Обзор парциальных программ

по музыкальному воспитанию дошкольников

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»
К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан

Цель программы — общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

ПРОГРАММА «ЗВУК – ВОЛШЕБНИК»

Т.Н.Девятова

Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Курс программы рассчитан на 1 год при проведении занятий 1 раз в неделю и разделён на четыре этапа, состоящих из нескольких тем.

Первый этап начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. Второй этап способствует созданию детьми простейших инструментов по образцу, воспроизведение ритмического рисунка песенок, попевок, потешек. На третьем этапе дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения. Четвёртый этап – повторение названий музыкальных инструментов, созданных детьми и закрепление навыков игры на них.

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»
М. А. Трубникова

Цель программы — обучение детей трех — шести лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.

ПРОГРАММА«КАМЕРТОН »

Э. П. Костина

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. Программаразработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина.

Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющеймузыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения иоказать коррекционную помощь. Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей;в заключениекаждой ступени изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.

ПРОГРАММА «ЛАДУШКИ»

И. Каплунова, И. Новооскольцева

Программа ориентирована на возраст детей от 3 до 7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Музыкальный материал, данный в программе, не обязателен для педагога. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия. Предлагается много интересных идей. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

ПРОГРАММА «МАЛЫШ»
В. А. Петрова

Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (третий год жизни). Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

В программе предусмотрены материалы по работе с воспитателями и родителями.

ПРОГРАММА «МИРМУЗЫКИИРЕБЁНОКВНЁМ»

А.В.Шумакова

Цель программы: развивать музыкально-эстетическое сопереживание как основу музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Смысл программы в том, что ведущей ценностью музыки выступает эмоциональный мир человека.

ПРОГРАММА «МОСКВИЧОК»

Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников от 3 до 7 лет. Цель программы: воспитывать эстетическую культуру и развивать детское художественное творчество. Программа предусматривает использование синтеза искусств и деятельностей, что позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, чувств. Методика программы строится так, чтобы в процессе её усвоения ребёнок приобретал новые знания, умения через собственный опыт.

ПРОГРАММА « МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ»

Т.Ф.Коренева

Программа рассчитана на дополнительные занятия по ритмике с детьми старшего дошкольного возраста. Для успешного решения задач по ритмике используетсявысокохудожественная музыка (классическая русская и зарубежная). Репертуар отбирается по разделам:

I. Характер музыки, средства музыкальной выразительности.

II . Музыкальная форма.

III . Комплексы ритмической гимнастики.

IV . Историко-бытовые и современные танцы, парные композиции, элементы русской классики.

V . Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами.

VI . Упражнения для рук.

VII . Игровое творчество, инсценирование песен.

ПРОГРАММА «МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

С.И.Мерзлякова

Программа представляет собой модульную педагогическую систему воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Она состоит из комплекса модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников.

К программе предусматривается приложение с перспективным планированием, конспектами занятий, занимательными играми и упражнениями, другим методическим и дидактическим обеспечением. Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

«КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ
Т. С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина

Раздел «Музыкальная деятельность» (М.Б.Зацепина)

Программа является целостной интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного – как классического, так и народного, театрального).

Программа построенана основе обучения, которое носит развивающий характер, что способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей. Ещё один важный принцип программы – интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

Программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до семи лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства – досуги и развлечения.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Д.А.Рытов

Основная идея программы – воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры. Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчитана на 6-летний период обучения. Познавательная ценность программы— в изучении истории русской культуры в обрядах и праздниках, рассмотрении народных инструментов как произведений прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучение игре на народных инструментах, их изготовление и применение на практике, организация эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности.

Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ РЕБЁНКОМ

РУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СЕБЕ

М.Л.Космовская

Программа нацелена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Особенность её содержания – неразрывная связь языческих и христианских представлений об окружающем мире. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, основанный на сочетании постоянных календарных (Новый год, Рождество) и переходящих (Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица) праздников. Программа рассчитана на 3 года.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
О. П. Радынова

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. В центре программы –развитие творческогослышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «МУЗЫКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЭМОЦИЙ»

А.В.Шувалова

Все виды художественной деятельности по восприятию музыкальных произведений предваряются этико-эстетическими беседами об эмоциях на темы: «Язык эмоций», «Как возникают эмоции?», «Эмоции и лицо человека», «Эмоции и жесты», «Эмоции и движения тела», «Эмоции и слова».

ПРОГРАММА «ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ»

Л.Р.Меркулова

Программа рассчитанадля кружковой работы с детьмистаршей и подготовительной группы.

1 раздел. «Что ребёнок должен знать об инструментах и оркестре?»

2 раздел. Подготовительные упражнения при обучении игре на ксилофоне, металлофоне, колокольчике.

3 раздел. Работа с оркестром.

4 раздел. Оркестровое сопровождение музыкально-ритмических движений, пения, игр.

ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ХОРЕОГРАФИЮ»

А.А.Матяшина

Программа предназначена для дополнительного образования в средней, старшей, подготовительной группы.Дошкольники знакомятся с историей танца, некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии от классики до современности. Развивается способность к танцевальной импровизации. Формируется умение выразить услышанный музыкальный образ в рисунке, пластилине. Предполагаетсяитоговое занятие с присутствием и непосредственным участием родителей. Обучение строится последующим разделам:

I. Экзерсис у опоры и в середине зала.

II. Партерная гимнастика.

III. Танцевальный образ.

IV. Слушаем и фантазируем.

V. Танцы.

Первые 3 раздела имеют обучающую цель, два последних направлены на развитие творческих способностей.

ПРОГРАММА «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

А.И.Буренина

Цель программы: развивать ребёнка в возрасте от 3 до 9 лет, формируя средствами музыки и ритмических движений разнообразные умения, способности, качества личности.

Задачи:

1.Развитие музыкальности;

2.Развитие двигательных качеств и умений;

3. Развитие творческих способностей;

4. Развитие и тренировка психических процессов;

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого. Автор предлагает методические рекомендации, практический материал – 100 разнообразных музыкально-ритмических композицийи аудиозаписи к ним. Используемый музыкальный материал – от детских песенок до симфонических произведений композиторов-классиков.

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»
К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства – опера и балет.

В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия» музыкального репертуара, «Методические рекомендации», аудиозаписи и набор слайдов.

ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Е.А.Дубровская

Программа адресована педагогам, работающим по программе «Из детства – в отрочество». Главным в программе является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребёнка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной. К традиционным видам музыкальной деятельности добавлен новый – музыкально-образовательная деятельность (начиная с пятого года жизни). Существенно расширен раздел «Слушание – восприятие», содержание которогонаправлено на развитие познавательной активности у детей.

ПРОГРАММА «ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ»

Т. Н. Сауко, А. И. Буренина

Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Кроме того, предлагаются авторские пляски с текстом на популярные народные мелодии. Новизна программы в том, что собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

Программа состоит из трех частей:

содержание работы в течение года;

подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами;

сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала.

ПРОГРАММА «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ » Т.Э. Тютюнникова

Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Расчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста.

Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям:учебному, творческому и концертному. По каждому из них программа содержит конкретные рекомендации для педагогов.

Программа снабжена учебно-методическим комплектом.

Дополнительные программы дошкольного образования:

Программа «В мире бального танца»

Программа «Горенка»

Программа «Музыка с мамой»

Программа «Оберег»


Методическая помощь музыкальному руководителю , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

И так, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования. С одной стороны - это повышает значимость дошкольного образования, а с другой - это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.

Согласно «Профессиональному стандарту педагога», «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу… Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».

Согласно пункту 1.5 ФГОС ДО, он направлен на достижение следующих целей:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

  • Непосредственная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);
  • Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
  • Праздники и развлечения;
  • Музыкальное образование детей в семье.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».

