Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

А.С. Макаренко

Семья играет решающую роль в развитии личности. Кто, если не родители, скажут ребёнку, что такое хорошо, а что такое плохо? Кто, если не семья, заложит в человеке нравственный фундамент? Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье. Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». И, действительно, если ребёнок с детства видит ссоры, брань, проявление неуважения, словом, всё дурное и отрицательное, то впоследствии он сам вбирает в себя эти качества. А если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми, то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру.

Я расскажу вам об одной замечательной семье, где жизненная позиция родителей явилась самым важным жизненным ориентиром для детей.

Семья Анисимовых состоит из пяти человек. Их семейная жизнь не только игры и развлечения, они умеют и потрудиться. Мама Ирина работает на Тындинском почтамте, занимает должность оператора связи 1 класса. И, как говорится, женщина может добиться блестящих результатов на любом поприще, принести немало пользы обществу, но самый важный и самый главный труд её жизни - это создание семьи. На её хрупких плечах держится весь дом: после работы нужно приготовить, накормить, убрать, помочь с уроками и ещё сделать много дел по дому. Папа Евгений трудится в организации «Транснефтьвосток». Двое совершеннолетних детей Юлия и Дмитрий - выпускники нашей школы - уже овладели профессиями и создали свои семьи, трудятся и воспитывают своих детей. В настоящее время Юлия работает в группе технической документации в ШЧ на ст. Тында, а Дмитрий трудится в ТМХ слесарем. Самая младшая - Лиза учится в 7 А классе школы №6, в котором я являюсь классным руководителем.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности. И это чувствуется в семье Анисимовых. Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования. Старшие дети выросли, но общие радости по-прежнему собирают всех за большим столом. Это и дни рождения, и юбилеи, и другие семейные праздники. Горячий чай с вареньем помогает вспомнить всё, что было интересного в жизни каждого. Зимой любят кататься на «ватрушках» и санках по реке или с большой горы, очень часто посещают горнолыжную базу. Ещё одна традиция семьи - лепка пельменей и вареников. Это весёлое занятие как прежде объединяет всех членов большой семьи.

Часто слышу от учителей в адрес этой семьи только хорошие слова, и это неудивительно, ведь, как в пословице говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Сама Ирина является примером для своих детей, она активный участник всех классных и школьных мероприятий. Обладая великолепными организаторскими способностями, она легко может сагитировать детей и родителей не только на выходы в кафе, но и на выезды на турбазу; она может быть капитаном команды в различных играх, руководителем посадки цветов на школьной клумбе; может представить свои идею по оформлению класса к какому-либо празднику, к юбилею школы; изготовить декорации, пошить костюмы и ещё сделать множество всяких дел, больших и малых, простых и сложных - всё ей по плечу. Ирина Анатольевна как-то в разговоре со мной сказала: «Самое главное - говорить со своими детьми, спрашивать мнение о той или иной ситуации, давать советы по существу, это и есть участие в жизни своих детей и своевременная помощь».

Английский романист, драматург и публицист 18 века Генри Филдинг писал: «Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками». Конечно, всё это происходит в семье, ведь она является первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь, она воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду и являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Отца»

А.С. Грибоедов
Отцовская любовь , как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мама или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо. И несмотря на то, что в реальной жизни главенствующая роль в воспитании ребенка принадлежит все-таки маме, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние.

Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.

А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.

За последние годы роль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причем в лучшую сторону , по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально. Современные папы глубже переживают интимность семейной жизни, чем отцы прошлых десятилетий, большинство из них достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, умеют сгладить «острые углы» внутрисемейных отношений, уйти от ссоры.

Современные отцы более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга . Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было раньше, что благоприятно влияет на детское развитие. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если их не ценят, не одобряют, не стимулируют главу семьи другие ее члены. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере .

Традиционно отцу в семье отводится в, первую очередь, дисциплинирующая роль . Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына: запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов лишены способности к сочувствию и состраданию .

Одним из важнейших условий становления личности является осознание себя представителем определенного пола. В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на поведенческие проявления: у мальчика поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки – приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.

Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене, окружающим. Мальчику необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за взрослыми, мальчики безошибочно выбирают жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копируют поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение.

Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой .

Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней. Не нужно забывать о таком «важнейшем» для девочки обстоятельстве, как ее внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения .

по материалам журнала «Справочник старшего воспитателя ДОУ»

За четыре года работы Совета отцов в Хабаровске прошли десятки различных акций

Несколько лет назад в районе детского парка имени Гайдара в краевом центре появились картины юных хабаровчан. Целая галерея сюжетов из жизни авторов рисунков со своими папами радует глаз и сегодня. Появилась она благодаря конкурсу «Я рисую папу», организованному Советом отцов при администрации Хабаровска. За четыре года работы этой общественной организации в городе прошли десятки патриотических, просветительских, наставнических акций.
А в начале этого года в Общественной палате РФ в Москве прошло первое заседание Федерального Совета отцов при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка. Своим опытом с представителями региональных советов со всей страны поделились и «хабаровские отцы» - члены президиума общественного Совета отцов при администрации Хабаровска Константин Юров и Антон Дертко. Они, к слову, вошли в исполнительный комитет Федерального Совета отцов.
- По инициативе общественной организации «Городской союз женщин» и постановлением городской администрации в 2014 году был создан общественный Совет отцов при администрации города. В него вошли 22 отца с активной жизненной позицией - представители бизнес-сообщества, религиозных организаций, депутаты и просто неравнодушные люди. Курирует нашу работу городское управление социальной работы с населением, - говорит Константин Юров. - Мы продолжаем стремиться к тому, чтобы статус отцов рос в общественной, социальной, культурной жизни города, чтобы объединялись усилия в укреплении института семьи, чтобы развивались наставничество и патриотизм.
Один из инструментов в этом деле - масштабные акции, проводимые Советом отцов. Хабаровчане с удовольствием участвуют в таких мероприятиях, как «Скворечник своими руками». Эта акция уже стала традиционной, и проходит она в рамках выставки-ярмарки «Хабаровск - город мастеров». Первым пример остальным подал мэр Хабаровска Александр Соколов. Последние годы ко Дню Победы «хабаровские отцы» совместно с администрацией города готовят патриотические акции «Мы помним, мы гордимся», «Звезда победы». В этом году более семи тысяч хабаровчан стали участниками акции «Великая Победа» - на площади им. Ленина выстроились в слово «Мир». Общественники совместно с представителями Нацгвардии, ОМОН, МЧС рассказывают детям об основах безопасности в различных ситуациях.
- Тогда, в январе, большинство участников Федерального Совета отцов удивились тому, как выстроена наша работа с администрацией города. А это, возможно, самый важный аспект, - отмечает Константин Юров. - Ведь администрация нам помогает площадками для реализации наших проектов, техническими возможностями, оказывает содействие в доступе в образовательные учреждения. Представители советов из других регионов сетовали, что не могут договориться со своими администрациями, что, куда бы они ни обращались, перед ними закрывают двери. Наш опыт стал показательным в плане того, как можно работать во взаимодействии с мэрией, правительством края и другими структурными подразделениями, для реализации общего дела.
Большой плюс работы Федерального Совета отцов, по мнению Константина Геннадьевича, в том, что он создан при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка. Анна Кузнецова пообещала поддерживать общественников и помогать решению вопросов взаимодействия с органами власти.
- Несмотря на ограниченность во времени, у нас был всего день, мы успели затронуть большое количество актуальных проблем. Нельзя отрицать, что сегодня происходит определенное снижение участия папы в воспитании детей. Попытались понять, как этого избежать. Сегодня также важно формировать у мужчин культуру здорового образа жизни. Ведь ребенку нужен положительный пример, а отцу - силы и энергия для воспитания своих детей. Затронули такие проблемы, как невыплаты алиментов и высокий уровень абортов. Как отцы могут повлиять на эти показатели? Просто показать неплательщика на большом экране в городе недостаточно, нужно постоянно говорить, что отцы должны нести ответственность за свои поступки. Есть ребенок - значит, воспитывай. Не можешь воспитывать, по крайней мере, сделай так, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Не обошли стороной и разводы, и семейное насилие, - говорит Константин Юров. - Все это, к сожалению, актуально, какие-то вопросы в большей степени, какие-то - в меньшей. Мы будем стараться находить пути для их решения.
В мае отцы-активисты со всей страны снова собрались в столице. По итогам этого совета Хабаровск вошел в число пяти пилотных городов, где пройдет акция «Отцовский патруль».
- «Отцовский патруль» пройдет с 1 июля по 31 августа этого года. Мы посетим парки, скверы, пляжи, детские и спортивные площадки во дворах. Это ни в коем случае не дублирование и не взаимозаменяемость с надзорными органами, - подчеркивает Константин Юров. - Это совместная работа с уполномоченным по правам ребенка в Хабаровском крае Викторией Трегубенко в рамках Всероссийской акции «Безопасное детство», направленная на выявления факторов, угрожающих жизни и здоровью находящихся на таких площадках детей и принятие мер по их устранению. Мы не специалисты, но явные нарушения любой человек сможет увидеть.
Татьяна ВИХАРЕВА.

