Половое воспитание малыша начинается с самого его рождения. Прикосновения мамы, уход, изучение своего тела — есть первые шаги к половому воспитанию. Для полноценного развития ребенка родителям необходимо показать правильное отношение разнополых людей. Таким примером являются отношения мамы и папы, их взаимное уважение, любовь друг к другу. С какого возраста можно начинать половое воспитание детей? Как отвечать на деликатные вопросы не уходя от ответа? Кто должен объяснять малышу о половой принадлежности?

Половое воспитание в семье

Процесс полового воспитания очень не простой, но необходимый. Благодаря полученным знаниям малыш будет готов к разности между мальчиком и девочкой не только внешне. Правильное отношение к противоположному полу, заложенное в семье, повысит шанс построения счастливой семьи в будущем. Для того, чтобы роль семьи в половом воспитании ребенка была положительной, родителям стоит подготовиться и “освежить” знания. Сейчас существует множество литературы по анатомии для малышей, которые проложат правильный путь к гармоничному развитию подростка, полноценному развитию детородных органов, осознанию ответственности за семью и своих детей.

Конечно, первыми и главными учителями в развитии детей являются их родители. Самое главное найти “золотую середину”. Есть родители, которые стесняются говорить на щепетильную тему и уклоняются от разговоров, а другие в подробностях описывают свою интимную жизнь. Ни первый ни второй пример недопустимы. Чаще всего такие ситуации происходят из-за собственного незнания, неумения подавать такого рода информацию. Мамам и папам придется разобраться в первую очередь в своих неправильно усвоенных знаниях. Ребенок должен черпать знания относительно возраста по мере взросления.

Половое воспитание очень сильно зависит от обстановки в семье, отношений между мамой и папой, их чувств. Девочки, глядя на маму, усваивают роль женщины в семье, ее мудрость, нежность, заботу. Папа для дочери является идеальным образом при выборе будущего супруга, а для сына примером для подражания. Выбирая супругу мальчик будет опираться на образ своей мамы, ее поведение и воспитание.

Следует также отметить что половое воспитание — это правильное понимание отношений между мужчиной и женщиной, а сексуальное воспитание детей — это уже осознание своего тела, его сексуальности, сексуальных отношений. В современном мире молодежь все чаще рано вступает в сексуальные отношения, поэтому родителям стоит уделять внимание и отвечать без стеснения на заданные вопросы детей.

В половом воспитании, как и в любом другом, должны принимать участие оба родителя. Ведь только пример любящих и уважающих друг друга родителей может дать понять что близость строится на духовном уровне, а не на физическом.

Когда можно начинать?

Очень часто родители начинают задумываться о половом воспитании детей в период полового созревания, совершая, тем самым, огромную ошибку. Когда же можно начинать разговоры о половом воспитании? Ответ прост — когда ребенок начнет задавать вопросы на эту тему. Самое главное отвечать честно и опираться на возраст ребенка.

Начиная с двухлетнего возраста малыш начинает понимать свою принадлежность к определенному полу. Однако, дети до 4 лет отличают мальчика от девочки по прическе, одежде, наличию украшений и уверены, что сменив одежду пол у человека поменятся. К 4-5 годам дошкольник понимает что мальчик вырастет в мужчину, а девочка в женщину. В этом возрасте дети понимают, что дети появляются только у женщин, что только девочкам в будущем предначертано стать мамой.

Половое воспитание в семье должно подкрепляться гигиеной и нормами поведения. Одежда должна быть удобной и не стеснять движения крохи. Также родителям дошкольников следует уделять большое внимание физическому развитию и закаливанию, потому что половое развитие напрямую связано с физическим. Изучая свое тело, дети часто дотрагиваются до половых органов и слышат запрет от родителей. Наложение табу на изучение своего тела подпитывает интерес и рождает стыдливость. Вечные запреты могут стать причиной сексуальных проблем в будущем, считая близость позором и бесчестием. Детям необходимо развиваться как индивид и получать ответы на вопросы, в том числе касающиеся полового развития.

Половое воспитание детей дошкольного возраста начинается с вопросов: Откуда я взялся? Почему брат отличается от меня (девочки)? Как ребенок попадает в животик? и многое другое. Очень важно не отмахиваться от малыша и постараться доступными для него словами рассказать и объяснить. Большая вероятность того, что сын или дочь не будут искать ответ “на стороне”, если Вы удовлетворите интерес.

Выделим основные принципы полового воспитания:

  • честность, является одним из принципов. Маленькие “почемучки” всегда замечают интонацию в голосе или мимику когда Вы лукавите, поэтому отвечайте честно на вопросы касающиеся различий мальчиков от девочек. Важно, делать уклон на духовное различие, неодинаковость мышления и эмоциональность, а не на физические расхождения;
  • ребенок должен полностью доверять Вам, поэтому лучше удовлетворять ответами поток задаваемых вопросов. Конечно, опираться нужно на возраст и развитие детей, но придумывать про аистов и капусту лучше не стоит. Расскажите о том как в результате взаимной любви папа передает свою частичку маме и появляется малыш;
  • отвечайте на конкретно поставленный вопрос, а не обобщайте полным физиологическим развитием;
  • объяснения по какой-либо теме должны быть понятны и правдивы. Так половое воспитание ребенка пройдет простым, но верным методом.

В возрасте 4-5 лет малыш может играя предложить быть его женой/мужем. Стоит объяснить ребенку о невозможности взаимоотношений людей с такой разницей в возрасте и рассказать об исключении вступления в брак родственников. Тем самым Вы предостерегаете своих детей от возможных противоправных действий третьих лиц по отношению к ним. Ведь проще обмануть любопытного малыша, который не имеет представления о половом воспитании.

Половое воспитание подростков

В подростковом возрасте тяжело будет начать воспитывать ребенка в любом вопросе, тем более в столь щепетильной теме полового воспитания. Половое воспитание детей и подростков отличается тем, что дошкольники задают вопросы на интересующие темы, а подростки (если были обделены должным воспитанием) ищут ответы сами. Начиная с десяти лет у мальчиков и девочек происходят физиологические изменения и реакция на созревания зависит от багажа знаний. Быстрый рост, гормональная нестабильность, психологическое развитие — являются причинами наступления кризиса подросткового возраста.

Зачастую, мальчики спокойно переживают половое созревание, порой даже гордятся этим. Девочки же, обычно стесняются изменений своего тела, настроения, эмоций. При первой менструации порой впадают в панику из-за незнания.

Конечно, разъяснения о половом развитии мальчика лучше провести отцу. Принадлежность к одному полу дает уверенность в точном знании “дела”. Папам необходимо рассказать о нормальности ночных семяизвержениях в подростковом возрасте, методах контрацепции и другие важные моменты. Мальчики часто вступают в раннюю половую жизнь из-за любопытства, незнания тех или иных нюансов. После удовлетворения потребностей никакие чувства не возникают и партнерша теряет интерес. Поэтому половое воспитание в семье мальчиков заключается в том, чтобы объяснить важность поэтапных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Мамы или другие женщины в семье должны подготовить дочку к возрастным изменениям заранее. Девочка должна знать, что округление фигуры — это нормальный фактор перехода во взрослую жизнь, а перепады настроения, эмоциональные взрывы — возможные допущения. К началу менструаций мама должна внести ясность происходящих процессов внутри организма дочери и ее значимость. Для девушки эмоциональная связь с противоположным полом играет огромную роль. До вступления в сексуальную связь девушка должна быть близка с партнером психологически и духовно.

Мамы, расскажите своей девочке как нужно вести себя на свидании, что не нужно допускать и как отказать наглому ухажеру.

В период полового созревания у мальчиков преобладает быстрая возбудимость, растут эротические фантазии. У девочек все проходит на эмоциональном уровне, несмотря на более раннее развитие.

Сексуальное воспитание ребенка, обязательно должно касаться вопросов тесно связанных с началом половой жизни. Здоровая семья берет начало с правильного полового воспитания. Необходимо донести до сознания подростка, что половая жизнь несет за собой не только удовлетворение физическое, но и духовную близость и полное доверие партнеру.

Не стоит стесняться говорить о методах контрацепции и последствиях их неиспользования, подросток должен знать об этом до вступления в сексуальные отношения.

Если ребенок, даже дошкольник, интересуется своими половыми органами, родители должны без стеснения называть и объяснять, что это такой же орган, как и ухо, рука и прочее. Конечно не стоит вдаваться в подробности для пятилетнего ребенка, однако мальчик или девочка обязаны знать и воспринимать свое тело таким правильным, совершенным, ценным.

