Уход за кожей ребенка. Кожа ребенка отличается от кожи взрослого человека нежностью, тонкостью и легкой ранимостью, поэтому уход за кожей является необходимым условием для профилактики различных заболеваний, в том числе и кожных.

Установлено, что кожа обладает бактерицидной способ­ностью, которая у детей младшего школьного возраста выражена достаточно сильно. Чистая кожа вырабатывает особое вещество - лизоцим, которое убивает микроорганизмы. Бактерицидные свойства кожи особенно заметно проявляются в осенне-весеннее время и меньше - в зимнее. На эти свойства кожи оказывает влияние состояние здоровья ребенка: чем лучше он развит физически, тем сильнее бактерицидное действие его кожи.

На чистой коже уже через 10 мин погибает до 85% попадающих на нее болезнетворных микроорганизмов, ана грязной всего около 5%.

Заболевания кожи возникают не только врезультате повреждения кожных покровов механическими, химическими или лучевыми воздействиями, но и из-за несоблюдения элементарных гигиенических правил ухода за ней. С раннего детства следует приучать детей к различным гигиеническим навыкам (утреннее умывание, мытье рук в течение дня по мере загрязнения, регулярное принятие гигиенических ванн). Возникновение заболеваний кожи у детей младшего школьного возраста может вызывать антисанитарное состояние классов, школы, жилья, общественных мест, пользование общим полотенцем, одними постельными принадлежностями, общей мочалкой.

Профилактика кожных болезней заключается в соблюде­нии элементарных санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых как в школе, так и по месту жительства детей. Необходимо тщательно следить за санитарным состоянием школьных и жилых помещений, бороться с пылью, грязью, обращать внимание на то, чтобы школьная мебель и оборудование были гладкими и не повреждали кожу ребенка. Учителям постоянно следует проводить беседы с родителями на санитарно-гигиенические темы. Важно обращать их внимание на правила ухода за кожей ребенка, на необходимость частого подрезания ногтей. Особо следует подчеркивать, что при малейшем подозрении на заразное кожное заболевание ребенка следует немедленно показать врачу-специалисту.

Наиболее распространенные заболевания кожи детей. Бо­лезни кожи бывают гнойничкового и грибкового происхождения.

Гнойничковые болезни кожи, или пиодермиты, вызываются стрептококками и стафилококками. Стрептококки вызыва­ют обычно поверхностные поражения, а стафилококки - бо­лее глубокие поражения кожи лица и тела. Все гнойничковые поражения кожи заразны и могут передаваться от больного к здоровому.

Примером стрептококкового заболевания может служить встречающаяся у детей и взрослых заеда в уголках рта, где появляются пузырьки, которые затем лопаются и образуют болезненные трещины, заживающие с трудом.



В качестве примера стафилококкового заболевания можно назвать фурункул. Стафилококк, попадая в волосяной мешочек, вызывает его воспаление. Проникая глубже, он поражает сальную железу и окружающие ее ткани. По мере созревания фурункула боль усиливается, у больного повышается температура. Из-за скопления гноя становится видной «головка» фурункула. На месте прорвавшегося фурункула после заживления остается рубец.

Стригущий лишай - наиболее распространенное грибковое заболевание у детей. На коже заболевшего через 5-7 суток после заражения появляется небольшое круглое пятно розового оттенка с ярко-красным припухлым ободком по краям и беловатыми чешуйками в центре. Если заражение произошло от больного человека, то на коже ребенка появляется 1-3 пятна, а если от животных, то его кожа покрывается множеством мелких пятен. Грибки могут поражать любой участок тела, в том числе покрытую волосами часть головы, ногти. Пораженные грибком волосы теряют блеск, становятся тусклыми, легко обламываются. Места, пораженные стригущим лишаем, кажутся выстриженными (отсюда и название «стригущий лишай»). При расчесывании пораженной стригущим лишаем кожи, грибки проникают в ногтевые пластинки. Ногти изменяют цвет, становятся мягкими, легко крошатся

и не растут.

К грибковым заболеваниям относится также парша. Зара­жение грибком происходит как от больного человека, так и от животных (мышей, крыс, собак, кошек и др.). В отличие от стригущего лишая парша оставляет стойкое облысение и рубцы.

Профилактика грибковых заболеваний сводится к тому, что детям запрещается пользование общим бельем, общей одеждой и обувью, чужими расческами. Не следует разрешать" детям игры с бездомными собаками и кошками. При появле­нии первых признаков кожных заболеваний нужно немедлен­но обращаться к врачу.

К очень распространенным кожным заболеваниям относится чесотка. Возбудителем этой болезни является животное - микроскопический чесоточный клещ. Проникая в кожу, чесоточный клещ просверливает ходы. На пути его продвижения кожа покрывается зудящими пузырьками, наполненными прозрачной жидкостью. Такие высыпания возникают на участках тела с нежной кожей (между пальцами, в локтевых и подколенных сгибах, на груди). Сыпь сопровождает­ся мучительным зудом, усиливающимся в ночное время. В расчесы могут проникать стрептококки и "стафилококки. Заражение чесоткой от больного человека может произойти при рукопожатии, пользовании общими книгами, тетрадя­ми, одним полотенцем и т. д.

Чтобы были организованы условия для правильного роста, развития и поддержания здоровья ребенка, нужно соблюдать некоторые правила. Гигиена детей дошкольного возраста очень важна, и это касается также школьников.

Гигиена детей дошкольного возраста

Здоровый сон, полноценное питание, купание, отсутствие детских вредных привычек (например, берет пальцы в рот, трет глаза) и многое другое, что касается гигиены, очень важно.

Режим дня

Режим лучше настроить так, чтобы он не давал сбоев. Имеется в виду то, что ежедневно нужно придерживаться одной и той же последовательности действий. Это касается не в целом жизни малыша, а основных ее компонентов, без которых не обойтись.

Первое и главное, с чего все начинается, - это питание по определенным часам. Когда график кормления выстраивается, малыша учат мыть руки. Нельзя забывать про соблюдение этого правила, потому что в дальнейшем режим будет основываться на привычке соответствовать привычному ладу.

Что касается гигиены, то дневной сон должен сопровождаться предварительным походом «на горшок». После туалета, соответственно, всегда моют руки. Касается это не только взрослых, но и детей, даже если они не прикасались к горшку или нижней одежде.

Вечером дети умываются. После кормления они играют, затем отправляются в ванную и чистят зубы. Не забывайте, что вытираться полотенцем необходимо после каждого контакта с водой.

Важно! Часто дети облизывают пальцы, дотрагиваются ими до носа, трут глаза. Нужно постоянно объяснять, что этого делать нельзя, а также озвучивать причину – можно заболеть.

Как правило, дети дошкольного возраста ложатся спать в 21:00-22:00, а просыпаются в 07:00-08:00. Дневной сон длится 2-3 часа с 13:00 до 15:00. Если речь идет о годовалых детях и новорожденных, режим сна и питания другой.

Умывание

Умываться нужно правильно – тщательно мылить ручки, а затем круговыми движениями массировать кожу лица, верха шеи. Покажите, как сделать так, чтобы вода не текла по телу, а капала в раковину.

Правила гигиены по уходу за кожей детей простые:

    Перед умыванием обязательно нужно помыть руки, а затем смыть водой мыло. Это позволит избежать ситуацию, когда грязь, которая была на руках, попадает на лицо и слизистые оболочки.

    Мыть руки нужно не меньше минуты, а затем только умываться.

    Перед умыванием нужно повторно намылить руки или нанести специальное средство.

    Действия при умывании простые – подушечками пальцев нужно водить по кругу во внешнюю сторону. Если у малыша не получается, помогите им понять направление движений, подталкивая его пальчики.

    После умывания малыш тщательно смывает пену водой.

Следующий шаг – чистка зубов.

Гигиена полости рта у дошкольников

Чистить зубы нужно утром и вечером – дважды в день. Делают это после последнего приема пищи и перед первым. Если малыш захотел поесть после того, как процедура была завершена, ему нужно прополоскать рот водой, а только потом идти спать.

Учить держать зубную щетку малыша несложно – дети обычно быстро понимают суть движений, если взрослые помогают в первые дни. Для этого нужно дать ребенку щетку, а затем своей рукой показать, как малыш должен действовать.

Правила гигиены для детей простые и незамысловатые. Не нужно просить ребенка пользоваться ополаскивателями или другими дополнительными средствами – детской зубной пасты вполне достаточно для ухода за полостью рта.

Пользование носовым платком

Дети не любят, когда родители вытирают им нос платком или салфеткой при насморке. Это не удивительно, ведь малыш не контролирует дыхание, поэтому ощущает дискомфорт. Применение силы взрослым тоже не доставляет приятных ощущений. При первых проявлениях сопротивления со стороны ребенка можно начать учить его самостоятельно пользоваться платком.

Первый способ – найти интересный стишок, который поможет подбадривать малыша. Ребенок запомнит последовательность слов и будет воспринимать процедуру, как нечто позитивное.

Обращайте внимание на положительные внешние качества ребенка. Если он сопротивляется, расскажите ему, что с чистым и красивым носом он гораздо лучше. Следите за реакцией и подбирайте подход, но не забудьте похвалить за успех.

Такие основы гигиены детей, как использование платка, должны пополняться дополнительными знаниями. Расскажите, что платок нужно стирать, поэтому в случае его загрязнения нужно позвать взрослых. Платок разворачивается, сворачивается, используется в двойную – этому нужно научить малыша, показать все «фокусы», которые помогут не просто усвоить урок, но и развиваться.

Купание

Купать малышей нужно ежедневно. Делают это вечером, между предпоследним и последним приемами пищи. Купают в проточной воде, в которую добавляют детскую пенку. Шампунь для волос лучше использовать специальный.

Чтобы ребенок знал основы гигиены детей дошкольного возраста, нужно постоянно о них напоминать. Если мочалка для малыша будет выполнена в ярком оформлении, оснащена резиновой игрушкой, ребенок охотней начнет ей пользоваться.

Научить малыша купаться самому можно уже в 3 года, но контроль со стороны родителей должен сохраняться до 7 лет.

Гигиена волос и ногтей

Правила личной гигиены детей дошкольного возраста, касающиеся волос и ногтей:

    Срезать отросшие ногти нужно раз в неделю. Иначе под ними накапливается грязь, которая может попасть в рот, нос или глаза, вызвав развитие заболеваний.

    Нельзя сильно активно пытаться срезать свободный край ногтей – можно повредить ногтевую пластину или сделать больно малышу.

    Волосы ребенка можно мыть детским шампунем – он значительно мягче по составу.

    Во время мытья волос тщательно распределяйте пену и несколько минут массируйте кожу голову.

    Смывайте пену хорошо, под проточной водой в течение нескольких минут.

Соблюдая основные правила ухода за малышом дошкольного возраста можно научить его соблюдать гигиену и поддерживать здоровье.


Гигиена детей школьного возраста

Чтобы правила личной гигиены для детей школьного возраста безукоризненно соблюдались, их нужно ввести в привычку.

Режим дня

Какими бы ни были сложными занятия, ложиться спать ребенку нужно в положенное время. Заставлять решать уроки допоздна не рекомендуется – это нарушает режим и сбивает с привычного ритма. Проблему нехватки времени придется решать другим путем.

По традиции ребенок перед сном кушает, затем идет в туалет, умывается, чистит зубы и ложится спать. Ничего страшного не произойдет, если малыш после ухода за собой еще некоторое время будет активным – посмотрит мультфильмы, почитает книгу, поиграет.

Просыпаться лучше раньше, чем позже. Утром ребенок будет ощущать себя бодрее, а значит, обучение в школе даст лучшие плоды.

Умывание и уход за кожей лица

Ухаживать за кожей лица нужно по возрасту. Правила личной гигиены школьника остаются такими же, как и раньше, только теперь ребенок должен анализировать состояние своей кожи, наносить на ссадины, синяки или раны специальные крема.

Детский срем используется перед выходом на улицу, если погода холодная. При слишком низкой температуре (ей можно счесть даже -1) защита кожи нужна обязательно.

Для школьников подросткового возраста могут пригодиться средства для борьбы с угрями – тоники, гели для умывания, крема. Их используют после умывания в соответствии с рекомендациями дерматолога.

После каждого умывания важно пользоваться чистым полотенцем, вытирать руки и стараться не прикасаться к лицу, глазам, губам, носу.

Уход за волосами и ногтями

До 13 лет ребенку достаточно мыть волосы детским шампунем – его состав максимально адаптирован под детскую структуру. С 14 лет можно переходить на взрослый шампунь. Если у девочки длинные волосы, которые стали быстро загрязняться, если наблюдается жирность или сухость, можно обратиться к трихологу или протестировать применение шампуня для взрослых.

Выкручивать детские волосы от воды нельзя. Их аккуратно заворачивают в полотенце, чтобы не повредить структуру. Мыть можно реже, чем купаться – процедур очистки головы хватит до четырех в неделю, но и ежедневный режим не исключен.

До 13 лет ногти срезают оптимально близко к коже, но и переусердствовать нельзя. С возраста 14 лет вполне допустимо оставлять свободный край чуть удлиненным. Пользоваться лаками все еще не рекомендуется, но теперь основная цель – не допускать накапливания грязи.

Если ногти вымазались, очистить можно с помощью тщательного мытья рук с применением специально отведенной щеточки.

Гигиена полости рта

О том, как правильно чистить зубы, почему это важно и какая периодичность считается лучшей, рассказывает врач стоматолог в специальном кабинете. Большинство школ направляют учеников на консультации.

Правила личной гигиены для детей школьного возраста простые – ребенок утром и вечером чистит зубы в течение двух минут. Можно посоветовать ориентироваться по количеству движений – с помощью подсчета время пройдет быстрее и будет лучше контролироваться.

Ополаскивателями и дополнительными средствами пользоваться не рекомендуется раньше 16 лет – их использование актуально при возникновении определенных проблем.

После того, как в школьника начнут меняться зубы, нужно тщательно следить за их состоянием, чтобы вовремя направить к врачу. Самостоятельно проводить мероприятия без участия специалиста крайне не рекомендуется.

Если во рту появилась рана, полость поласкают антисептическим раствором, пригодным для соответствующего применения.


Интимная гигиена

Мальчикам как можно раньше важно объяснять, что следить за состоянием чистоты половых органов очень важно – между складочками кожи накапливается грязь или влага, которые влекут появление инфекций.

Когда стоит начать проводить информационную работу? В период, когда вы самостоятельно купаете ребенка – в 5-6 лет.

Девочкам тоже лучше рассказать все заранее. Объясните детям, как они должны посещать туалет в школе, как относиться к сидениям, чистоте санузла. Они должны быть полностью готовыми к полноценному использованию туалетной бумаги.

Лучше с детства объяснить и девочке, и мальчику, что правила гигиены для школьников предусматривают соблюдение условий, когда половые органы остаются в сухости.

Если ребенок по какой-то причине не будет сегодня принимать душ, он должен подмыться.

Итог

Детская гигиена – очень важный элемент воспитания. От того, насколько быстро и точно вы научите малыша поддерживать свое тело в чистоте, настолько крепко он впитает полученную информацию и будет применять ее в жизни.

Обращайте внимание на то, как ребенок чистит зубы, не забывает ли он делать это по утрам и вечерам. Делайте замечания, если касается руками глаз и губ. Отвечайте на все вопросы, не игнорируйте просьбы, и в таком случае здоровье и гигиена ребенка останутся на высоком уровне.

Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: она выступает в роли органа чувств (рецепторная функция), защищает внутренние органы от воздействий внешней среды (защитная функция), путем расширения или сужения сосудов и выделения пота регулирует теплоотдачу (терморегулирующая функция), участвует в газообмене (дыхательная функция), в обмене веществ и т. д.

Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. У маленьких детей недостаточно развиты теплорегулирующая и выделительная функции кожи, сравнительно легко возникают аллергические кожные реакции. Потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ через кожу у детей в раннем возрасте в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья.

У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребенку лечебных или косметических мазей и кремов, строго соблюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо большую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи используют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе. Если собранная в складку кожа быстро расправляется - эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблюдаться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощущается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шести месяцев его можно купать через день, после года - два раза в неделю, а после трех лет - один раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и обмывать ноги.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцовокислого калия. Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37°С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22°С, затем 20°С. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже температуры воды в ванной.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. После акта дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температура 36-37°С), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое, сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи. Для предупреждения образования опрелостей в тех местах, куда попадает срыгиваемая пища, следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен ежедневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначительной сыпи. В каждом таком случае малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.

Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: она выступает в роли органа чувств (рецепторная функция), защищает внутренние органы от воздействий внешней среды (защитная функция), путем расширения или сужения сосудов и выделения пота регулирует теплоотдачу (терморегулирующая функция), участвует в газообмене (дыхательная функция), в обмене веществ и т.д.

Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. У маленьких детей недостаточно развиты теплорегулирующая и выделительная функции кожи, сравнительно легко возникают аллергические кожные реакции. Потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ через кожу у детей в раннем возрасте в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья. У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребенку лечебных или косметических мазей и кремов, строго соблюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо большую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции. Однако кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого; заживление ран у детей идет значительно быстрее. Важной функцией кожи является образование в ней витамина D.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи используют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе. Если собранная в складку кожа быстро расправляется – эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблюдаться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощущается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов.

Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шести месяцев его можно купать через день, после года – два раза в неделю, а после трех лет – один раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и обмывать ноги.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцевокислого калия. Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37 °С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22 °С, затем 20 °С. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2 °С ниже температуры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки смазывают жиром. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, протертыми спиртом. Нос при необходимости прочищают ватными жгутиками, смоченными растительным или вазелиновым маслом. После купания ванночку следует тщательно промыть и просушить. Стирать в ванночке белье запрещается.

По утрам в первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его обмывают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают особым тампоном. С пяти-шести месяцев ребенка можно умывать без помощи тампонов, водой комнатной температуры.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. После акта дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температура 36-37 °С), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое, сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи.

Для предупреждения образования опрелостей в тех местах, куда попадает срыгиваемая пища, следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Со второго года жизни детям начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после посещения туалета и т.д.), причесываться. Ребенку коротко стригут ногти, следят за их чистотой.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен ежедневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначительной сыпи. В каждом таком случае малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается правильный уход за кожей, ногтями, волосами?

2. Какие мероприятия необходимы для профилактики опрелостей и потницы у детей грудного и раннего возраста?

План

1. Значение кожи для жизнедеятельности организма

2. Строение кожи

3. Особенности детской кожи

4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

5. Уход за кожей детей

Используемая литература


1. Значение кожи для жизнедеятельности организма

Кожа человека имеет сложное строение и выполняет целый ряд важных функций. Она покрывает всю поверхность тела и надежно защищает его от негативного воздействия внешних факторов. Благодаря особенностям строения эпидермиса, он препятствует проникновению в организм болезнетворных бактерий, вредных химических соединений, воды и различных загрязнений. Кроме того, кожа предохраняет внутренние органы от механических травм, температурных и иных физических воздействий. Особый кожный пигмент меланин нейтрализует вредное воздействие ультрафиолетовых лучей, благодаря чему кожа приобретает красивый оттенок загара.

Важную роль кожные покровы играют в обменных процессах. Посредством потоотделения из организма удаляются излишки воды и продукты распада, в том числе мочевина, наличие которой придает поту человека неприятный запах. С помощью потовых желез выводятся различные токсины, проникшие в организм с пищей или через дыхательные пути. Благодаря резорбции кожа способна поглощать из окружающей среды полезные вещества, например, лекарства и косметические средства, что используется в медицинской и косметологической практике. Клетки кожи осуществляют и дыхательную функцию, забирая из воздуха кислород и выделяя углекислый газ и водные пары.

Большое значение в поддержании постоянства внутренней среды организма или гомеостаза имеет терморегуляция. Она производится посредством расширения и сужения кровеносных сосудов, изменения интенсивности потоотделения в зависимости от температуры внешней среды. Ее повышение стимулирует расслабление мышечных волокон, в результате которого кровеносные сосуды расширяются, активизируется потоотделение, то есть увеличивается теплоотдача. Понижение температуры провоцирует обратный эффект. Терморегулирующая функция кожи находится под контролем центральной нервной системы.

Благодаря наличию в кожных покровах огромного количества нервных рецепторов человек способен ощущать различные виды внешних воздействий - боль, тепло и холод, давление. Восприняв раздражение они передают информацию в центральную нервную систему, где она обрабатывается и формируется ответная реакция. Механорецепторы отвечают за тактильную чувствительность, терморецепторы - за температурную. Они позволяют ощутить разницу температур, составляющую не более 0,5°С. Болевые рецепторы воспринимают любой вид химического или физического воздействия, сила которого превышает болевой порог.

Наличие в коже нескольких видов лейкоцитов позволяет ей активно участвовать в процессах формирования и осуществления иммунного ответа. Большое количество функций определяет важную роль кожных покровов в жизнедеятельности организма. Травмы и заболевания способны нарушить правильный ритм ее работы, в результате чего возникают патологии, связанные с потерей чувствительности и защитных свойств. Такое состояние кожи затрудняет нормальное функционирование всего организма и нуждается в специальной коррекции и лечении.

2. Строение кожи

Кожа представляет собой сплошной защитный покров, отграничивающий внутреннюю среду организма от воздействия внешней среды. Площадь кожи у ребенка, приходящаяся на 1кг массы, больше, чем у взрослого. Толщина кожи определяется полом и возрастом и составляет от 0,5 до 4 мм. У ребенка кожный покров нежнее и тоньше, чем у взрослого. Наиболее тонкая кожа располагается на веках, более толстая – на подошвах.

Кожа - наружный покров организма. Учитывая происхождение, строение и выполняемые функции, в коже различают три слоя: наружный- эпидермис, средний- собственно кожа, или дерма, и внутренний - подкожная жировая клетчатка (рис. 13.17).

Эпидермис у детей имеет свои особенности. Он состоит из 5 слоев. Базальный слой у выражен хорошо. Чем меньше ребенок, тем менее выражен зернистый слой эпидермиса, поэтому кожа у детей прозрачная, через нее видны капилляры. Сверху кожи располагается роговой слой эпидермиса. У детей эпидермис слабо прикрепляется к дерме, граница между ними неровная. Благодаря этим особенностям в месте прикрепления эпидермиса образуются пузыри, что часто наблюдается при инфекциях кожи.

Эпидермис развивается из наружного зародышевого листка - эктодермы - и представлен многослойным плоским эпителием. На разных участках тела его толщина варьирует от 0,07 (веки) до 2,5 мм (ладони, подошвы). Поверхностные клетки эпителия ороговевают, отмирают, заполняются воздухом и, постепенно слущиваясь (чешуйки, перхоть), заменяются новыми.

Под слоем ороговевших клеток расположен более глубокий ростковый слой. Он состоит из цилиндрических по форме постоянно делящихся живых клеток с большими ядрами. Образующиеся новые клетки постепенно отодвигаются к поверхности и восполняют отмирающие верхние слои эпидермиса. В эпидермисе расположены чувствительные нервные окончания, а также пигментные клетки, содержащие пигмент меланин, определяющий цвет кожи. Одна из функций пигментных клеток - защита тела человека от чрезмерного воздействия ультрафиолетовых лучей. Производными рогового слоя эпидермиса являются ногти и волосы, рост которых происходит всю жизнь.


Рис. 13.17. Строение кожи человека: а - надкожица (эпидермис); б - собственно кожа (дерма); в - подкожная жировая клетчатка; 1 -роговой слой эпидермиса; 2 -слой живых клеток эпидермиса; 3 - рецепторы кожи; 4 - сальные железы; 5 - потовые железы; б - корень волоса; 7 - кровеносный сосуд; 8 - нерв.

Собственно кожа (дерма) развивается из мезодермы. Ее основу составляет рыхлая соединительная ткань. Присутствующие в ней эластические волокна придают коже прочность, упругость и эластичность. Благодаря этим свойствам кожа легко растягивается и смещается. Толщина дермы от 0,5 до 5 мм. В ней выделяют два слоя: сосочковый и сетчатый.

Сосочковый слой имеет многочисленные выступы (сосочки) в эпидермис, богат кровеносными и лимфатическими сосудами, нервными сплетениями и окончаниями нервных волокон. В нем размещены тактильные, болевые, холодовые и тепловые рецепторы.

В сетчатом слое, расположенном под сосочковый, имеется много потовых, сальных желез, а также волосяных сумок.

Потовая железа состоит из плотно свернутой железистой трубочки - тела - и прямого выводного протока, открывающегося на поверхности кожи. Выделяемый пот содержит воду, аммиак, мочевину, минеральные соли и др. Пот, испаряясь с поверхности кожи, охлаждает ее. Объем выделяемого пота зависит от температуры окружающей среды, интенсивности мышечной деятельности, количества потребленной жидкости и может варьировать от 0,5 до 2-3 л в сутки.

В полости волосяной сумки размещаются волосяная луковица и корень волоса, который переходит в стержень, свободно выступающий над поверхностью кожи. Волосяную луковицу оплетают окончания нервных волокон и кровеносные сосуды, снабжающие ее питательными веществами. К волосяной сумке прикреплены лентовидные мышцы, приподнимающие волос.

Сальные железы имеют гроздевидное строение и располагаются около волосяных сумок, в полость которых открываются своими протоками. Выделяемый ими жировой секрет (сало) смазывает волосы и смягчает кожу

Подкожная жировая клетчатка (гиподерма) находится под дермой. Она образована рыхлой соединительной тканью, в которой располагаются дольки жировой ткани. Жировая клетчатка выполняет термоизоляционную роль, предохраняя организм человека от переохлаждения, а также смягчает ушибы. Жировой слой служит резервным питательным материалом, его толщина различна и зависит от особенностей питания, обмена веществ и образа жизни человека.

Функции кожи. Кожа выполняет следующие важнейшие функции: 1) будучи прочной и упругой, она защищает и предохраняет ткани и органы от механических повреждений, вызываемых давлением, трением или ударами; 2) предохраняет организм от излишней потери воды, защищает от воздействия ультрафиолетовых лучей, проникновения болезнетворных бактерий и вредных веществ;

3) участвует в терморегуляции организма путем изменения диаметра кровеносных сосудов, а также благодаря наличию жирового слоя, снижающего теплоотдачу; усиливает теплоотдачу путем потовыделения;

4) является своеобразным депо крови: в подкожной сети кровеносных сосудов может временно скапливаться до 20% общей массы крови;

5) обеспечивает выделение из организма вместе с потом мочевины и минеральных солей;

6) выполняет дыхательную функцию - через поверхность чистой кожи осуществляется до 1% газообмена;

7) является органом тактильной, болевой и температурной чувствительности; 8) играет роль органа приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды (закаливание).

3. Особенности детской кожи

Особенностями анатомического и гистологического строения детской кожи объясняется своеобразие ее физиологической деятельности.

Защитная функция кожи у детей особенно несовершенна. Вследствие нежности и рыхлости эпидермиса, морфологической неполноценности эластических и коллагеновых волокон кожа ребенка легко подвергается механическим, радиационным, термическим и химическим раздражениям. Имеющийся на поверхности кожи биологически активный слой в виде водно-жировой эмульсионной пленки предохраняет ее от высыхания, перегрева и резких колебаний температуры, тормозит абсорбцию чужеродных веществ, препятствует проникновению в организм чужеродной инфекции. Водно-липидная мантия, содержащая низкомолекулярные свободные жирные кислоты, оказывает угнетающее влияние на рост патогенной флоры и, таким образом, является как бы <собственным стерилизатором>. Кислотность и буферные свойства кожи у детей изменены. Вместо слабокислой реакции (рН от 4,2 до 5,6), являющейся бактерицидной для патогенной флоры, у детей рН кожи варьирует от 6,12 до 6,72, и эта нейтральная или слабощелочная среда способствует выживаемости патогенной микробной флоры. Большое значение в защите от повреждающего действия ультрафиолетового облучения имеет меланиновый пигмент эпидермиса, избирательно адсорбирующий ультрафиолетовую часть спектра. У детТерморегуляция кожи у детей грудного и ясельного возраста весьма несовершенна. Процесс теплопродукции недостаточно активен, а теплоотдача за счет теплоизлучения, теплопроводности и потоотделения выражена интенсивно в связи с обильным количеством поверхностно расположенных кровеносных сосудов, находящихся в состоянии физиологической дилатации, и активной секреторной деятельности потовых желез. Рецепторные функции кожи и обусловлены многочисленными нервными окончаниями, в связи с чем, кожа представляет собой периферический анализатор, воспринимающий экзогенные и эндогенные импульсы и посылающий их в центральную нервную систему (ЦНС). Различные нервные окончания, обеспечивающие определенные виды чувствительности, расположены в эпидермисе, дерме и подкожной жировой клетчатке неравномерно.

Секреторная функция эпидермиса и дермы сложна и многообразна. Высокая регенеративная способность эпидермиса детей осуществляется благодаря ceкреции ороговевающей субстанции. Процесс кератинизации начинается в эмбриональном периоде во время формирования зародышевого листка - эктодермы. Помимо кератина, клетки эпидермиса секретируют жироподобпое вещество - Рн, входящее в состав водно-липидной мантии (вместе с холестерином он составляет 10-20% липидов поверхностной жировой пленки). Синтез меланина происходит стадийно в меланоцитах. Незрелые пигментные клетки содержат премеланосомы, а в меланоцитах образуются из премеланосом меланосомы с выраженной тирозиназной активностью. Предшественник меланина - тирозин под воздействием фермента меланогеназы (тирозиназы) превращается в меланин. Этот процесс, зависящий от активности ней-рогормональной секреции, интенсивности солнечной радиации, состояния витаминного обмена и определенных генетических факторов, у детей недостаточно совершенен. Потовые железы детей больше продуцируют кальция и фосфора. Секреция сальных и апокриновых желез достигает своего максимума в пубертатный период.

Экскреторная функция кожи обеспечивается секрецией сальных и потовых желез, а также повышенной проницаемостью эндотелия сосудов. Помимо выделения потом органических и неорганических веществ (мочевина, аммиак, мочевая кислота, соли натрия, калия, фосфаты и сульфаты), следует подчеркнуть потерю воды, витаминов, гормонов, ферментов. Учитывая особенности экскреторной функции детской кожи (преобладание perspiratio insensibilis), необходимо уделять постоянное внимание питьевому режиму и характеру питания ребенка для восстановления необходимого гомеостаза. Особенно опасны экстраренальные потери воды и минеральных соединений у новорожденных при перегревании и чрезмерном укутывании. Вследствие обильного потообразования расширяются выводные протоки потовых желез и на коже туловища образуются мелкие ретеноидные кисты (потница).

Сальными и апокринными железами, особенно в пубертатном периоде, экскретируются продукты этерификации липидов, холестерина, нейтральные жиры, углеводороды, азотистые, сульфатные и фосфатные метаболиты. С кожным салом, так же как и с потом, выводятся многие лекарственные препараты, например бром, йод, сера, железо, салицилаты и др. Поэтому в ответ на прием внутрь этих лекарств могут возникать медикаментозные сыпи.

Дыхательная и резорбционная функция кожи. Учитывая неполное ороговение клеток эпидермиса, его нежность, рыхлость, а также большое количество сосудов дермы в состоянии физиологической дилатации, следует полагать, что у детей значительная доля газообмена совершается через кожу, облегчая дыхательную функцию несовершенного легочного аппарата.

Несмотря на неполное ороговение, рыхлость и тонкость, эпидермис обладает слабой резорбционной способностью, особенно для воды и плотных порошкообразных субстанций. Резорбция осуществляется через сальные железы и волосяные фолликулы, поэтому хорошо абсорбируются и поглощаются вещества, растворимые в жирах: йод, хлороформ, фенол, резорцин, борная и салициловая кислоты, ртуть, сера. Активность их всасывания различна и зависит от количества сальных желез и волосяных фолликулов, буферной способности кожной поверхности, состояния водно-липидной мантии, толщины рогового слоя, наличия сосудов. У детей, особенно в складках, на лице, в волосистой части головы, резорбционная активность кожи значительна и увеличивается при воспалительных заболеваниях, протекающих с образованием эрозий, мацерации.

Поэтому особенно опасно применение мазей и кремов, содержащих деготь, фенол, салициловую и борную кислоты, пирогаллол. Следует также избегать длительного применения и на обширных участках мазей, в состав которых входят гормоны, оказывающие ряд побочных влияний в виде атрофии, образования папиллом, активизации очагов хронической инфекции и угнетения функциональной активности гипофизо-надпочечниковой системы со снижением иммунной сопротивляемости кожи.

