Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Безопасность в природе»

Подготовила:

воспитатель 1 квалификационной категории

Скуратова Екатерина Ивановна

Оренбург, 2016

Беседа №1.

Тема: « Как песок может стать опасным»

Цель : показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы - Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для

игры с песком.

Ход беседы:

Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.

И другие ситуации.

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают

ПРАВИЛА:

* Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

* Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

А если все - таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).

Беседа №2.

Тема: «Не играй с бродячими животными»

Це ль : разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.

Материал : д/упражнение - «Как это случилось?»

Ход беседы:

1.Отгадай!:

«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).

«Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается»

(Собака).

2. Рассказ воспитателя:

«Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.

А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?

Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.

Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»

5.Чтение стихотворения

Мяукает у дерева

Незнакомая кошка,

Налью молока

Я бедняжке немножко.

Но трогать руками

Котенка не буду,

Что мама сказала

Ведь я не забуду:

«будь добрым, сыночек,

Животных корми,

А в руки бродячих

Зверей не бери,

От них мне поверь,

Легко заразиться.

Придется в больнице

Долго лечиться!»

6.Запомните ПРАВИЛА!

* Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.

* Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.

* Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.

* Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.

* Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего - то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.

* Не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)

и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);

* Не подходите к ним сзади.

* Не буди спящую собаку.

7. Д/упражнение «Как это случилось?»

Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии

картин). (Дразнили собаку - она укусила. Ребенок попал в больницу.)

Беседа №3.

Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

Цел ь: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить

подчиняться требованиям безопасности.

Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).

Ход беседы:

1.Решение проблемных ситуаций с применением знаков.

    Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом подвое.

Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей) (Знак - «Нельзя»)

    Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Сакмара.

Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак - «Нельзя»)

2.Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии) . Предложить выбирать знаки.

3.Запомнить ПРАВИЛА:

* Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем.

* Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;

* Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей.

* Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят.

Беседа №8.

Тема: «Ура! Мы едем на автобусе»

Цель: учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.

Ход беседы:

1 .С/ ролевая игра «Путешествие » - с обсуждением правил поведения в автобусе.

2. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

* При входе в автобус и выходе из автобуса не толкайся, не выпрыгивай, не торопись, не ставь подножку, дождись своей очереди и держись за специальные поручни, смотри под ноги.

* Не вставать с места и не передвигаться в автобусе. При резком повороте или внезапной остановке ты можешь сильно удариться об окно или сиденье;

* Не высовывай руку или голову из окна автобуса. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму;

Беседа №4.

Тема: «Дежурство по столовой»

Цель : учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.

Материал: д/игра: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».

Можно использовать значки - символы: картонный лист - стол, маленькие кружки - блюдца, большие - тарелки, полоски- вилки, ножи и т. д.

Ход беседы:

1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков - символов или кукольной посуды и обязательным объяснением правил безопасности.

2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)

Мы дежурные сегодня.

Будем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Мы тарелки всем поставим

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай, А потом уж разложи.

От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки. Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить.

3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

* Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;

* Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;

* Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;

* Нож и вилку неси острием вниз;

* Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;

* Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;

* Не балуйся и не играй с ножом и вилкой.

* Накрывая столы, не отвлекайся;

* Не мешайте дежурным накрывать столы;

* Не бегайте, когда накрывают столы.

Беседа №5.

Тема: «Как вести себя в жару на участке?»

Цель : учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек - одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог. (Можно придумать и нарисовать другие картинки)

Ход беседы:

1.Рассматривание картины.

Вопросы к детям:

Что изображено на картинке?

Кто из девочек поступил правильно? Почему?

А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?

Что нужно делать теперь?

А как мы ведем себя на улице в жару?

Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?

2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.

3.Игра «Закончи предложение»

Чтобы не обидеть папу, Я одену с лентой…(шляпу).

Неразлучные друзья. Веревка и прищепка.

Не разлучные в жару. Я и моя …(кепка)

Сильно солнышко печет? – Спрашиваю маму.

Одеваю я в жару. Белую …(панамку).

* На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!

* В жару пей больше жидкости - воды, морсов или соков!

* Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!

* В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

* Не бегай босиком в жару по асфальту.

* Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.

Беседа №6.

Тема: «Трудовая деятельность»

Цель : учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности

(лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы;

стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд;

грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).

Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами

Ход беседы :

1.Игра с «Волшебным сундучком».

Загадать загадку о предмете.

Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.

Для чего он нужен?

Когда невозможно обойтись без этого предмета?

Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?

Как правильно им пользоваться?

2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».

3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.

4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

* Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;

* Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;

* Не размахивай и не тычь в лицо другим;

* Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груд.

* Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ)

* После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;

* Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;

* Не толкайся, не отбирай у других;

* Не бегай с опасными предметами;

* Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!

Беседа №7.

Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;

знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал: Иллюстрации

Ход беседы :

1. Демонстрирует иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.

2. Проигрывание ситуаций:

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

3.Совместное рассуждение воспитателя и детей : никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

4.Беседа (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?

5.Запомнить ПРАВИЛА:

* Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

* Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

* Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть

доброжелательным и вежливым.

* Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

* Не играть с острыми предметами.

* Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

* Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. Так как кто - ни будь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.

* Не кидаться песком, землей, снегом.

Беседа №8.

Тема: «Гололед»

Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед;

уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

1 . Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3. Вопросы к детям:

Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

Почему в гололед люди часто получают травмы?

Как обезопасить себя в гололед?

Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4. Рассматривание картин - знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомнить правила:

* не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;

* если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

5.Задание:

Беседа №9.

Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»

Цели : дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть их - ангина);

учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Отгадайте!

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

(Сосулька)

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.

Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто - либо пострадал в подобных ситуациях.

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.

Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

* Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

* Подходить и трогать свисающие сосульки!

* Нельзя сосать и есть сосульки!

* Не кидайся сосулькой или снегом!

* Будь внимательным и наблюдательным!

* Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

* Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька,

Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.

О солнца насморк у нее.

Трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,

Собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.

Проводят руками по телу сверху вниз,

горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз - заледенеет,

Обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,

руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,

Руки округляют по бокам .

Тяжелой станет - упадет.

Приседают.

5.Задание:

На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Беседа № 10.

Тема: «Как был наказан любопытный язычок»

Цели : дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;

научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Материал: сюжетная картина.

Ход беседы:

1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.

Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.

Придумывание рассказов.

Показать (если это все - таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)

2.Помочь запомнить ПРАВИЛО:

* Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.

* Не отрывать с силой, если несчастье все - таки с тобой случилось.

* Звать на помощь взрослого, если с кем - то из твоих товарищей произошло такое.

3.Проведение опыта:

Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.


Беседа №11.

Тема: «Не ешь снег и сосульки!»

Цель: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть их - ангина);

Материал : логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Беседа

Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть).

Как мы должны заботиться о своем здоровье?(Закаляться, гимнастика).

2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда» (Т. А.Шорыгина «Беседы о здоровье», с.4)

3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?»

Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася?

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

- «Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное такой же сладкий и вкусный, я его попробую»

- «Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»

5. Чтение стихотворений:

Я вам расскажу, ребята,

Умные школьники и дошколята

Здоровье свое всегда берегут,

Снег и сосульки в рот не берут!

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

6.Опыт со снегом (сосулькой)

(побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод)

Растопить снег (сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр.

Беседа №12.

Тема: «Зимой на горке»

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;

Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;

выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Ход беседы:

1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине .

3.Игра (словесная) «Хорошо - плохо».

Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

3. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок .

4.Сформировать ПРАВИЛА:

* Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

* Подниматься на горку только по ступенькам;

* Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

* Не кататься стоя, а только сидя;

* Не толкать, не цепляться за товарищей;

* Соблюдать очередность;

* Не спрыгивать с горки;

* Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

* Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

* Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой

и может сбить тебя;

* Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

* Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

* Не сбегай по скату;

* Не кидайся снегом в сторону горки.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Продуктивная деятельность (аппликация).

Цели: закрепление правил безопасного поведения в природе. Расширение представления о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, насекомых. Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью. Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход?»: коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка.

Для аппликации: клей ПВА, кисточки по количеству детей, салфетки, полуватман, природный материал (листочки), медали «Юный друг природы».

Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем» Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

Здравствуй, солнце золотое (касаются большие пальцы друг друга)

Здравствуй, небо голубое (касаются указательные пальцы)

Здравствуй, вольный ветерок (касаются средние пальцы)

Здравствуй, синий ручеёк (касаются безымянные пальцы).

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! (касаются мизинцы и ладони раскрываются).

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки и нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение.

