Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование в процессе изучения курса педагогики.

Как известно, умения – это способность человека применять имеющиеся у него знания на практике в различных условиях. Знания являются как бы инструментом по отношению к умениям. Без знаний не бывает умений. Однако и знания без умений не дают возможности человеку успешно работать. Умения формируются в деятельности. Имея знания, человек может постепенно научиться тем или иным практическим действиям, идя путем проб и ошибок. Тем не менее, более рациональным является путь целенаправленного формирования умений в процессе обучения. Для того чтобы обеспечить эту целенаправленность, надо знать:

1) какие умения формировать; 2) каковы условия формирования умений; 3) каковы способы формирования умений.

Воспитатель ДОУ должен обладать психолого-педагогическими, частнометодическими и специальными умениями.

Психолого-педагогические умения наиболее обобщены и относятся ко всей педагогической деятельности воспитателя. Это умение аналитические, коммуникативные и др. о них пойдет речь дальше.

Частнометодические – это специфические умения, связанные с обучением или организацией конкретной деятельности, например умения обучать рисованию, ритмическим движениям, пению и т.д. обучении этим умениям осуществляется в процессе изучения частных методик. Однако и при изучении курса педагогики у учащихся формируют частнометодические умения, например умения, организовывать игровую, трудовую деятельность детей, руководить ею.

Специальные умения – это умения в той области деятельности, которой обучают детей. К ним относятся умение рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать, выполнять физические упражнения, движения под музыку и т.п.

Перечень умений, необходимых специалисту в работе, формируется на основе анализа профессиональной деятельности и находит отражение в профессиограмме.

Выделим психолого-педагогические умения из профессиограммы воспитателя ДОУ.

Аналитические умения: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка; анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации активного педагогического воздействия; анализировать и оценивать реально существующие педагогические явления, причины, условия и характер их возникновения и развития (например, агрессивность, враждебность у определенной части детей группы, недисциплинированность, чрезмерная возбудимость отдельных детей); анализировать педагогическую деятельность других воспитателей (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе; анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности.

Проектировочные умения (проектирование результатов педагогических воздействий, планирование путей осуществления педагогических воздействий): проектировать развитие личности каждого ребенка и коллектива в целом; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей; выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения; планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей; теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы.

Конструктивные умения подготовка к реализации учебно-воспитательных задач): анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности детей; осуществлять дидактическую переработку материала, превратить его в доступный детям, отвечающий конкретным дидактическим или воспитательным целям; расчленять каждое действие (культурно-гигиенические, трудовые, изобразительные, физкультурные и другие умения и навыки) на отдельные операции, обосновывать значение каждой операции; находить наиболее рациональное решение, связанное с размещением детей во время разных видов деятельности, с одновременной организацией детей для выполнения различных видов деятельности; обоснованно с учетом психологических особенностей дошкольников определять логическую структуру организации занятий и отдельных моментов в режиме дня.

Организаторские умения: управлять поведением и активностью детей; увлекать ребят играми, занятиями и другими перспективами; группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей; быстро принимать оптимальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; применять целесообразную для данной ситуации форму требований, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и конкретных педагогических условий; четко, лаконично и доступно объяснять детям задания, требования, правила.

Коммуникативные умения: устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, а также с их родителями; находить контакт и правильный тон при общении с разными людьми в разных обстоятельствах; располагать к себе детей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям.

Умения, необходимые для контроля за ходом педагогического процесса и регулирования его: видеть одновременно всех детей; определять по внешним проявления и поступкам детей изменение их психологического состояния, понимать и объяснять поведение детей в конкретных жизненных ситуациях; своевременно и разумно менять поставленные педагогические задачи с учетом ответных реакций детей на педагогические воздействия и конкретных условий; по ходу выполнения детьми заданий давать им необходимые дополнительные указания и разъяснения, вносить поправки в их действия; регулировать взаимоотношения между детьми, разбираться в конфликтах и устранять их; усложнять требования и стимулировать ход деятельности, учитывая успехи и достижения воспитанников.

Умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач: анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и поставленными педагогическими задачами; выделять сравнительную эффективность применяемых средств и методов воспитательно-образовательной работы; анализировать природу достижений и недостатков в профессиональной педагогической деятельности; соотносить свой опыт с педагогической теорией; на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать педагогические задачи.

