Цель: способствовать повышению двигательной активности детей в ходе туристической прогулки, с использованием подвижных игр и спортивных упражнений.

Физическое развитие.

Активизировать фантазию и воображение детей в процессе двигательной деятельности;

Развивать координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость, целеустремленность, умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на смену движений;

Формировать умение соблюдать правила подвижных игр;

Побуждать детей к сотрудничеству и инициативе, участию в играх;

Формировать положительную самооценку каждого ребенка;

Добиваться у ребят положительных эмоций, используя нетрадиционный материал и методики на занятии;

Способствовать общему укреплению здоровья детей.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

Углублять знания детей о природе, о времени года, его приметах;

Способствовать расширению кругозора детей (ориентировка в пространстве, во времени);

Развивать умение детей сравнивать предметы (шишки);

Способствовать формированию знаний детей о сходствах и различиях хвойных деревьев (ель, сосна).

Речевое развитие:

Активизировать самостоятельную связную речь детей путем импровизации диалогов, высказываний;

Способствовать обогащению словарного запаса детей, введение нового понятия: хвоя, хвойное дерево;

Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, учитывать мнение других детей, высказывать собственное мнение;

Закреплять навыки безопасного поведения во время туристических прогулок (правила поведения в пути);

Развивать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественно-эстетическое развитие:

Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;

Способствовать поднятию эмоционального настроения и мотивации к последующим действиям посредством художественного слова (стихотворение).

План прогулки:

1. Общий сбор. Беседа приметы весны.

2. Напомнить о правилах поведения в пути.

3. Путь на стадион школы.

4. Первая остановка – стадион.

  • Двигательная деятельность на стадионе.

5. Возвращение в детский сад (другой дорогой).

6. Вторая остановка лес (середина пути).

  • Наблюдение и сравнение сосны и ели. Сбор шишек для поделок, сравнение шишек.

7. Третья остановка - сосновый молодняк.

  • Изменения в росте соснового молодняка.

8. Возвращение в детский сад.

Инвентарь: мяч футбольный (1 шт.), скакалки (8 шт.), маска волка, бубен, рюкзак, пиктограмма, стрелка-указатель, карточки настроения, обруч, рулетка, корзинка.

Ход всего мероприятия:

Выход из детского сада. Небольшая беседа с детьми.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день. Солнце светит ласково, хорошо обогревает землю, птицы поют свои веселые песни, появляются первые цветы. Вот послушайте пожалуйста стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…..

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвой!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

О каком времени года говорится в стихотворении?

О каких приметах весны идет речь? Расскажите, пожалуйста, о приметах весны. Дети в свободной беседе рассказывают о приметах весны.

Воспитатель: - Прежде, чем отправиться, надо вспомнить правила поведения в пути.

Правила поведения

  • Разбиваемся на пары и двигаемся парами друг за другом;
  • Во время пути никто не отстает и не бежит вперед направляющего;
  • На стадионе внимательно слушает воспитателя и инструктора;
  • Со стадиона мы пройдем другой дорогой, но также парами друг за другом.

Инструктор: (выходит инструктор) - Здравствуйте, ребята. А куда это вы собрались? Вы идете на «Веселый стадион»? А возьмите меня с собой, у меня как раз собран волшебный рюкзак, который нам поможет на стадионе. Вы согласны?

Путь на стадион лежит вдоль жилого дома, сбербанка, центральный вход школы, ворота на стадион.

Первая остановка - стадион.

Инструктор: - Вот мы и добрались. Что же изменилось? (Обобщает ответы детей.)

На лыжах мы уже не покатаемся, но зато у нас много в запасе других игр. Очистилась от снега баскетбольная площадка, и мы можем спокойно поиграть в разные игры. Вот сейчас пришло время заглянуть в мой рюкзак.

(Достает из рюкзака пиктограмму.) Как вы думаете что это? А в какой игре можно использовать эту пиктограмму? (Ответы детей.)

Игра «Ровным кругом» - 6 – 8 фигур

Дети идут друг за другом по кругу, один ребенок в середине круга. Произносят слова: « Ровным кругом, друг за другом. Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе, сделаем вот так». Ребенок в середине круга показывает фигуру, а все остальные дети повторяют фигуру.

Инструктор: - Впереди у нас полоса препятствий.

Полоса препятствий (1 раза):

Ходьба по трубам, с опорой руками о большую трубу.

Обруч – подлезание в обруч.

Сбор на баскетбольной площадке. Выполнение упражнений на дыхание.

Инструктор : - Молодцы, ребята. Сейчас мы посмотрим, что еще лежит в рюкзаке. (Достает из рюкзака два флажка синий и красный.) Флажки, а как их можно использовать? (Ответы детей, обобщая ответы детей, инструктор подводит их к игре вагончики.)

Игра «Вагончики» - 3 – 4 раза

Дети выстраиваются друг за другом двумя командами – вагончики. Девочки за воспитателем с красным флажком, а мальчики за инструктором с синим флажком. После команды воспитателя: «Из вагончиков вышли медведи», дети врассыпную двигаются по площадке на внешней стороне стопы. По команде: «Вагончики», дети собираются в две колонны. Команды на свободное движение должны быть разные.

Инструктор: (достает из рюкзака стрелку – указатель с инвентарем мяч и скакалка) - А теперь паровозик с мальчиками двигается до станции «Футбол» - синяя стрелка, а девочки до станции «Скакалка» - красная стрелка.

Упражнения выполняются подгруппами, каждая подгруппа работает с одним предметом 2 – 3 мин.

  • Прыжки через скакалку.

Воспитатель выдает скакалки девочкам и следит за выполнением прыжков через скакалку.

