Любовь. О ней написано огромное количество стихов и поэм. Ей посвящены песни и баллады. Ради неё совершались и совершаются самые великие героические поступки, и ради неё люди готовы пойти в огонь и в воду, на смерть и страдания. Подчёркивая важность и необходимость любви в нашей жизни, Владимир Высоцкий пел в своей знаменитой балладе о любви: «Я люблю, а значит - я дышу. Я дышу, а значит - я живу».
Действительно, без любви наша жизнь тускла и никчёмна, без любви человек - ничто. Вот как замечательно об этом написано в Библии: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы » (1-е Коринфянам 13:1-3 ).

Однако не нужно забывать, что любовь любви - рознь.

В английском и русском языках есть лишь одно слово, описывающее любовь. Санскрит (древнеиндийский язык) имеет 96 слов, определяющих любовь, а древнеперсидский — 80 . В Греческом языке есть несколько слов, которые могут быть переведены словом «любовь». Вот они: Эрос (eros), сторге (storge), филио (phileo), мания (mania) и агапе (agape). Пять разных слов и пять разных значений.

Поговорим об этом подробнее.

ЛЮБОВЬ-МАНИЯ

Манию трудно назвать любовью в полном смысле этого слова. Это — маниакальное влечение к кому-либо или чему-либо. С библейской точки зрения, такая любовь является идолослужением, поскольку обожествляет человека или же вещи, привязанность к которым испытывает человек, одержимый любовью-маниею. Греки расценивали такой вид любви, как прикосновение капризных греческих богов, потому что после этого прикосновения люди начинали себя вести нерационально. Библия называет этих языческих богов демонами.
Современное слово «маньяк» происходит от греческого «мания» и как нельзя лучше описывает человека, одержимого любовью-маниею.

ЛЮБОВЬ-ФИЛИО

Филио — это любовь, основанная на взаимных интересах и симпатиях. Это — разновидность условной любви, поскольку она базируется на каких-то определённых условиях. Если они выполняются, то любовь есть. Если они перестают выполняться, то и любовь прекращается.
Большинство браков основано именно на этой любви, потому они и заканчиваются разводами: общие интересы у мужа и жены заканчиваются, чувства и симпатии охладевают, и супругов больше ничто не держит в семье.

ЛЮБОВЬ-СТОРГЕ

Этот вид любви больше напоминает привязанность, будь то привязанность к человеку, вещи или животному.

  • Так, например, любовь-сторге как нельзя лучше описывает любовь к домашним питомцам - собакам, кошкам или попугайчикам.
  • Это также может быть любовь к определённому окружению, в котором вы выросли и к которому очень сильно привыкли.
  • Это также может быть привязанность к старой квартире или работе.
  • Также вы можете сказать, что любите мороженое. В данном случае слово «люблю» - это сторге.
  • Некоторые родители испытывают по отношению к детям именно этот вид любви - Любовь-привязанность.


ЛЮБОВЬ-ЭРОС

Это физическое, сексуальное влечение. Некоторые в просторечье называют его «химией». Если взаимоотношения между людьми базируются лишь на любви-эрос, то через некоторое время, когда физическое чувство проходит или ослабевает, пара распадается. Сравнить это можно с тем же эффектом, какой производит на ребёнка новая игрушка. Пока она новая, ребёнок с нею не расстаётся ни на минуту. Со временем (а у детей это происходит в течение нескольких дней) новая игрушка становится старой и надоедает. А когда появляется новая, она полностью вытесняет память о прежней любимой игрушке. То же самое происходит и с парами, строящими свои взаимоотношения на любви-эрос.

ЛЮБОВЬ-АГАПЕ

Это такой вид любви, который описывает сущность и характер Бога. Библия провозглашает: «Бог есть любовь » (1-е Иоанна 4:8 ). В оригинале используется греческое слово «агапе». Оно означает преданную, бескорыстную, безусловную и самоотверженную любовь.
Сам Господь Иисус Христос описывает эту любовь следующим образом: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих » (Ев. от Иоанна 15:13 ). Именно такую любовь Бог продемонстрировал Своей смертью на кресте за наши грехи.

ЧТО ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ?


Библия даёт следующее определение истинной любви: «» ().

