ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Расширение словарного запаса детей:

названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, празд­ник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, боль­шие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, зани­маться, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, ма­стерить, шить, вязать, вышивать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама - (значит, ты чей? чья?) мамин (а),

папа - папин(а),

бабушка - бабушкин (а),

дедушка - дедушкин (а),

дядя - дядин (а),

тетя - тетин (а).

Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?»

Жить - живущий,

расти - растущий,

любить - любимый,

уважать - уважаемый,

гладить - глаженый,

стараться - старательный,

заботиться - заботливый,

отдыхать - отдыхающий.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Дети - детки - деточки;

семья - семейка;

мама - маменька, мамулечка, матушка;

папа - папочка, папуленька, папулечка;

сын - сыночек, сынуля, сыночка;

дедушка - дедулечка;

бабушка - бабулечка;

дочь - дочка - доченька, дочуленька;

внук - внучек, внучок;

внучка - внученька;

сестра - сестричка, сестреночка;

брат - братик.

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много»

Семья - семьи - много семей,

ребенок - дети - детей,

работа - работы - много работы (работ),

мама - мамы - мам,

папа - папы - пап,

дедушка - дедушки - дедушек,

бабушка - бабушки - бабушек,

сын - сыны (сыновья) - сынов (сыновей),

дочь - дочери - дочерей,

сестра - сестры - сестер,

брат - братья - братьев,

внук - внуки - внуков,

младенец - младенцы - младенцев,

цветок - цветы - цветов,

подарок - подарки - подарков,

праздник - праздники - праздников.

Склонение существительного «Закончи предложения»

У каждого малыша есть... (мама). Каждый человек любит свою... (маму). На свете очень трудно жить без... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы... (маме). Я люб­лю гулять со своей... (мамой). Я очень горжусь своей... (ма­мой).

Лексический строй речи

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама - веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

бабушка - ... ;

дедушка - ... ;

папа - ... ;

брат - ... ;

сестра - ....

Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (де­тям от 6 лет):

сколько в семье человек;

с кем живет ребенок (если неполная семья);

как зовут родителей (имя, отчество);

кем работают родители;

сколько лет брату (сестре);

в каком классе учится брат (сестра);

какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).

Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабуш­ка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает жен­ский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное сло­во на земле - мама. Это первое слово, которое произносит чело­век, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

МИНУТКА ОТДЫХА

«Кто кому кто?»

Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Ты Федина дочь, моего сыночка.

Мой папа большой, а совсем не сыночек.

Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

Да разве у дочки мы были? У тети!

Тетю твою я в люльке качала...

Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?

Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!

А ты доводишься... Хитрое дело...

Бабушка, что-то у нас пригорело!

Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.

Я. Аким

Для мамы

Сказал мне папа: - Мила,

А ты не позабыла?

У мамы праздник! -

Знаю! Платочек вышиваю,

С каемкою, с цветами,

Своей любимой маме.

Г. Бойко

Март

Третий месяц у ворот -

Это к солнцу поворот.

Зимний сторож Снеговик

Ежится, мрачнеет.

Старый, к холоду привык,

Он в тепле худеет.

Верба за моим окном

Почки распустила -

Раньше всех в краю родном

Расцвести решила.

Принесу я ветку в дом

И на стол поставлю.

Завтра утром с женским днем

Маму я поздравлю.

Ю. Коринец

Мамин день

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет?»

Нет! Вот тебе, родная, в твой денек

Аленький цветочек-огонек!

Домашние задания по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии» способствуют постепенному количественному и качественному росту словаря ребенка, а также нормализации грамматического строя речи. Упражнения и дидактические игры ориентируют родителей в объеме информации, которую должен усвоить их ребенок в процессе логопедических занятий.

Лексическая тема «Праздник мам, Женские профессии»

1. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)?

Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии.

2. Подбор прилагательных:

Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д.
Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д.
Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.

