Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №34»

Конспект открытого занятия

на тему:

«МОЯ СЕМЬЯ»

Из опыта работы

Воспитателя

Берестовской М.В.

Тема: «Моя семья». (средняя группа )

Цель:

Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Задачи:

  1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
  2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
  3. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о семье.
  2. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
  3. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
  4. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
  5. Изготовление вместе с родителями семейных гербов, генеалогического дерева.

Материал:

Семейные фотографии, ширма, игрушка – Обезьянка, хлопушка, корзина.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу – «Моя семья».

Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей). Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места. (дети садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали. (Хлопушка).

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Марина Викторовна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята «Детского сада №34 Колосок» города Химки. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наша Обезьянка. Ну где же она? Ребята, вы ее не видели?

Обезьянка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Ой, кто это? Обезьянка! Произошло какое-то чудо, и наша Обезьянка ожила. Здравствуй, Обезьянка!

Обезьянка: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня?

Воспитатель: Сегодня, Обезьянка, мы с ребятами хотим тебе рассказать о том, что такое семья. Но в начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться.

Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

Воспитатель: Благодарю всех участников. Обезьянка, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Обезьянка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают?

Воспитатель : Да, знают. Ну-ка, дети, подскажите Обезьянке, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья, семейство, домашние.

Обезьянка: А я вам, ребята, хочу загадать загадки! Попробуйте-ка отгадать:

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша …(Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …(Папа)

Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы - …(Семья).

Воспитатель: Правильно, у каждого из вас есть семья. Семья – это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе и очень любят друг друга, заботятся друг о друге.

Сегодня у нас на телепередаче открыта фотовыставка, многие из вас принесли семейные фотографии и мы сделали фотоколлаж. Нашим телезрителям и Обезьянке интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

(Дети рассказывают: кто изображен; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И.О. бабушек и дедушек, которые на фото; где снимались.)

Воспитатель : Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. Дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Также вместе с родителями вы составили свое родословное дерево и нарисовали семейные гербы. Давайте расскажем Обезьянке и нашим гостям что они означают. (Дети рассказывают о членах семьи, изображенных на родословном дереве, объясняют, что нарисовано на гербах и что они означают).

Обезьянка: Ух ты! Ребята, вы так интересно рассказываете о своих семьях, и я вспомнила одну игру, в которую мы очень любили играть с моей мамой. Можно я в нее поиграю с вашими детьми?

Воспитатель: Ну, конечно же, можно.

Проводится физминутка: (движения выполняются по тексту)

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем,

И немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем,

И чуть-чуть поприсидаем.

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем.

Обезьянка: Спасибо, ребята. А я хочу задать вам вопрос, можно?

Воспитатель: Можно, конечно, спрашивай, Обезьянка.

Обезьянка: Вот вы говорите в семье все дружно и счастливо живут, и что же помогают даже друг другу?

Воспитатель : Конечно, Обезьянка. Вот у меня здесь есть корзина, хочешь, мы с ребятами сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома.

(Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)

Обезьянка: Вот это да… Ребята, вы столько выполняете поручений по дому, молодцы.

Воспитатель: Ребята, к нам на телепередачу приехали гости. Давайте пригласим их в студию. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. У нас в гостях: мама Саши нурова – Адиба и мама Сони Колобовой – Мария Алексеевна. Уважаемые гости, наши ребята уже рассказали, какие они выполняют поручения у себя в семье, а теперь они хотят узнать – как распределяются в семье обязанности у взрослых. Можно мы зададим вам несколько вопросов? И так первый вопрос.

(Дети задают свои вопросы: кто ходит у вас в семье на работу, кто проверяет уроки у сестрички, вытирает пыль, вяжет носочки, стирает, гладит, готовит пищу, печет пироги, мастерит, играет, моет посуду…)

Воспитатель : Спасибо большое, нашим гостям за участие в телепередаче. Займите свои места в студии.