Этот стих даёт описание истинной любви — любви агапе. Как видите, она не основывается на одних лишь чувствах и эмоциях. Наоборот, такая любовь подразумевает огромную ответственность. Наша же проблема состоит в том, что в поисках любви мы, зачастую, ищем совсем другого: острых ощущений, физического влечения, общности интересов, внешней привлекательности, популярности или богатства. И при этом, мы совершенно не готовы идти на какие бы то ни было жертвы, забывая о том, что настоящую любовь как раз отличает жертвенность и альтруизм.

Истинная любовь непременно проявляет себя в действии. Вот почему Апостол Иоанн, обращаясь ко всем христианам, сказал: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною » (Иоанна 3:18 ).
«Любить делом и истиною» - значит быть долготерпеливым и милостивым по отношению к своему возлюбленному; не завидовать, а радоваться его удачам и успехам; не превозноситься, не гордиться своими достижениями в сравнении с его. Любить по-настоящему - значит не искать своей выгоды во взаимоотношениях с любимым человеком, не раздражаться на него, не бесчинствовать - то есть не поступать непристойно, безнравственно, не проявлять неуважения и не подавлять его своим эгоизмом. Любить по-настоящему - значит доверять любимому человеку, покрывать любовью и терпением его недостатки и ошибки и, причём, делать это постоянно.

ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ОБЛАДАТЕЛЕМ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ?

Чтобы определить, какую любовь вы испытываете по отношению к близкому человеку, следует обратиться к Слову Божию. Прочитайте ещё раз библейский отрывок, описывающий настоящую любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт » (1-е Послание Коринфянам 13:4-8 ).
Попробуйте в этом отрывке вместо слова «любовь» подставить своё имя или местоимение «Я». Сравните свои взаимоотношения с близким и любимым человеком с эталоном настоящей любви, и вы увидите, действительно вы его или её любите, или это вам только кажется.
Если ваши взаимоотношения с любимым человеком соответствуют библейскому эталону истинной любви, то мы вас поздравляем. Вы можете с полным правом заявить, что являетесь обладателем настоящей любви.
Если же ваши взаимоотношения не совсем соответствуют или, наоборот, противоречат библейскому описанию настоящей любви, наберитесь смелости и признайте, что такие взаимоотношения любовью назвать нельзя. Возможно, между вами — любовь-филио, любовь-сторге или любовь-эрос, но никак не любовь-агапе!

КАК ОБРЕСТИ ЛЮБОВЬ-АГАПЕ?

Истина же заключается в том, что, будучи рабами своей греховной эгоистичной природы, люди не способны любить друг друга любовью агапе. Эта любовь свойственна одному лишь Господу Богу.
Свою любовь по отношению к нам Господь проявляет каждый день, но кульминацией Божьей любви к нам стала Его смерть на кресте за грехи всего человечества: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками » (Римлянам 5:8 ).

Бог есть любовь — любовь-агапе. Если мы позволим Ему жить в нашем сердце, Он станет источником этой нетленной и безграничной любви в нас. Сам Иисус Христос сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною » (Откровение 3:20 ).

Всё, что человеку нужно, — это открыть дверь своего сердца Иисусу и пригласить Его войти. Он войдёт и даст вам новое сердце, исполненное любовью-агапе. Это духовное преображение в Библии описывается следующим образом: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное » (Иезекииль 36:26 ).

Не медлите, доверьте свою жизнь Иисусу Христу, и Он наполнит её непреходящими ценностями: даст вам Свой мир и радость, веру, надежду и любовь.

Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий.

Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу и ближнему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (). Любовь – плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью.

Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ().

Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ().

Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос) , φιλία (фили́я) , αγάπη (агапи) .
Филия (φιλία) - любовь дружеская, эрос (ἔρως) - любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь); сторги (στοργή) -любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) - любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной).

Подразумевает ли Божественная любовь всепрощение?

Как Беспредельный, Бог обладает полнотой безграничных совершенств (см. подробнее: ). В этом смысле Он именуется Всесовершенным. Любовь есть одно из принадлежащих Ему совершенств, одно из Божественных свойств ().

