Смерть маркизы де Помпадур

В тот же день королевский хронист сделал запись:

«Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около семи часов вечера в личных покоях короля в возрасте сорока трех лет».

Известно, что до самой последней минуты, уже практически лежа на смертном одре, она продолжала работать, выслушивая доклад почтового интенданта Жаннелля. А на следующий день в кабинет покойницы проник под каким-то предлогом герцог де Шуазель. Была ранняя весна, и на улице было тепло, но герцог явился в широком пальто из красного драпа, под которым, как говорят, ему удалось унести какие-то секретные бумаги скончавшейся фаворитки.

В своем завещании маркиза написала, что хочет быть похороненной «без церемоний». Своему старшему дворецкому Коллену она завещала пенсию в 6000 ливров, доктору Кенэ - в 4000 ливров. Не забыла она и горничных, слуг, поваров, консьержек, садовников и прочий персонал. Все они получили примерно по 150 ливров. Мадам дю Оссэ - 150 ливров и 400 ливров ее сыну.

Не пропустила маркиза и своих друзей или людей, каких она таковыми считала. Так, например, мадам де Мирепуа получила ее новые часы, усыпанные бриллиантами, герцогиня де Грамон - шкатулку с бриллиантовой бабочкой, герцог де Гонто - красивое кольцо, князь де Субиз - перстень, свой портрет и ее портрет.

Все свое движимое и недвижимое имущество она завещала брату Абелю, а заняться выполнением пунктов завещания поручила своему старому другу князю де Субизу.

Завещание это было составлено в Версале 15 ноября 1757 года, то есть за шесть с лишним лет до смерти маркизы.

По собственным оценкам маркизы де Помпадур, сделанным совместно с Колленом, ее имущество и кое-какие расходы состояли на тот момент из следующих пунктов:

Серебряная посуда 37 600 ливров

Золотая посуда и безделушки 150 000 ливров

Потратила на всевозможные удовольствия 1 338 867 ливров

Потратила на питание за девятнадцать лет 3 504 800 ливров

Потратила на путешествия, спектакли и праздники 4 005 900 ливров

Жалованье слугам за девятнадцать лет 1 168 886 ливров

Получено в виде пенсий 229 236 ливров

Шкатулка из золотых коробочек, вставленных друг в друга 294 000 ливров

Шкатулка с бриллиантами 1 783 000 ливров

Коллекция гравированных драгоценных камней 400 000 ливров

ИТОГО 13 512 289 ливров

В марте 1761 года к завещанию были добавлены фарфоровые изделия, драгоценные камни, платья, книги, мебель, конные упряжки и дома на сумму еще в почти 9 000 000 ливров, и общая сумма составила 22 433 918 ливров. Потом к этой сумме были добавлены еще кое-какие расходы и имущество и получилось 23 213 918 ливров.

Одних только книг в библиотеке маркизы де Помпадур насчитывалось более 3500 томов, в том числе более 800 томов французской поэзии, 700 романов, 215 книг по философии, 52 сказки и т. д. Все книги были переплетены в телячью кожу или сафьян красного цвета с позолотой.

Вообще складывается впечатление, что маркиза своих вещей никогда не продавала. Книги, картины, мебель, драгоценности, белье и тому подобное тоннами заполняли принадлежавшие ей замки и дворцы. Ее сундуки ломились от великолепных нарядов, а подвалы - от дорогих вин. Полная опись ее личного имущества в конечном итоге составила порядка 30 000 пунктов, и двум чиновникам на ее составление потребовалось более года.

В своих «Исторических достопримечательностях» Жозеф Ле Руа, бывший служащий версальской библиотеки, произвел скрупулезнейшие подсчеты и сделал заключение, что всего «царствование» маркизы де Помпадур стоило Франции почти 37 000 000 ливров. Точнее - 36 924 140 ливров. Если исходить из того, что один луидор (монета, содержавшая 7,65 г золота) равнялся двадцати четырем ливрам, то эта сумма эквивалентна примерно одиннадцати с половиной тоннам золота.

Тридцать семь миллионов ливров… Чтобы понять, насколько это много, достаточно сказать, что в те времена в крупных городах Франции ремесленник, получавший один ливр в день, считался вполне обеспеченным человеком. На крупной мануфактуре в Сен-Гобене оплата квалифицированного рабочего колебалась от 310 до 620 ливров в год, а жалованье генерального директора доходило до 2400 ливров. Твердая цена фунта хлеба (примерно 450 г) составляла 3 су (0,15 ливра), примерно столько же стоила пинта вина (0,93 л), цена цыпленка не превышала 15 су (0,75 ливра), дюжины деревянных башмаков сабо - 25 су (1,25 ливра). При снабжении армии ружье стоило 18 ливров, пистолет - 10 ливров, сабля с рукоятью - 8 ливров, кожаное седло с поводьями - 33 ливра, а хороший нормандский конь - 250 ливров.

Вопреки свидетельствам иных историков - ведь они мало заботятся о достоверном описании событий - смерть мадам де Помпадур глубоко потрясла Людовика XV. Перед тем как уединиться у себя в апартаментах, он поведал своему доктору:

Лишь я один могу понять, что только что потерял…

Маркиза де Помпадур была погребена 17 апреля 1764 года в часовне монастыря Капуцинок рядом с могилой матери и дочери. Место это находится в самом центре Парижа, там, где сегодняшняя Авеню де ля Пэ выходит на Вандомскую площадь.

Ни от часовни, ни от могил нынче не осталось и следа.

Несмотря на то что маркиза де Помпадур вошла в историю как некоронованная королева, игравшая видную роль не только во Франции, но и во всей Европе, направляя внешнюю и внутреннюю политику, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя наукам и искусству, вся ее жизнь уместилась в короткой эпитафии:

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел –

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Гадание на маркизу Помпадур Свечи догорали. Гадалка, торопясь, открыла последнюю карту и застыла, недоуменно уставясь на худенькую девочку, почти заморыша: «Ну и дела! Да эта худышка со временем станет возлюбленной фавориткой короля!»Мать девочки, Луиза Пуассон,

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Графини-маркизы и оперная певица Образованные аристократы восприняли воздушные шары только в качестве развлечения, к тому же развлечения для богатых, ведь на создание шара, наполнение его теплым воздухом требовались огромные деньги. Неудивительно, что изобретатели

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Помпадур Маркиза де Настоящее имя - Жанна Антуанетта Пуассон (род. в 1721 г. - ум. в 1764 г.)Фаворитка французского короля Людовика XV, имя которой стало нарицательным в определении королевских любовниц.Первая женщина в Версале с задатками премьер-министра.Франция,

Из книги Казанова автора Морозова Елена Вячеславовна

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая Маркиза де Помпадур Она была очень умной женщиной, сумевшей удержаться в непростом положении: любовница короля, не отличавшегося постоянством, она чрезвычайно ловко перешла от любви к дружбе, став, в некотором роде, поставщицей наслаждений, которых больше не

Из книги Самые желанные женщины [От Нефертити до Софи Лорен и принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

Странная болезнь маркизы де Помпадур Когда королю доложили, что маркиза де Помпадур тяжело заболела, он поначалу не поверил в это. Какое там заболела, ведь он только накануне виделся с нею, и она была, как всегда, весела и разговорчива.Причиной подобного неведения короля

Из книги Власть женщин [От Клеопатры до принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

По стопам маркизы де Помпадур Главной заботой мадам дю Барри были не слава и не государственные дела. Она помышляла лишь о том, как бы удержать при себе стареющего короля, а себе продлить связанные с этим развлечения и удовольствия. Стратегия маркизы де Помпадур была

Из книги Лыковы автора Дулькейт Тигрий Георгиевич

Вторая мадам де Помпадур Вернувшийся Наполеон III дал понять Вирджинии, что разлука не остудила его пыла, резвился, словно юноша, а потом отправился передохнуть в Биарриц. По возвращении по-прежнему влюбленный император пригласил графиню в Компьень.Двор был изумлен.

Из книги Улыбка Джоконды: Книга о художниках автора Безелянский Юрий

Маркиза де Помпадур. Сердце короля Говорили, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, как будто бы сама была королевской крови: в своих покоях, которые когда-то принадлежали мадам де Монтеспан, всесильной фаворитке Людовика XIV, она

Из книги Жизнеописания прославленных куртизанок разных стран и народов мира автора де Кок Анри

Маркиза де Помпадур Сердце короляГоворили, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, как будто бы сама была королевской крови: в своих покоях, которые когда-то принадлежали мадам де Монтеспан, всесильной фаворитке Людовика XIV, она

Из книги Анекдоты и предания о Петре Великом [старая орфография] автора Феоктистов Иван Иванович

Поселок геологов. Открытие мира для Лыковых. Взаимные визиты. Очередная трагедия - смерть трех Лыковых. Смерть Карпа Осиповича. Одиночество Появление людей явилось серьезным, если так можно выразиться, стрессовым событием, особенно для молодых Лыковых. Ладно бы, если бы

Из книги Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Том 2 автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Маркизы, фейерверки и… смерть (Константин Сомов)

Из книги автора

Из книги автора

XXXVII. Пос?щеніе маркизы Ментенонъ. Петръ пробылъ въ Париж? 43 дня. За это время онъ пос?тилъ зд?сь все, что казалось ему достойнымъ вниманія. Онъ вставалъ въ 4 часа и ежедневно поутру и посл? об?да отправлялся осматривать Парижъ или его окрестности. Онъ заходилъ въ лавки, къ

Из книги автора

XXXII. Возвращение в Москву. - Последние письма к родным и друзьям. - Разговор с О.М. Бодянским. - Смерть г-жи Хомяковой. - Болезнь Гоголя. - Говенье. - Сожжение рукописей и смерть. Из Одессы Гоголь в последний раз переехал в свое предковское село и провел там в последний раз самую

Портрет маркизы де Помпадур

Век восемнадцатый, галантный век прославился в истории Европы тем, что одновременно три женщины оставили в нем неизгладимый след. Две императрицы: Мария Терезия в Австро-Венгрии, Екатерина Великая в России. Во Франции - маркиза де Помпадур (29.12.1721 - 15.04.1764), мещанка, некоронованная королева, которая на протяжении двадцати лет была фавориткой Людовика XV и вошла в историю не только как самая блестящая куртизанка, но и как выдающийся политик, покровительница наук и искусств.

Портрет маркизы Помпадур, Ф.Буше.Francois Boucher The Marquise de Pompad...

30 декабря 1721 года в Париже крестили Жанну Антуанетту Пуассон, родившуюся накануне у супруги Франсуа Пуассона, шталмейстера двора герцога Орлеанского, - Луизы Мадлены де Ла Мот. В детстве она была так прелестна, что родные прозвали ее Королевной. Жанна с детства отличалась и незаурядными способностями: играла на музыкальных инструментах, хорошо пела, любила и умела рисовать, обладала несомненными актерскими качествами. Девочка, правда не отличалась крепким здоровьем, что весьма беспокоило ее отца. С юных лет у нее находили предрасположение к болезни легких, что в конце концов и явилось причиной ее смерти в возрасте сорока двух лет…

Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию. Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но, по-видимому, нравов не очень строгих. Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был генерал Ле Норманн де Турнэм. Во всяком случае, в судьбе Жанны он принимал очень живое участие. Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование. Для Жанны выбрали монастырь урсулинок в Пуасси, в превосходном месте на берегу Сены.

Время от времени Жанна Антуанетта навещала родных в Париже. Однажды, как гласит семейное предание, госпоже Пуассон пришла мысль сводить свою дочь к гадалке, некой госпоже Лебон. Та долго разглядывала Королевну, и, хотя девочке было только девять лет, в ней уже угадывалась будущая очаровательная женщина. «Эта девчушка,- сказала госпожа Лебон, - в один прекрасный день станет метрессой короля». Спустя тридцать лет Королевна, к тому времени уже носившая титул маркизы де Помпадур, в знак признательности повелела выплачивать женщине, предсказавшей ее судьбу, ежегодную пенсию в 600 ливров.

Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.

Не повлияло ли само предсказание, о котором ни Королевна, ни ее мать никогда не забывали, на судьбу девочки, убежденной в том, что ей суждено покорить сердце Людовика ХV.

Французский король Людовик XV в коронационной мантии, с жезлом и короной

Весьма примечательно, что монастыри того времени действительно давали прекрасное образование. Жанна Антуанетта превосходно играла на клавесине, занималась живописью и была увлечена гравировкой камней. Привлекала ее и модная тогда наука - ботаника, к тому же она, имея на редкость утонченный вкус, стала безупречной хозяйкой дома. Влюбленная в искусство, будущая маркиза с юных лет поклонялась культу красоты, который позднее ввела в Версале. Сама она, к слову, тоже напоминала точеную статуэтку: хрупкое, но гармоничное телосложение, превосходного оттенка кожа, безукоризненная элегантность…

Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.

Родители решили, что пора выдавать ее замуж. Тем более, что покровитель Жанны уже имел план и на этот счет: он решил выдать ее за своего племянника, который хоть и не обладал привлекательной внешностью, но свое физическое несовершенство компенсировал блестящим образованием, деликатностью чувств и, благодаря своему дядюшке, довольно большим состоянием. К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти.

И вот 9 марта 1741 года, в Париже, в церкви св. Евтахия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Шарлем Гийомом Ле Норман д“ Этиолем. Шарль Гийом безумно влюбился в свою юную супругу. Мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету. На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. «Я вас никогда не покину, - сказала она однажды мужу шутливо, - разве только ради короля!»

Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.

Через год после свадьбы госпожа Ле Норманн д"Этиоль родила мальчика, который, к несчастью, умер в младенчестве. Опечаленная мать была вскоре утешена рождением дочери, названной Александриной.

Французская живопись Маркиза Помпадур с дочерью Александриной

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых — и среди них аббат Берни, Вольтер, Фонтенель. Общаясь с ними, она вошла в мир искусства, литературы и политики.

Нельзя сказать, чтобы она была красива. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, чарующая улыбка, великолепные пепельные волосы, прекрасные руки, изумительная кожа, хрупкая дивных пропорций фигура. Добавьте обаяние и ум, которым расточал комплименты сам Вольтер. Главный егерь версальского парка Леруа, так обрисовал ее портрет той поры: « Глаза ее обладали особым очарованием, которое объясняется, возможно, неопределенностью их цвета - их неуловимый цвет располагал, казалось, неограниченными возможностями обольщать и передавал все впечатления мятущейся души; поэтому выражение лица ее бесконечно менялось, но никогда не нарушалась гармония его черт…от ее личности исходило впечатление высшей элегантности, граничившей со знатностью».

Francois Boucher

Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться. Но в то время самые злые языки не могли сказать о ней ничего дурного,— жизнь ее была безупречна. Путь в королевскую спальню оказался для Жанны отнюдь не легким. В воспоминаниях современников её жизнь похожа на сказку. В них трудно отделить вымысел от действительности. Да и есть ли в этом необходимость? Главное - эту сказку она создала сама. Благодаря имени и богатству мужа, она получила возможность бывать в высшем свете, где целеустремленно впитывала все, что касалось короля и его двора. Вскоре она знала многие подробности интимной жизни короля, особенности его взаимоотношений с любовницами и фаворитками. Тогда то у неё и созрел план, к выполнению которого она приступила со всей серьезностью.

Francois Boucher

Возможности познакомиться с королем на придворных церемониях у неё не было. Всех возможных «претенденток» тогдашняя фаворитка герцогиня де Шатору умело отсекала от короля. Но было место, где Людовик XV обязательно бы обратил внимание на красивую женщину, это Сенарский лес, в котором монарх часто охотился. Но ей не повезло, ибо она попалась на глаза не королю, а герцогине де Шатору, которая интуитивно поняла цель ее лесных прогулок. Естественно, что прогулки пришлось прекратить, чтобы не нажить серьезных неприятностей.

Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур 1756 г. Лувр. Париж

Но вскоре судьба ей улыбнулась. Красавица герцогиня де Шатору скончалась от воспаления легких, путь к сердцу короля оказался открытым. 28 февраля 1745 года на маскараде в Парижской ратуше король был заинтригован изящной маской в костюме Дианы-охотницы.

Парижская ратуша

Король заинтересовался ее остроумными речами и был явно не прочь познакомиться ближе. Когда же любопытство короля достигло предела, …маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами платок. Естественно, Людовик вскоре разыскал ее и назначил свидание.

Людовик XV.

Стоит отметить, что король, которому к этому времени исполнилось 35 лет, слыл утонченным ценителем прекрасных дам. ...Настоящая королева Франции, Мария Лещинская, дочь польского короля в изгнании, была на восемь лет старше своего мужа, что, впрочем, не мешало Людовику первые двенадцать лет брака быть почти образцовым супругом. Королева родила ему десятерых детей, и по-прежнему почти каждую ночь король проводил в ее спальне.

Мария Лещинская

Пока это не надоело самой Марии, женщине очень набожной и мало темпераментной. Она повела себя, как самая обыкновенная женщина, смертельно уставшая от выполнения "супружеского долга" - стала увиливать под всевозможными предлогами.

Мария Лещинская (Maria Karolina Zofia Felicja Leszczyńska)

А король... что ж, король был мужчиной. Людовик XV всегда отличался большой любвеобильностью, не зря его прозвали Людовик Влюбленный или Людовик Возлюбленный. Он стал окружать себя молодыми, веселыми и не слишком целомудренными женщинами. Так началась эпоха фавориток.

Жанна (маркиза де Помпадур)

Так что новое знакомство пришлось как нельзя кстати. Жанна не отказалась отужинать с королем. Утром Людовик посчитал, что на этом интрижку можно и закончить. К его удивлению, женщина безропотно удалилась и больше не давала о себе знать, что было не характерно для его бывших любовниц. Получилось, что и она отвергла его, а это уже било по мужскому самолюбию… И король не устоял.

Жанна-Антуанетта Пуассон (маркиза Помпадур)

Снова появившись во дворце, Жанна разыграла сцену искренней влюбленности, которая не просто тронула короля, но и родила у него что-то похожее на ответное чувство. Мужу госпожи д’Этуаль предоставили доходное место и «нарисовали» заманчивые перспективы служебного роста. Несчастный Шарль Гийом, почти теряя рассудок, не мог поверить в случившееся. Он написал жене длинное трогательное письмо… Все было бесполезно! Угодливые чиновники Независимого суда через несколько дней вынесли постановление о раздельном проживании супругов, и больше они никогда не виделись. Изгнанный королем из Парижа, Шарль долго и серьезно болел в Авиньоне. А она переменила не только судьбу, но и имя, став по желанию короля, маркизой де Помпадур, хотя происхождение ее было, мягко говоря, небезупречным. Так у Людовика появилась новая официальная фаворитка. Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору. Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично.

Мадам де Помпадур . Буше, Франсуа

Завоевать короля оказалось легче, чем добиться признания света. Для аристократии новоявленная маркиза еще долго оставалась обыкновенной Гризеткой - такое прозвище она получила в великосветских салонах. Удивительно, но она умудрилась установить почти дружеские отношения с королевой. На парижских улицах той поры нередко можно было услышать возгласы простолюдинов: «Смотрите, наши королевы едут!». И народ спешил посмотреть на проезжающую карету, в которой восседали две главные женщины страны. Они не только какое-то время мирно делили королевское ложе, они «поделили» и официальные обязанности: одна царствовала, а другая правила.

Мадам де Помпадур 1756. Буше, Франсуа

Жанна оставалась рядом с королем более 20 лет - поразительный срок для фаворитки.

С легкой руки маркизы во Франции на науку, литературу и искусство стали тратиться солидные деньги. Круг её интересов был обширен. Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.

Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы — возле Марсова поля.
Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.
С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.

При её содействии во Франции появилась для сынов дворян и ветеранов войн Военная школа, которую впоследствии окончил Наполеон Бонапарт.

Париж. Военная академия наши дни

Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире

При её помощи увидела свет французская Энциклопедия Дени Дидро,

Дени Дидро французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)

она наладила производство фарфора, создав в своем имении Севр образцовую фабрику. В память о ней нежный розовый севрский фарфор назвали «Rose Pompadour». Очень быстро произведения Севра достигают необычайной ценности, и им уже не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором. Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает.

Севрский фарфор 18 век

Севрский фарфор 18 век

Не стоит думать, что её жизнь была безоблачной. Врагов у маркизы хватало. Почти каждая новая фаворитка пыталась её сместить, но поколебать положение де Помпадур при короле не удалось никому. В Европе даже появилось новое развлечение - заключать пари, когда же маркиза де Помпадур потеряет свое влияние на короля. Но все подобные пари были проиграны.

Пьер Патель. Вид Версальского дворца с дороги на Париж. 1668 г.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV.

художник Карл Андре ван Лоо (1705-1765). . Портрет Людвика XV

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная с внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

Панорама Версаля. 1715 г.

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Она играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

Бушардон Эдме (Bouchardon) известный французский скульптор (1698-1762).

Монтескьё, Шарль-Луи де Секонда французский писатель, правовед и философ

Фрагонар Жан Оноре (1732-1806) (Fragonard Jean-Honore), французский живописец и график.

Франсуа Буше - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа.

Жан-Батист ван Лоо популярнейший французский портретист эпохи рококо.

Жорж-Луи Лекле граф де Бюффон французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века. Высказал идею о единстве растительного и животного мира.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература. Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его. Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,— Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер...

Моцарт у мадам де Помпадур, M. V. de Parédès , "Monde illustré" 1857

Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король.

Вольтер - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.

Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо. Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, герцог де Лавальер. Публику составляла почти всегда королевская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Ватто Антуан."Актеры французского театра" 1712

Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка... Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Недаром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы — самая очаровательная женщина Франции».

Жанна-Антуанетта Пуассон, Лёнорман-д`Этиоль, маркиза де Помпадур (1721-1764). Портрет работы Ж.Наттье

Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше. Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Но маркиза была честолюбива и хотела влияния на всю политику Франции. Каждое утро министры Франции являлись к ней в будуар и в течение двух часов докладывали о положении дел в стране. Смело вторгаясь в государственные дела, зачастую подвигала Людовика на кардинальные политические решения. По её настоянию Людовик запретил во Франции деятельность ордена иезуитов. Благодаря ее влиянию, Франция, всегда бывшая в традиционных союзнических отношениях с Пруссией, переориентировалась на Австрию. Горько смеясь, она повторяет: «После нас хоть потоп». Именно ей и принадлежат эти слова. Ими она утешила короля, когда пришла весть, что Франция проиграла Англии то ли Канаду, то ли Индию…

Маркиза де Помпадур в туалетный столик - Francois Boucher живопись масляным...

В политике, как и в любви, маркиза проявляла мудрость и истинно женскую интуицию, которая её никогда не подводила. И, несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Maurice Quentin de La Tour (1704—1788)

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,— в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции.

Под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю. Картины, мрамор, фарфор... Маркиза понимала и любила все прекрасное. В день первого приезда короля в Белль- Вю, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад. Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,— они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Скульптура фарфор Мадам Помпадур

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим.

Итак, маркиза достигла вершины славы и счастья? Ничего подобного! Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил и душевных, и физических ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте.

Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести «вечную битву», как она называла свою жизнь. Ей предстояла самая тяжелая борьба в ее жизни. Борьба, в которой не будет победителей.
Ибо сражаться маркизе пришлось с природой, которая щедро одарила ее всевозможными талантами, но дала слишком хрупкое тело и холодный темперамент.

Людовик, чьи аппетиты росли с годами зрелости, не мог больше довольствоваться часто болевшей и мало расположенной к любовным утехам женщиной. Но он все еще ее любил, поэтому поступал не как король, а как самый обычный смертный: начал заводить легкие интрижки на стороне. Четыре года продолжалась эта борьба, в которой маркиза была обречена на поражение. Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника.

И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает, так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля. Хотя, по мнению французских историков, эти чистой воды выдумки, низводящие маркизу до уровня грязной сводни, лишены всяческих оснований.

Время от времени он возвращался к маркизе. Его постоянная спутница, участница всех его дел, она стала для него необходимой не только потому, что она одна владела секретом развлечь его и избавить от скуки. Король мог говорить с ней о самых незначительных делах и рассчитывать на дельный совет в любой ситуации. Людовику XV определенно везло на умных женщин.

Ее роль женщины и любовницы продолжалась шесть лет, а роль советника, участвующего в королевской политике и направляющего ее, сохранится еще тринадцать лет - до самой смерти маркизы. И пока она была жива, у Людовика не было постоянной возлюбленной, то есть женщины, которой бы удалось удержать его привязанность больше года. Измученная внутренней и внешней борьбой, изнурительным и наиболее вредным для здоровья образом жизни, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Маркиза де Помпадур (marquise de Pompadour) , имя при рождении Жанна-Антуан..

Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо, у нее открылась чахотка. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид. Художник Друэ оставил нам ее портрет того периода. Это уже зрелая женщина, сидящая за вышиванием. Все еще живые глаза. Маркизе сорок один год, и она не выглядит постаревшей.

Madame de Pompadour at her Tambour Frame (The National Gallery, London).

Последний прижизненный портрет маркизы

В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей и принц Субиз, самый преданный ей человек. Людовик XV каждый день приезжал из Версаля, чтобы провести некоторое время со своим другом. Он нежно любил ее и сохранял к ней глубокую привязанность.

Маркиза де Помпадур. Версаль (Versailles).

За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец. Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, 15 апреля 1764 года умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь. Когда священник св. Магдалины собрался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе». Через несколько минут она умерла.

В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия.

Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Только так я мог отдать ей последний долг». Вольтер писал: «Я многим обязан ей, я оплакиваю ее!». Маркизу похоронили в склепе на площади Вандом, рядом с матерью. Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией.

Покойницу, впрочем, тотчас забыли, и единственную заупокойную мессу в ее память заказала… супруга короля, покинутая им Мария Лещинская, которая сказала: «О ней говорят так мало, как если бы она вообще не существовала. Таков мир. Достоин ли он любви?»

Маркиза де Помпадур (marquise de Pompadour),имя при рождении Жанна-Антуанетта Пуассон,(Jeanne-Antoinette Poisson) (1721 - 1764) легендарная официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV.

Главным успехом и тайной Жанны Антуанетты Пуассон (29 декабря 1721 - 15 апреля 1764), которую король Франции Людовик XV сделал маркизой де Помпадур, стало ее удивительное и на первый взгляд необъяснимое “долголетие” при дворе. Ведь фаворитки век недолог - за стремительным взлетом обычно следовало столь же скорое забвение. А маркиза де Помпадур двадцать лет не покидала Версаля, до самой смерти оставаясь ближайшим другом и советчиком короля. Фаворитка Людовика XV вошла в историю как некоронованная королева Франции.



Маркиза де Помпадур по праву считается одной из самых известных женщин в истории. Что же удерживало непостоянного, ветреного Людовика возле этой женщины?

Уроки любви от маркизы де Помпадур

Верьте в мечту

Жанна с детства знала, что ее полюбит не кто-нибудь, а король Франции. Так предсказала ей гадалка. Что должна была подумать девочка, чьи родственники были всего лишь буржуа? С фамилией Poisson, что в переводе с французского означает «рыба», да еще и без заветной приставки «де», в королевском окружении делать было попросту нечего. Но Жанна поверила в предсказание. Получив великолепное образование, научившись всем премудростям светского обращения и выйдя замуж за влюбленного в нее дворянина, мадам д’Этиоль была готова к покорению главной вершины в своей жизни.

Поэтому: верьте в свою звезду. Все в ваших руках, поэтому опускать их никак нельзя.

Первая скрипка

В Европе ни для кого не было секретом, что король Людовик глуповат. Жанна дЭтиоль, уже получившая титул маркизы де Помпадур, очень быстро поняла, что Людовик вовсе не прочь взвалить на нее ношу государственного управления. Он доверял своей любовнице больше, чем самому себе. При этом король был страшно самолюбив. Те министры, которые действовали в обход королевской «воли», быстро оказывались в опале. Помпадур это хорошо осознавала, поэтому, принимая свое решение, всегда озвучивала именно «волю короля». Ну и не забывала шепнуть Людовику, сколь он гениален и прозорлив.

Поэтому: даже если вы - великий стратег и Наполеон в юбке, не забудьте сказать мужчине, что именно он принял судьбоносное решение. Есть такая пословица «Мужчина - голова, а женщина - шея», поэтому вертеть головой следует с умом.

Шарм важнее красоты

Современники в один голос говорили, что наружность Жанны Помпадур - самая заурядная. Но Жанна с юных лет училась очаровывать. Она знала, как и что следует произносить, как преподнести себя в беседе, в танце, даже за обеденным столом. Она, как никто, умела подбирать ткани для платьев, банты, рюши и драгоценности для декорирования своей внешности. Она четко знала, что ей идет, а что - нет.

Поэтому: стоит тщательно изучить свои сильные и слабые стороны, чтобы замаскировать недостатки и подчеркнуть достоинства. Для этого нужно перестать льстить себе и себя успокаивать и попытаться быть объективной. Шарм неуловим, но он гораздо важнее красоты.


«Вас много - а Жанна одна»

Звучит парадоксально, но мадам де Помпадур не была страстной любовницей.
Видя, что Жанна не слишком горяча, Людовик не стал настаивать - она была дорога ему и без того. Правда, он принялся искать себе мимолетных любовниц - хорошеньких глупых женщин, задачей которых было развлекать монарха в постели, но не больше. Некоторые из них пытались вытеснить Жанну из королевского сердца, но не тут-то было.

Поэтому: есть вещи, которые не менее важны, чем сексуальная гармония. Доверие, дружба, простое человеческое общение и теплота в отношениях - именно это давала Жанна своему королю. Одна из любовниц Людовика однажды в разговоре с ним назвала Жанну «старухой». Король тут же отвернулся от нее: «Вас много, а Жанна - одна».



Будьте всегда разной!

Помпадур, зная, что ее друг подвержен меланхолии, старалась его развлечь - она каждый день рассказывала ему что-нибудь занимательное. Как правило, это были очередные парижские сплетни или «криминальная хроника». Она любила угощать его интересными блюдами - у Помпадур был самый искусный повар. Каждый раз, встречаясь с королем, она наряжалась в новый наряд один краше другого. Более того, она устраивала для Людовика настоящее «шоу одного актера»: пела, танцевала, декламировала стихи - лишь бы король не впал в тоску.

Ничто не убивает любовь так, как обыденность и монотонность Маркиза де Помпадур покровительствовала художникам, на равных общалась с Вольтером, вела важнейшие переговоры и фактически правила Францией на протяжении восемнадцати лет. Быть разной - значит быть многогранной. Меняйтесь, учитесь чему-то новому. Развивайтесь и будьте интересны прежде всего самой себе - и тогда вы совершенно точно никогда не останетесь в одиночестве.


Секреты любви маркизы де Помпадур

Секрет ароматный. Во время свидания с Людовиком XV фирменные духи мадам Помпадур, приготовленные ею самою, делали свое дело. Она смешивала несколько капель пота короля со всевозможными ароматами цветов. Спустя много лет ученые доказали, что запах собственного тела самый приятный для человека.
Секрет кулинарный. Любовница короля изобрела рецепт риссолей - маленьких пирожков, жаренных во фритюре и похожих на пончики, с начинкой из сальпикона - фарша, нарезанного маленькими кусочками. Чтобы поддерживать любовный пыл короля, сама мадам Помпадур готовила ему напиток из шоколада с амброй, а для пробуждения фантазии - причудливые блюда из нежных прелестей барашка. А сама перед свиданием с Людовиком XV выпивала большую чашку шоколада с сельдереем.
Секрет стратегический. Любовные утехи короля с молоденькими, но обязательно глупенькими девушками она устраивала сама. Они были нужны на ночь, не больше, а удовлетворенный король возвращался вновь к мадам Помпадур. Только такая женщина могла говорить с ним и о самых незначительных делах, и давать дельные советы в самых сложных ситуациях.

Высказывания Маркизы де Помпадур

Любовь – это страсть мужчин…
Амбиции большинства женщин состоят в том, чтобы нравится…
Смерть одного человека часто меняет судьбу других…
Сердце мужчины имеет большие ресурсы…
После нас хоть потоп…
Нужно быть очень способной, чтобы суметь влюбить в себя…
Счастливы те, кто не любит…
Политика – не хороша для женщин, ибо умные мысли приходят лишь с возрастом…
Любовь – это удовольствие на один сезон, дружба – на всю жизнь…
Грусть утомляет и способствует старению…
Легче сделать вид, чем изменить свою суть…Красивая женщина боится окончания молодости больше, чем смерти…
Нужно самому иметь достоинства, чтобы разглядеть их в других…
Надо иметь ум, чтобы делать добро, дураки на это не способны…
Искусство политика состоит в том, чтобы соврать в подходящий момент…
Если Вы хотите иметь безукоризненных друзей, ищите их среди ангелов…
Ежь бы отказался от своих колючек, если бы у волка не стало зубов…
Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать.…
Политика и война – это не для красивых женщин…
Даже женщины могут быть правы и давать хорошие советы…
Великие не должны совершать маленьких ошибок…
Не сожалейте о мертвых, сожалейте о тех, кто остался жив…
Смерть – это освобождение…

Помпадур умерла в 43 года. Однако остается только удивляться, что при такой тревожной жизни она протянула так долго. В ранней юности у нее нашли туберкулез легких.

Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: “Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!” За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.


Маркиза де Помпадур была похоронена в усыпальнице монастыря Капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря. Историк Анри Матрен назвал Помпадур “первой женщиной премьер-министром”.

Величественная фигура женщины с гордым взглядом темных глаз, окутанная правильными складками тяжелого шелка. Она родилась в родовом замке, росла, дыша ароматом монастырского ладана, жила в строгих залах и садах Людовика XIV и умирала в монастырских покоях Сен-Сира. А на смену ей, из сверкающей пены жизни, вынырнула другая фигура. Кокетливая, изящная, в напудренном парике на маленькой головке, в мушках. Для нее нет закона, кроме ее каприза. Где-то работал и страдал народ, где-то решались мировые вопросы и готовилась будущая катастрофа Франции. Шелковые занавеси плотно закрывали дверь в изящный будуар. И здесь, среди ароматов и пудры, царил всегда смеющийся, всегда капризный бог наслаждений - Рококо. И царицей этого царства была маркиза Помпадур. Век прекрасного… И все прекрасное в искусстве, литературе, ремесле носит на себе печать маркизы Помпадур.

29 декабря 1721 года у Франсуа Пуассон, шталмейстера двора герцога Орлеанского, родилась дочь. Дали ей имя Жанна-Антуанетта. Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию. Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но по-видимому, нравов нестрогих. Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был не Франсуа Пуассон, а генерал Ленор-ман-де-Турнехем. Во всяком случае в судьбе Жанны он принимал очень живое участие. Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование, а потом решил выдать ее замуж за своего племянника. И вот 9 марта 1741 года, а Париже, в церкви св. Евти-хия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Карлом Ленорман д Этиоль. Маленького роста некрасивый жених, стройная, с интересным бледным лицом, невеста.

К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти. Молодой д’Этиоль женился по любви, мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету. На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. Когда ей было девять лет, одна гадалка предсказала ей, что она будет фавориткой короля. М-ль Пуассон твердо верила этому предсказанию и всей своей жизнью готовилась к нему.

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых - среди них были такие крупные имена, как аббат Берни, Вольтер, Фонтенель. Через них она познакомилась с искусством, литературой, политикой.

Нельзя сказать, чтобы она была красива, но она была очаровательна. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, прекрасные глаза, цвет которых нельзя было определить,- иногда они казались черными, иногда синими, чарующая улыбка, великолепные светлые волосы, прекрасные руки, стройная, среднего роста фигура. Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться.

У нее была прелестная дочь Александра, которую она нежно любила. С очаровательной улыбкой, обмахиваясь веером, на котором была нарисована Габриель д’Эстрэ, а у ног ее Генрих IV, она говорила своим многочисленным поклонникам: «Только с королем я могла бы изменить моему мужу». Самые злые языки в то время не могли сказать о ней ничего дурного,- жизнь ее была безупречна.

Однако ее можно было часто встретить близ Этиоля, в лесах Сенара, где происходили королевские охоты. Она в голубой с розовым амазонке, с соколом в руке, как средневековая дама… Или она - в голубом фаэтоне, вся в розовом. Ее заметили, о ней заговорили, называли нимфой лесов Сенара. Король невольно обратил внимание на одетую в цвета утренней зари амазонку. Любопытный взгляд короля встречается со взглядом неверных глаз мадам Этиоль. Около Людовика XV была в то время мадам Шатору. Появление на его горизонте юной амазонки ей не понравилось. Мадам Этиоль это дали понять. Она перестала появляться на королевской охоте, но целью ее жизни был по-прежнему король.

В 1745 году городом Парижем был устроен большой маскарад в честь помолвки дофина. Мадам Этиоль знала, что на нем будет король. Графиня Шатору незадолго до того внезапно умерла, и теперь король был свободен. На балу к Людовику XV подошла изящная маска в костюме Дианы-Охотницы. Король заинтересовался ее остроумным разговором, но маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами носовой платок.

Через несколько дней, в Версале, на спектакле Итальянской комедии, ложа мадам Этиоль была очень близка к королевской. Спустя еще некоторое время король ужинал с мадам Этиоль наедине. После этого ужина Людовик точно испугался своего нового увлечения и много дней не вспоминал о мадам Этиоль. Тщетно старался его камердинер Бинэ, дальний родственник мадам Этиоль, напомнить ему о ней. Наконец, король все-таки заговорил о ней с Бинэ. Он сознался, что она ему очень понравилась, но показалась более честолюбивой и властной, чем любящей. Бинэ уверял его, конечно, что мадам Этиоль безумно влюблена в него и теперь, изменив с ним обожающему ее мужу, она думает только о смерти.

Король пожелал видеть мадам Этиоль еще раз.

Теперь она была более осторожна. Глубоко затаив свое честолюбие и властность, она была перед королем только бесконечно любящей женщиной. В ответ на свою нежность она почувствовала, что теперь она сильна, но ей было важно не покидать Версаля. И вот, еще в объятиях короля, мадам Этиоль стала приходить в отчаяние от того, что ее ожидает дома, она уверяла короля, что безумно боится мужа, что он ревновал ее и раньше, но теперь гнев его будет ужасен. Король поверил ее страху и слезам и предложил ей укрыться временно от гнева мужа в дальних покоях Версальского дворца.

По совести говоря, муж мадам Этиоль был более жалок, чем страшен. Он искренно любил свою жену, и, когда его дядя, генерал Ленорман сообщил ему, что она его покинула, то он лишился чувств, а придя в себя, пытался много раз лишить себя жизни. Изгнанный королем из Парижа, он долго и серьезно болел в Авиньоне.

Когда Людовик XV уезжал к своим войскам во Фландрию, мадам Этиоль не поехала с ним. Она поселилась в Этиоле и жила там очень замкнуто, занятая почти исключительно перепиской с королем. Тем временем для нее в Версале отделывали комнаты, которые раньше занимала покойная мадам Шатору. Мадам Этиоль знала, что с приездом короля она будет объявлена официальной фавориткой. Одно из последних писем короля было адресовано ей уже не как мадам Этиоль, но как маркизе Помпадур,- в письме были документы на этот титул.

Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору. Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично. Только один момент растерялась она,- это было у королевы.

Королева Мария Лещинская давно перестала ревновать короля, и маркиза Помпадур была для нее лишь новым именем, а не новым огорчением. И теперь, когда маркиза готовилась услышать от королевы заготовленную заранее готовую банальную фразу о своем туалете, Мария Лещинская вдруг ласково спросила ее об одной знакомой даме. Маркиза растерялась, и у нее вырвалось неловкое, но искреннее восклицание:

«Самое мое горячее желание - понравиться Вашему Величеству». Смущение маркизы быстро прошло, а за ласковые слова она надолго сохранила благодарность к королеве.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду. Она возникала внизу, где приводила к частым самоубийствам, увеличивалась со ступенями положения и богатства, и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV. Скука была единственная любовница, которой он был верен всю жизнь, скука была тот злой гений, послушный которому Людовик говорил: «После нас хоть потоп».

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная со внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Сна играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература. Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его.

Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,- Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер… Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король. Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей.

Строил этот театр Габриэль по личному плану маркизы, расписывал его внутри ее любимый художник Буше. Входным билетом была небольшая карточка, на которой была нарисована кокетливая Коломбина, около нее влюбленный Леандр, из-за занавески выглядывал обманутый Пьеро. Публику составляла почти всегда королеская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, директором был герцог де-Лавальер. Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур

Еще у себя в Этиоле она устраивала спектакли и пока зала себя хорошей актрисой и приятной певицей. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка… Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Не даром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы - самая очаровательная женщина Франции».

Репертуар театра тоже составляла сама маркиза. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо, Кребильона.

После спектакля король с самыми близкими, в числе не более четырнадцати лиц, обычно оставался на ужин. Приглашенные входили с ним вместе в салон, изысканно меблированный, на стенах которого была живопись Латура, Ватто, Бушэ. Сюжетом этой живописи были роскошные пиры, но в самом салоне не было и намека на ужин.

Когда король переступал порог, к нему приближались два пажа и спрашивали приказаний насчет начала. Едва король успевал сделать знак, что можно подавать, расступался пол и, как во дворце Армиды, снизу поднимался роскошно сервированный стол. Пажи быстро вносили кушанья и начинался ужин. Здесь не было пьянства и разгула. Елись легкие, вкусные блюда, пились тонкие вина, возникали веселые изящные разговоры, легкая пикантность которых никогда не переходила в непристойность.

Король не должен скучать - вот цель маркизы. Поэтому во время постов, когда запрещены разные увеселения, она устраивает во дворце духовные концерты, где поет и сама. Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Дофин и дочери короля были против нее, королева была безмолвна и не была ни за, ни против. Но маркиза была честолюбива. Ее влияние на личность короля ее не удовлетворяло - она хотела влияния на всю политику Франции. И несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Насчет своих врагов маркиза никогда не заблуждалась и по достоинству оценивала их. В противовес им она употребляет все усилия, чтобы приобрести друзей. Но последнее ей плохо удавалось. Этому мешали два ее крупных недостатка - она была мстительна и злопамятна. Она никогда ничего не прощала, и ее близкие больше всего боялись ее, чем любили. Относительно дофина ее месть была бессильна, но с другими своими врагами маркиза была беспошадна Она добивается отставки Орри, министра финансов, пользовавшегося большой популярностью. Изгнан из Парижа за насмешливые куплеты о ней любимец короля Морепа.

Почтительно, но твердо борется маркиза с королевской семьей, надменно с придворными, успешно с иезуитами, терпеливо с парламентом.

Власть маркизы с каждым днем становится сильней Она делается негласной правительницей Франции. Иностранные державы ищут ее расположения. Через~нее добивается императрица Мария-Терезия союза с Францией, благодаря которому возникает неудачная для Франции семилетняя война с Германией и Англией.

При дворе своем маркиза вводит строгий этикет. В ее приемном покое только одно кресло для нее, все приходящие должны стоять. Под предлогом частого нездоровья, она не вставала даже при принцах крови. В театре она сидела в королевской ложе, в капелле Версаля для нее было выстроено особое возвышение. Штат ее дома состоял из шестидесяти человек. Ее выездной лакей был из обедневшего, но старинного дворянского рода.

В своем величии маркизе хотелось как бы вычеркнуть свое скромное происхождение. Своего отца, господина Пуассон, маркиза превращает в пэра Франции, владельца поместья де-Мареньи, своего брата - в маркиза де-Ведриер, впоследствии маркиза де-Мареньи Она покупает у фамилии Креки их склеп в церкви Капуцинов на площади Вандом и переносит туда тело своей матери.

Но главный предмет ее забот и честолюбивых замыслов это - ее единственная и нежно любимая дочь Александра, похожая на мать характером и внешностью. Она воспитывалась в аристократическом монастыре д’Ассомпсьон, где ее называли, как детей королевской крови, по имени: Александра. Ей маркиза готовила блестящую будущность. Но судьба разбивает все ее мечты. Десяти лет от роду Александра неожиданно умерла. Подозревали яд, месть иезуитов, но вскрытие ничего не обнаружило.

Яд вообще маркиза предполагала всюду и много раз предостерегала против него короля. Сама она ничего не начинала есть первой. Правда, у нее был перед глазами пример - неожиданная смерть мадам Шатору, очень похожая на отравление. Даже близким своим маркиза не могла доверять. Ее родственница и лучшая подруга, мадам д’Эстрад оказалась шпионкой при ней и любовницей ее врага, министра иностранных дел Аржан-сона.

Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил, и душевных и физических, ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте. Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести с окружающими людьми и событиями «вечную битву», как она называла свою жизнь.

В слабом и болезненном теле маркизы Помпадур жила безумная энергия. Казалось, ни одного часа своей жизни она не проводила в бездействии. Она вникала во все. Картинная выставка, по поводу которой она выслушивает мнение других и высказывает свое… Антиквары, у которых она часто покупает прекрасные вещи для своих дворцов,- мебель, саксонский фарфор, китайский фарфор… Беседы с архитекторами, художниками… Устроенная ею в Версале типография, где на ее глазах печатались «Rodo-gune» Корнеля и некоторые произведения Вольтера… Обсуждение с Клероном театральных туалетов… Работа ее личная над офортом, гравюрой или геммой… Некоторые из ее работ дошли до нас -- конечно, они слабей, чем произведения окружающих маркизу художников, но они все же очень интересны.

Маркиза вела огромную переписку со многими замечательными людьми. «Мне еще нужно написать около двадцати писем»--говорит она, прощаясь вечером со своим отцом.

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,- в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции. И дейстительно, если маркиза не всегда была компетентна в каком-либо вопросе, она всегда знала достаточно, чтобы не казаться в нем невеждой… Кроме того, у нее было великолепное собрание книг по театру и вообще по искусствам.

Но больше всего у маркизы было книг о любви Романы испанских, итальянских, французских писателей, рыцарские романы, героические, исторические, моралистические, политические, сатирические, комические, фантастические. Ее библиотека была храмом романа Читая, маркиза переживала тысячи жизней, посвященных любви, и, уходя от действительности, отдыхала от нее в иной, творимой жизни.

По мысли маркизы основывается военное училище. За постройкой здания маркиза следит сама, и даже ею лично рисованы проекты некоторых его украшений. Французские гобелены давно победили восточные ковры, французский хрусталь был также прекрасен, как венецианский, но французский фарфор не мог соперничать с саксонским и китайским. Маркиза, любившая его и понимавшая в нем толк, задалась целью создать французский фарфор, который был бы лучше саксонского. В 1756 году государственный фарфоровый завод, бывший в Венсене, переводят в Севр.

Здесь строят великолепные здания для художников и работников завода. Здания окружены прекрасными садами, где бьют фонтаны и насажены очаровательные боскеты. Вдали виден густой лес, где живущие на заводе могут охотиться.

Под началом мастера, обладающего секретом изготовления хорошей фарфоровой массы и ее окраски, работает пятьсот человек, из которых шестьдесят - опытные художники.

Маркиза избрала Севр местом своих обычных прогулок. Она ободряет художников, дает им советы, помогает в выборе красок и форм. Прекрасный розовый цве назван ее именем «Rose Pompadour». Очень быстро произведения Севра достигают необычайной высоты, и им не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором. Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает. Торгуя, она расхваливает их так убедительно, что трудно у нее не купить.

Однажды во время прогулки в Севр маркизу пленил раскинувшийся перед ней пейзаж. Она стояла на очаровательном зеленом холме, откуда было видно Версаль, Сен-Клу и еще дальше Сен-Жермен. Маркиза решила построить здесь дворец. В прекрасный летний день она собирает сюда архитекторов, художников, садовников и, сидя на зеленой траве, обсуждает с ними план постройки. И вот, под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю.

В первом дворе было два здания,- одно для конюшен, другое для театральных представлений. Дальше второй двор, окруженный с трех сторон зданиями дворца, а с четвертой к нему примыкает сад с террасой, откуда открывается вид на Сену, Булонский лес, на зеленеющие острова и деревни. От террасы к Сене спускалась зеленая лестница из цветущих померанцев и лимонов, а в парке, под куполом из деревьев, высился бюст короля и маркизы. Внутренность дворца была не менее хороша. Картины, мрамор, фарфор… Маркиза понимала и любила прекрасное.

В день первого приезда короля в Белль-Вю, в театре, отделанном в китайском стиле, был дан балет «Амур-архитектор», изящная шутка на тему о постройке Белль-Вю. Вечером, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад.

Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,- они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Маркиза обладала не только дворцом Белль-Вю. Она часто покупала новые земли и дворцы и иногда продавала их с большим для себя убытком. Ее владения были огромны, и во многих из них она очень редко бывала. Большой дворец Кресси, стоивший колоссальную сумму, небольшой дворец Ла-Сель, простой маленький павильон у Версальского парка, отделанный персидскими обоями и живописными панно, окруженный садом, представлявшим собой боскет из роз, в зелени которого укрывался белый, мраморный Адонис; маленький домик в Фонтенбло с множеством кур разных пород, домик в Компьене; роскошный дворец в Париже.

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим. Но несмотря на то, что эти покупки стоили Франции очень дорого, их общей суммы нельзя сравнить с другой цифрой. Дороже всего стоила Франции вся плеяда архитекторов, художников, скульпторов и садовников, которых маркиза возила за собой в каждое свое владение, где они переделывали от начала до конца все по ее вкусу. Это стоило государству тридцать миллионов ливров.

Маркиза не ограничивалась перестройкой своих дворцов и домов, которые она занимала. Она также переделывала все дворцы короля, в которых он ее принимал. В этом, как и во всем, маркиза старалась найти развлечение для скучающего короля. Ей хотелось, чтобы ни один из его дворцов не был похож на другой и был ему по-новому интересен.

Жизнь маркизы Помпадур была не только «вечной битвой» с интригами врагов, но и «вечной битвой» с самой собой, битвой со своей душой, со своим слабым болезненным телом, даже со своим холодным темпераментом. Ее видят всегда веселой, спокойной, с улыбкой и песнью на устах. Только из записок ее камеристки мадам Хосе, дошедших до нас, мы узнаем ее интимную жизнь, ее бессонные ночи, полные тревоги и слез.

«Дорогая моя! Я боюсь потерять сердце короля, перестать быть ему приятной. Вы знаете, мужчины придают большое значение некоторым вещам, а у меня, к несчастию, очень холодный темперамент. Я решила применить к себе несколько возбуждающий режим, чтобы исправить этот недостаток, и вот в эти два дня этот элексир мне помог, или, по крайней мере, мне так показалось». Так говорит маркиза своему другу, герцогине де-Бранка.

Для возбуждения темперамента она пьет также шоколад с большим количеством ванили, ест салат из сельдерея и трюфелей.

Но отношение к ней короля становится холоднее.

Когда Дамьен ранил его кинжалом в 1757 году, маркиза одиннадцать дней, запершись в своих покоях, не знала, что ее ожидает. Она плакала, падала в обморок, придя в себя, снова плакала и снова лишалась чувств. Доктор Кезнэ из покоев короля все время ходил к ней и обратно, стараясь, как мог, ее успокоить. Сам король ее к себе не звал и не давал о себе знать. После одиннадцати дней мучительного ожидания король прислал к маркизе своего министра Машо, ее же ставленника, с приказом от имени короля немедленно покинуть Версальский дворец. Маркиза уже решила выполнить это приказание, но одна из ее подруг, жена маршала, Миренуа, ее отговорила. Сделав вид, что покидает дворец, маркиза на самом деле оставалась там, выжидая событий. Совету мадам Миренуа маркиза последовала не зря, через несколько дней король с ней увиделся, и она снова заняла свое положение.

Министр Машо получил отставку. Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника. Измученная внутренней и внешней борьбой, развлечениями через силу, под вечным страхом соперниц, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Первые измены короля она побеждала легко.

Устранена и неожиданно умирает (есть подозрение, что ее отравили по приказу маркизы) обольстительная маде-маузель Шуазель-Романэ. Но теперь маркиза понимала, что дальше уже не так просто. И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля, где одновременно было не больше двух девушек. Кто их возлюбленный, девушки не знали. Им намекали, что это польский принц, родственник королевы. Скромные, необразованные девушки были не страшны маркизе. «Мне нужно его сердце»,- говорила она о короле.

Когда какая-нибудь из девушек беременела, ее увозили оттуда, ребенка обеспечивали, а мать с небольшим приданым выдавали замуж в провинцию. Все это устраивала сама маркиза, и трудно сказать, во имя любви или во имя честолюбия приняла она на себя эту двусмысленную роль

С сжатым сердцем и холодным умом стала маркиза Помпадур уже не возлюбленной, а другом и поверенной короля Людовика. Она покидает верхние интимные покои Версальского дворца и поселяется внизу, где до нее жили только принцы крови. И как бы объявляя всем о перемене своего положения, она ставит в парке Белль-Вю свою статую в виде богини Дружбы.

Но теперь маркизе было важно иметь официальное положение при дворе, и король просит королеву принять ее в свою свиту. Но даже кроткую Марию Лещинскую эта просьба возмутила. Не имея смелости прямо отказать королю, она говорит, что не может принять к себе женщину, бросившую своего мужа и за это осужденную церковью. Тогда маркиза пишет своему мужу, господину Ленор-ман Д Этиоль письмо, полное раскаяния, где, сознавая все свои ошибки, всю свою вину перед ним, она умоляет простить ее и принять обратно к себе.

Одновременно с этим письмом отправляется верный человек сказать ему, что, если он не желает навлечь на себя неудовольствие короля, ему советуют отказать.

Муж маркизы давно примирился со своей судьбой и жил, развлекаясь вином и легкими любовными интригами. На свое письмо маркиза получила от него вежлизый ответ, где он писал ей, что от всего сердца прощает ей ее вину перед ним, но принять к себе не желает. Получив нетерпеливо жданный ответ, маркиза разражается потоком жалоб. Она виновата, она раскаялась, что ей делать, если муж ее теперь отталкивает, только религия может ее утешить.

Каждый день в часовне Версаля, но не наверху, не на своем почетном месте, а внизу, в толпе, и долго по окончании службы она стоит коленопреклоненная у алтаря. После долгого колебания и нерешительности иезуита отца де Сасси, после ее письма к Папе, она, наконец, получает прощение церкви. Марии Лещинской теперь ничего не остается, как только покориться воле короля.

«Государь! У меня один царь на небе, который дает мне силы переносить мое горе, и один король на земле, воле которого я всегда покорна»,- говорит она королю, принимая новую даму в свою свиту. Враждебного отношения иезуитов во время своего покаяния маркиза не забыла. Двенадцать лет спустя иезуиты были изгнаны из Франции. Король, связанный с маркизой единственно силой привычки и ее ума, искал новой любви. Его короткие романы в «Оленьем Парке» его не удовлетворяли. Враги маркизы старались выдвинуть новую фаворитку.

Перед королем проходит длинная вереница женщин, из которых каждая доставляет несколько дней тревоги и горя маркизе. Когда на горизонте короля появляется мадемуазель Роман, маркиза видит, что король влюблен уже по-настоящему. У мадемуазель Роман был сын от Людовика.

С бьющимся сердцем идет маркиза в Булонский лес, где на траве, заколов роскошные черные волосы бриллиантовым гребнем, кормит грудью мадемуазель Роман своего сына, Людовика Бурбонского. Прикрыв, как бы от сильной зубной боли, свое лицо платком, маркиза наблюдает за ней и даже заговаривает с ней. Вернувшись домой, она говорит с грустью мадам Хосе «Надо сознаться, и мать, и ребенок, очень красивы».

Но этот роман короля, более серьезный, чем другие, не порвал цепей, которыми он был прикован к маркизе Помпадур. Эта победа несколько успокаивает маркизу, но она, все еще веселая внешне, грустна, разочарована и одинока.

«Чем я становлюсь старше, мой дорогой брат, тем более философскими становятся мои суждения. Я уверена, что также думаете и Вы. Кроме счастья быть с королем, которое, конечно, меня во всем утешает, все остальное только ткань из злобы, пошлости,- вообще из всех грехов, на которые способно бедное человечество. Хороший материал для размышления, особенно для тех, кто, как я, родился философствующим над всем»,- пишет она своему брату

В другом письме она говорит:

«Всюду, где есть люди, Вы найдете все пороки, ложь, все на какие они способны. Жить в одиночестве было бы очень скучно, потому нужно терпеть их недостатки и делать вид, что их не замечаешь».

Но из всех огорчений маркизы было наибольшим то, что вместо славы Франции, с которой бы в веках было связано ее имя, ее вмешательство в дела государства принесло стране разорение и несчастные войны. Она повторяет, смеясь: «После нас хоть потоп». Но на самом деле она очень заботилась о своем имени в потомстве.

«Нужно отказаться от всякой мысли о славе. Это тяжелая необходимость, но это единственное, что нам остается. Ваше усердие и преданность королю еще могут быть ему нужны»,- пишет она во время Семилетней войны герцогу д’Этион.

Когда она увидела, что все ее мечты о славе не удались, она действительно оставила их, и навсегда удручена этим. Близкий ей человек, ее любимый министр и, говорят, даже любовник, герцог Шуазель, говорит о ней:

«Я боюсь, чтобы меланхолия не завладела ею всецело и она не умерла бы от горя».

Как странно звучит это. Всесильная маркиза Помпадур, умирающая от горя. Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид. Некогда гадалка предсказала маркизе ее блестящее возвышение. И теперь переодетая, с приклеенным носом, маркиза пробирается к другой гадалке, узнать, как она умрет. Она получает ответ: «Вы успеете раскаяться». Это предсказание, как и первое, сбылось.

У маркизы в детстве шла горлом кровь. Ее жизнь погубила вконец ее здоровье. Но она не хотела сдаваться до последней возможности. В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей, герцог Шуазель, мадемуазель Мирепуа и принц Субиз, самый преданный ей человек. За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец. Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь. Когда приближался ее конец, король лично сказал ей, что настало время причаститься. Она не могла лежать из-за одышки и сидела, обложенная подушками в кресле, сильно страдая. Перед смертью она набрасывает рисунок прекрасного фасада церкви св. Магдалины в Париже. Когда священник св. Магдалины собирался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе». Через несколько минут она умерла.

Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией. Из них только пять первых она была возлюбленной короля. Перед смертью она велела надеть на себя монашеское платье, большие четки ордена Францисканцев и деревянный крест на грудь. Сейчас же после смерти ее тело вынесли из Версаля. В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером Шамплостом стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия. Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Вот единственная почесть, которую я могу ей оказать».

Своим душеприказчиком маркиза назначила принца Субиз. В завещании все было ясно обдумано, она составила его с любовью к предметам искусства, которые она оставляла после себя в огромном количестве. В этом, как и во всей своей жизни, она была больше эстеткой, чем доброй христианкой. Она награждала дружбу, но в то же время охраняла для будущего свои многочисленные коллекции.

Ее похоронили в склепе на площади Вандом, где уже стоял гроб ее матери.

Дидро говорит о ней жестоко: «Итак, что осталось от этой женщины, которая погубила столько человеческих жизней, истратила столько денег, оставила нас без чести и энергии и разрушила политическую систему Европы? Версальский договор, который продлится известное время, Амур Бушардона, которым будут всегда восхищаться, несколько гравированных камней, которые приведут в восторг антикваров будущего, хорошенькая маленькая картина Ванлоо, на которую будут иногда смотреть, и… горсть пепла». Но маркиза любила искусство, любила литературу, и имена Бушэ, Фрагонара, Латура, Ванлоо, Греза, Монтескье, Вольтера и еще многих крупных людей ее эпохи окружают ореолом ее облик в веках. История против нее, но за нее искусство.