Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

инд план работы на 1 квартал (5).docx

консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Специальные коррекционные занятия для

детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.




3.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


4. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





5.Социально - бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

«Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

(консультация для родителей)

«Ничего не может быть

Страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она

Отнимает у человека девять

Десятых мира»

М. Горький.

Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Меркулова Н.П.,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Конспекты специальных коррекционных

занятий по социально-бытовой ориентировке

(младшая группа)

Сентябрь. Занятие №1

Тема: «К нам приехали игрушки»

Форма проведения занятия: подгрупповая (2-4 чел.)

Предварительная работа:

Чтение детям стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Программное содержание:

Познакомить детей е игрушками в групповой комнате, с обо­бщающим понятием «игрушки».

Познакомить с местонахождением разных игрушек.

Показать приёмы осязательного обследования игрушек, на­зывая их и выделяя определенные качества и свойства (дети повторяют за тифлопедагогом).

Материал: коробка, игрушки: машина, кубики (по количеству де­тей), мяч, кукла.

Ход занятия:

(Дети сидят на ковре)

1 .Машина приехала

Тифлопедагог - Ребята, вы хотите поиграть? (Ответы детей).

И я хочу. В раздевалке что-то есть для вас. Пойду, посмотрю. (Выходит и ввозит в группу большую яркую машину).

В машине, в машине

Шофёр сидит.

Машина, машина

Едет, гудит.

Посмотрите, какая большая и красивая машина! (Подвозит маши­ну к детям, предоставляет им возможность рассмотреть ее и по­трогать, называет основные части машины, направляет руки детей для их осязательного обследования).

2.Строим башню

Тифлопедагог - Что машина нам привезла? (Достает из машины коробку с кубиками).

Это коробка. Посмотрите, какая коробка красивая! Что же в ней лежит? (Открывает, показывает детям деревянные кубики).

Посмотрите внимательно. Скажите, что это?

Сколько кубиков? Правильно, кубиков много.

Возьмите в одну руку кубик. Другой рукой погладьте его. (Вот так - показывает).

Ребята, вы почувствовали рукой, что кубик шершавый. Скажите: «кубик шершавый». Молодцы, правильно!

Кубик сделан из дерева. Еще можно сказать так: «Кубик дере­вянный». Повторите: «Кубик деревянный». Молодцы, правильно!

Положите кубик на коленки. Попробуйте ладошками обеих рук надавить на кубик. (Вот так - показывает). Вы почувствовали руками, что кубик твердый. Повторите: «Кубик твердый». Пра­вильно, молодцы!

Ребята, встаньте и подойдите со своими кубиками к столу. По­стучите кубиками по столу. (Вот так - показывает). Внимательно послушайте, как звучат деревянные предметы,

С кубиками интересно играть. Мы можем построить высокую башню. (Кладет свой кубик на стол).

Сережа, положи свой кубик сверху, а теперь ты, Саша и т. д.

Какая высокая башня у нас получилась из деревянных кубиков!

Ребята, повторите: «Кубики деревянные». Молодцы!

Ребята, сложите кубики в коробку. Молодцы, красиво сложили кубики!

3.Играем с мячом

Тифлопедагог - Что ещё лежит в машине? (Достаёт мяч).

Что у меня в руках? Правильно, это мяч. Посмотрите, как мяч

Ай да мячик, ай да мячик!

Как легко, легко он скачет! (Ударяет мяч о пол).

Ребята, можно еще сказать: «Мяч прыгает».

Как вы думаете, почему мяч прыгает (скачет)? (Выслушивает ответы детей).

Потрогайте мяч - Сожмите его ладошками. (Вот так - показывает).

Мяч сделан из резины, поэтому он упругий и легко прыгает. По­вторите за мной: «Мяч сделан из резины», «Мяч упругий», «Мяч легко прыгает»

Ребята, посмотрите, если нажать на мяч ладонями, вот так, - он сплющится. Сделайте также. А теперь уберите руки. Мяч снова стал круглым. (Тифлопедагог предлагает детям поочередно сжи­мать мяч ладонями).

Мяч может кататься. Посмотрите, как он катится. Давайте поиг­раем с ним. Я буду катить мяч по очереди каждому из вас, а вы мне. Встаньте напротив меня. (Вот так-тифлопедагог ставит де­тей напротив себя).