Безграничная любовь Божия изливается на всё Его творение, в том числе на людей. Как в отношении мира, так и в отношении человека это свойство проявляется в ниспослании благ, обнаруживаясь во всех делах Его . Особым образом Божественная любовь проявилась в деле человека ().

Однако, чтобы жить в Царстве Небесном, человек должен быть к этому внутренне готов. Готовность же подразумевает не что иное как особое состояние духа, желание жить в любви с Богом и , нежелание жить во .

Если же какой-либо грешник не хочет освобождаться от грехов, и пороков, не стремится жить праведной жизнью, не слушает Бога, враждует против ближних, то что ему делать в Царстве святых? Ведь жизнь в этом Царстве подразумевает совершенно обратное.

Определение беззаконников на вечное пребывание в аду не будет внешне (юридически) наложенным наказанием, но будет полностью соответствовать их внутреннему нравственному состоянию и настрою.

В этом также проявятся Божьи благость, любовь, милосердие. Как это ни покажется странным, но по соображению отцов, хотя в аду нераскаянным грешникам придётся страдать, окажись они не в аду, а в Раю, их страдания были бы куда более мучительными.

Евангелие по Матфею ():
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Любить любящих нас мы все умеем, благотворить тем, от кого мы ожидаем ответной любви и благих дел, мы тоже умеем. Это умеют все, и не Христовы ученики. То, что отличает Христова ученика от язычника, от человека, чуждого Евангелию, – это способность любить, не ожидая взаимности, благотворить, не ожидая себе ничего в ответ, любить не только любящих, но и врагов, т.е. тех, кто нас ненавидит, кто творит нам зло, кто желает зла. Это самая низшая грань христианской любви: кто любит меньше, тот еще по-евангельски не научился любить. И это слово Христово неумолимо.

А теперь обратимся к себе: как мы умеем любить тех, которые нас любят? Все забывающей, щедрой, радующей, освобождающей их любовью, или наоборот – любовью, которая накладывает на них цепь, удручает их жизнь, суживает все их существование и бытие, любовью себялюбивой, хищной? Чаще всего мы любим тех, кто нас любит и о ком мы готовы сказать «этого человека я люблю»; любим, подчеркивая, что я люблю и он — предмет моей любви. Но как редко бывает, что наша любовь такова, что любимый нами является предметом нашего служения и благоговения, как редко бывает, что наша любовь для него бывает свободой, расширением сердца, простором, и радостью, и становлением…

Это все еще не евангельская любовь. Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна такой радости и простора, что может включить и ненавидящих нас – активно, деятельно, зло нас ненавидящих, – тогда наша любовь становится Христовой, Христос пришел в мир грешных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, когда на проповедь Его они ответили насмешкой и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эту страшную ночь искупления, когда Он стоял перед смертью Своей, которую принимал именно ради этих ненавидящих Его людей. И Он не поколебался в любви, когда, умирая на кресте, окруженный злобой и насмешками, оставленный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Христова, Его собственная любовь; это любовь, которую Он нам заповедал, иначе сказать, по наследству оставил: умереть ради того, чтобы другие поверили и в эту любовь, и в ее непобедимую силу.

Вот перед чем мы стоим: не слушатели, а творцы закона унаследует жизнь вечную. Каждый из нас должен стать перед этой заповедью Христовой, должен произнести суд над каждой своей дружбой, над каждой своей любовью, над каждой своей враждой, над каждой своей отчужденностью, произнести суд евангельский и, себя осудив, разобравшись в себе, должен приступить к тому, чтобы жить евангельски, а не лжесвидетельствовать жизнью на Христа.

Вот перед чем мы стоим и перед чем мы станем когда-нибудь, когда встанем перед лицом Господним и увидим, какой любовью Он нас возлюбил и чем мы Ему ответили, какой любовью Он любил и как мы дорогих Ему, любимых, родных отстраняли и втаптывали в землю. Тогда будет поздно любить, а теперь перед нами вся жизнь, потому что одного мгновения достаточно, чтобы эта жизнь стала Христовой. Но для этого надо произнести суд над собой и положить начало неумолимой жестокости к себе и бесконечного милосердия к другим. Аминь.

