Развитие речи у ребенка в возрасте 3-4 лет достигает максимума, ведь именно в этот период он говорит практически без умолку.
Специалисты утверждают, что четырёхгодовалые дети молчат только тогда, когда спят. Речь малыша в этом возрасте должна характеризоваться такими показателями:
● малыш познает базу грамматики;
● с легкостью создает рассказ и 4-5 предложений, глядя на картинку;
● словарный запас состоит примерно из 1000-1200 слов;
● меняет буквы в слове и глотает слоги.
Для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в общении с другими детьми и могу уверенно чувствовать себя в обществе, с ним необходимо заниматься. Чаще говорите с чадом, но не усложняйте речь. Не торопитесь и тогда все получится. Помимо занятий с родителями рекомендуется включить занятия со специалистом, ведь врач-дефектолог точно знает, как сделать речь совершенной.
Логопедические занятия для детей 3-4 года в нашем центре проводит квалифицированный специалист логопед, который использует современные методики. В игровой форме дети учатся правильно излагать свои мысли, строить предложение, а также расширяют свой запас слов. Обратиться к нам вы сможете по номеру телефона, который указан в контактах сайта.

Занятия с логопедом призваны помочь ребенку овладеть правильной и красивой речью, четко формулировать и выражать свои мысли.

Речь состоит из 7-ми важных составляющих: грамматический строй, лексический строй, звукопроизношение, слоговая структура сложных слов, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, связная речь.

Логопед может работать с любыми возрастными группами - от детей 3 лет до людей зрелого возраста.

Квалифицированные специалисты нашего центра не только развивают умение правильно говорить, произносить слова и отдельные звуки, но и уделяют большое внимание всем составляющим речи:

  • развивают у детей слуховое и зрительное восприятие;
  • развивают внимание, память, мышление и мелкую моторику;
  • обогащают и уточняют словарный запас ребенка;
  • формируют правильное речевое дыхание и навыки связной и грамотной речи;
  • формируют лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру сложных слов;
  • формируют навык правописания.

В ходе занятий с логопедом ребенок приобретает первоначальные навыки, необходимые для обучения - умение вслушиваться в речь взрослого, выполнять задания по инструкции, оценивать результаты работы и исправлять ошибки. С логопедом дети знакомятся с звуковым составом слова, чтобы писать без ошибок, и приобретают первые познания в грамматике.

Логопедические занятия для детей проводят

Логопед: Бросалина Вера Викторовна
Логопед: Балашова Маргарита Николаевна

Занятия проводятся ежедневно. Продолжительностью 60 минут.
Для посещения занятий необходимо предварительно записаться по телефону.
Детям с инвалидностью предоставляются скидки.

Услуги частного логопеда

Проблемы с речью могут настигнуть нас в любом возрасте и повлиять на это может множество факторов. Выявить причины нарушения и способствовать развитию корректной, слаженной речи сможет врач логопед.
Логопед - это специалист, который проводит речевую терапию. Иными словами, он помогает избавиться от проблем с произношением тех или иных звуков, Занятия с таким специалистом помогут ребенку не только овладеть правильной речью, а также сформировать приличный словарный запас. Дети, которые занимаются со специалистом, становятся более открытыми, уверенными в себе и дружелюбными.
Если вам понадобились услуги логопеда, обращайтесь в наш центр поддержки и развития для взрослых и детей "Лист-листочек". Наши квалифицированные врачи работают с любыми возрастными группами (от детей 3 лет до людей зрелого возраста). Уделяя огромное внимание всем составляющим речи, врач-логопед способствует формированию у ребенка способности вслушиваться в речь, а также выполнять задания по инструкции. Среди преимуществ работы с врачом-логопедом следует выделить то, что:
● улучшается слуховое и зрительное восприятие;
● развивается мышление, память, способность к концентрации и внимание;
● увеличивается словарный запас;
● формируются навыки правописания.
За более детальной информацией вы можете обратиться по номеру, который указан в контактах сайта.

Логопедические занятия для детей младшего возраста

Первые звуки малышей всегда умиляют взрослых и заставляют их улыбаться, однако неправильно построенные фразы и проглоченные слоги уж точно никого не обрадуют. Для того чтобы у малыша сформировалась красивая, грамотная речь, с ним необходимо много общаться.
Чем больше времени вы проводите с ребенком, тем больше он улучшает навыки своего общения. Однако в случае возникновения любых проблем лучше всего обратиться к специалисту-логопеду. Квалифицированный врач сможет точно определить причины нарушения и быстро найдет действенный способ решения проблемы.
Логопедические занятия для детей проводятся в игровой форме. Так ребенок лучше усваивает материал и не теряет интерес в процессе обучения. Занятия со специалистом позволяют решить множество проблем, в числе которых:
● нарушения в произношении;
● проблемы с выражением собственных мыслей;
● недоразвитость речи и др.
Центр поддержки и развития для детей и взрослых "Лист-листочек" - это место, где можно не только улучшить свою речь и навыки общения, здесь о вас по-настоящему позаботятся, ведь для нас важен каждый клиент. Профессионализм и индивидуальный подход к каждому - вот, чем мы руководствуемся в процессе работы

В последнее время все больше детей нуждается помощи логопеда. Чем раньше родители обратят внимание на те, или иные нарушения, тем проще их будет исправить. Многие специалисты советуют приступать к этому еще в возрасте до трех лет. После же пяти некоторые дефекты речи поддаются корректировке намного хуже.

Нужен ли ребенку логопед

Определить, требуется ли ребенку логопед, родители могут по следующим критериям:
  • в 1 год: у ребенка есть небольшой словарный запас, он понимает простые обращенные к нему фразы;
  • в 2 года: малыш уже может составлять фразы из нескольких слов, знает примерно 50 слов;
  • в 3 года: ребенок говорит предложениями, возможно и не всегда правильными;
  • в 4 года: может объясниться с посторонними, начинает выговаривать шипящие звуки, знает порядка 1700 слов, использует в речи союзы;
  • в 5 лет: малыш уже выговаривает все звуки, знает примерно 2500 слов, части речи, осваивают звуки «р» и «л».
Если у малыша на каком-то этапе возникли проблемы, возможно, потребуется помощь логопеда. Сначала посетите специалиста в детской поликлинике и определите, действительно ли требуется постороннее вмешательство.

При незначительных нарушениях речи родителям могут порекомендовать заниматься самостоятельно. Но как показала моя практика - не всегда это возможно. Например, в процессе выполнения заданий у меня часто возникала сложность, что я не могу правильно объяснить и показать что-то. Некоторые упражнения логопед повторял не только с ребенком, но и со мной несколько раз.

Разумеется, существует ряд отклонений, когда без помощи профессионала просто не обойтись. Как правило, родители таких деток и сами знают, что это необходимо. Впрочем, врачи бывают разные, поэтому если у малыша есть проблемы и Вы обратились, например, к неврологу, не лишним будет узнать, не потребуется ли и вмешательство логопеда.

Говорю я это оттого, что сама совершила в свое время ошибку. После первого посещения невролога, сыну поставили небольшое отставание в речевом развитии и прописали препараты. О логопеде не зашло речи, и я почему-то решила, что помогут лекарства. Так мы упустили некоторое время.

Некоторые родители считают, что помощь логопеда нужна, когда малыш уже разговаривает. Это не так. Специалисту важно чтобы ребенок хотя бы понимал обращенную к нему речь. Чем раньше начнется коррекционная работа - тем лучше.

Как выбрать хорошего логопеда

Без специалиста не обойтись? Тогда необходимо найти именно хорошего логопеда. Объявлений в газетах много, но никто не дает гарантии, что любой предлагающий свои услуги в данной области, является профессионалом.