Таков перечень основных общепедагогических умений, которыми должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста, имеющий среднее специальное образование.

Рассмотрим теперь частнометодические умения (на примере руководства сюжетно-ролевыми играми – одним из наиболее специфических видов деятельности детей).

Чтобы успешно руководить сюжетно-ролевыми играми, воспитатель должен уметь наблюдать игры детей, анализировать их, устанавливать (диагностировать) уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом (содержание игр, характер взаимоотношений детей); проектировать развитие игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом, планировать приемы, направленные на развитие игры; обогащать впечатления детей, для того чтобы игры стали боле разнообразными, интересными (воспитатель отбирает соответствующий литературный материал, трансформирует его таким образом, чтобы он был доступен детям, организует экскурсии, рассказывает ребятам что-либо из своего личного опыта, показывает иллюстрации, чтобы вызвать у детей желание отразить полученные впечатления в игре). Не менее важными в руководстве сюжетно-ролевыми играми являются умение взрослого организовывать начало игры, побуждать детей к игре, предлагать им новую игру, планировать ее подготовку и содержание; проектировать содержание конкретной сюжетно-ролевой игры (предоставлять возможное ее развитие, предвидеть, как она будет проходить у конкретной группы детей); развивать игру в соответствии с воспитательно-образовательными задачами (предлагать новые роли, игровые действия, ситуации); вопросами, советами обогащать содержание игры, включаться в игру с детьми, прямыми способами (показ и пояснение) обучать маленьких детей игре.

Итак, мы знаем, какие психолого-педагогические и частнометодические умения по руководству сюжетно-ролевыми играми необходимо развивать у наших учащихся. Формирование этих умений осуществляется как на занятиях по курсу педагогики, так и в процессе педагогической практики. Направляет, организовывает, контролирует весь процесс обучения преподаватель педагогики.

Мы уже говорили, что умения формируются в деятельности. Как же организовывать деятельность учащихся, чтобы выработать у них необходимые умения? Для этого нужны определенные условия:

    Планомерное и целенаправленное обучение. Преподаватель планирует последовательное обучение умениям в связи с изучением теоретического учебного материала.

    Осознанная деятельность учащихся по овладению умениями. Уже на вводных занятиях по педагогике преподаватель объясняет, какими умениями, необходимыми воспитателю для успешной работы, должен овладеть будущий специалист. При выполнении каждой практической работы преподаватель указывает не только ее содержание и конечный результат, но и те педагогические умения, которыми овладевает специалист в ходе ее выполнения. Например: «Сегодня на занятии мы будем анализировать на основе ваших наблюдений состояние игровой деятельности детей ваших групп. Анализ необходим для того, чтобы правильно ставить задачи в руководстве играми. Вы уже определяли уровень учебной деятельности у отдельных детей своей группы. Способы анализа примерно одинаковы. Вспомним, как мы анализировали и оценивали состояние учебной деятельности детей».

    Наличие знаний у учащихся. Для того чтобы выполнить названное выше задание, учащийся должен знать, по каким показателям может проводится анализ уровня развития игровой деятельности (тематика, сюжет игры, количество участников, наличие наделенных разными функциями ролей, способ применения игрушек и предметов в игре, характер общения и др.) и какой уровень характерен (задан программой) для детей данного возраста.

    Осознание цели и способов действий. Выполняя работу, учащийся должен знать о ее назначении, цели (в нашем примере – установить уровень развития игровой деятельности, чтобы затем наметить задачи по дальнейшему руководству играми детей) и о том, каким образом ее можно достигнуть (на основе записей игр определить, соответствует ли требуемому уровню каждый показатель игровой деятельности; выявить, какие стороны игры находятся на достаточно высоком уровне, по каким показателям уровень недостаточен; на основании проведенного анализа дать общую описательную оценку развития игровой деятельности детей).