1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
2. ПРАВДА без Любви делает человека КРИТИКАНОМ.
3. ВОСПИТАНИЕ без Любви делает человека ДВУЛИКИМ.
4. УМ без Любви делает человека ХИТРЫМ.
5. ПРИВЕТЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
6. КОМПЕТЕНТНОСТЬ без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.
7. ВЛАСТЬ без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.
8. ЧЕСТЬ без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
9. БОГАТСТВО без Любви делает человека ЖАДНЫМ.
10. ВЕРА без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.
11. ОБЯЗАННОСТЬ без Любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без Любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ

Христианство принесло в мир новое понимание любви, почти во всем противоположное античному взгляду. В христианстве признается всеобъемлющая любовь. Нагорная проповедь Христа основана на принципах любви.

Идеал всеобъемлющей и всепро­щающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире, в наиболее целостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания. Если в Ветхом завете главным принципом взаимодействия человека с Богом был страх, то в Новом завете им стала любовь, не отменившая полностью страх перед Богом, но подчинила его себе. Само послание сына Божьего на землю, вся его жизнь и позорная смерть на кресте во имя искупление грехов человеческих является доказательством глубочайшей любви Бога к людям. «Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал своим единственным сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в него, не погиб, а обрел вечную жизнь. Не для того послал Бог своего сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через него». 1 Сопоставляя этот удивительный акт любви Бога к людям, апостол Павел отмечает, что человек едва ли отдаст свою жизнь за другого человека, разве что кто-то решит­ся пожертвовать жизнью за своего благодетеля. А «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». 2 Любовь Христа повсюду, она объемлет нас. «Пусть ваши корни основываются на любви, чтобы вы были в состояние понять вместе со всеми людьми Божьими, сколь широка, глубока и высока нескончаемая любовь Христа, и узнать эту любовь, превосходящую все вам известное» 3 . Сам бог показал людям пример бесконечной и спасительной любви. «Подражайте богу, как дети возлюбленные, и живите, жизнью отмеченной любовью, как Христос любил нас принес себя жертву ради нас». 4

В качестве главных заповедей Иисус выдвигает две заповеди и к тому же он их объединяет. «… «Возлюби господа твоего всем сердцем твоим» это первая заповедь. Есть вторая заповедь похожая на эту «Возлюби ближнего, как самого себя». 5 Понятие ближнего в Ветхом завете распространялось только к жителям Израиля, в Новом же завете оно стало более обширно и распространялось на всех людей, независимо от их места жительства и национальности. Первой заповедью Христос называет любовь к Богу, но она не может быть реализовано без исполнения второй заповеди, любви к ближнему. «Если кто-то говорит: "Я люблю Бога", а ненавидит брата своего, то он лжец, ибо кто не любит брата своего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видел». 1 Любовь к ближнему, то есть к каждому человеку – в Новом завете основное условие любви к Богу, главная ступень на пути к нему. Апостол Павел убеждает римлян «Не будьте ни у кого в долгу, пусть единственным вашим долгом будет долг любви друг к другу, ибо кто возлюбит ближнего своего, исполнит закон. Я говорю это, ибо заповеди гласят: "Не прелюбодействуй", "Не убей", "Не укради", "Не пожелай чужого". Какие бы ещё ни существовали заповеди, все они вместе сводятся вот к чему: "Возлюби ближнего, как самого себя"». 2 Любовь вынуждает к ближнему человека не причинять ему зла, именно поэтому любовь является исполнение всех заповедей.

Проповедями и личным примером Иисус внедряет в человеческие сердца идею любви к ближнему. И на последней прощальной беседе с учениками он дает им новую заповедь, что бы они руководствовались ей после его ухода. «… Возлюбите друг друга. Вы должны любить друг друга так, как я вас любил». 3 Эту заповедь Иисус повторяет три раза. Данная заповедь призывает человека любить ближнего не только человеческой любовью, но и божественной, какой Христос любил людей. И движимый именно этой божественной любовью он обрек себя на позорную смерть ради возлюбленных своих. Иисус призывает людей к всепобеждающей и жертвенной любви. «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей». 4 Сила этой любви поднимает человека из рабского состояния. Если в Ветхом завете люди были лишь слугами Бога, то в Новом они превозносятся до уровня его друзей. «Вы мои друзья, и если дальше будете исполнять то, что я заповедаю вам, я не стану больше называть вас слугами, ибо слуге неведомо, что делает его хозяин. Я назвал вас друзьями, ибо рассказал вам обо всём, что узнал от отца моего». 1 Заповедует же он главный образом любовь к ближнему.

