Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин , которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость.

История появления лаков для художественных работ уходит своими корнями в глубокую древность. Тогда художники не могли отправиться в магазин художественных товаров и просто выбрать понравившийся по свойствам и составу лак - все делали самостоятельно. И если поначалу с работой, покрытой лаком домашнего приготовления, все было хорошо, то позже лак начинал темнеть и приобретать ярко выраженный коричневый оттенок, терял свои свойства и мутнел. Из-за этого по прошествии некоторого времени, лаковый слой приходилось счищать. К сожалению, сделать это можно было лишь растворителем, что неблагоприятно влияло на слой краски под лаком. Множество картин было испорчено во время реставраций именно из-за снятия лакового слоя растворителем.

Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется огромный выбор лаков для картин , написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом. И если профессиональные художники уже определились с тем, какой лак подходит именно им, то как новичку не потеряться во всем этом разнообразии? Давайте пройдемся по ассортименту выбора покрывных лаков для живописи и посмотрим, для чего может подойти каждый из них.


Такие разные лаки для живописи. Какие бывают лаки и как выбрать подходящий.

Даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин , подобрать соответствующий нуждам художника лак не так сложно. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи , так и для картин, написанных акрилом , темперой , гуашью и другими красками. Поэтому достаточно лишь ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого лака и выбрать тот, который наиболее подходит под нужды художника.
Поговорим о покрывных лаках. Такими лаками покрывают уже готовые картины для защиты от различных внешних факторов: солнечных лучей, грязи, пыли, воды. Обычно выделяют несколько самых распространенных видов покрывных лаков.

Даммарный лак

Этому лаку по праву можно отдать пальму первенства наиболее популярного среди художников лака. Его любят за отличное сочетание цены и качества. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Для «холодных» работ больше всего подойдет акрил-фисташковый лак.

Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак отличается еще менее демократичной ценой, в сравнении с акрил-фисташковым, медленно высыхает и еще реже появляется в магазинах.

Акрил-стирольный лак

Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового . Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды.

Все эти покрывные лаки придают картинам глянцевый блеск. Это нравится далеко не всем художникам, и тогда на помощь приходят матовые лаки. Обладая теми же свойствами, они защищают картину точно так же, как и глянцевые, однако не делают цвета ярче и насыщеннее. Помимо покрывных лаков существуют и так называемые живописные лаки . Их смешивают с масляными красками и таким раствором пишут картины, делая слой краски более прочным.

Копаловый лак

Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски. Даммарный, мастичный, фисташковый и акрил-фисташковый лаки так же могут быть использованы в качестве живописных.

Акриловый лак

Этот лак на водной основе по праву можно назвать самым универсальным среди всех лаков. Он широко применяется не только в живописи, но и для декоративных работ. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного лака, обрабатывая им уже готовое изображение, и в качестве живописного, смешивая его с акриловыми красками, и даже в качестве грунтовки под красочный слой, что делает краску более стойкой. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полуматовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полуматовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно, и можно избежать незакрашенных участков. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу от всех неблагоприятных внешних факторов.

Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть.

Отдельно стоит отметить ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.

Разбавители для лаков и художественных красок

Существуют также и разбавители для лаков и художественных красок . Разбавители делают лаки и краски более жидкими, уменьшают вязкость, а еще служат для очищения кистей после работы. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник». Но кисти этими разбавителями не очистить. Для очищения кисти от лака лучше использовать Разбавитель №3 (он не имеет запаха), №2 или №1. Каждый из этих разбавителей подходит для художественных красок, в первую очередь для масла. Для акрила применяют специальный Разбавитель для акриловых красок.

Как нанести лак на готовую картину

Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания может доходить до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или безворсовой салфеткой. Наносить лак лучше всего в непыльном, хорошо проветриваемом помещении. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, но можно воспользоваться и любой удобной широкой кистью.