    Неоднократное выполнение действий в варьирующихся условиях. Чтобы сформировалось, необходимо применять его много раз в новых условиях. Например, целесообразно проанализировать не одну игру, а несколько или же дать оценку игровой деятельности не одной, а нескольких групп детей. Полезно на уроке под руководством преподавателя педагогики анализировать игру одного вида, а в ДОУ вместе с руководителем подгруппы практикантов – другого вида и т.п. следует иметь также в виду, что психолого-педагогические умения легко переносятся с руководства одной деятельностью детей на другую; учащиеся должны лишь усвоить их алгоритм (определенный порядок, последовательность действий). Так, научившись анализировать и оценивать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков детей при изучении темы «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», учащийся без затруднений использует это умение при анализе любой другой детской деятельности.

Зная перечень формируемых умений и условия их выработки, мы без особого труда определяем формирования умений: это решение педагогических ситуационных задач, анализ педагогических ситуаций, выполнение практических заданий, практическая деятельность учащихся с детьми в ДОУ. Так как последняя представляет собой область педагогической практики, ею руководит преподаватель – руководитель подгруппы практикантов. Однако преподаватель педагогики, обеспечивая связь теоретического обучения с практикой, часто дает задания учащимся по наблюдению за детьми, проведению с ними отдельных воспитательных мероприятий в ДОУ. Делается это для того, чтобы впоследствии на уроке проанализировать выполнение задания или опереться на опыт учащихся. Вот примеры заданий по оценке педагогической ситуации, запись которой осуществляется на практике, а анализ – на уроке педагогики: «Запишите жалобы детей и реакцию на них воспитателя. Проанализируйте педагогическую ситуацию, дайте ей оценку». Или: «Наблюдая за сюжетно-ролевой игрой детей, попробуйте включиться в нее, взяв на себя какую-нибудь второстепенную роль («больного» в игре во «врача», «покупателя» в игре «магазин», «пассажира» в игре в «поезд» и т.п.)». опираясь на опыт учащихся, преподаватель на следующем уроке показывает различные приемы поддержания и развития сюжетно-ролевой игры воспитателем путем включения в нее второстепенных ролях. В процессе выполнения практического задания в ДОУ у учащихся формируется одно из умений руководства сюжетно-ролевыми играми.

Следует учитывать, что далеко не все психолого-педагогические умения могут формироваться на уроках. На занятиях учащиеся учатся анализировать (на основе наблюдений в ДОУ), проектировать и конструировать (планировать) свою педагогическую деятельность. Организаторские, коммуникативные умения, умения контролировать деятельность детей формируются только в процессе непосредственного общения и работы с ними.

Попытки организовывать «деловые игры», в которых одни учащиеся на себя роли «педагогов», а другие – «детей», как правило, не умеют большого успеха, потому что выполняющие роль «детей» не могут ее сыграть так, чтобы «педагог» попал в реальную ситуацию общения с ребенком. Самое большее, что может преподаватель на уроке, - это назвать, объяснить и продемонстрировать отдельные приемы организаторской, коммуникативной или контролирующей деятельности, то, что в педагогике принято называть техникой педагогической работы. Отработка педагогической техники (умения владеть голосом, жестом, мимикой, распределять и последовательно переключать внимание, привлекать внимание к себе, четко формулировать задачи, задания, лаконично и доступно объяснить смысл задания и др.) необходима. Для этой цели хороши были бы специально разработанные упражнения и задания. Однако если в колледже сложились прочные традиции, если в нем живет «педагогический дух» и высокая требовательность к воспитанникам, то овладение педагогической техникой происходит в ходе всего учебного процесса и внеучебной работы.

Вот, к примеру, некоторые единые требования к учащимся, выполнение которых на любом предмете способствует овладению педагогической техникой: «Следите за порядком на своем рабочем месте в аудитории – это нужно вам, чтобы выработать привычку содержать в порядке рабочий стол воспитателя.

Слушайте внимательно ответ учащегося, приучайте себя вникать как в построение фраз, так и в смысловое содержание. Это поможет вам правильно оценивать ответы детей, поправлять допущенные ими ошибки.

Говорите связано, свободно, достаточно громко, эмоционально, убедительно, чтобы научиться общаться с детьми, рассказывать им, объяснять».