Кстати
В этом году звание «Отец года» получили трое хабаровчан. Конкурс проводится городским управлением социальной работы с населением. За почетный титул боролись мужчины, состоящие в официальном браке и воспитывающие детей, в том числе усыновлённых, взятых под опеку или в приёмную семью. Победителями стали Александр Сарыгин, воспитывающий четырёх детей, Сергей Смирнов и Александр Ушаков, у которых по трое детей. В Хабаровске конкурс проходит с 2009 года. За это время звание «Отец года» получили 46 человек. Награждение победителей состоится в ноябре этого года.

Подумаешь, как счастье своенравно() 1) вот попрекать мне станут, что без толку всегда журю. А как, уважаемые родители, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? Родители записывают ответы на стикеры и вывешиваются на доску. Отец, не терпящим возражения тоном приказывает сыну сделай это!, в то время как сам сидит в кресле за газетой (играет на компьютере, смотрит телевизор).

Наша культурная традиция предполагает строгое воспитание с самого детства, а затем период расслабления, когда взрослые могут позволять себе все что угодно. Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Пусть ваш ребенок станет лучше вас, и тогда прогресс в обществе будет очевиден! Но для этого нужно потрудиться.

Только такая любовь к детям истинна и достойна называться любовью всякая же другая есть эгоизм, прохладное самолюбие. В этих искренних словах отражена только одна сторона музыки моцарта та, что связана с самыми светлыми видами и. Ты колдун во 2-ой, третьей либо брых знает какой ипо100си, а я мастер настоящих перевоплощений. Воспитание это наименее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а до этого поступок, действие, пример. Это разъясняется тем, что малыши воспринимают обучение как игру и усваивают зарубежные языки, чтение, игру на инструменте без каких-либо услибой.

Исследования проявили, что самой захватывающей музыкой для детей оказалась 5-я симфония бетховена! Обобщающее слово учителя естественно пение не.Больше века музыка моцарта солнечного юноши издалече зияла.Александр сергеевич грибоедов - не нужно другого эталона, когда в очах пример отца.Словом, вечно ясный и солнечно-молодой798081. До 5 лет обращайся с отпрыском, как с царём, с 5 до пятнадцати как со слугой, после пятнадцати как с другом. В школу, на родительские собрания приходят в основном дамы - мамы и бабушки, больничные листы в больнице выдают также почаще матерям - такая устоявшаяся практика. Со100вьте шуточный рассказ о том что бы вышло в мире если бы люди утратили способность гласить.конкретно работой над ним мы и занимались в тот денек, когда ален заявился в галарэн. Если ты разгневан, сосчитай до 10, до этого чем гласить если ты очень разгневан, сосчитай до 100. Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен! Не нужно другого эталона, когда в очах пример отца. Всё-таки в100вила любознательный нос я, за что была вознаграждена довольной ухмылкой.

«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы хотели бы их научить», - Г.Доуман, директор института развития потенциальных возможностей человека (США).

Сколько людей, столько и мнений. Сколько родителей, столько и методов воспитания. Но наверняка каждый из нас задумывался над тем, правильно ли он поступает? И еще задавал себе вопрос: как воспитать трудолюбивого, высоконравственного, талантливого ребенка? Чтобы было кому, извините за банальность, в старости стакан воды подать.

