6 июля 2009, 12:21

Невероятное случилось. Game посчитал необходимым извиниться перед 50 Cent, перед поклонниками, Dr. Dre и Джимми Йовином.

Game уже заявлял, что конфликт с 50 Cent в прошлом. Но на этот раз он пошел дальше и в интервью MTV высказал свои сожаления по поводу того, что случилось в прошлом.

"Джимми Йовин говорил нам: "Парни, не разваливайте Beatles", - пустился в воспоминания Game. - Много лет назад он говорил это Джону Леннону. Но я был молод. Я был глуп. И я сделал много неумных вещей".

"Я покинул G-Unit, словно борт самолета - и даже не забрал свой багаж, - добавил Гейм. - Но я не хочу обратно на этот рейс. У них свои дела, у меня - свои. Но когда-то у нас с Фифти было отличное взаимопонимание, как у Method Man и Redman. Вместе с Бэнксом и Баком, с Дре и Йейо мы продавали миллионы, потому что вместе были очень круты. Если бы раскол не произошел, то "Detox" увидил бы свет, а все мы по-прежнему продавали бы миллионы. Так что я хочу извиниться за свою роль в происшедшем".


50 Сент помог мне где-то с тремя песнями, и теперь он ходит и рассказывает всем, что он создал мой альбом. Мой альбом даже не звучит как 50. У нас абсолютно разные стили. 50 Сент – рэппер. Я – МС...

Стояло знойное, июньское воскресенье. Как обычно всемирно известный Таймс Сквер, Нью Йорк был переполнен множеством энергичных туристов и просто людей, гуляющих по улицам Большого Яблока. Все были настолько отвлечены, что даже не обратили внимание на то, как группа из 20 человек, одетых в кроваво красную одежду, смешались с толпой. Люди в красном тоже туристы, приехавшие на шоу. Лидер группы – недавнее открытие West Coast, рэп-феномен Джейсон Тэйлор (Jayceon Taylor), ака Гэйм (The Game) – хочет купить несколько футболок и пытается решить, куда бы пойти. Услышав о том, что неподалеку находится Foot Locker (очень популярный в США магазин спортивной одежды), 20 человек создают круг вокруг Джейсона и направляются за футболками.

Высокий и мускулистый, с пирсингом и карими глазами, Гейм в тот день имел недельную бородку, оставшуюся после тура со Снуп Догом (Snoop Dogg) How the West Was One Tour. Популярный рэпер шел по улице, слегка улыбаясь, в тот время как татуировка в виде капающей слезы под его левым глазом стала продолжением тату в виде бабочки под его правым. «Я сделал слезу, живя на улицах», - говорит он, - «стреляя и грабя, продавая крэк и делая еще много чего с моим братом и моими друзьями!» Затем Джейсон показывает на бабочку под правым глазом. «Я оставил прошлое позади себя и эта бабочка символизирует новую жизнь. У меня теперь есть сын и это все ради его жизни, а также мой отец написал стих, посвященный моей бабушке, назвав его «Бабочка», и эта картинка также для нее.» - потом он закашлялся.- «Ну, и сами понимаете, женщинам это нравится!»

Он одет в кепку Чикаго White Sox, джинсы, такие мешкообразные и большие, что периодически приходится подтягивать их вверх, и огромную белую футболку, через которую можно заметить очертания просвечивающегося бронежелета. Гэйм уточняет: «Никто не сможет поступить со мной, как с Тупаком». Он осматривается вокург своей обширной команды, которая включает в себя его старшего брата Фэйс Ханнда (Fase Hunned), двух огромных, как буйволы, телохранителей и толпу хоми со своей Black Wall Street, а затем горделиво объявляет: «Вот это именно то, что можно назвать сопровождением».

Продвигаясь вниз по Бродвею, телохранители ведут себя немного агрессивно, отгоняя прочь фанов, подбирающихся слишком близко и пытающихся сделать фотографию звезды на свои сотовые. Случайно зазевавшийся прохожий ненароком попал в круг Гэйма и моментально был выбрашен наружу, оставшись лежать на асфальте в абсолютном недоумении. «Я обожаю, когда они это делают», - восхищается Гэйм тактикой своего сопровождения. Он оборачивается вокруг и замечает гримасы на лицах своих соратников. – «Они выглядят немного злобными, правда?» - смеется.

Перед входом в Foot Locker Гэйм торжественно приветствует работников магазина. «Где одежда G-Unit?» - кричит он.- «Мне нужен G-Unit!» Работники сбиты с толку, но покорно приносят все, что имеется в магазине. Это кажется очень странной просьбой, потому что всего лишь месяц назад Гэйм был публично грубым образом изгнан из G-Unit главой клана – 50 Сент (50 Cent)...