Что касается аналитических, проектировочных и конструктивных умений, то они формируются на учебных занятиях по педагогике и частным методикам. Если аналитические умения опираются преимущественно на знание психологии, то проектировочные и конструктивные – на знания педагогики и частных методик. Следует иметь в виду, что умения эти тесно связаны между собой. Сам по себе анализ не имеет смыслового значения, если учащийся на основе его не проектирует свою дальнейшую деятельность (ставит цели, выдвигает задачи) и не конструирует ее (отбирает содержание, выбирает рациональные для каждого случая формы, методы и средства обучения и воспитания). Поэтому на формирование профессиональных умений должна быть направлена система практических занятий и заданий, как бы охватывающая эти три группы умений. В методических рекомендациях к изучению темы «Игра» показан примерный комплекс таких практических занятий.

Практические работы по специфике деятельности учащихся могут быть подразделены на:

    Анализ педагогических ситуаций. В качестве педагогической ситуации используется либо наблюдение учащегося, либо пример из художественной или педагогической литературы, либо специально подобранные задачи. Учащиеся должны проанализировать и оценить ситуацию: указать причины и мотивы поведения детей, действий педагога или родителей; выявить допущенные педагогические ошибки; высказать суждение о возможных вариантах действий.

    решение педагогических ситуационных задач. Учащемуся предлагается спланировать, спроектировать свою деятельность, выбрать наиболее целесообразные, но его взгляд, способы и средства педагогического воздействия при заданных педагогических условиях. Эти условия могут быть либо сформулированы в задаче, либо являться результатом предварительной аналитической деятельности на основе наблюдений. Их можно взять из практического опыта учащегося.

    1. На основе анализа игровой деятельности детей вашей группы спланируйте перспективы ее развития: какого уровня игровой деятельности хотели бы вы добиться в течение ближайшего полугодия? Какие приемы вы используете для этой цели?

      На основе составленной вами характеристики культурно-гигиенических навыков отдельных детей в группе сформулируйте задачи их совершенствования с учетом программных требований.

Педагогика – это целая наука, изучающая методы воспитания человека. Особенный уклон при этом делается на развитие личностных качеств в детско-юношеский период. Предметом педагогики выступает процесс направленного развития и формирования личности. Объектом научного подхода выделяют воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Говоря о воспитании в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен привить навыки поведения в обществе и подготовить к более серьёзным задачам, которые ожидают ребёнка в начальной школе. Качества педагога ДОУ при этом играют важную роль в достижении намеченной цели.

Оценка ключевых факторов в работе педагога

К воспитателю всегда выдвигаются высокие требования. Ведь родители ожидают, что в образовательном учреждении их чадо получит полный набор знаний и навыков, способствующих беспрепятственно пройти начальную школу. Оценка профессиональных качеств воспитателя – это неотъемлемая процедура, которая должна выполняться не только при приёме на работу новых кадров, но и регулярно проводиться среди уже укомплектованного персонала. Понятие «качество профессиональной деятельности» подразумевает степень удовлетворённости потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса. Обычно сюда входят родители, преподаватели, дети и представители административной системы. Профессиональные качества воспитателя нашли своё отображение в популярной модели В.Д. Шадрикова, который в своих трудах выделяет шесть основных компетентностей:

  1. Наличие личных качеств, способствующих профессиональному росту.
  2. Умение грамотно распределять цели и задачи для их эффективного достижения и решения в максимально короткий период времени.
  3. Выбор мотивирующих факторов для участников образовательного процесса.
  4. Профессиональная компетентность в вопросе подбора информационных материалов, которые используются в педагогической сфере.
  5. Развитые навыки разработки обучающих программ, методических материалов и тематической литературы, способствующих развитию личных качеств у детей дошкольного возраста.
  6. Компетентность в организации педагогической деятельности на разных этапах педагогических процессов.

Идеальный педагог – это человек, который регулярно развивается, повышает свои профессиональные знания и навыки. Например, проходит курсы повышения квалификации в Школе Менеджера образования (school.menobr.ru). Сейчас в Школе открыты 6 практических курсов для воспитателей и 8 – для заведующих ДОО. Учиться можно без отрыва от работы, в любое удобное время. По итогам обучения каждый слушатель получает удостоверение установленного образца.