В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, «в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере».

Меняется отношение к оцениванию детской деятельности , к освоению ребенком программных знаний. С одной стороны - требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства (то есть гибкостью, пластичностью развития ребенка, большим разнообразием вариантов его развития, непосредственностью и непроизвольностью) и тем, что дошкольное образование не является обязательным в Российской Федерации. А с другой - нам необходимо определить результаты, на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы. Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, согласно ФГОС ДО , проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью оценивания эффективности педагогических действий и лежит в основе дальнейшего планирования их. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;)

2) Оптимизации работы с группой детей.

Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ , на наш взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально- художественное впечатление, каждый музыкально- художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».

В дошкольном учреждении музыкальное воспитание детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.

Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.

Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, в соответствии с ФГОС, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Все об-разовательное содержание программы, в т. ч. и му-зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы-кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры-тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре-ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом».

И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Описание материала :Консультация для воспитателй детских садов

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и
музыкального руководителя
, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
1 . Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в
проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий.
Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей . В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Игра , безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках . Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
2.Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми ивоспитателями:
Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы,
которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
индивидуальной работы с детьми,
музыкально-воспитательная работа в группах,
используемый на занятиях музыкальный репертуар,
вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.
Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.
Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:
Открытые музыкальные занятия
Консультации.
Родительские собрания.
Семинары-практикумы.
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.
Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и
родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется рекомендуемая для родителей фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей дете., а так же советы родителям на разные темы.

Подводя итог , следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса

Основная форма непосредственно образовательной деятельности с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, музыкального движения (танца), слушания музыки, игры на детских инструментах, музыкально-образовательной деятельности, музыкального творчества) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.

Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.

Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Объем знаний по всем видам музыкальной деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Остановлюсь на некоторых общих вопросах, раскрывающих содержание занятий. На музыкальных, как и на других занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д) чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Отметим, что физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность - упражнения гимнастического типа, игры перестроения, но они направлены только на развитие движений. Трудность построения музыкального занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

Аналогичен процесс обучения музыкальным движениям - в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют. Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.

Построение занятия обычно варьируется. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.

И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «чувства и настроения» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.

Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания и поставленных задач может видоизменяться. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания в ДОУ

Результаты мониторинга (за один год) .Описание итогового мониторинга освоения детьми программы музыкального воспитания в каждый возрастной период....

Учебно-методическое обеспечение музыкального воспитания в ДОУ. Презентация.

Презентация предназначена для ознакомления с учебно-методическим обеспечением в ДОУ для музыкального воспитания. Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ. Смена слайдов идёт по кл...

Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Дава...

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

2. Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив. Направляется весь процесс музыкального воспитания заведующей детским садом.

Заведующая не всегда имеет музыкальное образование, но должна обладать общей музыкальной культурой для того, чтобы создавать культурную деловую атмосферу во вверенном ей учреждении.

Заведующая создает условия для проведения музыкальной работы с детьми. Основные из них - настроенный инструмент, соответствующее помещение. Помимо этого для проведения музыкальных занятий требуются следующие пособия: флажки, мячи, ленты, обручи, платочки, султанчики и т.д. Заведующая следит за приобретением этих пособий, за обеспечением процесса музыкального воспитания соответствующей методической литературой.

Необходимым условием для проведения музыкальных занятий является облегченный костюм детей и легкая удобная обувь. Специальная одежда организует детский коллектив, помогает создать соответствующее настроение, позволяет детям легко и свободно выполнять движения. Мягкая, удобная обувь не создает излишнего шума при выполнении музыкально-ритмических движений. Поэтому заведующая детским садом по возможности обеспечивает приобретение специальных костюмов, в которые дети будут переодеваться, идя на музыкальное занятие. Это могут быть простые, но изящно сшитые пестрые платьица на кокетке или короткие пышные юбочки темного цвета и белые кофточки для девочек, белые рубашки и короткие штанишки на резинке для мальчиков.

Заведующая следит за тем, чтобы музыкальная работа с детьми была отражена в соответствующей документации. Проверяет и утверждает план работы музыкального руководителя, следит за ведением ее учета, за работой музыкального руководителя с воспитателями. Заведующая посещает музыкальные занятия с целью проверки их организации и усвоения детьми программного материала. Она отмечает их форму и содержание и по окончании проводит анализ - высказывает свои соображения по поводу репертуара, методики работы, поведения детей, их успехов и недостатков.

Посещения музыкальных занятий должны носить периодический характер и не нарушать их спокойной обстановки. Недопустимо приходить на занятие, когда вздумается. Надо прийти к его началу и пробыть до конца, предупредив, чтобы в это время ее не тревожили вызовами, не обращались с вопросами по поводу тех или иных проблем хозяйственной или организационно-педагогической работы. Заведующая должна вести себя тактично, не подрывать авторитет музыкального руководителя перед детьми. Все возникающие вопросы необходимо разрешать после ухода детей.

Кроме того, заведующая детским садом наблюдает, как музыка входит в повседневную жизнь детей.

В дошкольных учреждениях с большим количеством групп имеется должность старшего воспитателя детского сада.

В его обязанности, наряду с другими, входит обеспечение работы по музыкальному воспитанию в методическом кабинете - оснащение его необходимыми пособиями, литературой, конспектами музыкальных занятий, сценариями праздников и вечеров досуга. Кроме того, в общевоспитательной работе детского сада заведующая и старший воспитатель могут разделить свои функции. Например, старший воспитатель полностью отвечает за постановку музыкального воспитания в группах, за прохождение программы, осуществляет контроль за музыкально-педагогическим процессом, а заведующая помогает наладить организационные моменты работы музыкального руководителя с педагогическим коллективом, родителями, следит за выполнением музыкальным руководителем его обязанностей.

Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку работы по разделу "Музыкальное воспитание" во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.

В процессе работы он должен всегда помнить о цели музыкального воспитания - формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.

В связи с этим музыкальный руководитель детского сада обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам совершенствуется музыкальное восприятие, а также участвовать в проведении физкультурной деятельности. Он обязан осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга: проводить индивидуальную работу с детьми - развивать их музыкальные способности, обучать отстающих тем или иным программным умениям; посещать методические объединения с целью обмена опытом; систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию; проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада.

Музыкальный руководитель обязан проводить работу с родителями по плану заведующей детского сада.

Рассмотрим содержание и формы работы музыкального руководителя с воспитателями и родителями.

Музыкальный руководитель на занятиях, различных по форме, знакомит воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, раскрывает перед ними задачи, содержание и методы работы по каждой возрастной группе, помогает наметить возможные моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, обсуждает сценарии и планирует проведение праздников и музыкальных вечеров досуга, обсуждает результаты проведенной с детьми работы, обучает воспитателей основным певческим и музыкально-ритмическим умениям. Начиная с ознакомления воспитателей с практическим материалом, планом занятий, музыкальный руководитель постепенно подводит их к пониманию всей системы музыкальной работы с детьми.

Основной формой работы с педагогическим коллективом является консультация. Она бывает групповой (по 2-4 человека) и индивидуальной. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, обсуждают то или иное проведенное музыкальное занятие, отмечают достижения и неудачи, планируют содержание индивидуальной работы с детьми, моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, воспитательную работу в группе, предваряющую вынесение того или иного нового материала на музыкальное занятие.