В заключении хочется сказать, что задаваемые детьми вопросы нужно воспринимать спокойно, без стеснений. Для разговора лучше выбрать спокойную обстановку, остаться наедине, отбросив юмор. Не забывайте, отношение к вопросам полового воспитания скажется на сексуальной полноценности ребенка. Одни к 20 годам будут сексуально развитым, а кто-то и в 40 останется ребенком в этом вопросе.

Важно, чтобы малыш понимал свою значимость, принадлежность пола и уважал пол противоположный. Не забывайте, что самый действенный способ воспитать — показывать правильный пример. Не стесняйтесь показывать теплые чувства к супругу, объятия и забота дадут положительную почву для развития правильного полового восприятия.

Будет ли Ваш ребенок уверенным в своих силах или останется робким во взрослой жизни, зависит в первую очередь от Вас, родители. Вы можете оградить своего ребенка от негативной информации путем подачи правдивой, вовремя преподнесенный информации. Любовь и уважение к детям играют самую важную роль в становлении личности.

Верно говорит народная мудрость: «Маленькие дети - маленькие заботы, большие дети - большие заботы». Первые «большие заботы» начинаются в подростковом возрасте, который еще называют переходным. Откуда и куда переходит в это время ребенок? Из детства в отрочество, а это в значительной степени связано с процессами полового созревания.

Первыми вестниками полового созревания можно считать появление вторичных половых признаков. У мальчиков заметно повышаются темпы роста, увеличиваются размеры полового члена и яичек (что иногда сопровождается небольшой болезненностью), появляются волосы на лобке и под мышками, а вскоре и на лице. Происходит «ломка» голоса (так называемая мутация), и он приобретает более густой тембр. У большинства юношей в этот период отмечается набухание грудных желез и повышенная чувствительность сосков. Активизируется деятельность потовых и сальных желез, что часто приводит к возникновению юношеских угрей. В 13-15 лет начинаются первые поллюции.

Педагогам и многим родителям хорошо известно такое парадоксальное явление - мальчики в 13-15 лет знают (пусть поверхностно и не точно), что такое менструация у девочек, но нередко имеют довольно смутное представление о... поллюциях. Конечно, не все до единого, но, к сожалению, многие. И тогда наступление первых поллюций застает их врасплох и вызывает ряд неприятных последствий. Впрочем, не всегда только неприятных, а порой и трагических, если первые семяизвержения они принимают за заболевание.

Гигиенические требования с точки зрения медицины к мужчинам не столь строги, как к женщинам, однако уже подростку надо привить навыки ухода за своими половыми органами. Скапливающиеся в полости, образуемой между головкой полового члена и крайней плотью, слизь, капли мочи, специальный секрет-смазка, так называемая смегма, являются хорошей питательной средой для многочисленных микроорганизмов.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, кто отвечает за ее будущее. Чисто биологические изменения в организме, обусловленные повышенной продукцией половых гормонов, приводят к изменениям интерсексуальных отношений между полами, а это уже имеет социальную, нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями (о безвредности поллюций и менструаций и мерах гигиены в связи с ними), а более широко оценивать наступившие в организме изменения.

Если еще в отношении физиологической перестройки организма и мер личной гигиены в этом возрасте родителям удается найти общий язык с подростками, то относительно некоторых форм сексуального поведения подростков взрослые нередко допускают серьезные ошибки. Прежде всего это касается одного из самых трудных вопросов, с которым приходится сталкиваться большей части родителей и многим педагогам, - вопроса об онанизме (мастурбации). Вполне понятна тревога родителей, особенно матери, когда она узнает, что сын занимается «этим постыдным делом». Реакция большинства отцов более спокойная - у многих из них в жизни подобное также имело место в том же возрасте, хотя, естественно, этим они не хвастают. Матери же, повторяем, реагируют на такое открытие болезненно. И...

Откуда же такое широко распространенное мнение о постыдности мастурбации, ее вреда для будущего мужчины? Истоки ее относятся если и не к глубокой, то все же к древности, к периоду возникновения христианства. Христианская религия осудила подобный способ как недопустимый для удовлетворения полового желания.

Христианская религия существует уже около 2000 лет. За этот период она сумела многого добиться, в частности укоренить взгляд на вред онанизма в сознании многих поколений. И сегодня мы еще сталкиваемся с отголосками тех воззрений. Отсюда и своеобразные методы воспитания подростков в настоящее время. У многих взрослых - это те же самые запугивания последствиями онанизма, угрозы наказания, если «не прекратишь с сегодняшнего дня», и т. д. Как правило, эти методы дают минимальные (если вообще дают) положительные результаты, но почти всегда оказывают отрицательное воздействие на психику подростков. Иначе говоря, практически мало кто из подростков прекращает занятия мастурбацией, но зато все они получают информацию о вреде онанизма. Только теперь они удовлетворяют свою страсть со страхом и обреченностью, ожидая в будущем неизбежной расплаты.

Период полового созревания, который продолжается в среднем до 19-20 лет, врачи называют периодом юношеской гиперсексуальности. Чрезмерная сексуальность в этом возрасте обусловлена выработкой очень большого количества половых гормонов. В таком состоянии многие предметы и явления начинают рассматриваться подростком через своеобразную призму сексуальности, что вызывает определенное психическое напряжение. Освобождение от этого напряжения многие подростки находят в возможности полового самоудовлетворения - мастурбации.

Первые мастурбационные акты обычно совершаются под влиянием неясных, неосознанных побуждений, однако в дальнейшем подросток начинает четко осознавать свои желания. Иногда они направлены на конкретного человека, и достаточно только воспоминаний о нем либо взгляда на какие-то предметы, обстановку. Большое значение в возникновении полового желания имеет сексуальная фантазия, которая у юношей развита больше, чем у девушек.

Как же относится современная наука к мастурбации? Приведем мнение двух наиболее авторитетных специалистов в данной области. Так, Г. С. Васильченко пишет: «Мастурбация представляет суррогатное средство, позволяющее снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта...» А. М. Свядощ указывает, что «умеренная мастурбация в юношеском возрасте носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной».

По данным ряда отечественных и зарубежных авторов, мастурбацией в юношеском возрасте занималось от 52 до 90 и более процентов здоровых мужчин. Таким образом, можно говорить, что мастурбация - довольно распространенное явление. Частота мастурбационных актов зависит от индивидуальных особенностей организма подростка (выраженность его полового влечения) и форм его досуга. У некоторых юношей сила психического напряжения настолько велика, что половое желание начинает играть превалирующую роль над прочими чувствами, и это ведет к постоянной фиксации внимания на сексуальной сфере. Мастурбация же снимает половую возбудимость на более или менее продолжительное время.

Как правило, занятия мастурбацией прекращаются с началом регулярной половой жизни. Однако в некоторых случаях она может продолжаться и после вступления в брак, в частности в те периоды, когда интимная близость долгое время по какой-то причине невозможна (болезнь супруги, беременность и т. д.).

Несмотря на сказанное, вред от онанизма многими все же ощущается. В чем же дело? Да в том, что при неправильном половом воспитании, запугивании и угрозах в мозгу подростка возникает, как говорят медики, застойный очаг ожидания отрицательных последствий. Таким образом, вредной оказывается не столько сама мастурбация, сколько страх обязательной расплаты. Именно этот страх чаще и является причиной неудачных половых актов, особенно в начале половой жизни.

В практике известны случаи, когда после первой неудачной попытки совершить половое сношение молодые люди, решив, что неудача была обусловлена систематическими мастурбационными актами, вторую попытку интимной близости позволили себе только спустя... годы.

Правда, все, что написано выше, касается так называемой умеренной мастурбации. Однако изредка приходится сталкиваться с более тяжелой формой навязчивого онанизма, при котором мастурбация превращается в самоцель и занимает большую часть досуга подростка. Эта форма встречается преимущественно у юношей с тяжелым, угрюмым характером или излишне застенчивых, круг друзей у которых ограничен, а интеллект снижен. Такие подростки склонны к уединению, бесцельному времяпрепровождению. Отсюда одна из эффективных мер профилактики - взрослые должны тактично и ненавязчиво постараться расширить круг знакомств и интересов, попытаться увлечь подростка каким-нибудь делом, спортом и т. п. Вообще физический труд и спорт снижают силу сексуального влечения и если не приводят к полному прекращению мастурбации, то значительно уменьшают частоту актов.