Обезьянка: Спасибо, вам ребята, вы мне сегодня так много рассказали о своих семьях.

Дети : Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Обезьянка: Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.

На этом наша телепередача закончилась. До свидания! До новых встреч!


Анжелика Щукина

Виды детской деятельности : (игровая, коммуникативная, продуктивная, театрализованная) .

Программное содержание :

Познание :

Формировать правильное представление о семье , роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.

Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи .

Коммуникация :

Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;

Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.

Художественное творчество :

Закрепить умение работать с бумагой и клеем.

Социализация :

Развивать творческие способности в теневом театре

Воспитательная задача :

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье , взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи .

Словарная работа : активизация слов по теме «Семья »

Предварительная работа :

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи .

4. Тематическая неделя «Моя семья »

5. Изготовление книжки-малышки совместно с родителями «Моя семья »

6. Рисунки детей на тему «Моя семья »

7. Разучивание текста пальчиковой игры «Кто приехал?» и физ. минутки «Семейная зарядка»

Материал для занятия :

Ширма для теневого театра, листы А-4 с изображением дерева, фотографии близких, домик, фигурки (дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик, бабочки на магнитах, изображение цветка на магнитной доске, клей карандаш, клеёнка, салфетка, жетоны смайлики.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель :

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра.

Поздоровайтесь, друзья!

С кем вы сегодня пришли в детский сад?

В детском саду мы с вами очень любим играть. Давайте поиграем в нашу любимую игру «Кто приехал?»

Воспитатель :

Пальчиковая игра «Кто приехал?»

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец этот ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Все мы вместе? /большими пальцами/

Да, да, да /хлопки в ладоши/

Воспитатель :

Так кто же к нам приехал? Как сказать одним словом? (семья )

Как вы думаете, что такое семья ?

Вывод : Семья – это дом . Семья – это мир , где царит любовь, дружба. Семья – это самое дорогое , что есть у каждого человека.

Воспитатель :

А вы хотели бы узнать больше о семье , и рассказать гостям о своих семьях . (садятся)

Ребята посмотрите, перед вами стоит домик. Но он пустой, в нём никто не живёт. Давайте заселим в этот дом семью .

Кто самый старший в ваших семьях ? (Бабушка, дедушка)

А какая она бабушка?

Как можно назвать бабушку ласково?

А дедушка у вас, какой?

А как можно дедушку назвать ласково?

Как дедушка и бабушка заботятся о вас?

Воспитатель :

Жили-были в нашем доме бабушка и дедушка. (выставляю фигурки дедушки и бабушки) Вот мы и видим начало новой семьи .

А ещё какие близкие люди есть в вашей семье ?

Что умеет делать мама?

Что умеет делать папа?

Давайте заселим маму и папу в наш дом.

Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек .

Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)

Вот теперь в нашем доме появились дети.

Вывод : У нас получилась целая семья – большая и дружная . А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй .

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Воспитатель :

Вы уже много рассказали о своих семьях . А сейчас мы будем делать семейное дерево.

Подойдите к столам.

Что нарисовано у вас на листах? (дерево)

Я, разместила свою большую семью вот на этом дереве . (Показ)

Видите, корни дерева, это бабушки и дедушки. Так как они самые старшие в семье . А вот толстые веточки – это ваши мамы и папы. Тонкие веточки – это вы, ваши братья и сёстры. Только на ваших веточках пока никого нет. На столах у вас лежат фотографии ваших родных. Мне хочется, чтобы каждый из вас сделал своё семейное дерево.

Сначала намазываем сердечко с обратной стороны и приклеиваем его на дерево. Не забывайте прижать его салфеткой. Приступаем к работе.

Вывод : Приятно посмотреть на ваши счастливые семьи . Ребята у вас у каждого есть семья . У кого-то большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Ваши работы оставим на столах. После занятия гости познакомятся с вашими семьями .

А сейчас мы покажем и расскажем, что умеют делать ваши близкие. (Садятся)

Теневой театр. Игра «Изобрази» (дети актёры изображают, а дети зрители узнают действие и говорят полным предложением)

Сейчас мы попробуем отгадать, что умеет делать …. (мама, папа, бабушка, дедушка)

Дети отгадывают действие, и называют его.

Например :

Мама стирает бельё.

Папа колет дрова.

Бабушка поливает цветы.

Дедушка заколачивает гвозди.

Про своих близких, вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня необычный «Цветок добрых дел» . Я вам даю по маленькой бабочке. Подумайте, что делаете вы в своей семье .

Образец педагога : Я стираю бельё.(прикрепляет бабочку на цветок)

Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок.

Вывод : Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье .

А теперь вернёмся к семье в нашем домике . Давайте для новой семьи споём нашу песенку .

«Самый лучший в мире дом

Дом, в котором мы живём.

Мама, папа, дед, бабуся,

Мы и наша кошка Муся»

(хвалю детей)

Воспитатель :

Чем мы сегодня занимались на занятии ?

Воспитатель : Ребята у меня есть смайлики грустные и весёлые. Мне очень понравилось, как вы занимались, и я беру смайлик, который улыбается. И вы ребята возьмите по одному смайлику, если занятие не понравилось – возьмите грустный смайлик, если понравилось – возьмите весёлый.

Занятие наше окончено . Давайте попрощаться с гостями.




Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    1. Появление опрятного, ухоженного Кузи

    Наш друг решил переодеться, нарядился, как на праздник.

    - Вот и домовенок Кузя сочинил стихотворение про свою родню. А вы внимательно слушайте, правильно ли он их перечислит своих родственников?

    Мама с папой – моя родня,

    Нет роднее родни у меня.

    И сестренка родня, и братишка.

    Я родных своих очень люблю!

    Я им всем подарки дарю!

    2.Загадка про дерево.

    На экране появилась какая-то загадка. Я прочитаю, а вы с Кузей подумайте, о чем она.

    Его весной и летом

    Мы видели одетым,

    А осенью с бедняжки

    Сорвали все рубашки.

    Но зимние метели

    В меха его одели . (ответ: дерево)

    Составление генеалогического древа.

    Вот и выросло у нас дерево. Оно необычное, но мы с таким древом где-то уже встречались.

    Где же именно? (когда составляли семейный альбом, родословную).

    А давайте мы сейчас Кузе объясним, как составляется генеалогическое древо или родословная.

    - Скажите мне, пожалуйста, кого нужно вставить в нижний овал?

    Обратите внимание на сердечко, которое над ребенком, и оно охраняет его.

    - Кого же мы вставим в эти окошки? (маму, папу – родителей, от слов «родили, родные»)

    А теперь взгляните на окошки над папой (над мамой).

    Чьи фото мы туда поместим?

    - Кем являются ваши бабушка и дедушка для вашей мамы (папы)? (родителями)

    А Кузя тоже составил свое генеалогическое древо. Посмотрите как это у него красиво и правильно получилось.

    В овале нижнем появляется бабушки и дедушки. Кузя показывает свое генеалогическое древо на экране, радуется, что у него получилось.

    4. семьЯ

    - А вот вы с родителями делали страничку семейного альбома «На кого я похож?». Вы похожи на маму с папой, на бабушку с дедушкой (папиных родителей), на бабушку с дедушкой (маминых родителей).

    А давайте сейчас сосчитаем всех наших родных.

    Вы похожи на маму, папу, бабушку, дедушку, бабушку, дедушку. Посмотрите на экран, появилось 7 человек, а это значит, что это СЕМЬ Я).

    6. Игра «А ты мне кто?»

    Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!

    Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

    Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, стан о вится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

    5. Составление лимериков о семье - упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

    А сейчас мы домовенка научим составлять лимерики – небольшие короткие стихотворения, нелепицы о родственниках (на экране появляется модель составления лимериков).

    Смотрите внимательно на экран, а Кузя будет вам предлагать, на кого мы будем нелепицы сочинять.

    (дедушка – …, бабушка – …, брат- …)

    С чего нужно начинать лимерики? (с нахождения рифмы к объекту, затем сказать, что он делал и сделать вывод).

    А как рифмуются лимерики? (1-2 строчки, 3-4 строчки и делается вывод).

    Как можно по-другому назвать дедушку (бабушку, брата по аналогии)

    7. Физкуль тминутка « Ладушки, ладушки » с целью обеспечить кратковременный активный отдых детей .

    Ладушки , ладушки,Где были?У бабушки! (Хлопают в ладоши) А у бабушки ладониВсе в морщинах собраны.(Показывают руки ладонями вверх) А у бабушки ладониДобрые-предобрые.(Поглаживают ладони друг о друга) Все работали ладониДолгими годами.(Постукивает кулаками о ладони) Пахнут добрые ладониЩами с пирогами.(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваю т ся) По кудрям тебя погладятДобрые ладони.(Имитируют поглаживания) И с любой печалью сладятТеплые ладони.(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них) Ладушки, ладушки,Где были?У бабушки!(Хлопают в ладоши)

    8. Свидетельство о рождении

    Ребята, взгляните на экран. Кузя хочет узнать об очень важном, первом вашем документе. Взгляните на экран, и вы сможете назвать его.

    Как он называется? (свид. о рожд.)

    Что там написано? (как нас зовут, кто наши мама и папа, кто мы по национальности и где родились).

    А вот сейчас вы и расскажете Кузе, что в ваших свидетельствах о рождении написано.

    - Наш Кузя наводил порядок в доме, нашел половинки пословиц. Он будет доставать начало мудрых слов, вторую половинку вы будете продолжать. (На экране появляются первые части пословиц, на пр а вильный ответ детей появляются вторые половинки. Дети должны объяснить смысл этих пословиц)

    « При солнышко тепло,… (при матушке добро).

    « Нет лучше дружка,… (чем родная матушка).

    « Родители трудолюбивы –… (дети не ленивы).

    « Уважай отца и мать – … (будет в жизни благодать).

    « Вся семья вместе … (так и душа на месте).

    Воспитатель Жучкова В.С.

    Цели и задачи:

    • Формировать правильное представление о семье , роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.
    • Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи .
    • Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно-ласкательных существительных;
    • Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.
    • Закрепить умение работать с бумагой и клеем.
    • Развивать творческие способности.
    • Воспитывать положительные взаимоотношения в семье , взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи .

    Предварительная работа :

    1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
    2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
    3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи .
    4. Изготовление книжки-малышки совместно с родителями «Моя семья »
    5. Рисунки детей на тему «Моя семья »
    6. Разучивание текста пальчиковой игры «Кто приехал?» и физ. минутки «Семейная зарядка»

    Ход организованной образовательной деятельности

    Воспитатель :

    Утром встали малыши

    В детский садик свой пришли.

    Вам мы рады как всегда.

    Гости здесь у нас с утра.

    Поздоровайтесь, друзья!

    — С кем вы сегодня пришли в детский сад?

    В детском саду мы с вами очень любим играть. Давайте поиграем в нашу любимую игру «Кто приехал?»

    Пальчиковая игра «Кто приехал?»

    (пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

    Кто приехал? /большими пальцами/

    Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

    Мама, мама это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /указательными пальцами/

    Папа, папа это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /средними пальцами/

    Братец, братец этот ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /безымянными пальцами/

    Ах, сестричка это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /мизинцами/

    Все мы вместе? /большими пальцами/

    Да, да, да /хлопки в ладоши/

    Воспитатель :

    — Так кто же к нам приехал? Как сказать одним словом? (семья )

    — Как вы думаете, что такое семья ?

    Дети: Семья - это дом . Семья - это мир , где царит любовь, дружба. Семья - это самое дорогое , что есть у каждого человека.

    Воспитатель :

    — А вы хотели бы узнать больше о семье , и рассказать гостям о своих семьях . ( садятся)

    — Ребята посмотрите, перед вами стоит дом. Но он пустой, в нём никто не живёт. Давайте заселим в этот дом семью . Сейчас дети буду по очереди рассказывать загадки, вы все будете отгадывать, и мы будем заселять семью в дом.

    Дети загадывают загадки:

    1. Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед-

    Мой родной, любимый…(дед)

    1. Кто любить не устает,

    Пироги для нас печет,

    Вкусные оладушки?

    Это наша…(бабушка)

    1. Кто научит гвоздь забить,

    Даст машину порулить

    И подскажет, как быть смелым,

    Сильным, ловким и умелым?

    Все вы знаете, ребята,-

    Это наш любимый …. (папа)

    1. Фотография стоит

    В золотистой рамочке,

    Чей взгляд солнцем согревает?

    Взгляд любимой … (мамочки).

    1. Бывают послушными,

    Бывают не очень.

    Но каждый родитель

    Любит их очень! (дети)

    Воспитатель:

    1. Без чего на белом свете

    Взрослым не прожить и детям?

    Кто поддержит вас, друзья?

    Ваша дружная… (семья)

    Вот теперь в нашем доме появились дети.

    Воспитатель : У нас получилась целая семья - большая и дружная . А ещё хочется, чтобы она была здоровая, и для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?

    Физминутка «Семейная зарядка»

    Дети выходят

    Осенью, весною,

    Летом и зимой.(хлопают в ладоши )

    Мы во двор выходим

    Дружною семьёй . (маршируют на месте )

    Встанем в круг и по порядку

    Каждый делает зарядку.(взявшись за руки, образуют круг )

    Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

    Папа бодро приседает (приседания)

    Повороты вправо- влево

    Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

    А я сам бегу трусцой

    И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

    Воспитатель : Вот мы и размялись, продолжим наше занятие

    — Вы уже много рассказали о своих семьях . А сейчас мы будем делать семейное дерево.

    — Подойдите к столам.

    — Что нарисовано у вас на листах? (дерево)

    — Я, разместила свою большую семью вот на этом дереве . (Показ)

    Видите, корни дерева, это бабушки и дедушки. Так как они самые старшие в семье . А вот толстые веточки - это ваши мамы и папы. Тонкие веточки - это вы, ваши братья и сёстры. Только на ваших веточках пока никого нет. На столах у вас лежат фотографии ваших родных. Мне хочется, чтобы каждый из вас сделал своё семейное дерево.

    Сначала намазываем яблочко с обратной стороны и приклеиваем его на дерево. Не забывайте прижать его салфеткой. Приступаем к работе.

    Воспитатель : Приятно посмотреть на ваши счастливые семьи . Ребята у вас у каждого есть семья . У кого-то большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Ваши работы мы разместим в «Семейном саду». После занятия гости познакомятся с вашими семьями .

    — А сейчас мы покажем и расскажем, что умеют делать ваши близкие. (Садятся)

    Игра «Изобрази»

    (ребенок показывает действие, а дети узнают кто что в семье делает)

    Сейчас мы попробуем отгадать, что умеет делать …. (мама, папа, бабушка, дедушка)

    Дети отгадывают действие, и называют его.

    Например :

    • Мама стирает бельё.
    • Папа колет дрова.
    • Бабушка поливает цветы.
    • Дедушка забивает гвозди.

    — Про своих близких вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким, своим родным. У меня необычный «Цветок добрых дел» . Я вам даю по маленькой бабочке. Вы называете, какое доброе дело вы делаете в своей семье и крепите бабочку на цветок.

    Образец педагога : Я стираю бельё.(прикрепляет бабочку на цветок)

    Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок.

    Воспитатель : Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье .