Осуленко Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№6 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область.
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетная лепка, как средство развития творческих способностей старшего дошкольника
Дата публикации: 18.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Сюжетная лепка как средство развития творческих способностей

старшего дошкольника.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый набор

зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее

развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети

6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и

форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают

понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. У

детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает

увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как

нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в

нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни,

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как

дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры

между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить

детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить

творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во

пропорций

предметов,

наблюдения

действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с

рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает

использованием

условных

изображения

предметов,

находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий

некоторых

предметов

поднимают

скульптуры

подставке

каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно

если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной

лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для

композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не

один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом.

пятилетним

воспитатель

предлагает

композицию

однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка

с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не

только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной

неоднократных

повторений,-

научились

передавать

соотношение

маленький),

интересно

располагали предметы на подставке.

В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет

нескольких

является

наиболее

изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и

форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с

колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры

мальчика

нескольких

изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна

вызывать затруднений.

Наиболее

является

расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за

соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.

Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении,

им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению

предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные

фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так,

чтобы они были связаны одним сюжетом.

Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных

предметов.

дополняют

второстепенными

деталями:

вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно

выполняют

соединяют

Ограничивать

стремлении

выразительной

дополнительных

предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и

полного изображения формы основных предметов и плотного соединения

частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети

привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению

предметов

подставке,

тормозом

развитии

дальнейших умений детей и их творчества.

Изображение

подготовительной

активности

самостоятельности

использовании

изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.

Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм,

достаточно

предметах

передавать

характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет

позволяют сформулировать следующие задачи:

научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам

знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;

использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать

предметы на подставке;

изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться

предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание,

но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-

каркасов.

Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с

изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов.

Ставится

достигнуть

изображении

движения

выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции

передавая

соотношения

действия.

Исследования

практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур,

но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен

обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из

окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам

рассказов,

например:

медведя»,

веленью», «Лиса и гуси».

В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить

взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе -

поупражнялись

деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно

помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который

делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного

в лепке - формы.

В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке,

образовательное,

воспитательное

значение.

согласовывать

действия

действиями

товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать,

какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей

коллективной

окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более

фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет.

подбирать

располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна

Например,

персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной

репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей

избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята

стоят вокруг козы.

Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу

например,

первоклассников,

портфелями,

важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в

движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки

дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

«СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПОНОМАРЁВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБCУ СО МО Сергиево- Посадский детский дом - интернат для умственно - отсталых детей «Березка»
Одной из самых привлекательных, мотивированных потребностей ребенка, является элементарная трудовая деятельность. Труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формами познания, оказывая существенное влияние на развитие мышления ребенка (Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).

Возможности для интеллектуального развития ребенка, потенциально заложенные в данном виде детской деятельности, приобретают исключительное значение при его недостаточности.
Коррекционной педагогикой накоплен значительный опыт умственного развития проблемного ребенка средствами трудового воспитания, важность которого очерчивалась, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к посильному труду, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни.
Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, специалисты в области дефектологии создали и обосновали программы трудового обучения и воспитания, особое место в которых отводится формированию полноценной структуры трудовой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. (Л.С. Выготский) (А.П. Розова, Г М. Дульнев, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).
Вместе с тем решение проблемы умственного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием постоянно находится в центре внимания ученых. Благодаря специальным исследованиям в области мышления детей с умственной недостаточностью стало известно, что овладение первоначальными формами мышления происходит у этой категории детей весьма своеобразно и нуждается в систематическом коррекционно-развивающем воздействии (А.А. Катаева, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Г.В. Цикото).
Наиболее эффективными средствами коррекции интеллектуальной сферы признаны различные виды детской деятельности, позволяющие ребенку создавать модель окружающего мира, осваивать все более сложные познавательные задачи внутри них (О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носков, Н.Д. Соколова, Н.В. Симонова).
Несмотря на значительные сдвиги в умственном развитии в процессе коррекционного обучения, как отмечают исследователи, весьма существенные недостатки мышления оказываются трудно преодолимыми, решение обозначенной проблемы остается весьма актуальным.
В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, а также выполнять разнообразные бытовые действия.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна.
Решением этих, и ряда многих других, проблем я занимаюсь на занятиях лепкой из пластилина.
Давайте вместе отправимся в

В МИР ОБЪЁМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Лепка из пластилина - один из популярных видов детского творчества.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготовляется из очищенного и размельчённого порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Пластилин остаётся мягким и практически не твердеет и не сохнет, не прилипает к рукам.
Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок.

Пластилин имеет широкий спектр цветов.
Стандартный набор содержит от шести до двенадцати цветов.
При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Структура материала такова, что позволяет создавать дополнительные цвета путём смешивания базовых цветов. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества.

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочее место.
Дети лепят на партах с горизонтальными крышками. Поверхность рабочего места педагога должна быть видна каждому ребёнку.
Оборудование:

Доска - это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, - это рабочий инструмент. На доске раскладывают исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой;
- стеки (в лепке так называют нож) различной конфигурации - главный рабочий инструмент. Они должны быть небольшими и лёгкими, прямыми, но прежде всего - безопасными. Обычно прилагаются к набору пластилина.
- полоски картона, цветной картон;
- ручки с колпачками, фломастеры - для моделирования различных углублений;
- зубочистки или заострённые спички - для соединения деталей, моделирования углублений, нанесения рисунка.
Большое значение надо уделять уходу за принадлежностями. После работы очищать стекой пластилин с рабочей доски и, если нужно, с парты.

Работа с пластилином имеет ряд особенностей:
- пластилин имеет различную степень пластичности. Рабочее состояние пластилина - это когда кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Подготовленный пластилин не ломается и не трескается, его можно растянуть или сжать;
- при охлаждении пластилин затвердевает, что позволяет созданному изделию оставаться в заданной форме;
- работа идёт сразу в цвете;
- размеры и возможности материала позволяют осуществлять мелкую пластику;
- все перечисленные качества пластилина способствуют созданию из него объёмных изображений.

В процессе занятий дети обучаются разнообразным приёмам действий с пластилином:
- разминание;
- отщипывание;
- сплющивание;
- "шлёпанье".

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ
- Самое главное - вызвать у ребёнка интерес к лепке.
Для решения этой задачи в кабинете есть постоянно действующая выставка поделок. Вновь приходящие малыши видят к чему им стремиться на примере работ старших детей.
- Познакомить детей со свойствами пластилина (он может мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости). С пластилином работать тяжелее, чем с тестом.
- Научить лепить разные фигуры, соединять их в композиции.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость, развивать художественный вкус и воображение.
- Формировать навыки ручного труда.

ПРИ ЭТОМ КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ ИМЕЕТ КОРРЕКЦИОННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Работа с пластилином способствует развитию координации пальцев, силы и подвижности.
Развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Массаж зоны нервных окончаний ладоней и ногтевых фаланг пальцев способствует развитию внимания, зрительной и двигательной памяти, логического мышления.
Лепка способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности работы с инструментами (стека).

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МИР!
По содержанию лепка бывает:
- ПРЕДМЕТНАЯ – вылепливание отдельных предметов, фигурок.
- СЮЖЕТНАЯ – вылепливание целой композиции, предполагающее основу с расположенными на ней фигурками.
- ДЕКОРАТИВНАЯ – лепка на бутылках, компьютерных дисках, тарелках.

