Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия. Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1 ʼʼЗнакомство с волшебной комнатойʼʼ

Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику; - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки; - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; - формировать навыки саморегуляции. Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб ʼʼТвизлерʼʼ; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ:

Ребята͵ наши ʼʼвеселкиʼʼ улыбаются нам. Οʜᴎ очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: ʼʼЗдравствуйте!ʼʼ 2. - А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.) - А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись ʼʼГолоса лесаʼʼ.) - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зелœеной полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.) - Что чувствуют ваши ножки? - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти нужно след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его. 3. - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.) - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно. - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). (Через несколько минут дети меняются местами.) 4. - Ребята͵ тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую. 5. - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке? 6. - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет? (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.) 7. - Ребята͵ вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.) - Что это? - Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз. - А сейчас нужно не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого нужно дуть на них – вот так! (Показ.) (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.) 8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает? - Какого цвета шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определœенного цвета.) - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше? - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.) 9. - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок). (Звучит релаксационная музыка.) - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.) - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всœе ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко. - Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всœем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день. 10. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ. - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и попрощаемся с ними: ʼʼДо свидания!ʼʼ Вспоминайте наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всœегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2 Игра ʼʼПомощь друзейʼʼ

Цели: - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; - стимуляция поисковой и творческой активности; - создание положительного эмоционального настроя. Материалы и оборудование: подсветка ʼʼвеселкиʼʼ; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра ʼʼЛегкие квадратыʼʼ.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ. - Ребята͵ представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите! - Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра ʼʼКомплиментыʼʼ.) - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбнемся им аналогично тому, как они улыбаются нам. 3. - Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке? - Твой герой злой или добрый? - А что нужно сделать, чтобы он стал добрее? - Посмотрите на водопад, который сбегает с гор.
Размещено на реф.рф
Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.) 4. - Переходим на зелœеную полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе. 5. - Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему. 6. Упражнение ʼʼМоре из шариковʼʼ (сухой бассейн): - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте всœе перевернемся на животик и поплывем. - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть. - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.) - Вот и закончилась наша игра. 7. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ: - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и скажем им: ʼʼДо свидания!ʼʼ

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате" 2017, 2018.

Испокон веков самой огромной ценностью для любого человека было собственное здоровье, здоровье его близких. Не зря в народе говорили: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял». Здоровье ребенка - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармонического единства физических, интеллектуальных характеристик, адаптационных и компенсаторных реакций в процессе развития.

Ежегодный мониторинг, осуществляемый в нашем регионе медицинскими специалистами, показывает, что количество полностью здоровых детей, обучающихся в школе, стремительно снижается, растет процент учащихся, имеющих нарушения зрения, осанки, плоскостопие, проблемы желудочно-кишечного тракта и так далее. Такая же тенденция наблюдается и в дошкольных учреждениях.

Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Таким дошкольникам трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций. Встречаются воспитанники с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, «тревожные» дети, имеющие проблемы вступления в контакт со сверстниками и взрослыми.

Сталкиваясь с детской агрессией, гиперактивностью, трудностями в общении, родители и педагоги часто теряются, не зная, как правильно себя вести, как помочь ребенку.

А ведь таких детей с каждым годом все больше и больше. Причины ухудшения состояния здоровья самые разнообразные. Вот только некоторые из них:

  • Климатические условия Крайнего Севера: недостаток кислорода, длительная зима, сопровождаемая низкой температурой воздуха, короткий световой день в зимний период, короткое и зачастую холодное лето, излишек света в летний период (белые ночи), резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха (иногда на 15-20 градусов в сутки), недостаток ярких природных красок, большое содержание железа в воде и многое другое.
  • Социальные условия. Интенсификация труда ведет к частым стрессам, длительным физическим или интеллектуальным нагрузкам. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда, в страхе потерять работу, мамы вынуждены оставлять даже полугодовалых малышей на бабушек и нянь, что также негативно влияет на соматическое и эмоциональное здоровье ребенка.
  • Технологизация жизни. Некоторым беременным женщинам, в силу своей профессии, приходится работать за
    компьютером, а известно, что даже минимальное облучение вредит здоровью плода. Сюда же относится и частое, бесконтрольное пользование сотовым телефоном.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов, на 20% - от действия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста.

Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так, четыре года назад в нашем образовательном учреждении начала функционировать сенсорная комната.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • нормализации нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  1. релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
  2. активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные
    мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки.

Как для релаксации, так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.

Релаксация (от лат. relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны: в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение, и наоборот.

Польза от систематических сеансов релаксации признана современной медициной. Доказано, что регулярная релаксация меняет химию организма: во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие
настроение. Эффекту релаксации способствуют специально подобранная спокойная музыка и разнообразные световые
эффекты. Звездная сеть, прикрепленная к потолку, позволяет создать эффект ночного неба, на котором с разной
периодичностью появляются маленькие звездочки. С помощью цветодинамического прожектора на потолке или стене проецируется световое пятно с плавными переливами приятных и успокаивающих цветов, завораживающее своей красотой не только детей, но и взрослых, создающее ощущение волшебства. Направленный луч света на зеркальный шар, расположенный на потолке, создает эффект медленно плывущих солнечных зайчиков, что приковывает внимание детей, позволяя лучше расслабиться.

Кроме мягкой среды сенсорная комната оснащена звуковой средой. В нее входит висящая система «Мелодичный звон», которая используется для звукотерапии: приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации.

Основным приемом в моей работе с детьми является тренировка дыхания.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха - несколько минут. Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека. Изменяя осознанно тип, глубину, ритм, частоту и уровень дыхания, можно воздействовать практически на весь организм.

Существует три основных типа дыхания. Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл:

  1. верхнее дыхание (ключичное);
  2. среднее дыхание (реберное, или грудное);
  3. нижнее дыхание (брюшное, или диафрагмальное).

Верхнее дыхание. Дыхание этого типа, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи. При этом используется только верхняя часть легких, следовательно, в легкие входит лишь наименьшая часть воздуха из возможного объема. Именно это дыхание преобладает при стрессе, в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения.

Среднее дыхание. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются и грудь, соответственно, расширяется. Этот тип дыхания исключительно неэффективен,
поскольку в работу включается слишком много мышц, отчего наступает быстрая утомляемость, кроме того, не все отделы легких заполняются воздухом.

Нижнее, или диафрагмальное дыхание. При диафрагмальном дыхании легкие имеют больше свободы действия,
воздуха они могут поглотить больше. Диафрагмальное дыхание осуществляется в основном за счет движения диафрагмы и является, как показывают многие исследования, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Именно его мы отрабатываем на каждом занятии.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям. Известно, что дыхание является одним из самых известных методов борьбы со стрессом. Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует состояние психики. Снижение активности коры головного мозга приводит к снижению уровня мышечной активности.

Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят:

  • сухой душ,
  • сенсорная тропа для ног,
  • массажные мячи,
  • валики.

С помощью данного оборудования дети получают легкий массаж ног, рук, спины.

Известно, что массаж - это один из древнейших способов исцеления, влияющий на все без исключения системы организма человека. Массаж в переводе с различных языков означает «прикосновение». Для детей он является неотъемлемой частью успешного физического и нервно-психического развития. Детские врачи считают, что массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка, ведь он способствует снижению уровня гормонов, вызывающих стресс, укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка.

Массаж для детей приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Даже при легком поглаживании огромное количество импульсов направляется в центры и кору головного мозга. Массируя ладони малыша, мы стимулируем центры речи.

Поэтому упражнения с различными массажерами включены во все занятия в сенсорной комнате:

  • хождение по сенсорной тропе в разном темпе,
  • разнообразные игры в сухом бассейне,
  • упражнения в сухом душе,
  • гимнастика для рук,
  • легкий массаж спины мячиками, валиками.

