Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.
Типы неправильного воспитания детей в семье.
На сегодняшний день известно, что существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием. Больше всего трудностей возникает с семьями, где ситуация развития ребёнка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребёнок растёт без уверенности, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее распространенным примером подобных семей являются семьи, где один из членов семьи страдает алкоголизмом, взрослые постоянно конфликтуют между собой не стесняясь в выражении негативных чувств друг к другу. Но неблагополучных семей, с явно сложной атмосферой, не так уж и много. Гораздо больше семей внешне благополучных и даже образованных, грамотных, но реализующих неправильный тип семейного воспитания. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как удовлетворение базовых потребностей ребёнка в родительской любви и внимании. Всё это приводит к неблагоприятному варианту развития ребёнка. Мы все свободны в выборе того, как нам воспитывать своего ребёнка, но знать и задумываться о последствиях воспитания имеет право каждый.
Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т.е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие. В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
Гиперсоциальное воспитание. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован. Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать
свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок. В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.
Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку. В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.
Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.
Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты,
убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная
акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или
озлобленности детей.
"Жесткое воспитание" - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности -
с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания , когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.
Родителям следует знать и о типичных детских реакциях нарушения поведения.
Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда "домашний ребенок" начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких, и т.п.
Реакция оппозиции проявляется в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).
Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кинофильма, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.
Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом "занятости" отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений - когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними. При этом родители должны обладать необходимой чуткостью и тактом, умением войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний, без нервозности и предубеждений.
Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам и убедительно раскрывая свои аргументы.
Родители могут избежать ошибок в воспитании придерживаясь нижеприведенных рекомендаций:
Любите своего ребенка Воспринимайте его таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам.
Защищайте своего ребенка Ребенок нуждается в защите как от физических, так и от духовных
опасностей. Даже в тех случаях, когда это связано с отказом от ваших собственных интересов и риском для жизни. Пусть эта защитная функция поможет вам ощутить себя большим, сильным и мудрым.
Будьте вашему ребенку добрым примером Ребенок нуждается в дружелюбном и спокойном доме, где свои традиции, где почитают родителей и поддерживают тесные и близкие связи с родственниками и друзьями. Ребенок должен расти в семье, где торжествуют доверие, справедливость и гармония. Все это делает человеческие отношения простыми и понятными, создаст вам тыл, который даст силы в трудные минуты жизни.
Играйте с вашим ребенком Развитие ребенка требует времени и самопожертвования. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. Может статься, что благодаря этому вы сможете вновь пережить лучшие мгновения вашего детства, извлекая из них новый урок.
Работайте с вашим ребенком Ребенок нуждается в вашей помощи в своих делах, и ему надо иметь возможность принять участие в вашей работе. Чтобы ему было легче в дальнейшей жизни, он должен научиться делать всю ту домашнюю работу, навыками которой владеете вы. Совместная деятельность поможет ему освоить навыки и стать полезным вам в этой работе.
Помогайте ребенку в приобретении опыта жизни. Самостоятельность действий ложится в основу приобретения жизненного опыта. Даже тогда, когда этот процесс идет болезненно. Ребенок воспринимает лишь то, что сумел непосредственно пережить. Поэтому дайте ему возможность развиваться, опираясь на собственный опыт, даже если он будет связан с определенным риском. Чрезмерно опекаемый и обеспеченный ребенок, которого постоянно оберегают от всевозможных опасностей, может стать социальным инвалидом, и вам придется продолжать заботиться о нем даже тогда, когда вам самим потребуется его поддержка.
Покажите ребенку возможности человеческой свободы и ее границы Родители должны стремиться открыть ребенку возможности развития его личности, показать ему исходную точку на пути к самосовершенствованию и развитию. Однако при этом следует понимать, что каждый человек, совершая свои поступки и строя
линии поведения, должен признавать и соблюдать определенные ограничения, считаться с договоренностями и нормами как в кругу семьи, среди друзей, так и в обществе. Создавая ребенку возможность совершенствоваться иными путями, чем те, которыми прошли вы сами, вы расширяете и собственное мироощущение, и своими руками творите будущее.
Научите ребенка быть самостоятельным; привейте ему навык уступить достойно Родителям следует следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы он не причинил ущерб себе или окружающим. Признание собственного бессилия, уход, выбор иного пути право каждого, в том числе и вашего собственного ребенка. Вам есть чем гордиться как родителям, если ребенок умеет уступить спокойно и с достоинством.
Ожидайте от ребенка лишь тех суждений и оценок, которые он способен высказывать Понятия ребенка и его деятельность определяются возрастными особенностями его развития и созревания, а также имеющимся в его распоряжении жизненным опытом. Пройдет достаточно много времени, прежде чем ребенок научится ориентироваться в этом сложном мире. Личное мнение ребенка и готовность его практической реализации могут ожидаться родителями лишь тогда, когда ребенок обретет такие способности. При этом следует считаться с его собственным взглядом на вещи и учитывать возраст ребенка. Вы непременно откроете для себя много интересного, если попытаетесь взглянуть на вещи так, как видит их ваш ребенок.
Создайте ребенку возможность получить незабываемые впечатления Душа ребенка, как и взрослого, питается эмоциями, которые позволяют ему знакомиться с жизнью других людей и окружающим миром. Семейные годовщины и торжества ложатся в основу таких воспоминаний. Привнесите в жизнь ребенка чередование ощущений будней и выходных, дайте ему насладиться сменами времен года, принять участие в походах. Преодоление себя в спорте, сопереживания героям книг и театральных постановок помогают ребенку накапливать эмоциональный опыт.
«Ребенок в семье. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка»
1. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Вопросы влияния на взаимодействия взрослого с ребенком, на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение , что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений “мать-дитя” является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
Гunоnротекция (гиnооnека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке (“руки не доходят до ребенка”). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Д омuuuрующая гunерnротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гunерnротекция , которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка , определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: “Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне”) и скрытое виде издевок, иронии, высмеивания.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.
Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений “ребенок-взрослый”. Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором “ воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику”.
В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
сотрудничество;
псевдосотрудничество;
изоляция;
соперничество.
Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.
Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.
По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.
Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности , жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: “Стань таким, каким я не стал”. Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке “ребенка”, он раздражает их своей “детскостью”.
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание . Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таком типе воспитания дети холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся чувствительными.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.
Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей , выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.
Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.
Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.
В качестве дисциплинарных мер используются угроза “разлюбить” ребенка и угроза “уйти” из семьи.
Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.
В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или “плохого” родителя.
2. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ.
Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами. Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка как в настоящем, так и будущем. Директива как косвенное родительское учение (программирование) впервые было описано американскими специалистами по трансактному анализу Робертом и Мэри Гоулдингами.
Под директивой понимают скрытое, косвенное приказание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”. Директива-это своеобразное “скрытое послание” родителя ребенку, поучение. Сами родители могут не осознавать до конца глубинное содержание , которое заключено в их директиве. Можно выделить ряд директив, негативно влияющих на формирование личности ребенка. Приведенные ниже виды родительских директив и их содержание раскрыты и проинтерпретированы отечественными психологами В. Лосевой и А. Луньковым. В названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.
“Не живи ”. В бытовой речи это послание может передаваться частыми причитаниями и высказываниями следующего типа: “Глаза мои на тебя бы не смотрели”, “Чтоб ты сквозь землю провалился”. Расширенный вариант директивы проявляется в “воспитательных” беседах родителей на следующие темы: “Сколько бед и сложностей принес ребенок своим появлением на свет”, “Как тяжелы и ужасны были роды”, “Воспоминания о желании прервать беременность”. Поскольку в каждой директиве есть скрытый смысл, смысл этой директивы состоит в желании управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. Ребенок может бессознательно принять решение, что он источник всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. С годами это иррациональное чувство возрастает. Негативное влияние этой директивы состоит в том, что невротическая вина разрушительна. Семья как бы перекладывает на ребенка ответственность за все жизненные проблемы. В результате у ребенка возникают серьезные эмоциональные проблемы. Он может выполнять эту директиву следующим способом - демонстрировать хулиганское, провокационное поведение вне дома.