  • Останови и отбей мяч.
  • Передача мяча по кругу.

Инструктор делает подачу мяча каждому мальчику поочередно. Ребенок должен остановить мяч и сделать обратную подачу.

Инструктор: - Молодцы, ребята. Мы хорошо с вами поиграли. А теперь пора заглянуть опять в рюкзак. (Достает из рюкзака маску волка.) Как можно использовать этот предмет? (Ответы детей.)

ИГРА «Зайчики уснули сладко» 2 - 3 раза

Дети делают круг, закрывают глаза. За кругом ходит воспитатель с маской волка и говорит слова: «Зайчики уснули сладко. Лес шумит, лес поет». Останавливается возле одного из детей, надевает ему маску волка, говорит слова: «Убегайте без оглядки. Волк идет». Дети разбегаются врассыпную, а ребенок – волк ловит детей. до кого дотронулся «волк». Выходит из игры. Через некоторое время воспитатель говорит: «Зайчики уснули сладко…», забирает маску волка. Дети все собираются в круг, выбирается другой «волк». Игра продолжается.

На последнем сборе детей в круг, выполняют упражнение на дыхание.

Инструктор: - Зайчики просыпаются, лапки потянули вверх, делаем глубокий вход носом, выдох через рот.

Ребята, вам понравился наш «Веселый стадион»? Мне хотелось бы увидеть, с каким настроением вы его покидаете. У меня в рюкзаке коробка с карточками, надо выбрать себе карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Карточки настроения.

Небольшой опрос детей по выбранным ими карточек.

Путь в детский сад, вторая остановка

Дети выстраиваются парами друг за другом. Выходят через школьные ворота, вдоль школы (школа с левой стороны). Во время пути наблюдение за изменениями в природе. Делается остановка посередине пути, проводится в форме беседы сравнение сосны и ели. Чем похожи? Чем отличаются?

Третья остановка.

Подходят к сосновой поляне (молодняк), здороваются, наблюдают, рассказывают, что это маленькие сосны, можно их посчитать, измерить.

Детском саду.

Самостоятельные игры детей на своей игрой площадке.

Осенняя прогулка в старшей группе ДОУ

Автор: Шишковская Ирина Ивановна,
воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» г.Абакана.

Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям детских садов, методистам и старшим воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям.
План-конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада.
Тема : «На осенней полянке».
Цель : создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия на лесную полянку.
Задачи :
-способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени, подчеркивая красоту осенней природы и разнообразие красок;
-создатьусловия для побуждения детей к речевой активности;
-способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
-создать условия для исследовательской деятельности;
-формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца;
-создать условия для организация двигательной деятельности.
Материалы и оборудование: ведерки, грабли детские, веники, игры для улицы, песочные мешочки, свисток, мел, мяч, обручи, флюгеры, магнитофон с осенними мелодиями.
Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)
Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.)
-Что значит «листопад»?
-А вы любите осень?

Игра «Эхо» (с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель:
-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.
-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?
-Давайте, все о чем вы сейчас рассказали, запечатлим в рисунках.
Рисунки на асфальте под осеннюю мелодию.


Воспитатель:
-Ребята, чаще всего в своих рисунках вы изображали осенние листочки.
Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа» .
Ход игры.
Воспитатель:
- Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев - …
… Я наклонилась к двум красным листьям - …
… Я любуюсь двумя красными листьями - …
… Я вспоминаю о двух красных листьях - …
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
-Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер)
-А вы хотите превратиться в ветерок? (да)
Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Воспитатель:
-Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".

После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:
Осень золотая
К нам пришла опять
Соберем листочки
и пойдем гулять

-У меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг ______хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом участке)


Воспитатель:
-Осенью очень часто идут дожди.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Дети хором произносят слова:
Солнце в небе засияло,
Очень весело нам стало.
Раздаётся громкий смех,
Светит солнышко для всех.

(дети гуляют, танцуют на участке)
Тучка солнце вдруг закрыла,
Стало грустно и уныло.
Хлынул дождик проливной,
Побежали мы домой.

(дети бегут под крышу или под зонтик)
Малоподвижная игра «Ау»
Выбирается водящий, он закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят слова:
Ваня, ты сейчас в лесу
Ты глаза не открывай,
кто позвал тебя - узнай.

В это время воспитатель касается ребенка и тот говорит «АУ». Водящий должен назвать его по имени. Если угадывает, то он становится водящим.
Трудовая деятельность:
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были здоровыми? (Ответы детей).



Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
ходьба по рукоходу,
бег «змейкой» между деревьями,
игры с выносным материалом(обручи, флюгеры),
игры «Собери урожай» (метание песочных мешочков в ведерко)


Индивидуальная работа
«Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук С (лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т. д.)

Конспект проведения прогулки в старшей группе «Карлсон». «Мы мороза не боимся».

Воспитатель Шоломицкая Е.П.

Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи:

Образовательная : закреплять знания детей о признаках зимы, учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщать, делать выводы. Обогащать словарь детей прилагательными, умение вести наблюдение за окружающим миром, умение играть в командные игры.

Развивающая: развивать познавательные способности, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать желание заботится о своем здоровье, приобщение детей к трудовой деятельности.

Методы:

Практический (проведение опыта, игровая деятельность);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя).

Приёмы: объяснение, инструкция, постановка вопросов, задания, показ опыта

Предварительная работа:

Дидактические игры «Опеши зиму, какая она…», «Что сначала, что потом», «Времена года».

Чтение сказки: « Двенадцать месяцев».

