Цель: Успешная адаптация детей к ДОУ, развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.

Оборудование: Игрушечный мишка, большой зонт, магнитофон, диск с записью спокойной музыки (шума дождя), кленовые листья на каждого ребенка и маму, гуашевые краски, листья деревьев, альбомные листы, 3 корзины (красного, желтого, зеленого цвета), маленькие синие мячики

Ход занятия

Педагог-психолог показывает детям мягкую игрушку (мишку) и сообщает, что его зовут Мишутка. Он живет в детском саду и помогает воспитывать детей. Затем ребенок предлагает поздороваться всем ребятам с мишкой. Мамы с детьми становятся в круг и Мишутка подходит к каждому ребенку.

Педагог-психолог включает спокойную музыку.

Участники стоят в кругу.

Педаго-психолог передает кленовый лист по кругу ребенку и каждый из участников называет свое имя. Родители помогают своим детям.

Мишутка предлагает посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей и мам на предметы осени (желтеющие листья, пасмурное небо).

Мишутка: Представьте, что мы идем гулять в осенний лес, внимательно слушайте слова старайтесь двигаться дружно. (Мамы берут своих детей за руку и идут по кругу друг за другом.)

Зашагали ножки- топ-топ-топ- (Имитация движений по тексту)

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ.

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

Побежали ножки

По ровненькой дорожке,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

Мишутка предлагает поиграть. Игра повторяется 2раза. Включается диск с записью спокойной музыки. Детям и взрослым раздаются кленовые листочки. Мамы в паре с детьми кружатся с листочками в руках

Игра « Листочки»

Цель: формирование положительных эмоций. Приобретение навыков совместной игры с партнером

Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень- пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились.

Листопад, листопад, (Мамы в паре с детьми, кружатся с листочками в руках)

Листья желтые кружат,

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро станет голым сад. (В конце игры, листочки подбрасываем вверх. Присаживаемся на ковер, усыпанный листочками)

Мишутка хвалит все ребят и предлагает поиграть в другую игру «Соберем листочки по цвету».

Мишутка

— Ребята, посмотрите у нас на ковре много разноцветных листиков. (Красные, желтые, зеленые). Давайте их соберем. И объясняет условие игры для участников. Играют 1 раз.

Игра «Собери листочки по цвету»

Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие внимания, развитие восприятия, мышления.

На ковре лежат разноцветные кленовые листья. На стульях стоят 3 корзины. (красного, желтого, зеленого цвета). Детям с помощью мам нужно собрать листья и разложить их правильного по цветам. (желтые листья в желтую корзину, красные в красную корзину, зеленые в зеленую корзину).м

Мишутка предлагает поиграть в следующую игру. Мамы стоят за спинами своих детей.

Игра « Дождик и Солнышко».

Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие крупной моторики

Включить диск с записью дождя.

Капля первая упала — кап! (Мама пальчиком ребенка показывает траекторию ее)

И вторая прибежала — кап! (движения)

Мы на небо посмотрели, (Вместе смотрят вверх, стоя рядом.)

Капельки « кап-кап» запели,

Намочили лица.

Мы их вытирали. (Мама своей ладошкой вытирает лицо ребенка, ребенок вытирает лицо мамы своей ладошкой.)

Туфли, посмотрите, (Показывают руками на ноги и смотрят вниз)

Мокрыми вдруг стали.

Плечами дружно поведем (вместе выполняют движения руками)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим, (мама берет за руку своего ребенка, и все бегут под зонтом посидим под большой зонт, который открыл педагог.)

С прекращением шума дождя « Солнышко!» все выбегают из — под зонтика.

Мишутка предлагает поиграть в следующую игру.

Игра « Капельки»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, быстроту реакции.

На ковре рассыпать синие мячики. Под подвижную музыку дети собирают мячики- капельки в корзину, мамы подбадривают своих детей собирать «капельки».

Мишутка хвалит ребят и предлагает нарисовать на память красивые листочки из осеннего леса.

Включить диск со спокойной музыкой.

