Главная задача месяца - развивать речь.
Рост и вес ребёнка в 11 месяцев. Для девочек - рост 71-76 см, вес - 8,900-11,000 кг. Для мальчиков - рост 72-77 см, вес - 9,300-11,500 кг. Примерная прибавка массы тела за месяц - 400 грамм.
Развитие ребёнка на 11-м месяце жизни. Ребёнок всё более уверенно чувствует себя в вертикальной позиции. Он может держаться за опору одной рукой, а другой открывать двери тумбочки или шкафа. Поэтому уберите все потенциально опасные предметы (мелкие и острые, лекарства, бытовую химию) на недосягаемую высоту или в закрывающиеся на замок ящики.
Ребёнок 11-го месяца жизни стремится научиться ходить. Если он уже ходит, то будет совершенствовать этот навык. Обычно детки такого возраста передвигаются, держась за диваны или кресла, но могут уже перебегать от опоры к опоре на небольшие расстояния.

Малыш может самостоятельно заниматься игрушками более длительное время. Появляются и любимые игрушки, малыш может таскать за собой мишку или зайчика, засыпать с ним. Когда малыш берёт игрушку, то он раскрывает свою руку и складывает пальцы в зависимости от её размера и формы. Используйте игрушки, которые можно вкладывать друг в друга, закрывать и открывать, соединять и разъединять, откручивать, закручивать. Это хорошо развивает мелкую моторику ребёнка.

Малыш в 11 месяцев понимает разговор родителей, выполняет просьбы: возьми, дай, принеси. Показывает рукой на интересующий предмет. Узнаёт знакомые предметы на картинке. Показывает качанием головы слова «да» или «нет». Обучайте ребёнка новым действиям. Подбадривайте кроху, если у него что-то не получается. Если получается - хвалите. Малышу в 11 месяцев уже можно показывать сюжетные игры с участием кукол, зверушек.

Кроха не просто копирует поведение родителей в различных ситуациях, он перенимает их позицию по отношению к окружающему миру. Если мама или папа уделяет внимание другому ребёнку, малыш уже может ревновать. К незнакомым людям по-прежнему относится настороженно, может пугаться. А вот на детей смотрит с интересом, наблюдает, подражает их играм, жестам.

Малыш интересуется своим телом, пытается засунуть пальчик в пупок. Если вы оставляете его без памперса, он уже может с интересом наблюдать за процессом мочеиспускания.

Активно развивается речь, лепет становится более разнообразным и сложным. Ребёнок на 11 месяце произносит свои первые слова: «ам-ам», «дай», «му-му» и другие. Он пытается повторять за взрослым несложные слова. Пассивный словарь продолжает пополняться, малыш запоминает всё новые и новые слова. Читайте малышу короткие сказки и стишки, сопровождайте комментариями свои действия.

Чтобы стимулировать ребёнка к разговору, не спешите реагировать на его жесты или крики. Говорите: скажи «дай». Если вы предугадываете все желания малыша, то ему просто нет смысла разговаривать, ведь его понимают без слов. Обучайте ребёнка обобщать предметы. Например, попросите его принести не любой шарик, а все шарики.

Изучайте с ребёнком различные музыкальные инструменты (пианино, барабан) и как они звучат. Продолжайте знакомить малыша с классической музыкой, приобщайте к прекрасному с раннего возраста. Включайте и детские песенки из мультфильмов, малышам они нравятся. Детки в 11 месяцев любят танцевать. Доставляйте ребёнку такое удовольствие, поддерживая его под мышки или за ручки. Можно танцевать и на руках у мамочки.

Малыш в 11 месяцев настолько подвижный, что делать ему массаж становится проблематично. А вот гимнастике продолжайте уделять внимание каждый день.

Что умеет ребёнок в 11 месяцев. Ползает. Стоит без опоры. Уверенно сидит, при этом может наклоняться, поворачивать корпус, производить разнообразные действия с игрушками. Ходит, держась одной рукой. Произносит первые осознанные слова: «мама», «дай», «на».
Питание на 11-м месяце жизни. в этом возрасте обязателен. Если малыша кормить только грудью, то могут возникнуть проблемы со здоровьем, например, анемия. Конечно, если вы кормите грудью - это очень хорошо, продолжайте и дальше, но кроме грудного молока давайте малышу и более «взрослые» продукты. К 11 месяцам ребёнок уже должен получать мясо, каши, овощи, фруктовые пюре, творожок. Кефир и йогурт можно ввести в этом месяце.
Но не переусердствуйте с новыми продуктами. Ребёнку не нужны эксперименты в питании. Знайте, что конфетам, сосискам, жареной картошке не место в детском меню.

