Готовое изделие в технике ковровая вышивка – мягонькое и похоже на коврик. Но не стоит предполагать, что данная техника используется исключительно для ковровых изделий. С помощью нее можно творить разнообразные и уникальные картины, накидки, подушки.

Способ выполнения

Первый метод – это вышивание крючком. Кончики прикрепляют к сетчатому основанию. В основном, такая методика применяется рукодельницами Северной Америки. Такое шитье отличается от начального мастерства. Вы можете использовать не только иглу, но и крючок. Коротенькие ниточки протягивают и выводят на лицевую часть. Удобнее всего работать с мешковиной, она отлично подходит для создания творений с незатейливыми узорами.



Особенности коврового стиля

Он не требует обязательного наличия особой иглы для шитья. Она имеет вид трубочки со срезанным ушком, в которое продевается нить. Лучше приобрести ее в специальном магазине для рукоделия. Шитье ею – задание не из легких. Также нужно пользоваться хорошими пяльцами, чтобы плотно натянуть полотно. Можно пользоваться и крючком. А лучше купить готовый набор! Схемы для вышивания можно приобрести в специальном магазине. А если хочется создать уникальный узор, то можно воспользоваться интернетом, где можно выбрать схему на любой вкус. Как вариант, нарисуйте желаемый орнамент самостоятельно.

Создаем коврик сами

Эта искусство имеет одно весомое преимущество. Можно применять остатки нитей. В технике гобелен, картина получается тёплой и мягкой на ощупь. Такое изделие станет настоящим украшением вашего быта.

Первым этапом следует приобретение схемы для вышивания. Не стоит забывать, что всё выполняется с изнанки, а на лицевой части располагаются ворсистые петли. Разделяйте на фрагменты, так вам будет удобнее различить цветовую гамму.




После тщательной подготовки всего необходимого, приступаем вышивать по контуру рисунка. Объёмные детали вышивают в конце. Игла устанавливается скошенной стороной к верху. Длина иглок определяется толщиной ворса, который необходимо сложить в 2 раза. Например, ворс продолжительность 0,5 см., тогда она должна равняться 1 см. Стежки накладываются предельно просто и под силу даже начинающим рукодельницам. Пронизываем ткань иглой, не поднимая ее слишком высоко, чтобы ворс не отличался длинной и во избежание распускания ворсинок. Таким образом движемся до самого конца. Это способствует аккуратности.


Каждый фрагмент рисунка вышивается по отдельности, начиная от краев и до центра изображения. Скошенная сторона иголки смотрит налево. Старайтесь выполнять всё по максимуму одинаково, учитывая габариты, т.е. не больше 2 мм.

Ковровая техника с продергиванием нити

иголка располагается перпендикулярно плоскости полотна, помещённого в пяльцы;

– нить, располагающуюся вверху иглы, размещаем за рукой, а также наблюдаем за тем, чтобы не образовывались узелки;

– вытягивайте её обратно, пока кончик не будет располагаться над рабочим материалом. Немного отступите от проделанного шва, и пронизывайте её снова. Соблюдайте перпендикулярность!

– со временем на лицевой стороне ткани образуются петельки, что вскоре станут рисунком;

– как будут проделаны несколько стежков, необходимо обрезать оставшийся конец на расстоянии 0,5 см от полотна. Делать это нужно очень осторожно, дабы не повредить и не вытянуть кончик, т.к. есть вероятность распустить работу.

Замена нити

– когда кончик рабочей нити скроется в верхней плоскости иголочки, проделайте еще несколько стежков, надавите на конечный стежок пальцем и освободите нить;

– отрежьте нить как можно ближе к ткани. Для фиксации кончика воспользуйтесь текстильным клеем;

Заполнение пустующих фрагментов

– начинаем с объёмных фрагментов, а затем – мелкие и прямые детали;

– вышиваем контур, а потом уже заполняем внутреннюю часть круговыми движениями, либо линейным способом. Методы разрешается комбинировать;

– чтобы сделать прямые линии применяйте продергивание ниточек в несколько рядов, для создания более четкой линии.


Простейшая вышивка крючком

Довольно занятную фактуру можем получить с помощью крючка. Можно воспользоваться специальным, для вязания, но профессиональные рукодельницы пользуются тем, который с движущимся замочком.

Нить необходимо нарезать на одинаковые отрезки примерно каждый по 5 см. Крючок пронизанный в канву накидываем сложенный ровно вдвое отрезок нити, защелкиваем его замок и протягиваем с лица полотна.


