Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!

Все родители, пока их ребенок находится в таком возрасте, когда самостоятельно еще не может обходиться без помощи взрослых, очень трепетно, заботливо и старательно за ним ухаживают, соблюдая необходимые правила личной гигиены малыша.

Но следует помнить, что по мере подрастания маленького человечка, необходимо обучить его этим правилам и привить обязательное соблюдение их каждый день – это одна из основных задач мамы и папы малыша на пути его полноценного и всестороннего воспитания. Аккуратность и чистоплотность должны прививаться с самого детского возраста, а значит, личная гигиена ребенка является важной составляющей начального этапа его жизни.

Основные правила личной гигиены ребенка

Вообще, понятие «личная гигиена» означает уход за собственным телом. Важным показателем, определяющим личную гигиену детей, является содержание в чистоте кожи тела, зубов и полости рта, что помогает избежать очень многие инфекционные и другие заболевания.

Уход за полостью рта и зубами. Зубы рекомендуется чистить в день дважды – после завтрака и перед сном. Обычно дети уже с двухлетнего возраста могут самостоятельно ухаживать за своими зубками, беря пример со взрослых. Родителям же необходимо приобрести детскую зубную щетку и зубную пасту и приучать малыша к подобной процедуре, касающейся гигиены его рта и зубов. Не надо забывать о том, что следует периодически обновлять щетку и в профилактических целях ходить к стоматологу. Также в доступной и понятной форме нужно рассказывать ребенку, что зубки чистить важно для здоровья, чтобы они не болели и были всегда красивые.

Умывание и купание. Практически любой ребенок с огромным интересом и вниманием наблюдает, как кто-либо из старших членов семьи умывается или моет руки. Естественно, он со временем начнет задавать маме или папе вопросы о том, как нужно правильно это делать, а задача родителей – всячески поощрять похвалой проявление подобной инициативы и, конечно же, давать исчерпывающие, доступные для понимания крохи, ответы. В итоге он должен навсегда усвоить, что личная гигиена ребенка заключается в обязательном мытье рук перед приемом пищи, после прогулок на улице, после пребывания в туалете, одним словом, всегда, когда есть в том необходимость.

К умыванию детей следует приучать постепенно, при этом позволяя им сначала со стороны понаблюдать за тем, как это делают взрослые, причем желательно комментировать последовательность своих действий и всякий раз упоминать, какую пользу приносит эта процедура.

Не секрет, что далеко не все дети любят мыться в ванне или под душем, даже несмотря на то, что после этого они чувствуют себя превосходно как физически, так и эмоционально. Многие малыши в процессе купания капризничают и не дают привести их в порядок при помощи мочалки и мыла. В этом случае родителям надо опять-таки постепенно и терпеливо, в форме игры приучать свое чадо к ежедневному выполнению подобных процедур. Для этого у ребенка обязательно должны быть специальное детское мыло, шампунь, гель, а также индивидуальная мочалка и полотенце.

Еще немаловажное значение в личной гигиене ребенка имеет уход: за волосами – мыть голову следует не реже одного раза в неделю; за ногтями, которые необходимо своевременно и регулярно (через 7-10 дней) обрезать.

Очень важен пример родителей

Для того чтобы дети быстро освоили и привыкли к выполнению основных требований личной гигиены, необходимо, во-первых, соблюдение четкого режима, то есть систематическое повторение всех процедур, причем всегда в определенное время.

А во-вторых, и это главное, обязательное соблюдение правил личной гигиены самими родителями, так как любой ребенок всегда подражает им и хочет быть похожим на них.

Поэтому задача пап и мам сделать так, чтобы их малыш с раннего возраста привыкал к опрятности и чистоте, что будет ему только на пользу в дальнейшей взрослой жизни.

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал, при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом, например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая определенную последовательность действий

(рис. 8).

Рис. 8. Техника чистки зубов

С 6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют детские зубные пасты («Парексил» и др.).

Лучше пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B, линии Stages учитывают возрастные особен-

ности ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет. Stage-2 имеет ручку, которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4 лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7лет, когда выпадают молочные зубы. Новшество - щетина в форме чаши, окружает и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 - зубная щетка для детей от 8 лет. Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям «работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней - организовать гигиеническую ванну.

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей. Кровать ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не сворачивалась и не собиралась в складки. Если больной принимает пищу в постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки. Одеяло должно быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники. Не следует разрешать детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая почка), сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого кладут матрац.

Для тяжелобольных нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить требуемое положение (например, полусидячее и др.). Функциональная кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток, надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9).

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д. Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Возле каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят двумя способами:

1)грязную простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют. Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец больного и расправляют по длине кровати;

2)больного ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Грязное белье - отдельно постельное и нательное - собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук, сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку, находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать гигиенические ванны. Кожные покровы протирают полотенцем или чистой мягкой тканью (марлей), смоченной одним из дезинфицирующих средств (полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным спиртом и др.). Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень - некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой). Чаще пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10).

Основными причинами образования пролежней являются нарушение местного кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность больного.

Образованию пролежней способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса. Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а), на животе (б), на боку (в)

Профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели, следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной) круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки. В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

используются промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия (рис. 11).

Рис. 11. Аэропад

Меры по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие успешного лечения - исключение непрерывного давления на пораженную область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за больным. Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения. Используют ультрафиолетовое облучение. Кожные покровы в местах мацерации обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 % спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей мазевые и влажные повязки недопустимы.

При отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности начинают применять мази для их заживления - солкосериловую, ируксол, камадол, мазь Вишневского

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление пролежней у детей - свидетельство плохого ухода, низкой медицинской культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зубной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды). При необходимости применяют ряд дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры, ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В настоящее время многие дети прибегают к специализированной ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам. Рекомендации при ношении брекет-систем:

1)используют лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.);

2)применяют особую щетку для брекетов;

3)исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки (Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления первого зуба. Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и, прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство. Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом должен смотреть в противоположную сторону. Спустя некоторое время закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр.

Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть, осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12). При закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра - удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д. Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косички. При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для чтения и письма:

1)держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

3)во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4)проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10-50 раз);

5)не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6)не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2.Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3.Как пользоваться функциональной кроватью?

4.Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5.Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6.Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7.В чем заключается профилактика пролежней?

8.Как проводится лечение пролежней?

9.Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10.В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Под личной гигиеной ребенка понимают совокупность полезных навыков аккуратности и чистоплотности, направленных прежде всего на сохранение и укрепление его здоровья, профилактику заболеваний. Самое важное содержать в чистоте тело ребенка, его вещи, игрушки, словом, все, что его окружает.

Необходим регулярный уход за кожей, поскольку кожа ребенка очень нежная, легко повреждается. Малейшие погрешности в уходе - ребенка не подмыли вовремя, перекутали - и сразу появляются опрелости, потница, вызывающие чувство жжения и зуд, порой становящихся причиной беспокойного поведения ребенка День ребенка должен начинаться и заканчиваться умыванием и подмыванием. Кроме того, и в течение дня можно неоднократно умывать и подмывать малыша по мере надобности. При умывании следует рукава рубашки или платья засучить так, чтобы малыш не намочил их. С двух лет ребенку можно предоставить возможность самому умываться. Обычно малыши испытывают большое удовольствие, плескаясь в воде, и надо использовать это стремление малыша для формирования полезного навыка. При этом обязательно покажите ему, как правильно вымыть руки, умыть лицо, пользоваться мылом и полотенцем. Малыш должен привыкнуть мыть руки перед каждой едой - это первый из самых полезных гигиенических навыков, его следует закрепить как можно раньше - в наше время еще не исчезли, к сожалению, болезни «грязных рук».

Важной гигиенической процедурой является купание ребенка. Малышам в возрасте от 1 года и старше оно рекомендуется не реже 2 раз в неделю перед ночным сном. После года малыша можно купать в ванне, а ребенку старше двух лет полезен душ. При купании тело малыша моют мочалкой, губкой или махровой варежкой с мылом. Затем ополаскивают и насухо вытирают специально выделенным для этого полотенцем. В те дни, когда малыша не купают, перед сном обязательно следует подмыть его и вымыть ноги. Только проведя эти непременные процедуры, можно укладывать ребенка на ночной сон.

Приучите малыша к водным процедурам, преследующим гигиеническую цель: утром - обмывание верхней половины тела, а вечером - нижней.

Стрижку ногтей и волос мало кто из детей принимает охотно, тем не менее гигиеническое значение их велико. Ногти следует стричь одинаково и мальчикам, и девочкам по мере надобности, используя для этого маленькие ножницы с загнутыми концами. Процедуру стрижки волос родители в большинстве своем доверяют парикмахерам. В крупных городах имеются специальные детские парикмахерские, где делают аккуратные и современные стрижки мальчикам и девочкам. Однако многим девочкам родители сохраняют длинные волосы, хотя это доставляет им больше хлопот, чем короткая стрижка. Ухаживать за длинными волосами малышки надо умело, не причиняя ей неприятных ощущений при расчесывании и мытье волос Болезненные ощущения во время этих процедур могут вызвать стойкую отрицательную реакцию девочки, затруднить уход за волосами.


При мытье головы нужно следить за тем, чтобы мыло не попадало на лицо и в глаза ребенку. Для этого наклоните голову малыша назад и в таком положении смойте мыло с волос душем или струей воды из-под крана. Расчесывать волосы после мытья лучше во влажном состоянии -они меньше путаются и ребенку не так больно.

Большое гигиеническое значение имеют воспитание у малыша навыков аккуратности во время еды, умение пользоваться салфеткой. Научите ребенка после еды полоскать рот, освобождая его от остатков пищи. Малыш должен уметь чистить зубы детской зубной щеткой, специальными порошком или пастой. Кроме этого, его необходимо научить пользоваться носовым платком. Ребенок должен иметь свой носовой платок и пользоваться им не только, когда есть необходимость вытереть нос, рот или руки, но и уметь прикрываться носовым платком или ладонью при чиханье и кашле.

Взрослые, ухаживающие за ребенком, также должны соблюдать основные правила личной гигиены, поскольку это очень важно для здоровья их малыша.

Прежде всего надо следить за состоянием здоровья: вести правильный образ жизни, заниматься спортом, искоренять вредные привычки, соблюдать правильный режим дня. Ежедневно по утрам следует заниматься утренней зарядкой, следить за полостью рта - чистить зубы не- менее 2 раз в сутки в течение двух мин, полоскать рот после каждого приема пищи, тем самым предупреждать болезни зубов или появление неприятного запаха изо рта. Ухаживать за ребенком могут только здоровые лица. Если один из родителей заболевает, то малыша от него следует изолировать до тех пор, пока не наступит выздоровление. Посуду взрослых членов семьи следует хранить отдельно от детской, чтобы вовремя предохранить ребенка от возможного заражения.

В квартире, где живет малыш, должно быть чисто, светло, хорошо проветрено. Регулярно нужно проводить влажную уборку помещения. Мать и отец ребенка должны тщательно следить за чистотой своего тела, рук, одежды. Приходя с работы, нельзя сразу подходить к малышу и тем более брать его на руки до тех пор, пока вы не смените рабочую одежду на домашнюю, не вымоете руки и лицо.

Тем, кто ухаживает за маленьким ребенком, необходимо коротко подстригать ногти. Длинными ногтями, во-первых, можно легко поранить тонкую нежную детскую кожу, а во-вторых, под ними скапливаются зачастую грязь и большое количество самых разнообразных микробов, которые могут стать причиной заболеваний ребенка. Если вам предстоит работа, связанная с загрязнением, пользуйтесь перчатками, которые надежно предохраняют руки. Для профилактики раздражения чисто вымытую кожу рук после работы рекомендуется смазать любым питательным кремом.

Возьмите себе за правило, приходя домой менять обувь, переодеваться в домашнюю одежду, умываться и только после этого брать ребенка на руки.

Очень важно следить за своим внешним видом, чтобы дома, как и на работе, вы были всегда аккуратно одеты и причесаны. Ваш подтянутый и аккуратный вид производит хорошее впечатление на ребенка, показывает ему положительный пример поведения.


Чистка зубов, умывание, купание — какие ещё правила личной гигиены актуальны для детей школьного возраста? Давайте пробежимся по основным.

Правила личной гигиены для детей

Личная гигиена — это то, к чему следует приучать с самого детства. Как показывает практика, дети, родители которых вовремя не привили им необходимые навыки, на всю жизнь остаются неаккуратными. Таких людей называют по-разному: неряха, замухрышка, замарашка, поросёнок… Общество придумало немало синонимов для обозначения нечистоплотного человека. И для того, чтобы ни один из горе-терминов нельзя было адресовать вашему чаду, вам придётся немного поработать.

Правила личной гигиены просты. В них нет ничего замысловатого. Подрастающий малыш не способен выполнять все до единого из них самостоятельно. Поэтому первые годы жизни маме и папе придётся помогать своему крохе. Спустя время все привитые навыки будут с лёгкостью реализованы без родительской помощи.

Правила личной гигиены для детей школьного возраста

Правила личной гигиены для малышей и для детей школьного возраста начинаются одинаково — с мытья рук. Перед обедом, после туалета, после прихода с улицы, после общественного транспорта.

Умывание

Утреннее умывание — ещё одно обязательное правило. Приучите ребёнка умываться в нижнем белье. В этом случае он не забрызгает школьную форму и не измажет её зубной пастой. Кстати, о зубной пасте: чистить зубы необходимо два раза в день — утром и перед отходом ко сну. Приучив чадо делать именно так, вы избавите его от необходимости часто посещать стоматолога в будущем.

Уход за волосами и ногтями

Ухаживать за волосами и ногтями ребёнка мамам и папам приходится даже тогда, когда чадо ходит в среднюю школу. Но здесь важно другое. Важно научить кроху обращать внимание на состояние ногтей и волос. Если он сам подходит к вам с просьбой подстричь ногти или расчесаться, значит, вы на верном пути.

Интимная гигиена

Обязательным правилом является ежедневная интимная гигиена и купание (будь то утренний душ или вечерний). Интимная гигиена важна для девочек и мальчиков абсолютно одинаково. Объяснить ребёнку необходимость ежедневного мытья — одна из основных родительских задач в этой области.

Что ещё должен уметь школьник?

Вы ознакомились с основными правилами личной гигиены. Но это отнюдь не все умения, которыми должен обладать ребёнок школьного возраста. Что же он должен уметь делать кроме этого?

  • Использовать салфетки за трапезой,
  • прикрывать ладонью рот во время чиханья или кашля (врачи рекомендуют кашлять и чихать в согнутый локоть, дабы избежать распространения вирусов),
  • мыть фрукты и овощи перед употреблением,
  • заботиться о своём внешнем виде.