Разучивание физкультминутки «Мы мороза не боимся»

Оборудование и материалы:

Инвентарь для опыта: (емкость с водой - блюдце, платок носовой). Спортивный инвентарь обручи, мешочки с песком. Выносной материал для игр лопатки, санки, ледянки.
Ход прогулки:
1.
Организационный момент. Активизация внимания.
Выйдя на прогулку с детьми, на своем участке построить детей полукругом и провести с детьми беседу на тему: «Правила поведения зимой на прогулке» В : Ребята, встаньте в полукруг. Смотрим глазками на меня.
Д : Смотрят на воспитателя.
В : Собираются ребята
Вместе весело играть
И конечно не забудут
Правил несколько назвать. «Как мы зимой гуляем на прогулке?»
Д : На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища с горки, уметь делиться лопатками, ледянками, не кидать друг друга льдинками.

В : Молодцы! 2 .Расширение знаний детей об окружающем мире.
Воспитатель – Ребята, а какое сейчас время года?

Д: (ответы детей).

В: Правильно зима.

В: ребята посмотрите вокруг и назовите все признаки зимы. (ответы детей). Молодцы, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о зиме, я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете на них. Сколько месяцев зимой? (ответы детей) Их три : декабрь, январь, февраль . Первый месяц зимы - декабрь. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.

Второй месяц зимы январь. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце? (ответы детей).Но мы с вами мороза не боимся- да?! Физминутка.

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

В: Молодцы и вспомни последний месяц зимы - февраль. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. В народе говорят: «В феврале два друга - мороз да вьюга». Ребята, а давайте мы с вами проверим – есть ли сегодня на улице «мороз». Предлагаю вам провести эксперимент. Что мы с вами сделали, чтобы не замерзнуть? Дети: Оделись потеплее.

Исследовательская деятельность.

В: У меня есть в чашке вода и платочек, я окуну платочек в воду и повесим его на веревку и через некоторое время мы посмотрим, что станет с платочком. (воспитатель выполняет действия). А пока платок у нас будет висеть, я предлагаю мальчикам потрудиться.

Трудовая деятельность : расчисти дорожку.

Индивидуальная работа с подгруппой детей:

Пока мальчики трудятся проводится индивидуальную работу по ОВД с группой девочек. Упражнение на метание. Девочки делятся на две команды, на дорожке отмечены линии. На одной стороне стоят команды, на другой лежат обручи. Задание: у каждого по два (мешочка)снежка, поочередно метать снежки – левой и правой рукой, стараться по пасть в обруч. Если другие дети изъявят желание поиграть, то индивидуальную работу провожу и с ними.

Через не большое количества времени подзываются дети.

В: Давайте вспомним, какие игры вы знаете.

Д ети называют игры.

Воспитатель: молодцы, предлагаю вам поиграть в игру: «Мороз-Красный нос».

Подвижная игра «Мороз-Красный нос»

Дети по считалке выбирают водящего. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий - « Мороз-Красный нос» становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:

«Я-Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься? »

Играющие хором отвечают:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После произнесения слово «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой - «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят на месте. Стоп игра. «Мороз» подсчитывает количество «замороженных». Выбирают нового водящего «Мороза». В конце игры сравнивают, какой водящий - « Мороз» - заморозил больше играющих. Играем 2 раза.

В: давайте с вами поиграем в новую игру «Пингвины и медведь».

Цель: учить детей не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу, упражнять в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.

Игроки идут цепочкой друг за другом, имитируя походку пингвинов (колени вместе, руки прижаты к туловищу, ладони параллельно земле, идут маленькими шажками) и произносят:

«Шли пингвины по тропинке,

По прозрачной тонкой льдинке

Шли вразвалку,

Шли вприсядку.

А за ними - белый мишка»

«Не успели рассмотреть, вдруг бежит (Имя ребенка) медведь!

Ведущий (воспитатель или ребенок).

Ведущий называет имя любого из игроков, тот внезапно для себя, и для

играющих становится «медведем». Пингвины убегают от него. Кого «медведь» запятнал, выходит из игры. Стоп игра. Играем 2-3 раза.

Воспитатель: поиграли молодцы, не замерзли вы ребята? (ответы детей). А теперь давайте проверим есть ли на улице мороз, посмотрим, что стало с нашим платочком. Посмотрите он у нас стал каким? (ответы детей). Твердым, по трогайте руками, а это значит, что на улице сегодня морозно. Вывод по эксперименту. Платочек замерз, мы ведь знаем, что вода на морозе замерзает превращается в лед и наш платок был мокрым и он у нас замерз, заледенел.

Самостоятельная деятельность: катание на ледянках с горки, катание на санках.

В конце прогулки собирают игрушки и строятся парами.

Вместе с воспитателем отправляются в группу.

Релаксация в группе: обсуждение прогулки. Что понравилось? Что запомнили?

Конспект прогулки с детьми старшей группы № 8

МБДОУ № 154 г. Невинномысск

Провела воспитатель Остапенко Людмила Тастанбаевна

Приоритетная область по ФГОС . Познавательное развитие.

Интегрируемые области. Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально –коммуникативное развитие.

Цель. Организовать практическую деятельность детей в природе.

Познавательное развитие

Углублять и конкретизировать знания детей о деревьях и кустарниках на территории

детского сада;

Учить сравнивать общие и различные признаки;

Формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе,

желание изучать и охранять природу;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, умением любоваться красотой

березы, сосны, кустами сирени, калины;

Познакомить детей с приметой, развивать речь детей, игру, общение;

Физическое развитие.

Обеспечивать двигательную активность детей;

Сохранять и укреплять здоровье детей.

Художественное – эстетическое развитие.

Продолжать учить детей делать цветы из бросового материала (ячейки для яйца).

Выносной материал: таз с водой, шишки для опыта, лейки для полива цветов на клумбах,

пособия для игры « украсим клумбу» (цветы из бросового материала, кисти, гуашь, трубочки

для коктейля), мячи, скакалки, выносные игрушки для самостоятельных игр.

Рассматривание деревьев и кустарников (береза, сосна, куст сирени, калины).

Загадывание загадок.

Опыт с шишками (примета – перед дождем шишки закрываются). Опустить шишки в таз

Труд в природе (благоустройство клумб, полить цветы, подрыхлить землю, убрать сорняки,

в конце прогулки поручение для мальчиков – сделать горку в песочнице).

Массаж рук шишками.

Творческая деятельность. » Украсим клумбу».

Подвижные игры: « Скворец», « Мышеловка», Хороводная игра « Карусель»,

« Меткий стрелок», « Жонглёры».(шапочка скворца, колокольчик, шапочки мышей).

Игры с выносными игрушками. Самостоятельная деятельность детей.

Ход прогулки.

    Опыт с шишками. Познакомить детей с приметой. Шишки перед дождем закрываются.

Вместе с детьми положить шишки в таз с водой, через 25 минут посмотреть результат.

П/ игра « Мышеловка». (повторить 2 -3 раза).

2. Рассматривание деревьев.

Загадки: Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ни чего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (сосна, ель).

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос (Береза).

Вопрос: - Что общего у березы и сосны? (Ответы детей).

Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

Какие семена у березы (сосны)?

Береза, какое дерево (лиственное).

Как называется лес из лиственных деревьев? (лиственный лес).

Сосна, какое дерево? (хвойное).

Как называется лес из хвойных деревьев? (хвойный лес).

Рассматривание куста сирени, калины.

1 -ребенок загадывает загадку: Ветки белы и лиловы,

Аромат весь день!

Назовите, одним словом;

Так цветет (СИРЕНЬ).

2 – ребенок загадывает загадку: Кто же ягодки не знает;

От простуды помогают,

На кустах они висят

И как маков цвет горят:

Только это не малина,

Что за ягодка (калина).

Вопрос: - Чем отличаются сирень и калина от березы и сосны?

Что общего у деревьев и кустарников?.

П/игра « Скворцы».

Водящего выбирают считалкой. Водящий с колокольчиком бегает по кругу.

Дети говорят: « В небе скворушка запел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине.

Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдет

Будет весел целый год».

Дети закрывают глаза. «Скворушка « кладет колокольчик между двумя детьми.

Они бегут наперегонки в разные стороны. Кто первым возьмет колокольчик,

Становиться « Скворцом». Игра повторяется 2 – 3 раза.

3. Труд на участке. Предложить детям рыхлить землю на клумбах, вырвать сорную траву, полить цветы.

(В конце прогулки собрать игрушки, сделать горку в песочнице).

Хороводная игра « Карусель» Повторить 2- 3 раза.

Посмотреть,что стало с шишками. (они закрылись, достать шишки из воды, сделать

массаж рук шишками).

4. Творческая деятельность на тему « Украсим клумбу».

Дети раскрашивают заготовки цветов гуашью, вставляют трубочки в отверстие,

и украшают клумбу цветами. (использовать готовые цветы сделанные детьми заранее).

Изготавливать цветы можно в течении прогулки подгруппами.

П/игра « Меткий стрелок» (делим детей на две команды, чья команда больше перебросить

шишек в корзину, та и победила).

М/ П игра « Жонглеры» (возьмите по одной шишке и попробуйте ее перебросить из одной руки в другую. Сейчас мы узнаем, кто самый ловкий.

5. Игры с выносными игрушками.

6. Инд. Раб. Вынести карандаши и задания на логическое мышление.

Прогулка 1

Птицы во время кормления

(утро)

Цели: прививать желание заботиться о птицах; обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по размеру – большие и маленькие, называть некоторых птиц, описывать, что и как они клюют, кто кормит птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход прогулки

1. Наблюдение.

Перед прогулкой оставить корм для птиц в кормушке. Рассмотреть и рассказать, какие птицы прилетели к кормушке. (Быстрые, яркие, смелые.) Какие части тела заметили у птиц? (Хвост, клюв, голова, глаза, крылья.) Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый, птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают?

2. Загадки о птицах.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору гуляет,

Крошки подбирает.

(Воробей.)

Чик-чирик к зернышкам прыг,

Клюй – не робей.

Кто же это? (Воробей.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону), игровая деятельность.

1. Подвижная игра «Воробушки и кот».

Вариант 1.

Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.

Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки.

Просыпается кот, он подтягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Вариант 2.

Цели: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место; развивать ловкость, навыки игры в коллективе сверстников, умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – «кот» – встает в середину круга. «Воробушки» то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают «зерна» (внутри круга рассыпаны фишки). «Кот» бегает по кругу и старается поймать их. «Воробушек», до которого дотронулся «кот», все собранные «зерна» высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных «воробушков».

Разновидность игры «Ловишки», но в роли «ловишки» выступает «кот».

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5–10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится «дом воробушков». Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль «кота». Он сидит рядом с воспитателем и «спит». Воспитатель говорит: «Кот спит. Воробушки, полетели!». После этих слов воспитателя «воробушки» покидают свой «домик», бегают по игровой площадке между двумя линиями, машут руками-«крылышками», изображая полет птички, останавливаются и снова бегают.

Воспитатель говорит: «Кот идет!». Эти слова служат для «кота» сигналом ловить «воробушков», а для «воробушков» они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем «домике».

Пойманного «воробушка» «кот» отводит в свой «домик», а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.

