сохранять традиции своего народа, поскольку это будет способствовать сохранению культуры во времени и укрепит корни народа. В то же время, часть опрошенных высказала мнение, что сохранять традиции совсем не обязательно, часть – затруднилась с ответом.

Следующий вопрос: «Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?»

· да – 18 чел.

· нет – 5 чел.

· затрудняюсь ответить – 8 чел.

Большинство опрошенных считает, что традиции, своим происхождением обязанные прошлому, вполне могут противоречить взглядам на жизнь современных людей. И этому есть немало примеров (достаточно вспомнить ношение в Европе и др.). Значительно меньше респондентов считает иначе.

На вопрос о том, могут ли у народа появляться новые традиции, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 4 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных считают, что с течением времени у того или иного народа могут появляться новые традиции.

В вопросе о том, можно ли отнести к традициям присущие народу качества, респонденты высказались следующим образом:

· да, можно так утверждать – 14 чел.

· нет, это не совсем верно – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

В целом мнение по этому поводу можно разделить на положительное и отрицательное, однако чуть больше тех, кто относит к традициям присущие народу качества: лень, хлебосольство, гостеприимство, педантичность и т.д.

В следующем вопросе была возможность согласиться или поспорить с мнением писателя Евгения Кулькина о том, что «Умрет традиция – умрет народ». Опрошенные высказались так:

· да – 18 чел.

· нет – 8 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, большинство респондентов поддержали позицию писателя про опору народа на свои традиции. Менее трети не согласились с данным мнением.

В конце анкеты мы попросили респондентов высказать свое мнение в отношении культуры и традиций других народов – аккуратно, взвешенно, чтобы никого не оскорбить и не задеть.

Один из вопросов – о знакомстве читателей библиотеки с традициями других народов, в том числе кавказских. Опрошенные ответили так:

· да, немного знаю – 16 чел.

· нет, но хочу знать – 10 чел.

· мне бы со своими традициями разобраться… – 5 чел.

В мире существует множество стран, культур, традиций. Интересно, что из этого разнообразия знают читатели детской библиотеки. Вот что они отвечали:

· выкуп невесты – 2 чел.

· традиции мусульман – 2 чел.

· Рамадан – 2чел.

· Курбан-Байрам – 1 чел.

· День благодарения – 1 чел.

· поедание блинов на Масленицу – 1 чел.

· смена караула в Лондоне – 1 чел.

· бразильские карнавалы – 1 чел.

· танец с корзиной на армянской свадьбе – 1 чел.

Таким образом, из традиций других народов наиболее известными являются мусульманские традиции и обычаи. Из других традиций респонденты вспомнили День благодарения – государственный праздник в и отмечает начало Великого поста , а также армянскую свадьбу , где несколько женщин с красиво оформленными белыми свадебными корзинами начинают танцевать прямо во дворе и образуют танцевальный хоровод, в ходе которого каждая свадебная корзина в танце обменивается на красивый подарок.

Также была отмечена красивая церемония смены караула в Лондоне (эта традиция начинается в 1660 году). Это красивейшее театрализованное действо можно наблюдать не только у Букингемского дворца (хотя именно эту церемонию чаще всего показывают по телевизору), но и еще в нескольких местах Лондона. Денег за лицезрение старинного ритуала, как и за многое другое в Лондоне, платить не нужно. Главное прийти пораньше и занять лучшие места. Суть церемонии состоит в замене старой охраны на новую. Длится церемония 45 минут и проходит под звуки оркестра.

На вопрос о том, хотел бы ты познакомиться с культурой и традициями других народов, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 7 чел.

То есть большая часть опрошенных желает подробнее ознакомиться с культурой и традициями других народов, узнать про обычаи других стран.

На вопрос, с какой именно культурой ты хотел бы познакомиться, опрошенные ответили так:

· русской культурой – 5 чел.

· культурой и традициями народов Кавказа – 7 чел.

· европейской культурой – 19 чел.

· другой – 3 чел.

Большинство хотело бы познакомиться с культурой европейских стран, поскольку, видимо, считает ее близкой к русской. С русской культурой и традициями народов Кавказа хотело бы познакомиться значительно меньше читателей библиотеки. Среди других вариантов: египетская, американская и китайская культура.

Следующий вопрос: могут ли традиции одного народа входить в противоречие с традициями другого народа? Ответы респондентов показали следующее:

· да – 22 чел.