В ходе индивидуальных консультаций музыкальный руководитель отвечает на возникшие вопросы, ведет работу по развитию певческих и музыкально-ритмических умений у воспитателей, не обладающих хорошими музыкальными способностями. Другой формой работы с воспитателями являются практические занятия всего коллектива. На них разучивается музыкальный репертуар для детей, так как его знание обеспечивает работу по программе. Музыкальный руководитель проводит и семинары, где изучается новая методическая литература по каким-либо разделам работы; практикумы, где наряду с теоретическим объяснением и практическим показом музыкальный руководитель дает задание каждому из присутствующих. Например, музыкальный руководитель рассказывает воспитателям о значении и видах музыкально-дидактических игр, показывает ряд игр для каждой возрастной группы, а затем предлагает всем подготовить и провести подобные игры в своих группах. По истечении некоторого времени воспитатели знакомятся с этой работой в группах своих товарищей. Затем все вновь собираются вместе для обсуждения результатов. Проведение практикума занимает длительное время, но, несомненно, приносит существенную пользу.

Наряду с указанными занятиями музыкальный руководитель детского сада проводит работу по повышению музыкальной культуры педагогического коллектива детского сада. Это может быть доклад на педсовете о важных событиях в музыкальной жизни страны, о музыкальном воспитании детей за рубежом, жизни и творчестве того или иного композитора и т.д. Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни через стенгазету, специальные стенды.

Важной формой работы является проведение открытых занятий, вечеров досуга по музыкальному воспитанию детей с их последующим обсуждением, которое помогает находить оптимальные методические приемы, развивает критическое отношение к материалу, способу его разучивания. На открытых занятиях как достижения, так и недочеты в педагогической работе становятся очевидными.

Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю нужно охватить музыкальной работой не только педагогический коллектив, но и родителей. Родители должны понимать основные цели и задачи, которые ставит перед собой детский сад в деле музыкального воспитания и развития ребенка. Их должен интересовать процесс его музыкального роста на музыкальных занятиях, высказывания о музыке. Нежелательная песня только в том случае исчезнет из обихода ребенка, если он не услышит ее не только в детском саду, но и дома. Но для этого с родителями должна проводиться определенная работа, в процессе которой необходимо добиться того, чтобы они были проводниками музыкального воспитания, умело поддерживали интерес ребенка к музыке, а не заглушали его. Музыкальный руководитель должен извещать родителей о продвижении их детей в области музыкального развития, о степени их одаренности. Для этого ему следует использовать все удобные моменты жизни детского сада:

· выступать с докладами на групповых и общих родительских собраниях по разъяснению самых разных вопросов музыкально - эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребенка в семье;

· проводить индивидуальные беседы в моменты прихода и ухода детей;

Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных педучилищах будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания и т.д. В детских садах работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведет музыкальный руководитель .

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Воспитатель обязан:

· развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;

· развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

· углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;

· знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

· проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание музыки и музыкально-ритмические движения, - игру на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает за время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с: музыкальным руководителем на различных консультациях, участия в проведении практикумов и т.д.

Воспитательный потенциал игры как педагогического средства

Как отмечают возрастные психологи, ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игровая. Но, в зависимости от возраста ребенка, игровые действия постепенно усложняются, дети овладевают новыми умениями и навыками. В ходе игры...

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве...

Дошкольное образовательное учреждение

I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2...

Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении

Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении

Методическая работа в ДОУ - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень...

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей умственно отсталых

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств...

Организация логопедической работы в дошкольном учреждении

Разработать методику проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада; - провести сравнительный анализ результатов опытно-практической работы по проведению ритмической гимнастики с детьми средней группы детского...

Особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста

Опытно-практическая работа была нами проведена на базе МДОУ «Детский сад «Колокольчик» нашего города...

Педагогический процесс и его особенности

Цель педагогического процесса - реализация задач воспитания и задачи дошкольного воспитания принято соответствовать с основными целями всестороннего гармоничного развития ребенка (идеальная цель воспитания)...

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года...

Психолого-педагогическая работа с детьми раннего возраста во время прогулки

Прогулка является обязательным компонентом режима дня в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и младший воспитатель, начиная рабочий день (до приема детей)...

Развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности