Навигация по статье

Изменения с 1 января 2017 года

Можно отметить ряд важных изменений, которые произошли с начала 2017 года:

  1. Повышение минимального количества и , необходимых для назначения .
    • 1 февраля - на величину инфляции прошлого года;
    • 1 апреля - в зависимости от темпов роста прожиточного минимума за прошедший год.

    Напомним, что в 2016 году было приостановлено действие абз. 4 статьи 25 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» , ч. 21 статьи 15 и ч. 6 статьи 16 закона «О страховых пенсиях» , в связи с чем страховые и государственные пенсии были проиндексированы всего на 4% при значительно большей инфляции в 2015 году - 12,9%.

    В отличие от предыдущего 2016 года, с нового 2017 года члены Правительства неоднократно обещают восстановить законный порядок индексации и провести ее полном, как положено по закону, размере.

    «Мы приняли решение, что в 2017 году пенсии будут проиндексированы в полном объеме».

    Премьер-министр Д.А. Медведев

    Таким образом, уже сейчас в проект бюджета закладываются необходимые средства на повышение пенсионного обеспечения, что свидетельствует о серьезных намерениях государства в данном направлении.

    Повышение пенсии в 2017 году пенсионерам по старости

    Трудовые (после пенсионной реформы страховые ) пенсии увеличиваются путем индексации (СИПК) и (ФВ) - составляющих страховой пенсии после проведенной пенсионной реформы в 2015 году. После повышения 1 февраля 2016 года данные параметры установились в следующих величинах:

    • стоимость пенсионного балла - 74,27 рублей;
    • величина фиксированной выплаты - 4558,93 рубля.

    Минфин и Минэкономразвития прогнозировали уровень инфляции в 5,8%, в таком случае коэффициент индексации составил бы 1,058 . Однако в опубликованных данных Федеральной службы государственной статистики указывается индекс потребительских цен за 2016 год в размере 5,4%. В связи с этим Максим Топилин (министр труда и соцзащиты) заявил, что коэффициент индексации страховых пенсий и социальных выплат в феврале 2017 года составит 1,054 (при этом СИПК = 78,28 руб., ФВ = 4805,11 руб.). Однако в Федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда РФ отмечается, что на 1 апреля 2017 года стоимость пенсионного балла установится в размере 78 рублей 58 копеек, в связи с чем должна пройти вторая индексация страховых пенсий , что в общем итоге составит 5,8%, в результате чего с 1 апреля страховая пенсия дополнительно увеличена на 0,38% .

    Таблица индексации страховых пенсий по годам

    Год Уровень инфляции предыдущего года Процент индексации Коэффициент индексации
    2011 8,8% 8,8% 1,088
    2012 6,1% 10,65% 1,1065
    2013 6,6% 10,12% 1,1012
    2014 6,5% 8,31% 1,0831
    2015 11,4% 11,4% 1,114
    2016 12,9% 4% 1,04
    2017 5,4% 5,8% 1,058
    • СИПК 2017 = 78,28 × 1,058 = 78,58 рублей ;
    • ФВ 2017 = 4805,11 × 1 = 4805,11 рублей .

    1 апреля увеличилась только стоимость пенсионного балла, сумма фиксированной выплаты осталась без изменений .

    Индексация пенсий работающим пенсионерам

    В качестве одной из антикризисных мер было принято решение о в порядок повышения пенсий для работающих граждан в связи с ежегодным увеличением их количества. По данным Росстата на 2016 год доля работающих граждан составила 36% от общего числа пенсионеров .

    Считается, что материальное обеспечение пенсионеров, которые продолжают трудовую деятельность, выше неработающих, так как помимо пенсии они имеют дополнительный финансовый доход в виде заработной платы.

    Таким образом вступил в силу закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ , который с 2016 года пенсий работающих получателей вплоть до оставления ими трудовой деятельности. После увольнения им будет возвращен привычный порядок индексации с учетом всех повышений, имевших место во время осуществления работы.