Следите внимательно за мячом. Я беру мяч двумя руками и от­талкиваю его от себя. Мяч покатился к Даше. Даша, присядь. Возьми мяч двумя руками. Не поднимай мяч. Он должен лежать на полу. А теперь оттолкни его от себя. Вот так: (показывает, как присесть и выполнить действия с мячом).

Смотрите, ребята, как я ловлю мяч двумя руками. (Затем игра продолжается с другими детьми).

Мы поиграли с мячом, теперь надо положить его на место. (Кладёт мяч на полку с игрушками).

Тифлопедагог подходит к машине и берёт в руки куклу.

4.К нам в гости приехала кукла

Тифлопедагог - Ребята, какая нарядная кукла приехала к нам в гос­ти! Зовут её Машенька. Она как девочка. Вот у нее голова. Посмотрите, какие у Машеньки красивые глаза, волосы! А вот у Машень­ки руки, вот ноги. На Машеньке надето платье.

Машенька умеет ходить, плясать. Её можно покатать в коляске, усадить за стол, положить в кровать. (Тифлопедагог вместе с деть­ми обследуют куклу и выполняют с ней все действия). Если Ма­шеньку уронить, ей будет больно. Давайте посадим её на полку к другим куклам. Пусть пока отдохнет.

Ребята, попрощайтесь с Машенькой. Пригласите ее еще прийти поиграть с вами. (Тифлопедагог дает детям словесные образцы).

5.Прощаемся с машиной

Ребята, машина вам нравится?

Смотрите, какой у неё большой кузов! Машина привезла нам сегодня много игрушек. Вспомните, какие игрушки привезла ма­шина. (Ответы детей),

Ребята, кубики, мяч. кукла и машина - все эти предметы назы­ваются одним словом «игрушки». «Игрушки» - от слова «играть». Повторите.

Поставьте машину в наш гараж. Когда пойдете на прогулку, возьмете ее с собой. Будете катать кукол, перевозить песок, возить машину по дорожкам.

    Провести игры «Собери в машину деревянные кубики», «Собери игрушки в машину». «Покатай в машине куклу (мишку, зайчика и т.д.).

Сентябрь. Занятие №2

Тема: «Маша-растеряша»

Форма проведения занятия: Подгрупновая (4-5 чел., причем, тифлопедагог подбирает детей, чьи раздевальные шкафчики рядом)

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Ф. Воронцовой «Маша - растеряша».

Рассматривание детьми одежды (своей и других детей).

Рассматривание цветных изображений одноименных предметов

Программное содержание:

Познакомить детей с помещением для переодевания (раздевалкой) и его назначением, с обобщающими понятиями «одеж­да», «обувь».

Учить находить свой шкафчик (по метке, по месту располо­жения среди других).

Учить отвечать на вопросы взрослых: «Что делают в разде­валке:», «Что это?», «Что ты положишь в шкафчик» и т.д. Дать детям образцы ответов.

Материал:

Предметы одежды, обуви (которые надеты в этот день на детях), набор цветных картинок с изображением предметов одежды, раз­девальные шкафчики, метки на шкафчиках (крупные, яркие цветные предметные изображения - для слабовидящих детей, простейшие рельефные изображения, выполненные в цвете -для слепых детей и слепых с остаточным зрением), комплект предметов (детская шапочка, шарф, куртка, рейтузы, ботинки).

Ход занятия:

(Дети полукругом стоят перед тифлопедагогом)

1.Вспоминаем рассказ про Машу-растеряшу

Тифлопедагог читает детям стихотворение:

В чем пойду гулять я? Потерялось платье!

Платье в горошину - Куда оно положено?

И на стуле нет, и под стулом нет.

Ребята, как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).

Правильно, о девочке Маше из рассказа «Маша - растеряша):. Почему так называют Машу - «растеряша»? (Ответы детей).

Вы не хотите быть похожими на Машу? Тогда давайте пойдем в раздевалку. (Тифлопедагог и дети проходят в раздевалку).

2.Учимся находить свой шкафчик

Тифлопедагог - Я расскажу и покажу, как правильно и аккуратно складывать свои вещи в шкафчик.

