В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития .

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.
Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Ирина Свистунова

Министерство народного образования

Республики Татарстан

СОШ № 33


Тема: «История создания татарского

национального костюма»


Выполнила:

Ученица 7Б класса

средней школы №33

Исламова Лилия


Проверил:

руководитель

Харисова Г.А


г. Нижнекамск


Введение

Декоративно-прикладное искусство татарского народа

Татарский костюм

Ювелирное искусство

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, в нем материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого.

В костюме как в зеркале отражаются занятия предков: землепашцев и скотоводов, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, изменение социально- экономических условий и контакты с другими народами.

Сливаясь с физическим обликом человека, костюм рассказывает об индивидуальных особенностях носителя, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах, он также и воплощение представлений народа об идеальном облике людей своей национальности, народности.

В разные периоды истории в костюме сочеталась сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Нужно отметить, что наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме - в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте, он отличается необычайным своеобразием. При всей цветовой экзотичности татарский традиционный костюм не выпадает из общей мировой тенденции моды, в нем прослеживаются стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с восточной насыщенностью цветов, обилием вышивок, применением большого количества украшений.

Изучая татарский народный костюм, мы стремились проследить пути становления декоративно-прикладного искусства татар и проявление в нем духовной жизни народа.

К коллекции народной татарской одежды постоянно обращаются этнографы и искусствоведы, художники и народные ансамбли, работники кино и телевидения.

Публикуя в работе комплексы одежды (камзол, ичиги, туфли, головной убор, ювелирные украшения, платье, штаны) мы надеемся способствовать расширению использования богатого наследия татарского народа.

Цель работы:

Выявить особенности татарского национального костюма.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) исследовать историю формирования создания татарского национального костюма;

) выявить существенные особенности, национальный колорит традиционной одежды татар;

) описать традиционные ювелирные изделия, украшающие татарский национальный костюм.

В качестве методологической основы выступили труды доктора философских наук Абдулатипова Р.Г. и этнографа Завьяловой М.К.

Метод : аналитический.

Структура работы: введение, основная часть, заключение и приложение. Содержание сопровождается иллюстративным материалом.


Замечательными творениями сотен и сотен безымянных мастеров и мастериц представляется перед нами декоративное искусство татар. Ярко и зримо обнаружил себя в нем художественный талант народа, его творческий потенциал, духовные, эстетические идеалы.

Декоративное искусство татар уходит своими корнями в глубину столетий. Пройдя сложный путь развития, оно проявилось в уникальной бугорчатой и плоской ажурной скани, в « полихромном стиле» ювелирных украшений, в вышивке орнаментальных мотивов в изделиях из кожи, в тончайшей золотошвейной вышивке полотнищ и женских головных уборов, в изящных узорных сапожках, в накладной орнаментации сельского жилища.

Прогрессивные традиции татарского народного искусства приобретают особую ценность и художественную значимость в наши дни. Призванные обогатить современную художественную культуру, они вносят в неё черты неповторимого своеобразия и высокой духовности.

Искусство татарского народа складывается из культуры этнических групп: казанских, крымских и оренбургских татар, мишарей, кряшен и другие.

Одним из древнейших видов художественного творчества является керамика. Исчезнув во второй половине 16 века, она возродилась в наши дни: в 1963году в Казани был создан керамический цех.

Гончарное дело демонстрируют дошедшие до нас разнообразные сосуды (кувшины, кумганы, корчаги и другие.), бытовые предметы (блюда, чернильницы, светильники), игрушки. Высокий уровень изделий из керамики во многом связан с достигнутой местными мастерами культурой обжига. Переливы цветов придавали сосудам легкость, динамику. (Приложение 1)

Не менее древним видом декоративного творчества татарского народа является художественная обработка металла. Это оружие, украшения, основные части конского снаряжения, аксессуары и фурнитура одежды. Материалом служили медь, бронза, серебро, золото, свинец и железо, которые обрабатывались техникой литья, тиснения и штамповки, чеканки - это был орнамент и мелкая пластика в виде скульптурок различных животных и птиц.

Вызывает восхищение орнамент, состоящий из цветов, растений из райского сада использованные в оформлении каменных надгробий, в убранстве булгарской и татарской архитектуры, что демонстрирует высокое искусство резьбы по камню.

Составляющей Восточной цивилизации является каллиграфическая письменность - одна из своеобразных областей художественного творчества татарского народа, наиболее тесно связанная с духовной культурой. Это искусство предстало перед нами в оформлении рукописной книги и своеобразной форме настенных панно «шамаилей» - с изречениями из Корана. (Приложение 2)

Как целостная система декоративно прикладного творчества татарского народа предстает перед нами искусство национального костюма. Степень рукотворности татарского костюма зависит от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции и рассмотренный нами в следующем параграфе.


2. ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ


Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.

Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а так же жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью. В оформлении костюма важную роль играют художественные вкусы и религиозные воззрения.

Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк - традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом. В комплекс костюма входили также камзол - жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Разнообразными были формы головных уборов: такья - шапка полусферической формы с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха и тканей. Костюм дополнялся узорной обувью - ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и другого материала с каблуками и без них. (Приложение 3).

Классически традиционный комплекс татарского народного костюма складывается с середины 18 века, но характерный, дошедший до нас его облик относится к более поздним временам - 19-20 в.в. Большинство их сохранилось в деревенских сундуках наших бабушек или в собраниях музеев.

Татарский костюм вбирает в себя многие виды декоративного творчества народа. Это и ткачество, и вышивка, и золотое шитье, и художественная обработка кожи.

Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом костюма знати. Украшения были частью одежды: металлические пояса с крупными застежками- каптырма, массивные ажурные пуговицы, воротниковые подвески - яка чылбыры, закрепляющие ворот платья, нагрудники - изю, закрывающие разрез на груди. Все они декорировались камнями и самоцветами. Немаловажную роль в костюме играла вышивка, которая располагалась на подолах и рукавах женского платья, фартуках, платках и головных покрывалах - орпэк. Сверкающие островки драгоценного золотого шитья украшали камзолы, тюбетейки, калфачки и праздничную обувь. (Приложение 4,5,6).

Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь - хаситэ, изю, покрывала на голову и другие. Татарский костюм испытывает сильное влияние моды. Однако в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие.


3. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО


Всемирное признание получили произведения татарских ювелиров - комешче. Веками складывались и совершенствовались традиции художественной обработки металла: от изделий древнебулгарских мастеров к более поздним украшениям периода Казанского ханства и далее - к украшениям середины XVIII - начала XX века.

Изделия татарских ювелиров представлены в виде богатейших коллекций, хранимых в фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и ряда крупных городов Поволжья.

Продукция ювелиров была очень разнообразна. Это различные украшения женской одежды: воротниковые подвески, нагрудные перевязи, металлические пояса, пуговицы, различные бляхи, футляры для миниатюрных коранов, застежки для камзолов и украшения нательные: серьги - алка, ожерелья - муенса, накосники - чулпы, браслеты - белэзэк, перстни - йозек, кольца - балдак.

Шумящие или звенящие при ходьбе украшения также должны были оберегать их носительниц от злых сил. (Приложение 7).

Материал - золото или серебро, формы украшений, используемые в них камни и самоцветы имели магический и символический смысл, который переплетался с обрядностью, религией, мифологией. Некоторые из украшений были амулетами и талисманами, служившими оберегами. Верили, что они приносят благополучие и счастье. Однако постепенно они теряют свой древний смысл и становятся лишь декоративными элементами одежды, символами знатности и национальной принадлежности их владельцев.

Изделия татарских ювелиров оригинальны и самобытны. Они вписали яркую страницу в историю национальной культуры татар. Великолепные по форме и совершенные по исполнению они достались нам как духовное наследие многих поколений мастеров и вошли в сокровищницу мирового искусства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В начале 20 века из жизни татарского народа исчезли многие виды художественного ремесла, ювелирных украшений, традиционных элементов костюма. Это было связано с тем, что уменьшился потребительский спрос на старинные виды изделий; лишение промыслов экономической базы привело к утрате народных основ декоративного искусства, его художественности.

Однако традиционный татарский костюм существует без изменений и в наше время в практике фольклорно-музыкальных ансамблей. Художественные модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национальной одежды в современном костюме: нагрудники, воланы, оборки, рубахи, и шаровары, шлемовидные шапки.

Степень рукотворности татарского костюма зависит от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции. Каждому из народов свойственны свои отличительные черты, делающие его по-особенному привлекательным, интересным. Воспевая самые нежные и хрупкие создания природы - цветы, мастера татарского национального костюма умеют передать их очарование, ту особую тонкость и поэтичность, которые присущи им. Изысканное сочетание узора и фона вышивки по цвету, динамика в композиции орнамента - вот чем пленяют творения татарских вышивальщиц.

Таким образом, искусство национального костюма предстает как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа.

Не следует забывать традиций, перешедших к нам от наших прадедов и прабабушек. Например, можно украсить национальным орнаментом предметы быта, одежду, другие вещи. Для этого нужно очень внимательно изучать произведения прикладного искусства народа, искать собственную дорогу к роднику народного творчества и черпать из него полной пригоршней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

татарский национальный костюм искусство

1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

2.Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Игнатьев Вадим Сергеевич

Проектная работа. Татарский народны костюм

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа №1

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

II Всероссийская краеведческий конкурс

«Красота родного края»

Номинация: «Национальный костюм»

Тема: Национальный костюм татарского народа!

Работу выполнила:

Ученик 6-а класса

МБОУ Алексеевской СОШ №1

Игнатьев Вадим Сергеевич

Руководитель:

Шайхутдинова Лилия Магфуровна,

учитель татарского языка и литературы

п.г.т. Алексеевское

2016 год

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Татарский национальный костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская национальная одежда татар

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар . Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбетейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может привезти из Казани тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувь ю были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Итог: История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Использованная литература:

3. http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=9035

4. Д.М. Исхаков «Этнография татарского народа.» -Казань: Магариф, 2004 год.

Национальный татарский костюм можно назвать ценным памятником народного творчества. На протяжении многих веков в него вносились различные изменения, которые доводили до совершенства даже незначительные детали. Сильное влияние на костюм оказали ислам и традиции восточных народов. Однако его также можно назвать лишь собирательным образом, поскольку он объединяет в себе широкий спектр национальной одежды татар различных групп.

Такой костюм способен многое рассказать о своем обладателе: указать на возраст и в обществе, на характер, вкус и индивидуальные черты.

Национальный татарский костюм характеризуется сочетанием насыщенных цветов, наличием головных уборов со сложным орнаментом, присутствием многочисленных а также ювелирных украшений. Их изготовлением занимались только лучшие мастера своего дела.

Татарский костюм в качестве основы использует длинные свободные рубахи, напоминающие тунику. Несмотря на свои размеры, они никогда не подпоясывались.

Мужские рубахи шились длиной до колен, женские достигали щиколоток своих обладательниц и имели широкие рукава.

Состоятельные татары могли использовать дорогие ткани - шерсть, шелк, парчу и другие. Можно было встретить украшение рубах тесьмой или воланами. Женщины под них надевали нижний нагрудник.

Татарский национальный костюм также включает в себя штаны из легкой ткани. Мужские - в полоску, женские - однотонные. На торжественной одежде (например на мог присутствовать яркий мелкий узор.

Верхняя одежда не имела застежек и рукавов и шилась из фабричной (шерсть или х/б) ткани или изготовленной в домашних условиях, а также сукна или меха (зимний вариант). Она всегда была с приталенной спиной, клиньями по бокам и правосторонним запахом. К верхней одежде прилагался пояс, который был сшит из ткани.

Женский национальный татарский костюм украшался декоративной строчкой, мехом или вышивкой, в восточных районах использовались монеты.

Мужские и женские головные уборы значительно различались. В первом случае их разделяли на домашние и выходные. Они поражали своим разнообразием, поскольку для изготовления использовались все виды ткани и всевозможные орнаменты. Домашним головным убором была тюбетейка. У молодых людей они имели более яркие цвета, мужчины и старики носили более скромные варианты. При выходе из дома поверх надевались различные шапки или шляпы.

У женщин также присутствовала возрастная дифференциация. По головному убору можно было узнать семейное и социальное положение его обладательницы. Девушки носили вязаные или тканевые калфаки белого цвета. Женщины, состоявшие в браке, при выходе из дома набрасывали платки, легкие шали или покрывала. Поверх надевали украшенные повязки, которые помогали плотно удерживать головные уборы.

Национальный татарский костюм также включает в себя специальную обувь. В качестве рабочего варианта носили лапти, поскольку они были удобными и легкими. Традиционной же обувью татар являются сапоги и башмаки, которые шились из кожи (иногда разноцветной) и имели как твердую, так и мягкую подошву.