Вариант игры: вместо проведенной линии «домиками» для «воробушков» могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.

Смену «кота» воспитатель проводит после 3–5 пойманных им «воробушков».

2. Подвижная игра «Попади в круг».

Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер, координацию движений и ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной линии, на расстоянии 2–3 шагов от лежащего обруча или корзины. В руках у детей мешочек с песком или мяч, по сигналу воспитателя они бросают мешочки или мячи в цель, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

Указания к применению: мешочки надо бросать правой и левой рукой.

III. Трудовая деятельность.

Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка игрушек перед уходом с прогулки).

Прогулка 2

Солнышко лучистое улыбнулось весело

(вечер)

Цели: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду; развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце, заход (закат) солнца, светлое небо; слияние с земной поверхностью, рассеивание солнечного света.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Какая погода сегодня? (Пасмурная или ясная.) Какие участки освещены во время вечерней прогулки? Назвать предметы, которые освещает солнце во время вечерней прогулки: «Сейчас солнце освещает наши цветы, песок и т. д.». Как греет солнышко? (Тепло.) Как солнышко выглядит? (Круглое, яркое, желтое, теплое.)

2. Эксперимент.

– Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.) Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь? (Рассуждения детей.) После этого дети играют с солнечным зайчиком.

3. Потешки и народные песенки.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Детки-малолетки.

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

4. Примета.

Солнце вечером покраснело – день будет ветреный.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками), игровая деятельность.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения (можно ходить врассыпную и перешагивать через ленточки или же, по слову воспитателя, покружиться и присесть, во время бега врассыпную по сигналу найти свободный листочек и встать на него).

Ход игры: перед началом игры познакомить малышей с ситуацией: «Если светит солнышко, то всем весело, птички поют песни, летают бабочки и жуки, на цветочках пчелки сидят. Но вот подул ветер, солнышко закрыла туча, и пошел дождик, а птички и бабочки куда-то спрятались».

Спросить детей, а куда спрячутся они, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик! Сообщить малышам название игры, и по словесному сигналу «Солнышко светит» дети начинают бегать по площадке.

Если игра проводится осенью, можно приготовить листочки, разбрасывать их на земле. Малыши бегают между листьями, им весело.

Воспитатель читает маленькое стихотворение:

Быстрые ножки выбрали дорожку,

По дорожке я бегу,

Остановиться не могу.

Ах, какие! Ох, какие!

Наши детки озорные!

Воспитатель. Солнышко спряталось за тучку, и закапал дождик.

Малыши останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: «Ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап».

«Но вот дождик пошел сильный-сильный», – сообщает воспитатель и открывает зонтик, дети бегут и прячутся под ним.

Воспитатель. Какой сильный дождик! Как он капает! Кап, кап, кап, кап!

Малыши повторяют слова быстро-быстро. Дети стоят под зонтиком, воспитатель, подражая дождю, стучит по зонтику и произносит:

Дождик, дождик, веселей –

(дети поют песенку дождя)

Капай, капай, не жалей!

Ты по зонтику стучи

(кап, кап, кап, кап, кап, кап),

Только нас не намочи!

(Кап, кап, кап, кап, кап, кап.)

Дождик, дождик!

(Дождик проходит, капельки падают

редко: ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап.)

Что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

(Дети выходят из-под зонтика, поднимают

руки, а на ладошки дождик не капает.)

Воспитатель. Дождик прошел, выглянуло солнышко, и детки пошли гулять.

Указания к проведению: дети могут кружиться вокруг листочков, бегать и ходить врассыпную. Всякий раз при повторении игры предлагать другие интересные и доступные для детей движения.

После быстрого бега следует перейти на ходьбу, идти тихо-тихо на носочках.

III. Трудовая деятельность.

Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают); перед уходом в группу собрать игрушки.

IV. Рефлексия.

…Я скажу вам не тая –

Жить без солнышка нельзя!

О. Чусовитина

…Ты идешь и слышишь вслед,

Как солнце говорит: «Малыш, привет!»

О. Чусовитина

Прогулка 3

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем

(утро)

Цели: научить различать транспорт по внешнему виду, называть, куда, в какую сторону движется автобус; дать понятия «остановка», «движение», «пассажир», «передняя, задняя часть автобуса», «водитель», «проезжая часть», «тротуар»; напомнить значение цветов светофора в дорожном движении; познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановку городского транспорта, переход дороги, движение детей по дороге; закрепить навыки и основы культуры поведения в автобусе.

Ресурсы: игрушки – машины грузовые и легковые, автобус, светофор, плоскостной, разрезанный на части автобус (2 экземпляра для двух команд), петушок, собачка, атрибуты и элементы костюма собачки и петушка.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

– На чем ваши родители добираются на работу? Какие виды автомобилей знаете? (Жигули, Камаз, трамвай, автобус.)

Обратить внимание детей на автобус.

– Кого перевозит автобус? Вам доводилось быть пассажиром автобуса? Кто ведет автобус? Где садимся в автобус? Как надо вести себя в автобусе? (Автобус – пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, одни люди входят и занимают места, другие выходят. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь, в окошко высовываться. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.)

2. Стихотворение.

На улице нашей Спешат грузовые,

Машины, машины. Фырчат легковые,

Машины-малютки, Торопятся, мчатся,

Машины большие. Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы,

Машины выходят

С утра на работу.

Я. Тайц

3. Загадки.

На колесиках коробка,

Чуть проедет – остановка.

(Автобус.)

Что за чудо – длинный дом! Дом по улице идет,

Пассажиров много в нем. На работу всех везет.

Носит обувь из резины Не на курьих тонких ножках,

И питается бензином. А в резиновых сапожках.

(Автобус.) (Автобус.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, игра, музыкально-ритмические движения, пение).

1. Подвижная игра «Автобус» (с участием детей в роли петушка и собачки).

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, ходить друг за другом, бегать по площадке в разных направлениях.

Ход игры: дать детям цветные ленточки (40 см) и пригласить сесть в «автобус».

Малыши встают друг да другом, берутся за шнур, в другой руке держат ленточку.

Заработал мотор (дети воспроизводят звук, и «автобус поехал», пассажиры машут ленточками).

Воспитатель. Автобус едет и сигналит.

Дети. Би-би-би-би!

Воспитатель. Автобус едет, и колеса шуршат.

Дети. Ш-ш-ш-ш!

Воспитатель. Автобус едет, а мотор его ворчит.

Дети. Р-р-р-р!

Воспитатель. Автобус приехал.

Дети встретили Петушка и Собачку Жучку. Воспитатель предлагает с ними поиграть. Водят вокруг Петушка хоровод и поют ему песенку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Петушку песенка понравилась, он благодарит детей. Дети поют «Ку-ка-ре-ку!».

Собачка Жучка спряталась, дети ищут ее. Искали, искали и нашли Жучку. Малыши водят хоровод вокруг Собачки, идут по кругу, хлопают в ладоши и поют песенку.

Вот собачка Жучка, Ты собачка, не лай,

Хвостик закорючкой, Лучше с нами поиграй,

Зубы острые, Мы бежим, ты – догоняй!

Шерстка пестрая!

Собачка весело лает, бегает за детьми и догоняет их, дети убегают и прячутся в «домики».

2. Игры малой подвижности «Мы идем за петушком», «Как собачки».

3. Исполнение песенок-попевок.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Дети. Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубки острые,

Шерстка пестрая. Гав! Гав!

Ребенок. Я – собачка Жучка,

Хвостик закорючка,

Я хозяину служу,

Его вещи сторожу.

На воришек громко лаю,

Берегитесь, вас поймаю!

(Сл. С. Федоренко, муз. Г. Лобачева.)

III. Трудовая деятельность: подметание дорожки, ведущей к участку.

Цель: учить правильно пользоваться вениками, метелками.

Мы ребята маленьки,

Маленьки-удаленьки.

Мы дорожку подметем

И гулять по ней пойдем.

Прогулка 4

Цветы на клумбе

(вечер)

Цели: познакомить с названиями отдельных растений, уточнить их строение: стебель, цветок; обратить внимание, что цветы растут на клумбах, за ними ухаживают дворник, воспитатели, дети, родители; учить любоваться красотой осенних цветов.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

Обратить внимание на осенние цветы, растущие на клумбе. Рассмотреть бархатцы. Что есть у цветка? (Цветок, листья, стебель.) Какого цвета листья? Цветы? (Листья – зеленые; цветы мелкие и крупные; цветы – очень сильно пахнут, цветут до морозов; очень любят солнышко.) Можно ли рвать или топтать цветы? (К растениям надо относиться с любовью, ухаживать за ними.)

2. Стихотворение.

Цветы

Наши алые цветы

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

В. Волина

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками), художественно-эстетическое развитие (элементы хороводной пляски).

1. Игра малой подвижности «Вейся, венок».

Цель: учить водить хоровод.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок – веночек, называет цветок, а воспитатель и ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.

Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).

Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка, и это тоже ромашка. А это василек, и это василек. Идите сюда, васильки!».

Воспитатель. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!

Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют все вместе любую веселую песенку.

Игра повторяется 2–3 раза.

2. Подвижная игра «Мы – веселые ребята».

Вариант 1.

Цели: учить бегать в прямом направлении, видеть бегущего впереди и рядом; развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Ход игры: дети стоят, воспитатель рядом с ними играет большим мячом и вместе с детьми говорит слова:

Мы – веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Мяч, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – догони!

После сказанных слов дети убегают, а мяч их «догоняет». Дети убежали в свои «домики». Похвалить их: «Какие дружные дети живут в домиках». Спросить, как зовут дружных ребят, каждый должен назвать свое имя. Игра повторяется.

Вариант 2.

Цель: учить выполнять действия согласно указаниям взрослого.

Ход игры.

Воспитатель. Сейчас мы будем играть. Я буду петь, а вы слушайте и выполняйте то, о чем я прошу, и приговаривайте: «Солнечным весенним днем».

Воспитатель. Мы танцуем возле клумбы.

Солнечным веселым днем.

Воспитатель. Так мы кружимся на месте.

Дети. Солнечным весенним днем.

Воспитатель. Так мы топаем ногами

(дети выполняют движения – топают),

Так мы хлопаем руками,

Дети (хлопают руками).

Солнечным весенним днем.

Воспитатель. А вот так мы моем руки.

Дети (моют руки).

Солнечным весенним днем –

Так мы руки вытираем

И бежим скорее к маме!!!

Дети бегут к воспитателю.

Воспитатель. Все дети прибежали к маме! Молодцы, веселые ребята!

III. Трудовая деятельность: выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы, уборка участка, где детям предстоит работать, от мусора и увядшей травы; уход за обувью и одеждой после возвращения с прогулки.

Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями, приучать соблюдать чистоту и порядок на участке.

Прогулка 5

Почему вам, птицы, так легко лететь?

(утро)

Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать и называть части тела птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

Обратить внимание на особенности поведения птиц осенью, большое количество сидящих на деревьях, кустарниках воробьев, как птицы собираются в стаи и с наступлением холодного времени года готовятся к дальнему перелету в теплые края; предложить детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, зерен.