Оценка навыков педагога по четырёхуровневой модели

Развитие информационных технологий и внедрение новых методов обучения требует от воспитателя навыков, способных помочь ему подстроиться под возможные изменения. Профессиональные качества воспитателя детского сада или его компетенцию можно разделить на несколько уровней:

  1. Слабо профессиональный уровень. Определяет недостаточный уровень компетенции для ведения педагогической деятельности. Поведение воспитателя мешает достижению конкретно заданных целей и вызывает значительные трудности в процессе ведения профессиональной деятельности. На данном этапе рекомендуется активно развивать личные навыки преподавателя и следить за успехами.
  2. Базовый уровень определяет наличие профессиональных навыков для успешного решения несложных задач. Рассматриваемый этап служит допуском для работы с детьми, однако требует продолжения обучения через невозможность достичь выдающихся результатов. Уровень часто рассматривается как базовый.
  3. Профессиональный уровень может говорить о том, что преподаватель обладает достаточными навыками для решения сложных задач в процессе воспитания, а также для разработки индивидуальных методик. Действия, направленные на реализацию педагогического процесса отличаются эффективностью не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Уровень служит ориентиром для большинства учителей и воспитателей.
  4. Высокопрофессиональный уровень говорит о том, что учитель смог достичь максимального уровня при развитии своих навыков. Может свободно применять профессиональные и личностные качества для решения сложных и нестандартных задач. Может смело заниматься педагогическими разработками для повышения квалификации педагогов, которые находятся на нижнем уровне.

От профессионального уровня воспитателя зависит развитие дошкольников. В Школе Менеджера образования на сайте school.menobr.ru есть обучающая программа “Компетенции воспитателя" . В ходе учебы педагоги узнают все особенности воспитания дошкольников и получат инструменты для работы с детьми. По итогам обучения оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Валидность различных методов оценки компетенций

Существование множества методов оценки личностных качеств говорит о том, что не существует единого механизма, который смог бы точно дать ответ на вопрос о профессиональной пригодности кандидата. Поэтому каждый из оценочных способов имеет свой показатель валидности. Валидность – эмпирический показатель, который отображает, настолько оптимально метод раскрывает весь потенциал кандидата. По этому показателю зачастую выбирается инструмент диагностики. Ниже в Таблице 1 приведены коэффициенты корреляции для некоторых оценочных процедур.

Таблица 1 - Валидность различных методов оценки компетенций.

Оценочная процедура

Примерный интервал

эмпирической валидности

(коэффициента корреляции)

Интервью (оценки интервьюера без специальной подготовки в области ассессмента)

Тест-опросники личностные (характерологические, мотивационные)

Проективные методики

Тесты способностей и интеллекта

Оценки включенных наблюдателей

(опрос «360 градусов»)

Тесты квалификационные

Ассессмент (деловые игры, экспертные оценки имитационных упражнений)

Валидность не сможет дать ответ на вопрос: Каким должен быть воспитатель детского сада? Но с помощью данного показателя вы можете легко выбрать необходимый инструмент для проведения оценки профессиональных способностей воспитателя.

Оценивайте личностные и профессиональные качества не только кандидатов на должность воспитателя, но и действующих педагогов. Для этого проводите аттестацию внутри ДОО. Чтобы на аттестации воспитатели показывали высокие результаты, регулярно отправляйте их на курсы повышения квалификации. Удобнее всего это делать дистанционно, без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два варианта.

Вариант 1. Обучение в Школе Менеджера образования на сайте . Этот вариант подойдет тем руководителям, которые хотят повысить квалификацию педагогов точечно. Например, отправить учиться одного-двух человек. Сам руководитель тоже может учиться в Школе: в ней много подходящих обучающих программ.

Вариант 2. Учеба через Академию Ресурсы образования . В Академии удобно обучать группу педагогов. Например, 10 человек. Платить за учебу каждого отдельного воспитателя не придется. Руководитель приобретает единый доступ к порталу, добавляет в него нужных педагогов и отправляет им приглашение на обучение.

В обоих случаях педагоги получат удостоверения о повышении квалификации установленного образца. Учиться можно в любое время и из любой точки мира. Нужны только компьютер, планшет или телефон и доступ к интернету.

Разбор принимаемых резюме воспитателей

Кандидаты на получение должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении в обязательном порядке предоставляют резюме, где указывают информацию о себе и о профессиональных качествах. Правильно оформленный документ предоставляет работодателю необходимые данные при отборочном этапе. Таблица 2 содержит обязательные пункты, которые должны быть высветлены в резюме.

Таблица 2 – Блоки для резюме.

Характеристика

Личная информация

Ф.И.О., место жительства, возраст, семейное положение, контактные данные.

Назначение документа

указание на конкретную соискаемую должность или круг должностей (например, «Цель резюме - соискание должности воспитателя детского сада»).

Образование кандидата

перечисление оконченных учебных заведений, пройденных курсов дополнительного образования.

Опыт работы соискателя

основные этапы трудовой деятельности, исполняемые трудовые функции, достижения.

Профессиональные навыки и познания соискателя

краткая информация о наличии профессиональной базы для ведения деятельности

Личные качества

перечисление актуальных для соискаемой профессии особенностей характера претендента на должность.

Дополнительные сведения

навыки, не имеющие значения для соискаемой должности, однако характеризующие соискателя как личность (увлечения, хобби; для тех должностей, для которых это не заявлено в качестве требования - владение иностранными языками, владение навыками работы на ПК).

характеристики с прежних мест работы или указанные в самом резюме контакты прежних нанимателей, могущих дать положительную оценку профессиональному уровню соискателя.

Информация в документе должна быть представлена в виде структурированных блоков, построенных по логической цепи. Представленный в Таблице 2 способ является классическим и часто используется при приёме на работу.

Обязанности воспитателя в ДОУ

Пройдя квалификационный этап, воспитатель начинает свою профессиональную деятельность в ДОУ. Федеральные государственные образовательные стандарты строго регламентируют обязанности воспитателя. Проект «Профессиональный стандарт педагога» четко определяет сферы занятий педагога и требования к уровню его профессиональной компетенции. Профессиональные навыки воспитателя должны помочь ему справляться с поставленными задачами:

  1. Обеспечения беспрерывного проведения педагогического процесса на высшем уровне в соответствии со стандартами, принятыми на территории дошкольного учебного заведения.
  2. Написание информативной базы и создание перспективных проектов для эффективного достижения целей по развитию группы детей.
  3. Поддержание навыков компетентности и принятие участие в деятельности дошкольной группы (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой).
  4. Обеспечение индивидуальной работы с ребёнком в случае возникновения у него каких-либо неудач в личностной и развивающейся сфере. Заключение об успехах или неудачах следует делать на основании личных наблюдений за детьми, их достижений в образовательной и культурной среде.
  5. Обеспечение моральной и физической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ.
  6. Поиск и оказания содействия узким специалистам при выявлении индивидуальных особенностей развития у ребёнка.
  7. Обеспечение социализации детей в группе, развитие навыков социализации с окружающим миром. Подготовка к переходу в другую группу перед выпуском.
  8. Оказание всесторонней помощи в защите прав детей.

Существует ряд медицинских рекомендаций, согласно которым работа воспитателем запрещается. К ним относятся нарушение зрения, речевого аппарата и слуха. Постоянные судороги, потери сознания. Наличие серьёзных сердечно-сосудистых заболеваний. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы. Проблемы с алкоголем, табакокурением или приёмом наркотиков.

Особенности нормативно-правовых отношений в детском саду

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и педагогом регулируются перечнем законов и норм. Ниже приведены некоторые особенности по организации рабочих отношений.

  1. Профессиональные качества педагога воспитателя оцениваются во время собеседования. При этом в случае отказа, в соответствии со ст. 64 ТК РФ кандидат может потребовать составить в письменной форме причину отказа. В этом случае работодатель обязан ответить на запрос. Поэтому при формировании вакансии, работодатель обязан указать все требования к будущему сотруднику. Иначе ситуация может обернуться незаконным отказом в получении вакантной должности и, в следствии, судебным разбирательством.
  2. Заключение трудового договора требует наличия ряда документов. В обязательном порядке предоставляются паспорт, страховое свидетельство, документы о тематическом образовании и уровне квалификации, справка о несудимости. При первом приёме на работу может отсутствовать трудовая книжка (первую запись в новой делает новый работодатель). Для военнообязанных лиц необходимо наличие военного билета.
  3. Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требует от педагога наличие образовательного ценза.

Профессиональная подготовка воспитателя детского сада требует систематизации знаний и последовательного подхода в вопросах образования. Они должны успешно сочетаться с личными чертами характера для достижения высокого профессионализма.

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет.
Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть своего времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.
Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.
Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.
Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.



Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:
1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности
2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса
3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.
Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.