Итак, любовь людей друг к другу способна вывести человека из рабского состояния и сделать их друзьями, кроме того, при соблюдение этой заповеди их другом становиться Бог. Античная философия знала два вида любви - чувственную любовь (Афродиту земную) и божествен­ный эрос (Афродиту небесную), но практически не знала всепрощающей любви к ближ­нему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека равным Богу.

Любовь в Новом завете рассматривается очень широко, в основном она понимается, как вообще добродетельная жизнь, как исполнение нравственно-этических норм и соблюдение всех заповедей. «Вот что подразумевается под любовью: мы должны жить согласно заповедям Божьим». 2 Заповеди же, помимо главных (любовь к богу и любовь к ближнему), включают элементарные нравственные требования такие как: чти отца твоего и мать твою, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не возводи клеветы на друга, не желай имущества ближнего твоего. Человек, который соблюдает эти правила, по представления христианства, живет в любви. Этот человек удостаивается ответного чувства от самого Бога, а это есть нескончаемое блаженство. «Если будете следовать моим заповедям, то и в любви моей пребудете, как я следовал заповедям отца моего и пребываю в его любви». 3

«Бог есть любовь - в этой краткой формуле глубин­ный общечеловеческий смысл христианства, который, увы, до сих пор остается в целом непонятым человечеством, люди же которые постигли, может быть величайший, идеал человеческого бытия, почитаются в нашем социуме сумасшедшими, больны­ми, в лучшем случае чудаками». 1

Взаимная и всеобъемлющая любовь возведена в Но­вом завете на высший, доступный человечеству того времени уровень совершенства - она, освящена авторитетом Бога. Бог, согласно Ново­му завету, так любит людей, что посылает сына своего на смерть ради их спасения. И Новый завет призывают людей так же беззаветно любить друг друга. За это обещана и самая высокая награда - обладание самим Богом. «...Если мы любим, друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна, есть в нас, … Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». 2

«Об­ла­да­ние же Бо­гом, то есть по­л­ное «зна­ние» его, приравнивает человека к Богу, делает его свободным и независимым, лишает всяческого страха - не только перед силами мира сего, но и перед самим Богом». 3 Любовь, как высшее состояние человеческого бытия, сни­мает страх, предписанный человеку в его обы­денной жизни, даже страх перед днем Суда. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, по­тому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви». 4

На смену философскому духовному эросу античности, христианство принесло интимную, глубоко человечную, сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом, божественной заповедью. Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям – вот область чувств и нравственных принципов, открытая христианством и поставленная им в основу построения новой культуры.

Одним из первых христианских философов который затронул тему любви, является Августин Аврелий. Он проводит резкую грань между любовью и вожделением. Любовью он называет стремление насладиться Богом ради него самого, а также собой и ближними ради Бога. «Наоборот, вожделение, по Августину, – это стремление наслаждаться собой и ближним не ради Бога. Настоящая любовь подобна песне, посвящаемой Богу; ее можно петь молча, ведь любовь сама есть голос к Богу». 1

Говоря о плотских влечениях, Августин не называет их словам «любовь», а лишь «влечение» или «похоть». Половой акт он считает непристойным. «Движения совокупляющихся органов является непристойным именно потому, что оно не повинуется воле человека». 2 Лишь супружество и рождение детей хоть как-то может оправдать «влечение». Хотя супружество не может сделать из порока благо.

Развратом Августин называет не плотские желания и их удовлетворение, а необузданные желания, жадные к плотским удовольствиям. Так, питье и питание, необходимые для телесного здоровья, могут превратиться в чревоугодие, когда становятся самоцелью.