Рассказать об особенностях питания птиц. Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. Что есть у птицы? (Голова, крылья, хвост.) Какая головка у птиц? (Маленькая.) Что на головке есть? (Клюв, глазки.) Для чего клюв? (Клевать зернышки.) Чем покрыто тело? (Пухом, перышками.) Крылья для чего? (Чтобы летать.) Что могут птицы? (Летать, прыгать, клевать.)

2. Стихотворения.

– Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин

Птичка

Птичка летает, Где же ты, птичка?

Птичка играет, Где ты, певичка?

Птичка поет, В дальнем краю

Птичка летала, Гнездышко вьешь ты;

Птичка играла, Там и поешь ты

Птички уж нет! Песню свою.

В. А. Жуковский

III. Трудовая деятельность: кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка), воспитывать желание ухаживать за животными.

Прогулка 6

Собака – наш самый верный друг

(вечер)

Цели: дать представление о домашнем животном – собаке, отметить особенности внешнего вида, поведения, значение в жизни человека, воспитывать любовь к животным; рассказать о приручении собаки, о некоторых породах; побудить детей рассказать о своих домашних собаках.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

– Какое животное видите? (Собака.) Какая она по величине? (Большая, маленькая.) Что есть у собаки? (Лапы, голова, туловище, хвост.) Кто заботится о собаке? (Человек.) Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом. У кого из вас есть собака? Кто за ней ухаживает? Кто хочет рассказать о своей собаке: какая у нее кличка, что любит есть, чем любит заниматься, с кем из членов семьи наиболее дружна?

Собака – наш самый верный друг. Она была самым первым домашним животным. Диким предком собаки был волк. Волк, превращенный древним человеком в собаку, охранял жилища, посевы, стада животных, на собаках даже ездили. Внешний вид и рост собак бывают разными: есть и крупные породы, и маленькие.

Есть собаки-боксеры – очень подвижные, прыгучие, спасатели – они отыскивают в непогоду потерявшихся людей, замерзающих в пургу путников, разгребают снег и согревают погибающего человека, дрессированные цирковые собаки – артисты, водолазы, ныряющие на большую глубину за рыбой и вытаскивающие сети с рыбой, собаки-охранники, собаки-охотники, собаки-пастухи.

Домашняя собака – самая лучшая, ласковая, игривая, добрая, никогда не потерпит того, чтобы хозяина обижали. У собак очень тонкое чутье, они на большом расстоянии по ветру чувствуют запахи, распознают и животных, и человека, и разные предметы. Они очень хорошо способны ориентироваться на местности, во всех случаях отлично находят свой дом.

Есть много пород комнатно-декоративных собак разного телосложения, окраса, длинношерстные и короткошерстные, крошечные и совсем маленькие. Они дарят человеку дружбу и беспредельную преданность.

Пудель – одна из самых умных и послушных собак, чау-чау – китайская собака – у нее синий язык, болонка – имеет великолепную шерсть, шелковистую, блестящую, прямую. Прежде чем завести собаку, нужно многое узнать о ее характере, о том, как с ней обращаться, как воспитывать, кормить. Уличных собак желательно остерегаться, не трогать.

2. Загадка о собаке.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака.)

3. Потешка.

– Собака, что лаешь?

– Волков пугаю.

– Собака, что хвост поджала?

– Волков боюсь.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Ты, собачка, не лай»!

Цель: учить детей убегать, прятаться в «домике», бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: собачка Жучка сидит одна, ей грустно, она ждет, когда детки с ней поиграют.

Малыши подходят, здороваются с собачкой, гладят ее. Воспитатель читает текст, дети помогают:

Жучка, Жучка,

Милый пес,

Ты так громко лаешь,

Будто нас пугаешь.

Спросить, как лает Жучка. Дети грозят Жучке пальчиком и говорят:

Ты, собачка, не лай.

Лучше с нами поиграй

Мы бежим, ты – догоняй!

Дети бегут в «домики», собака их догоняет. Затем Жучка возвращается на свое место, игра повторяется.

2. Игра малой подвижности, хороводная «Раздувайся, мой шар».

Цели: учить детей выполнять разнообразные движения, образуя круг, упражнять в произношении звука [ш].

Ход игры: шар (пузырь) – очень распространенная игра, когда дети встают в кружок и берутся за руки, стоя близко друг к другу. Все вместе произносят:

Раздувайся, мой шар,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся!

Играющие отходят назад, насколько возможно. Когда воспитатель говорит: «Лопнул шар!», тогда все отпускают руки, хлопают в ладоши и приседают. Или после слов «Лопнул шар!», держась за руки, двигаются в центр круга, произнося при этом звук «ш-ш-ш», выпуская воздух из шара. Затем игра повторяется.

III. Трудовая деятельность: собирание игрушек перед уходом с прогулки, собирание крупных камешков.

Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Прогулка 7

Под дождЁм с зонтиком

(утро)

Цель: познакомить с природным явлением – дождём.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Песенки, потешки.

Дождик, дождик, Дождик, дождик,

Полно лить, Кап, кап, кап.

Малых детушек мочить! Мокрые дорожки.

(Обр. О. Капицы.) Все равно пойдем гулять,

Наденем сапожки.

2. Наблюдение.

В дождливую погоду понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Что за окошком идет? (Дождь.) Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя. Какой дождик идет: грустный или веселый? (Есть дождик веселый, а есть грустный.) Определить, какой дождь: теплый или холодный. Уточнить представление, что после дождя все кругом мокрое, появляются лужи. Идет дождь – появляются лужи. В чем по лужам можно ходить? (По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут.)

3. Стихотворение.

Сколько знаю я дождей? –

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Ю. Черных

4. Загадки.

Кто всю ночь по крыше бьет Его просят, его ждут,

Да постукивает, А как придет –

И бормочет, и поет, Прятаться начнут.

Убаюкивает? (Дождь.)

(Дождь.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

2. Игра малой подвижности «Листопад».

Цели: закрепить знание о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель. Листья легкие, они медленно летят по воздуху.

(Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки (действия выполняют дети с желтыми листочками).

Покружились и уселись на землю. (дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.) Прилетел легкий ветерок, подул. (дует взрослый, за ним дети.)

Воспитатель. Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю… листья.

Воспитатель читает стихотворение В. Мирович «Листопад».

III. Трудовая деятельность: полив дождевой водой растений в группе (заранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды).

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Прогулка 8

Проезжая часть дороги

(вечер)

Цели: познакомить с проезжей частью дороги – шоссе, с дорожными знаками, дать представление о Правилах дорожного движения; формировать основы культуры поведения и правила пешеходов.

Ресурсы: большие кубы (для постройки автобуса); руль, сумка кондуктора, билеты.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Какие машины двигаются по дороге? (Большие и маленькие, грузовые и легковые.) Обратить внимание на то, что по дороге движется много легковых и грузовых машин. Как едут машины? (Друг за другом.) Кто управляет автомобилем? (Водитель.) На дороге никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают Правила дорожного движения. Что помогает движению транспорта и людей на дороге? (Светофор.) Как называются люди, следующие по дороге? (Пешеходы.)

2. Стихотворение.

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Ход игры: дети находятся на одной стороне площадки. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели воробушки на дорожку», дети «вылетают из гнездышек», бегают по площадке, размахивая руками, как крылышками, «клюют зернышки».

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

2. Игра малой подвижности «Поезд».

Цель: учить ходить друг за другом в ограниченном пространстве, начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Раздается гудок «Ду-ду-ду!» (гудят дети), воспитатель читает текст:

Чух! Чух! Тых-чу!

Тых-чу, вор-чу!

(дети стоят на месте, в такт тексту двигают

вперед, назад руками, топают ножками.)

Стоять на месте не хочу!

Колесами сту-чу, вор-чу,

Садись скорее, прока-чу!

«Поезд» начинает двигаться сначала медленно, затем «едет» быстро. Воспитатель поет:

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повез.

Чу-чу-чу!

Движение замедляется, «поезд» останавливается, дети «приехали на опушку леса».

Малышей встречают игрушечные ежик и зайчик, сидящие около корзиночек. Напомнить детям, что ежик очень любит есть грибы. «А зайчик что любит погрызть? Конечно, морковку! Корзиночки стоят пустые, нужно помочь ежику и зайке собрать грибы и морковку».

Дети ходят по площадке собирают названные предметы и раскладывают по корзиночкам. Ежик и зайка «говорят» детям спасибо.

III. Конструирование, речедвигательная деятельность.

Воспитатель. Хотите прокатиться на автобусе? Давайте дружно из кубиков построим просторный автобус. Где кабина водителя? Закрепим здесь руль. Считалкой выберем водителя.

Зайчишка-трусишка Сидит, грызет.

По полю бежал. Иди прочь –

В огород забежал, Хозяин идет!

Морковку нашел.

Водителем автобуса будет… Занимай место в кабине, бери руль. А мы с вами расположимся на сиденьях (кубиках) в салоне. Значит, кто мы? (Пассажиры.)

Проходите в автобус спокойно, без спешки, не толкайте друг друга, не торопитесь, смотрите под ноги и вперед. У меня есть сумка и билеты. Кто догадался, кем я буду? (Кондуктором.) Получите билеты, обязательно пассажиры покупают билеты, оплачивают свой проезд. В автобусе без билета ездить нельзя. Безбилетных пассажиров называют «зайцами», их могут оштрафовать и высадить из автобуса. А кто может сказать, почему пассажиров-безбилетников называют «зайцами»? (Прыг-скок – и нету зайца, волк не догонит. Так же и безбилетника: прыг-скок – и соскочил с автобуса, контролер не догонит. «Зайцами» называют их из-за проворства, поскольку «зайцы» при приближении кондуктора стараются скрыться, убежать, даже спрыгнуть на ходу.)

Есть еще правила, которые должен запомнить каждый культурный пассажир: что разрешается, что запрещается делать в автобусе. Вы знаете эти правила?

Старшим место уступать разрешается?

А ехать «зайцем», нам известно… (запрещается).

Всех расталкивать, кричать… (запрещается).

А тихонечко стоять… (разрешается).

К двери сильно прижиматься… (запрещается).

Громко, весело смеяться… (запрещается).

Отвлекать водителя вопросом… (запрещается).

Кашлять и чихать, и шмыгать носом… (запрещается).

Мороженое брать в салон… (запрещается).

Ноги всем топтать, как слон… (запрещается).

Можно за поручни крепко держаться? (Разрешается.)

Можно доброжелательно всем улыбаться? (Разрешается.)

Быть осторожным, внимательным… (разрешается).

Выйти на остановке своей обязательно… (разрешается).

Молодцы, все правила вы знаете, отправляемся в путь.

Дети сидят на кубах и выполняют движения согласно тексту стихотворения.

Вот мы в автобусе сидим, Ну что ж автобус не везет?

И сидим, и сидим. Не везет, не везет.

Из окошечка глядим, Колеса закрутились

Все глядим, вдаль глядим. Вот так вот, вот так вот.

Глядим назад, глядим вперед – Вперед мы покатились,

Вот так вот, вот так вот. Вот так вот.

Трудовая деятельность: сгребание сухих листьев в определенное место.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра до определенной мерки и выносить мусор в определенное место