Посмотрите, как много здесь шкафчиков. Как же узнать свой шкафчик? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Свой шкафчик можно узнать по картинке, которая наклеена на дверцу. Вы помните каждый свою картинку? Назовите. (Дети по очереди называют каждый свою картинку).

А теперь поищем ваши шкафчики. (Тифлопедагог ведет детей от шкафчика к шкафчику, помогая им рассмотреть картинки). |

Ребята, свой шкафчик можно найти не только по картинке. Надо запомнить, чей шкафчик рядом. Встаньте каждый около своего шкафчика. Саша, скажи, чей шкафчик рядом с твоим? (Тифлопеда­гог берет руку ребенка и делает указательный жест в сторону со­седнего шкафчика). Правильно, Сережин. Наташа, а твой шкафчик рядом с чьим? Правильно, рядом с Колиным (указательный жест). Запомните своих соседей и будете помогать друг другу находить свои шкафчик.

А быстрее всех запомнит свой шкафчик Саша. Посмотрите, ребята, Сашин шкафчик рядом с окном.

3. Учимся убирать в шкафчик свои вещи

Тифлопедагог - Ребята, откройте свои шкафчики. Посмотрите, наверху есть полочка (указательный жест). На эту полочку вы бу­дете класть шапочки, шарфы, а зимой и варежки. (Кладет на верх-" нюю полку шапочку из комплекта предметов).

Найдите на боковых стенках своего шкафчика крючки. Покажите их мне. (Подходит к каждому ребенку. Берет руки ребенка в свои и направляет их для обследования крючков).

На них вы будете вешать куртку, кофту, пальто или шубку, брюки, колготки. (Вот так - тифлопедагог показывает - вешает на крючок куртку).

На нижней полочке (указательный жест тифлопедагога) будет стоять ваша обувь: ботинки, сапожки, туфли, босоножки. (Ставит ботинки на нижнюю полку).

Утром мамы помогли вам раздеться, аккуратно разложили и по­весили ваши вещи. Посмотрите внимательно, где что висит и лежит. (Тифлопедагог дает детям возможность рассмотреть содер­жимое своих шкафчиков).

4.Чему мы научились на этом занятии

Ребята, теперь вы знаете, для чего нужны эти шкафчики. Напом­ните мне. (Ответы детей). Правильно, молодцы! Вы знаете теперь, что шапочки и шарфики надо аккуратно складывать на верхнюю полочку (повторите, куда вы положите шапочку и шарфик), одежду надо вешать на крючки (повторите, куда вы повесите одежду), а обувь ставить на нижнюю полочку (повторите, куда вы поставите обувь). (Тифлопедагог сопровождает свои слова указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы все правильно запомнили! Теперь вы будете сами все брать из шкафчика.

Надо вещи убирать –

    В первой половине дня (если нет общеобразовательных занятий, связанных с зрительной нагрузкой) или во второй половине дня (используя дополнительное освещение) дать детям листы с кон­турными изображениями знакомых им предметов (одежда, обувь). Предложить заштриховать эти изображения, стараясь не заходить за контур.

Ноябрь. Занятие №1.

Тема занятия: «Игры с фигурками-человечками»

Форма проведения: подгрупповая (2-3 чел.)

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Узнай фигуру», «Подбери фигуру», «Почтовый ящик», «Найди предмет такой же формы».

Программное содержание:

Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осяза­тельным способом (обведение пальцами контура фигуры с одно­временным прослеживанием глазами), узнавать и правильно называть их.

Учить выделять части из целого.

Упражнять в назывании основных цветов.

Дать детям образцы описания своих действий, правильного

называния геометрических фигур и их цвета. Материал: корзинка, большие цветные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) с нарисованными «лицами» - это фигурки- человечки, указка с ярким наконечником, «Чудесный мешочек» с набором цветных геометрических фигур меньшего размера (по 2-3 на каждого ребенка), карточки к упражнению «Фигуры под зонтиком» (в верхнем ряду нарисованы три зонтика, в нижнем - геометрические фигурки -человечки: по 2 круга, треугольника, квадрата -вперемешку), черные фломастеры (по количеству детей).

Ход занятия:

1. Встречаем гостей

(Тифлопедагог выходит к детям с корзинкой в руках и I -сворит, что пригласила к ним гостей. Достает из корзинки поочередно круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки)

Тифлопедагог - Ребята, поздоровайтесь с гостями - фигурками-человечками! (Дети здороваются).

Давайте внимательно рассмотрим фигурки. (Тифлопедагог пока­зывает их детям, обводя контур пальцем. Внимание детей обраща­ется на цвет каждой фигуры). Обведите фигурки указательным пальцем. Вот так. (Показывает и называет каждую фигурку).

2. «Рисуем» фигурки человечков

Ребята, встаньте! Сейчас внимательно следите за указкой. Я рисую фигуру (круг, квадрат, треугольник) в воздухе. (Тифлопедагог на­зывает каждую фигуру). Делайте также, только «рисовать» вы будете пальцем. Вытяните вперед правую руку (левую, если ребенок левша). Все пальчики зажмите в кулак. А теперь выпрямите ука­зательный палец. Он будет вашим фломастером. Нарисуйте фи­гурку-человечка (круг и т.д.). (Дети «рисуют» фигуры в воздухе;

Тифлопедагог подходит к каждому ребенку и направляет его руку для правильной передачи в движении руки формы фигуры). Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

3. Выбираем для фигурок-человечков «печенье»

(Фигурки-человечки размещаются на фланелеграфе)

Тифлопедагог - Ребята, фигурки-человечки - наши гости. А гостей принято угощать чем-то вкусным. Мы угостим их «волшебным пе­ченьем». Для этого вы должны выбрать это «печенье» из «Чудесного мешочка».

Тифлопедагог достает из корзинки «Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур. Дети садятся за столы. Тифлопедагог по оче­реди подходит к каждому ребенку и предлагает ему достать из «Чудесного мешочка» любую геометрическую фигуру. Внимание ребенка обращается на то, что доставать фигуру надо двумя руками, предварительно тщательно ощупав ее.

Ребенок, к которому подходит тифлопедагог, достаёт из «Чудесного мешочка» геометрическую фигуру. Тифлопедагог предлагает обвести ее пальцем, назвать и положить перед собой. Так каждый ребёнок получает по 2-3 геометрические фигуры. (Тифлопедагог оказывает каждому ребенку необходимую ему помощь).

Проведение физкультминутки

4.Угошаем гостей «печеньем»

Тифлопедагог - Ребята, сейчас вы будете угощать человечков своим «печеньем». Каждый человечек будет подходить к вам. Вы должны угостить его «печеньем» такой же формы, как и он сам. Будьте вни­мательны! (Тифлопедагог поочередно снимает с фланелеграфа фи­гурки-человечков и обходят детей, собирая «печенье» (разноцвет­ные круги, квадраты, треугольники. Дети угощают человечков, а те благодарят их. Тифлопедагог дает детям соответствующие сло­весные образцы).

5. Поиграем с фигурками-человечками

Тифлопедагог - Фигурки-человечки очень веселые. Они любят играть с детьми. Давайте поиграем все вместе. (Тифлопедагог пред­лагает встать из-за столов и построиться перед ним в одну линию).

Внимательно слушайте мои слова и смотрите, что я делаю. Поста­райтесь делать всё вместе со мной. (Тифлопедагогог произносит слова, сопровождая их движениями. Дети проговаривают слова вместе с тифлопедагогом и повторяют за ним движения).

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. (Смотрят вправо, влево).

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. (Смотрят вверх, вниз).

Бабочки летали, крыльями махали. (Имитируют движения бабочек).

Дин - дон! Дин - дон!

Влево - звон, вправо - звон,

Дин - дон! Дин - дон! (Смотрят вправо, влево)

Прилетела пчела,

На нос села она. (Показывают пальчиком траекторию полета пчелы к носу).

6. «Фигуры под зонтиком»

(Тифлопедагог предлагает детям сесть за столы и раздает каждо­му по одной карточке).

Ребята, рассмотрите внимательно, что нарисовано на карточке. (Тифлопедагог направляет зрительное восприятие каждого ребен­ка указательными жестами). Что это? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Наши игры с фигурками-человечками про­должаются. Нужно помочь им спря- таться под зонтики, так как на­чинается дождь. Но под каждым зонтиком должны быть спрятаны одинаковые фигурки. Например: человечки - круги под одним, треугольники - под другим, квадраты - под этим зонтиком. Фло­мастером нужно провести линии от фигурок к их зонтикам. (Свои слова тифлопедагог сопровождает указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы правильно соединили фигурки-человечков с зонтиками! Человечки благодарят вас за интересные игры и прощаются с вами.

Скажите мне, какие геометрические фигуры приходили к нам в гости? (Ответы детей). Рекомендации воспитателям:

    Собрать с детьми птичку из геометрических фигур (по образцу).

Декабрь. Занятие №1.

Тема: «В гости к трем медведям»

Форма проведения: групповая (6-8 чел.)

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Лепка из пластилина мисочек разной величины.

Дидактические игры: «Расставим мебель в домике трех медве­дей», «Кому какая посуда»; игровые упражнения: «Обведи фигуру пальчиком», «Наложи треугольники (квадраты, круги) на контур», «Разложи фигуры по величине (треугольники, квадраты, круги)».

Программное содержание:

Упражнять детей в зрительно-осязательном выделении ве­личины предметов.

Учить устанавливать различия предметов по величине (большой, поменьше, маленький).

В процессе зрительно-осязательного обследования предметов развивать глазомер, мелкую моторику и осязание.

Дать детям образцы описания их действий. Материал: игрушки-медведи трех размеров, картинки, изобра­жающие лесной домик трех медведей, столовую и спальную ком­наты, предметы мебели, вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»), длинные веревки (4) для обозначения ручейков, ворота - низкие и высокие; набор кукольной мебели (стол, три стула, три кровати), кукольные мисочки и ложки (все предметы трех размеров), кукольные постельные принадлежности; указка с прикрепленной на конце крупным, ярким изображением бабочки.

Ход занятия:

Тифлопедагог говорит детям, что они отправляются в гости к трем медведям. Дорога ведет в лес. На пути к домику медведей встре­чаются препятствия.

1 .«Перепрыгни через ручеек»

Тифлопедагог подводит детей к первому из них - ручейку, обо­значенному на полу двумя веревками- Предлагает детям пере­шагнуть через ручеек. Вот так. (Показывает).

Дальше на пути второй ручеек, но уже шире. Тифлопедагог объясняет, что через этот ручеек нужно перепрыгивать. Пока­зывает, как это сделать. (Если кто-то из детей не справляется с за­даниями, тифлопедагог берет ребенка за руку и помогает пре­одолеть препятствие).

Тифлопедагог обсуждает с детьми, почему один ручеек удалось перешагнуть, а через в юрой пришлось перепрыгивать. Обращает их внимание на ширину ручейков- один узкий, а второй широкий.

2. «Пролезь под воротиками»

Тифлопедагог подводит детей к двум воротикам (низким и вы­соким), стоящим на некотором расстоянии друг от друга. Объясняет, что в лесу деревья старые, большие. Некоторые ветки очень низко растут. Под ними проходить нужно, пригнувшись, чтобы не по­царапаться. (Внимание детей обращается на высоту воротиков (одни воротики низкие, вторые - высокие).

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть воротики, измерить

их высоту руками. а затем пролезть под ними.

3.Вспомним сказку «Три медведя»

На мольберте вывешивается картинка лесного домика.

Тифлопедагог спрашивает, чей это домик. Выслушивает ответы детей.

Предлагает детям рассмотреть и ощупать игрушки-медведей. (Внимание детей обращается на то, что они разной величины, дети отвечают па вопросы: «Какой по величине этот медведь?», «Как зовут самого большого медведя?»).

На флапелеграфе размещаются вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»),

Дети говорят, какой медведь изображен на портрете (например, самый маленький) и как его зовут.

4. «Наведем порядок в домике трёх медведей» (Кукольные столы и стулья).

Тифлопедагог меняет изображение лесного домика на другую картинку, изображающую столовую трех медведей. Дети рассматривают картинку. Затем тифлопедагог предлагает детям навести порядок в доме, пока медведи на прогулке.

Дети ни столе расставляют мебель для столовой. Напротив каж­дого стула ставят на стол мисочку и кладут ложку соответствую­щего размера, объясняя свои действия. (Повторяют их описание за тифлопедагогом).

Проведение физкультминутки: «Проследим за полетом бабочки».

Тифлопедагог хвалит детей за хорошо выполненную работу. Говорит, что их глазки устали и им надо немного отдохнуть.

Тифлопедагог медленно перемещает бабочку в воздухе - на уровне глаз детей (слева направо, снизу вверх), а дети прослеживают глазами за ее перемещениями.

Тифлопедагог - Бабочка улетает. Покажите, как летает бабочка. (Дети имитируют ее движения).

5.«Спальня медведей»

Тифлопедагог размещает на мольберте картинку второй комнаты медведей - спальни. Дети рассматривают ее, показывают и называ­ют, где чья кровать. Рядом - па столе стоят три кукольные кроватки, лежат кукольные постельные принадлежности-подушки и одеяла к ним.

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть внимательно пос­тельные принадлежности и правильно разложить их на кроватях. (Помогает каждому ребенку соотнести предметы - постельные при­надлежности с кроватями - по величине).

Тифлопедагог говорит, что медведи будут очень довольны и

благодарны детям за, что они так хорошо навели порядок в их домике.

    Во время прогулки вылепить с детьми из снега фигуры медведей.

Декабрь. Занятие №2.

Тема: «Как мы мебель покупали»

Форма проведения : подгрупповая (4-5-чел.)

Предвари тельная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Бу­латова.

Рассматривание мебели в группе.

Игровое упражнение «Найти в группе предметы, сделанные из дерева».

Программное содержание:

Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель».

Дать представление о назначении некоторых предметов мебе­ли группы, спальни, раздевалки.

Учить узнавать предметы мебели с помощью зрения и ося­зания и правильно называть их. Познакомить с понятием «предметы, сделанные из дерева».

Дать детям образцы правильного называния предметов мебе­ли и описания их назначения.

Материал: цветные иллюстрации к скачке «Теремок»: макет до­мика-теремка; кукольная мебель: кровать, стол. стул. шкаф: мебель в помещениях группы; конструктор (деревянные неокрашенные кирпичики); большая игрушечная грузовая машина.

Ход занятия:

1. «Вспоминаем сказку «Теремок»

Тифлопедагог предлагает детям сесть на стульчики (или на ковер) возле себя. затем читает отрывок из сказки «Теремок»:

«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка - норушка. Увидела теремок, остановилась н спрашивает...»

Ребята, из какой сказки этот отрывок? Правильно, из сказки «Те­ремок». Давайте вспомним героев этой сказки. (На демонстра­ционной доске перед детьми размещены иллюстрации к сказке «Теремок». Дети называют героев сказки).

Вот как много зверей поселилось в лесном теремке! А что слу­чилось с теремком потом? (Дети рассказываю т).

2.Мебель нашей группы

Тифлопедагог - Ребята, а что нужно сделать, чтобы в теремке было удобно жить? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Правильно, нужны разные предметы. Давай те пройдем по помещениям пашей группы. Тифлопедагог проводит детей из группы в спальню, затем в раздевалку. Обращает их внимание на разные предметы мебели. (Подводит детей к каждому из называемых предметов мебели). Задает им вопросы: «На чем мы сидим"?». «На чем мы спим?». «Какой предмет нам нужен, когда мы хотим поесть, порисовать поиграть?». (Отве! 1)1 детей).

Молодцы, ребята, вы правильно ответили на мои вопросы! Все эти предметы можно назвать одним словом: «мебель». Повторите.

3.«Покупаем мебель для жителей «Теремка»

Тифлопедагог - Ребята, давайте подарим героям сказки мебель в их новый домик-теремок. Ведь они живут в лесу и не знают, где можно достать мебель. Л вы знаете? (Ответы детей).

Правильно, мебель продается в мебельном магазине. Мы с вами сейчас отправимся в мебельный магазин. (Тифлопедагог подво­дит детей к столу, на котором под салфеткой собрана кукольная мебель: кровать, стол, шкаф, стул. Убирает салфетку).

Мебельный магазин открыт. Давайте посмотрим, что в нём есть.

Тифлопедагог берет в руки стул и спрашивает детей;

Что это? Правильно, стул. На стуле можно сидеть. Вот спинка стула, вот сиденье. (Указательные жесты). У стула есть ножки. (Ука­зательный жест). Давайте сосчитаем, сколько ножек у стула. (Так­же обследуются остальные предметы кукольной мебели. Тифло­педагог помогает детям осязательно обследовать каждый предмет: берет руки ребенка в свои и проводит ими по частям кукольной мебели).

Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все предметы мебели и рассказали, для чего она нужна.

Эту мебель мы отправим в лес для жителей «Теремка». На чем можно её отвезти? Правильно, на грузовой машине. (Тифлопеда­гог просит одного из ребят привезти машину, которая стоит в иг­ровом уголке).

Возьмите мебель и осторожно погрузите в кузов машины. (Указа­тельный жест). Дети кладут все предметы в кузов машины. Тифло­педагог увозит машину в другую комнату. - Тифлопедагог- Машина повезла в лес мебель для «Теремка».

Ребята, сколько в теремке живёт зверюшек? Правильно много! А в магазине была всею одна кроватка, одни стол, одни стул, один шкаф. Что же нам делать? (Выслушивает высказывания детей).

Правильно, нужно больше мебели, чтобы веем хватило. (Тифлопедагог дает детям листочки с точечными изображениями мебели).

Когда у вас будет свободное время, вы на этих листочках нарисуете

«Наша армия»

Коррекционно-образовательная:

Учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах;

Развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

Упражнять в подборе признаков и действий к предметам.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины.

Оборудование : картинки с изображением людей военных профессий и военной техники.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Л: Скажите, какой праздник мы отмечаем в феврале? Сейчас каждый из вас придумает поздравление для своего папы, расскажет его и сядет на свое место.

2. Объявление темы.

Л: Сегодня мы поговорим о защитниках Отечества и о том, почему их работа важна для нас.

3. Вводная беседа.

Л: Для того, чтобы мы могли спокойно жить, заниматься любимым делом, учиться и просто расти, нас защищают мужественные и отважные люди. Их называют защитниками Отечества. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент парада защитников Отечества на главной площади нашей страны- Красной площади.

4. Развитие лексико-грамматических категорий:

Игра «Кто где служит?»

В артиллерии служат (кто?)- артиллеристы. В зенитных войсках служат (зенитчики). В небе нашу Родину охраняют (летчики). В пехоте служат (пехотинцы). В море несут службу (моряки). На границе охраняют Родину (пограничники). В кавалерии служат (кавалеристы) и т.д.

Л: А сейчас каждый из мальчиков выберет для себя военную профессию и расскажет, кем

бы он хотел стать, когда вырастет.

Игра «Кем я хочу стать?»

Я хочу быть пограничником, автоматчиком, артиллеристом, танкистом, парашютистом, вертолетчиком, пулеметчиком, пехотинцем, моряком и т.д.

Л: Существуют разные рода войск. Например, летчики служат в летных войсках. Расскажите, в каких родах войск служат военные.

Артиллеристы служат (в артиллерийских войсках).Танкисты- в танковых войсках. Пехотинцы –в пехотных войсках. Ракетчики- в ракетных войсках. Пограничники- в пограничных войсках. Зенитчики- в зенитных войсках. Десантники- в десантных войсках.

Физминутка.

В пограничников играем, идут друг за другом, маршируя

Землю нашу охраняем.

Мы гурьбой садимся в санки, бегут друг за другом, размахивая

Мчимся вихрем в жаркий бой. Воображаемым оружием

Мы- танкисты, идут друг за другом

Санки- танки приложив руку к голове

Враг- сугробы под горой.

Л: Каждый из вас выбрал себе военную профессию. А теперь расскажите мне, какая техника вам нужна для несения службы.

Игра «Кому что нужно?»

Танкисту нужен танк. Десантнику нужен парашют. Вертолетчику- вертолет. Артиллеристу- …, автоматчику-…летчику-…и т.д.

Л: Обратите внимание, как много военной техники перед вами. Вспомните, какую военную профессию вы себе выбрали и каждый из вас пусть сосчитает свою боевую технику.

Игра «Сосчитай»

Один танк, два, три, четыре танка, пять танков и т.д.

Игра «Подбери признак и действие»

Защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный…

Профессия защитника Отечества (какая?) – трудная, почетная, уважаемая, опасная, серьезная…

Защищать Родину – это значит (сто делать?)- охранять, беречь, сохранять. оберегать

5. Итог занятия.