При помощи крючка выходит прочный узел на изнанке и произвольные нити на лицевой. Этот метод позволяет контролировать сам процесс. Поверхность, как правило, приятна на ощупь, ворсистая и мягкая.


Данный вид рукоделия бязательно подойдет начинающим мастерицам! Развивает умения работать с цветовой палитрой и тканями. Такое хобби позволит не только скоротать свободное время, но и создать эксклюзивные вещи, которые прекрасно впишутся в ваш интерьер.

Вышивка в ковровой технике имеет свои особенности, так как она совсем не похожа на другие виды вышивки. Готовые изделия отличаются своей мягкостью и похожестью на настоящий ковер. Применяется для создания подушек, пледов, картин, покрывал, игрушек. Сегодня мы рассмотрим ковровую вышивку иглой, опишем способы и технологию создания работ.

Особенности вышивания

Рассматриваемая вышивка имеет несколько разновидностей и способов.

  1. Вышивки–раскраски. Вышивка заключается в закреплении коротких нитей на основании из сетки.
  2. Следующий вид отличается тем, что в работе используется специальный крючок. Основное отличие от других видом заключается в том, что вышивать можно иглой и крючком. Для вышивки характерно закрепление ниток на лицевой стороне, что и создает ворсистый узор. Основанием для вышивки может быть сетка или мешковина. Ее часто применяют для создания картин и панно или небольших ковриков с простым узором.
  3. Создание гобеленов. Распространено мнение, что создание гобеленовых картин — очень сложный процесс. Спешим обрадовать наших рукодельниц, такая техника сравнима по сложности с обычной вышивкой крестиком. Правда в технике гобеленовой вышивки есть свои особенности.

В работе используется специальная игла. Можно сказать, что это трубочка, ушко которой имеет скос. Благодаря наличию на игле специального фиксатора, петельки из нитей получаются одинаковой длины и тем самым образуют равномерный рисунок. Как и любой вид вышивки, такая вышивка довольно кропотливое занятие.

Стоит помнить, что в процессе вышивки игла должна пробивать ткань, поэтому для удобства рекомендуется использовать раму или пальца.

Выполнять работу необходимо на плотной основе. В качестве нее можно использовать сетку, ячейки которой не слишком большие. Можно воспользоваться основой, сделанной из ниток.

Подобрать необходимую схему для работы довольно просто. Можно поискать на просторах интернета или зайти в магазин. В последнем можно приобрести набор, в котором есть все необходимое для работы. Но можно и самому нарисовать схемы, перенести на основу для вышивки и заполнить цветными нитками по своему вкусу.

Вышиваем правильно

Для вышивки возможно использовать остатки пряжи или ниток, которые остались у рукодельницы от других проектов.

Работа выполняется на изнаночной стороне основания, а на лицевой получатся петельки с ворсом. Поэтому, для облегчения процесса, рекомендуется перед началом работы делать цветную разметку.

Основание необходимо очень хорошо закрепить и натянуть, так как при прокалывании иглой важна плотность натяжки.

Процесс вышивания необходимо начинать с «прорисовки» контура изображения. Потом можно заполнить пространство в контуре, выполнить небольшие детали и можно начать заполнять фон. При работе иглу держат скошенным краем вверх.

Швы в такой технике довольно просты, их выполнение доступно даже для начинающих мастеров. Каждая деталь рисунка выполняется по отдельности, заполнять ее нужно двигаясь от края к середине.

Для упрощения процесса вышивания нужно при работе двигаться справа налево, а иглу держать в вертикальном положении. Это будет способствовать тому, чтобы игла не портила петельки и не вытягивала их. Если сделать правильно и аккуратно, то ворс не нужно будет выравнивать.

Ковровая картина

Перед вами мастер-класс по вышивке гобелена. Процесс создания такой картины отличается наличием в работе гораздо большего количества цветов.

Чаще всего гобелен имеет большой размер, поэтому в работе лучше использовать рамы. Основание перед работой рекомендуется постирать и только потом вставить в раму, чтобы исключить провисание ткани.

После этого рисунок надо перенести на ткань. Для того чтобы не перепутать нитки при работе, нужно сделать разметку на основе с указанием номера нитей.

Стежки нужно выполнять как можно плотнее, чтобы не получились просветы. Чтобы петельки получились красивыми, нить при вышивке должна быть свободной. Длина — примерно 2 метра.

При смене цвета нитей, нитку с прежним цветом нужно вывести на изнанку и обрезать, а в иголку продеть новый цвет.

Периодически нужно проверять ворс на лицевой стороне, если отдельные ворсинки слишком длинные — их можно поправить с помощью пинцета, а если короткие, то надо слегка подтянуть.

Для предотвращения распускания готовой работы швы необходимо закрепить. Для этого с изнаночной стороны простым канцелярским клеем необходимо обработать швы. Клей должен быть жидким, это облегчит процесс обработки и основание останется мягким, его можно будет согнуть. Дать хорошо просохнуть. Потом с изнанки нужно прогладить.

Остается только подравнять ворсинки на лицевой стороне при помощи ножниц и наш гобелен готов.

Видео по теме статьи

Предлагаем посмотреть несколько видео по ковровой вышивке.

Учимся вышивать и делаем чехол на табуретку (ковровая вышивка)

Учимся вышивать. Описание процесса изготовления симпатичного чехла для табуретки. В вышивке используется всего два цвета. Простота предлагаемой цветовой схемы позволяет отработать навык владения ковровой иглой.

1. Подготовка ткани.

Осматриваем края льняного полотна. Для раскроя детали верхней части, как и любой другой, очень важно, чтобы у ткани были ровные края во избежание перекоса, неровного раскроя и прочих досадных ошибок. Для выравнивания края ткани нужно выбрать нить основы или утка, по которой будем выравнивать, осторожно отделить её от остальных нитей и извлечь из ткани, аккуратно потянув в нужном направлении.

Переходим к следующему пункту.

2. Создание выкройки верхней части чехла.

Выкройка делается очень просто. Замеряем сантиметровой лентой длину и ширину сидения табуретки. В моем случае размеры сидения: 31 см на 31 см, то есть это размер верхней части чехла в готовом виде.

Края верхней части чехла будут обработаны петельным швом шириной 0,5 см, который образует подобие каймы. Прибавляем по 1 см с каждого края на её изготовление. Итого получаем квадрат со стороной 33 см. Расчерчиваем ткань: квадрат 33х33, отступаем внутрь квадрата 1 сантиметр от краев, вычерчиваем квадрат 31х31, получив размер верхней части чехла в готовом виде; отступаем ещё по 0,5 см внутрь от краев, вычерчивая квадрат со стороной 30 см. 0,5 см - это как раз отступы на кайму. Все квадраты имеют, естественно, общий центр.

У сиденья моей табуретки закругленные края, которые в черчении называются сопряжениями. Но изучение вопроса, как правильно их построить, в данном случае лишено практического смысла, поэтому, если у вашей табуретки тоже закругленный края, советую сделать следующее: взять листок бумаги, перевернуть табуретку сидением вниз, и обвести закругленный угол по бумаге карандашом, совместив стороны листа со сторонами сиденья табуретки. Затем скруглить угол листа, отрезав ненужную часть по нарисованной линии ножницами. Потом кладем этот лист на ткань и обводим получившийся закругленный угол, поочередно совмещая его стороны со сторонами начерченных квадратов. Будьте внимательны при перемещении бумажного шаблона: скруглять углы надо у каждого из трех квадратов, каждый раз используя как направляющие стороны одного квадрата, а не смежные стороны других квадратов!

3. Нанесение рисунка вышивки на ткань.

Выбираем рисунок (в данном случае это "Поцелуй"), очерчиваем его параллельными линиями по самым крайним точкам, чтобы рисунок оказался вписанным в прямоугольник. В этом прямоугольнике проводим диагонали. Точка пересечения этих диагоналей - центр рисунка.

Как правило, несмотря на нажим, рисунок отпечатывается на ткани нечетко, поэтому обводим его тонким маркером. Я использую маркер для дисков.

4. Натягивание ткани.

Для натягивания ткани я использую раму-станок. Вы можете использовать удобный Вам станок для вышивания. Ткань должна быть натянута равномерно, без перекосов и провисаний. Это очень важный момент. Работа с неправильно натянутой тканью приводит к быстрой усталости рук и перекосам рисунка вышивки.

5. Подготовка ковровой иглы к работе.

Выбираем длину ворса будущей вышивки. Длина ворса определяется делением расстояния от центра косого среза иглы до пластмассовой ручки пополам. Я решила, что у чехла будет сантиметровый ворс, поэтому, открутив прижимной винт, я устанавливаю искомое расстояние в 2 см.

6. Вставляем нить в иглу.

Для вышивания губ нужна нить темно-красного цвета. Берем нитковдеватель. Вместо него можно использовать леску или проволоку, сложенную вдвое и свободно проходящую через трубку иглы. Я использую для этой цели леску. Вкладываем нить в нитковдеватель.

Затем протягиваем нитковдеватель через отверстие напротив косого среза.

Нить вставлена

7. Процесс вышивания.

Прокалываем иглой ткань, опуская иглу до упора. Иглу по траектории движения всегда держим косым срезом влево.

Аккуратно вынимаем иглу из ткани и, отступив 1-2 миллиметра, делаем следующий прокол. При обратных движениях иглу всегда держим вплотную к поверхности ткани. Распространенной ошибкой в данной технике является высокое поднятие иглы над поверхностью ткани при обратных движениях, в результате чего длина ворса получается разной, а иногда это может привести даже к распусканию вышивки.

При изготовлении ковровой вышивки сначала обводятся контуры рисунка. Это позволяет строго разграничить области определенных цветов, чтобы случайно не проколоть иглой области других оттенков. Обведение контуров - один из маленьких секретов, благодаря которому ваша вышивка всегда будет выглядеть аккуратно.

Обводим контур губ. Помним, что косой срез иглы всегда должен быть направлен влево относительно траектории движения кисти руки по контуру рисунка.

Вот что получилось на изнаночной стороне.

Затем заполняем обведенный контур стежками нужного цвета. Иглу поочередно перемещаем между границами контура сначала вверх, потом вниз. Траектория заполнения элемента вышивки - справа налево.

Вышиваем элементы (замкнутые контуры) губ.

Ещё один маленький секрет. При вышивании фона надо делать отдельные и частые строчки стежков, выступающие из общего вышитого блока. Я называю их выступающими строчками. При вышивании я направляю их соответственно вверх и вниз. Они обеспечивают незаметность соединения вышитых блоков фона.

У этих строчек есть и другое назначение: иногда я использую их для плавного цветового перехода между оттенками нитей согласно рисунку.

Постепенно заполняем фоном ткань, ограниченную внутренним квадратом.

Выполнение 2-хцветного рисунка без премудростей позволяет овладеть начальными навыками ковровой вышивки.

Кайма образуется при обшивании края изделия петельным швом. Край изделия нужно подогнуть дважды на 5 мм: первый раз край подгибается в половину расстояния от внешнего контура изделия до контура следующего квадрата. Второй раз край подгибается непосредственно до границы ковровой вышивки.

Как же подогнуть скругленные углы?

Надрезаем ткань каждого угла до контура следующего квадрата (не надо надрезать ткань до границы ковровой вышивки!!! Это будет ошибкой!) 5 раз: дважды там, где начинаются скругления, один раз по центру скругления, и затем надрезаем центр каждого отрезка ткани, уже надрезанных нами.

Далее отрезаем нить нужной толщины в 2 раза больше требуемой для вышивания длины. Я использую тонкую нить в 6 сложений. Складываем нить пополам. Вставляем нить в иглу с широким ушком краями нити, а не сгибом. Делаем прокол иглой на границе с ковровой вышивкой, и вводим иглу в образовавшуюся петлю. Этот прием вдевания нити в иглу используют для закрепления нити без узелков, так называемый безузелковый метод закрепления нити на ткани .

Прокалываем ткань иглой с изнаночной стороны, вытягиваем иглу на лицевую сторону, пропускаем её через образовавшуюся петлю и её затягиваем. Таким образом мы обшиваем край петельным швом .

Когда нить заканчивается, то конец нити закрепляем опять же без узлов , делая несколько наметочных стежков в область, ещё не обшитую каймой. Когда каймой будет обшита вся верхняя часть чехла, то конец нити закрепляем так же наметочными стежками, только протягивать её надо под петлями каймы на изнаночной стороне.

5.9 Обработка изнаночной стороны изделия.

После того, как кайма выполнена, приступаем к обработке изнаночной стороны чехла (на примере другого изделия) .

Берем клей ПВА и разводим его в пластиковом стакане водой в соотношении 2:1 (2 части клея на одну часть воды) из расчета, что готового раствора должно получится 1/з общего объема стакана. Если приготовленного вами раствора не хватит для обработки, сделайте ещё.

Жесткой и широкой кистью для клея обрабатываем изнаночную сторону верхней части чехла. Под него надо положить ненужную ткань в несколько сложений (ветошь) и несколько слоев бумаги (например, газеты). Раствор клея не должен быть очень жидким, то есть нельзя допустить его вытекания с лицевой стороны. Раствор наносим кистью очень быстро, тут же размазывая по поверхности изнаночной стороны, чтобы не допустить полного впитывания. Обработка изнаночной стороны раствором клея является процедурой защиты вышивки от распускания, моли и всякого вида клещей, которым клей совсем не по вкусу)). Такая обработка повышает долговечность изделия в разы.

После того, как раствор нанесен, накрываем изнаночную сторону полимерной пленкой (можно использовать ненужный пакет-майку, разрезанный вдоль одной из боковых сторон, у которого отрезаны ручки и дно) и кладем сверху груз, например, стопки книг. Следите за тем, чтобы вес книг был распределен равномерно по площади изделия. Оставляем изделие в таком состоянии на 2 суток. После снятия груза по истечении этого периода, раскрываем изделие, убираем газеты и ткань, которая будет слегка влажной, кладем его на сухую поверхность в открытом виде и ждем несколько часов до полного высыхания изнаночной стороны. Если вы все сделали правильно, то изнаночная сторона должна быть гладкой на ощупь, нити не должны ощущаться.

После высыхания проклеиваем изнаночную сторону флизелином, чтобы придать ей эстетичный вид и иметь дополнительную защиту нитей от распускания.

II Изготовление нижней части чехла

6.1 Создание выкройки

Ткань для нижней части чехла расчерчиваем по изнаночной стороне, предварительно сложив края раскраиваемой ткани лицевыми сторонами друг к другу. Рисуем 2 квадрата с общим центром: первый со стороной 33 см, второй - со стороной 31 см. Он получается, если вы делаете отступы от внешнего квадрата вовнутрь на 1 см. Это будут припуски на швы. Для скругления угла используем полученный ранее шаблон. С одной стороны выкройки советую оставить плюсом припуск на швы ещё в 1 см: через эту сторону мы вывернем на лицевую сторону нижнюю часть чехла и аккуратно её застрочим. Лучше иметь припуски на швы с запасом во избежание непредвиденных проблем.

6.2 Пришиваем контактные ленты-липучки наметочным швом

Разрезаем контактную ленту-липучку длиной 66 см пополам. Получаем два отрезка по 33 см. Разъединяем половинки ленты.

Выкраиваем из синтепона квадрат со стороной 33 см.

Берем соответствующие половинки липкой ленты и пришиваем их наметочным швом к соответствующим серединам лицевой стороны одного из квадратов.

Последовательность приметанных деталей такова: самый нижний - синтепоновый квадрат, потом изнаночной стороной к нему лежит одна тканевая половинка нижней части чехла, далее приметаны соответствующие части липкой ленты, затем лицевой стороной к ним лежит вторая тканевая половинка чехла.

6.3 Сборка нижней части чехла

Стачиваем сложенные должным образом детали нижней части чехла по контуру, по трем сторонам . Ту сторону, где вы оставили дополнительный сантиметр припуска на швы, застрачивать не надо - через неё чехол выворачивается на лицевую сторону. Самый нижний слой при шитье - синтепоновый квадрат. Чтобы синтепон не цеплялся за выступающие части швейной машинки (механизм лапки и пр.), подложите под него бумажный квадрат, больший по размеру. Стачивайте детали вместе с ним. После сшивания бумага легко отделяется от чехла.

В итоге вы должны стачать 3 стороны нижней части чехла, пристрочив три отрезка липкой ленты. Один отрезок ленты велькро у нас приметан к четвертой стороне, ещё не прошитой нами.

Выверните на лицевую сторону стачанную деталь. Проверьте правильность соединения липких лент. Сметайте незашитые края четвертой стороны, подвернув ткань с каждой стороны внутрь на сантиметр. Стачайте их вместе с оставшимся отрезком липкой ленты, отступив от края 2-3 мм. Прогладьте утюгом получившуюся деталь. Простегайте её, проложив 4-5 строчек вдоль одной из сторон на примерно равном расстоянии друг от друга. Проложите строчку по контуру детали на расстоянии 3-4 мм от края. В итоге должно получиться примерно так:

6.4 Сборка изделия.

Так как кайма у нас красного цвета, берем тонкую швейную иглу и вставляем нить красного цвета. Аккуратно пришиваем верхню часть чехла к нижней, пряча ручные швы, то есть прокладывая их между частями.

Можно поступить и другим способом: пришить на углах обеих частей небольшие отрезки контактной ленты-липучки, с помощью которой они и будут крепиться друг к другу.

Результат наших стараний должен выглядеть так:

P.S. Этот мастер-класс снят лично мной. Девочки, кому не жалко, поделитесь ссылочкой с подругами, желательно через менюшку "Добавить в закладки" на самом сайте www.kovrodelkin.ru :) Также приглашаю всех рукодельниц к сотрудничеству . Моя рассылка: «Редкие техники креативного рукоделия» . Сейчас она немного сыровата, потому что туда включается только то, что делают сами рукодельницы, а не то, что тырят на простотах интернета. Поэтому прошу простить за это маленькое обстоятельство:) Мы усиленно работаем над её облагораживанием и наполнением:) Поэтому я буду благодарна всем, кто присоединится к проекту и проявит терпение, и всем-всем-всем, кто сам примет в нем активное участие !

Нежные и романтичные коврики в технике гобеленовой вышивки

Викторианские розы на коврик Вышивка крестом, схемы
.

Несколько интересных ковровых швов

Остановимся на нескольких гобеленовых швах .

Для вышивки больших работ хорошо подходит шов «Ренессанс» . Он вышивается по двойной канве. Сначала проводим нитку между двумя парами горизонтальных нитей канвы, лежащих близко друг к другу. Поверх этой нити делаем горизонтальные стежки по направлению снизу вверх. При этом проводим иглу через большие отверстия канвы и прокладываем рабочую нить через две пары нитей канвы. Закончив один рад, переходим на следующий по изнаночной стороне.

Оригинально смотрится восточный шов . Он выполняется косыми (наклонными) стежками. Первый стежок вышивается через одно переплетение двойной канвы, второй - через два, третий - через три, а четвертый - через четыре. Получаются треугольники, идущие друг за другом наискосок. Чтобы заполнить пустое пространство между ними, используем косой гобеленовый шов.

Шов «Корзиночка» начинаем вышивать от угла канвы. Стежки кладутся в порядке, указанном на рисунке. Каждый новый стежок начинаем между двумя стежками прошлого ряда. Этот шов требует значительного расхода ниток и не создает заметного переноса на канве.

Существует несколько очень простых стежков, которые даже не надо дополнительно объяснять - техника их выполнения понятна из схем. Эти швы называются «Папоротник» , «Шов веточкой» и «Перекрещенные крестики» .

Теперь давайте перейдем к более сложным швам. Если вы хотите вышить имитацию восточного ковра, вам нужно освоить бархатный (астраханский) шов . Его вышивают по толстой двойной канве или плотной ткани пушистыми шерстяными нитками. Бархатный шов выполняется горизонтальными рядами, которые нарабатываются снизу вверх. Проводим иглу через клеточку канвы, делаем свободную петлю и сразу же закрепляем ее крестиком - и так в каждой клеточке.

Чтобы петельки получались ровными, перекидываем их через палочку, которую кладем по направлению горизонтального ряда. Когда ряд окончен, вытаскиваем палочку и прикладываем ее к следующему ряду. Длину петельки рассчитываем, исходя из того, что каждая петелька должна покрывать две клеточки канвы в вертикальном направлении. Петельки каждого следующего ряда закрывают крестики предыдущего.

Закончив вышивать, разрезаем петли по вертикальным рядам с помощью острых ножниц. Если ворс вышел неровным, аккуратно подравниваем его ножницами.

Интересный вид ковровой вышивки - это вышивка келим . Этот старинный вид восточной вышивки очень простой в выполнении и невероятно красивый, но требует больших временных затрат. Главное в этой вышивке - правильно подобрать цвета. Слабые тона усиливаются яркими контурами, а яркие - ослабляются. Два однородных тона разделяются нейтральным. Большинство фигур восточной вышивки окаймляются полосой черного или темно-синего цвета.

Для вышивки келим используются крепкие и плотные нитки. Особенно внимательно нужно отнестись к исполнению контуров - оно определяет правильность всего рисунка. Вышив контур, можно приступить к заполнению фона прямыми линиями (оно не требует особого внимания). Светлые тона вышиваются после темных и как бы накладываются на темный фон. Нитки должны быть натянуты равномерно.

В принципе, это практически все основные швы и техники ковровой вышивки . Ковровая вышивка может применяться не только для изготовления ковров, но и для отделки сумок, мебели… да для чего угодно!

Итак первая схема для вышивки ковра:

Симпатичный коврик в технике ковровой вышивки отлично украсит интерьер любой из комнат вашего дома



Еще один красивый коврик

Схема вышивки

И еще один коврик