Обменная функция кожи включает и объединяет секреторную, экскреторную, резорбционную и дыхательную активность. Гистохимическими и электронно-микроскопическими исследованиями выяснено, что высокая регенеративная способность эпидермиса и дермы у детей объясняется высоким уровнем обменных процессов. Значение кожи в поддержании гомеостаза особенно велико благодаря ее депонирующей способности. Гидрофильность и лабильность осмотического состояния клеточных и волокнистых компонентов соединительной ткани дермы и подкожной жировой клетчатки способствуют при определенных условиях задержке воды и минеральных веществ. Обилие в коже ребенка внутриклеточной и внеклеточной воды, а также минеральных субстанций поддерживает интенсивность обмена и активное осуществление ферментативных процессов в эпидермисе и дерме.

В функционировании кожи значительную роль играют и процессы углеводного и белкового обмена. Полагают, исходя из последних данных энзимологии, что эти виды обмена весьма существенны в восполнении энергетических ресурсов, особенно при патологических состояниях. В осуществлении обменных процессов в коже, помимо энзимов, принимают активное участие многочисленные витамины, входящие в состав коферментов (активные группы ферментов) и интенсифицирующие окислительно-восстановительные реакции и функции тканевого дыхания.

Следует подчеркнуть недостаточность активности энзимов, участвующих в усвоении белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Этим объясняются частота дистрофических патологических процессов и возникновение воспалительных заболеваний кожи. Коррелятивное применение основных ингредиентов пищи, витаминов, рациональный водный режим и систематический гигиенический уход - мощные профилактические факторы, повышающие адаптационные возможности кожи и всего организма ребенка, предупреждающие возникновение воспалительных дерматозов.

4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

Уход за кожей ребенка 2-10 лет не требует сложных процедур. Соблюдения гигиенических правил и некоторых предосторожностей будет достаточно.

Уход за кожей в дошкольном и школьном возрасте имеет некоторые особенности. С двухлетнего возраста роговой слой кожи становится плотнее. Вследствие этого кожа ребенка делается более устойчивой и выносливой, чем кожа новорожденного. Наряду с развитием кожи, изменяются и условия жизни ребенка. Он становится более самостоятельным; ползает, ходит, бегает. Ребенок больше соприкасается с окружающей средой, и различные внешние факторы оказывают на него более активное действие, поэтому в дошкольном возрасте кожа чаще загрязняется и требует внимательного ухода.

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Больше всего у детей грязнятся руки. Руками дети хватаются за различные предметы, гладят животных: кошек, собак, роются в земле, песке, копаются в снегу, возятся в воде. Грязными руками дети дотрагиваются до лица, волос, трут глаза. Взятые грязными руками и съеденные хлеб и другие продукты могутвызвать желудочно-кишечные заболевания. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть рук перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п., которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Можно рекомендовать обязательное мытье рук утром и перед сном, перед каждой едой и после их загрязнения. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надопроизводить тщательно. Не следует мыть руки с плотно прижатыми пальцами, так как грязь при этом смывается только с ладоней и остается в межпальцевых промежутках. Эта грязь может размазываться полотенцем по лицу и рукам при вытирании. Однако от частого мытья кожа рук может высыхать и шелушиться. После мытья следует тщательно вытирать руки; при появлении шероховатости надо смазывать на ночь кожу рук глицерином «Велюр», смесью глицерина с водой (в равных частях) или глицериновым желе.

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Помимо неприятного впечатления, которое производит вид грязных ногтей, они представляют большую опасность: рассчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках лучше всего обстригать коротко. Для удаления грязи из-под ногтей нужно мыть их специальной щеточкой.

Во время игр, беготни ноги потеют, сильно загрязняются, поэтому их ежедневно следует мыть перед сном тепловатой водой с мылом. Надо приучать ребенка к мытью ног не только в летнее, но и в зимнее время. После мытья нужно тщательно вытирать кожу стоп и межпальцевые промежутки.

Ногти на ногах надо подрезать каждую неделю. Подрезывание ногтейпроизводят прямыми ножницами, не срезая углов ногтей, так как неправильно срезанные ногти могут врастать в кожу.

При уходе за кожей ребенка надо уделять также достаточное внимание полости рта и зубам. В ротовой полости находится большое количество микробов. Они могут вызывать заболевания не только слизистых, но и кожи.

К уходу за зубами надо приучать ребенка с раннего детства. Больные зубы иногда служат причиной серьезных заболеваний. При разрушении зубов пища проглатывается неразжеванной, и это нарушает работу желудочно-кишечного тракта. Во время еды остатки пищи застревают между зубами и разлагаются; при гниении пищи выделяются вещества, которые повреждают зубы. Кроме того, во рту и на зубах скопляются отторгнувшиеся клетки слизистой оболочки и слизь, а также микробы. Все эти скопления частично смываются при проглатывании слюны, однако этого совершенно недостаточно для очистки зубов и полости рта. Поэтому надо прополаскивать рот после каждого приема пищи. Зубы следует чистить утром и вечером или в крайнем случае один раз в день.

Ребенку нужно ежедневно мыть лицо по утрам тепловатой водой и тщательно обсушивать его мягким полотенцем. Обычно дети многовремени проводят на воздухе. Их нежная, тонкая кожа, особенно на губах, очень легко обветривается, раздражается и шелушится. Поэтому не следует перед выходом на улицу умывать ребенка. Полезно, особенно в ветреную погоду, слегка смазывать кожу и слизистую губ борным вазелином, детским кремом или глицерином, разведенным пополам с водой.

У некоторых неопрятных детей появляется покраснение, а иногда мокнутие кожи лица. Выделения из носа, попадая на кожу, раздражают ее. Раздраженную, покрасневшую кожу целесообразно смазывать борным вазелином или «детским кремом.

Помимо ежедневного туалета, необходимо все тело ребенка мыть теплой водой с мылом не реже 2 раз в неделю. Одновременно с мытьем тела ребенку моют голову.

В этом возрасте волосы и кожа головы быстро загрязняются. Зимой дети играют и бегают в головных уборах, что способствует усиленному выделению пота, а летом во время игр на волосы попадают песок, пыль, земля, с которыми смешиваются пот и кожное сало. Поэтому в летнее время надо особенно тщательно ежедневно расчесывать волосы гребешком и щеткой и мыть теплой водой с мылом 1-2 раза в неделю.

Во время мытья вполне достаточно намыливать волосы 1-2 раза. Каждый раз после намыливания надо тщательно смывать мыло теплой водой.

Для поддержания чистоты волосяного покрова и нормального роста волос необходимо ежедневно расчесывать волосы гребенкой. У девочек длинные волосы следует расчесывать, начиная с концов, сначала редким, а потом частым гребнем. Расчесывать волосы необходимо медленно и осторожно, так как грубое, насильственное расчесывание неприятно и может вести к обрыву волос. После того как волосы расчесаны гребнем, нужно специальной щеткой прочесать волосы от корней до самых концов. Расчесывание волос щеткойпрекрасно очищает волосы от пыли и грязи; жировая смазка при этом равномерно распределяется по стержню волос, и они становятся блестящими.

Длинные волосы девочек заплетают в косы. Туго заплетать косы не следует. Нельзя также длинные волосы сильно стягивать ленточками. Мальчикам следует стричь волосы один раз в 3-4 недели.

При правильном уходе за волосами они пушисты, мягки, шелковисты и придают голове красивый вид.

Родителям и педагогам, а также школьным врачам необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали все требования, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность кожи и волосистого покрова.

Большое значение имеет закаливание детского организма воздушными, солнечными ваннами, физкультурой и т. д. Воздушная ванна - наиболее мягкий способ закаливания детского организма. Перед воздушной ванной должна сниматься вся одежда с тем, чтобы действию воздуха подвергался весь кожный покров. Тело раздетого ребенка даже в самый жаркий день охлаждается, поэтому воздушную ванну ребенку можно проводить при температуре не ниже 23-25°.

Солнечные лучи являются могучим лечебным фактором. Однако надо умело использовать солнечные ванны. Их необходимо проводить очень осторожно, соблюдая некоторые правила:

1) длительность солнечной ванны не должна превышать 3-5 минут;

2) солнечную ванну нужно принимать лежа;

3) во время солнечной ванны надо поворачивать ребенка с живота на спину и на бок;

4) голову следует защищать от действия солнечных лучей белой косынкой, панамой или зонтиком.

Продолжительность солнечных ванн можно повышать ежедневно на 1 минуту и доводить для ребенка до 3 лет до 15 минут, а для детей старшего возраста - до получаса.

После принятия солнечной ванны полезно сделать ребенку обливание тепловатой водой, насухо вытереть его и поместить в тень.

5. Уход за кожей детей в группе №5 д/с «Колокольчик» р.п. Линёво

В детском саду, как и дома, у каждого ребенка должна быть своя расческа (при пользовании общей расческой могут распространиться различные заболевания волос). Расчески еженедельно моют щеткой с мылом и хранят в отдельных футлярах или в гнездах на вешалках для полотенец.


Средства ухода за кожей ребенка

Уход за полостью рта и носоглотки. Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но повторяя нужные движения за воспитателем и старшими детьми, они постепенно привыкают правильно полоскать рот.

С трех-четырехлетнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно: верхние зубы - сверху вниз, нижние - снизу вверх, с наружной и внутренней стороны. В группах с круглосуточным пребыванием и летом при выезде на дачу дети чистят зубы перед сном, а утром после сна полощут рот.

Чтобы челюсти и зубы ребенка развивались нормально, надо постепенно приучать детей к твердой пище, потому что при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует, потому что можно испортить зубы.

Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.

Надо научить детей правильно пользоваться носовым платком, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. При насморке не следует заставлять ребенка сморкаться часто: воспаленная слизистая оболочка от частого сморкания еще больше раздражается. Но надо внимательно следить, чтобы он вовремя вытирал нос.

Детей нужно с ранних лет приучать следить за своим внешним видом. Воспитатель и няня исправляют малейшие непорядки в одежде малыша, поощряя его попытки сделать это самостоятельно. Старшие дети сами следят за своим внешним видом, очищают обувь и одежду от пыли, грязи, снега, аккуратно размещают свои вещи в шкафчике. В раздевальной хорошо повесить зеркало, там же хранятся платяные и обувные щетки.

Большое внимание воспитанию опрятности детей должны уделять родители. Они приводят детей в детский сад в чистом белье, в опрятной комнатной и верхней одежде, с носовым платком.

Гигиена одежды. Одежда должна быть лёгкой и не стеснять движений. Плотные, не пропускающие воздух синтетические материалы оправдывают себя лишь в виде ветрозащитной наружной зимней куртки, надеваемой поверх тёплого шерстяного свитера.

Гигиена обуви. Обувь всегда должна быть сухой, а зимняя и тёплой, так как охлаждение ног способствует возникновению простудных заболеваний. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувь на резиновой подошве, в неё следует вложить войлочную прокладку и регулярно следить, чтобы она не была влажной.


Используемая литература

1. Сапин Н.П., Сивоглазов В.И. «Анатомия и физиология человека». М., Академия, 1997 г.

2. Голубев В.В. «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М., Академия, 1998 г.

3. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. «Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1987 г. с 225.

4. Чабовская А.П. «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста» М., 1987 г.

5. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Анатомия. с 187. с 191.