Олеся Чернышова

Цель : Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования

Задачи :

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования .

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования .

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования .

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы :

Дети знакомятся с разными видами нетрадиционных способов рисования , многообразием материалов, используемых в рисовании , учатся создавать свои шедевры. Таким образом, развивается творческая личность , способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.

Существует много техник нетрадиционного рисования , их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками , делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Ниткография

Скатывание салфетки

Рисование пальчиками

Рисование вилкой

Рисование жесткой полусухой кистью

Кляксография

Рисование пластилином

Рисование восковой свечой и акварелью


Существует еще очень много техник рисования , возраст моих ребятишек 3-4 года, поэтому пока остановились на этих.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,.

Индивидуальный план на 5 лет (2011-2015 г.) Каримуллиной Миляуши Гилумхановны воспитатель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» Высокогорский.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

В наше современное время есть много средств дл развития мелкой моторики, это и рисование, штриховка, мозаика. Но я хочу остановиться.

Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками. Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит.

Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Все мы хорошо наслышаны о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук. Также все мы знаем, что чем раньше начинать ее развивать, тем лучше. В этот раз я хочу рассказать о таком способе развития мелкой моторики руки как рисование.

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым, стимуляция работы мелкой моторики, а именно, движения пальцев рук: быстрые, медленные, осознанные, приводят к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи.

Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо развития мелкой моторики рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.

Первые уроки рисования можно начинать с того момента, когда малыш научился уверенно сидеть. Конечно, поначалу трудно назвать рисунком то, что изображает десятимесячный или годовалый малыш. Эти рисунка, представляющие собой слабые штрихи и закругленные линии, - первая проба пера. Примерно с восьмимесячного возраста ребенок делает открытие: он осознает связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги.

Что понадобится для работы:

Краски. Для первых уроков рисования лучше всего использовать пальчиковые краски. Краска должна быть максимально безопасной для ребенка: не содержать вредных веществ, быть экологически чистой, чтобы даже если она попадет в рот малыша, ничего страшного не произошло. Такая краска делается на горчичной основе — если ваш малыш решит попробовать ее на вкус, они ему не слишком понравится. Не покупайте слишком много цветов. Зачастую, в упаковках продаются четыре цвета, на первое время их хватит с избытком. Не перегружайте ребенка лишней информацией и желанием перепробовать все и сразу;

Бумага. Используйте ватман или остатки старых обоев, большой размер бумаги – раздолье для самовыражения малыша. Ребенку грудного возраста недостаточно листа форматом А-4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развиты, и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него.

Одежда ребенка: Для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления. Мои дети, когда в доме было достаточно тепло, рисовали только в подгузниках. Поскольку процесс творчества так или иначе коснется и вас, позаботьтесь и о вашей одежде.

Хорошее настроение. Пусть рисование станет приятным, радостным и полезным временим для вас и вашего малыша.

Организация пространства

Местом для детской студии может стать любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей. Будьте готовы к тому, что когда ребенок войдет во вкус рисования, краска будет везде: на нем, на вас, на полу, мебели и коврах, поэтому позаботьтесь о том, как все это потом отмывать. Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) — у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Запаситесь влажными или обычными салфетками. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером нежелательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений, полученных за день.

Процесс детского рисования.

Для первых занятий достаточно использования двух цветов. Очень хорошо рисовать теми цветами, которые вы сейчас изучаете. Например, осваивайте красный и желтый – ими и рисуйте. Получаете удовольствие, а заодно усваивайте пройденный материал. Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте возможность малышу самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для него предметом (краской), начните рисовать одновременно с ребенком (только на отдельном листе!). Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.

Ребенок независимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.

Периодичность и длительность рисования.

Творческое «пачкание» можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка, естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае если ребенка что-то беспокоит. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего несколько минут. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается от 20 до 30 минут. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития синдрома отмены не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период.

Рисуйте на здоровье!

Хаят Ибрагимова, детский психолог

С использованием подсказок одной творческой мамы.

Анастасия Зотова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Цель :

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку , стремление к творческой самореализации.

Задачи :

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования ;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования ;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования ;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы :

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать . Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования , их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании , учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность , способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р . Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как : тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками , оттиск пробкой, восковые мелки + акварель , монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой , пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей . (Чем я еще могу рисовать ? Что я могу этим материалом нарисовать ) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов , требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости , развития мелкой моторики . Ведь вместо традиционных : кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки , различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы , самостоятельности детей , создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам .

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

рисование пальчиками ;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками .

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель ;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки ;

рисование ватными палочками ;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком ;

рисование мыльными пузырями ;

рисование мятой бумагой ;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение , дает полную свободу для самовыражения

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования :

1. Изучение методической литературы по теме :

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками "

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду "- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки "

5. Журналы "Дошкольное воспитание ", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду »

7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2. Изучение педагогического опыта.

Внедрение в практику :

1. Разработка перспективного план на сентябрь – декабрь по нетрадиционной техники рисования в старшей группе .

2. Консультация для родителей "Значение ».

3. Выставки детских рисунков для родителей.

4. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию .

5. Мастер-класс по проведению занятия по .

Представление опыта работы :

1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования .

2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования ».

4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе . Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей . Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда . Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество» , вызывают у детей желание рисовать , дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия , творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем , что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работу проводила поэтапно :

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования , по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом , сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства :

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей ;

Применяла такие методы :

Словесные,

Наглядные,

Практические,

Игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала :

Высокий – % - Средний – % - Низкий – %

Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию .

Для воспитателей был проведен мастер – класс.

Творческий отчет по теме самообразования:

«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Выполнила:

Несговорова Ирина Александровна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В.А. Сухомлинский

Введение

«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях.

От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Я в своей работе отдала предпочтение рисованию.

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами создаются живописные изображения. Рисование развивает восприятие, творческие способности, приобщает детей к миру прекрасного. Этот вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, фломастерами) я использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают малышей, тем самым вызывая стремление заниматься таким удивительным делом.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, а так же формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития.

Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи

Образовательные:

Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

Формирование практических умений и навыков;

Обучение различными навыками работы с красками, гуашью.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

Совершенствование движений рук;

Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Развитие речи детей.

Воспитательные:

Развитие нравственных качеств (доброжелательность, умение общаться)

Развитие художественного вкуса;

Развитие усидчивости, целенаправленности.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук, детей раннего возраста.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:


Как сказал В.И. Сухомлинский «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные нетрадиционные приемы способствует этому.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Благодаря изодеятельности развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у малыша. Работу начинали с одного цвета, а потом давала два - три цвета.

Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но и получают новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Предлагаю рисовать малышам не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание).

Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику.


Отпечатки ладошек дополняем недостающими элементами, и превращаем в рыбок, птичек, солнышко и т.д. Малышам всегда заранее говорю, что будем рисовать, но некоторым детям могу предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть –

кто «спрятался» в этом отпечатке». В ходе рисования предлагаю малышам «расколдовать» спрятавшийся рисунок, совместно дорисовывая с ребенком недостающие детали карандашом или фломастером. Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек.

Еще одна техника, доступная детям 1,5 – 2 летнего возраста - это штамповка .

Материалы для самодельных штампов окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.

Чаще всего на своих занятиях с малышами я использую самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а так же штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.

И не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.




Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предлагаю малышу украсить орнаментом бумажную тарелку или чашку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы.

На первом этапе штамповка происходит только рука в руке с воспитателем, постепенно от уровня уверенности малыша предлагаю выполнить работу по подражанию.

Занятия «Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой интерес.



Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Чаще всего использовала массажный мячик.

Показывала приемы рисования на манке пальчиками, это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик. В ходе занятий использовали различные предметы для рисования палочки, грабельки и т.д.

Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки.

Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. На начальном этапе я не ограничивала детей пределами контура (травка возле цыпленка, море под корабликом, небо). Но дети раннего возраста (в 2 года) могут рисовать и с использованием трафарета. Трафарет изготавливала из картона, а дети просто макали губкой внутри трафарета и получали нужное изображение.

Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво и можно придумать что угодно. Например, предлагала нарисовать огонечки на ёлочке, точки на грибочке (мухомор), на божьей коровке.

Чтобы развитие мелкой моторики рук стало увлекательной игрой, использовала разнообразные игровые приемы, такие как пальчиковые игры, массаж рук пальцев и др. В ходе рисования постоянно побуждала детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, предлагала нарисовать снежные комочки, чтобы слепить снеговика, разноцветные клубочки для котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т.п. или поиграть: «Пальчики гуляют»: топ – топ – топ. Чаще всего использовала не большие стихи, играя мы ещё и изучали основные цвета.

Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры.

Никогда не говорила, что получилось плохо, потому что детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Вывод

Ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир.

Из личного опыта знаю, что некоторые дети даже в 1,5-2 года уже с опаской относятся к рисованию пальцами и ладошками, не хотят «пачкать» ручки, отказываются от рисования. Возможно, это связано с особенностями характера и/или воспитания (ведь мы учим детей аккуратности, и некоторые дети воспринимают краску как грязь, боятся испачкать руки, одежду). Но в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы мягко и ненавязчиво меняется отношение детей к нетрадиционному рисованию.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики.

В течение года от занятия к занятию по рисункам детей можно проследить, как развивается их мелкая моторика. Конечно, овладевая нетрадиционным рисованием, ребенок не научится писать. Но эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Используемая литература

1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика - Синтез, 2006 г. 2.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г. 3.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009. 5.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

6. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. 1-3 года. М: «Владос».

7. Интернет – источники.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ (1-й год обучения) 1,5-2 года

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛЫ

Сентябрь

«Падают, падают листья».

учить рисовать пальчиками - окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию осенней композиции «листопад», развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

вырезанные листочки из белого листа, краски (жёлтая, зелёная, красная) в плоских ёмкостях, салфетки.

«Весёлые мухоморы»

продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на поверхность бумаги.

вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

«Мой любимый дождик»

учить изображать дождь из тучи ватными палочками, знакомить с синим цветом, развивать чувство ритма и цвета, воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику.

листы бумаги с контурным изображение тучи, гуашь синего цвета, ватные палочки, салфетки.

«Вот какие у нас птички».

показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек, знакомить с техникой «принт» (печать), вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования, развивать мелкую моторику.

лист бумаги белого цвета, плоские ванночки с краской, салфетки.

«Нарядные матрешки»

продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на поверхность.

матрешки, вырезанные из бумаги, пальчиковая краска, салфетки

«Ягоды на тарелочке».

продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

«Рисуем на манке».

познакомить с техникой рисования на манной крупе пальчиками, развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику.

поднос или коробка из под конфет, манная крупа.

«Новогодняя елочка».

создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках ёлки огоньки, продолжать учить рисовать пальчиками и ватными палочками огоньки, фонарики, используя яркие краски, развивать мелкую моторику.

трафареты ёлочек, гуашь разных цветов, салфетки.

«Пушистый снег».

(коллективная работа)

продолжать учить рисовать пальчиками и ладошками окунать в краску кончики пальцев, ладошки и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию композиции, развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

большой лист бумаги с изображением дерева, белая гуашь, салфетки.

«Снежные комочки».

закрепить умение рисовать пальчиками, развивать чувство композиции, цветовосприятия, развивать мелкую моторику.

лист бумаги синего или голубого цвета, белая гуашь, салфетки.

«Рисуем на манке».

продолжить знакомить с техникой рисования на манной крупе, развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику.

поднос или коробка из под конфет, манная крупа, массажный мячик

«Мои рукавички»

познакомить с техникой оттиск пробкой. Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок на силуэте.

силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета, салфетки.

«Мимоза для мамы».

продолжать учить рисовать пальчиками и штампами- окунать в краску кончики пальцев, штампы и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию праздничной композиции, развивать чувство цвета и ритма, развивать мелкую моторику.

листы бумаги с изображением ветки мимозы, краски (жёлтые) в плоских ёмкостях, штампы, салфетки.

«Ракета».

продолжать учить рисовать пальчиками, окунать в краску кончики пальцев, закрашивать поверхность не выходя за контуры рисунка, развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

листы бумаги с изображением ракеты, краски в плоских ёмкостях, салфетки.

«Волшебные шарики».

познакомить с техникой рисования поролоновой губкой. Учить закрашивать плоскость не выходя за контур.

листы бумаги с изображением шариков, краски в плоских ёмкостях, салфетки.

«Божьи коровки на лужайке».

Упражнять в технике рисования пальчиками и поролоном. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать поролоном травку.

листы бумаги с раскрашенными божьими коровками без точек на спинках, краски в плоских ёмкостях, поролон, ватман, салфетки,

«Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа)
Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.

заготовка солнышка на ватмане, краски в плоских ёмкостях, салфетки.

Ирина Александровна Гусарова
Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества : речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника , исключительно важны для его умственного и психического развития . Мелкая моторика , сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста .

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза . Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника .

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы .

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Рисование играет особую роль . Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить , как развивается мелкая моторика , какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе . Конечно, овладевая рисованием , лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Публикации по теме:

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования Задачи: 1. Расширять представление о многообразии.

Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия. Дошкольный возраст – это период,.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Автор проекта: Чусовитина Елизавета Раульевна. Продолжительность проекта: с февраля – март 2016 года. Тип проекта: краткосрочный, групповой,.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.