Л: О ком мы говорили на занятии? Какие они защитники Отечества? Где проходит парад защитников Отечества? Как нужно относиться всем людям к защитникам Отечества?

Задания для закрепления.

Рассказать детям о защитниках Отечества, празднике 23 Февраля. Рассмотреть картинки с изображением людей военных профессий, а затем попросить ребенка назвать эти профессии.

Игра «Сосчитай»

Танк, пулемет, пушка, автомат, самолет, вертолет, парашют, сабля, кинжал.

Игра «Один- много» (слова из предыдущей игры)

Оксана Ярош
Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Основные задачи :

- образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

- обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

Дефектолог : - Какого?

Ребенок : Кошки

Дефектолог : Правильно

Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

Ребенок : они отличаются друг от друга

Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

Ребенок. Наложить

Дефектолог правильно

Ребенок : выполняет задание

Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

Пять братьев, пять братьев,

Годами равные, ростом разные.»

Ребенок : «Это рука» .

Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

Библиотека изображений:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова»

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

Л.В. Городинская

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Обогащать знания детей по теме «Игрушки».

Закреплять название основных цветов спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение соотносить объемные, цветные, силуэтные, контурные изображения игрушек.

Развивать зрительно-поисковую деятельность с ориентацией на цвет, звук.

Способствовать развитию слухового, зрительного восприятия.

Способствовать активизации, развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Прививать устойчивый интерес к выполнению игровых заданий. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Интеграция областей: познание, коммуникация

Оборудование и материалы: игрушки: пирамидка, юла, медвежонок, неваляшка; их цветные, силуэтные, контурные изображения; цветные изображения следов на полу; цветные колпачки, закрывающие игрушки; перфокарты-изображения полочек с игрушками (контурное и плоскостное цветное изображение), мультимедийная электронная гимнастика, мольберты, столы, стулья, подставки

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия.

Педагог предлагает поприветствовать гостей, познакомиться с ними. Спрашивает детей, какими игрушками они любят играть.

Тифлопедагог - Дети, сегодня игрушки решили поиграть с вами в прятки, и мы пойдем искать их по цветным следам. Какого цвета следочки вы видите? (красные).

-По следочкам мы пойдем и игрушку мы найдем.

Дети идут по красным следам, находят под колпачком пирамидку; далее идут по желтым следам, находят юлу; идут по зеленым следам, находят неваляшку. Педагог способствует эмоциональному восприятию игрушек. Дети находят синие следы с ладошками, двигаются «по-медвежьи». Вдали слышится «рычание медведя». Дети по звуку находят игрушечного медвежонка, несут к игрушкам.

Тифлопедагог - Дети, давайте «сфотографируем» наши игрушки, а фотографии подарим игрушкам.

Педагог предлагает сжать руки в кулачки, разжать сначала указательные пальчики, затем - большие, «сфотографировать игрушки». Затем дети находят на мольберте картинки с изображением игрушек и дарят их игрушкам (ставят на подставку, стоящую рядом). Педагог от лица игрушек благодарит детей.

Тифлопедагог - Выглянуло солнышко, и от игрушек упали тени, давайте найдем тень каждой игрушки.

Дети находят «тени», ставят их на подставку.

Тифлопедагог - Молодцы, дети! Скажите, а как нужно обращаться с игрушками? (беречь, не ломать, прибирать). Я вам предлагаю расставить игрушки по местам.

Дети садятся за столы.

Перед вами полочки. Проведите пальчиком по верхней полочке, а теперь - по нижней. Расставьте игрушки по местам (карточки-«полочки», плоскостные изображения игрушек у детей соответствуют зрительным диагнозам).

Какие игрушки стоят на верхней полочке у тебя, Максим? Соня, на какой полочке стоит матрешка: на верхней или на нижней? Молодцы, дети, навели порядок на полочках. А наши глазки тоже хотят поиграть.

Электронная зрительная гимнастика по теме.

Тифлопедагог - Дети, мишка принес мешочек, давайте посмотрим, что в нем?

(Достают печенье «Барни». Благодарят мишку за угощение. Продолжают игры в кукольном уголке).