3. Подбор слов – действий:

Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д.
Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д.
Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.

4. Согласование существительных с числительными:

Одна мама, две мамы, пять мам.
Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две сестры, пять сестер.
Одна учительница, две учительницы, пять учительниц.
Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.

5. Словообразование (приставочные глаголы):

Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.

Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает.
Шьет – пришьет, вышьет, зашьет.
Лечит- полечит, залечит, вылечит.
Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д.

6. Закончи предложение (склонение существительного):

У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей…

7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану:

Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?

8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану:

  • Как зовут (ИО)?
  • Кто старше, кто младше?
  • Кто ты маме, а кто бабушке?
  • Внешность, профессия.
  • Кто что делает по дому?
  • Как ты помогаешь?

9. Прочитайте и разберите стихотворение:

«Кто кому кто?»

Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек.
- Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься…Хитрое дело…
-Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким

10. Выучите стихотворение:

Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть, конфет?»- Нет!
Аленький цветочек-огонек!

Королева Елена Валерьевна,
учитель-логопед,
детский сад №1655 комбинированного вида
с логопедическими группами, г. Москва

Лексическая тема «Мамин день»

1. Побеседовать с ребёнком о празднике , спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.
2. Научить ребёнка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме , бабушке, сестре и т.д.

Дидактические игры и упражнения.

Игра «Кому что нужно для работы»

Образование дательного падежа имён существительных:


  • Кастрюля нужна (кому?) - повару.

  • Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.
Образование винительного падежа имён существительных

  • повару – поварёшка,

  • продавцу – … ;
Игра «Бывает – не бывает»

  • Повар варит суп.

  • Суп варит повар.

  • Суп варит пÓвара.

  • Суп сварен поваром.

  • Поваром сварен суп.

  • Повар сварен супом.

  • Супом сварен повар.
Игра «Помощник»

  • Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.

  • Я стираю бельё. …… .
Игра «Опиши маму».

Мама (какая?) – добрая, ласковая, заботливая …

Спросить про мамины руки, глаза, волосы.

Подбор родственных слов


  • Мама – мамочка , мамуля.

  • Бабушка -

  • Сестра -
Игра «Наоборот»

  • Баба Яга старая, а мама... (какая?) - молодая.

  • глупая - умная

  • страшная - красивая

  • злая - добрая

  • низкая - высокая

  • грустная - весёлая

  • грубая - нежная

Дидактическая игра «Назови женскую профессию »


  • повар – повариха,

  • портной – портниха,

  • учитель – …,

  • воспитатель – …,

  • художник – …,

  • певец – …,

  • скрипач – …,

  • пианист – …,

  • продавец – … .
Дидактическая игра «Кто что делает?»

  • Повар – варит, жарит, готовит, печёт...

  • портниха – ….

  • врач - …,

  • учительница - …,

  • продавец - …,

  • парикмахер- …
Игра: «Какая мама?»

  • У мамы светлые волосы, мама (какая?)... - светловолосая

  • тёмные волосы - темноволосая

  • голубые глаза - голубоглазая

  • длинные волосы - длинноволосая

  • карие глаза - кареглазая

  • короткие волосы - коротковолосая

  • чёрные глаза - черноглазая

  • зелёные глаза - зеленоглазая

Составь описательный рассказ о маме по плану

(приклейте в тетрадь мамину фотографию):


  • Кто это?

  • Как маму зовут?

  • Какого цвета у мамы глаза?

  • Какие у мамы волосы?
Научите ребёнка называть мамину профессию.

  • Кем мама работает?

  • Попросите ребёнка нарисовать и рассказать о том , что нужно маме для работы.

  • Маме нужны...

Упражнение "Назови слова-родственники"
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...

Упражнение "Подбери признак"
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная , красивая и т.д.

Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...

Упражнение "Посчитай"

Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек , ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестёр, ...
Одна тётя, две тёти, три тёти, ...