Обнаружив, что подросток занимается мастурбацией, родителям не следует прибегать к карательным мерам, а тем более требовать обещаний или клятв, что он больше этого делать не станет. Скорее всего желание окажется сильнее его воли, но при этом каждый мастурбационный акт будет сопровождаться еще большим раскаянием и страхом расплаты. Как же вести себя родителям в такой ситуации? Единого рецепта дать нельзя, поскольку правильность поведения зависит от множества условий. Большое значение имеет и то, существует ли доверие между родителями и ребенком, как давно он занимается мастурбацией, что ему известно об этом. Но в любом случае разговор должен быть спокойным, без унижения личности и угроз «рассказать всем, какой ты есть...»

Неправильна и другая крайность - оставление этого без внимания. Может быть, не всегда надо вести беседы на эту тему, ибо до сих пор они нередко представляют трудности даже для специалистов, но подумать об организации досуга подростка, привлечь к выполнению посильной физической работы, добиться регулярных занятий спортом родители обязаны.

Необходимо также иметь в виду, что в период гиперсексуальности половое желание у подростков может быть усилено чрезмерными ласками родителей, даже того же пола. Поцелуи в губы, объятия, разрешение вместе «поваляться» в кровати могут способствовать учащению мастурбационных актов или привести к их появлению. Правда, здесь тоже не следует вдаваться в крайность, так как слишком жесткое воспитание обедняет чувства.

Переходный возраст полон противоречий...

Одной из главных черт, присущих подросткам, является желание утвердиться в жизни, самоутвердиться, стремление к взрослости, а отсюда постоянный поиск своего «я», приводящий иногда к антисоциальным поступкам. Развитие каждого ребенка-подростка как личности - процесс индивидуальный, но он в значительной степени определяется и внешним окружением, и атмосферой в семье, школе, кругу друзей. Знание воспитателями (мы имеем в виду не только воспитателей штатных, но всех взрослых, кто сталкивается с детьми) основ психофизиологии юношеского возраста помогает им найти правильные формы и методы адекватного воздействия. И на этом этапе формирования личности подростка красной нитью полового воспитания должна проходить дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятий «настоящий мужчина» или «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не только знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.

И еще. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков с девочками. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь.

Как отнестись родителям к этой первой любви? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания?

Да. Маленькие дети - маленькие заботы, большие дети - и заботы большие.

И родители оказываются перед выбором: или оградить собственного ребенка от этого счастья, или закрыть на все глаза и довериться сознательности своих детей, их разуму. Конечно, если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители исподволь научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться - никаких неприятных последствий первая любовь не принесет.

Ну, а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно. Правда, хотим мы этого или нет, но, кроме нас, половым воспитанием занимаются и окружение наших детей, и книги, и кино, и телевидение. Так что думать, будто наши подростки совсем уж безграмотны в сексуальных вопросах, неправильно. Другой разговор, в каком направлении шло это бесконтрольное воспитание. И в этом случае основания для беспокойства родителей, конечно, имеются. Не секрет, что встречаются еще молодые люди (и, по-видимому, в связи с акселерацией, даже чаще, чем несколько десятилетий назад), для которых вся гамма отношений между полами сводится только к интимной близости. С подобными представителями необходимо вести борьбу. Как? Опять-таки правильным половым воспитанием.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями.

О том, что предупредить мастурбацию трудно, если молодой человек сам не сможет подчинить инстинкт своей воле, мы уже писали. И здесь хотим только добавить: надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а, наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Далекая еще от совершенства половая система подростка не остается безразличной для тех нагрузок, которые ей приходится выдерживать во время этих занятий. Значительно больше возрастает нагрузка при половом сношении. Она может оказаться чрезмерной уже не только для половой системы подростка, но и вообще для всего организма.

Как известно, в период полового созревания у части юношей повышается артериальное давление (возрастная гипертензия, юношеская гипертония). А при сексуальном возбуждении даже у здоровых людей артериальное давление увеличивается до полутора раз, частота пульса - до 140-160 ударов в минуту. Но то, что безвредно или даже полезно созревшему, крепкому организму взрослого, может оказаться вредным растущему организму подростка.

В этом вопросе важна не только физическая сторона. Эмоциональные срывы, психические травмы, плохое настроение и угнетенность могут оставить свой след на всю жизнь. А причин для них сколько угодно - наступление у сексуального партнера беременности и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных разладов (которые привели или не привели к разводам, но ведь отношения все равно испорчены), обусловленных перенесенной в юношеском возрасте психической травмой, вызванной именно этими и подобными причинами.

Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Это отношение, с одной стороны, настолько многогранно, а с другой - тысячами нитей связано с иными аспектами воспитания, что в принципе сказать, воспитан ли тот или иной человек, можно всего по одной характеристике - как он разговаривает с женщиной.

Если юноша (мужчина) не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан. Не воспитан вообще, и в сексуальном отношении в частности. И это отсутствие воспитания настолько отрицательно сказывается на семейной жизни, что если и не приводит к разводу, то особой семейной радости не создает.

Нередко встречаются мужчины, у которых достает ума не позволять себе такое поведение, но искреннего уважения к женщине им все-таки не хватает. Иной из них на первый взгляд достаточно воспитан, но при разговорах с друзьями начинает жаловаться на неудачу в выборе жены, на ее непорядочность и т. п. И тут выясняется, что никогда он свою избранницу не уважал и не уважает, впрочем, как и всех женщин вообще.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Надо, безусловно надо говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, кончив наставление, муж набросится на жену с грубостями.

К половому воспитанию как девушек, так и юношей относится проблема карманных денег. Ведь половое воспитание должно включать понятия «хозяйка», «хозяин», «глава семьи». А разве можно стать ими, не научившись тратить и считать деньги?

С точки зрения А. С. Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как наличие небольшой суммы заставляет ребенка и подростка планировать покупки, отказывая себе в чем-то, чтобы купить желаемое. Макаренко подчеркивал, что карманные деньги могут иметь важное воспитательное значение.

Серьезной ошибкой является довольно распространенное в наших семьях положение, при котором дети, да и подростки, лишены права голоса при решении финансовых вопросов в семье. Кто-то отстраняет их, считая еще недостаточно разумными («мал еще, вырастет - жизнь научит»), кто-то не хочет, чтобы дети знали «прозу» жизни. И нет ничего удивительного, что, вырастая, начиная самостоятельно зарабатывать, многие оказываются не подготовленными к тому, чтобы умело распоряжаться своим бюджетом. Особенно печально наблюдать подобное у молодых людей, уже создавших семью.

Откуда должны «браться» карманные деньги? При ответе на этот вопрос большинство родителей также допускают ошибки, полагая, что деньги ребенок должен «зарабатывать» хорошей отметкой, примерным поведением, какой-нибудь услугой. По нашему мнению, это неправильно. Даже для нас, взрослых, один материальный стимул в работе является развращающим перекосом и обязательно требует дополнения в виде моральных стимулов, воздействия на сознательность. Так это для нас, грамотных, зрелых, все правильно понимающих.

Мы думаем, что карманные деньги должны пополняться за счет регулярных (в дни получки, например) «взносов». Причем хорошо, если эти взносы не выглядят как подачки или подарок, а деньги даются с полным уважением к личности ребенка и к его будущим расходам, контролировать которые можно только очень ненавязчиво.

Регулярные взносы играют и еще одну положительную роль - они не толкают детей к попрошайничеству, а хуже того - к воровству. Известно, что в какой-то период дети в большинстве своем становятся мелкими воришками: берут из родительских кошельков мелочь, утаивают сдачу. Крупнейший специалист в вопросах воспитания детей американский педиатр профессор Б. Спок пишет, что практически все дети проходят через подобное и, как правило, излечиваются бесследно. Однако одни скорее, другие позже. И чем позже, тем для ребенка хуже. Регулярный денежный взнос, по мнению Спока, ускоряет излечение.

Своеобразной формой карманных денег является ведение копилки. Ребенок планирует и накопление, и расходы, а это способствует развитию положительных качеств.

Итак, мы за то, чтобы дети имели карманные деньги, но при соблюдении двух обязательных условий: регулярности взносов и признания за ребенком полного права на эти деньги. Последнее подразумевает, в частности, и то, что деньги эти нельзя отобрать, запретить их потратить на что-либо, как того хочет ребенок, нельзя заставить купить на них то, чего он не хочет. И если, как иногда случается, родителям приходится прибегнуть к деньгам, собранным сыном или дочерью, надо обязательно попросить их взаймы, оговорить срок возвращения и соблюсти его.