Занятияв сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья.

В нашем детском саду проводятся подгрупповые психопрофилактические занятия с детьми 5-7 лет. Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей.

Конспект занятия в сенсорной комнате ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ

Задачи занятия в детском саду:

  • Знакомство детей с сенсорной комнатой;
  • развитие познавательной сферы;
  • развитие тактильной чувствительности;
  • обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • развитие компонентов эмоционально-волевой сферы;
  • развитие навыков общения;
  • обучение навыкам релаксации.

Материалы и оборудование для занятия в детском саду:

  • Сенсорная тропа,
  • система «Мелодичный звон»,
  • сухой бассейн,
  • массажные мячики (по количеству участников),
  • модули,
  • маты,
  • пузырьковая колонна,
  • звездная сеть,
  • зеркальный шар,
  • цвето-динамический прожектор,
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия в детском саду:

Воспитатель предлагает детям снять обувь и построиться перед сенсорной тропинкой. Звучит спокойная музыка.

Психолог: — Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в волшебную комнату. Для того чтобы в нее попасть, нужно пройти по тропинке. Медленно переступаем с одного элемента на другой. Постарайтесь почувствовать, что находится у вас под ногами. Прислушайтесь к своим ощущениям. (Дети выполняют.)

— Итак, мы с вами добрались до невидимой двери в волшебную комнату. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек (перед детьми висит система «Мелодичный звон»). К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?

Дети: — Надо на него подуть.

Психолог: — Правильно! Молодцы! Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой… Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. (Дети выполняют.)

— Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот. Молодцы! Наша дверь открылась. Проходите, ребята, дальше по тропинке. Посмотрите, мы с вами оказались перед необычным бассейном (сухой бассей), на дне которого для вас спрятаны «секретики». По очереди ныряем в него и ищем по одному предмету. (Дети достают массажные мячики.)

— Молодцы, какие вы ловкие ребята. Присаживайтесь. Давайте посмотрим, что же за секретики вы нашли?

Дети: — Это разноцветные мячики.

Психолог: — А для чего они нужны?

Дети: — Для массажа.

Психолог: — Верно. Слегка надавливая, прокатываем их между ладошками. (Дети выполняют.) А теперь я предлагаю
встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас.
Прокатываем мяч по всей спинке. (Дети выполняют.) Приятно делать массаж? Замечательно, давайте сложим мячики
в корзинку. (Дети выполняют.)

— Посмотрите, перед нами необычная полянка, а на ней происходит какое-то волшебство. Давайте присядем и внимательно рассмотрим волшебную колонну. Последите глазками, как воздушные пузырьки поднимаются снизу вверх. Обратите внимание, как вода меняет цвет. (Дети все вместе наблюдают за пузырьками.)

— А теперь я предлагаю отправиться в мир фантазий. Для этого нужно лечь на спину, закрыть глаза и внимательно слушать мой голос.

Звучит релаксационная мелодия, включается цветодинамический прожектор.

— Глазки закрываются,
Отдых начинается…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках.

Наши ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Наши ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках…

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!

— Пошевелите руками, ногами, откройте глаза и медленно встаньте. (Дети выполняют.) Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Психолог: — А теперь нам пора возвращаться в группу. Проходим по нашей тропинке, пять раз наступая на каждый элемент, дуем три раза на звоночек, закрывая дверь в волшебную комнату. До новых встреч!

Литература

  1. ВОЛНА. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / Сост. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. - СПб., 2003.
  2. Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009.
  5. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. - СПб.: Альма, 2007.
  6. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб., 2008.

Данный материал предназначен для педагогов-психологов в котором представлен опыт работы в сенсорной комнате с использованием упражнений на развитие межполушарного взаимодействия; развития мышления, стимуляции движения глаз, коррекции внимания, снижение психоэмоционального напряжения и другие психологические методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в тёмной сенсорной комнате

Тема занятия: «УЧУСЬ ДАРИТЬ РАДОСТЬ»

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления; стимуляция движения глаз; коррекция внимания; снижение психоэмоционального напряжения.

Расширение знаний подростков об эмоциях. Развитие эмпатии, умения адекватно выражать свои эмоции, формирование коммуникативных качеств.

1. Оргмомент. Цели: сплочение группы; эмоциональное и мышечное расслабление.

Процедура проведения. Звучит релаксационная музыка, на стене мерцает ковёр «Млечный путь», «Волшебный светильник», включён светильник «Вулкан» Воспитанники входят в комнату по сенсорной тропе и образуют круг. Педагог – психолог предлагает выполнить упражнения: «Приветствие друг друга», передача мяча по кругу со словами «Здравствуй, Серёженька и т. д...».«Круг любви» воспитанники стоя в кругу берутся за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, они мысленно посылают друг другу знака внимания, радости.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о дружбе. Сегодня мы с вами поговорим о том какие бывают эмоции, за одно вспомним какие эмоции чаще всего испытываем мы с вами, разберёмся какие эмоции нам нужны, а какие лучше испытывать как можно реже. В руках у меня альбом с разными эмоциями. Я буду вам показывать картинку с определённой эмоцией. А вы постараетесь угадать, что это за эмоция, попытаемся её изобразить и сказать кто её часто испытывает в нашей группе. Педагог – психолог

Для этого мы сейчас удобно расположимся в наших креслах и будем выполнять упражнения, которые помогут сохранить наше зрение

Часть 1

Глазодвигательные упражнения

Цели: преодоление состояния статического напряжения; тренировка способности глаза фокусировать изображение, совершенствование координации в горизонтальной плоскости; повышение устойчивости вестибулярных реакций, улучшение координации движений глаз и головы.

Процедура проведения. Воспитанники удобно располагаются в креслах «трансформерах».Используется один из приборов, создающих светоэффект. (Дождь). Инструкция:

  1. Сесть, расслабить тело, широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек. Повторить 5 – 6 раз.
  2. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 с. Повторить 3 – 4 раза.
  3. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут.
  4. Вытянуть руки с мячом вперёд вперёд. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5 – 8 раз.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки соответствующего

глаза и подержать 1 – 2 с. Повторите 3 – 5 раз.

  1. Отвести полусогнутую правую руку, с мячиком в сторону. Медленно передвигать шарик справа налево и следить за ней глазами, вернуть мячик в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Дыхательные упражнения:

Цели: активизация работы отделов мозга; ритмирование правого полушария. устранение мышечного напряжения; гармонизация деятельности дыхательной. нервной и сердечно – сосудистой систем.

Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах трансформерах. Психолог обращается к ним: «Представьте, что ваш живот превратился в воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А теперь представьте, что шарик лопнул. Сделайте выдох.

  1. Глубокий вдох (руки медленно поднимаются до уровня груди.) Задержать дыхание внимание сконцентрировать на середине ладоней.) Медленно выдохнуть (руки опустить вдоль тела.)
  2. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А – А – А (чередовать со звуками Ы- Ы – Ы; У- У – У; О – О – О.)

Кинезиологические упражнения:

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий. способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Процедура проведения.

  • «Кулак – ребро – ладонь» (по Озерецкому). Три положения кисти последовательно сменяют друг друга. Ладонь – сжатая в кулак, ладонь – ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем – двумя руками вместе. Повторяется 8 раз.
  • «Колечко». Следует поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Перекрёстные танцы». Упражнение выполняется стоя. Равномерно поднимая левую ногу, сгибая в колене, соприкасаться согнутой в локте правой рукой. И наоборот правая нога – левая рука. Повторяется 5 – 8 раз.
  • «Восьмёрка». Сидя в креслах рисование в воздухе «восьмёрки» Поочерёдно левой и правой рукой 5 раз. Затем обеими руками вместе.