Родители с детьми подходят с столам, где лежат заготовки (гуащевые краски красного, желтого, зеленого цвета, заранее приготовленные сухие листья деревьев.) Мамы, помогают детям обмакнуть листья в тарелочке с краской и делают ими отпечатки на альбомном листе бумаги. Дают высохнуть и забирают домой на память.

Мишутка

— Поиграли, потанцевали, порисовали, А теперь нам пора прощаться.

Ритуал прощания.

Мамы со своими детьми стали лицом друг к другу. Взялись за руки, посмотрели друг другу в глаза и подарили самую добрую, солнечную улыбку.

Участники занятия прощаются.

Список использованной литературы

  • Андрющенкова Е.В., Герц Е.Ю., Томашевская. Л.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации. –СПб.: ООО « Издательство»Детсво-пресс»,2012
  • Севостьянова Е.Н. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.-М.:ООО «ТЦ Сфера»,2007
  • Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками.-М.: « Мозаика-Синтез», Москва, 2008

Россия Белгородская область г. Г. Губкин

Дорогие родители! Спешим сообщить Вам, что группа кратковременного пребывания начинает работать с 24 августа. Большой детский лабиринт, разнообразная среда для детского творчества и игр, атмосфера тепла и уюта. Мы с радостью и нетерпением ждем встречи с нашими маленькими посетителями.

ЗАЧЕМ?

Мы мечтаем о том, чтобы каждый ребенок проявлял инициативу и творческий подход, больше задавал вопросов и становился любознательным, вежливым, внимательным к людям, чутким к природе и восприимчивым к искусству, чтобы чаще смеялся, был счастлив.

Нам важно, чтобы дети не просто коротали время в отсутствие родителей среди разнообразных игр и игрушек, а имели возможность для развития, взаимодействия со сверстниками, заботы о младших.

Педагог, находящийся с детьми, создает теплую атмосферу, направляет игры детей, помогает решать возникающие конфликты, вовлекает в творчество и познание.

ДЛЯ КОГО?

В нашу группу кратковременного пребывания мы ждем детей от 2 до 7 лет. Известно, что разновозрастная группа позволяет детям лучше социализироваться, научиться общаться и взаимодействовать (адекватно возрасту) со взрослыми, сверстниками и детьми другого возраста. Старшие научаются проявлять заботу и терпимость к младшим, а младшим есть за кем тянуться и с кого брать пример.

А детям от 1,5 до 3 лет, которые никогда не расставались с мамой, мы предлагаем посещать группу вместе с мамой в течение 1 часа. Так ребенок сможет легче адаптироваться к новым условиям и требованиям, а потом и к детскому саду.

В нашей группе большое внимание уделяется игре детей. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы». Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

ПОЧЕМУ ВАЖНА ИГРА?

Насколько и почему важна игра, Вы можете прочитать в замечательной книге: «Во что играют наши дети?»

Но группа кратковременного пребывания — это не только свободная игра. Важная часть пребывания в группе — совместные развивающие занятия. Занятия связаны с тем временем года, который ребенок наблюдает в данный момент: «Золотая осень», «Волшебница зима», «Волшебный праздник Новый Год», «Весна — красна», «Вот оно какое, наше лето». Дети знакомятся с авторскими сказками и стихами и устным народным творчеством (пословицы, поговорки, потешки), с картинами известных художников, слушают музыкальные произведения, посвященные данному времени года и создают творческие работы из разнообразных материалов (пластилин, краски, бумага, тесто, ткани, шерстяные нитки, природные материалы и.т.д.) Программа и содержание занятий сориентированы на детей среднего и старшего дошкольного возраста, а дети младшего возраста, как в любой семье, активно принимают участие в занятиях старших, учатся благодаря подражанию и примеру.

Если родители хотят, чтобы их дети также проводили время на улице, будут организованы прогулки. На них мы будем наблюдать за явлениями природы, растительным и животным миром нашего сада, экспериментировать и, конечно же, играть в разные подвижные и спортивные игры.

Для нас очень важно взаимодействие с родителями. Чтобы помочь взаимопониманию между ними и собственными детьми, в течение года проводим бесплатные семинары по вопросам воспитания («Как любить ребенка?», «Ребенок, кто ты?», «Что посеешь, то и взойдет»).

КОГДА?

Данная группа максимально предполагает четырехчасовое пребывание ребенка. Это хорошая альтернатива детскому саду: родители сами выбирают удобный для себя и ребенка график (график работы).

В группе — не более 13 человек, что не только обеспечивает должный уровень внимания к каждому ребенку, но и снижает риск заболеваний в группе. Пребывание в группе строится по четко определенному расписанию, что позволяет проводить время с максимальной пользой и знакомит ребенка с понятиями режима и дисциплины.

Игровое пространство













Путешествие в сказку (постановка сказок)











Творчество


Конспект занятия для группы кратковременного пребывания детей возраста от 2-х до 3-х лет в условиях дошкольной организации.
Назначение групп кратковременного пребывания: всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение его безопасности жизнедеятельности.
Занятия проводятся два раза в неделю, в период с сентября по май включительно, длительность занятия 1 час 30 минут. Количество детей в одной группе 8-12 человек.
Занятие проводится без спешки, не нужно ожидать немедленных результатов – они обязательно появятся при многократном повторении упражнений. Игры должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Каждое упражнение имеет свое название, длится несколько минут и в дальнейшем повторяется.
Приветствие. Дети и педагог садятся в круг. Педагог дает каждому ребенку по очереди колокольчик со словами: «Здравствуй, Катя!», Катя берет колокольчик со словами «Здравствуй», звонит в него и передает по кругу.
Упражнения на развитие мелкой моторики (2-3 упражнения).
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик – я.Вот моя семья!Или:Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул.
Водичка, водичка,Умой моё личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щёчки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок!
Каждый раз необходимо повторять пройденное и применять новое упражнение.
Упражнение на развитие кратковременной зрительной памяти.
«Запомни и назови». Показать и назвать что изображено на картинке.
-взрослый показывает и называет предмет;
- предлагает ребенку показать предмет, например: «Покажи мишку»;
- ребенок самостоятельно показывает и называет предмет;
- ребенок называет предмет по памяти без картинки.
Развитие чувства ритма. «Послушай и повтори». Используются бубен или маракас. Звуки воспроизводим по схеме: X-X, XX-X и тд. с постепенным усложнением чередования ударов. X – символ звука.
Лексическая тема «Дикие животные», используются картинки с изображением диких животных (3-5 штук). Дети и педагог садятся в круг на ковре, педагог демонстрирует картинки, два раза проговаривает названия животных, дает их краткое описание. Затем педагог предлагает детям показать названное им животное.
Полоса препятствий. Под музыку педагог проводит разминку, дети ходят по кругу, повторяя за педагогом упражнения (ходьба на носочках, ходьба на пяточках и тд). Педагог выкладывает из конусов, кругов, мата (произвольный порядок) по периметру ковра в полосу препятствий, а дети должны под музыку пройти все заданные препятствия несколько раз под музыку. Игры с мячами.
Самостоятельная игровая деятельность детей. В игровом уголке находятся игровые пособия (крупная мозайка, пирамидки- счеты, рамки-вкладыши, мягкие пазлы, бусы, шнуровки, и тд.) педагог по желанию детей организует игровой процесс.
Творчество. Рисование пальчиковыми красками. Дети садятся за стол. Педагог раздает детям листы бумаги, на которой изображен контур дикого животного, которое уже обсуждалось на этом занятии. Каждый ребенок закрашивает внутри контура изображение животного.
Прощание. Все дети и педагог садятся в круг на ковре. Педагог произносит слова:

«До свиданья, до свиданья!
Скоро встретимся опять,
До свиданья, до свиданья,
Будем вместе мы играть!».
Все прощаются до следующего занятия.


