Евгений Комаровский - известный детский врач, автор популярных книг о детском и родительском здоровье, участник ток-шоу, консультант специализированных программ, создатель и руководитель медицинского центра «Клиника Комаровского».

Сложность изложения

Целевая аудитория

Потенциальные и состоявшиеся родители, а также бабушки и дедушки, которым важны здоровье и развитие их детей и внуков.

Автор предлагает множество полезных советов, как справляться с детскими инфекциями, принимать правильные решения в отношении образа жизни ребенка. Он предлагает пошаговые инструкции обращения с детьми, родителями, различными родственниками, а также с детским врачом. Книга включает подборку статей и рассказов автора, а также подробное исследование, посвященное тактике применения одноразовых подгузников.

Читаем вместе

Первую часть книги автор посвящает началу жизни ребенка - от беременности мамы до первого его года. У любого новорожденного уже есть генотип с присущими наследственными признаками, который под влиянием окружающей среды превращается в фенотип с внешними признаками. Основной задачей родителей является не дать ухудшиться здоровью, данному ребенку природой. Это нужно начинать делать уже во время беременности: прислушиваться к себе и делать то, что хочется в данный момент, не отчаиваться, если врачи нашли какие-то болезни, проходить лечение только при угрозе женскому здоровью или жизни. Беременность является естественным физиологическим процессом, вмешиваться в который следует по минимуму. До ее планирования желательно проверить состояние здоровья, пройти стоматолога, провести полноценный недомашний отпуск, отказаться от вредных привычек и немного снизить сексуальную активность. Будущему отцу тоже следует пересмотреть отношение к жене, быть к ней более внимательным, нежным, соизмерять сексуальный пыл с ее реакцией, больше помогать по дому.

Во время родов надо не паниковать, а слушать рекомендации врача и четко выполнять его инструкции, ведь главная конечная цель - быстрее выписаться со здоровым ребенком домой. Три основных правила, которые должна соблюдать родившая женщина, - не нервничать, побольше отдыхать и заниматься грудью.

Младенец отлично умеет приспосабливаться к условиям окружающей среды, важно изначально оценивать ребенка по достоинству и не снисходить до него. Существует ряд необходимых мер для сохранения здоровья малыша с первых дней его жизни. Приведем самые важные:

1. Детская комната должна быть аккуратной, чистой, хорошо проветриваемой, с наличием кроватки, пеленального столика, стеллажа или тумбы для хранения детских вещей, комнатного термометра и светильника.

2. Регуляция температурного режима осуществляется через температуру воздуха в комнате и одежду малыша, оптимально придерживаться 18–19 градусов.

3. Памперсы решают проблему ухода за кожей младенца в первые шесть месяцев жизни, важно научиться правильно ими пользоваться. Но если есть силы и возможность использовать марлевые подгузники - лучше отдать предпочтение им.

4. Заменителями пеленок вполне становятся распашонки и ползунки, только не нужно их сочетать. Детские вещи всегда стираются отдельно от взрослых.

5. Ребенок спит столько, сколько ему нужно, лучше изначально отказаться от укачивания малыша, так как его вестибулярный аппарат еще слишком слаб.

6. Общие ванны лучше устраивать после полного заживления пупка.

7. Через две недели после рождения с ребенком можно гулять на улице два раза по полчаса.

8. Ребенку следует питаться теми продуктами, которые для него наиболее естественны в соответствующем возрасте.

9. С самого рождения малыш - уже член семьи, но от чрезмерной любви и внимания к нему не должно быть плохо другим членам семьи. Ищите золотую середину.

10. Здоровый ребенок всегда напомнит о том, что он голоден. Если не хватает грудного молока, нужно перейти на смешанное вскармливание. До появления детских зубов должны использоваться только молочные продукты.

11. Прикорм в шесть месяцев начинается с овощных пюре, молочных каш, творога, желтка, мясных и рыбных блюд. Чем старше становится ребенок, тем менее опасны всяческие эксперименты, связанные с питанием.

Самое важное на начальном этапе жизни малыша - сохранить все биологическое, чтобы дальше развивать социальное.

Во второй части книги Комаровский рассказывает о выборе правильной тактики родительских действий, позволяющих вырастить здорового ребенка и сохранить спокойствие в семье. Маме изначально стоит принять тот факт, что рассчитывать особо не на кого, даже на супруга. Правильно организованный режим дня не создаст дополнительных проблем ни ей, ни ребенку, ни другим родственникам. Папе следует также понимать, что, пока его жена - это мать его ребенка, ее материнский инстинкт сильнее ее женской любви к нему, поэтому нужно сохранять здравый смысл. Необходимо помогать жене принимать решения по поводу общего малыша.