ПРЕДМЕТНАЯ лепка самая простая.
Дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид, и более сложных предметов – фигурки людей и животных.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребёнку приёмами, но при этом дополнено новыми, ещё не знакомыми ему элементами.
Предметная лепка базируется на простых геометрических формах – ШАР, ЦИЛИНДР, КОНУС.
И содержит три раздела:
1. Выполнение изделий самых простых объёмных форм: шара, конуса, цилиндра.
Основная задача здесь – научить ребёнка видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать её в изделии.
2. Выполнение более сложных изделий. Исходные формы дорабатываются, усложняются, закрепляются полученные навыки.
3. Выполнение сложных изделий. Изготовление нескольких новых предметов и охват всех полученных навыков: изготовление всех исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

СЮЖЕТНАЯ лепка является логическим продолжением предметной лепки.
Дети передают сюжетные композиции, в которых предметные образы связаны между собой:
- по смыслу;
- размещению в пространстве;
- по пропорциям;
- по динамике.
Сюжетная лепка включает в себя изображение предметов, людей в определённом взаимодействии.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Занимаясь сюжетной лепкой, ребёнок учится:
- использовать базовые знания предметной лепки;
- изображать композиции из нескольких предметов;
- творчески подходить к решению сюжета;
- использовать свои наблюдения за действиями живых объектов;
- устанавливать предметы в нужном положении;
- дополнять сюжет деталями.

ЗАНЯТИЯ конечно же дают свои плоды.
Заметны улучшения в работе пальчиков у детей.
Улучшается глазомер.
Появились навыки ориентировки на плоскости.
Увеличивается пассивный и активный словарный запас.
Стало проявляться умение работать в коллективе.
Появляются положительные эмоции в процессе коллективной работы.

Таким образом, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль не только в творческом развитии детей, но и дают хорошие результаты в коррекционной работе.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин . Глина наиболее ценный матерная. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым с оттенками голубого и зеленого.

Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Для лепки с дошкольниками можно использовать соленое тесто, которое готовит педагог. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы. Это могут быть обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Поверхность вылепленного изделия обрабатывается влажной тряпочкой.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Способы и приемы лепки: Для изображения форм, состоящих из нескольких частей можно пользоваться несколькими способами : Лепка предмета из отдельных частей , Лепка предмета п л а с т и ч е с к и м способом – это лепка из целого куска. К о м б и н и р о в а н н ы й способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа.

П р и е м ы передачи формы в л е п к и: раскатывание, скатывание, сплющивание,

Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать приемы их соединения : плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в которые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соединения.

8.Методика руководства лепкой в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в лепке занимались такие ученые как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному изображению предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.

Основными выразительными средствами лепки является пластичность, передача формы и движения .

Специально организованная деятельность лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводится 1 раз в неделю.

Младший дошкольный возраст. Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер , т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.

Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму : стол­бик, палочки Следующий этап - научить детей изображать шаровидные формы : шарик, мяч, апельсин. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск ( лепешку, печенье).

В качестве образца д ля лепки детей 2 - 3 лет используют­ся естественные вещи (мяч, шар, яблоко, грибок и др.), игруш­ки несложной формы, но увлекательные для детей: стилизо­ванные птички, куклы-неваляшки разных размеров, глиняные и деревянные образные игрушки, лепные изделия, подготов­ленные воспитателем.

При исследовании образца особое внимание уделяется эмоциональному его восприятию.

Показ способов действия осуществляется индивидуально: дети должны увидеть каждое движение рук воспитателя. Вообще, процесс практического усвоения приемов лепки достаточ­но сложный, поэтому рекомендуется применять метод пассив­ных движений .

В лепке широко используется метод совместного творчества и разнообразные игровые приемы.

На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-б че­ ловек .

Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 мин с каж­дой подгруппой.

Средний дошкольный возраст. Лепка предметная, сюжетная

4-5 лет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу.

Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон.

Дальнейшее обучение связано с формированием у детей уме­ ния изображать предметы, состоящие из нескольких частей. Они знакомятся с изображением человека и жи­вотного.

Старший дошкольный возраст. Предметная, сюжетная, декоративная лепка.

Совершенствовать умение лепить конструктивным и смешанным способами;

Знакомить со скульптурным, пластическим способом лепки (из целого куска) – в предметной и сюжетной лепке; с гончарным и ленточным способами лепки посуды – в декоративной лепке; со способами украшения лепного изделия: рельеф (высокий и углубленный), налеп, использовать стеки разной формы для создания фактуры.

