Любовь как тема искусства и философии, психологической и социологической, медицинской и сексологической литературы, гендерных исследований, публицистики, бытовых коммуникаций между людьми и т.п. является одним наиболее распространенных предметов интеллектуальных и эмоциональных рефлексий раз­ного жанра 1 .

Однако собственно культурологических исследований, где бы любовь анализировалась как одно из значимых явлений человеческой культуры, как ни странно, очень мало. Культурологи предпочитают изучать не любовь как таковую, а именно те или иные виды рефлексий на нее (чаще всего художественных и философс­ких) 2 .

Более того, как мне кажется, этот необъятный вал рефлексий фактически заслоняет собой саму любовь как явление человеческой жизни и уводит интерес ученых от самой любви к тому, что про любовь написали Шекспир, Кант, Пушкин, Соловьев, Толстой и т.п. Видимо, нет нужды доказывать, что сама любовь отнюдь не сводится к тому, что о ней сказали Шекспир или Кант, тем более, что далеко не все авторы высказываний на эту тему относятся к корифеям мировой культуры. Не будем забывать и про то, что основная масса нецензурных и циничных высказываний, тоже сосредоточена в основном вокруг любовно-эротической темы. Но это как раз стало объ­ектом достаточно интересных и серьезных исследований в области мифологии и социальной жаргонистики 1 .

В чем же собственно заключается культурологический подход к этому вопросу? Прежде всего, в том, что любовь анализируется как сложный биокультурный комплекс, выражающийся в определенных психологических состояниях, социальных отношениях, семиотических формах своего внешнего выражения, а так же в бесконечных рефлексиях (интеллектуальных, эмоциональных и пр.), о которых уже шла речь. Наверное, в человеческой жизни нет другого такого явления, о котором говорили, писали, размышляли и т.п. столько же, сколько о любви. Для того, чтобы этот необъятный по объему материал как-то проанализировать, мне придется дифференцировать его на пласты: эротико-эмоциональный, семиотический, социальный и, конечно же, рефлексивный (куда теперь от него денешься).

1. Эротико-эмоциональная основа любви

Здесь имеются в виду как физиологические и психологические, так и культурные аспекты, формирующие любовь как специфическое отношение двух людей друг к другу 2 .

Наш известный социал-антрополог Э.А.Орлова как-то в приватной беседе высказала следующую версию возникновения любви. У каждого человека время от времени (естественно, в молодом возрасте намного чаще, чем в пожилом) по каким-то внутренним биологическим причинам наступает период нарушения адреналинового баланса в крови. Это состояние резко повышает половую потребность, и человек начинает внимательно изучать свое окружение (часто специально расширяя круг общения), как бы сканируя окружа­ющих людей и стремясь найти представителя про­тивоположного пола, в данный момент страдающего таким же нару­ше­нием адреналинового баланса. В случае, если такой потенциальный партнер обнаружен и чисто человеческое сближение с ним проходит успешно, отношения между этими людьми принимают любовный характер. В подтверждение этой теории приводилась масса примеров, когда между людьми, хорошо знакомы­ми на протяжении долгого времени и годами поддерживавшими сугубо дружеские отношения, эти отношения на каком-то этапе без всяких видимых причин быстро превращались в любовные и даже могли привести к браку.

Не возражая против подобного объяснения актуализации половой потребности и возникновения сексуальных отношений (которые, кстати, далеко не всегда перерождаются в эмоционально-любовные), я не нахожу здесь оснований для той высокой индивидуальной избирательности и тщательности, проявляемой в выборе партнера, которая отличает именно любовные отношения.

Мне представляется, что в основе этой избирательности лежат преимущественно следующие факторы:

Эротическая привлекательность партнера (в социальных слоях, которые можно назвать отстающими по своему интеллектуально-культурному и образовательному уровню, это сводится к соответствию партнера модному в настоящее время сексуальному имиджу и стилю поведения; в более развитых и образованных слоях существенную роль играют также и индивидуализиру­ющие, оригинальные черты личности партнера);

Интеллектуально-культурная близость между партнерами (общность интересов, ценностных ориентаций, общекультурной эрудиции, иногда – это общность образования или профессии и т.п.);

Социальная адекватность (принадлежность партнеров к единой иди близким социальным стратам; несмотря на распространенные сейчас социальные мезальянсы между представителями разных сословий и социокультур­ных групп, как правило, такие дуэты оказываются неустойчивыми и весьма недолговечными; к тому же социальный мезальянс обычно означает отсут­­ст­вие должной интеллектуально-культурной близости);

Психологическая совместимость (это очень коварный фактор, который на ранней стадии романа может не играть большой роли, но с момента начала совместной жизни его значимость неуклонно взрастает, хотя он является обстоятельством, более или менее компенсируемым);

Фактор практической осуществимости альянса (очень многие складывающиеся пары не могут выдержать некоторых чисто технических препятствий, которые возникают в лице вмешивающихся в их отношения родителей, отсутствия места для совместной жизни или хотя бы интимных встреч, дефицита свободного времени, а также финансовых сложностей, наличия сопер­ников и т.п.) 1 .