Бабушки и дедушки играют не менее значимую роль в жизни ребенка, но основной проблемой является их чувство собственности по отношению к внуку или внучке. И чаще всего бабушкино воспитание, увы, граничит с патологией. Поэтому тут крути не крути, а важно усвоить золотое правило: все решения относительно ребенка принимают только его родители.

В вопросах детского питания нельзя делать его смыслом жизни взрослых, кормление должно осуществляться по мере прихода аппетита и при наличии готовой еды. Заболевшего ребенка не надо насильно пичкать едой, его печень может просто не справиться с таким объемом, и он будет болеть еще дольше.

Здоровый сон создает все условия для активного бодрствования после пробуждения. Если утром ребенок встает без негативных эмоций, то укладывать спать его можно в любое время.

Если организовывать летний отдых ребенку, нужно приобщать его к тем полезным факторам, которые не были доступны ему в течение года. К «отдыхательным принципам» относятся максимальная двигательная активность, свежий воздух, питание по аппетиту, мозговой отдых.

В третьей части автор рассказывает, почему важно подружиться с участковым педиатром, который будет вести ребенка на протяжении 14 лет. Но в любом случае за здоровье ребенка несут ответственность родители, а советы педиатра лежат в основе всех принимаемых родителями решений. Не стоит дискутировать, делать ли профилактические прививки, - здесь автор дает однозначный ответ, что они необходимы.

Взрослые начинают думать об иммунитете ребенка, когда он начинает часто болеть. Но болеют на самом деле все, важно понимать, насколько часто и сложно это протекает. У иммунитета есть три естественных стимулятора - голод, холод, физическая активность, поэтому тут нельзя угнетать иммунитет перекармливанием, перегреванием и ограничением движения.

Любая инфекционная болезнь вызывается только одним микроорганизмом, поэтому надо точно знать источник болезни, каким путем она была передана, каковы восприимчивость к болезни и иммунитет, а также способы лечения.

1. К вирусным инфекциям относятся корь, ветряная оспа, краснуха, паротит, гепатит, самыми опасными на сегодняшний день остаются бешенство, полиомиелит, инфекционный мононуклеоз, цитомегаловирусная инфекция.

2. К бактериальным инфекциям относятся коклюш, дифтерия, ангина, скарлатина, кишечные инфекции, хламидиоз, менингит, воспаление легких.

Терапия антибиотиками не всегда безопасна, поэтому тут должен давать рекомендации и назначать лечение профессионал. Они далеко не единственные средства, которые борются с болезнетворными микроорганизмами. Важно помнить, что антибактериальные средства и антибиотики не являются одним и тем же, а антибактериальные препараты не применяются при вирусных инфекциях.

Лучшая цитата

«Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее».

Чему учит книга

Во взаимоотношениях «врач - ребенок» важным промежуточным звеном являются родители и ближайшие родственники. Педиатр в качестве консультанта нужен как раз таки родителям.

Лучше всего ребенка поймут и будут любить только его родители.

Всем хочется иметь умного, здорового ребенка, и при правильном уходе и воспитании можно добиться почти идеального результата.

Детское здоровье или нездоровье зависят от наследственности, экологии, бытовых условий, системы здравоохранения, а также отношений ребенка с родственниками.

Важно не просто понимать, как заводить детей, но и что с ними делать потом, что можно, а что нельзя.

От редакции

Часто от молодых мам можно услышать жалобы на сильную усталость от общения с маленькими детьми. Вроде бы ребенок получает внимания более чем достаточно, однако он как будто специально стремится действовать на нервы матери, постоянно ее дергая и устраивая капризы и истерики. Что же нужно делать, чтобы ребенок стал спокойным, ощущая себя под вашей защитой? Ответ ищите в статье психолога и мамы троих детей Ольги Юрковской : .

«Возводить грудное вскармливание на пьедестал и тем более устраивать из него флешмобы, пугая людей в метро, - лишнее», - поисковый оптимизатор и мама Виктория Самира делится своими мыслями об этом естественном и важном процессе и о том, как прекрасная идея доведена в наше время до абсурда: .

Многие родители замечают, что с началом учебного года дети начинают чаще болеть. Необходимость долгое время сидеть неподвижно приводит к застою в лимфатической системе. Чтобы позаботиться о здоровье ребенка, мастер телесных практик Марина Зыбина предлагает выучить вместе с ним несколько полезных упражнений: .

Доктор Комаровский несет ответственность за наше будущее. Благодаря ему огромное количество детей смогут вырасти здоровыми и крепкими. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — величайший труд писателя и доктора по совместительству. В нем изложены советы и пожелания в таком чувствительном для родителей вопросе, как воспитание малышей. И все они не лишены юмора, добрых наставлений.