Приложенные файлы

Физкультурное занятие 1

Программное содержание:

  • создать условия для свободного перемещения детей и их действий с предметами;
  • формировать представления о величине предметов;
  • упражнять в ходьбе со взрослым, перешагивании, ползании.

Материалы к занятию: воздушные шары, игрушка – лиса, цветы, вырезанные из картона

Ход занятия:

1. Знакомство с детьми.

2. Сюрпризный момент «В гости к детям приходит лисичка».

Музыкальное упражнение «Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке».

В последствии данное упражнение станет традиционным приветствием.

3. Игровые упражнения:

— покажи ладошки,

— похлопай громко, тихо,

— спрячь ладошки,

— «ладошки танцуют».

4. «Убегай от Лисички». Взрослый в маске лисы догоняет детей. Дети убегают к мамам.

5. Сенсорное развитие «Цветы на поляне». В зале на ковре разложены цветы из картона разные по величине, дети рассматривают их. Большой цветок дарят маме, а маленький – лисичке.

6. Физические упражнения с цветами:

— поднимем высоко – опустим низко;

— цветочки «подружились – поссорились»;

— покружились с цветочками;

— машем цветочками;

— перешагивание через цветочки;

— «понюхаем цветочки».

7. Физические упражнения с использованием элементов методики Шульца. Дети выполняют с родителями.

— «Вместе с мамой» (ребёнок передвигается с мамой, стоя у неё на ногах);

— «Качели» (ребёнок находится у мамы на руках в положении сидя, а мама качает его);

— «Самолёт» (ребёнок, в положении лёжа — руки в стороны находится у мамы на вытянутых руках);

— «Раскладушка» (мама с ребёнком раскачиваются на полу, поочерёдно поднимают друг друга).

8. Экскурсия в группу раннего возраста.

9. Сюрпризный момент «Подарим воздушный шар».

Физкультурное занятие 2

Программное содержание:

  • создать условия для расширения опыта общения (с другими детьми, взрослыми);
  • использовать приёмы для ;
  • формировать представления о цвете предметов;
  • упражнять в ходьбе со взрослым, перешагивании, ползании

Материалы к занятию: игрушка – лиса, зонт, тампоны поролоновые, бумага, гуашь, салфетки, «лучи для солнышка», картонные цветы (большие и маленькие).

Ход занятия:

(см. занятие 1 ) Встреча с Лисичкой. Обратить внимание детей на солнышко.

2. Игровые упражнения с ладошками (см. занятие 1).

3. Музыкальное упражнение «Тихо мы в ладошки ударим» (см. занятие 1).

4. Физические упражнения с использованием элементов методики Х. Шульца (см. занятие 1).

5. Информация руководителя физического воспитания о содержании данной методики, необходимости её использования.

6. Игра малой подвижности «Солнышко и дождик» (с Лисичкой). По сигналу «Солнышко» дети передвигаются по залу, по сигналу «Дождик» дети убегают к лисичке под зонтик.

7. Упражнение на сенсорное развитие «Подари Лисичке цветок» (дети выбирают цветы одного заданного цвета).

8. Аппликация без наклеивания «Лучики для Солнышка» (проводится коллективно на ковре).

9. Продуктивная деятельность «Осенний дождик» (рисование поролоновыми тампонами).

Физкультурное занятие 3

Программное содержание:

Материалы к занятию: игрушка – лиса, зонт, тампоны поролоновые, бумага, гуашь, салфетки, картонные грибы (большие и маленькие), «лужицы» из ткани, гимнастическая доска.

Ход занятия:

1. Обмен информацией между педагогами и родителями об эмоциональном состоянии ребёнка после занятий, о том, как настроить ребёнка на следующую встречу.

2. Приветствие «Дай ладошечку…» (см. занятие 1). Педагог обращает внимание детей на тучи и лужицы.

3. Игровые упражнения: «пройди по дорожке», «переступи лужу» с использованием спортивного оборудования.

4. Физкультурные упражнения с использованием элементов методики Х. Шульца (см. занятие 1).

5. Игра малой подвижности «Солнышко и дождик» (повторяется 2 раза, см. занятие 2).