    • Работающим пенсионерам с 1 января 2017 года это ограничение не снимут и в феврале пенсия им увеличена не будет .
    • Мало того, как заявил Максим Топилин (Министр труда с соцзащиты), в проекте закона о федеральном бюджете не предусматривается возвращение индексации вплоть до 2019 года , так как в ином случае это может привести к значительным дополнительным расходам, которые Государство на данный момент не может себе позволить.

    Принятые ограничения не распространяются на пенсии (на социальные в том числе), независимо от того работает пенсионер или нет.

    Индексация социального пенсионного обеспечения 1 апреля

    Социальные пенсии рассчитываются не по формуле, а устанавливаются в фиксированной величине, в отличие от страховых, и зависят от категории получателя. Их должен в зависимости от изменения уровня прожиточного минимума пенсионера. За последние 8 лет можно наблюдать колебания уровня индексации пенсионного обеспечения как в большую, так и в меньшую сторону.

    Год Уровень индексации
    2010 12,51%
    2011 10,27%
    2012 14,1%
    2013 1,81%
    2014 17,1%
    2015 10,3%
    2016 4%
    2017 1,5%

    Глава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов ранее заявлял, что индексация социальных пенсий в 2017 году предусматривается на 2,6% - именно такой уровень прогнозировал Минэкономразвития. Однако 16 марта Дмитрий Медведев подписал , в соответствии с которым социальные пенсии будут увеличены всего на 1,5% , что представляет собой повышение ПМП в 2016 году относительно 2015 года. В соответствии с этим можно для каждой категории получателей рассчитать проиндексированный размер пенсионного обеспечения.

    Категории получателей До 1.04.2017 г., руб. После 1.04.2017 г., руб.
    • граждане возраста 60 и 65 лет (женщины и мужчины);
    • лица из числа малочисленных народов Севера, возраста 50 и 55 лет (женщины и мужчины);
    • инвалиды 2 группы (за исключением инвалидов с детства);
    • дети, оставшиеся без одного родителя, не достигшие 18 лет, а для обучающихся по очной форме - 23 лет
    4959,85 5034,25
    • инвалиды 1 группы;
    • инвалиды 2 группы с детства;
    • дети до 18 лет или при обучении по очной форме - до 23 лет, оставшиеся без обоих родителей, и детям умершей матери-одиночки
    11903,51 12082,06
    • дети-инвалиды;
    • инвалиды 1 группы с детства
    9919,73 10068,53
    инвалиды 3 группы 4215,90 4279,14

Правительство планирует запустить новую пенсионную систему, первые элементы которой начнут внедряться с 2018 года. Основная цель чиновников – сбалансировать бюджет ПФР. Покрытие дефицита фонда требует значительных затрат бюджетных средств. Кроме того, правительству становится все сложнее проводить ежегодную индексацию.

Действующая пенсионная модель остается несбалансированной, уверены в Минфине, что создает фундаментальные риски для отечественного бюджета. Падение цен на нефть продемонстрировало уязвимость государственной казны перед внешними вызовами. Новая реформа поможет снизить зависимость бюджета от структурных доходов, подчеркивают в Минфине.

Наиболее спорным вопросом реформы, предложенной Минфином, остается проблема повышения пенсионного возраста. Данная мера является абсолютно необходимой, уверены представители экономического блока. Во время кризиса власти отложили принятие данного решения, что связано с ухудшением экономической ситуации. В 2018 году экономика полностью восстановится после кризиса, что позволит правительству скорректировать пенсионный возраст.

Формат будущего повышения нормативного возраста продолжает обсуждаться. Данный показатель может быть увеличен до 63-65 лет, считают эксперты. При этом власти используют опыт пенсионной реформы для госслужащих, ежегодно увеличивая нормативный показатель на 6 месяцев. Данная мера станет основой новой пенсионной системы, которая будет внедряться с 2018 года.

Помимо проблемы возраста, чиновники намерены окончательно решить вопрос с работающими пенсионерами. Согласно позиции Минфина, данная категория граждан не должна претендовать на ежегодную индексацию пенсий, поскольку располагает альтернативными источниками доходов.

Кроме того, представители ведомства намерены существенно сократить категории граждан, которые смогут рассчитывать на досрочную пенсию. Более половины льготников составляют работники вредных и опасных производств. Согласно новой инициативе Минфина, данная категория граждан может лишиться права на досрочные пенсии. Также чиновники предлагают повысить необходимый стаж для бюджетников-досрочников (учителя, медики и т.д.).

Существенные изменения ожидают накопительную систему, реформа которой позволит повысить сознательность граждан.

Стимул к накоплению

Длительная заморозка накопительной части негативно отражается на готовности населения самостоятельно формировать собственную пенсию. Власти рассматривают несколько вариантов реформ действующей модели, которые имеют принципиальные различия.

Представители Минэкономразвития допускают поэтапную разморозку накопительной пенсии. Уже в следующем году власти могут снять ограничения с 1-3% отчислений, что станет положительным сигналом для граждан, намеренных самостоятельно сформировать будущую пенсию. По мере улучшения экономической ситуации, правительство сможет переходить к следующему этапу разморозки накопительных пенсий.

Представители Минфина настроены на более радикальную реформу, которая предполагает отмену действующей накопительной пенсионной системы в 2018 году. Вместо этого чиновники предлагают запустить систему индивидуальных отчислений, участие в которой станет обязательным. В Минфине уверены, что подобный инструмент будет стимулировать граждан активнее участвовать в формировании собственной пенсии.

Эксперты ожидают запуск пенсионной реформы сразу после окончания выборов. Несмотря на нежелание чиновников идти на непопулярные меры, другие альтернативы для стабилизации пенсионной системы отсутствуют.

Отсутствие альтернатив

Ухудшение демографической ситуации на фоне сокращения поступлений от экспорта нефти вынуждает правительство ускорить реализацию пенсионной реформы. Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приводит к увеличению дефицита пенсионного фонда. В результате власти должны изменить базовые параметры, которые определяют размер пенсии.

В таких условиях ежегодная индексация пенсий превратится в настоящую проблему для правительства. Согласно оценкам экспертов, уже в 2022 году власти будут вынуждены урезать другие виды затрат, перераспределяя ресурсы на повышение пенсий.

В 2017 году стартовала пенсионная реформа для госслужащих, которая затронула ключевые параметры начисления пенсий. Чиновники начали повышать пенсионный возраст для служащих, дополняя данную меру пересмотром необходимо стажа. Подобный подход может стать прототипом реформы для остальных категорий граждан, считают эксперты. Дальнейшее промедление с реформой чревато серьезными последствиями для отечественной экономики.

Повышение пенсионного возраста с 2019 года

Следующим этапом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста и ощутить действие новых правил на себе жители всех регионов России смогут уже с 1 января 2019 года.

Переход к новым нормам обещают сделать постепенным, добавляя ежегодно +1 год.

Правительство в очередной раз решило поднять вопрос о пенсиях. Новые споры разгорелись на финансовом форуме в Москве. Министр финансов Антон Силуанов сообщил о планомерной подготовке Российской Федерации к переходу на новую пенсионную систему. Пенсионная реформа 2018 года представляет собой разработку добровольной программы пенсионных накоплений для россиян. Следуя основным моментам новой системы, работающие россияне смогут сами решать, какой процент от собственной заработной платы они будут отчислять «на старость».

В настоящий момент накопительные пенсии «заморожены» на неопределенный срок. И новая пенсионная система призвана «реанимировать» накопительные , однако восстановленная пенсионная система будет иметь принципиальные различия в некоторых ключевых моментах. Помимо обновления пенсионной программы, уже давно ходят слухи о повышении пенсионного возраста, начиная с 2018 года. Давайте разберемся в этих важных вопросах.