После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. За это время лучше избежать попадания на работу пыли, грязи и воды, не подвергать перепадам температур и влажности. Картину можно прислонить к вертикальной поверхности изображением внутрь, защищая тем самым от загрязнения. Кисти после работы следует тщательно очистить, не дожидаясь высыхания лака на ворсе. Лак на неочищенной кисти застывает и делает кисть непригодной для дальнейшего использования. Лаки на водной основе, например, акриловый, можно смыть с кисти простой теплой водой с мылом. Способ очистки кисти после лака на натуральной основе, например, даммарного, акрил-фисташкового и других, немного отличается. Сначала лак стирают с ворса салфеткой, затем промывают кисть в разбавителе №3 (можно использовать и разбавитель №2, но №3 не имеет запаха). После этого кисть тщательно промывают водой с мылом. Обработка готовой картины лаком – очень важный этап живописи. Покрытая лаковой пленочкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид. Достаточно помнить о свойствах каждого лака – и выбор материала для покрытия готовой картины не станет для вас серьезной проблемой, а полученный результат еще долго будет радовать глаз. Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

В декупаже выбор лака имеет большое значение. Он используется не только в качестве финишного покрытия, но и применяется на протяжении всего процесса декупажа.

Довольно часто лак для декупажа играет роль клея: с его помощью вырезанные мотивы крепятся к поверхности. Декупажным лаком из баллончика нередко сбрызгивают тонкие салфетки. Они легко рвутся, а лак помогает им избежать деформации в момент наклеивания на предмет, который украшают в технике декупаж. Фрагменты, распечатанные на принтере также покрывают лаком, чтобы в процессе работы не растекалась краска. Можно покрыть лаком и уже наклеенные картинки: тогда в процессе работы над фоном случайное попадание краски на рисунок не испортит его.

Какие бывают лаки

Лаки делятся на группы по принципу состава. В декупажной работе используются специальные лаки, изготовленные на основе воды или синтетических смол. Профессионалы рекомендуют акриловые и полиуретановые лаки.

Акриловые лаки на водной основе

Акриловые лаки - это экологически чистый вид лаков. Они не горючие, т. к. в основе лака - вода, поэтому его можно использовать для внутренних отделочных работ. У этого лака довольно высокие показатели эластичности и прочности, он «умеет» и цвет древесины.

Но у акрилового лака есть и некоторые недостатки. А именно - он зависим от микроклимата того помещения, в котором ведётся работа. Влажность в помещении должна быть по крайне мере не менее 50%, тогда кристаллизация пройдет нормально. В зимний период это обеспечить проблематично.

Полиуретановые лаки

Полиуретановые лаки помогают образовать нерастворимое покрытие, они отличаются и хорошей адгезией к дереву, пластмассе, металлу, коже, тканям, штукатурке. Лаки устойчивы к морской и пресной воде. Они способны несколько лет сохранять свой блеск. Но главный плюс полиуретановых лаков - образование плёнки, обладающей высокой износостойкостью и механической прочностью.

Полиуритановые лаки на водной основе относятся к наиболее современным лакокрасочным средствам. Обладают преимуществами акриловых лаков (без запаха, экологически чистые) и достоинствами полиуретановых органорастворимых лаков (прочностью, стойкостью к механическому влиянию). И хоть в чистом виде плёнки таких водорастворимых полиуретановых лаков уступают плёнкам органорастворимых, специальные добавки упрочняющих характеристик повышают срок и качество эксплуатации данного вида лака.

Масляные лаки

Некоторые мастера используют масляные лаки для декупажа. В роли основных компонентов этих лаков выступаю смолы и растительные масла, а также органические растворители. Когда лак высыхает, образуется такая прозрачная твёрдая плёнка от светло-жёлтого до тёмно-коричневого цвета. Цвет зависит от компонентов лака. Высыхает масляный лак за несколько часов, но может сохнуть и целые сутки (это зависит от атмосферных условий).

Этот вид лаков производится непосредственно на основе органических растворителей и алкидных смол. Лаки применяются и для внутренней, и для наружной отделки, есть и универсальные алкидные лаки. Они отличаются высокой влагоустойчивостью, прочностью.

Один недостаток - длительный период высыхания - около 72 часов. Чтобы сократить этот срок, некоторые производители специально добавляют в лак отвердитель, который сокращает весь период кристаллизации до суток. Алкидные лаки наносятся на поверхность валиком или кистью.

Нитролаки

Нитролаки широко применяются для внутренних отделочных работ. Достоинства этого вида лаков: быстрое время высыхания, высокая прочность, довольно демократичная цена. Но стоит помнить, что для здоровья человека нитролаки вредны. Работать с нитролаками нужно исключительно в респираторе.