Наконец, при половом воспитании (а проще говоря - практически ежедневно и ежечасно) мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет.

Ряд факторов способствовал и способствует тому, что значение отца в семье, авторитет мужчины постоянно снижается. Сейчас, когда практически все женщины работают и зарабатывают не меньше мужа, когда, по крайней мере в городах, исчезли заботы о дровах, воде, огороде, заготовках на зиму и ремонте, сложилась ситуация, что и жена, и особенно дети никогда не видят мужчину в деле, за работой. То же, чем занимается он на производстве, им в деталях неизвестно.

В одном исследовании, проводившемся среди учащихся младших классов, было показано, что дети слабо представляют, чем занимаются на работе их отцы (правда, и матери тоже): «работает инженером», «что-то изобретает», «бригадир»... Личность отца как производителя материальных ценностей невысоко котируется у детей, поскольку они не видят и почти ничего не знают о результатах его труда. И поэтому оценка личности, авторитет формируется на основании того, что дети видят в свободное от работы время, когда бесспорным преимуществом обладают женщины.

В другом исследовании, проведенном в детском саду, ученые попросили детей разложить предложенные картинки на две кучки - «мамины вещи» и «папины вещи». Результат оказался поразительным - практически все дети независимо от того, действительно ли мужчина бездельник или нет, в «папину» кучку сложили изображения телевизора, газет, удочек, кресла и т. п. В «маминой» же кучке оказались и стиральная машина, и веник, и кастрюли, и пылесос, и хозяйственная сумка.

Как говорится, устами младенца глаголет истина. И пускай она не совсем бесспорна, задуматься мужчинам есть над чем. В частности, над результатами исследований Н. Соловьева, который пришел к следующим выводам. Сейчас, при переходе от старых условий быта к новым, от мужской авторитарности к эгалитарности (равноправию) супругов, многие мужья и отцы не сумели сориентироваться, а некоторые просто забыли о своем долге и обязанностях.

По словам Соловьева, «отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем».

Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. «Никакая усталость, никакое раздражение не могут оправдать действий, направленных на разрушение супружеского и родительского единства», - замечает Соловьев.

Пример отца в семье всегда оказывает (другой разговор - положительное или отрицательное) влияние на формирование у детей обоего пола образа Мужчины - мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь - как возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. И поэтому-то отец в ответе за счастливое (или несчастливое) семейное будущее собственных детей.

Закончим главу, как и предыдущую, разговором об одежде. Только в данном случае речь пойдет не о моде на костюмы, рубашки и т. д., а о моде, распространившейся в последние годы среди молодых людей, - носить вместо трусов плавки. Это - прямой путь к бесплодию, от которого мужчины страдают не меньше женщин. Плотные плавки, а тем более синтетические или шерстяные, нарушают температурный режим в яичках.

Яички - мужские половые железы - представляют собой парное бобовидное образование размером (в среднем) 4X2,5 см и массой 25-30 г. Они покрыты рядом плотных оболочек. На разрезе яичко напоминает апельсин, только долек в яичке много больше - 150-200. В каждой дольке в свернутом виде располагается 3-7 семенных канальцев. Длина каждого из них достигает 30 м. Всего же в одном яичке упаковано до 30 км канальцев. Сравните - на катушке ниток умещается всего 200 м.

Внутренняя поверхность канальцев выстлана клетками, из которых и образуются сперматозоиды. При встрече с женской яйцеклеткой сперматозоид оплодотворяет ее, давая начало новой жизни. Сперматозоиды вырабатываются в канальцах под воздействием специальных половых гормонов с момента полового созревания, обычно с 13-15 лет.

Яички выполняют в организме две функции - сперматогенеза, о чем мы уже рассказали, и внутрисекреторную. Вырабатывая мужские половые гормоны, они формируют и направляют развитие мужчины в широком смысле.

В незначительных количествах яички вырабатывают и женские половые гормоны - эстрогены.

Важным образованием, обеспечивающим половую функцию, является мошонка - тонкостенный мышечно-кожный мешок, в котором находятся яички. Яички в норме должны опускаться в мошонку уже к моменту рождения мальчика. Иногда этого не происходит (с обеих сторон или только с одной), что носит название крипторхизма. Яички могут задержаться в брюшной полости или в паховом канале. Не опустившееся яичко всегда меньше нормального по размерам, а кроме того, часто оказывается недоразвитым. Если оно не опустится до начала периода полового созревания, т. е. до 11 -13 лет, сперматогенная функция его резко нарушится. Дело в том, что сперматозоиды в семенных канальцах могут созревать только при температуре не более 34 °С. Внутри же брюшной полости или в паховом канале температура, естественно, выше (37 °С).

Именно для поддержания оптимальной температуры наилучшим образом приспособлена мошонка. Два слоя мышц, идущих перпендикулярно друг к другу, обеспечивают изменение ее размеров в широком диапазоне. Когда холодно, мышцы сокращаются и, во-первых, приближают яички к туловищу, а во-вторых, уменьшают поверхность теплоотдачи. И наоборот, в жару они расслабляются, позволяя увеличить теплообмен. Ношение же плавок не позволяет мошонке выполнять эту важнейшую для мужчин, особенно молодого возраста, функцию.

Интерес к собственной физиологии появляется у детей достаточно рано, но всегда ли это затрагивает и вопросы, связанные с сексом? Какова роль семьи в данном случае? Можно ли доверить школе сексуальное воспитание детей? Как вести себя родителям и на какие вопросы ребенка отвечать? Когда начинать половое воспитание детей и подростков? Кто из родителей должен этим заниматься? Как вести себя в период полового созревания ребенка? Чем отличается сексуальное воспитание дошкольников от подростков?

Начиная с трех-четырех лет малыши задают родителям необычные вопросы, которые нельзя оставлять без внимания

Когда впервые детей начинают интересовать различия между полами?

Обычно такое любопытство появляется в 2 – 3 года, но в это время их волнует не столько сексуальная сторона вопроса, сколько физиологическая. У них появляется интерес к своему телу, и происходит осознание принадлежности к мужскому или женскому полу. Дети обращают внимание на внешние отличия и начинают смотреть на себя и других детей без одежды, пытаются подглядывать за родителями. Возникают вопросы: «Почему мальчики писают стоя, а девочки – сидя?», «Почему у меня нет груди как у мамы?» и так далее.

Как вести себя родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Основная обязанность родителей в данном вопросе – не игнорировать интерес малыша и давать ответы спокойно и без стеснения. Ребенок должен осознать и принять сексуальность как одну из сфер своей жизни, что возможно только при доверии родителям и их объяснениям. Когда взрослые начинают смущаться и уходить от ответов, дети чувствуют себя неловко и тоже начинают стесняться. В результате подобные воспоминания, пусть и на подсознательном уровне, могут проявиться уже во взрослом возрасте и доставить проблемы в сексуальной жизни, стать поводом для обращения за помощью к психологу. Не стоит забывать, что основу любого воспитания составляют не только и не столько ответы на вопросы, сколько демонстрация на примере отношений в семье, как вести себя в той или иной ситуации.


Малыши рано замечают различия между полами, что вызывает у них интерес и множество вопросов

Насколько подробно объяснять?

Не стоит пытаться перевести разговор или уйти от ответа – ребенок может найти его с помощью интернета или телевидения, прочитать в книгах или узнать у других детей. Следует удовлетворить его интерес, но не пускаться в длинные путаные объяснения – ваш уже большой малыш должен понять именно интересующие его моменты, поэтому отвечать надо кратко и по существу. Бывает так, что дети по нескольку раз задают один и тот же вопрос, иногда по-разному его формулируя. Обычно это свидетельствует о том, что ваш ответ ребенку не понятен, поэтому уточняйте вопросы и переспрашивайте его до тех пор, пока тот не успокоится и не прояснит для себя все интересующие его моменты. При этом вдаваться в подробности не лучшее решение, излишние детали могут оттолкнуть или напугать ребенка.

Матери или отцу отвечать на вопросы?

Для дошкольников нет особой разницы в том, кто будет отвечать на их вопросы. Потом лучше распределить обязанности следующим образом: беседы с сыном поводит отец, а с дочкой – мать. Представителю другого пола сложнее будет объяснять физиологические особенности и ответить на все вопросы ребенка, тем не менее, в какой-то момент потребуется совместные усилия, чтобы удовлетворить его здоровое любопытство. Такие разговоры необходимы для определения собственной половой принадлежности.

Что говорить о зачатии?

Примерно в возрасте четырех лет появляется вопрос: . При этом чаще всего интересует не сам процесс зачатия, а история собственного появления на свет. Здесь важно объяснить не столько физиологическую сторону вопроса, сколько роль испытываемых людьми при этом чувств.

Можно ответить, что если двое взрослых любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребенок, то они выражают это через ласки и прикосновения, в результате у мамы в животе происходит формирование маленького зернышка, из которого и вырастает потом малыш.

Это удовлетворит детский интерес и поможет почувствовать свою важность и значимость для родителей. Позднее, по достижению школьного возраста, можно объяснить и физиологический аспект процесса – о проникновении мужского фаллоса в женское влагалище и выделении им спермы, о встрече сперматозоидов с яйцеклеткой и оплодотворении последней. Тем не менее, слишком вдаваться в подробности пока еще рано – ребенок просто не поймет их до конца.


Обязательно давайте ответы на вопросы ребенка, но насколько развернуто - зависит от возраста малыша

Удовольствие от секса – что говорить по этому поводу?

Узнав историю собственного рождения, ребенок начинает интересоваться и тем, какие ощущения испытывали взрослые, не было ли им больно, получали ли они удовольствие. Не бойтесь отвечать на подобные вопросы и расскажите, что заниматься сексом и получать от него положительные эмоции – это абсолютно естественно. В результате ребенок получит еще одно подтверждение того, насколько родители ему рады и желали его появления, а также сделает первые шаги в осознании отличий занятий любовью от процесса воспроизводства вида. Здесь стоит сделать особый акцент на том, что сексом должны заниматься между собой только взрослые.

Скрывать свою наготу от ребенка или нет?

Впадать в крайности в этом вопросе не стоит – до исполнения ребенку трех лет сильно скрывать свою наготу нет необходимости. Со старшими детьми стоит проявлять целомудрие и не смущать их своей наготой, ведь тела ребенка и взрослого сильно отличаются, и подобная разница может привести к появлению комплексов и ненужных фантазий. Вполне допустимо в семье, если мать и дочь или сын и отец будут видеть друг друга обнаженными при переодевании на пляже или в бассейне, но стоит избегать подобных ситуаций с родителем другого пола – так вы избежите лишних тревог и волнений.

Необходимо обратить внимание и на важность личного пространства для человека, недопустимость заходить в уже занятый санузел или комнату, когда там переодеваются. Не позволяйте детям трогать свои половые органы и грудь (для мамы), поскольку это интимные части тела. Уходите от подобных прикосновений и объясните ребенку, что его касаться в этих местах тоже никто не должен

Удовлетворить детский интерес к наготе человеческого тела можно с помощью картин и статуй, обращая внимание на их красоту и гармоничность. В возрасте 3 – 5 лет (психосексуальная фаза развития) дети нередко представляют себя в качестве мужа/жены своих матери/отца – здесь необходимо разъяснить недопустимость подобных отношений между близкими родственниками или представителями разных поколений. Такие пояснения помогут ребенку защититься от неправомерных действий в свой адрес, например при встрече с педофилом.


Объясните ребенку значение личного пространства, а также неприкосновенность интимных зон человека

Половое воспитание подростков-школьников

Половое воспитание трудно проводить у подростков, с которыми ранее не занимались подобным. Примерно около 10-ти лет заканчивается скрытый (латентный) период сексуального развития и ребенок вступает в подростковый возраст (пубертатный период, период полового созревания). В это время происходит половая идентификация и взросление организма, активный рост и гормональная неустойчивость, при этом психическое созревание не всегда соответствует физическому. В результате наступает кризис подросткового возраста. Он по-разному проявляется у мальчиков и девочек:

  • Мальчики обычно спокойно воспринимают изменение собственного тела и даже гордятся им, однако нередко стесняются поллюций.
  • Девочки, наоборот, больше беспокоятся из-за изменений фигуры – увеличения груди, появления округлостей. Первые менструации также могут вызвать серьезные переживания, и даже страх.

В это время очень важно доверие в семье, и необходимы объяснения родителей, можно даже обратиться за консультацией к врачу, если ребенка что-либо сильно беспокоит.

Мальчикам рекомендуется рассказать о естественности и безопасности ночных семяизвержений, поскольку это физиологический процесс, никак не зависящий от их желаний. Воспринимать их тоже надо без особых волнений, поскольку такое явление характерно для всех подростков. Поводом для беспокойства должны стать отсутствие поллюции или их излишняя частота – так могут проявляться какие-либо нарушения в развитии или функционировании организма, поэтому стоит обратиться к специалисту.

Девочкам необходимо рассказать, что женская фигура и должна быть плавной и округлой, а все происходящие изменения свидетельствуют о вступлении во взрослую жизнь. Мать или другие взрослые женщины в семье должны позаботиться и подготовкой девочки к началу менструаций – пояснить суть происходящего с организмом и значимость для дальнейшей жизни. Стоит предупредить и о возможных переменах в поведении и перепадах настроения, повышенной раздражительности и эмоциональности.


Помогая ребенку найти ответы на волнующие его темы, вы укрепите отношения в семье и почувствуете доверие и уважение со стороны подростка

Зачем мальчики и девочки начинают интимную жизнь?

Сексуальное воспитание, проводимое как с мальчиками, так и с девочками, обязательно должно затрагивать и вопросы, связанные с началом половой жизни. Важную роль играет половое воспитание - как основа формирования здоровой семьи.

Нередко бывает так, что причиной начала половой жизни у мальчиков во время учебы в школе становятся не испытываемые подростками чувства, а любопытство, стремление к самоутверждению, удовлетворение физиологических потребностей. Партнером в такой ситуации может стать любая девушка или женщина, даже малознакомая, но откликнувшаяся на предложение юноши. В результате интерес к партнерше быстро угасает, такая влюбленность не перерастает во что-то большее.

Для девушек же главную роль играют чувства и эмоции, а вступление в половую связь может рассматриваться ими не как самоцель, а только как способ укрепить свои отношения с возлюбленным. Мальчики же отказ от интимной близости могут воспринять, как стремление набить себе цену, а не связать его с внутренними переживаниями партнерши.

Девушкам необходимо знать, что у мальчиков в подростковом возрасте наступает фаза так называемой гиперсексуальности, которая обычно длится 2 – 3 года. В это время их отличает повышенная возбудимость, и возрастает количество эротических фантазий и интересов. Девушки же развиваются иначе – несмотря на более ранее созревание, у них сначала появляется потребность в психологической, эмоциональной близости с юношей, а уже позднее – эротические чувства.

Половое воспитание детей и подростков - меры, направленные на прививание у них здорового восприятия вопросов физиологической разницы полов и половой жизни . Задачи полового воспитания состоят в помощи молодому поколению гармонично развиваться, в привитии нравственных основ создания брака и семьи. Половое воспитание в семье должно начинаться еще до полового созревания ребенка.

Цели полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков использует принципы воспитательной работы. Просвещение должно быть комплексным, учитывать пол и возраст вашего чада и проводиться не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, школе. Школьная программа должна включать основные вопросы полового воспитания.

Каждому родителю хочется, чтобы девочка выросла заботливой и чуткой женой и матерью, а мальчик стал опорой для своих родителей и семьи, вырос целеустремленным и мужественным. Именно это является целью полового обучения. От семьи зависит развитие ребенка, усвоение им собственной роли. Правильное и своевременное просвещение вашего чада - залог его счастливой жизни в будущем.

Нравственно половое воспитание занимает важную роль в развитии ребенка. Важно, чтобы родители были максимально открыты со своим чадом, тогда по волнующим его вопросам он будет обращаться к вам, а не почерпнет интересующую информацию с улицы или интернета. Ребенок должен получать информацию поступательно, в зависимости от своего возраста. От проделанной информационной работы, зависит насколько ваше чадо будет подготовлено к тем анатомическим изменениям, с которыми он столкнется в дальнейшем.

Проблемы полового воспитания

Проблемы полового воспитания заключаются в том, что многие родители считают, что ребенку слишком рано знать ответы на интересующие его вопросы. Предпочитая ответить на вопрос ребенка «подрастешь-узнаешь», приведет лишь к тому, что ваше чадо закроется от вас и почерпнет интересующую его информацию от сверстников или из интернета. Не рассказывая ребенку о тех изменениях организма (развитие молочных желез, менструации у девушек, поллюции у мальчиков), с которыми он столкнется в подростковом возрасте, не освещая сексуальное развитие подростку, все это может привести к половой распущенности и неразборчивости в половых отношениях.