В связи с проблемой индивидуального выбора и его эротических оснований возникает традиционный вопрос о возможности платонической любви, вообще лишенной сексуального компонента. Я думаю, что при каких-то экстраординарных обстоятельствах отсутствие сексуального компонента может психологически замещаться какими-то другими факторами. Но в обычных обстоятельствах – это ненормальная ситуация, чреватая скорым крахом отно­шений. Мы живем уже в XXI веке, прошли через «сексуальную революцию» 1970-х гг., существенные достижения движения феминизма ХХ века, и современная культура любви уже существенно отличается от эпохи «тургеневских девушек», будучи гораздо более «раскованной» в вопросах интимных отношений.

Другое дело, что многие молодые девушки влюбляются и даже выходят замуж, не испытывая выраженной потребности в половой близости с избранником. Как ни парадоксально, но при всей эмоциональности такой влю­бл­ен­ности она фактически является формой чисто дружеской привязанности. Не будем забывать, что дружба между мужчиной и женщиной (в ее эмоциональном аспекте) очень мало отличается от любви. А точнее – только отсутствием сексуального компонента. В этой связи можно сказать и так: любовь – это друж­ба плюс секс (а вот секс без дружбы – это уже вид спорта). Поэтому подобное замужество или любовничество «по дружбе» могут развиться в полноценную любовь лишь по мере развертывания всего комплекса интимных отношений в альянсе.

Очень важной и плохо объяснимой чертой любви является необычайно высокий накал эмоций, особенно характерный для стадии ухаживания и первого периода любовных отношений. Впрочем, из литературы и социальной практики мы знаем и немало примеров того, когда такой высокий накал эмоций сохраняется длительное время и при совместной жизни. Видимо, в любовном дуэте каждой конк­ретной пары присутствует множество черт и деталей, сугубо индивидуальных именно для данной пары и не являющихся широко распространенными.

Можно объяснить эту неординарную эмоциональность остротой страс­ти, силой сексуального влечения, и я думаю, что это значимый компонент подобной эмоциональности. Есть объяснение, согласно которому все сводится к психологической потребности в успехе, любовной победе, завоевании предмета своей страсти. Возможно, что в каких-то случаях дело обстоит имен­но так, хотя в этом проскальзывают и некоторые моменты шизоидальности (не путать с шизофренией как заболеванием).

Мне представляется, что в статистическом большинстве случаев столь высокая эмоциональность любви строится на совершенно ином основании, а именно на поиске собственной востребованности и очень высокой психологической значимости этой обретенной востребованности для человека. Заявления типа: «Я люблю сам и не нуждаюсь во взаимности» – не более, чем игра. На самом деле именно взаимность, т.е. не только твоя потребность в любимом человеке, но в еще большей мере его потребность в тебе и лежит в основе столь высокой любовной эмоциональности и особенно ревности. Не про­с­­то остаться одному, но – главное – никому не нужным – это очень большой психологический стресс для человека.

Я думаю, что это одна из очень показательных черт социальности человека, его потребности во взаимодействии с социальным окружением, но в данном случае выплеснутая в сферу сугубо при­ватной личной жизни. Кстати, в основе глубокой и верной дружбы лежит по существу тот же принцип – востребованности. Поэтому потеря близкого друга бывает не меньшим горем, чем потеря любимого. Собственно любимый – это и есть близкий друг, с которым тебя связывает еще и сексуальная близость, общие дети и т.п.

Важным компонентом эротико-эмоционального пласта любовной куль­туры является уровень соответствия в типах сексуального поведения каждого из партнеров. Понятие «тип сексуального поведения» означает довольно сло­ж­ный комплекс, как эротических намерений человека, так и его практической «раскованности» и технических умений в данном вопросе. От степени сочетаемости этих типов, свойственных каждому из партнеров (или, говоря иначе, от сочетания их эротических склонностей), в немалой мере зависит уровень сексуальной удовлетворенности каждого (как в чисто физиологическом, так и особенно в психологическом плане), а отсюда – устойчивость и длительность альянса, склонность к изменам или отсутствие этого и т.п. Традиционно типы сексуального поведения делились на мужские и женские, но одной из побед движения феминизма стало устранение (в основном) подобного деления в современной культуре любви.

В принципе этих типов довольно много: от инертно-пассивного до жестко агрессивного (свойственного обоим полам); они различаются прежде все­го уровнем сексуальной ак­тивности, интенсивностью (по крайней мере, на уровне готовности), воспитанной с детства стеснительностью, допустимыми техническими формами интимных контактов (то, что раньше называлось степенью распущенности) и т.п. Эти типы не обязательно должны совпадать, они могут и органично дополнять друг друга. Главное, чтобы оба партнера были довольны сложившимся альянсом. Впрочем, тип сексуального поведения, как правило, яв­ляется лишь продолжением в постели типа социального поведения в межли­ч­ностных отношениях в целом. Так или иначе, этот аспект представляется абсолютно культурным по своему происхождению, обусловленным традици­ями культуры любви, свойственной тому или иному народу, результатом домашнего воспитания, социального происхождения, начитанности и другими формами художественной эрудированности и пр.

Не будем забывать о том, что у каждого народа исторически складывается свой высоко специфичный комплекс компонентов культуры любви, который у одних народов является сравнительно динамичным и склонным к саморазвитию (или заимствованию чего-то из других культур), у других народов, напротив глубоко традиционным. Не менее сложной дифференцированностью культура любви обладает у разных социальных страт, сословий, профессиональных групп.

Я рассмотрел в этой части только несколько вопросов эротико-эмо­ци­онального пласта культуры любви; те, которые, на мой взгляд, являются в на­ибольшей мере культурогенными. Разумеется, только этим проблема не исчерпывается.

Шестикрылый серафим с веткой сакуры

Галина Зайцева

Наши консультанты:

Инга Яновская, мастер Дао

Анда, психолог

А вы замечали, что в разных странах любят по-разному? Где-то без ласки любимого и дня не прожить, где-то спокойно любят на расстоянии, где-то на звезды вместе глядеть важнее, чем сексом заниматься. Я решила разобраться, в чем различие всех этих любовей и какую из них мне бы хотелось выбрать лично для себя.

Европа. «Люблю всем сердцем»

Любовь зарождается на уровне инстинкта «я тебя хочу» и превращается в страстную и всепоглощающую, способную все смести на своем пути. Трубадуры и галантные французы придумали, как выражать любовь в изящной форме, и составили правила ухаживания за дамой, актуальные до сих пор. Нужны они для того, чтобы нас не захлестнуло потоком чувств и мы не завершили свои дни, как Ромео и Джульетта. Юные герои встретились, восхитились, возбудились и обвенчались -- исключительно для того, чтобы без угрызений совести отдаться плотской страсти, причем обоим наплевать на недовольство родни -- они хотят быть вместе. В конце трагедии, на накале чувств, юные супруги убивают себя. А могли бы чуточку успокоиться, подождать -- и жить счастливо!

Западному варианту любви свойствен великолепный эгоизм и наплевательское отношение к окружающим – «любовь всегда права -- и если весь мир против меня, тем хуже для мира». В легенде про Тристана и Изольду король поручил верному рыцарю доставить к нему его нареченную. Рыцарь случайно выпил вместе с красавицей любовный напиток, оба воспылали запретной страстью -- и все клятвы верности сюзерену оказались побоку.

Для западного образца любви реальные достоинства любимого человека особого значения не имеют. Главное -- твои прекрасные ощущения. Остальное по поговорке: «Любовь зла -- полюбишь и козла». Особым шиком считается любить не за что-то, а вопреки всему. Когда один из моих знакомых заметил, что любит свою Инессу за хорошую фигуру и за сочетание непосредственности и деликатности, нескольких его собеседниц сразу перекосило: «Раз ты знаешь, за что любишь, -- это вовсе и не любовь!»

Кто главный

Главную роль играет мужчина. Он ухаживает и демонстрирует женщине все свои достоинства -- поэтический дар, чувство юмора, бицепсы, кошелек, в рестораны ее водит, на яхте катает. Женщина убеждается в его ценности и отдается ему.

Роль секса

Основная. Запад -- это христианство. А в христианстве секс считался делом постыдным, и оправдывал его только брак. Ну ладно, на худой конец -- потрясающая любовь. Все запретное принимает сверхценное значение: если про секс и думать нельзя, то от мыслей о нем не избавиться. Невозможно секс просто так получить -- любовью его оправдаем. Многие мои знакомые -- и женщины, и мужчины, уверены, что секс без любви гадок, и только большое и светлое чувство превращает «эту гадость» в нечто возвышенное. То есть секс сам по себе -- скотство, а с любовью -- занятие для шестикрылых серафимов.

Понятно, что при таком отношении к сексу самое важное в отношениях любящей пары -- сексуальные забавы: лови момент, пока светлое чувство не сгинуло и все еще освящает ваш секс. А как только «любовь с крышесносом» проходит -- секс сразу тускнеет и меркнет.

В чем изюминка

Западная любовь восхитительна, так как позволяет забыть про все неприятности. Вы с любимым абсолютно счастливы -- но не до гроба, а до сексуального насыщения. А потом глаза открываются, и ты видишь не сказочный образ, а реального человека. Иногда он тебе нравится -- и любовь продолжается, иногда -- нет, и чувство гаснет. Поэтому некоторые любящие пары предпочитают глаза не открывать, с любимым не сближаться.

Герои изумительного романа Ремарка «Триумфальная арка» Жоан и Равик искренне и сильно любят друг друга, но ничего о себе не рассказывают, потому что не хотят знать, каков на самом деле второй человек, какая у него жизнь. У актрисы Жоан есть любовники, которые ее содержат, -- Равик предпочитает об этом не знать, так как у него нет денег. Равик -- беженец из фашистской Германии и пережил столько, что впору фильм ужасов ставить, -- Жоан раздражают его страшные воспоминания. В конце романа героиня погибает. Красавицу жалко. Но понимаешь: если бы она не умерла, то они бы расстались, как только поближе бы познакомились.

+ Между Западом и Востоком. Любить по-русски

Любовь в России сильно отличается от европейской. В Средние века ее считали «дьявольским ухищрением», не питали никакого к ней пиетета, и только в 1802 году писатель Николай Карамзин ввел в обиход слово «влюбленность» для обозначения всем знакомого состояния, когда людей разного пола влечет друг к другу. Здесь не было ни рыцарей, ни дам, ни трубадуров. И любовь до сих пор какая-то не очень складная получается.

Традиция русской любви почти всегда надрывно-несчастная и основанная на жалости и страдании -- причем, как правило, не мужчина жалеет слабую и хрупкую женщину, а сильная и достойная женщина жалеет противненького, вредненького или порочного мужчину. Как в романах Достоевского -- кроткая Сонечка Мармеладова из жалости любит убийцу Раскольникова, красивая и умная Аглая -- сумасшедшего и беспомощного князя Мышкина. И ладно бы русская красавица парня пожалела, надоумила и в жизнь вставила. Прискорбно, но в примерах великой русской любви такого нет -- он продолжает пить, бездельничать и гулять. А она все ему прощает.