Воспитывать ребенка – это значит, все время воспитывать и самого себя. Как говорил герой бессмертного произведения А.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца!». Представьте обычный вечер в семье. Отец, не терпящим возражения тоном приказывает сыну: «Сделай это!», в то время как сам – сидит в кресле за газетой (играет на компьютере, смотрит телевизор…). Если же ребенок начинает упрямиться, то в ход идут угрозы типа: получишь ремня, не пойдешь на улицу, будешь сидеть за уроками весь день! Ребенок очень быстро понимает, что папа не прав, но боится его и выполняет приказание. Подобное воспитание – это метод ленивого, недальновидного человека. Таким образом, подавляется самостоятельность ребенка, попирается его достоинство. А самое плохое в том, что вы можете лишиться его уважения и любви. Многие скажут, что их воспитывали таким же образом. На что я отвечу: а помните ли вы обиду и непонимание, чувство униженности и атмосферу нелюбви в тот момент? Неужели вы желаете это своим детям? Насилие порождает насилие. В детском и подростковом возрасте гнев изливается наружу драками, насмешками над слабыми, унижением девочек (они символизируют мать), непризнанием авторитетов, выбором агрессивных игр и фильмов. Поэтому не удивляйтесь в последствии, и не обижайтесь на то, что ребенок станет черствым к вам и окружающим.

Требовательность по отношению к детям должна быть обоснована. Приказание не лучший способ воспитания. Взрослые ошибочно считают, что если они старшие по возрасту и еще к тому же родители, то авторитет у ребенка им гарантирован. Но его надо заслужить доверием, общением на равных и желанием помочь, не смотря на занятость. В тех семьях, где работа делается сообща и у каждого круг своих обязанностей, внутренние отношения достаточно гармоничные. И известный тезис о том, что труд сделал из обезьяны человека, полностью оправдывает себя.

Часто в общественных местах слышу разговоры о том, что жизнь наша стала слишком открытой, откровенной. По телевидению показывают такое.… Как же детей растить – воспитывать? Никаких идеалов, никакой морали! Да, согласна. Ребенка, которому не чужды нравственные идеалы, вырастить в такой обстановке непросто. Опять потребуется личный пример. Если родители при детях ссорятся, ругаются, и у них нет генеральной линии в воспитании, то вряд ли выйдет из этого опыта что-то хорошее. Разве только с точностью наоборот. Но дети имеют одну особенность: они воспринимают опыт и хороший и плохой буквально. Вот почему все ведущие педагогические школы мира говорят о том, что с первых дней жизни своих чад приучать надо к прекрасному: хорошей музыке (развивает слух), живописи (тренирует зрение), поэзии и прозе (обучает правильному языку), красивым межличностным отношениям (воспитывает личность, определяет характер). А если ребенок с детства будет впитывать отрицательный пример, то у него выработается соответствующий стереотип в поведении.

Производя на свет детей, мы, родители, хотим, чтобы наши отпрыски были самыми, самыми.… Пусть ваш ребенок станет лучше вас, и тогда прогресс в обществе будет очевиден! Но для этого нужно потрудиться. Так как же воспитать таланты в ребенке?

Уже не секрет, что развитие головного мозга человека к 3 годам достигает 70-80 %. Поэтому так популярны программы по раннему развитию детей. Сегодня мы знаем, что ребенок видит и слышит уже в животе у мамы. Он различает голоса, музыку. Считается, что и мама должна правильно себя вести во время беременности. А это означает только положительные эмоции, видение красоты, ощущение счастья. Конечно же, ничто в мире не сравниться по силе воздействия на женщину с теплотой и любовью, которой окружает свою семью будущий отец. Часто, уже став взрослыми, дети с радостью, как о празднике вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом. Никакая нехватка времени или усталость не должны стать препятствием, чтобы папа как можно больше общался со своими детьми. Без этого общения ребенок не сможет полноценно развиваться.

Все мы слышали о японском чуде, когда феодальная, нищая Япония за каких-то несколько десятилетий превратилась в современное государство. Одной из причин стал новый подход к обучению детей. Наша культурная традиция предполагает строгое воспитание с самого детства, а затем период расслабления, когда взрослые могут позволять себе все что угодно. В традиции Японии все наоборот. Детям дается возможность пробовать свои силы в творчестве с очень раннего возраста. Дома родители уделяют много внимания подрастающему поколению. Не ленятся объяснять, рассказывать, казалось бы, об очевидных явлениях. Такие беседы приводят к пониманию сути, развивают мозг. А когда ребенок уже становиться взрослее, то больше доверяют ему, т.к. невмешательство в раннем возрасте, а затем давление в позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

В Японии создана Ассоциация раннего развития и организация «Обучение талантов». Ее директор, доктор Масару Ибуки - основатель фирмы «Сони» дает несколько полезных и оригинальных советов по воспитанию талантливых детей.

Воспитание талантливого ребенка начинается с самого рождения, вплоть до трех летнего возраста, когда идет формирование структуры мозга. Это объясняется тем, что дети воспринимают обучение как игру и усваивают иностранные языки, чтение, игру на инструменте без каких-либо усилий. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, готовы усваивать знания всегда.
Способность воспринимать сложные музыкальные формы – это удел младенцев. Исследования показали, что самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Кроме того, дети любят Моцарта, Вивальди, Шопена. Популярные песни оказались на 2-м месте, а вот детские на последнем в этом списке.
Ребенок обладает замечательной образной памятью. Даже китайский иероглиф запомнить для него не составляет труда. Поэтому обучение иностранным языкам лучше начинать с самого раннего возраста. Это только кажется, что малыш ничего не понимает. Учите сразу правильно произносить слова, не сюсюкайте с ребенком.
Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша. Пусть в ней висят детские рисунки, картинки, карта мира, играет музыка.
Почаще берите ребенка на руки. Тактильное общение ребенка с мамой очень важно для его умственного развития. Это важнейший фактор формирования отзывчивого человека.
Не бойтесь брать ребенка с собой в постель. В это время ребенок совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому работающим мамам, папам рекомендуется использовать эту возможность пообщаться с ребенком. Спойте ему песенку, расскажите, как прошел день.
Когда ребенок спит, можно использовать записи музыки, языков. Во время сна обучение проходит особенно плодотворно.
Не лишайте ребенка материнского молока. Сегодня известно, что это сильнейший стимулятор интеллекта. Благодаря кормлению грудью у мамы и ребенка возникает особый эмоциональный контакт.
Никогда не игнорируйте плачь ребенка. Если ребенок плачет, значит, вы ему нужны. Ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу и будет более уравновешенным и добрым.
Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Ругать - значит отбивать какой-то важный импульс к действию. Простой пример: малыш порвал газету. Вместо того чтобы его ругать, дайте ему старую. Все можно предусмотреть. Надо только быть внимательным.
Возбуждайте в ребенке интерес. Это лучшее побуждение к обучению.
Повторение – лучший способ стимулировать интерес.
Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Развивайте у ребенка интуицию.
Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь.
Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания. Игра на скрипке развивает черты лидера
Заучивание стихов тренирует память.
Окружайте детей лучшим, что у вас есть.
Дайте ребенку карандаши как можно раньше.
Стандартная бумага для рисования – стандартный человек.
Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.
У ребенка свое собственное представление о порядке.
Распорядок дня развивает чувство времени.
Физические упражнения стимулируют интеллект. Чем раньше начать занятия спортом, тем лучше результаты.
Тренируйте левую руку так же, как и правую.
Для ребенка работа и игра – одно и тоже.

Воспитание ребенка – дело сложное и ответственное. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие – это и есть тот самый фундамент. Невозможно строить фундамент, когда здание уже готово. Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать детей готовыми цифрами и фактами, или научить читать и писать. Гораздо важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных методик, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, их личный пример может сформировать его личность. Мы часто не доверяем своим детям, их опыту их видению. Учитесь избавляться от предвзятых мнений и использовать все свое воображение, чтобы увидеть мир таким, каким его видят дети.

По сей день, мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время». Внимательно следите за тем, что воспринимает ваш ребенок в данное время, стимулируйте его развитие.

Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Позаботиться о его благотворности должны именно родители. И последнее. Раннее развитие не требует ни дополнительного времени, ни денег. Это ежедневный труд, основанный на любви и желании вырастить достойную смену после себя.

Ольга Горощенова
В статье использованы материалы Иркутского кризисного центра,
М.Ибука «После трех уже поздно», М., 1991.