Если информация, которую получает ребенок в семье, резонно отличается от информации, которую он получает в школе, ребенок может столкнуться с внутренним противоречием - это еще одни проблемы полового воспитания.

Половое воспитание детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте родители должны объяснить ребенку, что такое гигиена, привить основные навыки гигиены и правила поведения. Правильное половое развитие напрямую связано с общим физическим развитием. Гигиена детей дошкольного возраста состоит не только в уходе за своим телом, но и избегании некомфортной и сковывающей одежды или обуви, предупреждении заболеваний.

На первый план в дошкольном возрасте выходит семейная атмосфера. Дошкольник должен видеть, что родители любят и уважают друг-друга. От такой воспитательной работы зависит построение собственной модели семьи малыша в будущем. Именно в дошкольном возрасте дети начинают задавать вопросы о половой принадлежности. Подобные вопросы не должны смущать родителей, начните с откровенной беседы. В раннем возрасте дети хорошо воспринимают сказки. Можете рассказать о появлении малыша в форме сказки. Только не нужно рассказывать об аисте и капусте. Малышей удовлетворит ответ на вопрос об их появлении, что он рос у мамы в животике, и мама родила его в роддоме. Не ответив на вопрос, вы лишь подогреете интерес у вашего чада к этой теме или же он закроется от вас.

Половое воспитание дошкольников должно прививать ребенку такие качества, как стыдливость, выдержка, отзывчивость. Не забывайте, что детское внимание акцентируется на теме 7-8 минут, поэтому отвечайте на вопросы коротко и лаконично.

Основы полового воспитания мальчиков заключаются в поддержании мужского авторитета в семье. На глазах у ребенка нельзя открыто критиковать отца и унижать его достоинство. Если муж в чем-то был не прав, скажите ему об этом наедине. Отец для мальчика - образец мужчины. Сын на примере отца будет строить свою семью и выстраивать отношения с противоположным полом. Немаловажен авторитет отца и для девушек. Дочь в отце видит идеал своего мужчины, которого она будет искать на протяжении своей жизни или вообще может заречься ни при каких условиях не выходить замуж. Поэтому азы полового воспитания и атмосфера в семье очень важны. Именно родители закладывают первый «камень» в будущее своих детей и поэтому должны знать особенности полового воспитания.

Занятие половым воспитанием мальчика является частью процесса обучения, основной целью которого является правильное развитие личности ребенка, умении находить общий язык с противоположным полом, привить мальчику понимание, что он должен защищать слабых. Родители должны объяснить, что гигиена важна в период, когда у ребенка начинается половое созревание. Мальчиков нужно подготовить к поллюциям. Объяснить, что изменения в организме лишь свидетельствует о его взрослении. У девушек гигиена тоже занимает не последнее место. Половое воспитание девочек заключается в подготовке девушки к началу менструации, объяснений правил гигиены, как вести цикл и почему месячные только у девочек.

Особенности полового воспитания детей в период полового созревания заключаются в оберегании мальчиков и девочек от излишнего повреждения чувственности. Одним из щепетильных вопросов, с которым придется столкнуться родителям мальчика - это онанизм. Не стоит бросаться в крайности. Отец должен побеседовать с ребенком, цель просветительской работы заключается в объяснении физиологических и анатомических особенностей человека, во взаимоотношении полов. Запишите подростка в спортивные секции, привлеките к труду.

Половое воспитание подростков

На первый план воспитания подростков выходит подготовка к взрослой жизни, умение адекватно воспринимать межполовые различия, устанавливать нормальные отношения со сверстниками, противоположным полом и в коллективе, умение реализовать свои потребности, основываясь на нормах нравственности и этики.

Сексуальное просвещение подростков должно быть направлено на информирование о вопросах, касающихся пола, репродуктивной функции и становления сексуальности. Именно в подростковом возрасте человек затрагивает интимные темы, стремится узнать больше информации о половой жизни. Не лишайте подростка информации, иначе он почерпнет ее у сверстников или на собственном опыте. Лучше уберечь его от ошибок, в этом цель просветительской работы о сексуальности.

Сексуальное просвещение - это не школьная программа по анатомии человека. На первый план выходит разъяснение и предупреждение негативных последствий, с которыми может столкнуться подросток при первом сексуальном опыте. Информация должна быть аргументирована, а не просто запрещать какие-то поступки, лишь потому, что родители так сказали.

Тревога родителей вполне понятна: на них лежит нелёгкая задача раннего полового воспитания малыша, и справиться с ней непросто. Со временем к этому процессу присоединятся детский сад и школа, друзья и телевизор, Интернет и зазывающая реклама, но первыми в череде воспитателей стоят всё-таки мама и папа.

Младенческая и детская сексуальность

Каждый человек в течение жизни проходит процесс психосексуального развития, то есть формирует и развивает свое представление о сексуальности и личные сексуальные предпочтения. Новорожденный активно реагирует на осязательный контакт - например, когда кто-то из родителей его поглаживает, прижимает к себе, и особенно - когда мама кормит грудью. Улыбки, булькающие звуки, комплекс оживления и другие признаки чувственного удовольствия со стороны недавно появившегося на свет малыша не кажутся взрослым чем-то "эротическим", но это и есть проявление младенческой сексуальности.

Чем старше становится ребенок, тем лучше развивается его моторная координация. Проще говоря, ручки становятся более послушными. И кроха, которому всего несколько месяцев, начинает трогать и исследовать свои половые органы. Заметив такое, родители нередко начинают волноваться, полагая, что это может служить ранним проявлением необузданной сексуальности или каких-то патологий. На самом деле подобное поведение ребенка совершенно нормально. Малыш изучает свое тело - его строение, возможности, ощущения.

В возрасте 1-2 лет дети уже достаточно хорошо управляют своими ручками и другими частями тела и могут начать мастурбировать в той или иной форме (в том числе и без помощи рук), целенаправленно доставляя себе удовольствие. Это тоже вариант нормы (но и отсутствие мастурбации в детстве отклонением от нормы не является!).

В 2 года малыш знает названия частей своего тела, в 2,5-3 способен отличить девочку от мальчика и начинает осознавать свою половую принадлежность и ее неизменность.

К 4 годам у ребенка формируется достаточно полное осознание своей половой принадлежности; нередко с этим увеличивается и интерес к гениталиям - как своим, так и посторонним. Важно, чтобы в этот период ему не внушили отношение к телу вообще и половым органам в частности как к чему-то постыдному.

В возрасте от 4 до 5 лет дети начинают ясно осознавать свою наготу и стесняются раздеваться. С этого возраста взрослым пора относиться к отправлению естественных надобностей ребенка как к его интимному делу. Малыш начинает понимать многие общественные сексуальные табу. Становятся уместны и полезны многочисленные беседы, чтобы он лучше усвоил социальные нормы. Совершенно незаменимым подспорьем становятся специальные детские книги и видеофильмы. Общие требования к ним таковы: понятный язык, никакого насилия, множество иллюстраций (в книге) или динамичное действие (в фильме), и, конечно, содержание и форма подачи, в целом соответствующие принятым в семье принципам воспитания.

В качестве примера можно привести книгу Виржини Дюмон: "Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет", которая во всем мире считается одним из лучших образцов такого рода литературы, адресованной детям. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно подражать кому-то из взрослых, чаще - одному из родителей. От того, какой опыт извлечет он из примеров, поданных окружающими в этот период, зависят его способности к эмоциональной близости с другими людьми.

Поговорим, как взрослые люди?

Беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" нелегко. Родители беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или слишком мало, что начнут эти беседы слишком рано или слишком поздно, не могут решить, какие слова можно и нужно употреблять в таких случаях, а какие - нельзя. Как, когда и что говорить малышу? Прежде всего, взрослые должны усвоить:

Как личность человека неотделима от его сексуальности, а сексуальность - от личности, так и половое воспитание неотделимо от воспитания "вообще". Ребенка не надо "воспитывать сексуально", его надо просто воспитывать.

Полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания. Именно в раннем детстве закладываются первичные пласты подсознательного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Иными словами, воспитывая ребенка в 3 года, родители строят дом, а, повторяя то же самое в его 13 лет, они смогут лишь подкрасить стены.

Дать детям грамотное, соответствующее возрасту представление об интимной стороне жизни не труднее, чем научить их множеству других вещей.

А соблюдение некоторых достаточно простых правил поможет добиться успеха:

  • важнейшее, что необходимо донести до своего ребенка - что бы ни случилось, он всегда может рассказать об этом хотя бы одному из родителей. Дома его выслушают, ему поверят и защитят. Малыш должен доверять маме и папе, а они должны быть достойны этого доверия;
  • взрослым придется провести внутреннюю работу с самими собой, взяв под контроль собственные комплексы и проблемы. Безусловно, избавиться от них таким способом не удастся, но главная цель родителей - не передать их ребенку и создать ему предпосылки для защиты от них. Добиться этого не так уж трудно, поскольку раннее половое воспитание не предполагает обсуждения личных сексуальных предпочтений родителей или рассказа об их личном опыте половой жизни. Подобные вопросы со своими детьми не стоит обсуждать ни в каком возрасте, даже когда они сами станут мамами и папами. Речь идет лишь об отношении к телу и зачатию как таковому. В норме это отношение должно быть позитивным: в теле нет ничего плохого, а в факте зачатия - ничего постыдного. Все люди зачаты одним и тем же способом: соединением яйцеклетки и сперматозоида;
  • воспоминания о собственном детстве (какие представления и познания о сексуальной стороне жизни были у нынешних мам и пап, когда они были в том же возрасте, что и их малыш сейчас), безусловно, тоже помогут родителям. Консультация психолога или сексолога (а возможно, и обоих специалистов) будет очень кстати.

Главное - естественность

Следует обязательно объяснить малышу, что секс и все с ним связанное - это естественная интимная сторона жизни каждого человека, связанная с любовью и получением удовольствия. И ее ни в коем случае не нужно воспринимать как что-то неправильное, позорное или грязное.

Как правильно донести это до ребенка? Во-первых, обсуждать эти вопросы нужно в естественной манере, как любую другую тему - как бы ненароком, между прочим. Это гораздо лучше, чем выделять специальное время, пытаясь превратить процесс воспитания в курс лекций и семинаров. Упорный поиск подходящего времени и места наверняка отобьет у ребенка охоту задавать родителям вопросы на эту тему, в то время как его интерес к ней сохранится.

Во-вторых, не стоит опасаться, что малыш услышит о сексе "слишком много" - из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял. Не нужно ограничиваться лишь биологическими фактами - ребенку наверняка хочется (и нужно!) знать об эмоциональной стороне этого вопроса. Здесь очень важно избегать пространных монологов: иначе может потребоваться полчаса для изложения первичной информации, а обычный ребенок вряд ли способен оставаться внимательным так долго.

И в-третьих, не надо бояться первыми заводить разговор, если есть ощущение, что этот момент по каким-то причинам удобен для подобной беседы.

В половом воспитании действует общий принцип любого развития: чтобы быть эффективным, оно должно не только отвечать на уже поставленные вопросы, но и предвосхищать их, помогая детям верно эти вопросы формулировать. Кроме того, типичная ошибка взрослых - недооценка реального уровня интересов и знаний детей. Однако если родителям покажется, что ребенку сейчас не интересна "сексуальная" тема, которую они затронули, обсуждение можно просто отложить. Но при этом обязательно дать понять малышу, что он сам может вернуться к разговору, когда захочет. Например, сказать ему: "Ну ладно, потом. Будет интересно - спросишь, так ведь?".

Подбираем правильные слова

Многие сексологи настаивают на том, чтобы родители сами правильно называли половые органы, избегая для их обозначения "детских" слов, и приучали к этому ребенка. Возможно, сначала взрослые и сами должны будут научиться с одинаковой интонацией, не хмыкая и не краснея, произносить: "голова", "пенис", "рука". Зато их дети, буквально с пеленок привыкшие к специфическим терминам, впоследствии не будут испытывать иррационального стеснения ни в кабинете врача, ни в супружеской постели.

Увы, обычное затруднение - неблагозвучные названия женских половых органов (что интересно - такая проблема существует во многих языках, не только в русском). Даже маме-гинекологу с прогрессивными взглядами нелегко сказать своей дочери в ванной: "Не забудь вымыть большие половые губы". Возможно, удачным выходом будет некоторый компромисс: ребенка следует научить правильным названиям, чтобы при необходимости (например, в случае болезни) он мог их употребить, а в "обыденной" жизни можно пользоваться какими-то принятыми в семье безоценочными и лишенными эмоциональной окраски сокращениями. К примеру, широко распространенный термин "пися" для этого подходит, потому что отражает одну из важнейших функций органа, а "красота", "игрунчик", "малышка" - нет. К подростковому возрасту использование анатомической терминологии в соответствующих ситуациях должно стать для ребенка обычным делом.

Невинные вопросики

Как известно, у каждого ребенка наступает возраст "почемучки", когда он пытается осмыслить себя и окружающий мир. И вопрос "откуда я появился" в череде других является следствием обычного любопытства, а не интереса к тому, чем интересоваться еще рано. При этом для девочки ответ на него более важен, чем для мальчика, поскольку уже в возрасте 3-4 лет малыши осознают, что дети появляются только у женщин, и что в будущем именно девочкам суждено стать мамами.

Родителям нужно поощрять ребенка задавать любые вопросы. Получение правдивых и понятных ответов зачастую исчерпывает или снижает интерес к щекотливой теме (как и ко многим другим), в то время как уход от обсуждения нередко разжигает тайное, тщательно скрываемое любопытство.

Малыш не должен испытывать смущения, спрашивая "про это". Задавая конкретный вопрос, он имеет право получить четкий ответ в доступной для него форме. После ответа надо убедиться, что ребенок его понял. Если родители не в состоянии ответить на все, что интересует их ребенка в этой области, лучше признаться в этом и пообещать найти ответ. Можно обратиться к более знающему человеку, к специальной литературе. А прежде чем дать ответ, взрослые должны подумать, действительно ли он соответствует вопросу.

К примеру, если кроха спрашивает: "А как малыш из маминого животика на свет появляется?", то ответ вроде: "У мамы для этого есть маленькая дырочка, которая может стать большой, а потом опять маленькой. Через нее малыш и выбирается. А некоторым мамам делают укол и разрезают животик", - походящий. А вариант: "Малыш появляется, как Бог (врач) решит", - не годится.

Чем старше становится ваш ребенок, тем больше у него должно быть возможностей для дискуссий со всеми членами семьи. Ему необходимо чувствовать, что выражать свое мнение и задавать вопросы - нормально. В любом случае жизненно важно, чтобы предположения и идеи ребенка высказывались вслух, были услышаны. Кроме того, малышу надо знать, что любые, даже "щекотливые" темы, могут спокойно обсуждаться в семье и что он всегда может сказать о том, что его беспокоит, и будет услышан. Это имеет значение не только для общей свободы личности, но и для физической безопасности крохи.

Пример рассказа на тему "Откуда берутся дети"

Мама и папа встретились и полюбили друг друга. Они захотели, чтобы у них появился ребеночек. Для этого мужчин и женщин есть специальные клеточки, которые должны соединиться у мамы в животе. Папа и мама соединяют свои половые органы, и папина клеточка переходит к маме. Иногда, если папа или мама болеют, врачи помогают пересадить эти клеточки. Потом из них начинает расти малыш. Он живет в животе примерно 9 месяцев и выходит на свет через половые органы. Иногда, если младенец не может выйти сам, врач делает маме укол, разрезает животик и достает ребенка. Это не страшно. И потом они живут все вместе и любят друга, и могут родить еще братика или сестричку. Такого объема информации обычно вполне достаточно для ребенка пяти-шести лет; а в три - четыре года малыш наверняка удовольствуется еще более поверхностным рассказом.

Проблема или норма?

В свою очередь, аспекты психосексуального развития детей, вызывают много вопросов у их родителей. Например:

Могут ли взрослые при ребенке заниматься сексом? Около 80% новоиспеченных пап и мам практикуют сексуальные отношения в одной комнате с бодрствующим новорожденным. В этом нет ничего страшного - в конце концов, нередко у молодых родителей нет никакой другой возможности побыть друг с другом. Но чем старше становится ребенок, тем осторожнее и деликатнее должны становиться взрослые. Если в глазах малыша читается вопрос: "А что это вы делаете, а?" (обычно это происходит, когда возраст ребенка приближается к году), пора "конспирироваться". Бурное речевое развитие ребенка тоже служит предостерегающим напоминанием. А уж если дитя, которого родители до сих пор считали несмышленым карапузом, имитирует половой акт, его совершенно точно пора изолировать от подобного зрелища (и звукового сопровождения).