Часть 2

Игры и упражнения с мячами

Самомассаж.

Цель: Преодоление состояния психоэмоционального напряжения. Процедура проведения. Общее освещение в комнате приглушено, Пузырьковая колонна, звучит спокойная музыка.Дети в течении 3 – 5 минут массируют руки ноги, плечи с помощью мячей ёжиков.

«Массаж по кругу».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; установление телесного контакта. Процедура проведения. Подростки встают друг за за другом в круг. Психолог предлагает выполнить произвольный массаж мячом – ёжиком своему соседу. Включить световые эффекты (Звёздная сеть, светильник вулкан)

«Мы вместе»

Цель: повышение позитивного настроя, сплочённости группы. Процедура проведения. Воспитанники образуют два круга (внешний и внутренний). В начале игры игры мяч находится во внешнем круге. Один из подростков бросает мяч другому, стоящему перед ним, со словами «Нас объединяет...» и перемещается на одного человека вправо. Другой подросток бросает мяч следующему и т. д. до возвращения в первую пару.

«Перекати мяч»

Цель: активизация тактильной рецепции. Процедура проведения. Воспитанники сидят в креслах «трансформерах», выполняя следующие движения.

  1. Перекатывание мячей - ёжиков в ладонях с нажимом.
  2. Перекатывание мячей – ёжиков стопами ног.

«Отдых на мячах»

Цель: преодоление состояния тревожности; развитие умения оказывать поддержку.

Процедура проведения. Группа делится пополам. Игроки поочереди садятся на мячи – гиганты. Дети второй поддгруппы встают позади них. поддерживая и покачивая отыхающих.

Упражнения сопровождаются релаксационной музыкой и светоэффектами.

«Купание в бассейне» Цель: снятие напряжения, мышечная релаксация.

Дети по двое погружаются в сухой бассейн и в течении минуты. выполняют удобные для них движения, имитируя купание

«Выполни движение»

Цель: развитие активного внимания. Процедура проведения. Когда в «Пузырьковой колонне» появляются пузырьки определённого цвета, дети выполняют различные действия с мячами. на зелёный цвет- опускают мячи на пол, на жёлтый - поднимают руки вверх, на синий -вытягивают руки перед собой, на красный -руки за голову, на белый подкидывают мяч вверх перед собой. При загорании других цветов выполняется действие совершаемое на предыдущий цвет.

«Хлопки»

Цель: развитие внимания; воспитания чувства единения.

Процедура проведения Подростки размещаются в креслах «трансформерах», спиной к центру. Включается «Звёздная сеть». Психолог в соответствии с ритмом мерцания сети задаёт определённый темп. хлопая в ладони. Дети повторяют его друг за другом по часовой стрелке.

«Запомни цвет»

Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания.

Процедура проведения. Психолог предлагает воспитанникам сидя в креслах наблюдать за изменением цвета воды в пузырьковой колонне, запоминая за определённый промежуток времени сколько раз поменяла цвет вода в коллоне, вспоминая какой цвет был первым, вторым, и т. д.

Часть 3

«Я отдыхаю»

Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения. Дети удобно расположены в креслах «трансформерах». Включено оборудование (настенный ковёр «Млечный путь» и «зеркальный шар»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё что нам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования... Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк. Давайте глубоко вдохнём: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить 3 раза. Свежий запах трав,аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги. обиды,наполняет тело силой,

свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк.

Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в это домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... Ваш чемодан опустел. Вы выходите из ома. Довольные и спокойные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею. всё тело. Тело будто растворяется в воздухе. становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром и любовью... Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими друзьями, родными, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас все любят.

Заключительная часть:

А теперь встанем все в круг и тот ученик которому достаётся мяч одной фразой расскажет о своих ощущениях после занятия, что нового вы открыли для себя сегодня, какое упражнение понравилось больше всего, что запомнилось больше всего, какие новые ощущения удалось испытать, где удалось побывать, может кто – то избавился от чего ненужного. Воспитанники отзываются о проведённом занятии.