Евгений Комаровский с самого начала своей медицинской карьеры задумывался о здоровье. Это главное составляющая жизни каждого человека. Не удивительно, что большинство застолий в кругу семьи или друзей сопровождается тостом за здравие и долголетие. А душевное и телесное состояние ребенка тем важнее, что жизнь его только начинается. Энергия наполняет организм, кости и ткани формируются и находятся в постоянном росте. На этом этапе важно соблюдать все необходимые рекомендации, чтобы человек вырос крепким, сильным и без недугов. Из-за недосмотра и несвоевременного вмешательства в судьбу ребенка, можно допустить непростительную ошибку. Она будет трагической и преследовать родителей бесконечное количество дней. Задача доктора Комаровского предотвратить такую возможность драматического исхода событий.

Таким образом пришла идея написать книгу, вобравшую в себя необходимые разъяснения по самым важным вопросам в воспитании младенца. И кто как ни практикующий врач, встречавшийся с этим на протяжении всей жизни, может справиться со столь многозначительным занятием. Добавив к важным рекомендациям изрядную долю остроумных шуток, чтобы труд не казался кислым сборником энциклопедических заметок в области медицины. Родители, бабушки и дедушки, взяв на вооружение все наставления, смогут подарить своим детям и внукам полноценную жизнь. За которую здоровое потомство будет весьма им благодарно по достижении зрелого возраста.

Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.

П. Я. Чаадаев


© Е. О. Комаровский, 2007

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, иллюстрации, 2007

© ООО «КЛИНИКОМ», 2007

Лучшее от доктора Комаровского

«Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Здоровье ребенка в гораздо большей степени зависит от его родителей, чем от всех педиатров вместе взятых. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский предлагает путеводитель, который поможет вам избежать многих проблем. Эта доступная и увлекательная книга подробно расскажет о наиболее сложном и ответственном этапе в жизни ребенка и его родителей.


«ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей»

Что такое ОРЗ? Как предотвратить болезнь? Как не допустить осложнений? Читайте новую книгу доктора Комаровского – всеобъемлющее руководство, посвященное актуальнейшей теме детских ОРЗ. Вас ждут полезные и эффективные рекомендации? помогите ребенку быстро и безопасно, с минимальными затратами сил и средств.


«Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки»

Доктор Комаровский? детский врач, книги которого получили признание у миллионов мам и пап.

Объективная и доступная информация из проверенных источников? даже очень сложные явления излагаются в книге доступно и легко. Справочник освещает вопросы здоровья детей любого возраста и, без сомнения, станет необходимым пособием для всех заботливых и здравомыслящих родителей на долгое время.


«Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь»

Вы в ответе за безопасность своих детей и вы обязаны сделать все для того, чтобы иметь реальную практическую возможность оказать неотложную помощь. Известный детский врач Евгений Комаровский представляет полный справочник, посвященный вопросам оказания неотложной помощи. Задача этой книги – предоставить мамам и папам необходимые знания для того, чтобы суметь сохранить своему ребенку жизнь и здоровье.

Небольшое, но очень важное предисловие

…и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дитя…

Притча


Научно-популярную литературу почти никто и никогда не читает от начала до конца – как роман. Применительно к книгам с информацией о детях, проблемах и болезнях это особенно актуально. Зачем читать о правилах питания беременной женщины, когда у ребенка запор? Открываем главу про запор, получаем необходимые сведения и с чувством глубокого удовлетворения пытаемся претворить в жизнь советы и рекомендации.

Но, поскольку надежды на это невелики, для предотвращения последующих недоразумений позволю себе краткую инструкцию-информацию для тех, кто готов приступить к чтению (варианты – просмотру, перелистыванию, изучению).

1 Книга состоит из трех основных частей:

Часть первая – посвящена двум наиболее ответственным этапам в жизни ребенка и его родителей – беременности и первому году жизни.

Часть вторая – ребенок старше года, естественно, не сам по себе, а во взаимосвязи с папой-мамой, дедами-бабами, школами-садиками, окружающей средой и системой здравоохранения.

Часть третья – болезни, больницы, врачи, лекарства; что делать обязательно, чего не делать никогда.

2 Все, что вы прочитаете, следует рассматривать, прежде всего, как информацию к размышлению. Ни одна живая душа на всем белом свете не может любить вашего ребенка и понимать вашего ребенка так, как вы. Совсем другое дело состоит в том, что, понимая, любя и даже при этом думая, размышляя, соображая, так вот, при всех этих условиях далеко не всегда удается добиться успеха.

3 Успех применительно к процессу ухода и воспитания – понятие относительное: смотря с какой колокольни смотреть. С точки зрения педагога, не вылезающий из больниц вежливый победитель городской физико-математической олимпиады – несомненный успех. Абсолютно здоровый малолетний бандит (если его отмыть и запретить разговаривать) порадует детского врача отменной работой внутренних органов и прекрасными анализами.

