Сегодня поздравления принимает Родион Щедрин. Выдающемуся композитору, которого знают во всем мире, исполнилось 85 лет. Он – автор опер, балетов, симфоний и концертов, и список его произведений по-прежнему растет. Родион Константинович и сейчас активно работает.

Его давно считают классиком. Музыку Родиона Щедрина исполняют по всему миру. Новые партитуры маэстро заказывают уже несколько поколений выдающихся музыкантов. В свои 85 лет Щедрин остается одним из самых востребованных композиторов. А то, что он находится в активном творческом движении, видно сразу и на сцене, и за кулисами. О своем юбилее он говорит со свойственной ему иронией.

«Радость. Если люди не забыли о том, что дата очень круглая, я могу только возрадоваться, что у меня много друзей, много почитателей. Как же может быть иначе? Достиг такого возраста, и иметь таких друзей - это огромная заслуга», – говорит композитор.

«Большое «Щ» русской музыки», – писал о нем поэт Андрей Вознесенский. «Королем современного оркестра» называл его Мстислав Ростропович. В 60-е он частый гость новогодних «Голубых огоньков».

Серию нынешних юбилейных концертов открывают лучшие музыкальные коллективы России и великолепные солисты, среди которых – и сам Родион Константинович.

«Как я играю, уже форма моя, к сожалению, поддерживается чистым самолюбием. Как говорится у Александра Сергеевича, «коль до петли дойдет, так и разберу», – смеется он.

Сегодня здесь кажется все, кроме нее одной. Муза Щедрина и та, с которой он прожил вместе 57 счастливых лет, скончалась два года назад. Майя Плисецкая вдохновляла его на создание новых произведений, а он писал специально для нее музыку к балетам.

Посвященный Плисецкой «Конек-Горбунок», а еще «Чайка», «Анна Каренина», «Дама с собачкой». И, конечно, «Кармен» Сочинение, ставшее символом любви и неудержимой страсти. Неудивительно, что поначалу его даже пытались запретить. Чиновникам такая Кармен казалась слишком страстной.

Но искусство победило. Кармен Плисецкой не только осталась на сцене Большого театра, но и покорила весь мир. Как и их любовь. Когда позже журналисты просили Майю Михайловну раскрыть секрет их семейного долголетия, она только улыбалась. Счастье – оно либо есть, либо нет. Как талант. Щедрин с этим ответом и сейчас согласен. Но о личном больше - ни слова.

«Вы знаете, не хочу ничего говорить то, что очень личное. Сейчас у нас по телевидению таких исповедников и исповедующихся чрезмерно много. Могу только жалеть, что нет рядом моей великой жены. Потеря для меня абсолютно невосполнимая и тяжелая», – говорит Родион Щедрин.

«Окажись я даже где-нибудь на Огненной Земле, остался бы русским», - говорит о себе Щедрин. И действительно, с огромной изобретательностью композитор вводит в свои произведения частушки, пастушьи наигрыши, молитвы и колокольные звоны.

С трепетом к этой теме он относится, можно сказать, генетически - дед был православным священником. Отсюда и литургия «Запечатленный ангел», и хоровая опера «Боярыня Морозова».

«По языку, по природе, на которой я рос - русский, и никуда не могу от себя деться. И не хочу», – говорит композитор.

Смелость, масштабность и искренность. Он и сейчас много пишет. Кстати, делает это не на компьютере, а от руки. Говорит, только так чувствует партитуру. В его музыке и словах проявляются особые черты Родиона Щедрина. Человека, который вопреки обстоятельствам, смог сохранить положительный взгляд, бодрость духа и жизнерадостный характер.