Режим на 11-м месяце жизни. Спит по-прежнему 13,5-14 часов в сутки. Днём дети в 11 месяцев спят два раза.
Прогулки на свежем воздухе меняют свой характер, ведь теперь малыш не просто сидит в коляске, он стремится к движению. Если ребёнок уже ходит, вы можете использовать специальное приспособление - возжики для того, чтобы поддержать его в случае падения.

Игрушки на 11-м месяце жизни. Погремушки, сортер, музыкальные игрушки, мяч, книжки, машинки, пирамидка, кубики, игрушки для ванной, мягкие игрушки (зайчики, мишки и так далее), пупсы.

Актуальные вопросы 11-го месяца жизни.

Как ухаживать за мягкими игрушками? Мягкие игрушки накапливают в себе пыль, различные микробы и могут быть источником пылевого клеща. Поэтому за ними надо регулярно ухаживать. Игрушки можно стирать в соответствии с рекомендациями на этикетке. Только стирайте детскими порошками и хорошо полоскайте. Один из способов дезинфекции игрушек - это положить их в морозилку или на балкон во время морозов на 6 часов. Также хорошо убивают микробы солнечные лучи, поэтому периодически оставляйте игрушки на солнышке на несколько часов.

Обязательно ли одевать ребёнку обувь дома? Обувь нужна для того, чтобы защищать стопу от повреждений. Поэтому на улице носит её обязательно, а дома - нет смысла. Ребёнку будет гораздо удобнее ходить босиком.

Первый год жизни малыша — увлекательное путешествие для всей семьи. Физически кроха развивается быстро. Родители замечают эмоциональные и личностные изменения своего отпрыска. К концу первого годика активно познает окружающий мир каждый ребенок. 11 месяцев — возраст, когда малыш может порадовать первым шажком и первым отчетливо произнесенным словечком. Все дети развиваются по своему индивидуальному графику. Однако, есть примерные критерии, на которые мамочки могут ориентироваться и понимать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Все это необходимо для того, чтобы правильно составить рацион питания, распорядок дня и занятия для своего малютки.

Физиология малыша в 11 месяцев

У малыша в 11 месяцев уже довольно окрепшая мышечная система, что позволяет ему уверенно удерживать свое тело в вертикальном положении, передвигаться по комнате, держась за предметы мебели, и даже делать первые шаги.

У большинства деток к этому времени есть уже 4 зуба и начинают появляться вторые резцы. Но у некоторых малышей одиннадцатый месяц может ознаменоваться появлением только первого зубика. Переживать из-за этого родителям не стоит. Все эти варианты находятся в пределах нормы.

Вес ребенка в 11 месяцев в среднем колеблется от 7,6 до 12 кг, а рост — от 70 до 79 см. Прибавка в весе за этот месяц составит около 400 г, в росте — приблизительно 1,5 см. Основные показатели, на которые можно ориентироваться:

Психомоторное развитие ребенка в 11 месяцев

Развитие ребенка в 11 месяцев уже настолько высоко, что он умеет выражать собственное мнение, проявлять самостоятельность, показывать свои предпочтения и иметь какие-то привычки. Некоторые малыши в этом возрасте умело манипулируют родителями, проявляя недовольство плачем. Эти уловки нужно немедленно пресекать.

В 11 месяцев ребенок уже многое умеет:

  • Двигательная активность высока. Многие детки хорошо ходят, держась за мамины ручки, уверенно стоят без опоры. Некоторые уже без проблем садятся из положения лежа или стоя. А чтобы достать игрушку с пола, малышу не нужно падать, ведь он может уже присесть и взять ее. С малышом можно играть, развивая его двигательные навыки.
  • С игрушками малыш управляется очень ловко, раскрывая ладошку настолько, насколько позволяет размер игрушки. Игры с ребенком в 11 месяцев должны быть нацелены на понимание разности предметов и развитие мелкой моторики пальцев. Малыш хорошо собирает пирамиду из кубиков? Нужно обращать внимание на размер и цвет каждого кубика. Ребенку можно давать открывать и закрывать коробочки, пустые тюбики, катать машинки, доставать из воды сачком мелкие игрушки.
  • Ребенку в 11 месяцев нравится музыка. Он с удовольствием пританцовывает под знакомые ритмы. Музыкальные игрушки в этот период придутся кстати.
  • Малыш с любопытством разглядывает картинки в книжках. В это время мама может рассказывать ребенку, что они изображают, а также читать небольшие сказки и стихи.
  • В этом возрасте ребенок способен воспроизвести движения, которые видел у взрослых. Малыш умеет показывать разные части тела, качать на руках куклу, махать ручкой в знак прощания, снимать самостоятельно носочки, посылать воздушные поцелуйчики, искать спрятанные игрушки.
  • Ребенок может выражать свои эмоции, а в речи появляются слова, состоящие из одного — двух слогов.
  • Малыш способен уже адекватно реагировать на речь взрослых: радоваться, когда его хвалят; расстраиваться, если ругают; выполнять простые задания мамы или папы; отвечать утвердительно или отрицательно кивком головы.
  • Поскольку кроха в этом возрасте становится более самостоятельным, занятия с ребенком в 11 месяцев должны иметь практическую направленность. Малыш уже способен научиться чистить зубки, умываться, одевать простые предметы гардероба, учиться кушать ложкой.

Основы питания 11-месячного ребенка

Развитие и питание ребенка в 11 месяцев уже сильно отличается о того, что было раньше. У большинства детей в этом возрасте уже есть несколько зубиков. Поэтому от пюре и перетертых каш нужно постепенно отказываться. Связано это также и с приобретением новых навыков. Малыш стремится держать ложку самостоятельно, а значит, нужно дать ему эту возможность. Более богатый рацион ребенка будет этому способствовать.

Развитие пищеварительной системы уже завершено. Меню ребенка в 11 месяцев можно разнообразить, включив в него блюда, где требуется пережевывать небольшие кусочки. У мам появляется больше вариантов, чем кормить ребенка. На смену пастообразным блюдам должны прийти:

  • Рыбные, мясные котлетки и тефтели, приготовленные на пару.
  • Отварные овощи, нарезанные в виде полосок и кубиков.
  • Простые супчики.
  • Цельные фрукты: бананы, яблоки, абрикосы, сливы, груши, виноград и другие. Косточки, если таковые имеются, нужно обязательно удалять.
  • Молочные продукты можно разнообразить натуральным творожком и йогуртом. Важно, чтобы в них не было красителей и других вредных добавок.
  • Рисовые, гречневые каши, которые не следует перетирать.
  • Питание ребенка в 11 месяцев необходимо разнообразить соками, компотами, морсами, киселями из свежих натуральных фруктов.

Кормить ребенка в 11 месяцев иногда совсем не просто, поскольку он уже способен выражать свои предпочтения. Если какое-то блюдо ему придется не по вкусу, он будет плеваться, капризничать. Не нужно настаивать в этом случае. Продукт, который пришелся не по нраву, можно предложить немного позже в небольшом количестве.

Рацион питания ребенка в 11 месяцев можно сопоставить с диет-меню взрослого человека. Рецепты для 11-месячного ребенка не должны содержать острых, копченых, жареных ингредиентов. Также следует повременить с введением в ежедневное меню продуктов, способных вызвать аллергию.

Режим питания 11-месячного ребенка должен быть организован примерно так:

  • В 6:00 малыша нужно покормить грудь или дать 200 мл детской смеси.
  • В 10:00 нужно организовать полноценный завтрак, который может состоять из 150 мл кашки, половины яичного желтка, 50 мл фруктового пюре и 30 мл сока.
  • В 14:00 малышу можно дать 30 мл овощного бульона, 150 мл овощного и 50 мл мясного пюре, 70 мл сока.
  • В 18:00 — ужин. Малышу можно предложить 150 мл кефира, 30 г творожка и 60 мл фруктового пюре.
  • В 22:00 на сон грядущий малютке нужно дать детскую смесь в количестве 200 мл или покормить грудью.

После каждого ввода непривычного для малыша продукта, нужно дать ему немного грудного молока. Это позволит снизить риск расстройства ЖКТ.

Распорядок дня 11-месячного ребенка

Режим дня ребенка в 11 месяцев должен быть организован таким образом, чтобы на два дневных сна приходилось 4 — 5 часов. Ночной сон ребенка в этом возрасте составляет около 10 часов.

Гулять с малышом необходимо дважды в день. Первый выход на улицу желательно сделать до обеда, в 10 — 11 часов. Второй выход в послеобеденное время можно организовать в 16 — 17 часов. Хорошо, если один из дневных снов придется как раз на время прогулки и малыш поспит на свежем воздухе.

Режим дня 11 месячного ребенка нужно разнообразить таким образом, чтобы в нем было место для утренней гимнастики, подвижных игр в дообеденное время. Более спокойные, развивающие, игры следует отложить на вторую половину дня.

Ежевечерний ритуал отхождения ко сну поможет легче засыпать малышу. Кормление, купание, чтение книжек должны происходить каждый вечер в одной и той же последовательности. Если режим дня ребенка в 11 месяцев организован правильно, малыш спокойно будет выполнять ежедневные ритуалы безо всяких каприз.

Общение с 11-месячным ребенком

Многие родители не понимают, как общаться и как развивать малыша, думая, что он их совсем не понимает. Но ребенок 11 месяцев, как считает доктор Комаровский, вполне понимает смысл сказанного с помощью невербальных средств: жестов, интонации, мимики. В дальнейшем он научится понимать и смысл слов. Что для этого нужно?

  • Разговаривать с малышом, употребляя простые, доступные для детского понимания слова, сопровождая свою речь жестами, мимикой.
  • Разбавлять детские словечки взрослой речью. Предложения должны быть самыми простыми, без длинных монологов. С ребенком следует говорить о простых вещах и окружающих предметах.
  • С ребенком нужно разговаривать, а не читать ему лекции. Говорите искренне и малыш вас поймет.

В 11 месяцев малютка уже с удовольствием общается со своими сверстниками. Поэтому можно задуматься о проведении первого детского дня рождения, интересного и неутомительного.

Купить телевизор в интернет магазине гораздо выгоднейм и удобней. Вот вам сайт где это можно сделать https://avr-group.com.ua. В этом магазине на многие товары действует акция, что позволит вам сэкономить.

Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.

Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.

Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.

Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.

В тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.

Психология

Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.

С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.

Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!

Навыки и умения

♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.

♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).

♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.

♦ Переворачивать страницы картонной книги.

♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.

♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.

Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.

Как играть

Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.

Отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».

Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.

Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.

Чему можно научить

Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.

Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия. есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.

Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.

10.11.2010

В среднем на одиннадцатом месяце жизни малыш прибавит в весе примерно 400 г и подрастет на 1,5 – 2 см. Таким образом, масса мальчика может колебаться в диапазоне 8300 – 12300 г, а вес девочки – в пределах 8100 – 12200 г. Рост малышей в этот период обычно составляет: от 69,9 до 80,4 см у мальчиков и от 69 до 78,3 см у девочек.
В этом возрасте у крохи активно формируется так называемый «молочный прикус», помогающий ему в последствии познакомиться с новыми видами пищи.

На одиннадцатом месяце жизни все ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей: пока одни дети продолжают учиться ползать, другие уже начинают ходить. Однако и те, и другие активно используют доступные способы передвижения для того, чтобы изучать окружающее пространство.

Чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения: придерживаться за мебель, подтягиваться наверх, чтобы встать. Малыш опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие; карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет крохе сохранять равновесие, не только сидя, но и стоя, держась опору. Особенно активные малыши могут стоять без опоры в течение 5 секунд, балансируя руками.

Ребенок открывает для себя интереснейшую игру: придерживаясь одной рукой за прутья манежа или кроватки, он может свободной рукой держать игрушку, стучать ей о бортик и бросать на пол. Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов, при этом, кроха учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими. Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их.

На протяжении одиннадцатого месяца жизни ребенок овладевает новыми целенаправленными действиями с предметами и начинает выполнять их по просьбе взрослого. Он накладывает кубик на кубик, но сразу же рушит эту конструкцию; снимает кольца со стержня; пытается надеть кольцо на стержень; втыкает втулки в отверстия; катает мяч или шар.

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к концу одиннадцатого месяца. Однако нормой считается освоение навыка хождения ребенком в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, чувством равновесия и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить. Так, дети со спокойным темпераментом часто не торопятся вставать на ножки. Для таких малышей передвижение ползком долгое время оказывается более быстрым способом, чем ходьба, и они с удовольствием совершенствуются в нем, не стремясь ходить.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый шаг. При этом, начав ходить, такие малыши сразу держатся довольно уверенно.

Дети, обладающие взрывным темпераментом, напротив, начинают, ходить довольно рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные малыши, стремительно преодолевающие каждую веху развития.

Помимо темперамента, на способность к раннему хождению влияет и тип телосложения маленького человечка: худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером, чаще падают и в большей степени подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Благодаря наличию врожденных мыслительных схем дети управляют своими действиями и организуют информацию, поступающую из окружающего мира. Способность к усвоению позволяет детям сначала «укладывать» новую информацию в имеющуюся у них схему без изменений самой схемы, потом приспосабливать ее к этой схеме и, наконец, изменять схему при поступлении информации, противоречащей ей. Одиннадцатимесячные малыши используют эти новые способности одновременно, что помогает им совершенствовать их двигательные и прочие навыки, рационально использовать новую информацию и легче приспосабливаться к меняющейся окружающей среде.

К концу одиннадцатого месяца жизни у ребенка может насчитываться 8 зубов: по 4 передних зуба сверху и снизу.

Кроме того, у малыша может начать резаться первый коренной молочный зуб, так называемый «моляр». Его появление может сопровождаться температурой и беспокойством малыша, из-за болезненности прорезывания. Симптомом прорезывания моляра часто становится то, что ребенок треплет себя за ушко из-за неприятных ощущений в десне. Родителям следует быть внимательными, чтобы не спутать появление зуба с болью в ухе. Если температура держится продолжительное время, а из уха появляются выделения - следует немедленно обратиться к врачу.

На одиннадцатом месяце жизни ребенка дневной сон постепенно переносится на 14 часов. То есть малыш начинает спать днем один раз. В то время как интервал ночного сна увеличивается.

Рассмотрим, какими новыми умениями обладает одиннадцатимесячный малыш:

▪ На одиннадцатом месяце жизни кроха может самостоятельно садиться из положения «лежа на животе».

▪ Карапуз способен уверенно ходить, держась за опору.

▪ Непродолжительное время стоять без посторонней помощи.

▪ Аккуратно, не обронив, поднимать с поверхности мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев.

▪ Малыш может играть в «ладушки», громко хлопая в ладоши или махать рукой на прощание.

▪ Отвечать жестом на короткую команду «Дай!» протягивая родителям руку с требуемым предметом.

▪ Излюбленной забавой малыша в этом месяце может стать игра в мячик. Кроха охотно ловит мяч и катит его обратно к взрослому.

▪ Одиннадцатимесячный кроха способен понимать слово «нельзя».

▪ В этом возрасте малыш способен выражать свои желания другим способом, кроме плача.

▪ Он может отчетливо произносить: «папа», «мама», «дай», а также произносить еще 3 и более слов.


13.11.2010 Психическое развитие ребенка на одиннадцатом месяце жизни
К 11 месяцам у детей появляются первые обобщения в понимании речи. По просьбе взрослого ребенок дает ему любую игрушку: куклу, мяч, машину.

19.11.2010 Рекомендации маме ребенка одиннадцатого месяца жизни
С 10–11 месяцев большинство детей начинает овладевать самостоятельной ходьбой. Родители могут заметить, что кроха уже не цепляется за опору, а лишь слегка придерживается, однако боится оторваться от нее и пойти без поддержки.
Кроме того, одиннадцатый месяц – самое подходящее время для того, чтобы подстегнуть умственное развитие малыша, тем более, что в этом возрасте его основные силы направлены на физическую активность. Полезно приобрести для крохи игрушки, части которых можно нанизывать на основание. Это могут быть: пирамидки, игра в кольца, разбирающиеся фигурки со штырем посередине.

19.11.2010 Возможные проблемы у детей одиннадцатого месяца жизни
К одиннадцатому месяцу жизни малыш становится особенно активным. Неуемное любопытство крохи может сопровождаться большим количеством типичных детских травм. Вот почему родителям стоит заранее узнать, как вести себя, если ребенок получил травму.

Режим дня и питания ребенка в 11 месяцев практически ни чем не отличается от распорядка десятимесячного малыша за исключением того, что многие дети в этом возрасте переходят на одноразовый дневной сон. Если в предыдущие месяцы родители не придерживались специального режима, в начале двенадцатого месяца жизни необходимо постепенно приучать кроху к определенному распорядку. Некоторые дети поступают в дошкольные образовательные учреждения в 1,5 года (ясельные группы), и соблюдение режима поможет им не только легче адаптироваться к новым условиям, но и снизить нагрузку на нервную систему.

Что нового появляется в распорядке?

  1. Существенных изменений в распорядке ребенка в этом возрасте не происходит. До 10-11 месяцев многие малыши нуждаются в двухразовом дневном отдыхе продолжительностью 1-1,5 часа.
  2. Здоровых детей, развитие которых соответствует возрастным и физиологическим нормам, в 11 месяцев можно приучать к одноразовому дневному сну, длительность которого составляет около 3-4 часов. Организовать его лучше всего сразу после обеда, то есть примерно в 13.30-14.00.
  3. Послеобеденную прогулку в этом случае необходимо перенести на утренние часы (с 10.00 до 12.00) или на вечер (перед ужином).

Очень важно правильно определить готовность малыша к одноразовому дневному отдыху. Торопиться с отучением от прежнего режима не стоит в следующих случаях:

  • малыш просыпается раньше 17 часов (длительность дневного отдыха составляет менее 3 часов);
  • ребенок стал капризным и беспокойным;
  • появились проблемы с укладыванием на ночной сон;
  • ребенок стал просыпаться ночью.

Если по всем признакам малыш не готов к изменениям в режиме дневного сна, организовывать отдых в дневное время рекомендуется с 10.30 до 12.00 и с 16.30 до 18.00.

Примерный режим дня ребенка в 11 месяцев

Режим и рацион питания

Режим питания в 11 месяцев должен состоять из пяти основных кормлений, интервал между которыми составляет около 3,5-4 часов. Более частые кормления могут отрицательно повлиять на работу пищеварительной системы грудного ребенка, так как организм не успевает выработать достаточное количество ферментов для усвоения и расщепления новой порции продуктов, и будут препятствовать выработке здоровых пищевых привычек. Перекорм также может стать причиной ожирения, которое в этом возрасте опасно развитием патологий со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Слишком частое и калорийное питание на первом году жизни также повышает риск развития детского сахарного диабета, поэтому распорядок кормлений – важный этап правильной организации питания детей в возрасте 11 месяцев.

Начиная с двенадцатого месяца жизни, необходимо вырабатывать у крохи правильные пищевые привычки (включаю саму организацию питания). Для этого нужно:

  • перед каждым кормлением мыть руки;
  • во время еды давать ребенку в руку ложку (одновременно мама должна показывать, как правильно пользоваться столовыми приборами);
  • напитки наливать в специальную чашку-непроливайку и приучать ребенка пить из чашки без использования поильников.

Если семья придерживается принципов диетического питания, можно позволить ребенку брать руками продукты с общего стола. Если малыш слишком увлечется и превратит кормление в игру, необходимо пересадить его в свой стульчик на 5-10 минут, после чего повторить попытку. Если ситуация повторится вновь, кормление нужно заканчивать – ребенок не голоден.

Грудное молоко: давать или нет

Ребенок в 11 месяцев по-прежнему нуждается в материнском молоке или . Большинству детей в день достаточно 220-250 мл грудного молока или молочной смеси, и эту потребность можно удовлетворить одноразовым кормлением сразу после пробуждения. Если ребенок продолжает просить грудь или бутылочку перед засыпанием, это также может считаться вариантом нормы: возможно, он не выпил достаточного количества молока в утреннее кормление, или не получил необходимого количества калорий за ужином.

Причиной такого поведения может быть и потребность в общении с мамой, поэтому важно как можно больше свободного времени проводить с малышом, обеспечивая тактильный и эмоциональный контакт.

Важно! Отучить ребенка от сосания груди перед сном можно, предложив ему в качестве замены молочный напиток, кефир ли жидкую молочную кашу.

Чем кормить ребенка в одиннадцать месяцев

Рацион ребенка в 11 месяцев уже максимально приближен к меню годовалых детей и состоит из большого количества продуктов, из которых можно составить недельный план здорового и сбалансированного питания.