Злосчастные пенсии

Ожидается, что новая система пенсионных накоплений заработает уже в 2018 году. Добровольные пенсионные накопления, по заверениям Министерства финансов и Центрального банка, будут выгодны самим же будущим пенсионерам. Кроме того, при необходимости можно воспользоваться накопленными деньгами, еще до выхода на пенсию.

Однако заместитель главы Министерства экономического развития РФ Олег Фомичев не поддерживает радужных ожиданий Антона Силуанова и его ведомства. По его словам, граждане не поддержат проект добровольных пенсионных накоплений.

На сегодняшний день работодатель уплачивает страховые взносы (22% от фонда зарплаты) в Пенсионный фонд. Причем взносы эти, в свою очередь, расщепляются на два компонента – 16% идут на страховые взносы и 6% идут как накопительные средства. Напомним, с 2014 года накопительный компонент пенсионных взносов замораживается каждый год.

Другими словами, работодатель платит взносы за сотрудников, выбравших формирование накопительной части пенсии, но в данный момент все они идут в распределительную часть. Безусловно, этот факт помог властям существенно сэкономить часть бюджетных расходов на переводе средств Пенсионному фонду.

Министерство финансов и Центральный банк выступают с альтернативным предложением – полностью заменить накопительную часть пенсии по старости индивидуальным пенсионным капиталом. В свою очередь, ИПК должен служить «подушкой безопасности», так как накопительная часть пенсии, судя по всему, подлежит ликвидации. Скорее всего, ее включат в страховую часть пенсионных взносов. Итак, страховая часть пенсии будет включать в себя все 22%, которые должен выплачивать работодатель. Это позволит в полном объеме обеспечивать сегодняшних пенсионеров пенсиями.

Глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина заверяет россиян в том, что новая пенсионная система сохранит обязательную государственную пенсию:

«Государственная пенсия обязательно останется. Государственная страховая пенсия - это, по сути дела, социальная гарантия государства по обеспечению базового уровня, базовых потребностей жизни человека, когда он заканчивает трудовую деятельность и выходит на пенсию», — подчеркнула Набиуллина.

Правительство делает все возможное для того, чтобы будущие пенсионеры получали такие выплаты, которых бы хватило на достойную жизнь. Именно поэтому у Минфина и ЦБ родилась идея позволить россиянам добровольно отчислять на свою пенсию любой процент от своей зарплаты в рамках от 1% до 50%.

По словам Эльвиры Наибуллиной, работающий россиянин сам будет решать «судьбу» своей пенсии:

«У человека будет обязательно выбор: участвовать ему в накоплениях либо оставаться только на государственной пенсии. У человека будет выбор в течение жизни увеличивать свои накопления или уменьшать. Для этого государство должно предоставить ему соответствующие стимулы», — отметила глава Центрального банка РФ.

Под новый пенсионный проект автоматически попадают только начинающие работать граждане и те, кто значительно моложе пенсионного возраста. Иные категории россиян должны будут подать надлежащее заявление.

Средства индивидуального пенсионного капитала будут направляться в некоммерческие негосударственные пенсионные фонды. Для «новичков» в трудовых отношениях НПФ будет выбираться посредством компьютерной программы из списка негосударственных пенсионных фондов, входящих в систему гарантирования. Для всех остальных работников, которые сделали выбор в пользу определенного фонда, будет возможность поменять его на любой другой НПФ или же продолжать пользоваться услугами выбранного ранее НПФ.

Повышение пенсионного возраста

Правительство РФ все еще активно обсуждает вопрос увеличения возраста для выхода на заслуженный отдых. Причем споры на счет определения вариантов решения данной проблемы ведутся уже давно.

Не так давно был одобрен проект «Основных направлений бюджетной политики на 2017-2018 г.», внесший конкретику в животрепещущий вопрос. В документе говорится о планомерном и плавном поднятии пенсионного возраста – в течение каждого года возраст для выхода на пенсию по старости будет повышаться на 6 месяцев. Таким образом, пенсионный возраст для женщин и мужчин будет доведен до 63 лет.

В ответ на сопротивление оппонентов правительство выдвинуло свои аргументы: в условиях экономического (и демографического) кризиса крайне необходимо сохранить стабильность Пенсионного фонда.

Но есть здесь и сдерживающий момент – это относительно невысокая продолжительность жизни в России. У женщин в РФ продолжительность жизни составляет приблизительно 77 лет, у мужчин – 65. Однако и здесь есть свой противовес – согласно прогнозам экспертов, к 2020 году продолжительность жизни в России значительно вырастет, и будет составлять примерно 80 лет у женщин и, соответственно, 74 года у мужчин. А при подобных показателях у правительства есть все основания для повышения пенсионного возраста.

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

  • от периода непрерывного стажа работы, в течение которого в ПФР отчислялись страховые взносы;
  • от индексации;
  • от дополнительных обстоятельств, позволяющих сделать перерасчет общего размера выплаты (повышающим коэффициентом служили, например, награды и звания).

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

  • из длительности общего страхового стажа;
  • на основе пенсионных баллов.

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

Женщины, имеющие одного или более детей (в том числе взрослых, рожденных в советское время до 1990-х годов или позднее) и вышедшие на пенсию по старости до 1 января 2015 года , могут получить прибавку путем учета в виде пенсионных баллов так называемых «нестраховых периодов», в которых они осуществляли уход за каждым ребенком до достижения им возраста 1.5 лет.

  • До 2015 года эти периоды учитывались только в трудовом стаже женщины и не влияли на размер устанавливаемого пенсионного обеспечения.
  • Теперь же, согласно новому закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, они могут быть учтены в виде пенсионных баллов , исходя из которых напрямую определяется размер пенсии (однако при этом на соответствующие периоды будет уменьшен трудовой стаж женщины, что может сказаться негативно на уже оформленных пенсионных правах пенсионерки).

Для получения добавки к пенсии за детей в 2018 году необходимо обратиться в органы Пенсионного фонда (ПФР) по месту жительства с соответствующим заявлением о пересчете или назначении новой пенсии в связи с заменой периодов, на основании которого сумма выплат может быть пересмотрена благодаря учету в баллах нестраховых периодов. Причем далеко не всегда это можно сделать - зачастую чтобы получить право на учет пенсионных баллов за периоды ухода за детьми необходимо полностью отказаться от ранее назначенной пенсии с заявлением о назначении новой, в которой вариант такой замены будет учтен, что может повлечь за собой значительные изменения пенсионных прав. При этом при перерасчете баллами будет уменьшен стаж (в том числе льготный, дающий право на ).

В связи с этим пенсионеру к данному вопросу необходимо подойти ответственно - в случае отказа вернуться к прежним условиям выплаты будет невозможно!

Также необходимо иметь в виду, что размер возможной прибавки за детей будет строго индивидуален , и для его определения специалистам ПФР потребуется поднять выплатное дело и вновь провести объемную работу по . Также нет никаких гарантий, что результат будет больше той суммы, которую пенсионерка уже получает в настоящее время.

По статистике, только 20-30% от общего числа обратившихся женщин по результатам такого перерасчета или переназначения получают прибавку к пенсии, и ее средний размер в большинстве случаев не превышает нескольких сотен рублей.

Кому положен перерасчет пенсии за детей?

Для матерей, вышедших на заслуженных отдых начиная с 2015 года , оба этих варианта (учитывать время, приходящееся на уход за детьми, как работу или рассчитать его баллами как «нестраховой период») уже были рассчитаны работниками Пенсионного фонда в момент , и наиболее выгодный способ согласно новому закону уже был назначен им к выплате . Поэтому обращаться в ПФР с заявлением о перерасчет выплат с учетом времени ухода за детьми таким пенсионерам не имеет смысла .

Получить надбавку за детей могут только те пенсионеры, пенсия которым была назначена до 1 января 2015 года и которым будет более выгодно начислить пенсионные баллы за периоды ухода за детьми до достижения ими возраста 1.5 лет, что обычно справедливо в следующих случаях:

  • если в эти периоды у женщины были перерывы в работе - иными словами, если она вообще не была трудоустроена на момент рождения ребенка и до достижения им полутора лет (например, если пополнение в семье совпало с обучением женщины в училище, техникуме или вузе);
  • если женщина на момент рождения и осуществления ухода за ребенком была трудоустроена, однако замена периода работы «нестраховым периодом» (за который сейчас предусмотрено начисление пенсионных баллов) будет для нее более выгодна , что на практике часто распространено в таких ситуациях:
    • если женщина имеет 2 и более детей - иными словами, чем больше было рождено детей, тем больше за них может быть начислено баллов и тем более ощутимой может быть добавка к уже назначенной пенсии (однако всего по закону баллы могут быть начислены не более чем за 4 детей );
    • если при назначении пенсии учтенная заработная плата пенсионерки в период до 2002 года, на который приходился уход за ребенком до 1.5 лет, не превышала среднестатистическую зарплату по стране или не превосходила ее более чем на 20% (максимальные учитываемое соотношение заработка в действовавшем до 1 января 2002 года законе «О государственных пенсиях в РФ» было установлено в размере 1.2) - иными словами, если женщина в момент рождения ребенка имела невысокую зарплату по месту трудоустройства.

Как правило, в связи со всеми указанными выше обстоятельствами пенсия женщине в большинстве случаев до 1 января 2015 года назначалась в невысоком размере (на практике это обычно не более - в большинстве регионов это 10-11 тысяч рублей по состоянию на 2017 год). Если такие обстоятельства имеют место, и у пенсионерки есть несколько взрослых детей, то перерасчет пенсии ей может быть выгоден. При учете баллами нестраховых периодов по уходу за детьми ей может быть назначена прибавка.

Если все основания в пересмотре размера пенсии у женщины имеются, однако результаты перерасчета все равно оказываются «со знаком минус», то работниками Пенсионного фонда будет вынесено решение об отказе , и размер выплат в меньшую сторону не изменится.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что существуют отдельные категории пенсионеров, которым подобный перерасчет вообще не положен по нормам законодательства:

  • получатели досрочных пенсий , которые на момент ее назначения не достигли и уже не работают (то есть не относятся к категории ) - в этом случае в результате замены трудового стажа они могут потерять право на досрочную пенсию из-за сокращающегося льготного стажа (это, в частности, справедливо для медицинских работников, учителей и других льготных категорий);
  • получатели государственных пенсий , установленных в фиксированном размере (в том числе за проживание на территориях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС);
  • получатели страховой пенсии по потере кормильца (ситуации, когда само застрахованное лицо умерло или пропало без вести, а пенсионером является находящийся на его иждивении нетрудоспособный член семьи, факт ухода за детьми которого никак не влияет на пенсионные баллы умершего человека, из которых был рассчитан размер выплаты).

Сколько составит прибавка к пенсии пенсионерам, имеющим детей

Размер доплаты к пенсии за рожденных детей зависит от большого количества индивидуальных факторов . Даже при наличии одинакового количества детей у двух пенсионерок одного возраста в каждом конкретном случае размер прибавки будет отличаться, поскольку место работы, трудовой стаж, заработная плата и момент рождение детей у всех формируется индивидуально.

  • Такой перерасчет будет однозначно выгоден женщинам, которые на момент рождения и в течение первых 1.5 лет жизни ребенка не работали (например, получали образование). В этом случае у них просто добавляется новый, ранее неучтенный период, за который будут назначены пенсионные баллы.
  • Если же период ухода за детьми приходится на время трудоустройства матери, то он ей может быть зачтен только в одной из двух форм, наиболее выгодной в каждом конкретном случае (или в виде трудового стажа и получаемой в этот период зарплаты, или по новым правилам - страховыми баллами). При этом далеко не последнюю роль будет играть размер заработка женщины, полученный за «нестраховой период», а также насколько будет сокращен трудовой стаж в результате такой замены.

Согласно ст. 12 закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж с 1 января 2015 года наряду с периодами работы засчитываются периоды осуществления одним из родителей ухода за каждым ребенком до достижения им 1.5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (т.е. не более, чем на 6 лет / 1.5 года = 4 детей).

При этом согласно п. 12 ст. 15 того же закона за периоды ухода за детьми до полутора лет с 2015 года может быть начислено следующее количество пенсионных баллов (см. таблицу ниже и пример расчета).

Таблица - Перерасчет пенсии женщинам за детей в 2018 году

Например, прибавка к пенсии за 2 детей пенсионерам в 2018 году за периоды ухода за ними до достижения 1,5 лет была бы равна 2,7 + 5,4 = 8,1 балла. с 1 января 2018 года установлена в размере 81,49 рублей. Иными словами, сумма доплаты пенсионеру может составить до 8,1 × 81,49 руб. = 660,07 руб. в месяц. Аналогичным образом максимальная доплата за 4 детей может составлять до (2,7 + 5,4 + 8,1 + 8,1) × 81,49 = 1980,21 руб.

Однако на практике величина прибавки при перерасчете в большинстве случаев оказывается гораздо меньше . Дело в том, что если в указанные периоды женщина работала, в результате такой замены размер уже назначенной пенсии будет уменьшен пропорционально величине полученного за этот период заработка. В связи с этим, например, на первого ребенка результат перерасчета может и вовсе оказаться отрицательным , поскольку в отношении него предусматривается наименьшее количество пенсионных баллов, и проводить такую замену будет экономически не выгодно (особенно в том случае, если мама работала на хорошей должности и получала высокую зарплату).

Иными словами, иногда периоды работы дают более высокую прибавку к пенсии, чем 1.5 года по уходу за детьми, поэтому замена этих периодов при перерасчете пенсии может получиться «со знаком минус» и приведет к уменьшению размера пенсии .

Согласно данным территориальных органов ПФР, по статистике только в 20-30% случаев от общего числа обращений женщина может получить доплату при перерасчете пенсии за детей, при этом средний размер прибавки составляет в пределах 100-200 рублей (хотя в некоторых случаях можно получить и более внушительную сумму, поэтому попробовать целесообразно).

Какие нужны документы для перерасчета пенсии матерям

Перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением суммы пенсионных баллов (величины - ИПК) за периоды до 1 января 2015 года производится в соответствии с п. 2 ст. 18 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Он производится в заявительном порядке - т.е. пенсионеру будет необходимо направить в Пенсионный фонд заявление о перерасчете размера пенсии (форма заявления утверждена Приказом Минтруда от 19 января 2016 года № 14н), которое согласно п. 2 ст. 23 того же закона подается с одновременным предоставлением документов, необходимых для проведения такого перерасчета.

Также необходимо понимать, что перерасчет пенсии пенсионерам с 1 января 2015 года согласно ст. 34 нового закона «О страховых пенсиях» проводился на основании документов выплатного дела . Если каких-то документов, указывающих на осуществление женщиной ухода за детьми, при оформлении пенсии представлено не было, то они не могли быть учтены автоматически, и для учета в баллах периода ухода за детьми перерасчет будет необходимо делать в заявительном порядке.

Заявление можно подать при личном обращении в клиентские службы ПФР, а также через МФЦ. В настоящее время также имеется возможность обращения в электронной форме через «Личный кабинет» на портале госуслуг . Перед этим целесообразно записаться на прием и получить консультацию у работников своего отделения ПФР, по возможности - с проведением предварительных расчетов , которые подтвердят целесообразность подачи заявления в вашем конкретном случае.

Рекомендуется воспользоваться предварительной записью на прием (услуга предоставляется на официальном сайте ПФР без регистрации). Однако в некоторых регионах очередь по записи может быть занята на несколько месяцев вперед . В связи с большими очередями по вопросу перерасчета пенсии в отделениях Пенсионного фонда часто рекомендуют подавать заполненные заявления дистанционно, в том числе путем отправки по почте нотариальных копий необходимых документов.

При обращении с заявлением о перерасчет пенсии женщинам за детей необходимо предоставить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина РФ), ;
  • свидетельства о рождении всех детей (если они отсутствуют в выплатном деле пенсионера);
  • документы, косвенно подтверждающие достижение детьми возраста 1,5 лет:
    • если на свидетельствах о рождении проставлен штамп о выдаче ребенку паспорта, то будет достаточно представить только свидетельство с такой отметкой;
    • если такого штампа в свидетельстве нет, то можно предъявить любой другой официальный документ, выданный ребенку после достижения 1,5 лет (например, школьный аттестат об образовании, нотариально заверенную копию паспорта ребенка, его свидетельство о браке и т.п.).

В случаях, когда пенсионерка по каким-то причинам не может предъявить свидетельства о рождении детей (например, если дети выросли и уехали со своими документами в другой регион или даже покинули страну), то можно получить в органах ЗАГС справку о рождении ребенка .

Каких-либо ограничений по срокам подачи заявления о перерасчете законом не предусмотрено (иными словами, обратиться за перерасчетом пенсии можно в любой момент). Оно рассматривается не позднее 5 рабочих дней , отсчитываемых:

  • со дня приема заявления с полным набором необходимых документов, представленных по собственной инициативе заявителя;
  • со дня получения необходимых документов Пенсионным фондом по каналам межведомственного взаимодействия.

В случае принятия положительного решения перерасчет производится в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Важно! Если периоды ухода за детьми совпадают с осуществлением женщиной трудовой деятельности, то перерасчет пенсии с заменой работы на «нестраховые» периоды может быть осуществлен только путем отказа от ранее установленной пенсии , что может повлечь за собой существенное изменение пенсионных прав пенсионера. В этом случае к данному вопросу необходимо подойти более ответственно, поскольку после отказа получить пенсию на прежних условиях будет невозможно .

Полагается ли доплата к пенсии за детей, рожденных до 1990 г.?

Перерасчет пенсии за детей, рожденных до 1990 года, проводится в общем порядке - никаких существенных особенностей в этой связи нет и возраст детей никак не влияет на возможность учета в баллах периода ухода за ними до достижения 1.5 лет.

Доплата к пенсии за взрослых детей, рожденных в советское время, будет существенной в двух основных случаях:

  • если женщина в эти периоды не имела официального трудоустройства;
  • если она в это время имела невысокий заработок.

На практике добавка к пенсии за детей в 2018 году не будет возможна в следующих случаях:

  • если женщина вышла на пенсию, начиная с 1 января 2015 года (т.е. в 2015-2018 гг.) - в этом случае наиболее выгодный вариант уже был рассчитан и выбран автоматически при назначении пенсионного обеспечения, поскольку все необходимые документы уже есть в распоряжении работников Пенсионного фонда;
  • если женщина имеет всего одного ребенка (пенсионные баллы за первого ребенка минимальны и прибавка за них обычно полностью «съедается» сокращением трудового стажа и приходящегося на него заработка);
  • если расчет пенсии женщине был изначально произведен по максимальному заработку , учитываемому до 2002 года (максимум на 20% больше от среднего по стране - предельное учитываемое соотношение заработка тогда было установлено в размере 1,2).