16 декабря 2012, 11:17

1 марта 1958 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета Арама Хачатуряна "Спартак" . Майя Плисецкая пригласила нескольких своих знакомых, оставив на их фамилии билеты в кассе. Два билета были забронированы на фамилию "Щедрин". За несколько дней до премьерного вечера она виделась с ним у Лили Юрьевны Брик, женщины Маяковского…
"Впервые мы встретились в том же доме Бриков в пятьдесят пятом году, когда в Москву приехал Жерар Филип, - пишет прославленная балерина в книге „Я, Майя Плисецкая“. - Вот дословная запись из моего дневника, помеченная 25 октября: „Сегодня была у Лили Брик. К ним в гости пришёл Жерар Филип с женой и Жорж Садуль. Все были очень милы и приветливы. Супруги высказали сожаление, что не видели меня на сцене, но я „утешила“ их, подарив им свои фото с надписью (весьма плохие, хороших не было). Гостей больше не было (был ещё композитор Щедрин)".
Когда я впервые увидела его - в гостях у Лилии Брик, - ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает всё. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А ещё он был естественно элегантен. Джентльмен от природы. Последующие годы они несколько раз мимолётно виделись с Щедриным, перекидываясь шутливыми репликами.
После премьеры "Спартака" Щедрин позвонил Майе по телефону и наговорил комплиментов. Потом продолжил: "Я работаю с Радунским над новым „Коньком-Горбунком“. Для вашего театра. Радунский просвещает меня по балету, как может. Настаивает, чтобы я пришёл несколько раз в класс. Это правда поможет? А Вы когда занимаетесь? В одиннадцать? А завтра в классе будете?" Следующим днём они увиделись в классе. Плисецкая репетировала в облегающем чёрном купальнике-эластик. Это произвело впечатление. И уже вечером Родион позвонил Плисецкой и предложил покататься по Москве. Разумеется, он получил согласие. С тех пор они вместе. 2 октября 1958 года они зарегистрировали свой брак в Москве. "Сегодня признаюсь, что это была моя инициатива. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала - власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила - выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали…" Брак с Щедриным поставил точку и в фантастических рассказах о романах примы. Друзья говорили о Плисецкой, что она чересчур влюбчива. Враги - что она гуляет направо и налево. Но в чём сходятся и те и другие: Плисецкая всегда безумно влюблялась…
Щедрин женился тайно, без родительского благословения. Лишь однажды пригласил он своего дядю-москвича познакомиться с Майей. Дядя приехал с большим тортом. Родион помогал ему распаковывать - и они вывалили торт прямо на ковёр. Всё растеклось. Дядя сказал: "Вот сейчас молодая жена даст нам жизни!" - "Да она даже не среагирует". - "Ты ври, да знай же меру!" Майя опаздывала. Вошла: "Ой, торт провалили…" Дядя был потрясён и сказал Родиону с облегчением: "Вдвойне поздравляю". Щедрин и Плисецкая всегда подчёркивали, что их соединяют не только чувства - общее дело, музыка, балет. "С тех пор как я вышла замуж за Щедрина, танцую для него" , - не уставала повторять Плисецкая. 2002 год - ЮНЕСКО объявил годом Щедрина. О главных жизненных ценностях композитор сказал коротко: "Я считаю, что существуют только две вещи (всё остальное - тлен и суета): это искусство и любовь" .
Какая она в жизни? В моей жизни? Совсем непритязательная. Заботливая. Участливая. Добрая. Ласковая. Совсем ничего от Примы, от триумфаторши, привыкшей к овациям. На вопрос, что для нее означает Щедрин, Майя Михайловна выдохнула абсолютно искренне: "Щедрин для меня все". И после паузы: "Это для меня Божество". Композитора всегда спрашивают о Музе. Мне повезло. Майя для меня - Муза. Если рядом с мужем Муза, это всегда помогает. Только Майя вдохновляла меня на создание балетов. С моей женой мне никогда не бывает скучно. Она парадоксальна, впечатлительна, женственна, образованна. Майя очень много читает. Частые разлуки или разводят людей, или, напротив, сближают. У нас второй случай. Все эти годы мы каждый день говорили друг с другом по телефону. Мы прилично зарабатывали, и когда, скажем, я был в Москве, а Майя на гастролях, мы очень много тратили на телефонные разговоры. Наша домработница Катя ходила на почту и оплачивала эти огромные счета, а кассирша говорила: "Приворожила она его, что ли, что он ей каждый день звонит?" И вы знаете, мы всегда чувствуем, что происходит с другим, на каком бы мы расстоянии ни находились. У Майи замечательная интуиция.

Дорогой читатель, если вы сомневаетесь в том, что на свете есть настоящая любовь, то эта статья для вас! Прочтите до конца.

О ней

Великая балерина всегда была откровенна в жизни и на сцене. В 1995 году она выпустила книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая». В те годы не был доступен интернет, как сегодня, и информацию можно было найти только в книгах или прессе.

Эту книгу я выписала по почте и с нетерпением ждала книжную бандероль. Ожидания меня не обманули! Из захватывающей книги-собеседника я узнала все подробности из жизни любимой балерины: от рождения до сегодняшних дней. Целая эпоха! Книга Плисецкой - это руководство по достижению успеха.

Плисецкая - моя любимая балерина и Человек. Ее уроки нравственности меня многому научили.

Она родилась в Москве 20 ноября 1925 года, а в 1932-1934-х годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 он был репрессирован и расстрелян.

Мать - Рахиль Мессерер-Плисецкая, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент. В Москву вернуться ей удалось лишь в 1941, за два месяца до начала войны.

Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя - Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.

Так начинался жизненный путь мировой звезды - советской и российской балерины, балетмейстера, хореографа, педагога, писателя и актрисы. Майя Михайловна - Прима-балерина Государственного академического Большого театра Союза ССР.

Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Лауреат Ленинской премии. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Доктор Сорбонны, почетный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Почетный гражданин Испании.

Майя Плисецкая в фильме Анна Каренина

Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро»

Балерина имела гражданство в странах: Россия, Германия, Литва, Испания. По знаку зодиака - Скорпион, рост 164 см.

«Не надо бояться себя самой - своей внешности, мыслей, способности - всего, что делает нас неповторимыми. Стремясь подражать кому-то, пусть даже очень красивому, умному, талантливому, мы можем только потерять свою индивидуальность, утратить в себе что-то очень важное и ценное. А любая подделка всегда хуже оригинала». М.М. Плисецкая

О нем

Родион Константинович Щедрин родился в семье профессиональных музыкантов 16 декабря 1932 в Москве. Советский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992). Член Межрегиональной Депутатской группы (1989-1991).

В 1945 Родион поступает в Московское хоровое училище, куда пригласили работать отца будущего композитора преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы. Первым заметным успехом Родиона можно считать первую премию, которую ему присудило жюри конкурса композиторских работ во главе с А. Хачатуряном.

В 1950 Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета - фортепианный и теоретико-композиторский, по сочинению. Первый концерт для фортепиано, созданный Щедриным в студенческую пору, стал произведением, создавшим Щедрина-композитора.

Родион Щедрин - один из самых востребованных и знаменитых в мировом масштабе российских композиторов. Его музыку охотно исполняют лучшие солисты и коллективы мира. Уже полвека назад тогда еще молодой композитор прославился песней о монтажниках - не кочегарах и не плотниках - из кинофильма «Высота».

Майя Плисецкая + Родион Щедрин = любовь

Супружеская пара Майя Плисецкая и Родион Щедрин - одна из самых звездных в мире, союз и творческий и любовный.Проживали в Мюнхене и в Москве.

2 октября 2015 года знаменитая балерина Майя Плисецкая и выдающийся композитор Родион Щедрин отметили бы 57 лет со дня свадьбы!

Майя Плисецкая и Родион Щедрин познакомились в доме Лили Брик в 1955 году (ему - 22, ей - 29) на одном из приемов, устроенном в честь приезда в Москву Жерара Филипа.

Но мимолетная встреча лишь спустя три года переросла в настоящую любовь. Они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.

Что интересно: они одной «масти» - рыжие! О них поначалу думали, что это брат и сестра. Детей у них нет. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены.

Майя Михайловна:

«Когда я впервые увидела его - ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала.

Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы.

Он удержал меня на плаву. Он писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных.

Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго.

Неважно кто по профессии муж и жена. Либо они совпадают как человеческие особи, либо абсолютно чужие, некасаемые друг друга. Тогда они отторгаются, начинают раздражать друг друга, и от этого никуда не деться. Причем это, видимо, чистая биология.

Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Мечтаю об одном, чтобы Щедрин побольше пожил.

Без него жизнь для меня теряет интерес. Я бы за ним и в Сибирь в ту же секунду отправилась. Я бы поехала за ним куда угодно. Куда он захочет.

У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть.

Вы знаете, он ведь мне до сих пор цветы дарит каждый день. Мне это даже неудобно как-то рассказывать, но это правда. Каждый день. Всю жизнь…»

На вопрос, знакомо ли им чувство ревности, Плисецкая отвечала: «Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна». Балерине нравится, когда ее называют «мадам Щедрин»: «Я обожаю, когда меня так называют. Не только не обижаюсь, но с радостью откликаюсь. Мне нравится быть его мадам»

Родион Константинович :

«Нас просто свел Господь Бог. Мы совпали. Не могу сказать, что мы оба имеем ангельский характер. Это было бы неправдой. Но мне с Майей просто.

У нее есть одно потрясающее качество - она отходчива. Замечательно отходчива! По-моему, это одно из основных условий долгой семейной жизни: женщина не должна таить обиду на близкого человека.

Какая она в жизни? В моей жизни? Совсем непритязательная. Заботливая. Участливая. Добрая. Ласковая. Совсем ничего от Примы, привыкшей к овациям.

Быть Майей Плисецкой нелегко. Да и мужем Майи Плисецкой сложно. Но я никогда не тяготился проблемами Майи. Ее заботы да обиды всегда трогали меня сильнее, чем свои собственные… Наверное, объяснения этому, кроме слова «любовь», не подыщешь.

Я не знаю, сколько Господь отпустит нам еще жизни на этой волшебной земле. Но я безмерно благодарен Небу и Судьбе, связавшим наши с ней жизни воедино. Мы познали Счастье. Мы познали Любовь. Мы познали Нежность.

Я хочу объясниться своей жене в любви. Во всеуслышание сказать, что люблю эту Женщину. Что для меня Майя - лучшая среди самых прекрасных женщин нашей планеты». Майя Плисецкая и Родион Щедрин - это пример настоящей любви

Печальное известие

2 мая 2015 года в Германии на 90-м году жизни скончалась балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать… Май унес Майю…

Завещание Майи Плисецкой

Знаменитая балерина завещала кремировать свое тело, а прах развеять над Россией. Согласно завещанию обоих супругов, их тела должны быть сожжены.

«Последняя воля такова. Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», - говорится в тексте завещания.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин сообщил, что официальной панихиды не будет. Прощание с Майей Михайловной Плисецкой состоится в Германии, только в кругу родных и близких.

Постоянная колонка для Forbes Woman, съемки на украинском телевидении, популярный блог (medny.ru), Роман, знакомый многим по рубрике “Иконы стиля”, где наш герой не стесняясь называет вещи своими именами - для своих 27 лет достиг довольно многого в интересной для себя сфере. С этого и начнем разговор:

Рома, в чем секрет твоего успеха? Многие ведь грезят “попасть в телевизор”, а у тебя это как-то само собой получилось, и с 2012 года твоя рубрика в программе “Все будет добре!” пользуется популярностью.

Нужно было очень много готовиться к тому, чтобы "само все получилось". Продюсер шоу заметил меня на ютубе, а чтобы тебя заметили на ютубе, тебе нужно быть заметным, нужно суметь как-то выделиться. Здесь сыграла моя нестандартность. Все уже устали от манерных зайчиков и искали чего-то нового. Канал СТБ нашел в моем лице. Сейчас наша программа самая популярная в своем сегменте и по рейтингам аудитории я в разы опережаю других медийных стилистов на Украине.

На съемках передачи "Все будет добре"

- На улице узнают? Как реагируешь, когда это происходит?

Да, очень забавно, что меня не знают в тусовке, но при этом постоянно узнают на улице. Я не могу сидеть на летней площадке в кафе на оживленной улице, потому что постоянно будут подходить люди. Отношусь хорошо, потому что чаще всего люди подходят с позитивным настроем. Неприятно, когда просят прямо сейчас что-нибудь посоветовать, потому что спрашивают чаще всего глупости, я извиняюсь и говорю, что "советов на коленке не даю". Много забавных ситуаций возникает. К примеру, в очереди в аэропорту один мужчина сказал, что это честь стоять за "маэстро шопинга", а одна зэчка сначала рассыпалась в комплиментах, а потом попросила двадцатку. Комизм возникает от того, что человек тебя видел много раз и думает, что ты его старый знакомый, а ты видишь его впервые.

Ты не совсем обычный стилист, как мне кажется. В том смысле, что ты не навязываешь человеку чуждый ему образ просто потому, что он модный. Или вот знаю, что истории “до” и “после” это не про тебя, ты не любишь такой формат. Почему?

Потому что я считаю, что это унижает человека. Вот посмотрите до он был лохом, а после работы стилиста стал королём. Хотя на обоих фото один и тот же человек. Человек должен оставаться собой, ему должно быть комфортно и моя работа, как стилиста, состоит в том, чтобы помочь человеку раскрепоститься, почувствовать себя и выразить это через одежду. Иногда для разительных перемен нужно время. Часто меня сравнивают с психоаналитиком. Поэтому чаще всего, если человек просит "до и после", то это не мой клиент, это челвоек с большим количеством комплексов, который ищет волшебную палочку, но при этом не хочет самостоятельно работать над собой. А стиль - это всегда работа не только стилиста, но и человека. Ведь нам тут строить, а вам тут жить!

Я сотрудничал с телевизионными шоу "до и после" и знаю участников этих шоу - они приходят домой, снимают одежду, вешают в шкаф и никогда больше не достают. Я же хочу, чтобы одежду, которую я подберу для человека, носили долго и с удовольствием.

- Знаю, что ты не частый гость на светских мероприятиях, в том числе и на модных показах. С чем это связано?

Было время, когда я много времени тратил на посещение мероприятий, но позже осознал, что это время было потрачено впустую. Тусовочный междусобойчик - это не тот уровень, на котором я хотел бы работать.

За “Иконы стиля” не попадало никогда? Рубрика ведь болезненно правдива, а персонажи там фигурируют довольно...масштабные, скажем так.

Гульнара Каримова обещала проклясть, певица Лама до сих пор написывает в комментариях, Ольга Ибрагимова хамила в личке в фейсбуке. Как-то организаторы выступления Васильева в Киеве попросили меня сказать пару слов о нем, я просто бросил им ссылку на икону в ответ. В общем, весело живем, угрозы поступают регулярно, особенно в жанре "а сам-то кто". И понимаешь, что наш шоубизнес на обе ноги храмой не только потому что многие плохо выглядят, а потому что многие еще не совсем адекватно к себе относятся. Хотя, как я уже давно отмечал, психически здоровых людей здесь практически нет, поэтому и стараюсь держаться от звезд подальше, хотя регулярно поступают предложения.

- Лично для себя ты выбираешь одежду каких брендов в основном?

Для меня шопинг всегда носит хаотический, непредсказуемый характер. Стараюсь больше путешествовать и если набредаю где-то на интересный магазинчик, скупаю половину ассортимента. На майских праздниках был в Барселоне и "вынес" половину Il Ganso, до этого был период увлечения COS, а еще до этого восторг от костюмов Suit Supply.