Овощи и фрукты

Ребенок в 11 месяцев очень хорошо удерживает в ручке овощи и фрукты, нарезанные крупными кусками и очищенные от кожуры. Под присмотром взрослых ему можно давать груши, яблоки, морковь, бананы, персики, кусочки свеклы. Если у ребенка еще мало зубов, или он давится сырыми овощами, их можно отваривать в подсоленной воде и нарезать небольшими кубиками. Фрукты можно запекать в духовке, добавляя чуть-чуть меда (при отсутствии аллергии на продукты пчеловодства) и сахарной пудры.

Не рекомендуется давать детям, не достигшим годовалого возраста, киви, апельсины, ананасы, папайю, манго и другие тропические фрукты, так как они могут спровоцировать аллергию. Также не следует давать малышу темные и красные ягоды: малину, клубнику, черную смородину.

Мясо и рыба

В 11 месяцев ребенок может употреблять любую рыбу и мясо, но в меню следует ограничить количество жирных сортов и давать их не чаще 1 раза в неделю. Это относится к свинине, скумбрии, семге и другим разновидностям рыбы и мяса с повышенным содержанием жирных кислот. Они необходимы для здоровой работы мозга, но в повышенных количествах могут вызвать несварение желудка и кожную сыпь.

Давать ребенку мясо и рыбу можно в отварном виде (нарезав на маленькие кусочки), а также в виде паровых котлет и фрикаделек. От гомогенизированного пюре в баночках необходимо постепенно отказываться.

Яйца

Яйца – это незаменимый продукт для питания детей любого возраста, так как они содержат почти все необходимые ребенку витамины и минералы и обеспечивают надежную профилактику рахита. Давать яйца в 11 месяцев можно в виде парового омлета, в который можно добавить кусочки вареных овощей и немного мелко рубленной свежей зелени. Лучше использовать для детского питания перепелиные яйца – в них меньше холестерина и больше магния, калия, марганца и других минеральных солей.

Супы

Суп можно перетирать до состояния пюре или давать в жидком виде, добавляя в него крупы или хлеб. Отлично подходит для питания детей данной возрастной группы куриный суп, овощные супы с фрикадельками, некрепкие мясные бульоны (приготовленные из фермерского мяса). Не стоит давать ребенку в 11 месяцев супы с фасолью, горохом, борщ, свекольник, суп из квашеной капусты и грибов.

Крупы и макароны

При отсутствии у малыша признаков целиакии (непереносимости глютена) ему можно давать любые крупы. Если до этого мама использовала готовые продукты (сухие каши), в возрасте 11-12 месяцев от них следует постепенно отказываться. Каши можно готовить на молоке, добавлять в них кусочки фруктов или немного меда.

Макаронные изделия должны присутствовать в рационе 1-2 раза в неделю. Для питания одиннадцатимесячных детей подходят только макаронные изделия небольшого размера, приготовленные из твердых сортов пшеницы. Лучше приобретать продукты данной группы в специализированных детских магазинах или отделах детского питания.

Кисломолочные продукты

Ежедневно ребенок в 11 месяцев должен съедать 70-80 г творога. Творог полезен для здоровья костной и хрящевой ткани, а также необходим для правильного усвоения некоторых витаминов, в первую очередь, витамина D. В этом возрасте ребенку также можно давать ацидофиллин, бифидок, натуральный йогурт и детский кефир.

Напитки

Из напитков одиннадцатимесячному малышу можно предложить подслащенные компоты из свежих и сушеных фруктов, морсы из ягод, фруктовые и овощные соки. В вечернее время можно дать чай из цветков липы и ромашки – он обладает успокаивающим действием, особенно полезен для гиперактивных малышей и детей, склонных в нервной возбудимости.

Примерное меню на день

  • Первое кормление: адаптированный заменитель молока или молочная смесь.
  • Завтрак: молочная каша из гречневой крупы с медом и курагой, отвар шиповника, детское печенье.
  • Обед: суп-пюре из цветной капусты, фрикадельки из индейки, кусочек сыра (не более 10 г), небольшой кусок черного хлеба или сухарик. В качестве напитка можно предложить компот.
  • Полдник: творог с кусочками фруктов или фруктовым пюре, фруктовый сок.
  • Ужин: рыбная котлета с гарниром из картофельного пюре, ромашковый напиток.
  • Перед сном: кефир или ацидофиллин. Детям, нуждающимся в грудном кормлении, перед сном можно дать грудь.

Важно! Меню для детей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании, в 11 месяцев ничем не отличается.