Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной статьи " Либерально попустительский стиль воспитания ". Расскажем, в чем заключается либеральный стиль воспитания, почему не стоит прибегать к крайностям в воспитании детей. И как правильно строить демократические отношения с детьми. Подробности в статье!

От того, какому стилю воспитания детей отдают предпочтение их родители, зависит не только их поступки и особенности характера, но и весь их дальнейший жизненный путь. Неоспоримое воздействие на процесс становления личности ребенка оказывает среда, в которой они развиваются и растут, а также поступки членов семьи (особенно родителей), стиль общения между родственниками и, в особенности, с самими детьми.

Стиль воспитания в семье оказывает непосредственное влияние на следующие факторы:

  • успеваемость ребенка в школе (причем не только в младшей, но и на протяжении всего периода обучения);
  • половая активность подростка и взрослого человека в дальнейшем; риск вовлечения подростков в плохие компании и участие в действиях преступного характера;
  • склонность к насилию, а также к безнравственным поступкам; чрезмерное употребление алкогольных напитков или наркотических веществ;
  • искаженная самооценка, осознание собственной роли в обществе и семье, сопоставление своих желаний и возможностей.

Одним из очень популярных стилей в последнее время является либеральный.

Либерально попустительский стиль воспитания

Такой стиль воспитания возник не сегодня, но определенные очертания обрел сравнительно недавно. Многие предпочитают называть его попустительским стилем или стилем вседозволенности, что, конечно же не совсем отражает действительность.

Этот тип воспитания считается полностью противоположным авторитарному. Родители в таких семьях стараются поддерживать теплые, скорее дружеские взаимоотношения с собственными детьми. Но при этом дисциплина по большей части хромает на обе ноги. Неоднозначным является тот факт, что родители в таких семьях как правило не возлагают на своих детей больших ожиданий, а считают счастье и психологический комфорт ребенка основой для его развития.

Конечно же, такой стиль воспитания — крайность. А крайность - это всегда плохо. Так, родители, увлекшись формирование счастливой и комфортной среды обитания для своего ребенка, зачастую полностью запускают вопросы дисциплины. В результате ребенок растет без осознания границ дозволенного и не склонен придерживается принятых в обществе рамок поведения, что затрудняет его социализацию.

При таком стиле воспитания возможен и еще более губительный для ребенка вариант, когда родители вовсе не участвуют в воспитании собственного ребенка и пускают его на самотек, что чревато самыми негативными и непредсказуемыми последствиями.

Таким образом, либеральный стиль воспитания приводит чаще всего к появлению «недолюбленных» или неуправляемых детей. Самыми распространенными являются следующие варианты формирования личности: самостоятельный, целеустремленный, излишне самоуверенный человек, который, к сожалению, может отличаться отстраненностью от собственного окружения и социума вообще.

Такой человек никогда не заботится о других, не думает об их нуждах, зачастую не понимает каким образом нужно проявлять близость к другим людям. Это одиночки по жизни, которые предпочитают сторониться людей и не желают участвовать в их жизни, а тем более сопереживать им или поддерживать их. Люди, живущие вне рамок и законов, принятых в обществе. Они, как правило, придерживаются принципа вседозволенности и считают, что не обязаны придерживаться каких бы то ни было норм поведения. Очень части такие люди могут вставать на криминальный путь. Они отличаются неумением держать слово и редкой безответственностью.

Либеральный стиль воспитания детей далеко не оптимален, но если все же нет возможности и желания отказываться от него полностью, то его всегда можно скорректировать. Вот некоторые советы по этому поводу:

  1. Следует интересоваться нуждами ребенка, уделять ему как можно больше времени. А самое главное, во взаимоотношениях родителя и ребенка неизменно должен присутствовать родительский авторитет.
  2. Необходимо установить для ребенка несложные правила, которым он должен следовать, объяснять и демонстрировать ему необходимость следования правилам в школе, кружке, на улице, в транспорте и т.д.

Важно помнить, что нет стопроцентно правильного способа воспитания детей. Воспитание – процесс ежедневных экспериментов и регулярных консультаций с профессионалами. И все непременно получится!

Рекомендуем обязательно прочитать статью « ». Узнаете как отношение родителей к своим детям сказывается на дисциплине детей. Почему нельзя допускать в отношениях с детьми как гипертрофированную любовь, граничащую с вседозволенностью, так и проявление всеобщих запретов и абсолютного контроля. Подробности в статье!

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Отношения между детьми и родителями – основа будущей жизни ребенка. Очень многое зависит в будущем детей от того, какие существуют отношения в семье, и насколько они удачные. На сегодняшний день есть три основных типа отношений между взрослыми и детьми, отражающих основные ситуации в семье.

Итак, какие типы отношений взрослых и детей есть в семьях вообще, и какой тип отношений сложился именно в Вашей семье?