Как выбрать лак в зависимости от декорируемой поверхности

1) Если вы решили декорировать в технике декупаж (да ещё ту, что будет использоваться, а не стоять «для красоты»), приобретите для финишного покрытия безвредный декупажный лак.

2) Изделия, которым предстоит постоянно соприкасаться с водой или просто использоваться в сырых помещениях, покрывать нужно водостойкими лаками.

3) Хороший лак сохнет быстро без трещин и подтёков, равномерно ложится на саму основу, не имеет сильного, резкого запаха, не желтеет со временем.

4) Выбирая лак, учитывать стоит и то, какой предмет вы будете им покрывать. К примеру, финишный глянцевый лак на изделии в стиле шебби-шик только испортит всё впечатление, так как он будет противоречить самой концепции стиля. Выбирайте матовый акриловый лак.

5) Можно специально задумать определённый эффект с помощью пантирующих и специальных радужных лаков (с тройным или алмазным блеском). Можно взять матовый или глянцевый оттенок. Эффект в зависимости от вида лака будет очевиден. Поэтому в графе «материалы для декупажа» обязательно пометьте, какой именно вид лака вы будете использовать.

6) Особый прозрачный лак (на водной основе) позволит достичь объёмного эффекта. Такой лак наносится из тюбика на изнаночную сторону фрагментов, вырезанных из салфетки (на те элементы, которые и должны быть объёмными). После высыхания они приобретают ту самую, необходимую выпуклую структуру.

Современный рынок лакокрасочных изделий очень многообразен. Поэтому сделать выбор не так уж и просто, не зная технических особенностей отдельных видов лака. Задача еще более усложняется при нанесении нескольких слоев лака разных сортов.


Нанесение лака на уже лакированную поверхность

К примеру, один из часто возникающих вопросов: можно ли на алкидный лак наносить акриловый состав или же наоборот? Чтобы дать ответ на этот или подобные вопросы, следует разобраться в свойствах этих лакокрасочных материалов чуть подробнее.

Характерные особенности алкидных лаков

Алкиды изготавливаются на базе синтетических растворителей и алкидных смол. Расход на один слой - от 70 до 75 гр. на квадратный метр. Используются прежде всего при лакировке мебели или покрытий, подверженных повышенному износу.

Ниже будут перечислены основные достоинства и недостатки алкидов. Это одна из наиболее часто встречающихся на рынке групп лакокрасочных материалов. Тому есть ряд причин.

Преимущества алкидов:

  1. Конкурентоспособная стоимость. Это, пожалуй, основной фактор, обеспечивающий популярность этой группы материалов. Применение таких лаков считается экономичным при обработке больших площадей, что обуславливает частое применение алкидов в строительстве.
  2. Работа с алкидами не отличается сложностями, а набор инструментов ограничивается валиком или кистью.
  3. Весьма устойчивы к влаге и отличаются прочностью.
  4. Состав почти бесцветен.
  5. Составы считаются универсальными. Применять такие лаки можно не только внутри помещений, но и на улице (хотя случается это значительно реже).
  6. Эстетичный вид лаковой пленки.
  7. Отличная световая и термическая стойкость.
  8. Эластичность.
  9. Хорошие адгезионные характеристики.

Алкидный (гланцевый) лак для внутренних работ

Недостатки алкидов:

  1. Достаточно долго сохнут, хотя и быстрее, чем, например, масляные. Среднее время высыхания - 3 суток. Чтобы ускорить процесс сушки, изготовители продукции добавляют в состав особые отвердители, сокращающие время вышеозначенного процесса до суток. Существуют также алкидно-уретановые лаки, которые отличаются еще более стремительным высыханием - от 6 до 12 часов. Но главное - алкидно-уретановая продукция отличается очень высокой стойкостью к износу.
  2. Токсичность.
  3. При обработке поверхности, а также во время сушки слой лака нужно оберегать от влаги.
  4. Для получение приемлемого качества необходимо 2-3 слоя.

Обратите внимание! Наносить алкидный лак на акриловый лак или краску нежелательно. Однако, при отсутствии других вариантов, поверхность нужно зачистить мелким наждаком. Это позволит повысить параметры адгезии и избежать отслаивания покрытия.