4 Золотая середина – одновременный и обильный бальзам на душу родственников, врачей и педагогов – это ребенок умный, воспитанный и здоровый. Встречается сие явление крайне редко, но, реализуя некую программу ухода и воспитания, мы по крайней мере должны знать, к чему стремиться.

5 Реальный уровень здоровья или нездоровья конкретного ребенка зависит от четырех факторов:

Наследственности, т. е. того, что досталось от мамы и папы;

Окружающей среды (экология + бытовые условия);

Системы здравоохранения;

Процесса ухода и воспитания, т. е. взаимоотношений ребенка и его родственников.

6 Вышеупомянутые уход и воспитание представляют собой некие совершенно определенные действия, некий комплекс мероприятий. Но основной парадокс состоит в следующем: 100 % взрослого населения знают, как делать детей, но 99,9 % не знают при том, что потом делать с детьми .

7 Главная задача этой книги – устранить парадоксальность ситуации, в доступной форме предоставить читателю возможность самому определить, что с ребенком делать надо и чего нельзя делать никогда.

Знакомство

Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.

Гельвеций


Автор – не профессор и даже не доцент, а просто детский врач – самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания.1
Фраза «не профессор и даже не доцент» вовсе не свидетельствует о моем негативном отношении к профессорам и доцентам. Хотя определенная часть читателей откажется, по-видимому, получать информацию от человека, не обремененного степенями и званиями. Жаль, конечно. Но вот уже более 25-ти лет я имею самое прямое отношение исключительно к практической медицине, к лечению детей. Санитар, медбрат, врач-реаниматолог, заведующий отделением областной больницы. Теперь вот веду прием в своем консультативном центре. Чего только не пришлось увидеть за эти годы… Десятки больниц. Сотни врачей. Тысячи детей, тысячи мам, пап, бабушек, дедушек. Тысячи, дающие мне возможность и моральное право писать эту книгу, не будучи ни профессором, ни доцентом.

Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси боже, не руководство по диагностике и лечению!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь вам избежать многих проблем.

Главное – чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят прежде всего узнать, в чем состоят особенности этого труда и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, особо мудрая свекровь, очередная беременность, сокращение штатов, количество дней до зарплаты и т. п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень старался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность , пожалуй, главная – я не просто говорю «делайте так» – я пытаюсь убедить вас в том, что именно так делать и надо.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка «вообще» якобы отвечает участковый врач. Но ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе – как лицам наименее опытным – отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой – именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки-дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

оглянувшись по сторонам, вы легко убедитесь в том, что ни вы сами, ни ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» не является сколько-нибудь весомым аргументом;

что бы ни советовали вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночами, бегать по аптекам и больницам будете вы и только вы!

вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее;

если же с самого рождения не получилось – не знали или думали, что знаете, не хотели, не понимали – помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше, тем проще.

* * *

Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров.2
Педиатр – врач, занимающийся оказанием лечебной и профилактической помощи детям. Поскольку книга все-таки имеет отношение к медицине, то без «особо умных» специальных слов обойтись вряд ли удастся.

И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост: ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых . Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.3
Потери, как вы понимаете, могут быть самые разные – от потери здоровья до потери времени. Про финансовые затраты мы уже и не говорим.

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, – роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка !

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания, главные правила оказания помощи при болезнях. Но реализовывать их на практике вам придется самим – тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать в нос мочу или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего – играть в шахматы, а трехлетнего – готовить к будущей семейной жизни;

автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение, и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника,4
Автор на самом деле знает, что у многогранника сторон нет – одни лишь грани, но сути дела это не меняет.

Которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны – любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок – это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает – читайте дальше, нет – извините…

Часть первая
Начало жизни вашего ребенка

У полосатого удава и детеныши в полоску.

Африканская пословица

1.1. Беременность

Сколько мы перемучались из-за того, что не случилось, но лишь могло бы случиться.

Томас Джефферсон


Человек – это Царь Природы, но в то же время он ее часть. Часть, которая нарушила Главный Закон Джунглей5
Не высовываться!

И возвысилась над всеми остальными, создав при этом себе и всем, оставшимся внизу, массу неприятностей. В основе этих неприятностей – постоянные и, к сожалению, вовсе не бесплодные попытки борьбы с законами Природы. Кто возьмется утверждать, что человек как биологический вид создан неправильно? Никто!6
Заметим: непринципиально, кем этот вид создан – Богом или эволюцией.

Следовательно, передающаяся от поколения к поколению наследственная информация достаточно хороша, а от возникающих отклонений Природа пытается всеми силами избавиться самостоятельно, несмотря на активное противодействие ей современной медицины.

Появившийся на свет человеческий детеныш уже владеет совокупностью наследственных (генных) признаков, которая называется генотипом .7
Читателям, возмущенным обещанием автора изъясняться попроще и не употреблять особо «умных» словечек, сообщаю: слово «генотип» входит в учебную программу по биологии обычной средней школы.

Но родившийся хозяин генотипа не имеет возможности самостоятельно распоряжаться своим богатством. Под влиянием окружающей среды генотип превращается в фенотип – совершенно определенную совокупность внешних признаков.

При одном и том же генотипе можно получить преогромное количество фенотипов – здесь все зависит от:

1 среды обитания (климат, город, деревня, поблизости завод или, наоборот, сосновый бор, подвал, десятый этаж, пыль, химия, радиация и т. д.);

2 родителей , точнее от условий, которые они создадут своему ребенку.

Со средой – тут уж как кому повезло. А родители – это, между прочим, мы с вами и есть.

Суть приведенных рассуждений очевидна: с точки зрения Природы (генотипа), здоровье родившегося ребенка очень мало отличается от здоровья его предшественника, появившегося на свет 20 или 30 тысяч лет назад и не знавшего, что такое паровое отопление, адаптированная молочная смесь, стерильная соска, кипяченая вода и многое, многое другое, но при этом, ухитрившегося не только выжить, но и дать потомство. А этим самым потомством мы с вами, между прочим, и являемся. И наша главная задача – не позволить ребенку растерять здоровье, которым его Природа уже наградила.

Приступать к решению поставленной задачи надобно как можно раньше – лучше всего уже во время беременности.

* * *

Беременность не возникает сама по себе, без предшествующих ей половых контактов.8
Исключения, правда, бывают (читай «Новый завет»), но они очень редки.

Отсюда следует, что все остальные признаки – отсутствие месячных и, напротив, присутствие рвот, тошнот и стремительно меняющихся взглядов на окружающую действительность – являются всего лишь следствием одного из наиболее интересных, значительных и широко распространенных проявлений человеческого бытия, а именно – половой жизни.

Вероятность того, что эта книга попадет в руки человека, не знакомого с тем, от чего беременность возникает и как она проявляется, очень невелика. Ну а коль скоро мы до этого договорились, условимся: при наличии сомнений (подозрений) следует обратиться к врачу, который, отвечая на подобные вопросы, зарабатывает себе на жизнь и называется гинекологом.

Мы не ставим своей целью обсуждение причин беременности (когда, после чего, зачем, от кого и т. п.). И автора, и читателей беременность, разумеется, интересует, но, прежде всего, с позиции ребенка – как жить будущей маме, дабы потом родить и при этом свести к минимуму потребности в детском враче.

Порядок, при котором одному и тому же человеку доверено наблюдение за беременной, принятие родов и последующее наблюдение за ребенком, к огромному сожалению, совершенно не принят.9
По крайней мере, в обозримом для автора географическом пространстве.

И в этом нет ничего хорошего. Потому что точки зрения гинеколога и педиатра довольно часто не совпадают: то, что хорошо для мамы (и гинеколога), не всегда хорошо для ребенка (и педиатра).

Итак, самая обычная женщина, достигшая детородного возраста, решила этот возраст не упустить. Эта самая обычная женщина самой Природой подготовлена к вынашиванию ребенка и родам.

И Природа, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состоянии объяснить, почему беременная должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше одного килограмма и т. п. Ведь эта самая женщина несколько тысяч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени – ну кто бы перестал готовить еду или перемещаться вслед за оленями только потому, что кому-то там мешает живот или его, видите ли, тошнит… И надо задуматься самой. Представить своего мужа в виде большого лохматого и не слишком хорошо пахнущего самца, а себя – в виде озабоченной «интересным положением» самки, которая просто должна в процессе беременности, во-первых, не дать этому самцу переметнуться к другой, а во-вторых, сохранить оптимизм и, к чему скромничать, красоту.

Самое главное правило -

БЕРЕМЕННОСТЬ – НЕ БОЛЕЗНЬ!

Однако очень и очень многие женщины именно так рассматривают это состояние. Во многом им помогают гинекологи – редко какой визит к врачу не заканчивается рассуждениями об узком тазе, кривой матке, воспалении придатков и вообще: как это вас, девушка, угораздило… Да еще и подруги наговорят про адовы муки роддома. Опять-таки – надо сдать много-премного анализов и обойти много-премного специалистов. Могу клятвенно заверить, что еще ни разу не встречал человека, посетившего большое количество врачей, сдавшего большое количество анализов и не обнаружившего при этом какой-нибудь дремавшей в нем хвори. Тем более что у нас принято бегать по врачам после того, как беременность стала свершившимся фактом, а не до того, как…

Кстати, сам факт беременности в большинстве случаев порождает множество других проблем – сексуальных, материальных, наконец, квартирных.

И нет ничего странного в том, что стрессовое состояние – удивительно частый спутник беременности. Ведь очень трудно противостоять обильному наплыву негативной информации. Для этого надо иметь очень-очень крепкие мозги или не иметь их вообще. И то и другое – редкость, поэтому желательно запомнить :

слушать надо прежде всего себя – двигаться, если хочется двигаться, спать, если хочется спать, есть, если хочется есть, и заниматься с мужем любовью, если хочется ею заниматься;

если вы хотите ребенка и при этом уже беременны, то никакие обнаруженные врачами болезни не должны вызывать у вас отчаяния. Констатируйте в глубине души тот факт, что надо было раньше махать руками, но не стремитесь себя спасать, поскольку трудно найти методы лечения, одновременно полезные и ребенку, и маме;

любое лечение беременной женщины должно проводиться только тогда, когда без этого однозначно нельзя обойтись (кровотечение, явная угроза срыва, нефропатия, выявленный сахарный диабет, ревматизм или другие страсти).

Вы живете в стране, где количество проверяльщиков и тех, кто учит, как надо лечить, почти равно количеству тех, кто действительно лечит. Тот, кто лечит, прекрасно знает, что за назначение 10 лекарств при насморке никто его не будет ругать – ведь по поводу каждого их этих 10 лекарств защищена, как минимум, кандидатская диссертация. Беременность – это всегда риск. Очевидный риск для самой беременной и не менее очевидный риск для врача, который, учитывая оценку его труда обществом, рисковать не собирается.10
К вопросу об оценке врачебного труда. В первом издании книги «Начало жизни вашего ребенка» (подробнее об этой книге – на с. 573) автором было отмечено, что на момент написания указанных строк месячный труд специалиста с дипломом о высшем медицинском образовании оплачивался так же, как 1 (один) час работы проститутки. Мне очень хотелось исключить это сравнение из второго издания книги. Потом хотелось исключить из третьего, потом из пятого… Прошло уже 10 лет, но своей актуальности оно (сравнение), к сожалению, не утратило по сей день. Хотя определенные сдвиги есть. И могу торжественно заявить (переписать): «На момент написания указанных строк месячный труд специалиста с дипломом о высшем медицинском образовании оплачивается так же, как 2 (два) часа работы проститутки».

И надо иметь очень много мужества, чтобы не назначить, не послать на консультацию, не уложить в стационар, не начать стимулировать, не запретить. Надо оторваться от бумажек и найти время, чтобы спокойно поговорить, объяснить и, в конце концов, сознательно разделить риск пополам. Но ведь проверяют врача не по отзывам пациентов, а по качеству исписанных им «документов»! А коль скоро какой-либо диагноз в карточке записан, то обязательно надо лечить: а вдруг какая неприятность, тут уж учителя и проверяльщики по всей строгости спросят: как это вы, батенька, не назначили? И ведь действительно иногда случаются неприятности – у одной из 100, но назначают всем – на всякий случай. Помогите врачу быть с вами честным и откровенным – не требуйте от него уникальных лекарств и вашего немедленного спасения, не кричите: «Мы готовы на все!», выясните все-таки, а что будет, если не делать ничего, и что опаснее – лечить или не лечить. Я, по вполне понятным причинам, не называю конкретные болезни, не в этом суть. Просто беременная должна попытаться взглянуть на себя глазами врача, к которому она пришла. Она должна понять то, что понимает любой врач: беременность – это нормальный физиологический процесс, и чем меньше мы будем вмешиваться в нормальные физиологические процессы, тем лучше будет нам всем!

А если не совсем нормальный? Так подумать надо, настолько ли мы мудры, чтобы Матушке-Природе мешать, если она чуть-чуть споткнулась. А если совсем не нормальный – тогда лечиться, но помнить при этом замечательный афоризм, родившийся в среде практикующих врачей: «То, что бывает редко, – бывает очень редко; то, что бывает очень редко, – не бывает никогда».

Беременность


В большинстве случаев беременность протекает нормально. И вести себя при беременности надо нормально. И помнить, что, хоть медицина у нас и бесплатная, за здоровье конкретного человека отвечает не врач, а сам конкретный человек. И не морочить самой себе голову, выискивая болезни. Подавляющее большинство сложностей порождаете Вы сами, нервничая и переживая понапрасну.

Роды


Чем раньше приложат новорожденного к груди, тем лучше (оптимально - прямо в родзале) - этот факт убедительно доказан физиологами и врачами. Во-первых, само раздражение соска во время сосания способствует сокращению матки, что, непосредственно после родов, очень важно. Во-вторых, первые капли молока - молозиво - содержат в себе вещества, «запускающие» развитие иммунной системы и нормального пищеварения, препятствующие возникновению в дальнейшем аллергических реакций и кишечных расстройств.

Новорожденный

Главной и совершенно уникальной отличительной чертой новорожденного является его способность приспосабливаться к условиям окружающей среды. Как уже было объяснено, ребенок, которого Вы принесли из роддома, очень незначительно отличается по способностям отстаивать свое право на жизнь от точно такого же малыша, появившегося на свет где-нибудь в пещере много-много веков тому назад. Дети и до настоящего времени благополучно появляются на свет в юртах, чумах и вигвамах (пустынях, джунглях, горах, тайге, тундре и т.д.).

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18-19° С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь - и Вашу и детскую - необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять правильное решение при наличии сомнений:

ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ

Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного - нет.

Подгузники

Запомните: даже если по каким-то Вашим соображениям обычные марлевые подгузники лучше памперсов, то это может быть справедливым лишь по отношению к ребенку. По отношению к тем, кто за ребенком ухаживает, это однозначно и категорически неправильно. Небольшие неудобства, доставленные ребенку, меньше отразятся на здоровье семьи в сравнении со многими часами, которые проведут его родители за стиркой и у гладильной доски.

В отношении памперсов есть лишь две действительно существующие проблемы - цена и умение ими пользоваться.

Как спать?

Оптимально - на животе или на боку. Голова повернута в сторону, и сторону эту необходимо каждый раз менять. Некоторые дети лучше всего спят в среднем положении - между на боку и на животе - с подложенной под бочок и сложенной в несколько раз пеленкой.

Дети, особенно первого полугодия жизни, склонны к срыгиваниям, а в положении на спине это очень(!) опасно. Малыш, с момента рождения спящий на животе, раньше начинает держать головку; во время движений дополнительно массажирует сам себе живот, у него легче отходят газы. При плотном матраце и отсутствии подушки всякие разговоры о возможности задохнуться просто бессмысленны. Несправедливо и утверждение о том, что без подушки лежащий на боку ребенок свернет себе шею. Если обмотать его десятком пеленок, может, и свернет, а если пеленок одна-две - никогда.

Укачивание

У детей очень слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется «укачали». Малыша привыкшего к качанию отучить исключительно сложно. Поэтому очень важно не начинать, поскольку укачивание, мягко выражаясь, не очень полезно для ребенка и не очень приятно для родителей.

Гуляние

Прогулки мамы, заключающиеся в перекатывании коляски с одной улицы на другую, ребенку не нужны. Я прекрасно понимаю, что Вам очень хочется продемонстрировать соседкам и подругам новомодный домик на колесиках, но младенцу этого не понять. У мамы всегда есть куча дел и не будет ничего хорошего в том, что Вы вдоволь нагуляетесь, а пришедший с работы папа будет рыскать по кухне в поисках съестного. К тому же, совсем не обязательно, чтобы на ребенка чихали прохожие и летела грязь из-под колес.

Любое катание по улицам должно быть обусловлено необходимостью: нет помощников, а надобно посетить магазин или молочную кухню, пришло время побывать в поликлинике, вечером хочется погулять вместе с мужем и отдохнуть от домашней суеты, нет балкона, в конце концов.

Чем раньше Вы начнете приучать ребенка к пребыванию на свежем воздухе, тем лучше. Уже на 10-й день жизни можно посидеть с ним на балконе минут 15-20. На следующий день - 2 раза по полчаса и, постепенно увеличивая частоту и длительность гуляний, к месячному возрасту сделать так, чтобы ребенок проводил на балконе весь день.

Проснулся, покормили - гулять. Занесли, покормили - гулять и так далее. На балконе ребенок всегда лучше спит и ест после этого с большим аппетитом. И совершенно непонятно, почему гулять надо 1 или 2 раза в день.

На балконе ребенок, как правило, спит на боку. Важно при этом так расположить коляску, чтобы Вы видели его личико через оконное стекло, не выскакивая на балкон.

В описанном режиме гуляния заинтересован не только ребенок, но и его родители. Никогда больше такого «золотого» времени у Вас не будет. Первые 3-4 месяца жизни младенец спокойно спит на балконе большую часть дня, позволяя матери нормально отдохнуть и привести в порядок детские вещи, квартиру и себя.

Общие принципы питания ребенка

С момента рождения и до появления зубов в основе питания младенца лежит:

1. Материнское молоко при естественном вскармливании;

2. Адаптированная молочная смесь при искусственном вскармливании;

3. Сочетание первого и второго при смешанном вскармливании.

Где и в чем купать?

· Оптимальная комната для купания - ванная комната.

· Оптимальное место для купания - большая ванна (обычная, взрослая, чугунная и т.п.).