· нет – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Большинство респондентов считает, что одни традиции могут противоречить других, если речь идет о разных культурах. И таких примеров также немало, поскольку в мире великое множество культурных традиций, обычаев, которые могут поняты и восприняты иначе.

Последний вопрос: как ты относишься к обычаям народов, проживающих рядом с тобой? Распределение ответов:

· хорошо, если они не входят в противоречие с традициями моего народа – 14 чел.

· уважаю, но отношусь равнодушно – 15 чел.

· не принимаю – 2 чел.

Мнения на этот счет разделились, однако лишь двое из опрошенных не принимают традиции другого народа, остальные относятся к другим традициям либо хорошо, либо равнодушно.

В целом исследование показало, что основную этническую группу читателей детской библиотеки составляют русскоязычные граждане, относящие себя к русской культуре и в той или иной степени знакомые с русскими традициями. Однако есть представители и других культур, в том числе народов Кавказа.

Читатели неплохо знают основные русские традиции (во всяком случае, основные – те, которые известны, разрекламированы, поддерживаются в семьях). В то же время, у ребят есть определенный недостаток знаний о своей культуре, в связи с чем читатели хотели бы ближе познакомиться с книгами по истории, культуре России и других стран. Привлекает внимание читателей культура других стран, в особенности европейских.

Библиотеке стоит обратить внимание на подобные тенденции, организовать соответствующие выставки, сделать закупки интересных книг по данной тематике, чтобы удовлетворить интерес подрастающего поколения в изучении традиций различных народов мира и помочь ребятам лучше узнать о людях, живущих вместе с нами в нашем общем Доме – на планете Земля.

Для того чтобы для маленького ребенка понятия «Родина» и «Россия» не стали абстрактными, основной упор необходимо делать на знакомство детей с историческим и культурным прошлым малой родины. Это должно происходить в процессе приобщения детей ко всем видам народного искусства, в том числе и к фольклору, бытовавшему на территории родного края.

Наша страна огромна, ее населяют множество разных людей, которые могут отличаться друг от друга ростом и телосложением, разрезом глаз и цветом кожи, традициями фольклором. Примеры народов России может привести даже обычный среднестатистический школьник, и в этом нет ничего удивительного, так как родной край изучается во всех учебных заведениях Российской Федерации.

Данная статья направлена на то, чтобы раскрыть самые неизвестные и в тоже время действительно интересные данные про обычаи и традиции народов России. Читатель получит массу полезных фактов, благодаря которым впоследствии ему станет проще понимать тех, кто так же, как и он, именуется россиянином.

На самом деле особенности народов России (по крайней мере некоторых из них, например, проживающих на Крайнем Севере) не могут не удивлять даже самых искушенных и опытных путешественников. Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Этнический состав народов России. Общая информация

Насколько велика и необъятна наша страна, настолько разнообразно и могуче население, проживающее в ней. Недаром во времена Советского Союза в паспортах была строка "Национальность". Союз распался, и все же Российская Федерация по-прежнему остается многонациональным государством, где под одним небом живут более сотни народов.

Согласно регулярно проводимым переписям населения можно утверждать, что коренные российские народности составляют порядка 90% жителей, из них 81% - русские. Сколько же в России проживает народов? Ученые-этнографы утверждают, что ответить однозначно на данный вопрос не получится, а в своих докладах они, как правило, объединяют коренные народы страны в группы, близость которых выражается не только географически, но и культурно-исторически. Всего на территории страны насчитывают более 180 исторических общностей. Религии народов России также учитываются при отборе.

При таком обилии представителей этноса огромной страны, нельзя не обратить внимание на весьма малочисленные народы, чьи культура и быт зачастую находятся на грани исчезновения. Неумолимые факты в большинстве случаев указывают именно на то, что численность народностей, о которых большинство из нас даже не слышало, постепенно сокращается. Именно поэтому правительство нашей страны приняло вполне логичное решение рассказывать про обычаи и традиции народов России подрастающему поколению еще с начальных классов общеобразовательной школы. Вначале все это подается в виде сказок и легенд, а чуть позже, с 7-8 класса, ученики более подробно знакомятся с бытом и культурой.

Малоизвестные жители огромной страны

Существуют такие представители народов России, о которых вы даже не слышали. Не верите? И зря. Хотя надо сказать, что на самом деле их немного. Описание народов России, сумевших сохранить свою культуру, традиции, а самое главное веру и уклад, заслуживают отдельного внимания.

Водлозеры

Далеко не всем известно о том, что сегодня в Карелии живут озерные люди или так называемые водлозеры. Правда, до наших дней сохранилось всего пять деревень, жителей же насчитывается не более 550 человек. Их прародителями были переселенцы из Москвы и Новгорода. Несмотря на это в Водлозерье до сих пор чтутся славянские обычаи. Например, в лес путь заказан, если предварительно не задобрить его хозяина - лешего. Каждый охотник обязательно должен сделать подношение: отнести убитое животное в дар.

Семейские

Примеры народов России будут неполными, если не упомянуть про семейских. Они своим бытом как бы олицетворяют жизнь допетровских времен. Эти представители народов России считаются старообрядцами, некогда заселившими Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». Согласно переписи 2010 года население составляет 2500 человек. Уникальная их культура до сих пор первозданна, т. е. мало, что изменилось со времен их предков. Ежегодно в эти места съезжаются ученые со всех уголков земного шара для того, чтобы изучать ремесла народов России. Кстати, далеко не всем известно то, что деревенским семейским домам насчитывается на сегодняшний день уже более 250 лет.

Русскоустьинцы

Своим появлением народность обязана Переселенцы из казачества и поморов некогда создали здесь свою субэтническую группу. Несмотря на тяжелые условия жизни им, пусть и частично, удалось сохранить культуру и язык.

Чалдоны

Именно так сибиряки прозвали первых русских переселенцев XVI века. Такое же название носят их потомки. Сегодня уклад чалдонов очень похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность их выражается также в том, что язык, внешность, культура совершенно не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как это ни печально, чалдоны, как и другие малые народы, постепенно вымирают.

Затундренные крестьяне

Они считаются потомками восточных поморов. Это очень дружелюбные люди, активно вступающие в контакт с окружающими. Для них характерны уникальные в своем роде культура, вера и традиции. Правда, в 2010 году к затундренным крестьянам себя причислили всего 8 человек.

Исчезающие народы страны: ханты и манси

Родственные народы, ханты и манси, некогда были величайшими охотниками. Слава об их отваге и мужестве долетала до самой Москвы. Сегодня оба народа представлены жителями Ханты-Мансийского округа. Изначально территория близ бассейна реки Обь принадлежала хантам. Племена манси начали заселять ее лишь в конце XIX века, после чего началось активное продвижение народов в северные и восточные части региона. Неслучайно вера, культура, уклад их жизни строился на основе единения с природой, ведь ханты и манси вели преимущественно таежный образ жизни.

Эти представители народов России не имели четкого разграничения между животным и человеком. Природа и животные всегда стояли на первом месте. Так, народам было запрещено селиться близ мест, обжитых зверем, а в рыболовстве не использовались слишком узкие сети.

Почти каждое животное было почитаемо. Так, согласно их верованиям, медведица родила первую женщину, а огонь подарил Великий Медведь; лось - символ благополучия и силы; а бобру они обязаны тем, что именно благодаря ему ханты пришли к истокам реки Васюган. Сегодня ученые обеспокоены тем, что нефтяные разработки могут самым негативным образом повлиять не только на популяцию бобров, но и на образ жизни целого народа.

Эскимосы - гордые жители севера

Эскимосы прочно обосновались на территории Чукотского автономного округа. Это, пожалуй, самый восточный народ нашей страны, происхождение которого остается спорным по сей день. Зверобойный промысел являлся основным видом деятельности. До середины XIX века копье с наконечником и поворотный гарпун из кости были главными орудиями для охоты.

Приводя примеры народов России, нельзя не отметить, что эскимосов почти не затронуло христианство. Они верили в духов, изменения состояния человека, явления природы. Создателем мира считался Силъа - творец и хозяин, следящий за порядком и почитанием обрядов предков. Седна, посылала эскимосам добычу. Духи, приносящие несчастья и болезни, изображались карликами или, наоборот, великанами. Шаман, обитал почти в каждом поселении. Как посредник между человеком и злыми духами он заключал мирные союзы, и какое-то время эскимосы жили в спокойствии и мире.

Всякий раз, когда рыбная ловля была удачной, устраивались промысловые праздники. Также организовывались торжества в честь начала или завершения охотничьего сезона. Богатый фольклор, необыкновенная арктическая культура (резьба и гравировка по кости) лишний раз доказывают уникальность эскимосов. Достояние народов России, в том числе и их, можно увидеть в столичных этнографических музеях.

Знаменитые оленеводы России - коряки

Рассказывая о том, сколько в России проживает народов в данный момент, нельзя не упомянуть коряков, обитающих на Камчатке и У данного народа все еще прослеживаются черты охотской культуры, существовавшей в первом тысячелетии новой эры. В корне все изменилось в XVII веке, когда началось становление корякско-русских связей. Коллективизм - основа быта этого народа.

Их мировоззрение связано с анимизмом. Это означает, что они достаточно долгое время одушевляли все вокруг: камни, растения, Вселенную. Также в их обычаях имел место шаманизм. Поклонение священным местам, жертвоприношения, культовые предметы - все это лежит в основе культуры коряков.

Все корякские праздники были и остаются сезонными. Весной оленеводы отмечают праздник рогов (кильвей), а осенью - день забоя сохатых. В семьях, где рождались близнецы, устраивался волчий праздник, поскольку новорожденные считались родственниками этих хищников. На всех мероприятиях четко прослеживалось активное подражание животным: в танцах, пении. В последние годы проводится политика по сохранению наследия и достояния уникального корякского народа.

Тофалары - исчезающая народность Иркутской области

Описание народов России невозможно без тофаларов, этноса численностью более 700 человек, который дислоцируется на территории Иркутской области. Несмотря на то что большинство тофаларов - православные, шаманизм сохраняется и по сей день.

Основная деятельность этих людей - охота и оленеводство. Некогда излюбленным напитком было молоко сохатых, которое пили кипяченым или добавляли в чай. До тех пор, пока тофалары не стали оседлым народом, их жилищем был конический чум. В последнее время чистокровность народа утрачивается. Однако и культура древних тофаларов сохранились до сих пор.

Самобытный и гордый народ - арчинцы

Сегодня арчинцы - небольшая этническая группа, которая при переписи 1959 года была причислена к аварцам. Несмотря на данный факт самобытность и консервативный образ жизни этого народа позволили сохранить свой язык. Современные арчинцы почитают свою культуру, у многих из них есть высшее образование. Однако в школах преподавание ведется только на аварском языке.

То, что арчинцы владеют аварским языком, еще раз доказывает их принадлежность к крупной, социально значимой нации. Жизнь народа не подвергается глобальным изменениям. Молодежь не стремится уезжать из сел, а смешанные браки - большая редкость. Хотя, безусловно, постепенная утрата традиций происходит.

Сколько народов в России, столько и традиций. Например, празднуя торжество, арчинцы не елку наряжают, а надевают шубы-накидки и папахи из овчины и начинают танцевать лезгинку под аккомпанемент зурны, барабана и кумуза.

Последние из народа водь

Продолжим приводить примеры народов России. Население народа водь едва насчитывает 100 человек. Проживают они на территории современной Ленинградской области.

Водь - православные. Однако, несмотря на это, пережитки язычества все же имеют место быть: так, в начале XX века прослеживался анимализм - поклонение деревьям, камням. Обряды свершались согласно календарным дням. Накануне праздника Ивана Купалы разжигали костры, а девушки принимались гадать. На устраивались коллективные пиршества и ритуальный лов рыбы. Первую пойманную рыбу жарили, а затем опускали обратно в воду. Выбор партнера для води ложился полностью на молодых. Сватовство, в отличие от нынешнего, делилось на два этапа: собственно, сватовство, когда невеста и жених обменивались залогами, и табаки, когда уже сваты курили табак и кушали пироги.

Во время подготовки к свадьбе часто можно было услышать обрядовые причитания. Любопытно, что свадьба до XIX столетия была "двухконечной": после бракосочетания жених отправлялся праздновать к себе со своими гостями, собственно, то же делала и невеста. А до середины XIX века во время свадебного обряда невесте брили волосы на голове, как бы символизируя переход в новый этап - этап замужний жизни.

Нивхи - жители Хабаровского края

Нивхи - народ, расположившийся на территории Численность составляет более 4500 человек. Кажется, что это не так и много, если принимать во внимание, сколько народов в России проживает на данный момент, однако, все, как говорится, познается в сравнении, например, с народом водь. Нивхи говорят как на нивхском, так и русском языках. Считается, что именно они являются потомками древнего населения на Сахалине.

Традиционными промыслами считаются рыболовство, охота и собирательство. Кроме того, собаководство было одним из главных занятий нивхов. Они не только использовали собак как транспортное средство, но и питались ими, а из собачьих шкур шили себе одежду.

Официальная религия - православие. Тем не менее вплоть до середины XX века сохранялись традиционные верования. Например, культ медведя. Медвежий праздник сопровождался убоем животного, выращенного в клетке. Бережное отношение к природе, рациональное использование ее даров в крови нивхов. Богатый фольклор, прикладное искусство, знахарство по сей день передаются из уст в уста.

Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа

Малочисленнее народа, чем селькупы, не сыскать на всем Севере. Согласно последней переписи населения их численность составляет всего 1700 человек. Название данного народа происходит непосредственно от этногруппы и переводится как "лесной человек". Традиционно селькупы занимаются рыболовством и охотой, а также оленеводством. До XVII века, то есть до тех пор, пока русские купцы не освоили сбыт, активно развивалось ремесленное дело, ткачество.

Традиции России - невероятно яркие и колоритные, которые россияне с радостью соблюдают. Большая часть традиций страны были сформированы в процессе соединения христианских празднований и языческих верований. Они немного отличаются в зависимости от региона страны, но в целом - едины в своем роде. Как известно, в России большая часть жителей исповедует христианство православного образца. По-этому огромное количество праздников являются именно православными. Россияне часто используют церковный календарь для того, чтобы четко соблюдать все установки своей церкви. На самом деле. мало не каждый день является каким-то праздником или днем поминания святого. Именно по этой причине календарь помогает ориентироваться в них, и предписывает, в какой день полностью отказаться от работы, а в какой можно исполнять некоторые дела.

Как и для всех христиан, одним из важнейших праздников русских являются Рождество и Пасха. Это в большей степени семейные праздники, которые отмечают в кругу семьи. Рождество открывает годовой цикл православных праздников, и начинается не седьмого января, а еще шестого вечером. Это так называемый Сочельник, когда встречают благую Звезду. По традиции, в Сочельник готовят двенадцать постных блюд, и проводят его только в семейном кругу. Уже на уровне суеверия существует правило, согласно которому нельзя проводить этот вечер вне дома. По верованиям русских, тот, кто проведет его в дороге, так же в дороге проведет весь преследующий год. На Рождество традиционно религиозные россияне идут в церковь, а после ночной службы отмечают этот светлый праздником за семейным столом. В этот день молодежь начинает ходить по домам и петь колядки - традиционные рождественские песни. Они наряжаются в национальный костюм, а также могут переодеваться в более веселые костюмы для театрализованных постановок. Обязательными героями таких действий является Коляда и Овсень - это мифические герои, появление которых в доме принесет хозяевам достаток и послужит сбору богатого урожая в тот год. Рождество открывает цикл так называемых зимних святок, которые будут проходить двадцать дней вплоть до Крещения. В этот период принято ходит в гости, веселится, а также существует обычай, согласно которому дети носят святую вечерю (ужин) свои крестным родителям.

В России можно увидеть невероятно интересное явление, при котором языческие традиции очень тесно переплелись с христианскими. Так, Пасху традиционно тоже празднуют в кругу семьи. Обязательными элементами праздника являются крашеные вареные куриные яйца, и паска - праздничный сладкий хлеб. Но важно, что эти элементы появились только в XII веке, до этого они не использовались в христианстве. Дело в том, что эти атрибуты были обязательными в языческих обрядах встречи весны, и символизировали солнце. Так же россияне очень любят праздновать Ивана Купала. Это летнее празднование фактически не поменяло обычаи еще с языческих времен. В этот день, седьмого июля, молодежь веселится, гадает на своих будущих возлюбленных, а также прыгает парами через костер. Купала был одним из самых популярных традиций язычников, и по-этому праздник не утратил актуальность до сегодняшних дней.

Множество традиций можно увидеть на русских свадьбах. Интересно, что современные свадьбы в этой стране выглядят как неповторимое соединение европейских традиций (бросание букета невестой, а подвязки женихом), православных обычаев и языческих обрядов. Перед свадьбой обязательно происходит обряд сватовства, где семьи договариваются о том, что их дети будут жениться. Запрещено, чтобы жених увидел до свадьбы свою невесту в полном облачении. Когда новобрачные выходят из дому, бьют посуду - это на счастье, а также осыпают их монетками и зерном - это на достаток. На свадьбе в конце невесту "покрывают", это когда ее свекровь снимает фату и одевает платок, как символ того, что теперь она замужняя женщина, и на нее не должны заглядываться другие мужчины. Существует также веселая традиция, по которой зять должен обмыть теще ноги водкой, и одеть новые сапоги.