6. Сенсорное развитие «Собери грибы в корзинки» (соотнесение по величине).

7. Продуктивная деятельность «Дорожки» (рисование поролоновыми тампонами).

Физкультурное занятие 4

Программное содержание:

  • обеспечить возможность совместной двигательной деятельности детей и родителей путём телесного контакта для их эмоционального сближения;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о величине предметов;
  • развивать мелкую моторику, умение выполнять основные виды движений;
  • содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия, благоприятного эмоционального настроя от совместных игр.

Материалы к занятию: доска гимнастическая, тоннель, большая и малые пирамиды, скакалка, корзина, пластилин, заготовки для лепки (картон с нарисованной верёвочкой).

Ход занятия:

1. Приветствия “Дай ладошечку…” (см. занятие 1).

2. Основные виды движений:

— “пройди по дорожке”,

— “ползание по тоннелю”.

3. Игровые упражнения с большой пирамидой (дети снимают кольца и бросают в корзину, затем нанизывают кольца на верёвку).

4. Физические упражнения с использованием верёвки с кольцами:

— “достань колечки”;

— “перешагни через колечки”;

— “проползи под колечками”.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики с маленькими пирамидками (дети разбирают пирамидку, выкладывают дорожку из колец, собирают пирамидку).

6. Продуктивная деятельность “Колечки на верёвочке” (лепка).

Физкультурное занятие 5

Программное содержание:

  • формировать первичные элементы организованной деятельности;

Материалы к занятию: кубики, спортивное оборудование, осенние листочки, гуашь, листы бумаги, тампоны из поролона.

Ход занятия:

(см. занятие 1).

2. Воспитатель обращает внимание на то, что у него в руках кубики (большой и маленький). Постройка из кубиков башни и дорожки (проводится на ковре индивидуально).

3. Общеразвивающие упражнения с кубиками:

— “Кубик вверх и- вниз;

— “кубик спрячь – покажи”;

— “кубики подружились – поссорились”;

— “кубики стучат громко – тихо”;

4. Основные виды движений:

— ходьба по гимнастической доске,

— ходьба вверх и вниз по мостику;

— перешагивание через кубики.

5. Игра малой подвижности “Передай кубик” (дети с мамами стоят в кругу и передают кубик друг другу).

6. Постройка дома из мягких модулей. Подвижная игра “Солнышко и дождик” (по сигналу “Дождик” дети убегают в “домик”).

7. Дыхательная гимнастика “Подуй на листочек”

8. Музыкальное упражнение “Как у наших у ребят…” (см. занятие 4).

9. Продуктивная деятельность “Лесенка” (рисование поролоновыми тампонами).

Физкультурное занятие 6

Программное содержание:

  • установить доброжелательный, доверительный контакт между детьми и взрослыми;
  • обучать простым движениям, развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;
  • развивать мелкую моторику; ;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о величине предметов.

Материалы к занятию: круги, вырезанные из картона (большие и маленькие), массажные дорожки и коврики, шары большие и маленькие, газовая накидка, обручи, тесто.

Ход занятия:

1. Приветствие “Дай ладошечку…” (см. занятие 1).

2. Сенсорное развитие. Выкладывание дорожки из больших кругов (коллективно) и из маленьких (индивидуально).

3. Ходьба по массажным дорожкам.

4. Игровые упражнения с шариками и газовой накидкой (взрослые и дети поддерживают ткань, в которой находятся шары, за края):

— мячи вверх, вниз;

— мячи спрятали, открыли;

— перекатывание мячей в накидке.

5. Уражнение на развитие мелкой моторики “Покатай шарик между ладонями”.

6. Музыкальное упражнение “Как у наших у ребят…” (см. занятие 4).

7. Упражнение на развитие слухового восприятия “Постучи шариками тихо, громко”.

8. Подвижная игра “Спрячься в домик” (с обручами). Взрослый в маске кота сидит на стульчике. Дети – птички “летают” по залу. Кот “просыпается” и догоняет “птичек”. Дети убегают в домики — обручи.