Плотские влечения Августин сравнивает с клеем на крыльях, который не позволяет летать. Надо очищать крылья от этого клея, чтобы подняться в небо. По убеждению Августина, всякая любовь (к матери, другу, к прекрасному, знаниям) лишь тогда имеет действительную ценность, когда видит во всем творение Бога и устремлена через творение к творцу. «Если тела угодны тебе, хвали за них Бога и обрати любовь свою к их мастеру... Если угодны души, да будут они любимы в Боге... То хорошее, что вы любите, от него, и поскольку оно с ним, оно хорошо и сладостно, но оно станет горьким, потому что несправедливо любить хорошее и покинуть того, кто дал это хорошее». 3 Когда в своих влечениях и привязанностях мы забываем о творце того, что любимо нами, нас, подстерегает неминуемая горечь, ведь все земное изменчиво и смертно, потому несчастна душа, скованная любовью к тому, что смертно. «Только тот не теряет ничего дорогого, кому все дороги в том, кого нельзя потерять». 4

Любовь, освященная Богом, не знает утрат, лишь она несет человеку благостный покой.

Как видим, христианское понимание любви значительно отличается от античного понимания любви. Из древнегреческих толкований любви христианское вероучение переняло только «агапэ» – любовь к ближнему, причем, вложив более широкий смысл в понятие «ближний». Неверно, однако, было бы считать, что христианство только сузило сферу любви. Оно сформировало новый идеал – любви к Богу и бескорыстной, непохотливой, братской любви ко всем людям. «Этот идеал в дальнейшем стал основой для появления нового типа любви – любви личности к личности, которую в современном мире называют "настоящей любовью"». 1

Святитель Феофан Затворник на тему любовь и отношения: «За любовь к другим Бог прощает грехи любящего.»
Георгий Задонский:«А у нас разве есть такая заповедь, чтобы нас любили? У нас есть заповедь, чтобы мы любили».
В одной древней молитве есть такие чудесные слова: «Господи, удостой меня понимать и не искать понимания, утешать и не искать утешения, любить и не искать любви».
Монах Симеон Афонский: «Любить – самый высший подвиг, а ненавидеть – самое большое преступление.»
Монах Симеон Афонский: » Не тот мудр, кто всех судит, а тот кто всех любит.»

Священник Алексий (Янг) на тему любовь и отношения: «Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы его любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то,…

Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему.

Было время, когда я, приезжая в гости к своему другу отцу протодиакону, постоянно спорил с его супругой о том, возможна ли любовь с первого взгляда. И хотя я не являюсь любителем споров, в этом вопросе твердо стоял на своем: «Нет, невозможна». Матушка же имела противоположное мнение, основанное на собственном семейном опыте, и говорила, что они с будущим супругом полюбили друг друга с первого взгляда раз и навсегда.

Эти вопросы: существует ли любовь с первой встречи, возможна ли вообще любовь до брака, что такое влюбленность и является ли она любовью – волнуют, действительно, очень многих. Постараемся разобраться во всем этом.

Итак, может ли быть любовь с первого взгляда и вообще возможна ли настоящая любовь до брака? Перефразируем вопрос так: может ли быть дружба с первого взгляда? Ведь дружба и любовь – очень похожие понятия,…

В православном христианстве есть много правил, разрешений и запретов. Но в погоне за соблюдением формальных требований христианской религии люди, называющие себя «верующими», часто забывают основной смысл Православия: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Господь Бог способен простить любые грехи, при условии, если человек искренне покаялся и раскаялся в содеянном до глубины души, если человек действительно любит Бога, других людей, если в нём теплится хотя бы одна искорка любви… Моя любимая бабушка, Царствией ей Небесное, любила повторять, что надо не бояться просить у Господа Бога желаемого, и если желания угодны Богу, то Он обязательно услышит твои молитвы и поможет. И самое главное в мире не деньги, не слава, не власть, а мир, радость и спокойствие в душе. Деньги, власть, красота, молодость, слава, вещи, влиятельные знакомства - это всё временное, наносное, мимопроходящее. И только искренняя привязанность, именуемая любовью, имеет вечное значение, она всегда актуальна, она всегда в сердце, она…

Вопрос: «Известно мирское определение любви. А как бы Вы определили это понятие с христианской точки зрения? Свойство это или чувство?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Зачем же я буду определять? О том, что такое любовь, у апостола Павла говорится вполне достаточно. Он пытается дать определение тому, что выразить словами невозможно. Надо понять, что подобные вещи нельзя определить словами. Я часто привожу самый простой пример: попробуйте объяснить человеку, который никогда в своей жизни не видел красного цвета, что это такое. Что вы ему скажете? Самое большее, что вы сможете сделать – это нажать на фортепьяно клавишу «до диез» и сказать: «Это – красное». – «А-а-а… Это красное? Спасибо. Понял».

