Сюкиева Нина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Астраханская митрополия

Отдел религиозного образования и катехизации

Министерство образования и науки Астраханской области

МБОУ «Икрянинская СОШ»

Сочинение

Послушание родителям

Сюкиева Нина

Ученица 6класса

МБОУ «Икрянинская СОШ»

8-927-558-07-78

Проверила

Учитель русского языка и литературы

Иванова Елена Владимировна

8-927-281-82-84

Послушание родителям

Чти отца твоего и матерь твою…

В настоящее время слышится много жалоб на непокорных и непослушных детей. Жалобы эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им. А вот послушайте, что говорит древний мудрец: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3,2- 7). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли - вот заповедь, данная Богом.

Ребенок родился. Все вокруг рады, и забота родителей - обеспечивать ему своевременное питание и комфорт. Как губка, ребенок впитывает в себя все, что видит и слышит. Учится ходить, говорить, проявлять свой характер. Очень важно в раннем возрасте приучить ребенка к послушанию. Формирование характера как строительство здания. Если фундамент прочный, то и здание не пошатнется в ненастье. Родители несут полную ответственность за становление ребенка. «Что посеешь, то и пожнешь», - так в народе говорят. Родители сами должны быть примером. Наблюдая за тем, как родители слушаются своих родителей, ухаживают, помогают им, дети сами по-детски, начинают помогать своим близким. «Что такое хорошо, и что такое плохо»,- дети также узнают от родителей. Поэтому родителям нужно следить за собственным поведением, а именно: не употреблять алкоголь, не курить, не ругаться.

Современное молодое поколение часто не слушается родителей. А как жили наши мамы, папы, бабушки, дедушки? В давние времена их молодости все слушали родителей, помогали старикам и даже боялись. Даже имея свою семью, детей, уже очень взрослые дети уважали мнение своих родителей. Оттого семья была крепкая, и родители не боялись старости. Они знали, дети не оставят их без помощи. Раньше не было домов престарелых. И дети не оставляли своих уже немощных родителей на попечение чужим людям. Однажды, читая газету «ЗОЖ», я наткнулась на статью, в которой одна женщина рассказывала о том, как она и ее друзья в детстве ходили по домам, помогали одиноким и беспомощным людям. Эта статья заставила меня о многом задуматься. Например, о том, почему современная молодежь стала другой, ну черствее что ли? И я пришла к выводу, что, видимо, они (старшее поколение) были по-другому воспитаны. Но ведь и нас родители учат только хорошему. Так в чём же дело? Думаю, что оно как раз в послушании родителям. Именно его не хватает сегодняшним детям… А оно нам всем так необходимо!

Послушание родителям - это очень важно. Это вырабатывает чувство терпимости к чужим недостаткам, уважения к людям, сострадания и милосердия к немощным и больным. Как малые дети становятся старики, они капризничают, ворчат, жалуются. Сколько нужно терпения и любви, чтобы находиться рядом с ними. А ведь это расплата за их бессонные ночи с нами, когда мы были маленькими. Помните, как в первый раз вы в детстве помыли свою чашку, как мама улыбалась и, гладя по голове, приговаривала: «Вот растет мамина помощница». А мальчик, взяв молоток или лопату, с гордостью назывался хозяином. И как порой бывает горько видеть, что дети не уважают ни родителей, ни других людей. Это все тот же фундамент. Где- то родители не доглядели, разбаловали. За детские шалости не наказывали, а посмеивались. Но в детстве и шалости детские, а когда любимое чадо, став взрослым, продолжает «шалить», уже не до смеха. И собирают родители плоды своего воспитания. «Кто жалеет для своих детей розга, тот детей своих не любит». Не обязательно физически наказывать детей, важно объяснять, почему его поставили в угол, за что он не пойдет гулять с другими детьми на улицу. Необходимо ребенка научить понимать и исправлять свои ошибки.

Бывают семьи, где родители ведут аморальный образ жизни. Алкоголь, сигареты заменяют им хлеб насущный. Они даже не переживают о том, во что одеты их дети, что едят, когда спят, где проводят свободное время. Дети предоставлены сами себе. Мы знаем, чем это заканчивается. Родителей лишают родительских прав, детей отдают в детские дома, где тоже не сладко. Они от этого иногда становятся злыми на всех. Сначала начинают воровать для того, чтобы не голодать, потом из ненависти к тем, у кого, по их мнению, есть все. Злоба, ненависть, зависть сопровождают их. От того и разбои, ограбления, убийства. И у таких рождаются дети. Та ненависть на весь мир передается, но с большей жестокостью. Порой родители начинают издеваться над собственными детьми, повторяя ошибки своих родителей. А своих родителей бросают на произвол судьбы. Также как и первые не вспоминали о детях. Горькими слезами плачут немощные старики, жалея, что не научили доброму и светлому.

Однако брошенные родителями дети не оставлены Богом. Поэтому случается Чудо. Когда в неблагополучной семье вырастают послушные дети. Они видят страдания своих родителей, мучения братьев и сестер. С любовью и состраданием понимают, что родители больны своими пороками. Пытаются не повторить чудовищных ошибок. «Как я жил, мои дети жить не будут». Послушание высшим силам дает возможность исправить создавшееся положение. Дети покорно относятся к пьяным выходкам родителей. Любой родитель хочет, чтобы его чадо его слушало. Вот мы удивляемся, откуда в такой семье, где нет порядка, брань, драки, постоянные пьяные застолья, вырастают такие хорошие дети. Только большая любовь и послушание родителям делают их такими. «Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Я не думаю, что такие дети знают об этом от своих родителей, но сердцем они желают вытащить их из «ямы порока». За этих родителей можно порадоваться. Несмотря на безобразное отношение к детям, они в старости их не оставят одинокими и беспомощными.

Помнится, я читала притчу о вороне и воронятах. «Однажды жила ворона со своими воронятами. Им угрожала большая опасность. Необходимо было перенести гнездо с птенцами на другой берег реки. Ворона взяла первого вороненка и понесла его в клюве. Над водой испугавшийся птенец взмолился: «Мамочка, не урони меня в воду, я не оставлю тебя в старости». Ворона выбросила своего ребенка. Второй также просил, не выбрасывать его в воду, уверяя, что в старости он будет ей опорой. И его мать-Ворона не пожалела. Когда другой вороненок сказал: «Когда я буду родителем, я также спасу своих птенцов от опасности». Ворона поверила в искренность своего птенца и сохранила ему жизнь».

Мне хочется, чтобы дети не забывали своих родителей, какими бы они не были. Помнили о том, что именно они подарили им самое дорогое - жизнь.

Мне очень хочется, чтобы мои дети уважали и почитали меня. Но для этого необходимо работать над собственным воспитанием, а именно слушаться родителей. Мама меня наказывает. Бывает обидно, очень обидно, я даже плачу. Во мне существует бунтарь. Но я понимаю, что это воспитание мне пригодится в жизни.

Именно желание научиться послушанию привело меня в воскресную школу и способствовало тому, что я стала читать книги о жизни Святых людей. Так я узнала о том, как Святитель Иоанн Златоуст ещё с отроческих лет намерен был оставить родительский дом со своим другом. Но, когда его мать попросила не оставлять её одну, он, несмотря на уговоры друга, остался послушным сыном и не покинул мать до самой её кончины. Преподобный Сергий, живя в доме своих родителей, тоже стремился душой к подвигам строгой иноческой жизни, но, услышав просьбу старых родителей, благодарный сын повинуется их воле и покоит старость родителей. Только после того, когда родителей не стало, он решился исполнить давнее желание своего сердца.

Вот и я сейчас учусь послушанию родителям, а потом, когда буду взрослой, буду слушаться своего мужа, начальников. И хотя смирение и покорность мне сейчас не очень приятны, я, слушая рассказы мамы, бабушки, старшей сестры делаю выводы о том, что нельзя огрызаться, обижаться, обвинять, проявлять свое упрямство. Меня не наказывают физически, но призывают к совести. Как говорит моя бабушка: «Ребенка воспитывают, пока лежит поперек лавки». Но мама говорит, что меня еще не поздно пороть.

Послушание – это тот драгоценный фонарик для каждого человека, который может показать дорожку к величайшим добродетелям, спасителям нашей души: ограничение своеволия, терпение жизненных невзгод, несправедливости и обид, смирение и кротость. Именно поэтому даже взрослые люди слушаются советов батюшки, своего духовника, чтобы их волшебный фонарик никогда не выключался. Для этого верующие люди в каждодневной молитве просят: «Господи, дай мне послушания, смирения и кротости…»

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.

Мы уже поговорили о приятных благословениях, обещанных Богом для тех, кто исполняет пятую заповедь, об осуждении тех, кто не исполняет. Мы узнали, что дети всю жизнь должны почитать своих родителей, но в практическую плоскость этой заповеди так и не перешли. Сегодня мы поговорим о том, как показывать своим родителям, что мы их почитаем, особенно, когда мы уже в зрелом возрасте. Сегодняшний разговор будет немного «по верхушкам», а в следующей статье мы обратимся к опыту людей, чтобы найти конкретные способы оказать честь.

Почитайте и слушайтесь

В обоих описаниях Десяти заповедей (в книге Исход и книге Второзаконие) Бог предписывает детям «почитать отца и мать». Нет там ни слова о послушании. Тем не менее, когда мы читаем о применении заповеди в Библии, мы видим, что послушание является ключевым компонентом почитания, которое дети должны проявлять к родителям. Закономерен вопрос: а послушание родителям временно или не зависит от возраста детей? Всегда ли почтение требует послушания? Если я стремлюсь почитать своих родителей, должен ли я слушаться их всю свою жизнь? Для ответа на этот вопрос следует, пожалуй, изучить почтение и послушание, чтобы понять, чем они похожи и в чем их отличия.

Слушайся

То, что пятая заповедь от нас не требует имеет такое же важное значение, как и то, чего она не требует. В пятой заповеди нет слов: «Слушайся своих отца и мать». Там говорится: «Почитай отца и мать». И все же Библия ясно дает понять, что послушание родителям очень важно. Мы встречаем «язык послушания» во многих толкованиях и применениях пятой заповеди. Но при более пристальном изучении этой темы становится понятно, что все упоминания послушания применены в контексте зависимых от родителей молодых детей. Когда же речь заходит о взрослых детях, язык меняется на разговор об уважении и заботе. Таким образом, послушание – это одна из форм почтения, подходящая для маленьких детей.

Все дети должны почитать своих родителей. Но когда дети молоды, почтение родителей принимает форму послушания. Поэтому Павел толкует пятую заповедь для молодых детей (Еф. 6:1-3 и Кол. 3:20): «Дети, повинуйтесь своим родителям». Повиноваться – это значит подчиняться воле человека, который имеет авторитет, соблюдать его требования и выполнять его просьбы. Это, как мы учим наших детей, значит: «Сделай сейчас, сделай хорошо и с радостным сердцем». Послушание – это детский способ почитать родителей.

Родители вправе ожидать и требовать от детей повиновения, а дети вправе показывать почтение родителям через это послушание. Именно послушание родителям учит детей подчинению другим властям, включая Самого Бога. Именно через родительское воспитание и наказание дети готовятся к размеренной жизни в этом мире. Джон МакАртур хорошо это формулирует: «Дети, уважающие и слушающиеся своих родителей построят общество, в котором правит порядок, гармония и плодотворность. Поколение недисциплинированных, непослушных детей произведет общество хаоса и разрушения».

В случае с родителями и их молодыми детьми послушание задумано как временная мера, которая длится, пока дети живут на иждивении своих родителей. Детство – это период обучения под руководством родителей. Родители заставляют своих детей слушаться, чтобы дети научились уважению и почтению, чтобы оставшуюся жизнь почитали родителей, учителей, руководителей и правительства. Обучив своих детей послушанию, родители пожинают пожизненное почтение.


Почитай

Что значит почитать? Что такое честь? В библейском контексте слово честь указывает на вес или значение. Для почтения родителей мы признаем их ценность для нас или ценность наших с ними отношений. Джон Куррид объясняет это так: «Дело в том, что дети не должны допускать несерьезного отношения к родителям, не должны допускать несерьезных мыслей о них. Родители – это серьезно. Родители представляют для нас огромную ценность». Идею о том, как выглядит почтение к родителям, можно почерпнуть из отрывков, где упоминается суд над теми, кто родителей не почитает. Это отрывки из гражданского закона и книг мудрости, которые мы уже прочитали в прошлый раз: Лев. 20:9, Пр. 30:17 и т.д.

Что мы там читаем? Дети, не чтящие своих родителей, мятежны и противятся наказанию, которое могло бы вывести их из мятежного состояния. Выражаться это может в ругани, проклятиях и насмешках над родителями. Такие дети могут даже проявлять физическую жестокость по отношению к отцу и матери. Если мы обратимся к Новому Завету, мы увидим, что отказ от исполнения пятой заповеди может выражаться и в отказе заботиться о родителях, об их физических и финансовых нуждах (Мк. 7:8-13, 1 Тим. 5:8).

Таким образом для почтения своих родителей мы должны уважать и благоговеть перед ними, относиться к ним с добротой и нежностью. Мы должны быть уверены, что они получают все необходимое, и даже заботиться об их нуждах. Деннис Рейни пишет: «Почтение – это особое отношение, подкрепленное действиями. Все они говорят родителям об одном: вы ценны и достойны, вас поместил в мою жизнь Сам Бог». Все это и даже больше помещено в это простое слово: почтение.

Слушайся сегодня, почитай всегда

Необходимо поразмышлять на тему «почему согласно пятой заповеди требуется почитание, а не послушание». Я убежден, что причин тут две: в какой-то момент мы уже не обязаны слушаться родителей, а еще, даже до наступления этого момента, бывают ситуации, в которых мы не можем и не должны подчиняться им. Другими словами, бывает, что иногда неподчинение родителям – это тоже форма почтения.

Конец послушания. Приходит время, когда подчинение родителям становится неуместным. Задача родителей – вырастить своих детей независимыми, способными жить без родительской опеки. В большинстве случаев отношения родители-дети меняются со вступлением в брак, когда «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Получая независимость от своих родителей, ребенок покидает их надзор и руководство. Он больше не должен слушаться так, как это делал раньше.

Грех подчинения. Довольно часто случается, что послушание будет грехом. Например, когда родители приказывают детям согрешить или приказывают проявить непослушание Богу или властям. Когда такое происходит, ребенок должен проявить непослушание родителям, дабы проявить послушание высшей власти. А иногда родители требуют послушания от взрослых детей. Иногда требования послушания сопровождаются оскорблениями и насилием. В таких случаях ребенок не обязан подчиняться.

Именно поэтому заповедь звучит как «почитай отца и мать», ведь послушание уместно не всегда, а иногда даже было бы греховным. Почтение же к родителям должно сопровождать всю нашу жизнь.


Совершенное почтение, совершенное послушание

Бог не оставил нас без библейского примера почитания и послушания. Оба эти примера нам даны в Иисусе Христе. Будучи Богом, Он был рожден в семье земных родителей, которых Он добровольно, радостно и совершенным образом чтил и слушался. В Евангелии от Луки 2:51 мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Мы видим, как уже перед смертью, Иисус заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

Подобно тому, как Иисус чтил и слушался своих земных родителей, Он почитал и слушался Своего Небесного Отца. Во всех своих делах Он хорошо говорил об Отце, отдавал Ему славу и исполнял Его волю. Разумеется, Он проявлял послушание Своему Небесному Отцу: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Не теряя самостоятельности или достоинства, Иисус почитал и подчинялся. Если мы желаем почитать и подчиняться родителям, мы должны узнать об Иисусе. Если мы хотим, чтобы наши дети слушались и почитали нас, мы должны рассказать им об Иисусе. Он, как и всегда, является лучшим примером исполнения Божьего закона.

Заключение

В следующей статье мы поговорим о культурных особенностях понимания почитания родителей. Позже мы поговорим и о случаях, когда почитать своих родителей особенно тяжело. Мы так же поговорим о практических советах, которые помогут лучше представлять, каким образом можно чтить отца и мать. И, разумеется, уместен был бы и разговор о том, как нам самим быть родителями, достойными почтения.

Закончим давайте на радостной ноте. Мы уже знаем, что в почтении к родителям есть два великих благословения: длинная жизнь и хорошая жизнь. Если покопаться в Новом завете, можно раскопать еще одно великое благословение: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Наше почитание родителей радует Бога! Почему? Потому что чтя отца и мать мы чтим Самого Бога, давшего нам этих родителей. Поэтому позвольте мне попросить вас сегодня подумать о способах проявить почтение к вашим родителям. Ведь это угодно Богу и прославляет Его.

Ст. 20-22 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» . Опять полагает – «Господу» , полагает законы послушания, усовещивает, смиряет. «Ибо это» , – говорит, – «благоугодно Господу» . Смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но сверх того и по воле Божьей, чтобы нам получить награду. . Вот и здесь опять – подчинение и любовь. Не сказал: любите детей, – потому что это было бы лишнее (слово), к этому влечет сама природа; а исправил то, что надлежало, именно, что любовь здесь бывает сильнее, насколько и послушание больше. Ведь нигде не полагает он примера мужа и жены, – но что? Послушай, что говорит пророк: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13) ; и опять говорит Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7:9,10) ? «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» . Что особенно, знал он, будет чувствительно для отцов, то и полагает и повеление дружелюбно преподает сам, нигде не приводя Бога; этим возбуждает он чувство родителей и смягчает сердце их. Выражение же: «не раздражайте» значит: не делайте их спорщиками. Есть случаи, в которых вы должны уступать им. Потом переходит к третьему (предмету) власти: «Рабы» , – говорит, – . Здесь хотя и есть нечто, относящееся к любви, но эта любовь предписывается не природой, как было выше, а обычаем, и требуется с одной стороны властью, с другой делами. Здесь таким образом начало любви уменьшено, а начало послушания усилено, и этим выражается желание, чтобы то, что первые имеют по природе, последние воздавали им из послушания, – так что здесь (Павел) беседует не за господ с одними рабами, но за самих (рабов), чтобы господам сделались они желанными. Впрочем, выражает это не явно; иначе привел бы их в недоумение. «Рабы» , – говорит, – «во всем повинуйтесь господам вашим по плоти» .

И смотри, как всегда ставит имена – жены, дети, рабы – в смысл обязанности повиноваться; а чтобы ты не скорбел, прибавляет: «Господам вашим по плоти» . Лучшее твое, говорит, твоя душа свободна; рабство же временно. Подчини же ему свое тело, чтобы не рабствовать необходимости. «Не в глазах только служа им, как человекоугодники» . Сделай, говорит, так, чтобы рабство от закона было рабством от страха Христова. Если бы даже господин и не видел, что ты совершаешь должное и для его чести, – все же ты совершаешь ради недремлющего Ока. «Не в глазах только» , – говорит, – «служа им, как человекоугодники» , так как (работая только пред очами) вы подвергаетесь вреду. Послушай, что говорит пророк: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс. 52:6) . Смотри, как он щадит их и упорядочивает. «Но в простоте сердца» , – говорит, – «боясь Бога» , потому что одно иметь в сердце, а другое делать, иным казаться в присутствии господина, и иным в отсутствии, – это не простота, а притворство. Потому не просто сказал: «но в простоте сердца» , но – «боясь Бога» . Это именно и значит бояться Бога, когда мы не делаем ничего худого, хотя бы никто не видел нас; если же делаем, то боимся не Бога, а людей. Видишь ли, что он упорядочивает их?

Беседы на послание к Колоссянам.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-21 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

По-иному следует увещевать подчиненных, а по-иному - начальствующих. Пусть первых не сокрушает подчинение, а вторых пусть не возносит более высокое место. Пусть одни выполняют не меньше, чем имповелено, а другие повелевают исполнять не больше того, что справедливо. Те пусть смиренно подчиняются, а эти умеренно господствуют. Ведь первым было сказано то, что может быть понято и образно: Дети, будьте послушны родителям вашим в Господе, а вторым повелено: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших . Первые пусть учатся, каким образом бы пред очами скрытого судии устраивать свой внутренний (мир), а те - каким образом предоставить вовне пример доброй жизни для вверенных им (в управление).

Пастырское правило.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти, поскольку в законе и пророках ясно Сам Господь заповедал: Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12) . Да внимают этой заповеди особенно те из находящихся здесь, которые имеют отцов и матерей. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость (Еф 6:1) . Господь не сказал просто: Кто любит отца или мать, не достоин Меня , - чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно не понял в превратном смысле, но присовокупил - больше Меня (Мф 10:37) .

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 20-21 чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви. Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают

Детям - послушание родителям; родителям - нераздражение чад. Очевидно, что Апостол не все и здесь определяет, как и в предыдущем, а устраняет только то, чем наиболее расстраиваются добрые отношения родителей и детей. Родители естественно всею душою радеют о детях, и дети всею душою преданы бывают родителям. На сих чувствах опираясь, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока те чувства в силе. Пока дети во всем послушны, родители мирны к ним и бывают покойны насчет них; но, коль скоро оказываться начнет непослушание, родительские очи уже нелюбовно смотрят на детей и сердце их немирно к ним. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, - и разлад зародился. Равно, пока родители ведут детей в духе любви, дети почивают на их любви, и, что бы ни приказывали, что бы ни запрещали родители, все то принимается к исполнению с теплою готовностию, по уверенности, что распоряжения родителей делаются исключительно для их блага. Пока в силе эта уверенность,- ни укоры, ни меры исправления, ни другое что не колеблет теплой преданности родителям. Но коль скоро дети увидят, что родители приказывают и запрещают, только чтоб показать власть свою, то это тотчас поселяет в них неприятное чувство, огорчает, раздражает, хотя бы запрещенное или приказанное не нарушало прямо их собственного блага. Вследствие сего мирное, сердечное отношение к родителям у детей расстраивается, и между ними воздвигается средостение: детям становится тяжело жить под родителями, они унывают. Мира семейного и нет. - Апостол и предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям нераздражение чад.

К каждой из сих заповедей прилагает он и особые побуждения. Для удержания детей в полном всегдашнем послушании поставляет побуждением то, что это благоугодно есть Господеви . Дети предполагаются состоящими в страхе Божием и ревнующими паче всего благоугождать Господу, как и подобает детям христианских родителей. Апостол уверен, что благоугождать Господу дороже для них всяких естественных побуждений. Повиновение, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Там - приди какое-либо противочувствие, тоже на естестве основанное (как, например, раздражение по чувству самосохранения и ревности о своем благобытии), и повиновение теряет уже основу. А здесь - что ни привзойди, повиновение никогда не потеряет своей основы; ибо основано на том, что выше естества. Святой Златоуст и говорит: «смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но, сверх того, и по воле Божией, да получим награду (от Бога)». Кто из благоугождения Господу повинуется родителям, того не отклонит от сего повиновения самый неправый образ действования родителей в отношении к нему: ибо он, повинуясь, не им угождать старается, а Господу. Отсюда само собою следует, что только то и может поставить такого в необходимость не послушаться, когда родителями требуется что неблагоугодное Господу. Блаженный Феофилакт и пишет: «обращая речь к детям благочестивых родителей (то есть верующих в Господа), Апостол сказал: во всем, так как отцам нечестивым (не верующим в Господа) не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они начнут насильно влечь в свое нечестие».

Обращаясь к родителям, Апостол «не сказал: любите детей; ибо это было бы излишнее слово; к этому влечет сама природа» (святой Златоуст). Слово Божие так высоко ставит любовь родительскую, что везде ею объясняет любовь к нам Божию. «Нигде не предлагает оно (в пояснение сего) примера (любви) мужа и жены, но что? Послушай, что говорит Пророк: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс. 102, 13). Посмотри опять, что говорит и Христос Господь: кто есть от вас человек, его-же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? (Мф. 7, 9- )» (святой Златоуст). Почему, когда повелевает не раздражайте ,- не предполагает отсутствия любви, а устраняет неблагоразумное действование в отношении к детям, при любви и даже по самой любви. Он говорит как бы образом ваших действий на детей опасайтесь возбуждать в них неприятные к вам чувства, могущие отдалить сердца их от вас. Или: образом ваших действий не поставляйте детей в состояние вступать с вами в спор, пререкание и даже неповиновение. «Не делайте их пререкателями. Есть случаи, в которых вы должны уступать им» (святой Златоуст) «Не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтоб не сделать их противоречивыми» (блаженный Феофилакт). И не это только, но, «что прилично, делать и в их угождение» (блаженный Феодорит). Не поблажку советует, а благоразумное снисхождение, умеряющее, однако ж, необходимую строгость, а не устраняющее.

Чтоб расположить родителей к таком образу действования, Апостол ставит побуждением к нему: да не унывают, ινα μη αθυμωσιν ,- чтоб дети не падали духом, не ходили повеся голову. «Что особенно чувствительно для отцов, то и полагает. Этим возбуждает он родительское чувство и смягчает сердце их» (святой Златоуст) «Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей и как влечет утробы их! Ибо вся забота у отцов о том, чтоб дети не унывали» (блаженный Феофилакт). Детей оградил от непослушания страхом Божиим и их ревностию о благоугождении Господу; а «родителям преподает повеление дружелюбно сам, не приводя им на память Бога» (святой Златоуст). Почему бы так? Потому что и видя, что раздражают чад, они могут думать, что не идут против воли Божией. Но, видя, что дети унывают и ходят повеся голову, не могут не подвигнуться родительским сердцем построже вникнуть в дело и, рассмотрев свой образ действования, так его потом наладить, чтоб дети перестали унывать.

Блаж. Феофилакт Болгарский

дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу

Опять говорит: Господу (Κυρίω). Апостол желает, чтобы мы делали это не по одной природе, но и потому, что так угодно Богу, чтобы награду мы получили как делающие для Бога. Обращая речь к детям благочестивых родителей, сказал: во всем , так как отцам нечестивым не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они насильно начнут влечь в свое нечестие.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус. Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны. Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете: «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать - вот первая заповедь, за которой следует обещание: тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле» (Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны (Иеремии 35:18–19). Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушанием родителям (Римлянам 1:30; 2 Тимофею 3:2).

Соломон, мудрейший человек, призывал детей почитать своих родителей (Притчи 1:8; 13:1; 30:17). Хотя мы можем уже не находится под их авторитетом, мы не можем «перерасти» Божью заповедь почитать своих родителей. Даже Иисус, Бог Сын, подчинялся как Своим земным родителям (Луки 2:51), так и небесному Отцу (Матфея 26:39). Следуя примеру Христа, мы должны относиться к своим родителям с тем же почтением, как и к нашему небесному Отцу (Евреям 12:9; Малахии 1:6).

Нам приказано почитать своих родителей, но каким образом? Почитайте их и действиями, и отношением (Марка 7:6). Уважайте как озвученные, так и невысказанные их желания. «Мудрость сына – от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит» (Притчи 13:1). В Евангелии от Матфея Иисус напоминает фариссеям о Божьей заповеди почитать отца и мать. Они следовали букве закона, но добавили свои собственные традиции, которые существенно исказили его. Хотя они почитали своих родителей на словах, поступки демонстрировали их истинные мотивы. Почтение – это нечто большее, чем пустые слова. Слово «почитать» в этом стихе является глаголом и, как таковое, требует соответствующих действий.

Мы должны стремиться почитать своих родителей так, как мы стремимся принести славу Богу – своими мыслями, словами и поступками. Для ребёнка послушание родителям идёт рука об руку с их почитанием. Это включает умение слушать, внимательность и покорность их авторитету. После того, как дети повзрослеют, послушание, которому они научились в юности, поможет им уважать другие авторитеты, как правительство, полиция и работодатели.

Тем не менее, хотя от нас требуется уважение к своим родителям, это не значит следование плохому примеру (Иезекииля 20:18–19). Если родитель указывает ребёнку совершить что-либо, противоречащее Божьим заповедям, он должен скорее слушаться Бога, чем своих родителей (Деяния 5:28).

Почтение порождает почтение. Бог не будет почитать тех, кто не выполняет Его заповедь почитать своих родителей. Если мы желаем принести Богу радость и быть благословенными, то нам следует почитать своих родителей. Проявлять почтение нелегко, оно не всегда приносит удовольствие и, несомненно, его невозможно достичь своими собственными силами. Но почтение – это, определённо, прямой путь к нашей цели в жизни – прославлению Бога. «Дети, во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу» (Колоссянам 3:20).

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.