9. Продуктивная деятельность “Шарики на дорожке” (лепка из теста).

Физкультурное занятие 7

Программное содержание:

  • обучать родителей оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком на примере игровых упражнений;
  • формировать первичные элементы организованной деятельности;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о цвете предметов;

Материалы к занятию: игрушки – птица, кошка; предметные картинки, фасоль, баночки, обручи, пластилин, заготовки тарелочек из картона для лепки, сюжетная картинка с изображением птиц.

Ход занятия:

1. Приветствие « Дай ладошечку, моя крошечка…» (см. занятие 1).

2. Игровое упражнение «Птичка прилетела» (знакомство с птичкой). Рассматривание птички на картинке. Дети показывают, где у птички глазки, клюв, крылья, хвост и т. д.

3. Комплекс физических упражнений «Птички»

— «птички разговаривают»;

— «птички крыльями машут»;

— «птички летают»;

— «птички чистят пёрышки»;

— «птички клюют зёрнышки»;

— «птички пьют водичку».

4. Упражнение на развитие внимания «Найди и принеси картинку с птичкой». На ковре разложены различные предметные картинки. Детям необходимо найти только картинки с изображением птиц.

5. Игра малой подвижности «Накормим птичек» на развитие мелкой моторики (с фасолью).

6. Подвижная игра «Спрячемся от кошки» (дети убегают от «кошки» к «маме-птице» под крыло).

7. Продуктивная деятельность «Зёрнышки для птичек» (лепка из пластилина). Дети отрывают маленькие кусочки пластилина и прижимают их пальцем к картону.

8. Игровое упражнение «Птички клюют зёрнышки» (обогащение впечатлениями) с использованием заводных игрушек.

Физкультурное занятие 8

Программное содержание:

  • обеспечить возможность совместной двигательной деятельности детей и родителей;
  • упражнять в катании мяча, бросании мяча вниз двумя руками; выполнять элементарные массажные действия с мячом;
  • развивать внимание, чувство ритма, умение соотносить свои движения со словами текста, память, мелкую моторику;
  • развивать умение узнавать облегчённые слова и подражать им;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о цвете предметов.

Материалы к занятию: игрушка-птица, салфетки бумажные, мячи, мягкие модули, массажные мячи, цветные круги и цветной картон (4 основные цвета), гуашь, листы бумаги, поролоновые тампоны.

Ход занятия:

1. Приветствие «Дай ладошечку…»

2. Музыкальное упражнение «Ой, летели птички…» (см. занятие 7).

3. Упражнение на развитие мелкой моторики «Покормим птичку» (дети рвут бумажную салфетку, сминают её, скатывают в шар).

4. Физические упражнения с мячами:

— «покажи свой мяч»;

— «подними мяч вверх – опусти вниз»;

— «дай мяч маме»;

— «отдохни на мячике».

5. Основные виды движений:

— «прокати мяч в ворота»,

— «прокати мяч по горке»,

— «догони свой мяч».

6. Упражнения на расслабление с массажными мячами (мама массирует круговыми движениями разные части тела ребёнка).

7. Сенсорное развитие «Разложи мячи по цвету».

8. Продуктивная деятельность «Мячики катятся по дорожке» (рисование гуашью поролоновыми тампонами).

9. Игра – развлечение «Мыльные пузыри». Взрослые выдувают мыльные пузыри, а дети стараются их поймать.

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ. Группа кратковременного пребывания ставит своей целью создание условий для обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлении в ДОУ. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможности детей раннего возраста.

В 2015-2016 учебном году в нашем детском саду мы организовали две группы детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Количество детей в группах от 10 до 12 человек. Прием новых воспитанников в ГКП организуется в сентябре и продолжается в течении всего учебного года по мере выбывания детей при получении ими путевок в основные группы. Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составляется с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе (таблица 1, таблица 2).