В старшей группе больше места занимает коллектив­ ная лепка.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа тре­буют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встре­чались. Проблемно-творческие задания . В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский .

В старшей группе воспитатель предоставляет де­тям больше самостоятельности в выборе те­мы, в возможности обдумать ее заранее. Детей учат планировать свою работу во время наблюдений, рассматривания иллюстраций, прослушивания литературных произведений.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти.

На результаты лепки оказывает влияние мотивация, которую создает воспитатель.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы.


Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину.

О пользе изобразительной деятельности

Важными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки.

Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во

время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги.

Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений.

Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению.

Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.

Технология лепки

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Исследования многих ученых (Н.С.Ващуленко, Есть.В.Гурьянов, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание

  1. Развитие эмоционального восприятия предметов
  2. Познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки
  3. Стимулирования интереса
  4. Стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки
  5. Развитие перцептивных действий, тактильных ощущений, глазомера, мелкой мускулатуры пальцев рук, эстетических чувств, образной памяти, воображения для конкретного возраста
  6. Воспитание любознательности, сосредоточенности, самостоятельности, выдержки, аккуратности

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

Сюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию.

Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке)

Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты.

Материалы для лепки

Основным материалом для изготовления игрушек являются глина и пластилин. Глиняные игрушки птиц и животных декоративно выразительны, в них четким пластичным силуэтом выделяются голова, туловище, шея. Дети лепят их с удовольствием.

Лепить игрушки можно и из пластилина. Как показывает практика, стоит учить детей работать и с глиной, и с пластилином, учитывая цель задачи и возрастные особенности малышей.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных - с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей.

Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части - отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая - вперед, левая - назад и наоборот.

Скатывание - это одновременные круговые движения рук: правая - вправо по часовой стрелке, левая - влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание - сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором - прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф - один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа - барельеф и горельеф.

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами.

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб - цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины - красной, а желтый - из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом - подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем - нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер - дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.



3 votes, average: 5,00 out of 5)

(Курсовая)

  • Руководство - Работа воспитателя с родителями по трудовой деятельности дошкольников (Стандарт)
  • Ответы по курсу теория и история искусства (Шпаргалка)
  • Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Семинары по философии и методологии науки (Лабораторная работа)
  • Презентация - Компьютерные игры для дошкольников (Реферат)
  • Вопросы и ответы к зачету - Основы предпринимательской деятельности (Вопрос)
  • Лекции Курс физики МИСиС (НИТУ) (лекции, семинары, билеты) (Документ)
  • Презентация - Тренажеры для дошкольников (Реферат)
  • Экзамен ФСФР 1.0. Вопросы и ответы (Документ)
  • Шпаргалка - Ответы по социологии управления (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по дисциплине ИЗО деятельность детей (Шпаргалка)
  • n1.doc

    Сюжетная лепка .

    Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

    В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

    Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

    Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке.

    В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет состоит из. нескольких частей и является наиболее сложным для изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры девочки, мальчика и зайца состоят из нескольких частей, причем с изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна вызывать затруднений.

    Наиболее сложной задачей в работе над данной темой является расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.

    Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении, им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так, чтобы они были связаны одним сюжетом.

    Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных предметов. Они дополняют сюжет второстепенными деталями: могут вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно выполняют форму и плохо соединяют части. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет дополнительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.

    Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.

    Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать ее характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи:


    • научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;

    • использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке;

    • изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.
    При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.

    Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов. Ставится задача - достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции из 2-3 фигур, передавая их соотношения и действия. Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам любимых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «По щучьему веленью», «Лиса и гуси».

    В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить содержание эпизода, т. е. дать 2-3 персонажа в определенной обстановке и взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе - глина, но иногда, для того чтобы дети поупражнялись в лепке мелких деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного в лепке - формы.

    В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке, которая имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей работы.

    Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подбирать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой. Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята стоят вокруг козы.

    Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или, например, группу первоклассников, идущих с портфелями, причем важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

    Декоративная лепка .

    Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

    Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

    Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей.

    Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).

    Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

    Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание - изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

    В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.