“Не будь ребенком”. В бытовой речи это может проявляться, например, следующим образом: “Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький”, “Скорее бы ты вырос” и т. п. Родители часто употребляют высказывания, обесценивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, так как не способны к раскованному, игровому поведению. Скрытый смысл такой директивы связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка. Это бывает характерно для инфантильных родителей.
“Не расти”. Такая директива часто обращена к младшим или единственным детям в семье. В бытовом языке она проявляется в следующих высказываниях: “Не торопись взрослеть”, “Ты еще мала, чтобы краситься”. Подчеркивается прелесть раннего детства. Такую директиву дают родители , которые панически боятся сексуальной зрелости своих детей (это может быть и боязнь “пустого гнезда”, в которое неизбежно превращается семья при уходе взрослых детей). Скрытый смысл этой директивы состоит в следующем: “Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку”. Во взрослой жизни эти дети затрудняются создавать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями. Такая директива, безусловно принятая ребенком, может влиять и на формирование его физического облика. Ребенок начинает отставать в росте от сверстников, демонстрируя поведение, не соответствующее его возрасту.
“Не думай”. В обыденной жизни эта директива проявляется в следующих фразах, обращенных к ребенку: “Не бери в голову”, “Не умничай”, “Не рассуждай, а делай”. В данной директиве содержится запрет на рассуждения, на интеллектуальную деятельность. Дети, выполняющие такую директиву, во взрослом состоянии либо начинают чувствовать “пустоту в голове” при решении проблем, либо у них начинает болеть голова, либо появляется стремление “размыть” эти проблемы при помощи развлечений , алкоголя и наркотиков. Скрытый смысл такой директивы состоит в том, что родители сами боятся решать какие-то конкретные проблемы и передают детям свой страх.
“Не чувствуй”. Эта директива предполагает запрет на проявление эмоций в целом либо запрет на какие-либо конкретные чувства (например агрессию, страх). Заблокированные эмоции не исчезают, а проецируются на объекты, которые доступны. Взрослые, которые получали в детстве такую директиву, испытывают затруднения в проявлении чувств по отношению к сексуальному партнеру в семейной жизни. Ребенка как бы приучают не доверять своим ощущениям, сигналам тела. Во взрослой жизни такие люди часто страдают психосоматическими заболеваниями (например ожирением, так как утрачивают контакт с чувством насыщения).
“Не достигай успеха”. Такая директива передается в ходе воспитательных рассказов по типу: “Сами мы университетов не кончали”, “У тебя ничего не получится”. Родители высмеивают планы и идеи ребенка. В итоге у него снижается самооценка (“У меня ничего не получится”). Скрытый смысл директивы связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто преследует злой рок. “Честно” выполняя полученную директиву, такой человек, пугаясь успеха, бессознательно “находит” многочисленные способы навредить делу, опаздывает на важную встречу, случайно проливает чернила на чертежи, попадает в больницу и т. п.
“Не будь лидером”. Получал такую директиву , ребенок часто слышит подобные слова: “не высовывайся”, “не выделяйся”, “будь как все”. Родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к их ребенку. Исходя из таких побуждений, они и охраняют детей. Став взрослыми, эти дети всегда ходят в подчинении, отказываются от карьеры, не стремясь доминировать в семье.
“Не принадлежи никому, кроме меня”. Такую директиву передают родители, имеющие проблемы в общении. Они видят в ребенке единственного друга. Родители всячески подчеркивают исключительность их взаимоотношений, непохожесть их семьи на другие семьи. С возрастом самооценка такого ребенка может быть адекватной, но он в любой группе будет чувствовать себя одиночкой, испытывая большие затруднения в ситуациях, предполагающих слияние с группой.
“Не будь близким”. Скрытый смысл данной директивы, передаваемой матерью ребенку, состоит в следующем посыле: “Любая близость опасна, если это близость не со мной”. В отличие от предыдущей директивы , она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой.
“Не делай” . Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему: “Ничего не делай сам, это опасно. 3а тебя все буду делать я”. При такой директиве активность и инициатива ребенка практически полностью блокируются. Став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела.
“Не будь собой”. Такая директива может, например, базироваться на непринятии родителями пола ребенка. В высказываниях, обращенных к ребенку, и способах общения с ним, подчеркивается значимость черт, которые не свойственны этому полу. Поскольку соответствующие его полу черты отрицаются, ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями. В итоге у него могут быть проблемы с формированием половой идентичности, а также трудности в контактах с противоположным полом.
“Не чувствуй себя хорошо”. В этой директиве передается запрет на хорошее здоровье. Мать может говорить другим в присутствии ребенка: “Он у меня хоть и слабенький, но сделал...”. Ребенок приучает себя к мысли , что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Таким образом, ребенок в будущем получает разрешение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. Поэтому в будущем этот ребенок либо уходит в болезнь, чтобы получать внимание от окружающих, либо симулирует болезнь для манипулирования другими людьми. Оставаясь здоровым, такой человек будет страдать ипохондрией.
Вероятнее всего, когда-то эти директивы имели положительное назначение, являясь концентрированным опытом выживания нескольких поколений семьи в реальных исторических условиях. Историческая ситуация изменилась, но директивы как некое инертное знание все еще передаются следующему поколению.
3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие “роли”. Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок, удовлетворяет, а именно:
ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира ;
ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. (“У нас все как у людей”.) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. (“Мы не разводимся только ради тебя”), в этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
“Кумир” (“мамино сокровище”, “папино сокровище”). формируемые черты характера:· эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так , как собственная семья.
“Козел отпущения”. Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
“Делегат”. Через данного ребенка семья контактирует внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).
4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.
Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация . Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная. Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка. Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью “холодная мать” или лицом , ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).
В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен
материнской депривации
. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка. Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и: школах·интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию “ребенка с депривацией”. Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:
эмоциональная поверхностность;
низкая способность к фантазированию;
“прилипчивость”;
высокая агрессивность;
жестокость;
инфантильная безответственность и др.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА .
Существование ребенка в пространстве проблемной , дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероятности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность - это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления:
А. Маслоу. Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.
Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застенчивости.
Способность делать ответственный выбор между движением вперед и отступлением. У такого человека отсутствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.
Развитая ответственность перед своей совестью.
Базисные черты невротической личности выделены известным психоаналитиком К. Хорни.
Сензитивность . Сензитивность проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.
Тревожность . Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т. п.).
Гиперсоциальность . Невротик постоянно сводит счеты с социумом, стремится повысить свою значимость. Для невротика характерны чрезмерное чувство ответственности и чувство долга, отсутствие гибкости в социальных отношениях. Например, у “гиперсоциальных” женщин бывают самые “трудные” дети, так как все свое время они уделяют собственной карьере и общественной жизни. Невротик выстраивает отношения с миром так же, как он выстраивает отношения с собственным отцом.
К. Хорни выделила и описала основные характерные невротические потребности следующим образом.
Потребность в любви и одобрении . Отличительной особенностью этой потребности у невротика является своеобразная “всеядность” В отношении объекта любви. Для невротика характерно желание быть любимым всеми и каждым.
Потребность в поддержке . Характерно стремление иметь сильного и опекающего партнера, который может избавить от страха “быть покинутым” и страха одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят , и всегда стремится “заслужить” любовь. Именно эта его особенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви и превентивное бегство в независимость.
Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия на себя ответственности за бремя власти.
Потребность в публичном восхищении, признании . Знаки признания и социального восхищения становятся для невротика мерилами самоценности личности.
К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характеристику невротической личности, автор отмечает, что у невротиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностями питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверхзаботливым, но в этом случае он будет действовать под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.
Ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесс и А. Томас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонгитюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во время еды, игры, одевания; опрашивали родителей , учителей. В результате С. Чесс и А. Томас выявили определенные различия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.
В своем исследовании “Знайте своего ребенка” (авторитетное руководство для современных родителей) они обобщили полученные результаты, подчеркивая, что в целях эффективного воспитания ребенка в семье необходимо учитывать его энергетический уровень и скорость приспособления к новым ситуациям.
Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.
1. Степень моторной активности . Ребенок может родиться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пассивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизирующий фактор.
2. Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассимилятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-дизритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребностных состояний.
3. Приближение - удаление. Эта характеристика определяет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.
4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается количество энергии, которое используется ребенком для выражения эмоций.
5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно наступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.
6. Порог чувствительности . Порог определяется величиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка.
7. Качество настроения. Качество настроения характеризуется общим эмоциональным настроем ребенка, в котором он пребывает чаще всего - “мажорным” или “минорным”.
8. Способность к сосредоточению . Данная характеристика определяет особенности внимания ребенка , степень его “отвлекаемости”
9. Интервал времени, в котором поддерживается активность . Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.
В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей, они создают условия для формирования невротической личности. Наибольшие трудности в воспитании обычно связываются со следующими типами детей.
“Синички ” - дети с высокой эмоциональной чувствительностью.
“Улитки
” - дети, которые не проявляются сразу, они замкнуты, мотивы их поведения в новой ситуации часто не понятны, они “не пускают в душу”, не обозначают явно свои потребности.
“Черепахи ” - дети, которые долго адаптируются к новым ситуациям, медлительные.
“Нытики ” - дети, для которых характерен “минорный”, плаксивый фон настроения. Именно этим детям меньше всего достается родительской любви.
Обобщая сказанное , можно заключить, что детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.Н. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.
1. Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям. В зависимости от интенсивности эмоционального контакта выделяются такие типы отношений, как гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.
2. Параметр контроля . Выделяются следующие типы контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.
3. Последовательность - непоследовательность в предъявлении требований .
4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций .
5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком .
Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустойчивость может вызвать у ребенка невроз страха ; сверхпринятие, разрешительство и непоследовательность вызывают истерический невроз; выраженное одиночество - невроз навязчивых состояний.
Наиболее характерные черты патогенной системы воспитания по А. Захарову:
низкая сплоченность и разногласия членов семьи в воспитании;
высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;
ярко выраженная степень опеки, ограничительство в каких-либо сферах жизнедеятельности;
повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.
Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического варианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих отношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа аномалий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межличностных отношений.
На сегодняшний день известно, что существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием.
Больше всего трудностей возникает с семьями, где ситуация развития ребёнка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребёнок растёт без уверенности, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее распространенным примером подобных семей являются семьи, где один из членов семьи страдает алкоголизмом, взрослые постоянно конфликтуют между собой не стесняясь в выражении негативных чувств друг к другу.
Но неблагополучных семей, с явно сложной атмосферой, не так уж и много. Гораздо больше семей внешне благополучных и даже образованных, грамотных, но реализующих неправильный тип семейного воспитания. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как удовлетворение базовых потребностей ребёнка в родительской любви и внимании. Всё это приводит к неблагоприятному варианту развития ребёнка.
Мы все свободны в выборе того, как нам воспитывать своего ребёнка, но знать и задумываться о последствиях воспитания имеет право каждый.
Выделяют следующие типы неправильного воспитания в семье:
1. Неприятие.
Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т.е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей.
Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие.
В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
2. Гиперсоциальное воспитание.
Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован. Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.
При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
3.Тревожно-мнительный тип воспитания.
Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок.
В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.
4.Эгоцентрический тип воспитания.
Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.
В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.
Родители могут избежать ошибок в воспитании придерживаясь нижеприведенных рекомендаций:
1)
Любите своего ребенка
Воспринимайте его таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам.
