Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших — смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные — 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь «упустил» 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество — один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота — Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее «Слава в вышних Богу!». Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего — любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни — Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото — знак царской власти, ладан — знак священства и смирну (пряное благовоние) — им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти — это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об «усыновлении» Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами».

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник — первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день — Сочельник. Сочельник — это «дверь», открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов — почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва — для души, а пост для тела — важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь — это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли «мракобесным», все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва «Царю Небесный». Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн «С нами Бог». Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение». Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это — благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество — это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта — гимнографы. Тропарь и кондак — не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это — светская традиция. Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево — отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель «привез» Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге «Щелкун орехов» («Щелкунчик») Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого»…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего — символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.


Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,

В христианских церквях праздник отмечается торжественными богослужениями. Их частью является всенощное бдение, когда священнослужители славят Христа. Этот праздник у православных христиан – второй по значимости после Пасхи. В этот день среди христиан принято говорить, обращаясь друг к другу: «Христос родился!», «Славим его!».

Накануне заканчивается 40-дневный рождественский пост (Корочун). Верующие разговляются и участвуют в 12-дневных народных гуляниях. Бытовое празднование сопровождается гаданиями, колядованием, представлениями ряженых. Рождественский сочельник заканчивает рождественский пост, поэтому на него распространяются правила поста: нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты. Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то можно выпить немного вина. Воду вопреки некоторым утверждениям пить можно.

В дни святок нельзя жениться (выходить замуж), охотиться, убивать животных. Народные верования 7 января запрещают шить, мыться, надевать старые вещи, стирать, выметать мусор, гадать (в остальные дни Святок гадать можно). Нельзя допускать, чтобы первым гостем стала женщина.

В России главным нецерковным рождественским обрядом остаётся колядование. Эта традиция восходит к языческим временам, когда во время Святок старались угодить богам, которые, оставшись довольными, будут помогать весь год и в поле, и в избе. К колядованию относится исполнение праздничных песен (колядок), ряжение в животных: быка, медведя, гуся, козу, других. Колядование сопровождалось гаданиями и кукольными представлениями. Церковь с неодобрением относится к колядованию, считая его пережитком язычества и суеверием.

Сегодня, 7 января 2020 года, восточные христиане отмечают великий праздник, который входит в число двунадесятых. Верующие справляют Рождество Христово. Верующие считают, что в этот день на свет появился Иисус Христос, и это великий день для всего христианского мира. Примечательно, что праздник справляют в более ста странах мира.

7 января Рождество Христово у восточных христиан, чем отличается от праздника у других

У западных и восточных христиан существует разница в праздновании Рождества. Западная церковь придерживается Григорианского календаря и справляет Рождество 25 декабря, тогда как Восточная церковь ориентируется на Юлианский календарь и отмечает Рождество 7 января. Восточная церковь справляет Рождество через 9 месяцев после Благовещения (7 апреля) когда архангел известил Деву Марию, что ее избрали для великого будущего христианского мира.

Непорочная Дева Мария 7 января даровала миру младенца Иисуса. Сын Божий прибыл на землю в Вифлееме, в пещере, где держали животных. За неимением колыбели младенца пришлось положить в ясли, которые служили кормушкой для животных.

Местные пастухи первыми поклонились Спасителю. Считается, что пастухов о рождении Сына Божьего известил Ангел. В это же время с Востока путь уже держали древние мудрецы, которые знали, что в скором времени Бог пошлет на Землю своего сына. Иисус появился на свет именно в этот момент. После грехопадения Евы у человечества появился второй шанс заслужить прощение Всевышнего и обрести бессмертие.

Мудрецы пришли к Иисусу не с пустыми руками, они даровали ему золото, ладан и смирну. Золото традиционно даровали царям и правителям, оно является олицетворением признания силы и власти на Земле. Ладан – это знак принятия Господа, а смирну дарят как напоминание о смертности младенца, что присуще каждому человеку.

В ночь с 6 на 7 января в церквях и храмах традиционно проводят службы, где в песнопениях рассказывают об истории Иисуса. Перед Рождеством проходит строгий пост, он завершается с восхождением на небе первой звезды. Эту звезду христиане ожидают с нетерпением, считается, что это Вифлеемская звезда. Если верить преданиям, именно эта звезда указывала путь мудрецам к пещере, где появился Иисус Христос.

К Рождеству всегда готовятся заранее. Возле каждого храма делают импровизационную пещеру с яслями, в которых находится ребенок. Все верующие, которые приходят на службу, крестятся перед яслями и возносят молитвы. Рождество – это семейное торжество. Взрослые в это время рассказывают детишкам о празднике, а дети охотно принимают участие в процессе подготовки к нему. Когда на небе появляется заветная звезда, после службы христиане усаживаются за праздничный стол и начинается ночная трапеза. У каждой семьи собственные традиции празднования рождества.

Особенности и традиции праздника Рождество Христово, 7 января 2020 года

Ежегодно перед Рождеством христиане стараются придерживаться строжайшего рождественского поста, который берет начало 28 ноября и завершится 7 января. Во время поста верующие стараются очиститься духовно и покаяться в своих грехах.

Перед Рождеством люди справляют так называемый «Сочельник», который берет свое название от слова «Сочиво». Сочиво – это вареный рис или зерна пшеницы, которую традиционно едят с компотом из сухофруктов. Сочельник также называют Святой Вечер. Православные готовят 12 постных блюд (в честь 12 учеников Христа), и перед Рождеством готовят традиционное блюдо «Сочиво» (Кутья).

Одной из самых древних традиций Рождества и Сочельника является колядование. В ночь перед рождеством дети и подростки носят по домам рождественскую кутью, поют рождественские песни и поздравляют людей с праздником, хозяева домов в свою очередь благодарят гостей денежными средствами или сладостями. В Древней России было принято на Рождество ходить и навещать больных и одиноких людей, раздавать еду и деньги бедным.

Главные обычаи и традиции на Рождество

  • с раннего утра на Рождество принято ходить по домам и колядовать;
  • во время колядования принято наряжаться в различные костюмы и поздравлять прохожих с Рождеством;
  • когда наступает полночь с 6 на 7 января, нужно распахнуть окна и двери, таким образом Рождество попадет в дом;
  • на Рождество заканчивается пост, в это время принято готовить 12 не постных блюд;
  • вечером на Рождество за ужином в очередной раз собирается все семейство, чтобы отпраздновать появление Христа на свет;
  • на Рождество в церквях проводят три богослужения: в полночь, на рассвете и днем, в это время нужно посетить церковь, если вы верующий;
  • в этот день родители рассказывают детям библейские истории о рождении Христа и пытаются просвещать их духовно.

В России православная церковь использует юлианский календарь, и поэтому Рождество Христово в этом году празднуют в ночь с понедельника 6 января 2020 года на вторник 7 января 2020 года. Вечер перед Рождеством называется рождественским Сочельником, начинается одновременно с восходом первой звезды и знаменует окончание Рождественского поста 2019-2020 гг.

Рождество – один из любимейших праздников в нашей стране, который отмечается не только как православное торжество, но и как светское мероприятие.

Хотя Рождество официально не входит в список государственных праздников, у этого дня особый статус – праздник является выходным днем на федеральном уровне. Закон о переносе выходных дней на этот праздник не распространяется, однако в России Рождество входит в традиционные новогодние каникулы с первого по десятое (девятое) января.

Рождество – праздник с многовековой историей, однако далеко не всегда он праздновался в привычное нам время. До 1918 года Россия праздновала вместе с большей частью стран Европы – 25 декабря, за неделю до Нового года. С переходом на современное летоисчисление праздник стал отмечаться в январе. Из-за того, что григорианский календарь в нашей стране был принят намного позднее, чем в других странах, в праздновании образовался разрыв в 14 дней.

История праздника

В православной традиции Рождество входит в число двунадесятых праздников, буквально возглавляя этот список. Хотя в католичестве этот праздник считается самым главным в религиозном календаре.

Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. История, описывающая библейское событие, подробно описана в Евангелии.

Начало ей положил указ кесаря о проведении переписи населения. Иосиф, муж Марии, будущей Матери Христа, был родом из Вифлеема, и вместе со своей женой отправился на родину. Прибыл в город, он не смог найти места для ночлега, и был вынужден спрятаться от ночного холода в хлев, где размещались овцы.

Здесь непорочная Дева Мария и родила Сына, а новорожденного младенца Иосиф положил в ясли на свежую солому. Первыми поприветствовать нового Царя пришли пастухи, вслед за ними появились волхвы. Волхвы или восточные мудрецы пустились в путь на поиски Спасителя следуя за звездой, сегодня называемой вифлеемской. Звезда зажглась ровно за девять месяцев до Рождества, в момент Непорочного Зачатия, когда Ангел принес благую весть Деве Марии – сегодня этот праздник называется Благовещенье.


История Рождества в России

На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века и отмечался 25 декабря. Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год. В конце XVII - начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса - Дед Мороз.


В 1920-х годах религиозные праздники искоренялись атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Рождественские дни в календарях 1919-1923 годов отмечены 7 и 8 января (из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь), а 1924-1929 годов - 25 и 26 декабря.

С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем. Согласно постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях» .


В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка - русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Традиции Рождества


В ожидании праздника. Фото Тагаевой Екатерины

Сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Церковь понимает, насколько это важно - ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. Так происходит наш настрой на встречу родившегося Христа, собирание всего человека. И при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике.


Фото Натальи Вакиной

Понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме мы ждем Христа. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

Один из главных признаков праздника – елка. Именно она, пушистая зеленая красавица, стоит в каждом доме, каждой квартире. Ее с удовольствием наряжают не только дети, но и взрослые – глянцевые бока шаров, мягкое шуршание мишуры, сверкающие огни гирлянд… Традицию наряжать елку принесла в Россию Александра Федоровна, жена Николая I. Первое рождественское дерево появилось в империи в конце 1817 года, накануне Рождества – великая княгиня повелела установить елку в личных покоях для своих детей. Кстати, даже самая новогодняя песенка про елочку – помните, «В лесу родилась елочка» - написана была как раз к Рождеству.


Подарки

Какая же елка без подарков? Традиция класть под пушистые зеленые ветки завернутые в нарядную бумагу коробочки появилась в 1818 году практически вместе с елкой. Ввела ее, как и обычай устанавливать само рождественское дерево, императрица Александра Федоровна. Причем подарки готовились для всех гостей, а не только для детей императора. Конечно, это не значит, что до начала XIX века подарков на Рождество не дарил никто, но вплоть до указанного года не было традиции класть их под елку заранее.

Что было принято дарить в те далекие времена? Так же, как и на Рождество 2020 года, на праздник позапрошлого века ограничений не было никаких. В качестве рождественского подарка могли выступать самые разные вещи – от изысканных украшений и до мелких безделушек.


Праздничный стол на Рождество

Праздновать Рождество Христово в России начинают 6-го января с восходом первой звезды, когда вся семья садится за стол с праздничным ужином. Но в этот вечер можно потреблять только постные блюда, которых на столе должно быть ровно двенадцать, включая сочиво.

А вот на следующее утро, когда будет 7-е число и наступит настоящее Рождество, кушать можно всё то, что было под запретом весь период Рождественского поста. В частности мясные блюда, такие как:

  • холодец
  • домашняя запечённая колбаса
  • жаркое
  • буженина
  • паштет
  • голубцы с мясом
  • кровяная колбаса

Особой популярностью пользовалась сладкая дрожжевая выпечка (пироги), в процессе приготовления которой скрывался секрет. В один из пирогов клали монетку и у того, кто её найдёт, деньги водиться будут весь год. Поэтому никто из членов семьи не оказывался от возможности отведать сладкого.

Традиционно в канун праздника под скатерть стола ложилось сено, как напоминание о том, что Спаситель мира родился не в царских палатах, а на постоялом дворе в хлеву в овечьих яслях.

Народные традиции празднования

В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество носят по домам кутью, прося хозяев её отведать, или просто поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают всякую пищу (в прошлом), деньги или конфеты (сейчас). Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, - «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). У невоцерковлённых людей этот период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. В это время была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию.


В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога (христославили).

На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине.

Традиционные русские блюда

Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, телячий или свиной студень, заливная рыба . На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. д. Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи, которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты.

Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные).


Подготовка к Рождеству Христову. Фото Лекос Арины

Сладкие блюда, подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье, мёд. Пили взвары (компоты и сладкие супы, сбитень), кисели, с начала XVIII века - китайский чай.

25 декабря в Украине впервые официально отметят Католическое рождество. Христиане, которые живут по Григорианскому календарю, празднуют его именно 25 декабря. рассказывает про главные традиции праздника.

Католическое рождество: история праздника

Впервые упоминания об этом празднике появились еще в 4 веке. Легенда гласит, что первая появившаяся звезда в ночь на 25 декабря символизирует рождение Христа.

Согласно древним история, Христос появился на свет в загоне, где прятали скот от дождей и ветра. Ангелы сразу же оповестили пастухов о том, что на свет пришел Спаситель. Они в свою очередь направились в загон, чтобы встать на колени перед Христом. А волхвы, которых привел свет звезды, преподнесли новорожденному свои подарки.

По традиции, именно эта историческая сцена символизирует Католическое рождество. Ее представляют в храмах и церквях из деревянных, металлических или керамических фигур.

Что такое сочельник

Католики придерживаются поста в преддверии Католического рождества. Это действо издавна называет «сочельник». По традиции, в этот день принято есть сочиво – ячменные или пшеничные зерна, которые отваривают. А для вкуса добавляют мед. Это блюдо является аналогом православной кутьи.

В Католической традиции сочельник приходится на 24 декабря, то есть канун Католического рождества. Это считается временем усиленной подготовки к торжеству рождения Спасителя.

Также существует традиция собираться вечером всей семьей на праздничный ужин. Католики едят постные блюда и читают отрывки из Евангелия о рождении Спасителя.

Почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни

Разница в датах празднования Католического рождества связана с введением Григорианского календаря в 16 веке. До этого события все жили по юлианскому календарю, который создал Юлий Цезарь еще в 46 году до н.э. Но из-за погрешности в исчислении дат решили принять Григорианский календарь, который был более точный.

При этом на территории современной Украины решили не переходить на новый календарь. И только в 1918 году в Восточной Европе ввели Григорианский календарь. Но церковь такое решение не одобрила. Именно поэтому Украинская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь).

Католическое рождество 2017: главные традиции

Рождество – это семейный праздник, на который не принято устраивать громкие вечеринки. На Католическое рождество 2017 принято устраивать тихие праздничные ужины, на которых собирается семья и самые близкие друзья.

В католической традиции существует особенный ритуал, который называется Адвент. Он наступает за четыре недели до Рождества. Это время считается душевным очищением. Каждая неделя этого обычая по-особенному называется: железная, бронзовая, серебряная и золотая.

По традиции, 25 декабря во всех церквям проводятся три праздничные службы – ночная, утренняя и дневная.

На католический праздник принято украшать свои дома статуэтками Богородицы и Иисуса.

Детям на этот праздник вверяют изготовление праздничных игрушек. Они делают поделки в форме елок, сердец, снежинок, которыми потом украшают дома.

На Католическое рождество нужно посетить праздничную службу и помолиться о здоровье и благополучии своей семьи.

На праздник принято петь колядные песни, вся семья переодеваться в одежду волхвов и исполняют песни о счастье в домах своих друзей и родственников.

Католическое Рождество 2017: главные символы

Адвент-венок

Праздничный венок изготовляют из веток ели и деревянных прутьев. Это украшение выполняется в форме круга, который обозначает бесконечной жизни. Его вешают на входные двери или размещают на стене.

Свечки

Свечи принято ставить на камин или на стол. Они должны быть белого или красно цвета, но в последнее время их заменяют электрическими аналогами.

Носки для подарков

Носки для подарков вешают на камин, а если его нет – то на стену. Эта традиция тесно связана с Новым годом, а следовательно и с Сантой. В католической традиции подарки принято класть не под елку, а в эти носки.