Ребята, а в каком краю мы живём?

В Сибири. А Сибирь богата лесами, полями, реками и озёрами. А что такое лес? (Растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные).

А зачем люди ходят в лес? (Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать ягоды и грибы.)

А для чего нужен свежий воздух? (Чтобы не болеть.)

Сегодня вы также узнаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.

Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность? (Безопасность-это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.) Вот и мы сейчас отправимся в лес на прогулку. Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться.

Д/И «Что возьмём с собой в поход?» (рюкзак, аптечка, зажигалка, спички, рогатка, топор, детская косметика).

Дети одеты: длинные брюки, рубашка, кофта с длинным рукавом, головной убор, открытые места смазать средством, отпугивающим насекомых.

Мы всё сложили в рюкзак и поехали на электричке. Друг за другом (чух-чух-чух).

Воспитатель: Станция ЛЕСНАЯ! Я предлагаю вам выйти и сесть на пенёчки.

Ребята, а в лесу не только много интересного, но и сказочного. В лесу живёт старичок Лесовичок, но он от нас прячется. Чтобы старичок Лесовичок вас не боялся, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово «лесной».

Воспитатель: Гриб какой? (лесной). (Дорога, ягоды, тропинка, воздух, листочек, дерево, запахи).

Давайте его позовём! (С разной интонацией: шёпотом, погромче, совсем громко.)

Старичок - Лесовичок, выйди к нам!

Выходит с корзинкой, в которой грибы, ягоды.

Здравствуйте, ребята!

Я весёлый старичок,

Старичок-Лесовичок,

Я люблю гулять по лесу

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову!

Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы будем говорить дальше.

Под сосною у дорожки

Кто сидит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть-нет головы.

Слайды со съедобными грибами, немного информации.

Дети, а все ли грибы съедобные? (Ответы детей.)

Правильно, не все грибы съедобные, есть грибы, которые собирать нельзя! В несъедобных грибах есть яд. Если человек их ест, может возникнуть отравление. В этом случае, необходимо сразу обратиться к врачу.

Слайды с несъедобными грибами

А чем они отличаются, съедобные и несъедобные грибы? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

А сейчас мы отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Вверх на солнышко посмотрим

А затем похлопаем,

Ногами мы потопаем,

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали.

1, 2, 3, 4, 5 мы пойдём гулять!

Лесовичок: Природа таит в себе ещё много опасностей, в лесу, в котором вы не раз бывали со взрослыми, множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасности? (Ответы детей.)

Лесовичок: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? Как нужно было поступить в этой ситуации? (Ответы детей.)

Лесовичок: Иногда приходится вызывать спасателей МЧС. Кто знает номер телефона? (01).

А сейчас мы вместе погуляем по тропинкам и дорожкам! А почему нельзя ходить по траве? (Ответы детей.) В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и покусать.

Слайды опасных насекомых

Игра «Назови опасных насекомых»

Ой, ребята, что-то стало очень душно, влажно, подул сильный порывистый ветер. Неужели это начинается гроза? Даже насекомые спрятались.

Слайды о грозе

Что опаснее, гром или молния? (Ответы детей.) Как нужно вести себя, если гроза застала вас на природе? Можно ли использовать зонт в грозу? (Ответы детей.)

Вот и закончилась гроза, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте осмотрим себя, нет ли на одежде клещей? А теперь пойдём в детский сад! Садимся на электричку (чух-чух-чух).

Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, чему нас научил Лесовичок.

Игра «Топай – хлопай»

  1. Собирай в корзину только те грибы, которые ты знаешь.
  2. Собирай в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!
  3. Не трогайте ядовитые растения и не берите их в рот.
  4. В грозу нужно снять металлические вещи и спрятаться в овраге.
  5. А может быть в грозу нужно укрыться зонтом?

Хорошо, ребята, правила безопасного поведения в лесу вы усвоили. Я предлагаю вам сделать для Лесовичка подарок. Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат плакат и картинки, выберите и приклейте на плакат только те картинки, которые показывают как правильно вести себя в лесу.

Дети приклеивают и комментируют.

Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня посвящаем вас в «Юные друзья природы». Друг природы-человек, который любит, бережёт её и соблюдает правила безопасности. Вручаю вам медали «Юный друг природы»!



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Экологический проект
«Безопасность в природе»

Яковлева Диана Сергеевна

г.Остров 2015
«Дети и природа»

Актуальность:
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети практически не знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа».
Цель проекта:
Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.
Задачи проекта:
- Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому) ; -Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе; - Развивать познавательный интерес к миру природы; - Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе; - Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей; - Воспитывать экологическую культуру, - Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой; - Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
Тип проекта:
познавательно – исследовательский
По количеству участников:
групповой
По продолжительности:
среднесрочный
Участники проекта:
педагоги, дети младшей группы и родители.

Срок реализации проекта:
октябрь-ноябрь 2015
Ожидаемые результаты:
- дети умеют правильно вести себя в природе; - проявляют бережное отношение к природе; - имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе; - развивающая среда группы пополнится необходимым материалом.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования методов организации насыщенной для детской деятельности, которая дает возможность расширять образное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей. Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности. Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания детьми на практике.
Этапы реализации проекта:
I.Организационный 1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. 2. Подбор методической литературы по теме. 3. Подбор художественной литературы по теме. 4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры) 5. Составление плана-схемы проекта
6. Включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности. II. Основной (практический) Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) . III. Заключительный 1. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» 2. Презентация результатов проекта на педагогическом совете; 3. Подведение итогов.
Основные направления реализации проекта по образовательным

областям в соответствии с ФГОС.
Коммуникативно-личностное развитие 1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »; 2. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»; 3. Сбор веток и мусора на территории группового участка. 4. Беседа: «Правила поведения в лесу с дикими животными»; 5. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»; 6. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей». Познавательное развитие 1. Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», «Природа родного края»; 2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М. 3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением детей на других участках; 4. Целевая экскурсия по территории детского сада; 3. Создание альбома: «Жалобная книга природы»; Речевое развитие
1. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского; 2. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу». 3. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях. 4. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин; 5. Чтение пословиц и поговорок о лесе. Художественно-эстетическое развитие 1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». 2. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы». 3. Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес… » Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер. Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки». 2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы».
Взаимодействие с родителями:
1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу» 2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу» 3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе» 4. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» Педагогическая диагностика
(Безопасность в природе) –

младшая группа

Аналитическая справка. Диагностическое обследование детей происходило на основе программы Авдеевой Н.Н «Безопасность» в форме беседы, наблюдений, создания игровой и проблемной ситуации. На начало проекта дети показали следующие результаты:
низкий – 12%

средний –76 %

высокий – 12%
На конец проекта
низкий - 8%

средний –64%

высокий –28%

Вывод
: После проведённой работы по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасного поведения в природе, дети младшей группы показали положительную динамику в знаниях. Они не только могли назвать правила поведения в лесу, в общении с животными, правильно отвечали на вопросы, но и стали активно применять в практической деятельности, рассказывая родителям.
Использованная литература:
1. Порхунова В. В. Планирование эколого – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с. 2. Посылкина Р. Ю., Николаева Л. И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Н. Новгород, 2002. – 89 с. 3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – Москва, 2004. 4. Рыньков В. В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Методическое пособие для руководителей и воспитателей детских садов. – Н. Новгород, 1994. 5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с.
Приложение 1
Сбор веток и мусора на территории

группового участка.

Приложение 2

Беседа на тему: «Как дикие

звери готовятся к зиме,

безопасность в лесу»

Приложение 3
Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей на природе ».
Приложение 4 Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением детей на других участках;
Приложение 5 Хвост чешуйчатый ползет, Смертоносный яд везет И шипит нам строго: «Укушу! Не трогай!» (змея) Шапки красные в горошек У грибочков нехороших. Говорят они: «Уйдите! Нас в корзинку не кладите!» (мухомор) Очень нравится Игнату Вид сластены полосатой, Но жужжит она: «Не тронь! Жжется жало, как огонь!» (оса) Он живет в большущей куче, Ты его не трогай лучше, Хоть и маленький на вид, За обиды больно мстит. (муравей) У сердитого цветочка Очень жгучие листочки. Если прикасаются, Сразу же кусаются. (крапива) Яма, а на дне вода, Не заглядывай туда. Если близко подойдешь, Бух! и в воду упадешь. (колодец) Если солнечно и жарко Не забудь надеть панамку, А иначе солнце – Хлоп! – И засветит прямо в лоб. (солнечный удар) Много выросло на грядке Овощей и ягод сладких, Ваня, не помыв, их съел, И животик… (заболел) На небе она сверкает, Громом нас предупреждает: «Прятаться в грозу, друзья, Под деревьями нельзя!» (молния) Не ходи по лесу летом Необутым и раздетым, Больше на тебе вещей, Меньше кровопийц – … (клещей) Если хочется купаться, В речке плавать и плескаться, То не захлебнуться вдруг Надувной поможет… (круг) Зреют ягоды в лесах На траве и на кустах, Только их не рви ты – Много… (ядовитых) Встретив дикую зверушку, Не считай ее игрушкой, Ведь она не струсит И тебя… (укусит) Через ранку в коже сразу Лезет в организм зараза. Чтоб не лезла, у Аленки Все царапины в… (зеленке) Отгадывание загадок
Приложение 6
Пословицы и поговорки о природе
- Красна ягода, да на вкус горька - Мелкая река, да крутые берега - Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века. - Возле леса жить – голодному не быть. - Что в лесу родится – дома пригодится. - С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь. - Каково в лесу кликнется, таково и аукнется. - В глухом лесу примечай дорогу по мху на пнях да по затёсам. - Поле глазасто, а лес ушаст. - Грибов ищут – по лесу рыщут. - Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство. - Лес и вода – родные брат и сестра. - В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо. - Летом каждый кустик ночевать пустит. - Сколько волка ни корми, он всё в лес глядит. - Волков бояться – в лес не ходить. Приложение 7
Памятка для детей и взрослых по безопасности в природных условиях
Скорая помощь в лесу 1. Обязательно рассказывайте о том, что случилось: если ужалила пчела, упал и сильно ушиб руку, ногу. 2. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослому. 3. Закружилась голова на солнце – сядь в тень и позови взрослых. 4. Если замёрз, согрейся в движении. 5. Промочил ноги – переоденься, не ходи в мокрых носках, обуви. 6. Мытьё рук, даже в лесу, снимает риск заражения разными заболеваниями. 7. Соблюдайте технику безопасности при передвижении. Какие дары леса знаешь, те в корзину собираешь 1. Собирай только знакомые грибы и ягоды. 2. Ни в коем случае не пробуй неизвестные ягоды. 3. Обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается, чтобы он отделил съедобные грибы от ядовитых. 4. Нельзя собирать грибы и ягоды на обочинах дорог или возле промышленных предприятий. 5. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовитой.
Приложение 8 Дидактические игры
УТОЧКА»
Уточка, уточка, По реке плывет. Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево) Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)
«БЕЛОЧКА»
Сидит белочка в тележке, Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок) Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец) Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы) Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец) Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
«ЩЕНОК»
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок) Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец) Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону) Хозяев поджидал.
«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью) А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью) Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик) Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу) Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы) Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)
«ЧЕРВЯЧКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,(ладони лежат на коленях или столе) Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь) Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами) Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз) Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз) Глядь - (развести руками) А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
«РЫБКИ»
Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).
«Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. (“Шагать” по столу средним и указательным пальцами обеих рук.) Там живет лиса. (Рукой показать хвост за спиной). Там живет олень. (Пальцы рук разведены в стороны.) Там живет барсук. (Кулачки прижать к подбородку.) Там живет медведь. (Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

Природа и безопасность ребенка.

(Практикум для родителей)

Со многими явлениями природы ребенка надо знакомить с точки зрения безопасности. Примерно вот так можно обсудить, напомнить и закрепить знания о правилах поведения с природными явлениями.

ВЕСНА. Сосульки. За долгую зиму на крышах «вырастают» большие, толстые и длинные сосульки, иногда с крыши свисают целые сосулечные каскады. Их положено, конечно, сбивать, но не всегда и не везде это делается вовремя. А упавшая сосулька представляет большую опасность для головы прохожего. Обратите внимание ребенка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыши. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной.

ПРАВИЛО: под крышей не бегать!!!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: возьмите две сосульки - большую и маленькую. Рассмотрите, какие они острые (как пики, как колья), пусть ребенок сам убедится, потрогает. Предложите сравнить их вес, Какая тяжелее? Почему? Порассуждайте вместе, что чем больше сосулька, тем тяжелее, тем сильнее и больнее ударит. Найдите сосульку покрупнее и сбейте ее палкой. Упав, она протаранит снег до самой земли. Подойдите и рассмотрите с ребенком, какая глубокая дыра. Поговорите о том, как опасно весной ходить под самыми крышами и балконами. А как надо идти по этому тротуару? А почему? Устройте соревнование: кто больше опасных «сосулечных» мест найдет. Примерно так же поговорите о снеге, который может скатываться с крыш. У каждого времени года свои правила – познакомьте с ними своих детей.

ЗИМА. ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ. Лед на водоемах еще тонкий и в любой момент может провалиться.

ПРАВИЛО: по тонкому льду ходить нельзя!!!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: выберите место, где лед тонок и бросьте туда камень. Он проломит лед, во все стороны пойдут трещины. Камень исчезнет под водой - утонет. Если нет большой воды, тот же эксперимент вы можете провести в большой луже. Расскажите историю, как один мальчик (девочка) пошел по протоптанной тропинке через пруд - и вдруг под ногами его появились трещины. Что же ему делать? Пусть ребенок запомнит, как надо вести себя в такой ситуации. Надо лечь на лед и ползти к берегу.

Проведите эксперимент: сделайте два следа. 1. Найдите сугроб и упадите в него, раскинув руки и ноги. 2. Прыгните в сугроб сразу двумя ногами. Какой след глубже? Почему? Так что сделал мальчик, чтобы благополучно выбраться на берег? Предупредите ребенка, что у берега лед тоньше и даже такая тактика может не спасти, но у берега мельче и выбраться больше шансов. Конечно, малыш не сможет сразу запомнить и выполнять все что положено. Да пока и не надо, ведь пока вы всегда рядом с ним. Но чем больше он узнает сейчас, тем в большей безопасности окажется потом.

ИТАК, С ЧЕМ ЗНАКОМИТЬ: ВЕСНА или ОСЕНЬ – время собачьих свадеб. О свадьбах вы можете не говорить, а вот о том, что такое собачья стая,- желательно. Ребенок должен знать, что оказаться на пути такой озабоченной стаи - дело опасное.

ПРАВИЛО: Любую компанию собак обойти стороной, и подальше. Убегать нельзя! Замри и жди, пока пробегут мимо.

Зимой обратите внимание ребенка на:

ОБМОРОЖЕНИЕ. Как заметить (не смейтесь, но мы часто не замечаем сами, а потом – уши горят, руки болят) и что делать, чтоб не обморозиться.

ПОЛЫНЬЯ. Коварство полыньи в том, что затянутая тонким ледком и припорошенная снежком, она становится незаметна. А городские дети вообще могут не знать, что это за штука (не видели)!

Летом обратите внимание ребенка на:

СОЛНЕЧНЫЙ И ТЕПЛОВОЙ УДАР, как незаметно он подкрадывается и как от него спасаться.

ОПАСНОЕ ДНО. Хочешь искупаться в речке (море, пруду) – зови взрослого, папу или маму. Вместе проверьте дно (рельеф дна, например песчаного, бывает изменчив, и рядом с мелкой может оказаться новенькая яма).

ПРАВИЛО: Не ныряй в незнакомом месте. Не ныряй вниз головой, сначала убедись, какое дно.

КОСТЕР. Ясно, что в костер малыш не полезет: дым и жар отпугивают. А вот вытащить горячую веточку – с большим удовольствием. Даже малыш должен знать, что из маленького огонька может случиться большой пожар.

ПРАВИЛО: Расчисти место и убери ветки, сухую траву вокруг того места, где разжигаешь костер. Уходя, костер гаси.

КЛЕЩИ. Вы собираетесь в лес за грибами? В парк на прогулку? Покажите (или нарисуйте) вредного клеща, который любит присасываться ко вкусным мальчикам и девочкам (и всем малоодетым людям). Обратите внимание ребенка на разницу тактик клеща и того же комара. Одного трудно не заметить, другого трудно отыскать.

ПРАВИЛО: С голыми руками и ногами в лес не ходи! Вернулся домой – сними одежду и осмотри себя. Особенно те места, где самая нежная кожа. Напомните, что вцепившегося клеща не отрывают (даже если очень сильно хочется), на него капают растительным маслом или бензином (керосином).

А вернувшись из леса, даже если ребенок просит есть и пить, начинайте с осмотра, а все остальное потом. Тогда он точно не забудет, когда станет сосем самостоятельным, действовать именно так.

ГРИБЫ. ПРАВИЛО: Никогда не клади в корзину незнакомый гриб, никогда не собирай грибы-ягоды у дороги.

Кстати, не переусердствуйте, не сгущайте краски, ребенок должен знать: лес не злой, просто он любит, чтоб люди соблюдали определенные правила. А безопасность – там, где ты сохраняешь бдительность.


Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы. Цель: разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« От того как прошло детство, кто вел

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш ».

В.А.Сухомлинский

Педагогический проект

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

I.Тип проекта:

1.По доминирующей деятельности: познавательный.

2.По времени: продолжительный.

3.По характеру: в рамках ДОУ с детьми старшего возраста и родителями.

4.Участники проекта: дети старшего возраста, педагоги, родители.

II. Актуальность.

Проблема безопасности жизни деятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и других катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении может нанести вред своему здоровью, а за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения в природе.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Достигнув старшего дошкольного возраста, дети характеризуются любознательностью; у них продолжают развиваться навыки общения, что является основой словесно-логического мышления, навыки рассуждения. Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию.

Поэтому, тема проекта: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

III. Цель проекта

Разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

IV. Задачи

Проектной деятельности:

  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение родителей к формированию потребности у детей соблюдения элементарных основ безопасного поведения в природе.
  • Способствовать общему развитию детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
  • Воспитывать уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру.

В работе с детьми:

Цель : формирования основ жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающему миру, чувства взаимопомощи и товарищества.

Принципы реализации задач:

Системность и последовательность,

Доступность,

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),

Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),

Психологическая комфортность.

  1. Предполагаемый результат

Организационный

  • Разработка системы работы с детьми стар шего дошкольного возраста по формированию элементарных основ безопасного поведения в природе. Создание и подбор необходимых методов и приемов работы по данной теме.
  • Составление перспективного плана работы с детьми, через организацию НОД (занятий) и совместную деятельность в интеграционном процессе образовательных областей.
  • Создание банка разработанных «занятий» и других форм организации работы, отраженных в перспективном плане.
  • Вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание безопасности (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) у детей.

Эффективность для детей:

  • Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
  • Формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать.
  • Формирование грамотного поведения в природе.
  • Формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Развитие основ экологической культуры, ответственное и бережное отношение к природе.
  • Развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
  • Предполагаемым результатом является диагностика, в ходе которой определяется рост уровня развития, элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Эффективность для родителей:

  • Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома.
  • Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей и специалистов со стороны родителей.
  • Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасного поведения детей в природе.

Эффективность для воспитателя:

  • Повышение профессионального мастерства.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация и моральное удовлетворение.
  1. Методы проекта
  • Формирование элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Организация практического опыта поведения.
  • Стимулирование.
  • Мониторинг.
  1. Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» г. Саранска, под руководством старшего воспитателя Мироновой Татьяны Михайловны совместно с воспитателем Карпуниной Надеждой Ивановной:

  • С детьми старшего дошкольного возраста – в различных видах деятельности, по всем образовательным областям (материал по каждому блоку включается в модуль тематическо-перспективного планирования ДОУ на месяц).
  • С родителями – в совместной деятельности.

IX. Этапы управления проектом

Подготовительный этап.

Цель: Разработать систему по формированию основ безопасного поведения дошкольников в природе .

Задачи:

  1. Подбор и изучение литературы.
  2. Определение задач в работе с детьми.
  3. Подбор диагностического материала. Мониторинг.
  4. Организация развивающей среды и подбор дидактического материала.
  5. Составление перспективного плана с учетом всех образовательных областей.
  6. Подбор методов и приемов по реализации содержания.

Основной этап.

Цель: Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.

Задачи: (Деятельность в соответствии с перспективным и календарным планированием).

  1. Разработать тактику и стратегию внедрения проекта.
  2. Апробировать методы, приемы, формы организации, отобранные для проекта.
  3. Дополнять развивающую среду по мере необходимости.
  4. Провести мониторинг с целью выявления положительного опыта и путей решения проблемных вопросов.
  5. Внести коррективы по мере необходимости.

Итогово-диагностический этап .

Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы по нему.

Задачи:

  1. Проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.
  2. Систематизировать данные мониторинга по реализации проекта.
  3. Систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.

X. Описание работы по проекту

1.Диагностические методики

  • Диагностика «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; ознакомление с природой», автор составитель Ю.А. Афонькина.
  • «ОБЖ для дошкольников», автор Гарнышева Т.П.

Диагностический метод

Основная направленность

Исходные данные

Беседы: как избежать неприятности на улице, в лесу и др.

Тренинги: «Я потерялся…», «Незнакомое растение», «В лесу » и др.

Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?», «Что ты будешь делать, если увидишь мухомор?» и др.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры.

Конкурсы детского рассказа.

Занятия.

Интегрированные занятия.

КВН.

Проекты.

Выявление знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков.

Организация и

Дидактические игры

«Вредно - полезно»,

«Разрешается - запрещается»

Выявление уровня знаний, умений, навыков.

Организация и

Анализ педагогического процесса.

2.Методическое обеспечение проекта

Комплексная программа ДОУ

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., - СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

Методические пособия

«Предметно-пространственная развивающая среда»

Н.В.Нищева

«Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева,

А.Е.Чистякова.

Педагогические технологии

Эксперементирование

Моделирование

Проектирование

Планирование

Тематическое

Перспективное

Конспекты занятий

  1. Развивающая среда

Цель: создание условий для познания ребенком элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в группе рассматривается не только" как условие, но и главным образом - как метод воспитания - ибо эта деятельность является непрерывной, педагогически обусловленной и совместной с детьми.

В группе оформлен «Центр безопасного поведения в природе» , где имеются:

Плакаты по ОБЖ в природе;

Памятки «Безопасное поведение на льду», «Ядовитые растения», «Безопасность глазами детей» и др.;

Художественную литературу: В. Семерин «Запрещается-разрешается», Г.Ш. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» и др.

Дидактические игры: «Мамы всякие нужны», «Кто где живет?», «Кто действует правильно?», «Что где растет?» и др.;

Настольно-печатные игры: «Путешествие в лесу», «Ралли по пустыне», «Морское путешествие» и др.;

Фотоальбомы,

Совместные проекты детей и родителей на заданные темы;

Этапы работы с детьми:

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть практическими действиями.

Формы организации детей:

Специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;

Самостоятельная деятельность детей – игры, рассматривание иллюстраций и т.д.

Наиболее эффективная форма организации, метод и прием - игра

Составляющие содержания – Темы разделов:

  • Формирование навыков экологически безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Ядовитые растения.
  • Игры-тренинги на развитие навыков безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста.
  • Правила поведения и безопасности детей на льду в зимне-весенний период.
  • Ядовитые грибы.
  • Путешествие в лесу.
  • Меры безопасности на воде летом.
  • Укусы насекомых и змей.
  • Солнечный удар и ожог.

Комплексный подход в воспитании, обучении и развития детей помогает реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира, что позволяет заложить основы мотивированного обучения.

6. Взаимодействие с семьей

Цель : Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Задачи:

Систематизировать работу над совершенствованием компетентности родителей по вопросам основ безопасного поведения дошкольников в природе и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.

Сотрудничество с семьей:

Направление

Цели

Формы общения

Информационно-аналитические

Познавательное

Наглядно-информационное

Досуговое

Выявление интересов,

Потребностей,

запросов родителей,

Уровня их

педагогической грамотности.

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей.

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Проведение опросов, анкетирование.

Родительские собрания, семинары-практикумы.

Организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки,

разработка памяток.

Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

XI. Описание мониторинга

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе ».

Цель : Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Критерии:

Овладение знаниями о правилах безопасного поведения в природе, об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Уровни развития заданных критериев:

В (высокий) – знает все, в соответствии с программой; развиты интегративные качества. Все критерии проявляются как в совместной, так и самостоятельной деятельности.

С (средний) – знает все в соответствии с программой; развиты интегративные качества (но не всегда устойчивые). Все критерии проявляются, но иногда требуется помощь взрослого.

Н (низкий) – знания, представления, побуждения не проявляет; выполняет в общей с взрослым деятельности не всегда или не выполняет.

Обследование детей по данной теме проводилось на основе методик представленных выше в таблице – диагностические методики.

Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Диагностика уровней развития элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития

2014-2015

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

Низкий

Вывод: Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Рост уровня развития составляет:

  • Высокий – 35%
  • Низкий. – 20

XII. Конечный результат.

В детском саду создана и внедрена система работы