Хороший логопед может дать и бесплатное объявление в интернете, и найтись в специализированном центре. Цена занятий так же не всегда указывает на профессионализм.

Часто другие врачи, направляющие ребенка на логопедические занятия могут посоветовать одного или нескольких специалистов. Возможно, стоит спросить их совета. Порекомендовать коллегу может логопед в поликлинике, специалисты из психолого-педагогического центра.

Хорошо, когда ответственного врача Вам посоветовал кто-то из знакомых на основе собственного опыта. Но даже в этом случае, не обязательно он подойдет для работы с Вашим малышом. Для логопеда важно не только умет правильно объяснить и показать малышу, как произносить звуки, но и наладить с ребенком контакт. Поэтому хорошо, если Вы сразу найдете несколько вариантов.

На что обратить внимание при выборе логопеда

Чтобы не растеряться во время первого разговора с будущим наставником ребенка и подобрать хорошего логопеда обратите внимание на критерии, по которым можно предварительно определить, профессионал ли перед Вами.

1. Высшее образование.

Логопед, на мой взгляд, должен быть специалистом с высшим образованием, желательно чтобы оно было очным. У выпускников ВУЗов помимо основной специализации есть и дополнительная, на это так же стоит обратить внимание в случае серьезных нарушений.

Так, логопед-дефектолог подойдет малышу, которому нужно развить и интеллектуальные функции, помочь адаптироваться в группе. В случае нарушения у ребенка слуха, хорошо, если с ним будет заниматься логопед-сурдолог. Желательно уточнить с помощью справочной литературы, требуется ли в Вашем случае определенная дополнительная специализация.

2. Стаж логопеда.

Стоит обратить внимание на стаж специалиста. Конечно, можно быть весьма одаренным молодым человеком, но опыт приходит со временем. Это вовсе не означает, что начинающий логопед окажется хуже, но если ребенок плохо идет на контакт или у него серьезные проблемы, человеку с опытом будет легче найти к нему подход.

3. Время коррекционной работы.

Хороший специалист никогда не скажет Вам, сколько конкретно времени потребуется на исправление речевого дефекта, но приблизительные сроки, необходимые на коррекционную работу, он сообщит. Возможно, это произойдет не сразу после диагностики, а в течение первых нескольких занятий. Работа с каждым ребенком индивидуальна, но профессионал не станет отделываться расплывчатыми фразами: «как пойдет, посмотрим».

Родители должны услышать примерно следующее: «я позанимаюсь с ребенком 3-5 занятий и сообщу точнее, сколько времени потребуется на исправление» или после нескольких посещений: «постановка звука займет неделю-две, затем мы приступим к закреплению и следующему звуку».

Даже если у малыша серьезные нарушения речи, в течение первых нескольких занятий грамотный специалист сможет наметить промежуточные этапы и сообщить о них родителям, сказать примерное время прохождения первого из них.

4. Заключение логопеда.

При наличии ярких нарушений речи, хороший логопед никогда не поставит окончательный диагноз только на основании собственной диагностики. Ему потребуется заключение других специалистов. Перечень может разниться в зависимости от характера нарушения, но, как правило, посещение невролога и лора требуется всем.

5. Опыт работы с конкретной проблемой.

Если у ребенка конкретная проблема, например заикание, стоит заранее узнать, есть ли у логопеда опыт работы с ней. Специалист, которого порекомендовали знакомые, может прекрасно разбираться в одной области, но не подойти именно Вашему малышу. Так, в случае с заиканием, у логопеда должен быть опыт проведения логопедического массажа.

Может случиться, что логопед просто откажется заниматься с ребенком. Это не означает, что проблема нерешаема, просто человек честно признает, что опыта помощи детям с определенным отклонением у него нет. Не отчаивайтесь - это шанс найти именно «вашего» специалиста.

В процессе поиска логопеда для сына от нас отказалось двое после того, как увидели диагноз «моторная алалия». Честно говоря, я им за это благодарна больше, чем тем, кто отнял время на бесполезные занятия. Всем родителям, которые так же столкнулись с непростым диагнозом, хочу сказать - логопеда мы нашли и проблема решена, не опускайте руки.

6. Методики, которые логопед намерен применять.

Не стесняйтесь спросить специалиста, каким образом он намерен работать с ребенком, какие методики будет использовать, как будут построены занятия. Логопед должен объяснить, что он собирается делать и в какой последовательности, понятным Вам языком.

Если на родителей обрушивается просто перечень и фамилий без объяснения сути методики - скорее всего, Вас запутывают или пытаются оправдать «свою высокую цену». Конечно, в диалоге может прозвучать несколько незнакомых имен, но все непонятное логопед объяснит.

Маленькая хитрость. Разбираться во всем родители не могут, но если в процессе разговора специалист называет какие-то конкретные методики и имена - их лучше записать. В настоящее время доступно большое количество литературы как печатной, так и в интернете и Вы сможете посмотреть подробнее, если потребуется. Это пригодиться в случае консультации у другого логопеда.

Как оценить работу логопеда

К сожалению, не все специалисты одинаково добросовестно подходят к своей работе. Некоторые просто тянут время и деньги. Конечно, хорошо, если у ребенка сразу, после нескольких занятий заметен прогресс, но это случается не всегда. Тогда по каким критериям можно оценить работу логопеда?

1. Грамотный специалист понимает, что необходима совместная работа с родителями.

Такой человек никогда не станет объяснять Вам в спешке, чем занимается с ребенком, какие возникают сложности, выделит на разговор дополнительное время помимо занятий. Если логопед не против присутствия родителей на занятиях - очень хорошо. Скорее всего, ему нечего скрывать, а для Вас это возможность освоить методику работы с ребенком.

2. Вероятно, от Вас потребуется выполнение определенных заданий.

Коррекционная работа не может занимать 2 занятия в неделю по 30 минут, она должна быть постоянной. Если логопед не советует упражнений, не дает дополнительных заданий - это повод насторожиться, а не радоваться. Хорошо, если занятия, которые Вы выполняете дома, полностью соответствуют тому, что малыш делал совместно со специалистом.

Чему не стоит удивляться - так это характеру заданий. Помимо непосредственно упражнений, логопед может попросить что-то раскрасить или сложить.

3. Ребенок должен идти на контакт с логопедом.

Спрашивайте малыша, если сами не присутствовали на занятии, чем он занимался, понравилось ли ему. Возможно, первые уроки логопеда придутся малышу не по душе - к этому тоже стоит быть готовыми.

Сначала сын капризничал и отказывался идти наотрез, но уже третье посещение логопеда он ждал и шел с улыбкой. Однако если и после нескольких занятий ребенок совсем не хочет заниматься - это повод найти другого специалиста.

От того, станет юный пациент «сотрудничать» или нет, зависит все. Поэтому последнее слово в выборе логопеда за ним.

Приглашаем на профессиональные занятия с логопедом в клубе «Детство». Мы сделаем все необходимое, чтобы ваш ребенок научился грамотно, понятно и четко говорить, повысил уверенность в себе и своих силах. Детский логопед поможет решить разные речевые проблемы. Проведет не только диагностику речевых нарушений, но и их коррекцию.

Логопедические занятия проводятся с использованием различных методик с учетом возраста ребенка, что гарантирует достижение желаемого результата в оптимально сжатые сроки. К каждому ребенку подбирается индивидуальный подход для решения конкретной проблемы.

В каких случаях мы гарантировано поможем?

Детский логопед в нашем клубе оказывают профессиональную помощь детям с такими патологиями, как:

  • мутизм, заикание;
  • гнусавость, шепелявость, картавость;
  • нарушения после травм и связанные с глухотой;
  • нарушения скорости произношения и навыков чтения;
  • непонятная речь.

Если у вашего ребенка есть проблемы с речью, и вы хотите устранить их максимально быстро, тогда без промедления записывайте его на логопедические занятия в наш клуб.

Когда без консультации специалиста не обойтись?

Речь малыша формируется до 5-летнего возраста, когда интенсивно развивается мозг. Если у вашего ребенка есть проблемы с произношением, он картавит, неправильно выговаривает слова, путает буквы, тогда консультация логопеда или дефектолога крайне необходима.

К специалисту нужно обращаться:


  • малыш не может говорить даже простые фpазы, изъясняется при помощи звуков, жестов, плача;
  • у ребенка отсутствуют навыки игры с игрушками;
  • малыш не может выполнить банальную просьбу, поскольку не понимает обращенную к нему речь.

Бывает так, что ребенок перестает говорить те слова, которые уже произносил ранее. В такой ситуации помощь специалиста необходима.

В этом возрасте на проблемы с речью у малыша указывают такие признаки:

  • искажение звуков;
  • пропуск, перестановка, добавление слогов в словах.
  • неправильное произношение звуков;
  • трудности в построении предложений.
  • многочисленные ошибки при письме;
  • трудности при чтении.

Не стоит пренебрегать проблемами с речью у ребенка, надеяться на то, что они исчезнут сами по себе с течением времени, это не так. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем лучше для малыша. От того, насколько правильно и умело чадо разговаривает, зависит его общее развитие и дальнейшие успехи.

Этапы работы специалиста с детьми, у которых есть проблемы с речью

Логопед-дефектолог работает с ребенком комплексно, в несколько этапов. Сначала он проводит диагностику текущего состояния, выявляет существующие проблемы, затем, учитывая возраст ребенка, сложность и вид проблемы, подбирает программу, по которой будут проводиться занятия. Самый последний этап взаимодействия логопеда и ребенка - занятия.

Первый этап: логопед на первой консультации попросит у родителей предоставить ему информацию о развитии ребенка и приеме медицинских препаратов, тетради, рисунки, другие образцы, заключение доктора, если такое имеется. На первом приеме ребенок должен выполнить определенные тесты, которые помогут выявить с предельной точностью нарушения, проблемы и отклонения.

Второй этап: после того, как логопед провел диагностику, выявил существующие проблемы, он составляет индивидуальную программу корректировки, учитывая возраст и потребности ребенка.

Программа включает в себя:

  • упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук;
  • подготовительные занятия перед школой;
  • упражнения, способствующие правильной постановке звуков, расширению словарного запаса, развитию памяти, творческого и абстрактного мышления, связной речи;
  • упражнения, направленные на формирование и коррекцию навыков чтения, письма, развивающие способность ребенка распознавать образы букв и так далее.

Чтобы малыш хорошо и быстро усваивал программу, необходимо регулярно посещать логопеда и соблюдать все его рекомендации не только на занятиях, но и дома.

Когда обращаться к логопеду: 14 причин обратиться к логопеду с ребенком

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка. С какого возраста нужно идти к логопеду с ребенком? На что обратить внимание в речи ребенка?

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками , повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

  • Специалист — логопед, детский психолог.
  • Закончила Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (специальность — логопедия, дополнительная специализация — практическая психология)
  • Опыт практической работы с детьми — более 10 лет
  • Имеет практический опыт помощи детям в роли логопеда и психолога в медицинском центре, детском центре под руководством известного нейропсихолога, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук А. Н. Корнева, в развивающих центрах для детей в Санкт-Петербурге.

Ждем Ваши вопросы к логопеду. В будущем году Вы сможете услышать видео-ответы логопеда на ваши самые интересные и важные вопросы.

Татьяна Андреевна Комарова начала отвечать на ваши вопросы на сайте «Родная тропинка»: см.

Спасибо всем за интересные вопросы. Татьяна Комарова обязательно ответит на многие из них в видео.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного центр «Мамин клуб».

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук. После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее - ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.