Такие вещи могут быть познаны только опытным путем. Они могут только переживаться, а иначе нужно описывать. Вот апостол Павел и пишет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не…

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми…

Искусство любить
Эрих Фромм
ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ
Нужно ли учиться любить?
Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знания и усилия. Или, может быть, любовь - это приятное чувство, испытать которое - дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи. Эта маленькая книга основана на первой предпосылке, хотя большинство людей сегодня несомненно исходят из второй.
Не то чтобы люди считали любовь делом неважным. Они ее жаждут, они смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастливых любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно думает, что существует какая-то необходимость учиться любви. Эта особая установка основывается на нескольких предпосылках, которые порознь и в сочетании имеют тенденцию способствовать ее сохранению.
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том,…

Возможно ли по-настоящему любить и быть любимым?

Возможно ли по-настоящему любить и быть любимым?

Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Что такое любовь, с православной точки зрения, между мужчиной и женщиной? Именно любовь, для семьи, для брака, когда брак – счастливый, а не влюбленность, совместное сожительство и т.д. Как любовь дается Господом, за что, и возможно ли по-настоящему любить и быть любимым простым грешным?

Каждый человек желает, чтобы его любили, уважали, чтобы о нем заботились, чтобы его понимали. Стремление человека создать семью заложено в него Богом: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и…

М.В. Иванов: Любовь по-христиански

Уважаемые посетители сайта «Слово для Тебя»,

Мы продолжаем публикацию статей Михаила Вячеславовича Иванова. Мы планируем, что статьи будут выходить регулярно, через субботу. Следите за нашими обновлениями.

Любовь по-христиански

Каждый рожденный свыше христианин наверняка знает две заповеди Господа Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим и всей крепостью твоею» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30-31). Однако у многих верующих весьма приблизительные представления о характере христианской любви. Очень часто даже опытные христиане, размышляя о любви, находятся под влиянием светских представлений или собственных незрелых суждений, сформировавшихся в первые годы после духовного обращения.

Мы знаем, что в современном обществе слово «любовь» может иметь множество значений: возвышенное чувство, романтическая привязанность,…

Здравствуйте, Елена!

Стремление мужчины к женщине и женщины к мужчине – дар Божий, данный Адаму и Еве в раю вместе с заповедью плодиться и размножаться. Однако после грехопадения человеческие чувства изменились, приобрели более страстный, биологический характер.
На кого конкретно будет направлено чувство – дело свободного выбора человека.
Вместе с тем нужно понимать, что употреблять такое слово как «любовь» в отношении мужчины и женщины можно только отчетливо помня, что существуют разные виды любви. Те цитаты, которые Вы приводите, конечно, относятся не к отношениям мужчины и женщины, а к Божией любви. Между людьми такая высота отношений возможна только как результат многолетнего совместного труда двух любящих сердец.
То, что мы называем безответной любовью, на самом деле, как правило, влюбленность. А в силу безответности – это влюбленность обычно в собственный образ реального человека, которого на самом деле мы не очень хорошо знаем. К такой влюбленности…

Православие, брак, «секс», любовь, семья, измена, развод

Библия говорит, что Бог создал женщину в качестве помощника для человека. А у нас женщины забыли свое подчиненное место в семье и в обществе: мне кажется, что из-за этого столько проблем!

Вот так оно в жизни и бывает: по самонадеянности и невежеству что-нибудь «покажется» — и от этого, действительно, немало проблем!

Что же в самом деле говорит Церковь о равноправии мужчины и женщины?

«В дохристианском мире бытовало представление о женщине как о существе низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы… С самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности.

Высоко оценивая общественную роль женщин и…

Брак — это Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.

Само разделение людей на мужской и женский пол указывает, что они созданы для взаимного дополнения. И, с точки зрения православной церкви, естественная взаимная любовь мужчины и женщины является живым образом святой Любви, соединяющей людей с Богом и друг с другом.