Несовместимость алкида и акрила обусловлена различным составом материалов. Алкиды базируются на многоатомных спиртах и производятся путем поликонденсации с ортофталевой кислотой. Существует два вида алкидных составов: пентафталевые и глифталевые.

Основные характеристики акриловых лаков

Эти составы производятся на водной основе. Прежде всего, используются во внутренней отделке - именно потому, что основаны на воде. Основные сферы использования: мебель, строительные конструкции, пластмассы, стальные рулоны. Часто используются при обработке спален или детских комнат. Состав наносится распылителем, валиком или кистью.


Акриловый лак бывает разный, выбирайте исходя из условий и материала лакировки

Преимущества акрила:

  1. Считаются наиболее экологическим типом лакокрасочной продукции, так как не включают в себя органических растворителей.
  2. Пожаробезопасны.
  3. Отсутствует токсичность и неприятный запах.
  4. Высокая прочность.
  5. Эластичность.
  6. Прозрачность, отсутствие желтизны в оттенке, способность не нарушать естественную фактуру и расцветку дерева (т.е. не делают древесину темнее).
  7. Блеск может разниться от глянцевого до полуглянцевого или полуматового.

Недостатки акрила:

  1. Хотя акрил сохнет стремительнее алкида (в течение суток), что удобно при сушке нескольких слоев, для полного формирования пленки потребуется от 10 до 14 дней.
  2. Считается, что такие лаки нежелательно применять в помещениях, которые отличаются слишком интенсивной посещаемостью.

Также, как и в случае с нанесением алкида на акрил, следует избегать нанесения акрилового лака на алкидный. Дело в том, что последствия таких работ сложно предсказуемы. Например, поверхность может получиться шероховатой или вздуться. Однако если иного варианта нет, понадобится грунтование. В этом случае верхний слой ляжет значительно качественнее.

Заключение

Таким образом, сочетание обоих видов лака - алкидного и акрилового - не рекомендуется. Если же стоит выбор между описанными составами, то следует ориентироваться на конкретные потребности. Можно отталкиваться от преимуществ и недостатков лаков, которые перечислены выше. Алкиды более дешевы, но в целом, акриловые составы обладают лучшим набором потребительских характеристик.

С помощью лакировки достигается значительный эстетический эффект, повышается срок эксплуатации многих изделий и долговечность ремонта.

Порой возникает необходимость отлакировать поверхность, покрытую акриловой краской. Нужно отметить, что у акриловых красок есть примечательная особенность – с течением времени, они все больше «сцепляются» с поверхностью. Поэтому, перед тем, как покрыть лаком поверхность, выкрашенную акриловой краской, нужно выждать, хотя бы, неделю.

Выбор лака

Обязательно уточните, совместим ли приглянувшийся вам лак (акриловый, полиуретановый или универсальный) с типом основы – деревом, штукатуркой или шпаклевкой. Очень желательно, чтобы лаковый состав с акриловыми компонентами был свежим, то есть с момента его изготовления прошло бы не более 90 дней. При прочих равных условиях лучше приобрести матовый состав вместо глянцевого, т.к. акриловая краска редко нуждается в дополнительном блеске.

Подготовка к работе

Защитную пленку, целлофан, стекло и т.п. нужно аккуратно снять без повреждения акриловой основы. Если на поверхности обнаружилась пыль, ее удаляют пылесосом (без контакта с основой!) В крайнем случае можно использовать венчик из перьев. Причем движения должны быть максимально аккуратными и размеренными. Механическое обметание тряпками строго запрещено – акриловые краски достаточно нежны и могут облететь лепестками разноцветных надежд еще до лакировки.

Сам лак перед нанесением на очищенную от пыли поверхность следует подогреть до температуры в 40-50 ˚C. Лучше всего эту операцию выполнить на водяной бане. Если нет под рукой термометра, то можно придерживаться эмпирического соотношения: трехлитровая банка с лаком в кипящем литре воды разогревается до температуры в 40-50 ˚C примерно за пять минут. Во время подогрева лаковый состав необходимо несколько раз перемешать гладкой рейкой.

Нанесение лака

Важно правильно выставить освещение, впотьмах лучший мастер лакокрасочных работ не справится с поставленной задачей. Оптимален источник света вверху и справа, даже при достаточной освещенности помещения. Работать лучше всего широкой флейцевой кистью – от 50 до 150 мм ширины, в зависимости от объема лакировки. На кисть берется небольшое количество лака (чтобы он не капал на пол и не тек по изделию) и наносится на поверхность широкими плавными мазками, продвигаясь сверху вниз. Траектория движений кистью должна быть параллельна верхней границе лакировки. После обработки 0.5-0.7 м2 лаковый слой необходимо располировать.

Располировка выполняется сухой флейцевой кистью движениями сверху вниз. Когда сухая кисть начнет прилипать к обрабатываемой поверхности, следует перейти к лакированию новых участков. Готовое изделие следует защитить от оседания пыли до момента застывания лакового слоя. Это осуществляется установкой козырьков, каркасов из пленки и т.п. Самостоятельную лакировку акриловых красок лучше опробовать на небольших изделиях, с приобретением навыков можно переходить к декоративным элементам со значительной поверхностью.

Стали активно применять не только в живописи, но и в строительно-ремонтных работах. Как и другие воднодисперсные материалы, они пригодны для использования даже в дождливую погоду. Однако значительные перепады температур могут оказывать разрушительное действие на высохшую краску.

Этого можно избежать с помощью нанесения поверхностного слоя лака. Прежде чем решить , необходимо рассмотреть все возможные варианты.

Общие сведения о лаках

Лаки представляют собой растворы на основе природных или синтетических смол и применяются для нанесения на различные поверхности, с целью придать блеск и обеспечить защиту от внешних воздействий. Их составы весьма разнообразны на нашем сайте , а по области использования такие растворы можно поделить на четыре группы:

  • паркетные – используются для нанесения на поверхность деревянных полов, а также лакировки дверей, наличников и других элементов из натуральной древесины;
  • яхтенные – морозо- и влагостойкие лаки, могут быть применены в лакировке резных навесов, садовых беседок и других уличных объектов из дерева;
  • универсальные (декоративные) – имеют достаточно широкий спектр применения и могут быть задействованы как во внутренних, так и в наружных работах.

Обратите внимание! Для воднодисперсных красок оптимальным будет использование универсального лака. применяется как в ремонте внутренних помещений, так и в декоративном наружном оформлении, в связи с чем защитный слой так же должен обладать универсальными свойствами.


Лаки имеют следующие отличия по составу материалов, используемых в их производстве:
  • основой для изготовления масляных лаков являются органические масла и смолы, что делает их совместимыми с деревянными поверхностями;

  • экологически чистые и огнеустойчивые акриловые лаки, изготавливаемые на водной основе, отлично подходят для всех видов деревянных поверхностей, а так же способны защитить художественную роспись по гипсу;
  • нитролаки, обладающие повышенной цепкостью, застывают почти моментально, но главный их минус – это токсичность;
  • универсальные полиуретановые лаки отличаются высокой стойкостью к различным факторам окружающей среды и прекрасно взаимодействуют с любыми материалами, однако невыгодны с точки зрения цены;
  • эпоксидные лаки, применяемые для нанесения на деревянные поверхности в местах с повышенным уровнем влажности, можно сравнить по прочности с полиуретановыми, однако в эстетическом смысле они значительно уступают.

Важно! Выбор лака для покрытия акриловой краски определяется их совместимостью. Наиболее идентичным составом обладает, разумеется, акриловый лак. Но возможно также применение полиуретанового и алкидного лаков.

Лакировка акриловой краски: подготовка и нанесение слоя

Первый этап подготовительных работ - это удаление пыли с поверхности при помощи пылесоса, не контактируя с основой. Использование веника или тряпок строго противопоказано, так как акриловая краска достаточно чувствительна к любым механическим воздействиям. Лак перед нанесением подогревается на водяной бане до 40-50 градусов.

Совет: выполнять работу лучше всего с применением широкой флейцевой кисти. Лак берется в малых количествах, чтобы исключить его стекание с кисти, и аккуратно наносится на поверхность плавными движениями сверху вниз.

После покрытия 0.5 кв. м. необходимо выполнить располировку, которая осуществляется с помощью сухой кисти. Когда кисть начнет прилипать, можно переходить к нанесению лака на следующий участок. На завершающем этапе желательно сконструировать временный пленочный навес, который защитит свежую поверхность от пыли.