Прохладным февральским вечером Гэйм показывал свои навыки МС на Нью Йоркской хип-хоп радиостанции, а в тоже самое время на другой станции 50 сент официально объявляет об увольнении Гэйма из G-Unit. Позже, той же ночью, Гэйм и его ребята отправляются на разборку с 50 сентом на Hot 97 studio, но в коридоре сталкиваются с охранниками G-Unit. Завязалась драка, и прогремело несколько выстрелов. Друг Гэйма Кевин «Peanut» Рид был тяжело ранен. Конфликт был подавлен двумя неделями позже на пресс-конференции в Гарлеме, где оба рэпера пожимали друг другу руки, позировали для фотографов и пожертвовали кучу денег на благотворительность. Несмотря на все это они избегали смотреть друг другу в глаза, перекинулись парой слов и разъехались по отдельности.

Гэйм наклонился вперед и таинственным голосом произнёс, почему он так ищет именно эту марку. «Я собираюсь сделать что-то очень необычное сегодня вечером на сцене», - говорит он.- «Это может не пройти слишком хорошо, но это риск, на который я должен пойти!» Он покупает две футболки G-Unit и по дороге назад к отелю начинает делиться планами о предстоящем вечере. Он будет выступать на Hot 97’s ежегоднем Summer Jam – самый масштабный ежегодный хип-хоп концерт, проводящийся в Нью Йорке. Его партнер по шоу на сцене Снуп Догг и сам Гэйм хотят использовать сегодняшнее выступление, чтобы сказать что-то очень важное. «Понимаете», - говорит возбужденно рэпер с дерзким огоньком в глазах. – «В моем выступлении будет часть, где крыса – которая символизирует 50 сента, понимаете, да? – и горила выходят вместе, и тогда...»

Несколькими часами позже на Giants Stadium 55000 фанатов видят, как два парня из лагеря Гэйма – один в пушистом костюме крысы, а другой в костюме горилы, каждый одет в футболку G-Unit, - выходят на сцену, где их моментально сбивает с ног на землю остальная бригада Гэйма, одетая в черные футболки G-Unot, и начинает избивать ногами. Гэйм развернулся к аудитории: «Они выгнали меня из группы, хотя я их об этом не просил». И он стал громко зачитывать в микрофон: «50 Cent can suck my dick! Tony Yayo can suck my dick!» Зрители были сбиты с толку. Никто не мог понять, что творится на сцене. После того, как он швырнул призовую цепь G-Unit в толпу, он продолжил концерт, иронично начиная петь How We Do – один из своих хитов, спетых вместе с 50. «Ну, давайте! Чего же вы молчите!» - орал Гэйм в толпу.- «Давайте подпевайте, если вы так любите 50!». В конце концов он топнул со злости несколько раз ногой по сцене и ушел, оставив толпу недоумевать- были ли они только что свидетелями концерта West Coast рэп-звезды, или первый раз в жизни увидели изгнание дьявола.

Несколько дней спустя уже успокоившийся Гэйм наконец дома встречает Лос-Анджелеский закат. Он одет в черную футболку, баскетбольные шорты и пару черных Nike Airs; он стоит посреди улицы, рассматривая новенький, сделанный специально под заказ его брата Фейса, Dodge Magnum. Фейс, известный как Скарфейс (Scarface) из-за гигантского шрама, бегущего через левый глаз, объясняет, как закрывать и открывать вертикальные двери, выполненный в стиле Ламборджини. Маленький, абсолютно невзрачный квартал, который они называют домом, забит машинами, неаккуратно покрашенными домами, с красиво подстриженными газонами. Дети соседей Гэйма из дома слева, семья латиносов, играясь бегают по двору. Все это напоминает обыкновенный пригород, если бы только дома в этом нейборхуде не имели решеток на окнах. Каждый дом тут оснащен всеми видами защитной сигнализации. Добро пожаловать в Комптон (Compton), город, который стал приютом для известнейшей банды Bloods.

Именно здесь Джейсон Тэйлор стал «Chuck» Тэйлор и в результате окончательно переродился в The Game. Здесь с длинными авеню и улицами с привычными названиями типа Willowbrook или Cedar, или Elm, он чувствует себя уютно. Лишь время от времени пистолетные выстрелы могут нарушить покой.

Гэйм подъезжает к дому, который служит как Black Wall Street Studio, офис и точка для чил-аута. Паркует свой новенький купе Бентли, который придает зданию вид монополии. Один из Гэймовских хоми, небольшой мускулистый парень с короткой стрижкой и в футболке G-Unot, сидит перед дверью, а огромный пистолет открыто покоится на его коленях.

Внутри в мутной, забитой табачным дымом комнате, Гэйм падает на диван и начинает вспоминать свое детство. Он сын двух членов банды Crips (враги банды Bloods), вырастал в мире, где каждодневные перестрелки, разборки между бандами, продажа наркотиков и смерть были обычным делом. Он почувствовал, что стал единым целым гангстерской жизни в раннем возрасте. «Мне было 9 лет, когда я обычно выходил к школьному автобусу, а взрослые нигеры грубо бросали вопросы в мою сторону: ‘Ёу, щенок! Какого черта ты напялил футболку этого цвета?’ И я в ответ говорил: ‘Что ты имеешь в виду? Я не одеваюсь сам по себе, родители покупают мне одежду!’»

Жизнь его семьи – далекая от идеальной- была разрушена, когда две его сестры обвинили его же отца в сексуальном домагательстве. Семилетний Гэйм был отправлен в школу для тяжелых детей на 8 лет. «Моя единственная мечта была – сбежать», - говорит он слабым голосом, мышцы на его лице дрожат. – «Это как тюрьма для маленьких детей. Государство думает, что делает одолжение ребенку, когда на самом деле оно еще больше разрушает и загаживает его жизнь!»
В 13 лет, когда его брат Джейвон (Javon), который также принадлежал к банде Crips, был убит, Гэйм направил свою депрессию и одиночество по двум каналам: баскетбол и грабеж. Его другой брат Фейс, после переезда к бабушке в соседний нейборхуд, в котором заправляли Bloods, был завербован в Cedar Block Pirus (группирока относится к Bloods). Гэйм присоединился к нему, продавая наркоту и будучи суперспортсменом в своей школе. Он получил шанс поступить бесплатно в Washington State University, но до того, как начались занятия, он был пойман на продаже наркотиков и так и не попал в университет. «Я вернулся, и я помню, что все были очень растроены»,- говорит он, и в его голосе ощущается виноватость. – «Моя мама выгнала меня из дома, и теперь мне 17, и мне некуда идти. Так и получилось, что я и Фейс должны были сражаться в одиночку против всего мира!»

От природы Фейс - это лидер с ярко выраженной харизмой. Он был настоящим гетто суперстар! «Я всегда хотел быть как он»,- с завистью вспоминает Гэйм.- «Я помню, когда я был в 9-ом классе, он купил себе Кадиллак ДеВилль купе с золотым значком. Когда ему исполнилось 17, мужики 25-30-ти лет подчинялись ему. Он был моим кумиром номер один. Он был моим Майклом Джорданом, моим Мэйджиком Джонсаном и моим Биллом Гейтсом в одном лице!»

Следуя по стопам своего брата, Гейм говорит, что он окунулся с головой в гангстерскую жизнь и открыл для себя много разных положительных и отрицательных сторон этой жизни, которые он никогда не понимал. Он указывает на своих хоуми стоящих и мирно общающихся за стеклом. «Не один из них не схватится за телефон и начнёт звонить своему папе, умоляя его помочь. Это всё потому, что улица стала их отцом; это всё о том, что ты имеешь множество других людей с тобой в одном положении, которые переживают аналогичные ситуации дома, типа, почему ваша мама всю жизнь сидит дома абсолютно не пытаясь найти работу, а ваш отец избивает её и пьёт бутылку за бутылкой. Плюс ко всему ваши родители абсолютно не имеют друзей.» - он вздыхает. – «Я знаю, что это может прозвучать ненормально, но в гагстерской жизни есть множество позитивных сторон, как единство, чувство того, что ты кому-то нужен, чувство, того что ты наконец обрёл семью в лице своей банды. Я считаю, что весь негатив приходит после начала стрельбы, убийств и смерти молодых парней».

Увидев суматоху на улице, Гейм останавливает сви размышления по поводу гангстерской жизни. Парень, сидевший на улице, открывает двери и быстро забрасывает пистолет в комнату, а несколько других человек из команды Гейма уже бегут в сторону здания. «Подождите,» - говорит Гейм. – «Приехали полицейскии.» - он возвращается через пару минут объясняя, - «Они уже достали. Они знают, что когда мои парни здесь – значит и я здесь. И они знают, что мы никогда не занимаемся ерундой».

Всего навсего пару лет назад парни Гейма заполонили улицы прибыльным наркобизнесом. Именно тогда, раннем утром 2001 года, Гейм был прострелен 5 раз, пребывая на месте продажи. Чудом ни одна пуля не задела жизненноважного органа, и он выжил. Но это был первый звонок к тому, что он зашёл слишком далеко, и он услышал его громко и отчётливо. Отсиживаясь дома, залечевая раны в тоске и нудном существовании, Гейм проводил дни, слушая музыку и думая о жизни. «Я ужасно устал от каждодневного просмотра рэп-телевидения,» - говорит он. – «Меня уже не на шутку тошнило от Плейстейшн. И всё это произошло приблизительно в одно и тоже время, когда Шайн (Shyne) попал в тюрьму, умерда Алия (Aaliyah), и произошли трагическии события 11 сентября 2001. Я почувствовал, что я должен сделать что-то. Я был настроен патриотически; я понял что я должен начать говорить за людей. И с этого момента я начал писать стих».

С самых ранних лет фанатеющий от хип-хопа, Гейм сделал шаг вперёд, рифмуя свои слова под биты. Его подход был очень странным: он не имел никаких инструментов; он никогда не ходил на бэттлы и не занимался фристайлом. «Сначала, я взял G-Thang Доктора Дре и сделал его слова своими словами, и когда в песнях он говорил Дре, я говорил Гейм. Когда он говорил Комптон, я жёстко повторял – Комптон. И так я начал пытаться копировать Доктора Дре, Наса (Nas) и Айс Кьюба (Ice Cube) до тех пор, пока я не понял, что я больше не нуждаюсь в них. Я начал писать свои рифмы».
И в течение четырёх месяцев его гениальная трансформация была окончена, и он уже стоял в одной студии со знаменитым Доктором Дре, который не так давно вывел на большую сцену таких звёзд, как Снуп Дог (Snoop Dogg), Еминем (Eminem) и 50 Сент (50 Cent). И когда Дре подписал контракт с Геймом, направив его в новую студию от Interscope Records – Aftermath Records , никто не был удивлён. «Пока меня не подстрелили, я ни разу в жизни не пробывал писать рифмы и даже не дотрагивался до микрофона! Ни разу в жизни! Я даже никогда не мог представить себе, что я стану тем, кто я сейчас. Но как только я понял, что у меня это получается хорошо, а у меня получается великолепно, я осознал, что это всегда было внутри меня, но я просто не видел этого. И именно после того, как меня прострелили, и Бог спас мою жизнь, я получил шанс понять, в чём мой настоящий талант».

На рынке West Coast индустрии не хватало настоящих голосов долгое время, и недавнее открытие Доктора Дре – 50 Сент обратил внимание на Гейма. Фифти пригласил Гейма в G-Unit Records, ещё одно ответвление Interscope, договорившись с Доктором Дре на сделку 50 на 50 в проэкте Гема. Для могучего Interscope такая сделка была продвижением вперёд. С мощным, жёстким голосом, с характером настоящего гангстера и с трагической предысторией жзненного пути – плюс ко всему биты от Доктора Дре и энергичностью 50 Сента – Гейм ворвался в поп культуру таким же образом, как и самая молодая звезда баскетбола ЛеБрон Джеймс (LeBron James) ворвался в мир НБА. Дебютный альбом Гейма The Documentary был провозглашен одним из лучших альбомов 2005 года, не смотря на критику в сторону авторов этого альбома. Недобрые слова звучали в соторну Доктора Дре более 40 раз. Гейм объясняет всю эту ситуации таким образом: «Вы подумайте, а есть ли кто-нибудь, кто создавал свои творения без клеветы критиков и прочих сплетен? Они, наверное, максимум чего достигали, так это золота. Я же в свою очередь – четырежды платиновый. И это только играет мне на руку».

Но как только Гейм стал наслаждаться плодами своей славы, всё стало рушиться. Услышав интервью, в котором Гейм сказал, что он не хочет вступать в разборки между G-Unit и Фэт Джо (Fat Joe), Джадакисс (Jadakiss), Нас (Nas) - 50 просто обозвал его сосунком и слабохарактерным недоноском. Вскоре после этого Гейм стал замечать, что он и 50 имеют разные идеи относительно альбома, что и привело Гейма в замешательство. Особенно после того, как он узнал о том, о чём знали все, но не от людей, а по радио. «Я абсолютно не мог понять, зачем он так поступает со мной?» - говорит Гейм, и его лицо до сих пор выражает гнев. – «Я ни разу не сделал ничего плохого этим ребятам. Всё что я делал, так это помогал заработать им больше денег и оказывал моральную поддержку своей группе. Я сделал для него намного больше, чем он сделал для меня, с того момента, как он принял меня в G-Unit и учавствовал в работе над моим альбомом. 50 Сент помог мне где-то с тремя песнями и теперь он ходит и рассказывает всем, что он создал мой альбом. Он даже не звучит как 50. У нас абсолютно разные стили. 50 Сент – рэппер. Я – МС. Это точно так же, как Людакрис (Ludacris) и Jay-Z. Людакрис рэппер и человек, знающий как завести публику своим актёрским мастерством. Jay-Z – МС, и всё что он говорит, имеет предысторию и несёт в себе смысл. В этом нет ничего плохого. Просто эти понятия несут в себе разный смысл».

Гейм говорит, что его поведение на Giants Stadium было результатом выслушивания всякой грязи и унизительных слов в его адрес от 50 и G-Unit. «Существует предел моего терпения. И когда они на радио облвают меня помоями, я себя чувствую, как Жа Рул (Ja Rule), понимаите?» - он качает головой. – «Лишь одна вещь до сих пор мне не даёт покоя. За месяц до Summer Jam я говорил с Дре. И я пообещал ему, что я не буду отвечать G-Unit, 50 и Яё, на то, как они опускали меня по радио. И я не сдержал своё слово той ночью. Но я принял это решение, как настоящий мужик и как отец. Всё лишь по тому что я был сыт по горло тем, что люди пытаются унизить меня и уничтожить меня, как личность.»

В следствие всех этих событий Гейм записывает 15 минутный дисс «300 Bars and Runnin» и пускает свой микстейп в оборот этим летом. Он уточнил, что не только унижение его чувств привело к таким поступкам с его стороны. Это так же суровый бизнес и Гейм знает, что железо надо ковать, пока гарячо. Я пообещал себе, что с 18 января 2005 до 18 января 2006 я не возьму ни одного выходного. Я делаю деньги каждый день и продолжаю это. Я на самом деле самый ценный рэппер и наиболее обсуждаемый МС в хип-хоп индустрии на данный момент, и я считаю, что я должен продвигаться дальше! Я ненавижу, когда моё имя исчезает из заголовков. Гейм должен сделать что-нибудь особенное, чего другой человек никогда не сделает, чтобы всё время быть в круговороте событий... Вот вам и результат, почему я так поступил на Summer Jam. Я это сделал не для того, чтобы развеселить публику. Я хотел, чтобы это все увидели по MTV и Allhiphop.com.»

По словам Гейма, его последняя выходка стала только лишь первым раундом компании направленной против 50 Сента. Гейм хочет сфокусироваться на создании своей собственной империи. Одним из его проектов, возможно, будет шоу, в котором сам Гейм будет пытаться добиться статуса игрока НБА. «Это всё ещё моя заветная мечта,» - говорит он. – «Я обожаю баскетбол, и я действительно очень сильный игрок. И если я когда-нибудь попаду в НБА, я клянусь – я больше никогда не буду петь». Также он начал работу над фильмом Millionaire Boys Club, в котором он снимется в главной роли, Продюсером стал его менеджер Джимми Хенчмен (Jimmy Henchmen). Совсем недавно Гейм заключил сделку с Лос Анджельской компанией 310 Motoring на создание собтвенной линии кросовок, которые он назавёт Hurricanes. Он успешно записал несколько трэков для своего второго официального альбома, который будет выпущен через Aftermath. Думаю, не стоит добовлять, что на нём не будет говориться ни слова о G-Unit.

«50 Сент и Я - очень сильные характером лидеры» - говорит Гейм с дипломатичным видом, пытаясь скрыть свою гордость. – «И я думаю, именно по этому мы с ним и сцепились. Потому что я не хотел прыгать вокруг него на задних лапках, как это сделал Бэнкс (Ллойд Бэнкс), Яё (Tony Yayo) и Бак (Young Buck). Я – это отдельная личность... Я хочу быть Эминемом. Я хочу быть 50, я хочу быть Дре, я хочу быть Jay-Z, я хочу быть Бигги, я хочу быть Тупаком. Я хочу быть личностью. Потому что я был ею всегда!»

Агент службы внутренних доходов под присягой сообщил о связях Murder Inc. с Кеннетом «Supreme» Макгриффом, Нью-Йоркским наркобароном, которого подозревали в причастности к убийству Jam Master Jay и стрельбы у Curtis. Отрывок из свидетельства:

В мае 2011 года было подтверждено завершение бифа. Ja Rule заявил: «Все хорошо. Между нами нет бифа. Мы никогда не будем сотрудничать в будущем. Вот такое положение дел. Вы не можете сейчас воевать с кем-то, это как США и другая страна, с которой мы в плохих отношениях. Мы не должны идти на войну, но мы и не друзья».

Jadakiss, Nas и Fat Joe

Почти перед самым выходом второго альбома The Massacre 50 Cent записал песню «Piggy Bank». Этот трек «опускал» большую часть рэперов, особенно Fat Joe, Nas’а и Jadakiss’a. Fat Joe ответил на эти нападки песней «My Fo, Fo», в которой он осуждает 50 Cent’а за найденные в его доме стероиды и за то, что он завидует рэперу The Game. Jadakiss также ответил песней под названием «Checkmate» и отметил, что все эти выпады - всего лишь попытки 50 Cent’а привлечь к себе внимание и создать шумиху вокруг его нового альбома. Видеоклип на песню «Piggy Bank» представлял собой анимационный фильм-карикатуру, в котором Jadakiss предстаёт в образе ниндзя-черепашки , Fat Joe - в образе боксёра, проигрывающего 50 Cent’у, а Nas - в образе маленького ребёнка в костюме Супермена , бегущего за автомобилем по продаже молочных коктейлей, а The Game выглядит как Mr. Potato Head . 50 Cent также задисил их в ранней песне «Window Shopper». Nas позже ответил треками «Don’t Body Ya Self (MC Burial)» и «Street Ridaz» (последняя из мистейпа «Game Brake Lights»).

Sean Combs

50 Cent негативно отзывался о Bad Boy Records и P. Diddy , он даже записал трек под названием «Hip-Hop» в котором он объясняет свою нелюбовь к этим рэперам. В песне 50 Cent подразумевает, что P. Diddy знал об убийстве Notorious B.I.G. и угрожает найти его подельников. Вражда прекратилась на концерте TRL (Total Request Live), который был организован MTV . Оба рэпера публично заявили, что у них нет претензий друг к другу.

Chamillionaire, Master P

В 2007 году во время интервью у 50 Cent спросили, почему он, в отличие от Master P и Chamillionaire не прекратил ругаться в своих песнях. Рэпер ответил: «Эти ребята не продают альбомы». Когда ему сказали, что Chamillionaire имеет платиновую пластинку, 50 Cent сказал: «Ну пусть записывает госпел, если он такой, черт возьми праведный. Я пишу тексты с матами по собственному желанию, а не по вашему указанию. Во-первых существует цензуры версия для тех, кто не хочет их слышать».

Chamillionaire выразил свою незаинтересованность в видеоблоге, заявив, что он здесь не для игр. Реакция Master P: «Комментарий Кертиса Джексона мотивировал меня. В мире много незрелых людей. Опра Уинфри абсолютно права, мы должны вырасти и нести ответственность за свои действия. Я профинансировал первый тур Кертиса югом. Он тогда был скромным парнем. Цель большинства артистов заключается в продаже альбомов. Моя же - помочь спасти и изменить жизнь».

Cam’ron

1 февраля 2007 года 50 Cent в прямом эфире, на радиостанции Hot 97 давал интервью на шоу Анджелы Мартинес. 50 Cent заявил, что Koch Entertainment - «кладбище», имея в виду, что именитые звукозаписывающие лейблы не будут сотрудничать с ними. Cam’ron в отместку высмеял результаты продаж альбомов членов G-Unit Lloyd Banks’а и Mobb Deep’а, заявляя, что альбом Джима Джонса (Jim Jones) продался лучше, несмотря на то, что он записан при поддержке независимого лейбла, и невзирая на то, что его группа The Diplomats разрывалась между несколькими лейблами. Оба рэпера выкладывали на YouTube оскорбляющие видео и песни. Потом 50 Cent обратился в Funeral Music с заявлением о том, что Cam’ron не может больше руководить группой The Diplomats и что Jim Jones должен занять его место. Cam’ron ответил на это песнями «Curtis» и «Curtis Pt. II», в которых он назвал 50 Cent’а гориллой с зубами кролика. 50 Cent ответил песней «Hold On».

Game

В начале 2005 года 50 Cent развязал вражду с рэпером The Game , несмотря на то, что до релиза дебютного альбома The Game The Documentary они были очень близки. После релиза альбома The Game заявил, что не хочет участвовать во вражде между G-Unit и другими рэперами, и даже стал сотрудничать с теми рэперами, которые были противниками G-Unit. 50 Cent также утверждал, что он написал шесть песен для альбома The Game, но ничего не получил за свои труды. The Game опроверг это заявление.

Позже 50 Cent на радио Hot 97 сказал, что The Game больше не член G-Unit. После этого заявления The Game, который был тоже приглашён на шоу в этот же вечер, но на более раннее время, попытался вместе со своей охраной проникнуть в здание. В здание их не пустили. Раздосадованный рэпер решил выместить ярость на группе мужчин, покидающих здание. Словесная конфронтация переросла в драку, в ходе которой один из охранников рэпера получил огнестрельное ранение в ногу.

Неоднократно ходили слухи о том, что рэперы хотят помириться. Но окончательное примирение произошло после смерти Майкла Джексона . Майкл Джексон перед смертью хотел их помирить, впоследствии The Game сам извинился перед 50 Cent, Lloyd Banks и Tony Yayo . Tony Yayo заявил, что ни Джексон (50 Cent), ни G-Unit не примут его извинения. С тех пор конфликт продолжался в своих старых концертах «G-UNIT». Jackson выпустил дисс «So Disrespectful», песню которая попала в его альбом Before I Self Destruct , оскорблявший The Game и Young Buck . The Game позже ответил песней «Shake», подшучивая музыкальное видео 50 Cent «Candy Shop», сделанная в стиле 50-х годов. Он также выпустил диссы на Lloyd Banks и Tony Yayo , в котором он говорит: «Я удивлен, что Lloyd Banks и Yayo не сделал дисса Jimmy Iovine». The Game также неуважительно отозвался о G-Unit несколько раз в песне «400 Bars».

В сентябре 2011 года 50 Cent неуважительно отозвался о Game на песню «Love, Hate, Love», на что Game ответил в своем твиттере, заявив, что он собирается унизить его обратно после того, как его тур будет закончен.

В августе 2016 года 50 Cent и The Game окончательно помирились.

Rick Ross

В интервью Фифти отметил: « Рик Росс это Альберт с СВ4. Видели фильм? Он Альберт… Трудно представить что-то хуже. Перед вами парень, бывший сотрудник исправительной службы, построил карьеру на написании материала с точки зрения наркоторговца, в частности „Freeway“ Rick Ross».

В 2012 году на BET Hip Hop Awards артисты лейбла G-Unit Records (Kidd Kidd , Mike Knox, Tony Yayo) и 50 Cent приняли участие в избиении Gunplay , артиста лейбла Rick Ross «Maybach Music Group». Во время драки у Gunplay украли ценную цепь. Через несколько дней 50 Cent посетил боулинг - клуб в Вашингтоне с его украшением.

Lil Wayne

Услышав, что Lil Wayne подготовил песню для него, 50 Cent сделал недобрые замечания и первым набросился на Wayne’а 17 августа 2007 года с песней «Part Time Lover». Уэйн не отреагировал на неё, хотя значительно позже, 17 ноября 2008 года, появился дисс-трек на 50 Cent’а под названием «Louisianimal». 50 Cent ответил Lil Wayne’у в январе 2009 года песней под названием «Play This On The Radio». По состоянию на 14 августа 2009 года спор между 50 Cent и Lil Wayne, представляется, закончился после того, как 50 Cent появился на Lil Wayne’s America’s Most Wanted Musical Festival в городе Анахайм , штат Калифорния.

Young Buck

После многочисленных слухов о «бифе» внутри G-Unit Кёртис Джексон в 2008 году официально исключил Young Buck’а из состава группы. Позже 50 Cent уверял, что тот ещё подписан на лейбле. В интернете появились многочисленные клеветнические песни от обеих сторон, а Young Buck засветился в музыкальном видеоклипе бывшего соперника The Game. Затем Джексон обнародовал запись телефонного разговора между ним и Young Buck, в котором раскрывались причины ссоры: южный рэпер должен был денег Джексону. Young Buck позже заявил, что представленная Кёртисом беседа состоялась за год до обнародования. Обе стороны с тех пор выпустили множество диссов друг против друга, пока вражда не закончилась в 2009 году, когда Young Buck заявил, что он работает над своим последним альбомом, который по-прежнему будет выпущен на лейбле G-Unit.

1 июня 2014 года, вражда между 50 Cent и Young Buck закончилась. Воссоединение произошло на Summer Jam. На следующий день, G-Unit выпустили песню «Nah I’m Talking Bout», в который спели 50 Cent, Lloyd Banks , Tony Yayo , Young Buck и Kidd Kidd . Будет ли воссоединение G-Unit постоянным или нет, покажет будущее.

Slim the Mobster

12 августа 2012 года бывший протеже Dr. Dre Slim the Mobster задисил 50 через Твиттер, заявив, что тот заставил Interscope Records остановить продвижение и дистрибуцию его альбома. Рэпер дал понять, что Кертис имел связи с федералами, которые преследуют тех, кто пересек ему путь. Твиттер-биф продолжился в ноябре, когда 50 Cent сообщил, что Slim the Mobster исключили из Aftermath Entertainment , в ответ тот сообщил о романе Фифти с женой его умершего менеджера Chris Lighty.

French Montana

10 октября 2012 года рэпер из Bad Boy Records French Montana в интервью Complex.com высмеял текущий результат продажи альбома 50 Cent . В тот же день 50 Cent ответил ему в Twitter: «French Montana не продал ни одного альбома, который мог бы закрепить его как сольного исполнителя.» Переписки продолжились через аккаунты рэперов.

24 ноября 2012 года в интервью DJ Drama на Shade 45 French назвал оппонента «ослом» и заявил, что он является самым важным человеком на Interscope, куда оба подписаны. 30 ноября 50 Cent сообщил, что French Montana помог ему в создании видео «A Psychic Told Me» (2009), направленном против DJ Khaled и его семьи. Рэпер опроверг это на Нью-Йоркской радиостанции Power 105.1 в утреннем шоу Breakfast Club . В тот же день он предложил соревнование, выпустить Street King Immortal - альбом 50 Cent и свой Excuse My French одновременно. Кроме того, он резко раскритиковал сингл «My Life » в другом твите.

11 января 2013 года биф завершился, когда French дал интервью Hot 97. Он пояснил, что Кертис его неправильно понял. В марте 2013 года рэпер официально подтвердил окончание конфликта и заявил о возможности сотрудничества в будущем.

Примечания

  1. Tannenbaum, Rob (April 2004). «Playboy Interview: 50 Cent». Playboy , p. 140.
  2. Ja Rule on 50 Cent, God and Hip-Hop . MTV (November 3, 2003). Retrieved June 4, 2007.
  3. Smith, Dominic (July 2005). 50 Cent Interview Архивировано 26 сентября 2007 года. . FHM . Retrieved July 11, 2007.
  4. Reid, Shaheem (April 25, 2003). DJ Tells 50 Cent, Ja Rule: One More Dis Record, Then Quit It . MTV. Retrieved June 5, 2007.
  5. Mace, Francis (September 6, 2005). Surveilling 50 Cent . The Smoking Gun. Accessed May 22, 2007.
  6. Reid, Shaheem (August 4, 2005). 50 Mocks Fat Joe, Jadakiss, Game, Nas in "Piggy Bank" Video . MTV. Accessed May 23, 2007.
  7. Andres Vasquez. 50 Cent Takes Aim At Chamillionaire, Master P & Ghostface (неопр.) . hiphopdx.com.com (July 16, 2007). Дата обращения 24 сентября 2012.
50 Cent vs. Jay-Z

What"s Problem: Если копнуть совсем глубоко, можно вспомнить и "How To Rob", и "It"s Hot", а также и огромное количество других песен 50 Cent и Jay-Z, содержащих нелицеприятные послания в адрес друг друга - как прямые, так и сублиминальные. Да и вообще, история непростых взаимоотношений Jay и Fifty заслуживает, пожалуй, отдельной статьи - Vibe почему-то сделали акцент на интервью Jay-Z, когда в 2009 году в эфире по радио Hova произнес фразу "No one scared of 50 Cent". Что ж, оставим это на совести источника.
Как закончилось: Когда точно это произошло, неизвестно, но уже в 2010 году Jay и 50 Cent выступали на одной сцене с Eminem в Детройте, а за сценой - мирно общались. Как рассказал 50 Cent, все проблемы замяли буквально за минуту.
50 Cent vs. Oprah

What"s Problem: Однажды популярная американская телеведущая Oprah Winfrey заявила, что песни 50 Cent олицетворяют собой все самое негативное, что происходит в обществе. 50 Cent неоднократно упоминал тетеньку в своих песнях и назвал в ее честь свою собачку.
Как закончилось: 50 Cent пришел в гости на шоу к Oprah. Имя собаки прокомментировал так: "Я люблю вас. Вы же знаете, говорят, собака - лучший друг человека".
50 Cent vs. Jadakiss

What"s Problem: Задетый в песне Ja Rule, Fat Joe и Jadakiss "New York" 50 Cent ответил всем в своем "Piggy Bank" на альбоме "Messacre", закрепив нелестные строки анимационным клипом-насмешкой. Далее 50 также не пропускать возможности для красного словца по адресу.
Как закончилось: В 2009 году артисты объявили об окончании вражды на фестивале This Is 50, на котором также выступали и D-Block.
50 Cent vs. T.I.

What"s Problem: В 2011 году, когда T.I. и его жену арестовали, обнаружив при них наркотики, 50 Cent посмеялся над коллегой по цеху, только вышедшего на свободу после срока по обвинению в незаконном хранении оружия.
Как закончилось: 50 Cent и T.I. пообщались по телефону и все уладили.
50 Cent vs. Diddy

What"s Problem: В 2008 году 50 Cent записал песню "Hip-Hop", в которой выразил догадку, что Diddy в курсе того, кто убил Biggie. Кроме того, недовольство Fifty вызвало нежелание Diddy отпускать Mase с Bad Boy на G-Unit.
Как закончилось: 50 и Diddy объявили о мире в эфире MTV. Хотя это не стало поводом для прекращения критичных отзывов друг о друге - так, 50 Cent после не лез за словом в карман, когда говорил "Diddy"s music sucks". Но в целом все тихо-мирно.
50 Cent vs. Ciara

What"s Problem: В начале 2011-го года бифы стали плавно перебираться в твиттер - там и не сошлись характеры Ciara и 50. Поводом послужил твит 50 Cent о том, что некоторые из его девушек-фолловеров - "beyotches". Что и привело к публичной ссоре.
Как закончилось: Ciara процитировала песню Queen Latifah "U.N.I.T.Y.", поинтересовавшись у 50, кого это он называет "сукой". На том и порешили, конец бифа.
50 Cent vs. Cam"ron

What"s Problem: В 2007 году у 50 Cent и Cam"ron разгорелся спор в прямом эфире Hot 97, после чего последовала серия диссов с обеих сторон.
Как закончилось: О перемирии заявлено не было, но давая интервью MTV в 2011 году, Cam"ron заявил о том, что более с 50 Cent у него нет никаких проблем, и у 50 тоже.
50 Cent vs. Lil Wayne

What"s Problem: В 2007 году поползли слухи о том, что у 50 Cent и Lil Wayne заготовлены диссы друг на друга. Первым выстрелил 50 в треке "Part Time Love", припомнив поцелуй Weezy и Baby. Пару месяцев спустя "ответ" Lil Wayne в интернет слили пираты - песня называлась "Louisianimal". 50 Cent позже ответил в песне "Play This On The Radio".
Как закончилось: Сейчас конфронтаций между артистами не наблюдается. Мир был заключен фактом выступления 50 Cent на одном из концертов тура Lil Wayne "America"s Most Wanted" в 2009 году.
50 Cent vs. Dr. Dre

What"s Problem: Как такового, бифа, конечно, и не было. Были нелестные комментарии 50 Cent по наушникам Beats by Dre - как несложно догадаться, в рамках промоушна собственной линии Sleek By 50.
Как закончилось: 50 Cent объяснил, что его слова не касались лично Dr. Dre. Но при этом снова обвинил Dre чуть ли не в монополизме. Что есть, то есть.
50 Cent vs. Game

What"s Problem: Бесконечная история бифов 50 и Game берет начало в 2005 году, когда только выпустив альбом "The Documentary" Game тут же был исключен из состава G-Unit за нелояльность.
Как закончилось: В общем-то, так и не закончилось, но подугасло. Game уже неоднократно совершал попытки примирения - и кто знает, может, когда-нибудь они еще пожмут друг другу руки. Учитывая все, что выше - почему бы и нет?