Таблица №1

Режим дня группы кратковременного пребывания детей №1

Содержание деятельности Дни недели
понедельник вторник среда четверг пятница
Прием детей, свободные игры, взаимодействие с семьей 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30
Игровая деятельность,

Самостоятельная деятельность

08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00
НОД (по подгруппам) 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10
Самостоятельная деятельность детей, игры 09.30-10.00 09.30-10.00 09.30-10.00 09.10-10.00 09.10-10.00
Индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность с детьми, игры, развлечения 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45
Уход детей домой 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00

Наш коллектив, осуществляя работу в ГКП, берет за основу программу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», использует методики и технологии Т.Г. Казаковой, Л.Н., Павловой и Э.Г. Пилюгиной, А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми с 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Таблица №2

План воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания детей

Направления (образовательная область) Виды детской деятельности

(непосредственно образовательная деятельность)

Количество

занятий в неделю

1. Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром 1
2. Речевое развитие Развитие речи 1
Чтение художественной литературы 1
3. Физическое развитие Физическая культура 1
4. Художественно – эстетическое развитие Лепка/рисование 0.5 / 0.5
5. Социально-коммуникативное развитие - Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Интегрируется со всеми образовательными областями
Продолжительность занятий 10 минут

Так как в ГКП время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу на 3 часа (с 08:00 до 11:00 и с 12:00 до 15:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется в первые попав в совершенно новую обстановку где нет мамы, где много совершенного незнакомых детей, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. В возрасте 1,5 – 3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Мы стараемся в это время осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время занятий, мама вернется и обязательно заберёт его домой. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов у детей, мы рекомендуем первое время посещать группу совместно с одним из родителей до полной адаптации ребенка к образовательному учреждению.

Работа с детьми раннего возраста осуществляется в игровой форме. Игры и упражнения в период адаптации, составляющие основу занятий, способствуют: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию игровых навыков.

Чтобы малыши быстрее адаптировались, мы используем разнообразные сюрпризные моменты, сюжетные игры, игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами. А также объединяют детей, задают детям положительный настрой. В начале занятия мы предлагаем такие игры, как «Передай куклу», «Клубочек», «Передай улыбку», «Назови имя», «Вместе с мишкой» и другие, а так же упражнения, требующие согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер в общении со взрослыми и сверстниками. Заканчиваются занятия спокойными малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию.

Родители так же должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянием на ребенка, его продолжительности (от 1,5 до 3 месяцев), о возможных нарушениях: настроения, сна, аппетита, иммунитета, поведения. При записи малыша в учреждение родители получают четную информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, что бы этот период для ребенка прошел как можно легче. Мы просим родителей обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома, умеет ли играть с игрушками, контактировать с другими детьми, с незнакомыми взрослыми, только в этом случае с ним будет легко и родителями и воспитателю. Правильно вытроенное взаимодействие с семьей призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Для психолога – педагогического просвещения родителей мы разработали план работы с родителями в ГКП (таблица № 3).

Таблица №3

План работы с родителями в группах кратковременного пребывания детей

Направление работы Содержание основной деятельности срок ответственный
Консультация «Ступени адаптации»

«Игры в период адаптации»

октябрь Педагог-психолог

воспитатель

«Одежда детей в осенний период» ноябрь воспитатель
«Двигательная активность детей» декабрь воспитатель
«Особенности развития речи ребенка» январь Учитель - логопед
«Детские капризы» февраль Педагог-психолог
«Методы закаливания» март Старшая медсестра
«Организация летнего отдыха малыша» май Зам.зав. по УВР
Родительское собрание «Организация работы в группе кратковременного пребывания» сентябрь Заведующий
Индивидуальные консультации По запросам родителей В течение года Заведующий

Зам. зав. по УВР

Специалисты

Как показывает практика дети ГКП легче адаптируются к образовательному учреждению, не испытывают проблем во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, у них реже наблюдаются трудности в игровой и познавательной деятельности. Таким образом, мы считаем нашу работу эффективной.

Список литературы.

  1. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3лет. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
  2. Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа/авт.- сост. О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 172 с.
  4. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК). - 72 с.