И давайте в заключении нашего занятия подойдём к нашей птице счастья, и мысленно представив себе всё самое доброе, хорошее что нам удалось взять с сегодняшнего занятия сделаем глубокий вдох и на выдохе выпустим все наши пожелания, вращая птицу счастья, чтобы она взмахивая крыльями принесла всем здесь присутсвующим и остальным добро, счастье, здоровье все что вы мысленно пожелали. На этом наше занятие закончено. Мы возвращаемся из волшебного мира в настоящий и не забываем дарить всем частичку свой радости и доброты и остальные ответят тебе тем же.


Марина Агошкова
Занятие в сенсорной комнате

ГБОУ СОШ 31739 Дошкольное отделение «Улыбка» корпус 1510.

Конспект игрового сеанса «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» .

Для коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми в сенсорной комнате .

Подготовила и реализует : педагог-психолог Агошкова М. Д.

Москва, Зеленоград.

План проведения игрового сеанса

Цель : Развитие навыков самоконтроля у гиперактивного ребенка дошкольного возраста.

Занятие проводится с малой подгруппой детей 2-3 человека.

Задачи : Способствовать снижению психоэмоционального напряжения;

Способствовать созданию хорошего настроения у детей;

Развивать способность к активному воображению;

Формировать произвольное поведение, навыки самоконтроля через осознанное выполнение движений по словесной инструкции.

Алгоритм сеанса :

Приветствие;

Разминка;

Релаксационные упражнения с настроем на выполнение игровых заданий;

Игровые задания, упражнения в сухом бассейне;

Задания на развитие воображения и концентрацию внимания;

Упражнения на массажной тропе;

Релаксация;

Ритуал завершения игрового сеанса.

1. Приветствие : «Шарики - смешарики»

В сенсорной комнате на входе предусмотрена подвеска «Шарики - смешарики «с колокольчиком. Дети здороваются с шариками, дергая их, чтобы зазвенел приветственный колокольчик : «Здравствуйте!»

Педагог-психолог : «Ребята, смешарики здороваются с вами и желают вам здоровья и хорошего настроения. Они приглашают вас в волшебное путешествие. Но сначала мы сделаем разминку перед тем, как отправиться путешествовать.

2. Разминка. Выполнение действий по речевой инструкции взрослого. «Это я!»

Дети выполняют движения по показу и речевой инструкции психолога, потом выполняют разминку самостоятельно.

Это глазки! Вот! Вот! (Дети показывают сначала левый, потом правый глаз.)

Это ушки. Вот! Вот (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

Это нос. Это рот. (левой рукой показывают на нос, правой – на рот) .

Там спинка. Тут живот. (левую ладошку кладут на спину, правую на – на живот) .

Это ручки. Хлоп! Хлоп! (Протягивают вперед обе руки, 2 раза хлопают) .

Это ножки. Топ!Топ! (Кладут ладони на бедра, топают два раза.)

3. Упражнения на массажной тропе;

После разминки психолог предлагает детям пройти по тропинке (с массажными блинчиками) : «Что за ножки, что за ножки побежали по дорожке? Раз, два, три, четыре, пять! Наши ножки не догнать!» На каждой кочке (блинчики с различными наполнителями) дети топчутся ровно столько раз, сколько им подскажет психолог. Например, 5 раз дети протопывают ногами блинчик и проговаривают в ритм счет. Если все блинчики они протопали верно, психолог благодарит их и приглашает пройти к релаксационным креслам. Если задание выполнено неверно, помогает им исправить ошибки и выполнить задание правильно.

4. Релаксационные упражнения с настроем на игровые задания;

Дети удобно устраиваются в релаксационных креслах (мешки с наполнителем, пуфики и пр.) Психолог настраивает детей на сказочное восприятие игровых упражнений : «Закройте глазки и послушайте, как поют лесные птички (включается магнитофон) -слушание 2-3 минуты. Теперь открывайте глаза, вас встречает светлячок (включить ночник «Светлячок» , выключить свет в сенсорной комнате , включить цветовой водопад). Светлячок приглашает вас полюбоваться цветными пузырьками и брызгами волшебного водопада. В нем живут волшебные рыбки, они могут выполнять желания, но чтобы рассмотреть их поближе, к ним подойти поближе, надо окунуться в волшебное озере и выполнить задания. Становится совсем темно, зажигаются звезды на небе (включить гпрлянду, а ночник выключить, нам надо спешить, на счет три вы встанете и войдете в бассейн с шарами – это и есть наше озеро. Дети садятся на бортик сухого бассейна.

5. Игровые задания, упражнения в сухом бассейне;

«Погреем ножки» -Дети погружают ноги в бассейн, двигают ими в разных направлениях, по сигналу психолога «Хлопок в ладоши» ножки поднимают на бортик.

«Ловкие ножки» - По сигналу психолога «Хлопок в ладоши один раз» дети ловят ногами один шарик. По сигналу психолога «Хлопок два раза в ладоши» дети ловят два шарика ногами.

«Поплыли» - Дети садятся в бассейн и по сигналу психолога двигают руками и ногами, имитируя плавание. По сигналу : «Отдыхаем» -лежат спокойно, без движений. Чередование команд4-6 раз.

«Вертушки» - По сигналу психолога дети поворачиваются на живот, спинку, бочок. Сигнал «Один хлопок» - на живот, «Два хлопка- на спинку» , «Три хлопка –на бочок» . Повторить3 раза.

«Спрячь предмет» - Дети по очереди прячут предмет в шариках сухого бассейна, потом пытаются их отыскать, соблюдая очередность. Меняются 3 раза.

«Волны» - Дети раздвигают шары руками как можно сильнее. 2-3 минуты.

«Прятки» - По сигналу «Раз, два, три» дети прячутся, зарываются в шарики и застывают без движения. В это время включается звездное панно и ночник «Луна» . Психолог : «Посмотрите, пока мы играли в волшебном бассейне, наступила глубокая ночь, видны хорошо созвездия и луна, а как сияет в ночи волшебный водопад с рыбками.

6. Упражнения на массажной тропе;

Повторяется переход детей по кочкам (блинчикам) с протоптыванием на счет1-5.

7. Релаксация;

Дети рассаживаются в релаксационные кресла, слушают журчание воды, любуются водопадом, загадывают желания, делятся своими впечатлениями.

8. Ритуал завершения игрового сеанса;

Постепенно выключаются проекторы, включается ночник «Светлячок» , дети в стают с кресел, прощаются со смешариками «До новых встреч» , делятся впечатлениями. Психолог «Наше путешествие заканчивается. Светлячок и смешарики желают вам хорошего настроения, здоровья и будут вас ждать на следующее путешествие».

Сеанс заканчивается.

По этой схеме, придерживаясь алгоритма игрового сеанса планируется серия таких игровых занятий с детьми . Игры и упражнения меняются и подбираются с учетом возможностей и успехов детей.

Список литературы

1. Г. Колос Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. Москва, изд. Аркти,2006.

2. Н. В. Самоукина. Игры в школе и дома. Изд. Ярославль 2004.-208с.

4. Х. Баум. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха.

Изд. Москва 2008-144с.

4. К. Фопель. С головы до пят. Изд. Москва2005-143с.

Публикации по теме:

Конспект игрового сеанса в сенсорной комнате «В гости к солнышку» Задачи: - Улучшение эмоционального состояния; - Снижение нервного возбуждения и агрессивности; -Развитие произвольности внимания, его устойчивости.

Конспект НОД «Осеннее путешествие» в экологической комнате Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной.

Конспект НОД в темной сенсорной комнате для детей 4–5 лет с ОВЗ «Путешествие в сказочную песочную страну» Конспект НОД в темной сенсорной комнате с детьми с особыми образовательными потребностями. Технология: песочная арт-терапия. «Путешествие.

Конспект занятия с дошкольниками в тёмной сенсорной комнате «Животные»

Автор: Бухмиллер Оксана Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова центр интеллектуального и творческого развития детей "Неваляшки" г.Новосибирск
Описание материала: Уважаемые педагоги и воспитатели, рада представить вашему вниманию конспект занятия в оборудованной темной сенчорной комнате в младшей и средней группе с использованием элементов ознакомления детей с окружающим миром.
Цели: Расширение знаний подростков об окружающем мире.
Задачи: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления, внимания; стимуляция движения глаз; снижение психоэмоционального напряжения.
Оборудование: зайка, массажные мячи, аудио записи с голосами животных, телевизор, изображения животных для показа на телевизоре, воздушно-пузырьковая трубка, световой стол для рисования песком.
Ход занятия:
Приветствие: "Здравствуйте ребята"
Все детки сидят в темной сенсорной комнате в кругу.
Раздается стук появляется мягкая игрушка - зайка.

Педагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, кто это пришел сегодня к нам в гости?!
Ответы детей

Педагог: Правильно это зайка, зайка хочет со всеми поздороваться, давайте каждый поздороваемся за лапку и скажет "Привет"
Каждый ребенок здоровается с зайкой.
Педагог: Ребята, а смотрите что зайка нам принес интересное, это волшебные мячи, давайте мы с Вами поиграем с ними, разогреем наши пальчик.
Игра с массажным мячом.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех.

(Сначала катаем двумя ладошками, потом по внешней стороне руки одной, затем другой, затем катаем по одной щеке потом по другой)
Педагог: Какие у всех ловкие пальчики, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, проверим кто может дуть сильно-сильно, как ветер за окном?!
Я всем раздам ватку, вам нужно положить её на ладошку и сдуть её, мы проверим у кого ватка улетит дальше.
Дыхательная гимнастика "Ватка"
Педагог: Ой какие вы все сильные! А сейчас давайте все послушаем кто же спрятался в нашей волшебной комнате?
Музыкальная игра "Угадай голос"
Педагог включает аудио записи с голосами животных, а дети должны угадать чей это голос.
Педагог: Ребята вы все такие молодцы, угадали все голоса и даже не ошиблись, а сейчас я вам предлагаю немного подвигаться и поиграть с нашей волшебной трубкой. Когда на ней будет загораться красный свет вы должны топать, когда зеленый- хлопать, а когда синий-нужно подпрыгнуть.
Игра с воздушно-пузырьковой трубкой.
Педагог: Молодцы, все хорошо знаете цвета, и прыгаете высоко, и хлопаете звонко, а топаете громко громко.
А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете животных, я вам буду показывать изображения, а вы должны найти какие животные на них стпрятались.
Игра "Найди животное"
Педагог показывает картинки на телевизоре, а дети должны найти кто из животных спрятался в деревьях
Педагог: Какие вы все ребята внимательные, всех животных нашли и правильно угадали!
А сейчас я всем предлагаю поудобнее лечь на коврики и закрыть глазки, представить что мы с вами идем по лесной полянке вокруг поют птички (звучит аудио запись пения птиц), дует ветерок. Мы с вами посмотрим на лево, потом на право сколько много животных. Глазки у всех закрыты хорошо рассматриваем кто бегает по лесу!? (тишина, дети лежат на ковриках)
А сейчас я каждого буду подзывать к себе и на нашем волшебном столе вы должны нарисовать кого же вы встретили в лесу.
Педагог подзывает по одному ребенку к себе и предлагает нарисовать на световом столе для рисования песком, животных, ведем беседу с ребенком, спрашиваем кого он нарисовал.
Педагог: А сейчас открываем глазки, настало время прощаться с нашим гостем, зайке пора возвращаться домой. Давайте все дружно скажем ему "До свидание!"