Большая ванна позволяет ребенку шевелить руками, ногами и головой, совершенно не ограничивая движений, - логично подразумевается, что ванна при этом будет полностью наполнена водой.

В большой ванне вода медленнее остывает, позволяя родителям не дергаться по этому поводу и не стоять с чайником в руках, каждые 30 секунд поглядывая на термометр.

Активно двигаясь в большой ванне, малыш имеет возможность тратить энергию и уставать, следовательно, улучшаются его сон и аппетит. К тому же тренируются мышцы и сердце. А если ребенок хорошо спит, то хорошо спит его мама, имея при этом, во-первых, молоко, во-вторых, силы для разных домашних дел и, в-третьих, желание эти дела делать.

Кипятить воду нет никакой необходимости. Совершенно никакой! И ничего страшного, если во время купания ребенок несколько раз хлебнет. Сами, небось, и из речки хлебаете.

Нет особого смысла добавлять в воду перманганат калия (марганцовку). Реальной дезинфекции почти никакой, а при попадании в глазки возможны химические ожоги.

Наиболее оптимальный вариант - настой череды (трава такая).

Ребенок без особого риска (точнее, вообще без риска) может быть погружен в ванну с температурой воды от 26° до 37°. Таким образом, за ребенка особенно бояться нечего. Но, прежде чем решать другие задачи, надо все-таки определиться, какая же температура воды идеальна для купания?

Вода не должна позволить ребенку расслабиться. Холодовое воздействие на кожу резко усиливает кровоток в мышцах, увеличивает их тонус. Активнее работает сердце, в кровь выбрасываются биологически активные вещества, стимулирующие обмен и повышающие сопротивляемость инфекциям.

Ребенок в воде с температурой выше 35° не имеет никаких стимулов к шевелению и развитию. Заставить его подрыгать руками и ногами довольно трудно. Но такая ванна, как правило, не вызывает у младенца никаких неприятных ощущений - он ведь хоть и детеныш, но человеческий и по натуре своей лентяй. А в воде он всем своим видом демонстрирует блаженство, вызывая ответное блаженство у толпы присутствующих родственников.

Но купание в теплой воде совершенно ничего не дает здоровью! Мыть (смывать грязь), может быть, в такой воде и лучше, но купаться для здоровья в указанных температурных условиях нельзя!

В то же время, при погружении в воду с температурой ниже 30° у ребенка очень часто возникают отрицательные эмоции, не то чтобы ему было холодно, вовсе нет. Но шевелить руками и ногами, чтобы согреться, он не хочет и начинает возмущаться. А вместе с ним возмущаются бабушки… Ну и не надо начало купания превращать в испытание для всех членов семьи - это может очень быстро выработать у ребенка отрицательный рефлекс на один только вид ванной комнаты. А кричащий в ванне ребенок приводит к повышению давления у бабушек, которых тоже надо любить и беречь.

Оптимальная температура для начала купания составляет 33-34°.

Купание должно осуществляться ежедневно!

Каких бы усилий это Вам ни стоило. Поверьте, лучше потратить 1 час в день на купание, нежели месяцы на скитания по больницам.

Идеальное время для купания - перед последним кормлением, то есть с 23 до 24 часов. Ежели Вы все будете делать правильно, ребенок очень устанет, малость подмерзнет, очень проголодается, после ванны с аппетитом поест и будет спать, не просыпаясь(!), 5-6 часов, хотя мне встречались дети, которые в месячном возрасте спали ночью 6-8 часов без какого-либо желания общаться с мамой.

Зрение

1. Нельзя допускать, чтобы в детской комнате была слабая освещенность. Это приводит к задержке способности различать цвета.

2. Игрушки должны быть большими и яркими. Цвет их тоже имеет значение: в первом полугодии жизни - оптимально желтый и зеленый, а затем, чем разнообразнее цвета, тем лучше.

3. Для того, чтобы ребенок научился правильно видеть, не стоит в первые 3-4 месяца вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (менее 40 см) - толком разглядеть он ничего не сможет, но есть риск развития косоглазия.

Слух

Необходимо помнить, что дети очень быстро привыкают к определенному звуковому режиму. Если с момента рождения Вы будете ходить по дому на цыпочках и разговаривать исключительно шепотом, у Вас появится шанс так всю жизнь и проходить.

Это положение особенно актуально для семей, не имеющих большого числа комнат. Продолжайте жить нормально. Слушайте музыку, смотрите телевизор, разговаривайте по телефону. И Ваш малыш в течение всей своей жизни сможет спать, не просыпаясь от кашля соседа за стеной.

Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси боже, не руководство по диагностике и лечению!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь вам избежать многих проблем.

Главное – чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят прежде всего узнать, в чем состоят особенности этого труда и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, особо мудрая свекровь, очередная беременность, сокращение штатов, количество дней до зарплаты и т. п.