  1. Либеральный тип отношений взрослых и детей присущ самым демократичным семьям
    Данный тип отношений основывается на том, что родители – авторитет, но они выслушивают мнение своих детей и принимают его в счет. В семье, где царит либеральный тип общения, ребенок соблюдает дисциплину и определенные правила, но при этом он знает, что родители всегда его выслушают и поддержат.


    Дети, которые выросли в такой семье, обычно очень отзывчивые, умеют себя контролировать, самостоятельны, уверены в себе .
    Данный тип общения в семье считается очень эффективным , так как помогает не потерять контакт с ребенком.
  2. Попустительский тип отношений взрослых с детьми — самый анархичный стиль семейного уклада
    В семье, где царит попустительский стиль общения, чаще всего процветает анархия, так как ребенку дают слишком много свободы. Ребенок становится диктатором для собственных родителей и не воспринимает никого в своей семье всерьез. Родители в таких семьях чаще всего сильно балуют детей и позволяют им больше, чем позволяют остальным детям.
    Первые последствия такого общения в семье начнутся сразу после того, как ребенок пойдет в сад. В детских садах существуют четкие правила, а дети в таких семьях не привыкли вообще ни к каким правилам .


    Чем старше будет становиться ребенок, выращенный в «попустительской семье», тем больше будет проблем. Такие дети не привыкли к ограничениям и считают, что они могут делать все, что хотят.
    Если родитель хочет сохранить нормальные отношения с таким ребенком, то следует установить границы для ребенка и заставить соблюдать правила поведения. Нельзя начинать ругать ребенка, когда вам уже надоело его непослушание. Это лучше делать тогда, когда вы спокойны и способны объяснить все без лишних эмоций – это поможет ребенку понять, чего конкретно вы от него ждете.
  3. Авторитарный тип отношений взрослых и детей в семье основан на жестком подчинении и насилии
    Этот тип отношений подразумевает, что родители слишком многого ждут от своих малышей . У детей в такой семье обычно крайне низкая самооценка , иногда у них возникают комплексы по поводу своих умений, своей внешности. Родители в таких семьях ведут себя очень свободно и полностью уверены в своем авторитете. Они считают, что дети должны полностью им подчиняться . Причем достаточно часто происходит так, что родитель даже не может объяснить свои требования, а просто давит на ребенка свои авторитетом. Читайте также:


    За провинности и несоблюдения правил ребенка строго наказывают . Иногда наказывают и без причины — просто потому, что у родителя нет настроения. Авторитетные родители не показывают чувств к своему ребенку , поэтому очень часто дети начинают сомневаться — любят ли они его вообще. Такие родители не дают ребенку права выбора (очень часто даже работа и супруг – выбор родителей). Дети авторитетных родителей привыкли беспрекословно подчиняться , поэтому в школе и на работе им довольно тяжело – в коллективах слабых людей не любят.

В чистом виде эти типы отношений можно найти очень редко. Чаще всего в семьях объединяются несколько стилей общения . Отец может быть авторитарным, а мама придерживается «демократии» и свободы выбора.

Конструктивные стили

требования руководителя исходят не от него лично, а от имени всего коллектива, через особо уполномоченных лиц. Избегает прямых требований, предпочитает намеки

При обсуждении сложных вопросов привлекает широкий круг сотрудников

Готов признавать ошибки, старается их исправить.

Критику воспринимает спокойно, адекватно сложившейся ситуации.

Либерально-демократический стиль (стиль заботливый): поддерживает инициативу сотрудников, большое значение придает моральному и материальному стимулированию; избегает конфликтов, стремится решать сложные вопросы только путем согласия

Деструктивные стили управленческой

в распоряжениях доминирует требование – приказ, требование-условие, требование-угроза;

очень ценит свое слово, любит цитировать самого себя;

умело опирается на метод «кнута и пряника»

строго соблюдает субординацию

конфликтов избегает, но только потому что не хочет « выносить сор из избы»

слово идет впереди дела. Охотно дает громкие обещания, но не всегда их выполняет;

больше полагается на вдохновение, чем на точный расчет, поэтому может часто допускать ошибки, но быстро исправляет их;

Конфликтов избегает. Но в конечном итоге может свести счеты с оппонентом.

внешняя простота, неформальный стиль общения с сотрудниками;

способность решать вопросы « на ходу», вне кабинета, без лишних формальностей.

не терпит возражений, критики;

охотно идет на конфликты и упорно доводит их до конца;

неразборчив в средствах достижения цели;

Оказывает сильную поддержку приближенным и противодействует оппонирующим сотрудникам

Либеральный стиль (попустительство);

низкий уровень требовательности, перерастающий в попустительство;

боязнь конфликтов, стремление уйти от них любой ценой;

боязнь самостоятельно принимать решения, что приводит к бесконечным заседаниям

10. Международные факторы внутригосударственных решений.

а) Политический режим (методы осуществления политической власти, мера участия граждан в управлении, степень политической свободы).

Виды политических режимов:

Тоталитарный.

б) Управленчиский стиль.

Виды стилей:

11. Значение профессиональной компетентности руководителя и исполнителей в процессе принятия и реализации государственного и муниципального решения.


отличительным признаком понятия «профессиональная компетентность» является «персональная возможность должностного лица реализовывать определенные полномочия». Таким образом, под профессиональной компетентностью мы понимаем персональные возможности должностного лица, позволяющие ему действовать конструктивно в рамках определенной профессиональной компетенции.

Персональные возможности включают в себя:

– интеллектуальные, творческие и эмоционально-волевые способности человека;

– потенциалы личностного развития;

– социокультурные качества гражданина страны;

– профессиональные способности к выполнению служебных обязанностей;

– профессиональную готовность к конструктивной деятельности и профессиональному развитию.

12. Система консультативно-совещательных органов, влияющих на принятие политических решений Президентом РФ.

13. Виды политических решений, их структура и особенности реализации.

Политическое решение в «чистом» виде - это:

Послание презиента,

Закон, принятый представительным органом власти или всенародным голосованием;

Полит.решение фед.собрания

Постановление органов исполнительной власти;

Стратегии – полит.решения правительства;

Особенности: Во-первых, политическое решение почти всегда представляет собой не единоличный и одномоментный акт руководителя, а сложный комплексный процесс, в котором задействованы по крайней мере несколько человек, а в ряде случаев и целые коллективы. Во-вторых, особенность политического решения в том, что оно почти всегда затрагивает одну из сфер жизни общества в целом либо больших социальных групп

Все разнообразие политических решений можно подразделить на пять типов:1) законы и постановления высших органов власти; 2) решения местных органов власти; 3) решения, принимаемые непосредственно гражданами; 4) решения высших органов политических партий и общественных организаций; 5) решения местных органов политических партий и общественных организаций. Как видно, первый и второй типы решений принимаются представительными и исполнительными органами власти, третий - непосредственно населением, четвертый и пятый негосударственными организационными структурами политической системы.Решения, которые принимают непосредственно граждане, могут быть как общего значения (выборы высших органов власти, референдумы), так и местного масштаба (выборы в местные органы власти, общие собранияжителей).Решения высшего органа власти определяют содержание действий как в отношении самой системы органов власти, так и внешней среды.Решения, принимаемые политическими партиями, общественными организациями и группами , могут касаться их действий по отношению к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным общественным структурам, а также любым другим элементам социальной системы.

14. Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении: нормативно-правовая основа, практика реализации, направления научно-методологической модернизации.

Программно-целевой этап: (из слайдов)

Определение субъектов реализации технологии достижения управленческой цели

Определение функциональных задач субъектам реализации технологии

Проектирование взаимодействия субъектов реализации государственного решения

Нормативное закрепление принятого государственного решения

Правительство на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика, который несет ответственность за составление и реализацию целевой программы.

Реализация программно-целевого метода в современных условиях России осуществляется в виде федеральных целевых программ (ФЦП), которые являются одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и другие процессы.

Выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года).

15. Организация подготовки антикризисного государственного решения.

Для подготовки необходимо исследовать и выявить проблему

Затем ее концептуализировать

Определить основные задачи

Спроектировать решение проблемы

Организовать реализацию

16. Организация исполнения антикризисного государственного решения.

Технологическую схему антикризисного управления можно представить в виде восьми блоков.

Блок 1. Создание специализированной рабочей группы. Группа может быть выделена в отдельное подразделение в организационной структуре.

Блок 2. Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению. При нецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации – поиску новых целей, планированию по ним специальных мероприятий. Если есть обоснование целесообразности и своевременности «включения» антикризисного управления, совершается переход к блоку 3.

Блок 3. На этом этапе создаются антикризисные управленческие решения.

Важнейшим этапом является получение необходимой информации о ситуации в организации, структурно-морфологический анализ ситуации, определение необходимых ресурсов, определение путей вывода организации из кризисной ситуации, проверка возможности достижения поставленных целей.

Блок 4. На четвертом этапе создается система реализации мероприятий по разрешению острых противоречий в организации.

При этом группой специалистов, подготовившей эти решения, определяются их конкретные исполнители. Исполнитель должен располагать необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения антикризисного управленческого решения, а также обладать знаниями и навыками по управлению кризисными ситуациями.

Блок 5. На этом этапе антикризисного управления осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.

Блок 6. На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации. Если качество выполнения управленческого решения удовлетворяет критериям эффективности, т. е. в деятельности организации установлена положительная динамика развития, начинается следующий этап антикризисного управления.

Блок 7. Теперь проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, определению стадии антикризисной программы.

Блок 8. На заключительном для данной технологической схемы этапе антикризисного управления разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование позволяет, если не избежать кризисной ситуации, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

2. Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.

3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.

4. Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

5. Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.