666750-9453880
-733425-866775
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский







-761999-866775
-638175-866775 «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Ученые выяснили,чтоуровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.
Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.
Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
-790575-942975
Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры,которые мы проводим с детьми в группе.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.
Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу
Дерево

У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх.Шевелить кистями и пальцами.
Лес
Здравствуй,лес,дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Методические указания.Поднять обе руки ладонями к себе,широко расставив пальцы.
Корзинка

В лес корзинку я беру
-704850-742950
И грибы в нее кладу.
-790575-647700Методические указания.Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры.
Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Методические указания. Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Методические указания. Большим и указательным пальцами изобразить очки.
Стул

Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Методические указания. Левая ладонь строго вверх.К ее нижней части приставляется правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук.

704850-895350 Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка,как ладошка.
Методические указания.Левая рука сжата в кулак.Сверху на него опущена ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук
Пароход

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он,словно печка.
Методические указания.Обе ладони поставлены на ребро,мизинцы прижаты.а большие пальцы Подняты вверх.
Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие упражнения
«Коза-дереза» - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть.
«Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
«Здравствуй пальчик» - поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
«Весёлые человечки» - указательные и средний пальцы бегают по столу.
Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).
«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»)и др.
Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию мелкой моторики:
раскладывание пуговиц, зёрен, желудей;
-704850-952500

завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;
перематывание цветных клубочков ниток;
игры на клавишных инструментах;
сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;
выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.;
Вот некоторые фигуры для выкладывания их из палочек:
Домик Заборчик Елка Лодка Пароход

Желаем Вам удачи!

Наталья Прудниченкова

Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули. Сложно дать однозначный ответ. Однако абсолютное большинство ученых считают , что многие успехи ребенка напрямую зависят от умения работать руками.

Известный педагог Сухомлинский говорил : «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С Василием Александровичем трудно не согласиться - двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика , тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. Ребенок - это же ваш храм : что вы в него вложите, то в нем и останется.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка ? Чем раньше, тем лучше. В русском фольклоре немало образцов пестушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Вспомните старую добрую «Сороку - белобоку» , «Ладушки» или "Коза рогатая". Эти, казалось бы, незамысловатые забавы весьма полезны. Существует масса и менее известных «потешек» . Например, «Семья» . По очереди берем в руку каждый пальчик малыша и принимаемся его легкими движениями массировать приговаривая : «Этот пальчик, - дедушка, этот, пальчик, - бабушка, этот, пальчик, - папочка, этот, пальчик, - мамочка. Ну, а этот пальчик - я. Вот и вся моя семья». Пальчиковые игры это не только обучение и развитие, в первую очередь это игра. А игра является основным видом деятельности детей. Когда пальцы ребенка станут более ловкими, спектр полезных развлечений можно расширить - лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, складывание пазлов,картинок из счетных палочек, шнуровка, пальчиковый театр.




В магазинах сейчас нет недостатка в развивающих играх и пособиях. Однако, проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами.

Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки» .

В кастрюльку или большую миску насыпаем сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы : игрушки из «киндер-сюрприза» , детали конструктора или что-то еще . Задача ребенка - найти и вытащить забавные фигурки.

Из фасоли можно делать замечательные аппликации. На лист плотной бумаги наносим несложный рисунок. Например, деревце, человечка или цветок. Смазываем его по контуру клеем и приклеиваем фасолинки.

Можно вспомнить занятие, за которым проводила свои будни трудолюбивая Золушка, и предложить ребенку помочь фасоль перебрать. Смешиваем белые и красные зерна и просим разделить их по цвету и разложить по отдельным баночкам.

А каким увлекательным делом для маленькой модницы модницы станет изготовление бус из макарон - колечек или звездочек! Их можно покрасить гуашью, высушить и нанизать на нитку, а можно купить в магазине разноцветные. Оригинальное украшение готово.

Еще одна возможность совместить приятное с полезным - рисование пальчиковыми красками. Помимо основной цели - развития мелкой моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться.

Еще один способ : насыпаем на красивый поднос манную крупу или муку. Распределяем сыпучую массу равномерным слоем и принимаемся за создание картины. Если юному живописцу что-то не понравиться, нужно лишь встряхнуть поднос - и перед ним снова чистый «лист» , новое поле для творчества.

Другой вид пальчикового рисования - пластилином по картону. Сначала на плотный лист наносят эскиз. Затем надо как следует размять пластилин - и можно приступать к работе.

А еще есть одна интересная игра с прищепками - разноцветные пластмассовые и не слишком тугие. Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета.

Например, превратить желтый картонный кружок в солнышко с лучиками - желтыми прищепками. Зеленый треугольник - в елочку с зелеными же колючками. А из серой заготовки можно сделать ежика.

Дидактические коврики развивают не только мелкую моторику рук , речь, внимание, но и способствуют знакомству (закреплению) с временами года, дикими животными и их детенышами, природными явлениями.






Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление. Как писал физиолог И. П. Павлов, «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И все это, как известно, актуально не только для детей, но и для взрослых, особенно людей пожилого возраста. Тем, кто хочет до глубокой старости оставаться в здравом уме и твердой памяти, стоит поторопиться обзавестись творческим хобби по душе. Это может быть вязание, макраме, вышивка бисером, выжигание, оригами, кусудама, квиллинг. Даже если просто почаще брать на досуге в руки кубик Рубика или регулярно складывать пазлы можно надолго сохранить светлую голову. Для массажа рук можно использовать игольчатый мячик - "Ёжик". Его нужно перекладывать из руки в руку, массируя пальцы. Главное - надо упражняться ежедневно, затрачивая на это хотя бы 5 минут в день. Перекатывание в ладонях небольших звенящих китайских шаров здоровья из металла или камня или перебирание четок, которые в изобилии представлены в любом магазинчике восточных товаров, тоже очень полезно т. к. успокаивает нервную систему. Отличные пальчиковые массажеры - грецкие орехи и сосновые шишки. Катайте их между ладонями 3-4 минуты в день.

«Рука развивает мозг. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше , чем мозг, хорошо наполненный». (Мишель де Монтень)


«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский

Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Ученые выяснили,чтоуровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время выполнения упражнения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.

Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры,которые мы проводим с детьми в группе.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания . Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу

Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх.Шевелить кистями и пальцами.

Лес

Здравствуй,лес,дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Методические указания. Поднять обе руки ладонями к себе,широко расставив пальцы.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Методические указания. Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Методические указания. Большим и указательным пальцами изобразить очки.

Стул

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Методические указания. Левая ладонь строго вверх.К ее нижней части приставляется правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук.

Стол

У стола четыре ножки,

Сверху крышка,как ладошка.

Методические указания. Левая рука сжата в кулак.Сверху на него опущена ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук


Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие упражнения

    «Коза-дереза» - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть.

    «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

    «Здравствуй пальчик» - поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

    «Весёлые человечки» - указательные и средний пальцы бегают по столу.

    Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).

    «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»)и др.

Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию мелкой моторики:

    раскладывание пуговиц, зёрен, желудей;

    завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;

    перематывание цветных клубочков ниток;

    игры на клавишных инструментах;

    сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;

    нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

    игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;

    выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.;

Вот некоторые фигуры для выкладывания их из палочек:

Домик Заборчик Елка Лодка Пароход