Александр Пороховщиков, известный российский актер, так рассуждает о любви: «Я живу в любви с самого детства и не признаю ничего, кроме нее. Только любовь спасает. У меня замечательная жена -- Ирка... Ни одна женщина в мире не сравнится с русской. Она тебе и жена, и любимая, и б...дь, и враг, и друг, но она тебе еще и мать! Возьмет твою лысую голову, положит ее к себе на колени, а ты чувствуешь, что и ее грудь уже рядом -- тебе чуть ли и молочка уже не хочется. И пригреешься. Где это в мире еще видано, чтобы пьяный муж бил жену в лицо сапогом, а она утрется и тащит своего алкоголика домой, моет и укладывает спать?!» У меня волосы дыбом встают от такое «умилительного» рассказа о взаимной любви мужчины и женщины. А взрослый и вроде бы неглупый мужчина ею гордится. И жену себе нашел на тридцать лет моложе. Ира в него с пятнадцати лет влюблена. Он ее и пинал, и из дому гнал, и изменял ей -- а она все тут как тут со своею большой любовью. Женился он на ней, когда она уже и надежду потеряла. Детей у них нет -- он сам жене за ребенка и второго рядом не потерпит! Воспитывают вместе собаку. Зато он подарил жене участок на Луне...

Кто главный

Женщина -- любовь строится на ее жалости и терпении.

Роль секса

В такой любви секса мало -- как-то затруднительно жалеть мужчину, сопли ему утирать и предаваться с ним самозабвенной страсти. Из жалости можно его к своему телу допустить. Но не более.

В чем изюминка

Она затягивает, как наркотик, обоих любящих. Мужчина получает мощную порцию материнского всепрощения, чтобы с чистой совестью творить свои безобразия, упоенно в них каяться и вновь получать «благословение». А женщина наслаждается переживанием своей святости, кротости, нужности, своего величия. Ведь ее любовник без нее пропадет! Неважно, что ей отпущено в сто раза больше талантов, чем ему, -- его пожалеть надо, ибо он убогий и только по убожеству -- злобненький. И я без особого труда могу представить себе сладкий ад этой великой любви-жалости с экстазом очищающих слез и объятий.

Отдельно

Ни с чем несравнима легкость и практичность французской любви, отточенная веками галантности: пары расходятся, сходятся и не таскают за собой стопудовую гирю вопроса «кто виноват?». У Натали, жены кандидата в президенты Франции Николя Саркози, дамы «за пятьдесят», был 48-летний любовник. Она оставила супруга после того, как тот добился президентского поста, и вышла замуж за любимого мужчину. А президент не гонялся за старлетками и несовершеннолетними проститутками, а влюбился в красивую и независимую женщину средних лет. И женился на ней. Какая элегантная любовная рокировка -- ну кто, кроме французов, способен без взаимных оскорблений и судов так стильно выйти из старой любви и встретить новую?

Китай. «Ты у меня -- в печенках»

Основана не на физической страсти, а на привязанности, возникает не сразу, длится долго и соединяет людей накрепко. Она ничего не затмевает, глаза на объект любви не закрывает и блаженства неземного не вызывает, так как трезва и рациональна. И живет не в переменчивом сердце, а в надежной и стойкой печени -- задача которой отделять хорошее от плохого.

В знаменитом китайском сказании про любовь юная Чжу Интай мечтает учиться, но в школу принимают только мальчиков, и она уговаривает отца, богатого и знатного чиновника, отпустить ее на учебу, переодетой в мужское платье. Папа уступает. В школе она знакомится с юношей Лян Шаньбо, отличником из бедной семьи. И думает: «Хорошо бы с ним подружиться -- он милый, исполнительный и будет помогать мне в учебе!» Они встречаются на занятиях, вместе делают уроки и дружат целых три года. Чжу влюбляется в Лян Шаньбао. И после окончания школы раскрывает другу свое инкогнито. Юноша понимает, что любил ее всегда, и делает ей предложение. Ее родители отказывают ему из-за его бедности. Он умирает от горя. Чжу Интай как послушная дочь соглашается выйти замуж за выбранного родителями богатого жениха. Свадебный кортеж проезжает мимо могилы ее возлюбленного. Девушка подбегает к могиле. Земля перед нею расступается. Красавица бросается вниз, и в небо взвиваются два мотылька. Все понимают, что души Лян Шань Бо и Чжу Интай соединились навеки.

Как далека эта история от трагедии про Ромео и Джульетту! Красавица обуреваема не плотскими страстями, а жаждой знаний. Она прекрасно видит, чем ей нравится новый друг -- умом, прилежанием и хорошим характером. Здесь нет никакого «с неба молнией шарахнуло, мозги вынесло, в постель бросило». Героиня -- не наседка и не суперсамка, а личность, равная по знаниям и интересам любимому мужчине. И еще -- три года между ними не было секса. Да, безусловно, сексуальное притяжение ощущалось -- как радость случайных прикосновений. Но -- никакой страсти. Они слились в одно целое за годы совместной учебы, как двое супругов с большим стажем брака, и мечтали всегда быть вместе -- как верные друзья. Но слово старших для обоих было законом. Никакого тайного брака, побега, внебрачного секса. Проще умереть, чем сражаться с общественным мнением. И герои тихо и без скандала прощаются с жизнью.

И какой бы религии китайцы ни придерживались -- буддизма, даосизма или конфуцианства, в любви у них преобладают ровные дружеские отношения и какое-то совместное дело.

Кто главный

Оба -- как два вола в одной упряжке.

Роль секса

Незначительна. Секс в культуре Китая никто не запрещал и постыдным не называл. И незачем было впадать в безумную любовь, чтобы его получить. На столиках в комнатах зажиточных китайцев лежали альбомы с изображением разных сексуальных поз -- как у нас лежат глянцевые журналы, чтобы гости в ожидании обеда не скучали и расширяли свой эротический кругозор. Безусловно, искусство секса ценилось. Высокая потенция при традиционном многоженстве и обилии наложниц возводилась в культ. Женщин надлежало удовлетворять, чтобы они не злились, не болели и рожали крепких детей.

Любопытный факт рассказал гид-историк из Пекинского императорского дворца: почти все китайские императоры жили недолго, так как надрывали свое здоровье на ниве удовлетворения и осеменения сотен жен и тысяч наложниц. Каждый вечер беднягу императора накачивали тонизирующими настоями и снаряжали в путь по дамским покоям. Он работал как многостаночник -- на износ, а ему все подливали стимулирующего зелья. А потом обессилевший повелитель Поднебесной добирался до комнаты своей любимой женщины и хотел, чтобы она его нежно приласкала, песню спела, поговорила о хорошем и уложила спать. И в его сердце царила не та дама, которая была лучше всех в сексе, а та, с которой ему было радостно и спокойно.

В чем изюминка

Китайская любовь может показаться скучной -- но если уж тебя такой любовью полюбили, то надолго, если не навсегда. Любимый мужчина никаких иллюзий насчет твоих недостатков не питает и принимает тебя вместе с ними.

+ Япония. «Я бы хотел с тобою умереть»

Оказывается, любовь придумали японские женщины. Пока мужья воевали, жены изучали словесность и писали книги о том, как должны вести себя влюбленные. Автором классического средневекового романа о принце Гэндзи, в котором излагалась наука страсти нежной, с наставлениями для мужчин была прекрасная придворная поэтесса Мурасаки Сикибу -- по нашим меркам все равно как если бы главным редактором «Плейбоя» стала женщина. И воинственные самураи взяли на вооружение женские романы и стали руководствоваться в искусстве любви женскими указаниями.

Поэтому классическая японская любовь чрезвычайно эстетична и гармонична. Я бы сказала, что она живет в голове -- ее могли испытывать только утонченные люди, знающие толк в музыке, искусстве каллиграфии, в литературе и поэзии. Представь себе легенду о любви, в которой рыбак находит у моря наряд лунной девы и в ответ на просьбу нагой красавицы вернуть платье требует не исполнения трех желаний и не ночи любви, а только одного -- чтобы она в воздухе для него станцевала. Дева выполняет свое обещание и улетает, а рыбак остается, раненный любовью к ней и преисполненный благодарности за увиденную красоту.

И еще одна особенность японской любви впечатляет до озноба: ритуал самоубийства влюбленных. В Японии самоубийство никогда не считалось грехом -- убивая себя, человек всего лишь открывает дверь в новое воплощение. И суицид влюбленных, которые по каким-то причинам не могли жить вместе, рассматривался как своеобразный посмертный брак. Мужчина своей рукой убивал любимую, а потом себя. Если случайно спасалась женщина -- яда мало было, или петля оборвалась, или рана оказалась не смертельной, -- ее прощали. Но выживший после заключения «посмертного брака» мужчина считался полным ничтожеством, жизнь его превращалась в пытку и ему следовало как можно быстрее уйти в мир иной вслед за любимой.

Кто главный

Женщины. А точнее -- гейши: утонченные и образованные, предназначенные для любви, но не для секс-услуг. Сексом занимались проститутки. Гейша дарила мужчине прекрасные любовные переживания. Она окутывала его нежностью, услаждала беседой -- то возвышенной, то фривольной, развлекала музыкой и танцами. С избранным героем гейша уединялась в своих покоях. Она поворачивалась к нему спиной и чуть опускала голову, закалывая на темени длинные волосы и обнажая шею. Он любовался ее затылком -- самой сексуальной, по мнению японцев, частью женского тела. А потом нежно касался ее шеи губами. Секс мог произойти или нет. Он был не главным в этом свидании, насквозь пронизанном изысканной романтикой.

Роль секса

Вспомогательная -- на сексе никого «не клинило». Еще в начале прошлого века богатый японец имел нескольких жен, приезжал к ним, но постоянно жил в отдельном доме. Жены в его отсутствие могли принимать у себя других мужчин -- и никто их за это не душил, как Отелло Дездемону.

В чем изюминка

Утонченность и красота. Ты обращаешь внимание мужчины, как прекрасен свет осенней луны, пробивающийся через бамбуковую штору в вашу спальню. И он счастлив от того, что любуется миром вместе с тобою. Эта любовь загорается от сходства взглядов и внутреннего мира. Дорогу к ней не пробивает взрывом сексуальной страсти, как бывает в европейской традиции. Решиться на нее и открыться другому очень страшно -- голова ясная, страстью не задурманенная, и ты думаешь: «Если меня оттолкнут, я этого не переживу!» Может, поэтому в современной Японии так много одиночек.

А еще меня пленяет японское ритуальное восхищение парой, прожившей вместе до глубокой старости. Про них говорят – «аиои», что означает «рожденные и стареющие вместе». Так называются сосны-близнецы. Они растут из одного корня, стоят вплотную, без зазора, и стремятся ввысь, не сплетаясь стволами.

+ Индия. «С кем живу -- того люблю»

Я знакома с двумя индийскими парами. Обе -- из США. В первой муж и жена сочетались классическим браком: родители подобрали для девушки жениха, они встретились, понравились друг другу и поженились. И 23-летняя невеста, и 25-летний жених утверждают, что до свадьбы хранили целомудрие. Во второй паре он и она познакомились в университете и вступили в брак на последнем курсе. После завершения учебы муж получил работу в Тайване, жена осталась в Калифорнии. Встречаются «налетами» -- раз в месяц. Недавно у них родился сын. Что между этими парами общего? Они счастливы в браке. Это тихое и сдержанное счастье тихой и сдержанной любви. Но его не скроешь -- видно, с какой нежностью они смотрят друг на друга и как легко приходят к согласию. Индийцы говорят: «Вы выходите замуж за тех, кого любите, а мы любим тех, за кого выходим замуж».

Индийская любовь далека от того жгучего романтизма, которым мы ее наделяем. Принц Курум, который потом стал великим падишахом и построил Тадж-Махал, полюбил вовсе не базарную танцовщицу, как говорят европейские путеводители, а свою двоюродную сестру Муртаз Махал, и вовсе не с первого взгляда -- он знал ее с детства. Он женился на кузине, когда ему исполнилось двадцать, а ей -- четырнадцать. И еще пять лет терпеливо ждал, пока астрологи позволят ему войти в ее спальню. Любимая родила ему четырнадцать детей и умерла. И в память о ней тоскующий падишах создал истинное архитектурное чудо. А с первого взгляда на базаре он мог наложницу себе присмотреть для эротических утех, но не любимую жену.

Кто главный

Мужчина -- ведь если муж умрет, то по традиции вдова должна жить в одиночестве, спать на земле, обрить голову, отказаться от нарядов, украшений и развлечений и есть один раз в день. В общем, вести такой образ жизни, что ритуальное самосожжение на погребальном костре мужа покажется не столь уж страшным исходом. Знатоки Вед утверждают, что в Ведах все по-иному и женщина там равна мужчине. Но, похоже, что в Индии по Ведам мало кто живет.

Роль секса

Многие европейцы думают, что на родине авторов «Камасутры» и «Цветка персика» царит сексуальная раскрепощенность. Может, и царит. Но только в супружеской постели. И на стенах старинных храмов, где изображены совокупления. Вопиющей непристойностью считаются ухаживания, поцелуи и объятия на улице.

В чем изюминка

Умом я понимаю, что в подобной любви много хорошего, но принять ее мне сложно -- она какая-то недоделанная. Похоже, люди поняли, что секс -- это жизнь: у них от секса Шивы и Шакти родилась Вселенная. И притом до поэзии чувств они еще не добрались. Но скоро доберутся: индийский Болливуд, где выпускают сотни фильмов в год про романтическую любовь, прокладывает к ней дорогу.

Что бы я выбрала для себя

Лично мне ужасно хочется европейской страсти -- чтобы он домогался и ухаживал, приставал и целовал на улице, а я смущалась и отворачивалась, воображала его подобным грешному ангелу, ужасалась и восторгалась. Или -- эротичной эстетики в стиле страны Восходящего солнца: вечер, соприкосновение рук, взаимопонимание без слов, хризантема в хрустальном кувшине, охлажденное белое вино в бокале, плеск волн и солнце у горизонта. Я достаточно умна для того, чтобы выбирать любимого сама, а возможность ошибки придает азарт поиску. И я точно знаю, чего не хочу, -- считаться с кучей родственников с обеих сторон.

А спокойное и без восторгов приятие любимого человека, свойственное китайской и индийской любви, пусть придет через тридцать лет брака.

Любовь и свобода

Западная любовь предпочитает обладание любимым: «Ты только мой!», а восточная -- слияние с ним и взаимную зависимость: «Мы с тобою – одно». В европейской культурной традиции ты ревнуешь, потому что любимый изменил физически. В восточной -- от того, что он изменяет душевно: делится с другой женщиной сокровенным, улыбается ей, как улыбался тебе, и тем самым разрывает вашу связь. Измена -- всегда боль. Любовь -- всегда оковы, узы, путы и обязательства. Невозможно любить и быть свободным, не отдавать себя другому и «не зацапать» себе его часть, не ревновать и не зависеть от него. А кто говорит, что можно, -- тот не любит и не любим.

Приходит домой жена раньше времени и застает любимого мужа с другой женщиной.

Как разрешается столь деликатная ситуация у разных народов?

Американский муж говорит: «В наших отношениях, дорогая жена, что-то не так!» Он, она и любовница идут к психотерапевту.

Французский муж говорит: «Ой, а я принял ее за тебя! Не веришь? А хочешь, я тебе подарю бриллиантовые серьги и новую машину? Не хочешь? А может, присоединишься?»

Японский муж понимает, что «потерял лицо» -- занялся сексом в неподобающее время, и просит прощения у обеих женщин. Японская жена понимает, что «потеряла лицо» -- пришла домой не тогда, когда обещала, и просит прощения у мужа. Любовница понимает, что «потеряла лицо» -- отдалась в неположенном месте. И просит прощения у любовника и его жены. Все вернули себе лицо и счастливы.

Русский мужчина говорит: «Вот видишь, какая ты плохая жена, -- мне даже любовницу пришлось завести!»

На японских гравюрах влюбленные глядят на один предмет или в одном направлении -- на вазу, на луну или на ветку сакуры. А на европейских картинах влюбленные смотрят друг на друга.

В Индии до недавних пор существовало поверье: встретить на пути проститутку, «ганику», -- к удаче, вдову -- к несчастью.

Материал публикуется на сайте сайт с любезного разрешения администрации женского журнала «Лилит».

Чувство любви, это то чувство, которые испытывают все люди на планете, во все времена. Но мало кто знает, что само понятие любовь, зависит от социального уровня и общества, в котором проживает человек. У разных народов и рас, идеальная любовь, это абсолютно разные понятия. Если говорить о Европе, то там, настоящая и идеальная любовь, считается в стиле Ромео и Джульетты. Она должна быть страстная, всепоглощающая, романтическая и вечная. Если это присутствует, то только тогда европейцы готовы соединить себя узами брака. Но существуют и такие расы и культуры, где романтическая любовь, не только не одобряется, но и подлежит критическому осуждению.

Психологи сделали опрос среди студентов одиннадцати стран, и задали им такой вопрос. Если парень или девушка имеют такую характеристику и качества, которые соответствуют вашему идеалу, но между вами нет чувства любви, то сможете ли вы пожениться? И выяснилось, что в развитых странах запада, большинство опрашиваемых, ответили, нет. Тогда, как в восточных странах, положительных ответов было гораздо больше.
И если в западных странах, учитывается личное мнение человека, то есть, он сам решает жениться ли ему или нет, то в странах востока, это решает его родители и родственники и часто их браки заключаются по расчёту. И к тому же, их любовь приравнивается больше к дружбе, чем к романтике и страсти. А в понятие романтики у них входит например, если он отремонтировал табуретку или починил плиту, в общем обычная помощь в быту.

Если проанализировать понятие любви в африканских племенах, то там вообще, можно сказать, что такого понятия и нет. Это и не удивительно, ведь они практически не живут, а выживают. Поэтому их браки заключаются, исходя из того, какое поголовье скота и сколько земли имеется у претендентов на брачный союз. Это же касается и жителей далёкого севера. В большинстве, даже можно сказать исключительно, за них всё решают их родители и родственники. Сами же кандидаты на брачный союз, не имеют абсолютно никакого права выбора и собственного мнения.

Если пристально изучить, приглядеться и проанализировать, принципы любви и семейных отношений во всех странах мира, то можно обнаружить, что есть абсолютно чудовищные понятия об этом факторе, но это только для нас. Тогда, как для тех культур, это является не только нормой, но и догмой. А наше понятие любви, будет для них не понятно и смешно. Так, что любовь, во всех странах разная. Конечно же, само чувство любви может быть одно, но понятие о совместной жизни и семье, абсолютно различается.

Любовь как культурная универсалия

Любовь и ненависть – одни из сильнейших чувств человека. Половое влечение является основой возрождения жизни на Земле. Если же подойти исключительно с духовной точки зрения, то не случайно именно любовь – главное, всеобъемлющее чувство, на котором строится христианская этика.

Из этих диаметрально противоположных представлений о любви можно увидеть, сколь широк диапазон этого чувства. Сложился целый ряд концепций любви, основанных на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из основополагающих человеческих эмоции. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. Если такие человеческие качества, как стыдливость, представляются детерминированными отчасти генетически, то между стилем любви и генетическими факторами такой взаимосвязи обнаружить не удалось. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Верно, любовь - это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования.

Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - по крайней мере пока - невозможно.

Известный философ Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание. «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины».

Способность любви давать предполагает достижение «высокого уровня продуктивной ориентации», в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. «Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить», - считает Фромм.

То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. «Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим».

Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. «Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей».

«Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание». Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тайны человека», а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет «объектами»: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. «Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях», - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом «любовь» будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию – религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал «эротической любовью», любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

«Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», – пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в свою очередь, несколько путает понятия «влюбленность» и «страсть». Влюбленность чаще всего – чувство «я-центрическое», чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.

Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее – и поэтому дольше живет в человеке и больше меняет его.

Не-эгоизм и двуцентричность любви – это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличает ее от влюбленности.

В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

· Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга").

· Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми").

· Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания").

· Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь").

· Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)").

· Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) – мой лучший друг").

Таким образом, единого определения любви, как и единой классификации этого понятия, не существует. В разные времена различными исследователями предлагались различные трактовки как самого понятия, так и вариативные классификации предмета. На наш взгляд, это происходит именно из-за высокой полисемичности понятия любовь и еще большего количества значений у ее синонимов. Таким образом, широкое поле человеческих чувств находит свое отражение в линвистической сфере.


Литература

1. Василев С. Психология любви. М., 2002.

2. Гэри. Ф. Келлер Основы современной сексологии (Gary F. Kelly. SEXUAULITY TODAY. The Human Perspective. Sixth edition). СПб., 2000.

3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М., Просвещение, 1989.

4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.


Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.


Ценности» методические рекомендации по изучению проблемы: 5.1.1. Лекция для студентов (текст см. Приложение 1.) Тема: «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей». План: 1. Понятие «свобода». 2. Эволюция понятия «свобода» в контексте европейской культуры. 3. Взаимосвязь философского, педагогического и культурологического аспектов понятия. 4. Свобода – ...

Пронизана чувством любви, представления о которой постепенно расширялись и трансформировались, достигая в позднейших стихах глобально космических масштабов. Говоря о концептосфере слова «любовь» в творчестве Ахматовой надо сказать о индивидуальности и в то же время непосредственной связи с общеязыковыми, общенародными представлениями, репрезентируемыми в словесных выражениях. Данная концептосфера...

... ? (2) если пространство и время - условия всякого бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия? Проблемы сознания в истории философии Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания: 1. Религиозная (сознание дано...

Повседневность захламлена и запущена. Но никак не меньше ему нужны пламенные носители веры и смысла, ибо только взятое в духовном измерении оно обретает единство. Цивилизационный процесс имеет два взаимосвязанных аспекта: инструментально-практический, инфраструктурный, призванный обеспечить единое экономическое, информационное, правовое пространство, и духовно-ценностный, призванный сообщить...

Любовь - это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями - важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.

Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).

Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе - это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и семью. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично. А вот в восточных коллективистских культурах человек, когда чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.

Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же прежде всего задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.
Так, у китайцев существует понятие «ган куинг», обозначающее близкие и важные для человека взаимоотношения. Оно отличается от западных представлений о романтической любви, в которой обязательно подразумевается сексуальная подоплека (влечение партнеров). «Ган куинг» зарождается, когда мы просто помогаем другому человеку или что-то делаем для него; например, «романтическим актом» можно считать починку водопроводного крана или помощь в учебе.

Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» - это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Что есть любовь? Спросим у античных мудрецов

У каждого свое представление о ней, о любви - это естественно и понятно. Могу предположить, что после этой фразы у кого-то возникнет вопрос: «Ну, и зачем тогда у кого бы то ни было спрашивать?». Но ведь не случайно столько великих умов занимал вопрос о сути этого феномена! Так что статья для тех, кому это интересно.

Само понятие любви в античную эпоху редко становилось предметом исследования (хотя таковое и случалось). Но по поводу того, какая она бывает, была построена целая классификация. Вот она:
«Эрос» – главным образом, половая, страстная любовь, способная дойти до безумия;
«Филия» – приязнь к самым разнообразным «вещам», охватывающая любовь к родителям, к детям, к родине, друзьям, к познанию. Но и эротическая любовь тоже (эрос – лишь один из видов филии, по сравнению с которым она представляет собой более «мягкое» влечение);
«Сторге» - любовь-привязанность, особенно семейная;
«Агапэ» – любовь еще более мягкая, жертвенная, снисходящая к «ближнему».

Для античных философов любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).
Эрос «между вечными всеми богами прекраснейший… сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает » - представляется как одна из первых сил, появившихся в мире (Гесиод, VIII-VII вв. до н.э.).
Согласно Пармениду (V в. до н.э.), Богиня любви занимает центральное место в космосе, определяя процессы рождения, взаимовлечения, связи земного и небесного миров:
«А в середине кругов – Богиня, которая правит
Всем: от нее – начало слияний, мучительных родов,
Это она посылает смеситься мужнее с женским,
Женское с мужним.
Первым среди богов измыслила бога Эрота».

Правда, здесь стоило бы упомянуть еще и, как минимум, Гермеса - не только покровителя торговли и ремесел, но и весьма любвеобильного «вестника богов».

Эмпедокл (V в. до н.э.), утверждавший, что все в мире состоит из первоэлементов земли, воды, воздуха и огня, объяснял их сочетание действием двух противоположных сил – Вражды (Нейкос) и Любви (Филии), которые друг без друга не могут существовать.
В платоновском диалоге «Пир» (хотя настоящее имя автора - Аристокл) приводятся сразу два отличных друг от друга взгляда на понятие любви. Один из них изложен в мифе об андрогинах. Когда-то землю населяли «двойные» люди, имевшие по четыре руки и ноги, две «срамные части», два лица, глядевшие в разные стороны. А полов у них было и вовсе три: мужского – от Солнца, женского – от Земли, а также «обоеполого» – от Луны, совмещающей оба начала.

Андрогины замыслили напасть на богов, и Зевс разделил каждого из них пополам, дабы ослабить. Люди стали «камбалоподобными» и принялись искать свою половинку, что непросто, а потому они утешаются хотя бы временным соединением с чужой половинкой, но подходящего пола. Зато если удается найти и обрести свою собственную, родную половинку, это дарит восторг истинной, постоянной, безграничной любви.

Кстати, здесь же находим и объяснение однополного влечения: «Женщины… представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины... Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому...».

Другая концепция описывается от имени самого автора. Платон утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода.
Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме «беременных телом» он специально выделяет «беременных духовно», т.е. рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именно такое «потомство» и явлется бессмертным.
Платон считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос» (и не только теоретически. Афиней, например, восклицал: «У Аристотеля (ученика Платона) был сын Никонах от гетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой смерти, поскольку, как говорил Гермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивый Платон не любил Арханассу, гетеру из Колофона...».

По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высркого порядка, которая есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.

Валентина Пономарева

Страницы любви