Упражнение "Скажи наоборот"
Бабушка старенькая , а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...

Упражнение "Помощник"
Я мою сегодня пол - завтра я пол... (вымою) - вчера я пол... (вымыл).
Я стираю сейчас белье - завтра я белье... - вчера я бельё ...

Развитие мелкой моторики.
Нарисовать портрет мамы, бабушки.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тёти, сестры) в виде аппликации.

Развитие слуховой памяти, выразительности речи.
Выучить стихотворение (не менее 2-3, по выбору ребёнка).

В. Нестеренко

А) Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них и не день рожденья.
Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.
А ещё сюрприз их ждёт - испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду , навели порядок всюду.
Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!
А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"

Б) Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она ещё лучше и краше.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами ,
Что позабудет, подскажем ей сами.

В) Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю ,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
И ни разу,
И ни разу,

Ни словечка не скажу.

Цель проекта: формировать у детей целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

Воспитывать культуру поведения и общения, поддержания традиций бережного отношения к матери;

Задачи проекта:

Воспитывать любовь и уважение к матери. Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.

Способствовать развитию умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

Формировать умение понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.

Пробудить чувства гуманного отношения к мамам, родным и близким людям.

Использовались следующие формы работы с детьми:

Беседа с детьми о маме, семье: « Знакомство с историей возникновения праздника», «Чем можно порадовать маму», «Почему мама поздно ложится спать», «Мамин праздник», «Чудо материнской любви»; Беседы - обсуждения бытовых ситуаций на тему: «Почему мама грустит?», «Чем я порадовал маму?», «Как сказать о том, что я натворил?», «Я поступаю хорошо»

· Разбор пословиц о маме: Все купишь, а отца и матери не купишь. Без матушки родной и цветы не цветно растут. Всякой матери свое дитя мило. У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее. При солнышке тепло, при матери добро. Сердце матери лучше солнца греет. Материнская рука на ласку, что пух, мягка. Материнская забота на дне моря спасет. Кто матери не послушает, тот в беду попадет. Береги отца и мать – других не сыщешь. Нет милее дружка, чем родима матушка.

Просмотр семейных фотоальбомов, фотографий мам

Словесные игры «Расскажи о маме» Составление описательных рассказов с детьми на тему «Моя мама лучше всех», «Подбери словечко», «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т.д.). «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?»

Чтение произведений о маме: ненецкая сказка «Кукушка»; Е. Емельянов «Мамины руки», «Надо и не хочется», «Мама все понимает», «Мамино горе»; Н. Артюхова «Трудный день»; Е. Благинина «Мамин день»; М. Пляцковский «Ты на свете лучше всех»; Е. Карганова «Про маму», Э. Мошковская «Я маму обидел», А. Барто «Мама поет»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой… »; Н.Носов «Самая красивая».

· Рассматривание: репродукции великих художников Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», К.Петров-Водкин «Мать», «Петроградская мадонна»; М.Васнецов «Богоматерь с младенцем»;

· Прослушивание и заучивание песен: «Мама будь всегда со мною рядом», «Песенка мамонтёнка», «Мама» (первое слово, главное слово….), «Солнечный круг»

Дидактические игры: «Найди ошибку», «Живая радуга»

· Сюжетно – ролевые игры: «Семейный праздник», «Мамины помощники», «Встреча гостей»

Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы», «Помощники», «Салат для мамы»

· Физ. минутка. Игра «Мама»

· Рисование пластилином. Подарок для мамы

Рисование портретов мам «Самый любимый человек»

· Выпуск стенгазеты «Поздравляем наших мам с Днем Матери»

Выставка рисунков: «Вот какие наши мамы! »

Электронная презентация просмотр: «Самая прекрасная женщина!», «Солнечный круг»

Работа с родителями: Оформление родительского уголка информацией о празднике, Оформление папки – передвижки с поздравлением для родителей.

· Участие в конкурсах:

Всероссийский проект ко Дню матери «Я горжусь своей мамой»

Всероссийский конкурс творческих работ «Моей любимой мамочке»

Развлечение тематическое «День Матери»

В последнее воскресенье ноября в России отмечают особый праздник - День матери. Это праздник, к которому никто не может оставаться равнодушным. Ведь сколько бы нам ни было лет - пять или пятьдесят - нам всегда нужна мама, ее любовь, ласка, внимание, совет.

Оформлен зал был работами детей.

Мальчики исполняли шуточные частушки как они помогают мамам

Поиграли в игры: «Веникобол», «Мусорим - убираем», «Назови маму ласково»,

«Закончи пословицу»

Видео презентация «С Днем Матери!» на основе фотографий мам с детьми, портретов нарисованных детьми и подарков приготовленных мамам.

Потом на развлечение пожаловали хозяева книжного дома! (Домовёнок и Кот Учёный). Детям они загадали загадки о лучших сказочных мамах.

Cпели «Песенка мамонтёнка»

Потом загадали загадки о вещах необходимых каждой маме.

Дети много читали стихов поздравление и пожеланий.

Поиграли в игру «Нарисуй портрет мамы»

Сценка «Мечта»

Исполняется танец «Как дела»

Песня «Мама»(первое слово, главное слово….

Презентация «Солнечный круг»


Портных Елена Васильевна

Мартыненко Ирина Сергеевна МБДОУ МО «Детский сад №168» Воспитатель Город Краснодар

Цели и задачи:

Раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней.

Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.

Развивать память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Провести индивидуальные беседы о семье с детьми, дать им задание понаблюдать, что делает их мама дома, узнать, где работает мама, какая у неё профессия. Рассматривать иллюстрации, читать, учить стихи. Пословицы, учить песни к празднику 8 марта.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева.

Кто вас детки, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночи глаз,
Кто заботится о вас? – Мама дорогая!

Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит,
Кто игрушка вам дарит? – Мама золотая!

Воспитатель: Ребята, поговорим мы сегодня, о ваших мамах, самых дорогих и любимых. (заранее дать одному из детей выучить дома стихотворение Н. Саконской «Разговор о маме» ) . Дима, прочитай стихотворение «Разговор о маме» .

От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
За то, что у нас с нею всё сообща…
За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

Воспитатель: А у вашей мамы есть мама? Кто же она? (ответы детей) . Правильно, это ваша бабушка. Давайте выучим стихотворение Е. Трутневой «Бабушка» .

Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она ещё лучше и краше.

Бабушка теплые варежки вяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.

Воспитатель: Думаю, что самым лучшим подарком для мамы и бабушки будут стихи на празднике всех мам «8 Марта» . Недавно мы говорили с вами, как папа заботится о семье. А какие у мамы заботы? Расскажите. (Заслушивает 3-4 детей) .

Игра «Моя мама» .

Давайте поиграем в игру «Моя мама» , где каждый из вас, по очереди будет называть одно ласковое и доброе слово о маме. (Любимая, добрая, заботливая, красивая…) .

Воспитатель: А теперь расскажите, как вы заботитесь о маме, бабушке? Что вы делаете по дому? (Ответы 3-4 детей) .

Игра с мячом «Профессия моей мамы» .

Мама не только заботится о семье, но ещё и работает. Предлагаю вам поиграть. Сейчас я буду кидать мячик вам в руки, вы его ловите, у кого мяч, тот называет профессию своей мамы и рассказывает (кратко) что она делает на работе.

Воспитатель: Вот видите, как необходима людям мамина работа: она учит детей в школе, лечит людей, продаёт вещи, продукты и т.д.

Физминутка «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Пополощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Дети выполняют подражательные движения по тексту.

Воспитатель: После таких чудесных рассказов о профессиях ваших мам предлагаю всем нарисовать свою маму на работе и подарить ей как только вы придете домой.