Священное Писание и Священное Предание изобилует образами земной двуполой любви, в которых объясняется любовь Бога к Церкви и человеку и любовь Церкви и человека к Богу. Церковь и отдельная человеческая душа в их отношении к Богу постоянно уподобляются невесте, деве, возлюбленной и жене, а Господь — Жениху, Возлюбленному, Мужу. А брак и брачный пир служат образами высоких состояний религиозной жизни. И это не случайно, так как сходство взаимной любви мужчины и женщины с высшими ступенями духовной любви очень глубоко. И…

Так что же такое любовь с точки зрения Библии

Павел ясно говорит о ней. Любовь - это отдача самого себя другому человеку. Это не получение чего-либо от другого челове ка, как сегодня учит мир сей. Это не похоти и чувства, не что-то такое, над чем человек не имеет никакой власти. Это действие, поступок. Невозможно любить абстрактно. Любовь - это отно шение, которое реализуется в чем-либо материально ощутимом, что действительно имеет место в реальной жизни. Обратите вни мание, что Христос, возлюбив Свою Церковь, отдал Самого Себя за нее (Еф. 5:25). Иоан. 3:16 говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…». В Гал. 2:20 мы читаем слова Павла: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Христос говорил: «Если враг твой голоден, дай ему поесть, если враг твой жаждет, дай ему попить. Делайте добро тем, кто ненавидит вас». Любовь - это, прежде всего, не чувства, а отдача самого себя другим людям. Чувства появятся…

Хочу рассмотреть одну из главных и очень распространенных тенденций в теме рассмотрения современными православными священниками (и не только) вопроса влюбленности. Не утверждаю, что ВСЕ православные деятели так смотрят на этот вопрос, но «тема такая есть». Речь веду именно о православном взгляде, так как хоть и читала немного католической литературы, например, на эту тему, такого отношения к влюбленности не встречала, там о другом больше было. Хотя в этом вопросе и католики и православные имеют много точек соприкосновения.
Периодически смотрю и изучаю видео с участием православных священников на тему брака, любви и влюбленности, и вот, что они говорят.
1. Православный люди смотрят и должны смотреть на влюбленность с трезвенностью, терезвением осторожностью. Трезвение — понятие интересное. Это анализ своих помыслов, состояний, как я понимаю. Избегание дурного.
2. Влюбленность и сам человек порой сравнивается с животным с этой своей влюбленностью.
3….

В данном разделе сайта священники, философы, богословы, православные святые размышляют о любви как о высшей премудрости, главном предназначении человека. Статьи следует вдумчиво и критически оценивать. Даже отцы, которых Церковь однозначно признала святыми, не имели единой точки зрения по некоторым вопросам. Например, возможно ли Спасение вне церкви? Один из источников наших трагедий — расщепление христианской культуры: ученый мир отверг Бога как гипотезу, в которой он не нуждается, а церковь отвергла науку как занятие не благочестивое. Поверхностное знание отдаляет нас от религии, основательное — опять возвращает к ней.

Путешествие в глубины психики человека Путешествие к глубине себя обещает быть очень интересным, помогает стать самим собой, познать настоящие чувства, достигнуть полного умиротворения и неземной радости. Почему же далеко не все отваживаются на это путешествие? И что нас может ждать на этом пути? 27 февраля 2017

Любовь, которая решает все проблемы Кому из…

Любовь в XXI веке — это смс-ка без ответа
(Фредерик Бегбедер)

Что такое любовь? Таким вопросом задавался в жизни, хотя бы раз, пожалуй, каждый. И, возможно, каждый, способный размышлять, мог запутаться и заблудиться слыша и произнося слово «любовь». Потому что диапазон использования понятия, поистине, огромен. Огромен диапазон ситуаций, при которых мы можем говорить о любви, диапазон отношений, оттенков чувств, поступков. Из-за разношёрстных и, порой, противоречащих друг другу видов использования этого слова, некоторые из нас могут испытывать дискомфорт произнося это слово вслух, так как нам может быть не очень приятно говорить о чём-то возвышенном для нас, теми же словами, которыми говорили только что о своей симпатии к жареной картошке. В самом деле, после услышанного текста попсовой песенки рассказывающего об очередной огромной любви, которую подают нам не слишком правдоподобно, словно рассказывают, что в очередной раз посмотрели не слишком обременённую…