В современном мире золото является довольно популярным металлом. В него вкладывают средства, чтобы защитить их от инфляции, создают различные ювелирные изделия, используют в стоматологии и косметологии и т.д. Золото применимо во множестве областей жизни, поэтому люди часто спрашивают: какие бывают пробы золота, и что такое проба золота?

Золото, как 79-й элемент системы Д.И. Менделеева, в своем чистом виде не впечатляет. Металл мягкий, очень плотный, ненасыщенного цвета, фактически непригодный для изготовления ювелирных изделий и не стойкий в использовании. Чтобы решить эти проблемы, еще в древности люди стали добавлять в золото лигатуру, которая является примесью недрагоценных металлов. В результате золото, как металл, заиграло различными оттенками и приобрело необходимую твердость и прочность в эксплуатации.

Итак, какие бывают пробы золота? Что означают существующие 583,585,750 и т д. пробы золота?

Латинское слово Probe (проба) в русском языке означает – оценивать, испытывать, пробовать. Таким образом, проба золота показывает процент золота в сплаве с другими металлами .

А также пробой называют специальные клейма (знаки), которые наносятся контролирующими органами как гарант содержания драгоценного металла в изделии.

Оттенок золотого изделия и проба

В слитках используется золото 999 пробы.

Какое бывает различие в цвете ювелирного украшения, или какой оттенок имеет золото определенной пробы? Почему золото, например, 585 пробы, имеет красный оттенок? Это довольно распространённые заблуждения, так как оттенок украшения из золота в основном зависит от металла, используемого как примесь в сплаве. Лишь небольшой процент оттенка изделия обусловлен наличием чистого золота в сплаве. Это заблуждение получило распространение, так как ювелирными заводами Советского Союза производились изделия из золота с привязкой их оттенка к пробе. Так золото 750 пробы – желтое, розовое — 375-й, что никак не зависело от качества изделий.

Системы проб

В современном мире действует 4 системы проб, но самыми распространёнными являются каратная и метрическая системы.

Система проб – каратная

Издревле люди стали измерять золотые изделия в каратах. В 24 карата (24К) было обозначено абсолютно чистое, без примесей, золото.

А сколько, например, в 1 карате золота привычных нам грамм?

1 карат содержит одну двадцать четвертую часть в массе сплава, что отражено в каратной системе Великобритании (также эта система действует в США, Швейцарии и других странах). 14-каратное золото (14K) содержит 14 долей золота и 10 долей других металлов. Ювелиры используют в своей работе золото пробы в 24, 14, 18, 10 и 9 карат.

Система проб — метрическая

В нашей стране в 1927 г. произошел переход на метрическую систему проб, часть золота в сплаве стала определяться исходя из количества грамм в килограмме ювелирного сплава. Например, сплав 500 пробы содержит 500 грамм чистого золота и еще 500 г – это примеси других металлов. В России производят ювелирные изделия 375, 500, 585, 750, 900, 916, 958 пробы.

В свое время, отечественной ювелирной промышленностью производились изделия драгоценного металла 583 пробы золота, что в западной системе равнялось 14 К, хотя и западная проба была чуть выше. В результате (после распада СССР) решили произвести изменение классического золотого стандарта с 583 пробы на 585, и отечественные изделия в стоимости за 1 грамм золота стали идентичны западным. В результате на вопрос о том,сколько 585 проба золота представляет в системе карат – ответ 14К.

Соотношение между системами оценки качества золота.

375 проба – сплав содержит около 38% золота. В качестве лигатуры используется серебро и медь, цвет сплава, как правило, желтый, на поверхности сплава под действием воздуха образуется сульфид железа и он тускнеет.

500 проба – содержит 50 с половиной % золота, остальное — серебро и медь.

585 проба – сплав, широко используемый ювелирами, так как имея в своем составе 59% золота и лигатуру – серебро, никель, медь, палладий, отличается особой прочностью, твердостью, не тускнеет на воздухе, хорошо поддается ковке.

750 проба золота это 75,5 % желтого металла в сплаве, основные добавляемые металлы – никель, серебро, платина, палладий, медь. Сплав имеет большое разнообразие оттенков, они варьируются от ярко-зеленого до красного. Благодаря своей твердости, прочности, легкости в обработке, широко используется ювелирной промышленностью.

958 проба – в своем сплаве имеет 96,3 % драгоценного металла, поэтому его редко используют в производстве ювелирных изделий, так как такое золото мягкое и ненасыщенного оттенка, а также имеет высокую себестоимость, если сравнить с другими пробами.

— можно сказать чистое золото, фактически без примесей. В данный момент не используется для производства ювелирных изделий. Металл очень мягкий, легко деформируется. Естественно, стоимость золота этой пробы самая высокая.

Система проб — золотниковая

Эта система была применима в России, а также в СССР до 1927 года.

Ее отличие от системы каратной в том, что золото без примесей обозначалось через 96, а золото имеющие в своем составе лигатуру имело значение числа ниже этого.

Таблица соотношения метрической, каратной и золотниковой системы и процент содержания чистого золота в сплаве.

Эта таблица поможет правильно перевести из одной системы в другую любую пробу золота.

В разных странах мира отдается предпочтение различным пробам золота. В СССР наиболее популярными были ювелирные украшения из золота 585 пробы.

Сейчас в России, впрочем, как и в Европе предпочитают золото 750 пробы. Самой минимальной по чистоте золота в Германии является 333 проба.

Пробы золота, наиболее часто используемые в ювелирных изделиях различных стран.

На протяжении всей истории золото ценится своей природной красотой и сиянием. По этой причине во многих культурах золото отождествлялось с солнцем.

Сам по себе такой металл как золото в чистом виде не используется, потому что очень мягкий и легко поддается воздействию механических повреждений. Для сохранности его первозданного благородного вида, который все привыкли созерцать в украшения, принято добавлять различные, более устойчивые металлы или сплавы, придающие золоту крепости. Такие сплавы принято называть лигатурой, и в большинстве случаев в ее качестве выступает серебро или медь, в редких случаях добавляют цинк, платина, никель и палладий. В зависимости от количества других металлов золото становится менее подверженным царапинам и деформированию.

В чем разница между каратной и метрической системами проб?

Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. Из-за того, что золотом пользовались задолго до глобализации, на разных континентах образовались свои системы исчисления золота. Скажем, вес золота измеряется в тройских унциях и одновременно в граммах (1 тройская унция = 31,1034768 грамм), а его чистота измеряется в каратах и в тысячных долях.

Один карат - это 1/24 доля чистого драгоценного металла в сплаве.

Минимальное значение количества карат золота зависит от страны. Так, в США 10 карат является минимальным стандартом золота, а а золото с чистотой 14 карат является наиболее популярным. Во Франции, Австрии, Португалии, Ирландии и Великобритании можно называть все, что имеет 9 карат. А в Дании, Греции и Германии минимальное количество карат является 8.

Каратную систему также используют и для измерения веса драгоценного камня, но не следует смешивать эти две системы. Один карат золота соответствует 41,(6) грамм, тогда как 1 карат драгоценного камня равен 200 мг. Золото в 24 карата эквивалентно 999,9 пробе в метрической системе и считается чистым. Строго говоря, 24-каратное золото должно быть эквивалентно 1000 пробе. Однако, на практике невозможно достичь 100% чистоты золота, и в любом чистом золоте будет немного примеси, поэтому договорились принимать 24-каратное золото за 999,9 пробу. В каратной системе существуют показатели 9, 10, 12, 14, 18, 23, 24.

В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная и указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1кг. Так, если в 1000 граммах сплава находится благородного металла 585 грамм, а лигатура, соответственно составляет вес в 415 грамм, то изделиям, которые будут изготовлены из данного слитка, станут носить пробу 585.

Проба - это количество драгоценного металла в сплаве, выраженная в тысячных долях. Количество лигатуры - обратная величина пробы.

До 1927 года сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе использовали иную систему проб, которая называлась золотниковой. Для нее были характерными 92,72 и 56 пробы. 1 золотник равен 96 долям. До сих пор иногда встречаются украшения с такой маркировкой. С 1928 года было принято решение о переходе на метрическую систему, указывающую количество золота на 1000 граммов сплава.

Соответствие между различными системами проб

В постановлении от 18 июня 1999 года под № 643 «о порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» для метрической системы установили такие пробы: 999, 958, 750, 585, 375.

В чем разница между различными пробами золота?

Откуда возникло такое многообразие золотых сплавов? Каждая проба появлялась в определенный момент времени и удовлетворяла определенную нужду людей. Различные пробы существуют для своей задачи, которая и определяет необходимую долю драгоценного металла в сплаве, а также состав лигатуры в нем.

375 проба

В составе данной пробы чистое золото не превышает 37 %. Оставшиеся 63 процента – это серебро и медь. В зависимости от металла, который будет использован в качестве лигатуры, основной оттенок изделия будет или ярко-желтым, или красноватым. Золото данной пробы имеет свойство быстро окисляться и образовывать на поверхности украшения сульфид железа. Данный золотой сплав является самым низкопробным во всем мире. Из него изготавливаются недорогие украшения, на которых имеется массовый спрос. Как правило, это обручальные кольца.

500 проба

Эта проба малоизвестная, в ее составе находится не более 51% основного металла, а все остальное это примеси серебра и меди. У изделий данной пробы некрасивый цвет, хоть они и не поддаются быстрому окислению, поэтому такие сплавы практически нигде не используются, так как от них пришлось отказаться в пользу проб, обладающих более приятным внешним видом в ювелирных изделиях.

583 проба

В составе такого сплава распространено сочетание чистого золота в количестве 58,3 процента, меди 33,5 процентов и серебра 8%. В одном килограмме слитка 583 пробы находится 583 грамма чистого золота. Остальные 417 граммов это медь и серебро. До того момента, как был создан сплав 585 пробы, золото с 583 пробой широко применялось в Советском Союзе для изготовления ювелирных украшений. Появление этой пробы произошло в момент перехода с каратной системы на метрическую. 583 проба равна 14 каратам. Через некоторое время от нее отказались, в пользу популярной в настоящее время пробы – 585.

585 проба

Ювелирные изделия 585 пробы наиболее распространены и популярны среди потребителей. Сейчас ею полностью поглощена проба 583. Это клеймо используется в маркировке наибольшей доли продукции, которую выпускают в мире. Украшения и прочие изделия из сплава этого качества отличаются характерным цветом, а так же им присуща хорошая прочность и устойчивость при доступной стоимости, не превышающей рамки допустимого. В составе пробы 585 основную часть занимает чистое золото, более 60%, все остальное – это лигатура, состоящая из сплава никеля, палладия, серебра и меди (40%). Золото данной пробы не подвержено потери блеска и яркости под воздействием солнца и ему не свойственно окисление при взаимодействии с воздухом. Оно в почете у ювелиров, потому что прекрасно поддается ковке.

750 проба

Эту пробу представляют 75 процентов благородного металла. В составе лигатуры находится 25% серебра, палладия и меди. Для сплава характерна возможность менять цвет в зависимости от процента какого-либо дополнительного металла, входящего в качестве примеси. Для потребителей предпочтительнее покупка изделий более светлых оттенков, где преобладает серебро. В общем, встречаются изделия красные или даже темно-зеленого цвета. Ювелирные украшения из сплавов такой пробы очень дорогие, обладают великолепным внешним видом. Золото 750 пробы прекрасно поддается полировке и обработке механическим способом, но в то же время легко царапается и гнется.

958 проба

Золото такой пробы в изготовлении ювелирных изделий не используется, так как процент его содержания в сплаве составляет почти 97%, а это придает металлу мягкость и склонность к деформированию. Из сплава с таким содержанием золота изготавливают коллекционные монеты, или какие-либо предметы под индивидуальный заказ, так как он обладает очень высокой ценностью.

.999 проба

Самым дорогим сплавом в мире считается чистое золото, которое имеет 999 пробу. Сам по себе металл обладает мягкостью, в связи с чем, его неудобно использовать. Много лет назад его использовали для изготовления обручальных колец. Их форма была очень толстая, изделия отличались большой высотой. Это способствовало более длительному использованию украшений, они крошились и гнулись не очень быстро. Сейчас золото 999 пробы используется для изготовления слитков, предназначенных для хранения. В связи с большой пластичностью слитки небольшого размера запечатывают в специальные прозрачные футляры. В них мягкий металл может храниться в идеальном состоянии намного дольше.

Как определить пробу золота?

Использование современных методов позволяет сегодня безошибочно определить насколько качественным является изделие. Покупая ювелирное украшение, всем приходилось видеть специальную маркировку, которая используется для каждой существующей пробы отдельно. Но, никто не застрахован от покупки подделки, даже если на ней и стоит самая высокая проба. Поэтому, чтобы не осталось сомнения, что изделие соответствует заявленной пробе, применяются капельный метод, электронный детектор, специальный пробирный камень или пробирные иглы. Так же существует муфельный метод и химико-аналитический.

Капельный метод заключается в нанесении на изделие специального пробирного химического реактива, затем происходит процесс сравнения цвета пробы до начала реакции и после нее. Как правило, для таких целей применяется хлорное золото, которое действует как пробирный реактив на изделия различных проб, до шестисотой включительно. На украшениях 585 пробы образуется светло-коричневое пятно после взаимодействия с реактивом. Зеленое пятно будет на золоте пробы 375. Чем ниже проба золота, тем темнее цвет будет оставаться.

Латунные полоски, на концах которых напаяны тончайшие линии из драгоценного металла, называют пробирными иглами. Чтобы определить золото различных проб, существуют иглы разных цветов.

Пробирный камень представляет собой брусок с гладкой, отполированной поверхностью. По нему проводят изделие, которое образует за собой линию. Ее цвет характеризует пробу. Для изготовления таких брусков используется кремнистый тонкозернистый сланец.

Специальный электронный детектор способен за 5 секунд определить какое количество чистого металла содержится в сплаве, выражая показатели в каратах. Диапазон пробы находится в пределах от шести до восемнадцати карат, что по метрической системе относится к 375-750 пробам. Детектор отличает настоящее массивное изделие из золота от простого золотого покрытия тонким слоем. Данный прибор широко использует ювелирная промышленность, так как он определяет с высокой точностью содержание благородного металла в сплаве. В основе его работы находится электрохимическая реакция. Данные определители проб могут так же применяться в ломбардах, мастерских и скупочных магазинах

Многие покупатели, желающие приобрести золотое ювелирное украшение, стараются стать владельцами дорогого изделия или пытаются найти такое, у которого очень высокая проба. Не нужно этого делать, ведь не зря на протяжении долгих лет остается популярной и востребованной 585 проба, зарекомендовавшая себя наилучшим образом, даже если украшения носить ежедневно, не снимая.

По своей прочности изделия высоких проб можно сравнить с пластилином, теряющим свой первоначальный вид при малейшем надавливании.

Покупать ювелирные изделия нужно только в специализированных магазинах или салонах, и после того, как будет проверено наличие соответствующего клейма. В данных заведениях все предметы соответствуют надлежащему качеству, так как никто не захочет рисковать своей репутацией и созданным именем. Таким образом, можно избежать приобретения подделки, которая не будет содержать золота вообще и не имеет вообще никакой ценности.

Проба – это процент содержания золота или серебра в драгоценном металле, обозначенный цифрами. На каждом ювелирном изделии стоит клеймо, в котором указана проба.


375 проба – 37,5% содержание золота (золото, серебро, медь)
500 проба – 50% содержание золота (золото, серебро, медь)
585 проба – 58,5 % содержание золота (золото, серебро, медь, палладий, никель)
750 проба – 75% содержание золота (золото, платина, серебро, медь, палладий, никель)
999 проба – 99,9 содержание золота (золото).


Золото - металл мягкий и дорогостоящий. Поэтому ювелирные изделия изготавливают из сплавов золота с другими металлами – это намного практичнее. Чем больше содержание золота, тем мягче сплав, тем больше на поверхности украшений появляется царапин и вмятин в процессе носки украшений. Такие изделия быстро теряют вид и практически не блестят. Это необходимо учитывать при выборе любых изделий из благородных металлов.

Состав сплавов влияет и на цвет полученного металла. Если много меди, то золото имеет красноватый оттенок. Никель отбеливает, серебро – желтит. Интересен факт, что содержание золота в ювелирном изделии должно несколько превышать объём устанавливаемой пробы, чтобы её подтвердить в Пробирной палате.

На каждое украшение ставится государственное пробирное клеймо. Вероятность подделки в этом случае фактически равна нулю. Покупателю необходимо только знать, как именно выглядит подлинное государственное клеймо, и проверить его наличие перед покупкой.

На клейме должен быть код пробирной палаты, цифровое обозначение пробы, а также специальный знак пробирного удостоверения. Сегодня на клейме в виде знака изображена женская голова в профиль в русском национальном головном уборе – кокошнике. Также изображена русская буква – это шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Пробы других благородных металлов:

Серебро – 800, 830, 875, 925, 960, 999
Платина – 850, 900, 950
Палладий – 500, 850.

Согласно действующему законодательству пробированию подвергаются все промышленно выпускаемые сплавы, содержание благородных металлов в которых свыше 30%. На таких изделиях в обязательном порядке должно быть нанесено государственное клеймо с соответствующей пробой.

Каратная система
В Европе и США используется другая система обозначения содержания золота – каратная. Караты показывают количество частей чистого золота из 24 частей сплава.
Проба 9 карат – это 9 частей золота из 24-х (375 проба)
Проба 10 карат – это 10 частей золота из 24-х (500 проба)
Проба 14 карат – это 14 частей золота из 24-х (585 проба)
Проба 18 карат – это 18 частей золота из 24-х (750 проба)
Проба 24 карат – это 24 частей золота из 24-х (чистое золото).

Каратная система проб используется сегодня по всему миру. Если покупать ювелирное украшение за пределами СНГ, то проба почти всегда будет обозначена в каратной системе.
До каратной системы в Западной Европе действовала лотовая проба (12 лотов = 750 проба).

спец предложения для вас


Из истории пробирования в России

Первое московское клеймо на драгоценном металле, обнаруженное на территории России, относится к 1651 году. Клеймо представляло собой изображение двуглавого орла и дату, обозначенную славянскими буквами. Это были ещё не полноценные в современном понимании пробы, поскольку они не отражали содержание драгоценного металла в сплаве. Но такое клеймо было свидетельством того, что металл соответствует образцу, признанному законом.

В те времена эталоном считались «любские талеры» или «ефимки» – это были привозные европейские монеты, которые переплавлялись в ювелирные украшения. В конце 17 века в России появился «левок» – клеймо, которое свидетельствовало о низкопробном образце золота.

Государственное клеймение в России было официально узаконено в 1613 году для серебра, в 1700 году - для золота. На других металлах клеймо не ставили.

Во всех городах России в 18-19 веке ставили клеймо с изображением:
- герба города, год в щитке различной формы;
- начальных букв имени и фамилии ювелира (именник пробирного мастера);
- клейма мастера, изготовившего изделие;
- двух цифр, обозначающих пробу (число золотников в лигатурном фунте).

Все мастера и ювелиры на фабриках были обязаны ставить свои клейма-именники и представлять изделия государственному пробиреру.

1 января 1899 года в России ввели единообразное клеймо. Изображение представляло собой женскую голову в кокошнике, с инициалами управляющего пробирным округом. Иногда ставились цифры – золотниковая проба (72 золотника=750 проба). Такой вид клейма в разных вариантах просуществовал вплоть до 1927 года, после чего систему проб и клеймирования изменили. Вместо женской головы в кокошнике появилась голова рабочего с молотом, а сама проба стала обозначаться числом тысячных долей золота в сплаве, как это делается в настоящее время. В систему добавились платиновые и палладиевые пробы. В клейме появился шифр пробирного учреждения (буква греческого алфавита).

С 1958 года на советских пробирных клеймах стали изображать серп и молот на фоне пятиконечной звезды. А шифр пробирной инспекции стали обозначать русскими буквами.

С 1994 года в России введены пробирные клейма, которые действуют в настоящее время. Клейма с серпом и молотом ходили вплоть до 2000 года.

Сегодня на клейме изображена женская голова в кокошнике в профиль, направленная вправо. Также изображена русская буква – шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Рассматривая сокровища в витринах ювелирных магазинов, миллионы покупателей задают себе вопрос – какую пробу выбрать? Какая лучше?

Если у вас нет цветовых предпочтений, то выбирать изделие нужно по трём основным критериям: практичность, эстетическая привлекательность, стоимость.

Самая распространенная проба золота – 583-я. Цвет такого металла может варьироваться – это напрямую зависит от процента содержания в сплаве различных металлов. К примеру, если сплав золота 583-й пробы состоит из 58,3% – золото, 36% – серебро, 5,7% – медь, то в таком случае металл отличается зеленоватым оттенком. Та же самая 583-й проба с содержанием 18,3% – серебро, 23,4% – медь, имеет уже розовый оттенок. Если же в этом сплаве 8,3% – серебро, а 33,4% – медь, то золото будет иметь явные оттенки красного.


В целом, золото 583-й пробы считается самым практичным, поэтому пользуется повышенной популярностью. 50% процентное содержание золота в сплаве делает изделия прочными – такие украшения меньше царапаются и не деформируются.


Чего не скажешь о золоте 958-й пробы. Такой сплав не отличается прочностью, поэтому не пользуется высоким спросом у покупателей ювелирных украшений. В этом сплаве, также, в незначительном количестве содержится серебро и медь. Металл получается ярко-жёлтого цвета – практически чистое золото. Часто используется при изготовлении свадебных колец. Но из-за повышенной мягкости поверхность таких украшений требует регулярной полировки.


Сплав 750-й пробы состоит из 3-х компонентов – золото, медь, серебро. Иногда в качестве лигатуры включается немного родия, палладия, никеля и цинка. Цвет металла может быть самым разнообразным – от желто-зелёного оттенка до красноватого и белого. Сплав очень техничный и идеально подходит в качестве основы для ювелирной эмали. Почти всегда украшения из золота 750-й пробы отличаются благородными оттенками и оригинальным изысканным дизайном, поскольку выпускаются не очень большими партиями.

Сплав золота 375-й пробы состоит из компонентов: 37,5% – золото, 10,0% –серебро, 48,7% – медь, 3,8% – палладий. Широко используется при производстве обручальных колец.

Белое золото

Белого золота, по сути, не существует. Это обычное золото с разным содержанием металлов в сплаве.

Белое золото 585-й пробы:
23,7-28,7% – серебро, 13,0-18% – палладий, 17% – никель, 8,7% – цинк, 16% –медь.
Белое золото 750-й пробы: 7,0-15,0% – серебра, 14% – палладий, 4% – никель, 2,4% – цинк, 7,5-16,5% – никель, 15% – медь.


Белое золото пользуется высокими спросом у любителей ювелирных украшений, и является прекрасным компаньоном для бриллиантов.

Серебро

В России законодательно разрешены к использованию следующие пробы серебра: 800, 830, 875, 925, 960, 999.

Серебро 875-й пробы - самое практичное и распространённое. Именно из такого сплава производится большая часть серебряных украшений. Сплав содержит 81,5% чистого серебра. Остальное приходится на медь, которая эффективно препятствует окислению металла. Серебро 875-й пробы менее подвержено потемнению, чем серебро 830-й и 720-й пробы.


Из серебра 916-й пробы изготавливают предметы для сервировки стола. Сплав 960-й пробы используется при изготовлении особо филигранных изделий.

Чтобы защитить серебряные и латунные изделия от окисления, их поверхность нередко покрывают тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).

Платина и палладий

В ювелирном деле сплавы платины и палладия используются в очень незначительных количествах.

Платиновый сплав успешно заменяется сегодня белым золотом. Некоторые ювелирные изделия изготавливают из двухкомпонентного сплава 950-й пробы, в составе которого вместе с платиной присутствует медь и иридий.

Палладий до сих пор не признали в качестве самостоятельного металла для производства ювелирных украшений. Тем не менее, у палладия вполне прекрасная перспектива, поскольку он дешевле платины, имеет насыщенный белый цвет, прекрасную способность к механической обработке и устойчивый блеск.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

В этой статье:

Клеймо на золоте - это гарант качества. Так думают многие, покупая украшения в ювелирных магазинах. Так и есть: клеймо говорит о том, что изделие было проверено государственными органами и соответствует указанной пробе, то есть в украшениях действительно содержится золото в заявленном количестве.

Структура клейма

Впервые клеймо стали ставить на драгоценностях во Франции, произошло это еще в XIII веке. В нашей стране пломбировать драгоценные металлы стали позже. Благодарить за это стоит Петра Первого - именно он издал указ о том, что все изделия из серебра и золота должны иметь клеймо и пробу. Произошло это в XVIII веке. За годы истории виды проб и само клеймо несколько раз меняло вид. Сегодня на украшениях можно увидеть девушку в кокошнике, вернее, ее профиль.

Факты из истории

Начать стоит с того, что впервые клеймить стали изделия из серебра, и произошло это еще до начала правления Петра Первого в XVII веке. Тогда клеймо представляло собой двуглавого орла и дату, которую ставили славянскими буквами. Но указ Петра все изменил.

В те годы в ходу была 96-кратная система проб. То есть цифра 96 свидетельствовала о количестве единиц золота в изделии. С наступлением XIX века количество проб увеличилось, стали ставить не только цифру 96, но также 58, 72, 94 и 92 - все это были пробы, которые свидетельствовали о процентном содержании драгметалла в изделие.

Пробирное клеймо снова изменилось уже во времена СССР: было принято решение ставить на изделия пробу, кратную количеству драгметалла в сплаве, цифры начинались с 0 и заканчивались 1000. Таким образом, самой высокой пробой в СССР обладало золото с маркировкой 999,9. Такая система называлась матричной.

Приблизительно в то же время была установлена погрешность в 3 и 5 единиц. То есть, согласно законодательству, украшения, изготовленные из драгоценных металлов, могут иметь погрешность - содержание металла может варьироваться в пределах пробы, но только на 3 или 5 единиц меньше или больше.

В пример возьмем изделие из золота 585 пробы: если в сплав добавлены медь и серебро, то погрешность составляет 3 единицы. Значит реальное содержание драгметалла в изделии может варьироваться в пределах от 582 до 588, если речь идет об изделии с 585 пробой. Если в сплав добавлен никель, то допустимая погрешность составляет 5 единиц.


Клейма на золоте СССР

Таким способом СССР удалось снизить количество брака и контролировать качество выпускаемой продукции. Стоит отметить, что в Советском Союзе в ходу была проба 583, но после ее заменили на 585 - самую популярную на сегодня.

Причина была банальна: власти боялись, что драгоценности 583 пробы в Европе оценят ниже по каратной системе. Чтобы повысить оценку и ввели .

Соответствие европейским маркировкам:

  1. 23 карата соответствует драгметаллу с маркировкой в 958.
  2. 18 карат соответствует 750 пробе.
  3. 14 карат соответствует драгметаллу с маркировкой 585.

Так, импортный стандарт не был нарушен с появлением 585 пробы, но она не самая низкая на сегодняшний день. Существует еще 375, где содержание драгметалла не превышает 38%.

Наименьшим доверием среди ювелиров пользуется золото, привезенное из Турции. Ювелиры этой страны способны поставить на изделие любое клеймо по желанию покупателя. Приобретая драгоценность без маркировки, владелец может потребовать поставить клеймо прямо в магазине на свое усмотрение. По этой причине, покупая драгоценности в других странах, стоит внимательно изучать не только клеймо и пробу, но и внешний вид изделия.

Виды проб золота

В нашей стране существует всего 5 уровней качества, которые помогут определить процентное содержание драгметалла в сплаве:

  • 375 - сплав Au с медью и серебром. Изделия из такого материала не отличаются высоким качеством, процентное содержание золота не превышает 38%. Драгоценности имеют красный цвет или оттенок из-за большого содержания в лигатуре меди.
  • 500 - проба, которую ставят на сплав с содержанием не только AU, но также меди и серебра. Для изготовления украшений такой материал используют редко.
  • 585 - драгоценности из этого сплава в нашей стране пользуются популярностью. Ювелиры утверждают, что при добавлении в лигатуру меди, серебра или палладия, материал становится более прочным. Украшения этой пробы не вступают в контакт с агрессивными реагентами и факторами внешней среды. Долго носятся и отличаются устойчивостью к механическим повреждениям. В лигатуре содержание Au не превышает 59%.
  • 750 - этот сплав используют для изготовления украшений элитного типа. Цвет металла может иметь зеленый, желтый или даже красный оттенок. В лигатуру добавляют платину, палладий, медь, серебро и никель. Сплав хорошо переносит влажность, не темнеет, устойчив к царапинам и повреждениям. Содержание Au в лигатуре не превышает 75,5%. Драгоценности из этого сплава часто инкрустируют бриллиантами и другими драгоценными камнями.
  • 958-я проба используется для изготовления произведений искусства. Содержание Au в сплаве составляет 95,88%. Сплав пластичный, но мягкий, по этой причине для изготовления драгоценностей его не используют.

Оттиск пробирного клейма 585 пробы

Монеты чеканят из , а вот 999,9 практически не используется, причиной всему ненадежность материала.

В рамках деятельности пробирного надзора находится не только контроль за качеством изделий из драгоценных металлов, но и соответствие их указанным в законодательстве требованиям. А также государственный орган следит за продажей металла, который не имеет на своей поверхности пробы и клейма. В нашей стране торговля таким золотом запрещена законом.

Отсюда следует вывод, что покупать и продавать золото, на поверхности которого отсутствует информация о производителе, дате изготовления и процентное содержание драгметалла в составе, может привести к проблемам с законом.

В целом все предельно ясно, но чтобы рассмотреть пробу или клеймо на поверхности украшений стоит вооружиться лупой или специальным прибором, поскольку даже в бутиках и крупных магазинах можно купить подделку. Но если покупателю удастся доказать низкое качество товара, ему обязаны будут вернуть деньги и принести извинения.

А вот в Голландии, например, таких жестких рамок нет, там можно продавать и производить любые изделия, в составе которых есть хоть небольшое содержание Au. При этом ставить пробу на изделие необязательно.

Клеймо на металле

Иименник - так клеймо называют ювелиры. Маркировка содержит информацию о производителе украшения.

На территории России и СССР можно было встретить:

  1. Клеймо в виде двуглавого орла и славянских букв.
  2. «Тройники» - своеобразное переплетение букв.
  3. Знак удостоверения.
  4. Девушку в кокошнике.
  5. Рабочего с молотом.
  6. Пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Двуглавый орел и славянские буквы - это первый вид клейма, который можно встретить на изделиях из драгметалла. Такой вид маркировки можно встретить на серебре XVII века.

«Тройники» использовали до 1896 года в России. Маркировка представляла собой переплетенные в один узор пробу, дату постановки клейма и первые буквы имени изготовителя. До 1897 года знаки, которые ставили на драгметалл, имели выпуклую форму, а после приобрели вдавленный вид.

В 1899 году впервые появилась голова женщины в кокошнике, которую и называли «знак удостоверения». Голова женщины была повернута в левую сторону.

После изображение девушки в кокошнике немного изменилось - теперь девушка смотрела в другую сторону. А также в клейме появились греческие буквы - они указывали регион, в котором было изготовлено украшение.

Если на металле можно разглядеть голову рабочего с молотом, то это свидетельствует о том, что драгоценности датируются 1927–1958 годом.

Но подобное изображение было изменено, и с 1 июля 1958 года на всех изделиях из драгоценных металлов появилась звезда с серпом и молотом - характерная символика времен СССР.

Сегодня на драгоценности, как и раньше, наносят изображение девушки в кокошнике, которая смотрит вправо. Цифры могут быть нанесены отдельно от изображения девушки. А также клеймо может быть разделено, если речь идет, например, о серьгах.

Если рассмотреть пробу, то можно увидеть девушку в кокошнике, ее изображение находится в рамке; также есть цифры, обозначающие пробы, и буквы, говорящие о госинспекции, которая поставила на поверхность металла клеймо.

Обнаружить маркировку можно на:

  • тыльной стороне кольца;
  • на застежке сережек или цепочек;
  • на держателе кулона.

В большинстве случаев производители ставят пробу таким образом, чтобы не навредить внешнему виду драгоценности. Поэтому клеймо маленькое и не способно нанести вред внешнему облику украшений.

Если речь идет о цепочке или браслете, то искать маркировку стоит на застёжке или близлежащих звеньях.

Изучая пробу или клеймо, не стоит забывать о том, что драгоценности с наличием маркировок должны полностью соответствовать указанной информации. Это гарантия качества, которую предоставляет государство. Клеймо говорит о том, что человек действительно приобретает золото, а не покупает сплав из неизвестных элементов, который не отличается качеством, и соответственно, не может использоваться для изготовления драгоценностей.