Несмотря на обстоятельные ответы "по возрасту" со стороны взрослых, ребенок никак не оставляет щекотливую тему в покое? Временный неуемный интерес к любому явлению - это нормально, а оттенок неприличности разговорам о телесных явлениях придают прежде всего взрослые. В то же время, чем дальше заходит любопытство ребенка, тем более сдержанными и тактичными должны быть реакции родителей. К примеру, мама может подробно объяснить ребенку, где находится дырочка, через которую рождается младенец, и даже схематично это нарисовать, если объяснений недостаточно, но ей нельзя показывать эту "дырочку" малышу на своем теле. А на его настойчивые просьбы надо объяснить, что так не делают. Просто нельзя, и все. Спокойствие и сдержанность со стороны взрослых должны сделать свое дело. Если же детский интерес по-прежнему никак не утихает, стоит выяснить, не получает ли ребенок нежелательную информационную подпитку извне (например, от приятеля), не травмировало ли его хрупкую психику какое-то событие. В этом может помочь разобраться детский психолог, сексолог, психиатр.

Ребенок часто мастурбирует? Мастурбация является почти универсальным аспектом психосексуального и социального развития, и в большинстве случаев она имеет адаптивное значение, а также вносит вклад в развитие способности к получению удовольствия от сексуальной стимуляции. Пресекать это явление бесполезно (разве что ценой глубокой невротизации маленькой личности), хотя, безусловно, специально поощрять не надо. Взрослым не следует тут же отвлекать ребенка (любого, не только раннего возраста) знаками своего внимания или подчеркнутой лаской.

Подобная мера может быть чревата тем, что малыш на подсознательном уровне быстро усвоит: если он будет делать "так", то мама (или другой близкий человек) тут же обратит на него внимание. Если мастурбация имеет место в разовых случаях или время от времени, то вообще не нужно обращать на это внимание. Если же ребенок, по мнению родителей, мастурбирует слишком часто, нужно спокойно, мягко, дружелюбно отвести его руки, одеть его, вместе заняться каким-нибудь делом, и пусть малыш какое-то время, пока не "успокоится", побудет рядом со взрослыми. Лучше всего отвлекают занятия, требующие участия обеих рук: мозаика, кубики, лепка, уборка в комнате. Меньше всего подходит просмотр телевизора (т.е. любое созерцание, овладевающее сознанием). Смысл "правильной" реакции родителей в том, чтобы ребенок понял: здесь нет ничего плохого, но надо учиться себя контролировать (я - хозяин тела, а не тело - мой хозяин).

При этом родителям необходимо особо тщательно подбирать для малыша нательное белье - так, чтобы оно достаточно плотно прилегало к телу (тогда под него неудобно засовывать руку), но в то же время одежда не должна быть мала, чтобы не натирать и не сжимать половые органы. Во-первых, это вредно, во-вторых, может само по себе являться источником нежелательной стимуляции. Малыш может забыть, что, например, нельзя мастурбировать на людях. Нужно тактично напомнить ему об этом, но ни в коем случае не ругать и тем более не кричать, потому что именно это и способно привести к патологическим фиксациям и проторенной дорожке мимо ЗАГСа в кабинет сексопатолога. Спокойная же реакция родителей помогает сыну или дочери усвоить, что мастурбация - это не что-то ужасное, а скорее весьма интимный процесс, который требует уединения. Жестких и единообразных норм частоты мастурбации нет, но если мама или папа застают малыша за этим занятием регулярно, есть смысл обратиться к детскому специалисту - психологу, сексологу или психиатру "общего профиля" - сначала без ребенка. В ряде случаев частая и навязчивая мастурбация может говорить о дискомфортных ощущениях в тазовой области (в том числе и о банальных глистах).

До какого возраста ребенка родители могут ходить при нём обнаженными? Открытое и спокойное отношение к наготе в семье поможет малышу не воспринимать свое тело как нечто такое, что всегда надо скрывать. Если дети никогда не видят своих родителей голыми, им наверняка очень любопытно, как взрослые люди выглядят без одежды. Кроме того, ребята могут испугаться, неожиданно увидев голого человека. Отношения мама-сын, папа-дочь особой разницы здесь не имеют. Однако практика ничем не сдерживаемого обнажения вовсе не обязательна, и никогда не стоит вести себя таким образом, чтобы что-то заставило родителей или детей стыдиться. Никто не должен быть более откровенным, чем может себе это позволить. Иначе говоря, пока ни родителей, ни ребенка вид голого тела не смущает, можно спокойно раздеваться друг при друге. Если же родители понимают, что ребенку неприятно видеть их обнаженными, или, напротив, он испытывает особый интерес к нагому телу взрослых, лучше избавить его от подобных сцен и, с другой стороны, дать ему возможность переодеваться наедине.

Игра "в больницу"

В дошкольном возрасте дети часто играют в "больницу". Большинство малышей ограничиваются "уколами" (как традиционно "самым страшным" в болезни), приемом лекарств и тому подобными процедурами. Но иногда по сюжету игры малыши раздеваются, рассматривают, касаются половых органов друг друга. Это нормальное возрастное явление. Многие ученые сходятся во мнении, что фазу половых игр (то есть игр, связанных с рассматриванием и даже ощупыванием тел друг друга, в том числе и другого пола) ребенок должен пройти обязательно, и что развитие детей, лишенных половых игр, страдает пробелами.

Взрослым, заставшим малышей за таким занятием, не стоит тут же разгонять всю компанию, давать волю гневу или страху, пытаться впредь тотально контролировать детское общение. Гораздо полезнее во время их игры ограничиться тактичным наблюдением, а после (лучше не сразу, но в тот же или на следующий день) побеседовать с ребёнком наедине, но как бы между прочим, не заостряя на этом внимания: выделяет ли он эту игру в череде остальных, какие чувства она вызвала, что в ней понравилось и не понравилось, хочет ли он играть еще.

В норме откровенный интерес к раздеванию, взаимному рассматриванию и прикосновениям длится недолго и его проявления можно заметить у ребенка один-два раза или эпизодически. Сама игра при этом не вызывает у детей смущения (а смущение в беседе с родителем носит поверхностный характер) и не кажется дошкольникам чем-то особенным. Реальными же поводами для тревоги в подобных случаях могут быть:

  • оттенок навязчивости или агрессивности со стороны хотя бы одного участника;
  • участие в игре ребенка на 3-4 года старше остальных (не говоря уже о половозрелых особях);
  • участие в игре ребенка, существенно отличающегося от других физическими размерами (если слишком маленький или слишком большой ребёнок становится объектом навязчивого интереса или насмешек).

6-летние дети могут имитировать половой акт - в этом возрасте интерес к нему максимален, - но принуждение к таким действиям однозначно выходит за границы нормы, равно как и попытки вводить любые предметы в анус или вагину себе или другим детям. И, конечно, если ребенку такая игра оказалась неприятна, родители с ним вместе должны подумать, как впредь ее избегать.

Барби не виновата!

Родители часто спрашивают о том, какое влияние оказывают на детей куклы с анатомическими подробностями - Барби или Синди с развитой грудью, Кен с половым членом. Сами по себе такие игрушки не "развращают" малышей. Для обычных детей половые признаки у кукол имеют такую же ценность, как прилагающиеся к ним набор посуды, дом, автомобиль.

Двадцать пять лет назад вне конкуренции были "мягкие" куклы с закрывающимися глазами и с пищалками, теперь - с грудью и попой. Но использование их в систематических (не разовых!) играх с подчёркнуто эротическим сюжетом и явное предпочтение их любым другим игрушкам отличает детей с нарушенной психикой, прежде всего - перенесших сексуальное насилие. Вопрос приобретения такой игрушки, равно как и любой другой, решается в зависимости от ее качества, желания ребенка, эстетического вкуса потребителя и возможностей семейного бюджета.

Усилия в половом воспитании теряют всякий смысл, если у родителей нет с ребенком общего языка. Ничего страшного, если взрослым не удастся преодолеть смущение и описать сыну или дочери половой акт, а потом прямо ответить на вопрос: "И вы с папой тоже?.. И до сих пор?!". Гораздо хуже, если малыш думает, что спрашивать об этом нельзя, - значит, ему не хватает доверия к маме и папе.

Бессмысленно прививать ребенку отношение к своему телу как к безусловно прекрасному, если он подвергается физическим наказаниям. Сын или дочь никогда не поймут, какие чувства взрослым может принести интимная близость, если все их детство проходит на фоне родительских перепалок. Есть вещи, которые никто, кроме матери и отца, дать человеку не может. Надо не только любить своего ребенка, но и каждую секунду помнить об этом.