2)
Защищайте своего ребенка
Ребенок нуждается в защите как от физических, так и от духовных опасностей. Даже в тех случаях, когда это связано с отказом от ваших собственных интересов и риском для жизни. Пусть эта защитная функция поможет вам ощутить себя большим, сильным и мудрым.
3)
Будьте вашему ребенку добрым примером
Ребенок нуждается в дружелюбном и спокойном доме, где свои традиции, где почитают родителей и поддерживают тесные и близкие связи с родственниками и друзьями. Ребенок должен расти в семье, где торжествуют доверие, справедливость и гармония. Все это делает человеческие отношения простыми и понятными, создаст вам тыл, который даст силы в трудные минуты жизни.
4)
Играйте с вашим ребенком
Развитие ребенка требует времени и самопожертвования. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. Может статься, что благодаря этому вы сможете вновь пережить лучшие мгновения вашего детства, извлекая из них новый урок.
5)
Работайте с вашим ребенком
Ребенок нуждается в вашей помощи в своих делах, и ему надо иметь возможность принять участие в вашей работе. Чтобы ему было легче в дальнейшей жизни, он должен научиться делать всю ту домашнюю работу, навыками которой владеете вы. Совместная деятельность поможет ему освоить навыки и стать полезным вам в этой работе.
6)
Помогайте ребенку в приобретении опыта жизни.
Самостоятельность действий ложится в основу приобретения жизненного опыта. Даже тогда, когда этот процесс идет болезненно. Ребенок воспринимает лишь то, что сумел непосредственно пережить. Поэтому дайте ему возможность развиваться, опираясь на собственный опыт, даже если он будет связан с определенным риском. Чрезмерно опекаемый и обеспеченный ребенок, которого постоянно оберегают от всевозможных опасностей, может стать социальным инвалидом, и вам придется продолжать заботиться о нем даже тогда, когда вам самим потребуется его поддержка.
7)
Покажите ребенку возможности человеческой свободы и ее границы
Родители должны стремиться открыть ребенку возможности развития его личности, показать ему исходную точку на пути к самосовершенствованию и развитию. Однако при этом следует понимать, что каждый человек, совершая свои поступки и строя линии поведения, должен признавать и соблюдать определенные ограничения, считаться с договоренностями и нормами как в кругу семьи, среди друзей, так и в обществе. Создавая ребенку возможность совершенствоваться иными путями, чем те, которыми прошли вы сами, вы расширяете и собственное мироощущение, и своими руками творите будущее.
8)
Научите ребенка быть самостоятельным; привейте ему навык уступить достойно
Родителям следует следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы он не причинил ущерб себе или окружающим. Признание собственного бессилия, уход, выбор иного пути право каждого, в том числе и вашего собственного ребенка. Вам есть чем гордиться как родителям, если ребенок умеет уступить спокойно и с достоинством.
9)
Ожидайте от ребенка лишь тех суждений и оценок, которые он способен высказывать
Понятия ребенка и его деятельность определяются возрастными особенностями его развития и созревания, а также имеющимся в его распоряжении жизненным опытом. Пройдет достаточно много времени, прежде чем ребенок научится ориентироваться в этом сложном мире. Личное мнение ребенка и готовность его практической реализации могут ожидаться родителями лишь тогда, когда ребенок обретет такие способности. При этом следует считаться с его собственным взглядом на вещи и учитывать возраст ребенка. Вы непременно откроете для себя много интересного, если попытаетесь взглянуть на вещи так, как видит их ваш ребенок.
10)
Создайте ребенку возможность получить незабываемые впечатления
Душа ребенка, как и взрослого, питается эмоциями, которые позволяют ему знакомиться с жизнью других людей и окружающим миром. Семейные годовщины и торжества ложатся в основу таких воспоминаний. Привнесите в жизнь ребенка чередование ощущений будней и выходных, дайте ему насладиться сменами времен года, принять участие в походах. Преодоление себя в спорте, сопереживания героям книг и театральных постановок помогают ребенку накапливать эмоциональный опыт.
Психолог Консультативного отдела Ю.Ларионова
Виды неблагополучных семей
Деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
Распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
Распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты.
Неполная семья - семья, в которой отсутствует один из родителей.
Ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
Основные типы неправильного воспитания в неблагополучных семьях
Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, в жестком контроле за поведением, в чрезмерном навязывании собственной воли.
Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.
Условия эмоционального отвержения. Характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.
Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.
Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка гораздо больших результатов, чем он может достичь.
Рисунок 2. Виды неблагополучия семей.
Неправильное воспитание пагубно влияет (в неблагополучных семьях) на поведение и характер ребенка. Данные моменты изображены в виде схем (рисунок 2, 3, 4, 5).
Рисунок 2. Последствия воспитания в условиях повышенной моральности.
Рисунок 3. Последствия воспитания в условиях жестоких взаимоотношений.
Рисунок 4. Последствия воспитания в условиях гиперпротекции.
Рисунок 5. Последствия воспитания в условиях гипопротекции.
Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия Алексеева Л.С. Неполные семье в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - № 2. - С. 26-31. Блок схема представлена ниже, (рисунок 6).
Рисунок 6. Классификация по Алексеевой.
На основании нарушения законов семейной гармонии Спиваковской выделены восемь типов дисгармоничных союзов, которые получили своеобразные метафорические названия (рисунок 6).
Рисунок 6. Классификация семейных союзов по Спиваковской.
Критерии неблагополучия семьи
Семья считается неблагополучной исходя из оценки ряда критериев.
Характеристика типов неблагополучных семей по разным авторам представлена таблицей 1.
Таблица 1.- Классификации типов неблагополучных семей.
Типы неблагополучной семьи |
Характеристика |
|
В. В. Зикратов |
1. С недостатком воспитательных ресурсов. 2. Конфликтные семьи. 3. Нравственно неблагополучные семьи. 4. Педагогически некомпетентные семьи. |
1. Семьи с низким уровнем развития родителей, неполные семьи. 2. Семьи с напряженной обстановкой между родителями. 3. У членов таких семей наблюдаются в ущербном стремление достичь своих целей по отношению к другому. 4. Семьи с устаревшим представлением о воспитании и развитии ребенка. |
Г. П. Бочкарева |
1. Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой. 2. Семьи, где родители при внешнем неблагополучии безразличны к потребностям ребенка. 3. Семьи с нездоровой нравственной атмосферой. |
1. Семьи, в которых родители грубо, неуважительно относятся к детям, подавляют их волю. 2. Семьи, с отсутствием эмоциональных контактов между родителями и детьми. 3. Ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности. |
Л. С. Алексеева |
1. Конфликтные семьи. 2. Аморальные семьи. 3. Педагогически некомпетентные семьи. |
1. Семьи с уровнем повышенной вербальной агрессии. В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах. 2. Поведение членов семьи противоречит приятным в обществе нормам. 3. Семьи с невысокими психолого-педагогическими знаниями. |
М. А. Галагузова |
Семьи с низким социальным статусом. |
Семьи со сниженными способностями к существованию, не справляются с возложенными на нее обязанностями. Процесс воспитания в таких семьях протекает медленно трудно, мало результативно, медленно. |
В. М. Целуйко |
1. Семьи с явной формой неблагополучия. 2. Внешнереспектабельные семьи. |
1. Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением. 2. Образ жизни таких семей не беспокоит общество. |
В. В. Юстицкис |
1. «Недоверчивая» семья. 2. «Легкомысленная» семья. 3. «Хитрая» семья. |
1. Характерная черта в такой семье -- повышенная недоверчивость к окружающим. 2. Отличительная черта семьи -- беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию. 3. В таких семьях ценят прежде всего удачное достижение цели, ловкость достигнутых результатов. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы. |
Вывод:
Несмотря на то, что причин семейного неблагополучия может быть много, но все они взаимосвязаны между собой. Обычно одна из них играет главенствующую роль, другая - на втором месте. Подбор форм и методов воздействия на каждую отдельно взятую семью зависит от превалирующей причины семейного неблагополучия.