Ольга Крылова
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»

Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы . Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо пред-ставления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект , который называется «Главное - ВМЕСТЕ » !

Цель проекта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада :

Воспитание уважения к детству и родительству ;

Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей ;

Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями ;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников) :

Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд :

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности :

Совместной деятельности педагога и ребенка;

Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

В самостоятельной детской деятельности;

В условиях проведения активной методической работы .

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы : маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта . Проект реализовывался в 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители . Цель анкетирования : изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие :

Всего участвовало : 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают : комфортные условия пребывания детей в ДОУ : достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями , направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта . Составила календарно-тематические планы в рамках проекта . Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные :

работа : вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей ; групповые собрания родителей ; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями .

Лекционно - просветительская работа : лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей .

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей ; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета .

Совместная работа родителей , детей, педагогов : экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники : День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные :

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком : введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные :

Консультативно - рекомендательная работа : уголок для родителей , выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей ; библиотечки для родителей ; доска объявлений.

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей, школы для родителей , тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей , детей, педагогов : мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ , беседы с детьми, участие в совместных проектах .

Основной этап (Октябрь-Апрель) . В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей . Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей .

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности : беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятель-ность :

1. Дидактические игры : «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» ,

«Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

3. Словесные игры : «Назови по образцу» , «Назови ласково» , «Скажи со словом «мама» , и т. д.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми : «Мои родные» , «Любящие родители » , «Моя семья» «Мамочка любимая моя» , «Хорошо с мамой рядом» , «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость» , «Я и моё имя» , «Я - маленький и Я – взрослый» , «Я и мои друзья» , «Бабушка рядышком с дедушкой…» , «Как на нашей улице…» , «Как вы отдыхали летом» , «Что такое дружба?» , «Волшебные дома : Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы» , «Чего я боюсь» , «Хорошо дарить подарки!» , «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»

Беседы на тему с родителями :

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада» ;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет» ;

Буклет «Безопасный Новый год» ,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей» ,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания» ,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка» . Или разница в воспита-нии.

3. Д/и : «Поможем кукле выбрать покупку» ;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность :

1. Рисование : «Моя семья» , «Я в детском саду» (совместно с родителями ) .

2. Фотоколлаж : «Семейный сад» .

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

Были организованы :

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей )

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама ведёт детей в детский сад» , «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» , «Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , «Мама, папа и я – дружная семья» , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

4. Игры с напольными пособиями :

Заключительный этап включает в себя : анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел» . Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом , определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями .

Материал в уголок родителей «Моя семья» .

Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви » .

Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад» ; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду» , участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

Выводы по проделанной работе :

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями . Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты : у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе ; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ изложенный выше практический материал из опыта работы , необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость : обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки «В гостях у сказки»» (средняя группа)

Проект: создание книжки-малышки «В гостях у сказки».

Тип проекта: творческий.
Проект: индивидуальный, семейный. Предполагается активная помощь родителей. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.
Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».
По срокам: краткосрочный, рассчитан на одну неделю.
Актуальность проекта: Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой:
недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям.

Замена книги на мультфильмы и компьютер.
Введение в мир искусства и систему теоретических знаний о книжках-малышках вооружит участников проекта художественными умениями и навыками в данной области. Приобретённые навыки помогут развитию интереса к художественной литературе воспитанников.
Цель проекта: пробуждение интереса к книгам путём создания книжки-малышки.
Задачи проекта: Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.
Этапы работы над проектом:
Работа с родителями: Формулирование и принятие цели работы;
На занятии была предложена тема: найти, прочитать и принести в группу книжки серии «книжки-малышки». Просмотрев те книжки-малышки, что принесли воспитанники, пришли к выводу: эти книжки интересны детям 4 -5 лет. Решили сделать свои книжки-малышки.
Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, в начале проекта воспитатели провели с родителями диагностику «Что вы читаете дома с ребенком?». Родителям предложено совместно со своими детьми оформить изо выставку «Мои любимые сказки».
Совместная деятельность родителей и детей: оформление и выставки «Книжки малышки своими руками».
Предполагаемые результаты: создание книжки-малышки «В гостях у сказки» .
Презентация книжки-малышки. По итогам работы проводится выставка. Данный вид работы способствует формированию процессуальных и результативных мотивов, элементарных приёмов совместной деятельности. Интерес поддерживается за счёт того, что дети воспринимают всё как игру и видят результат своей работы.

Разработчик проекта:

воспитатель старшей группы № 5

Попова Л.Е.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы . Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

    Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.

    Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    отсутствие формализма в организации работы с семьей;

    создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

    диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ожидаемые результаты :

1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников .

Традиционные :

1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные :

1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный

Цель проекта : организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи проекта :

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

Повышение педагогической культуры родителей;

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

Развитие творческих способностей детей и родителей.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2013-2014 год

месяц

мероприятие

ответственные

сентябрь

Оформление стендов и другой наглядной агитации

Сбор сведений о родителях

Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ

Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»

Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»

Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Фотовыставка «Как я провел лето»

Фотоальбом «Моя семья»

Конкурс поделок «Природа вокруг нас»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Логопед

Воспитатели

Родители, воспитатели

родители

октябрь

Спортивное развлечение «Веселые старты»

Консультация «Грипп. Меры профилактики»

Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»

Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

Развлечение «Праздник осени»

Физ.руководитель

Родители

Медсестра

Муз.руководитель

ноябрь

Выставка рисунков «Выходные в семье»

Консультация «Одежда детей в группе»

Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»

Родительское собрание «С любовью к маме»

Родители

воспитатели

декабрь

Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.

Проведение новогоднего праздника.

Воспитатели

Родкомитет

Родители

Муз.руководитель

январь

Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Воспитатели

Родители

воспитатели

февраль

Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

Выставка детских рисунков «Мой папа»

Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Воспитатели, медсестра

Родители

воспитатели

март

Фотовыставка «Моя любимая бабушка»

Родительское собрание

Папка-передвижка «Традиции и культура Сыктывдинского района»

Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

апрель

Фотовыставка «Все профессии важны…»

Консультация «Все о компьютерных играх»

Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

май

Выставка творческих работ «Этот День Победы»

Праздник «Этот День Победы»

Родительское собрание «Итоги года»

Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

Выставка детского творчества «Ах, лето!»

Родители

Муз.руководитель

Воспитатели

Медсестра

родители

Цели мероприятий, проводимых с родителями:

цели

мероприятия

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

Анкетирование родителей

Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; « С любовью к маме»; «Итоги года»

Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Сыктывдинского района»,

Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками

2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»

3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»

4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,

Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

Ознакомительные беседы

Анализ информации о семьях дошкольников

Сбор сведений о родителях

Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Консультации логопеда

Этапы работы

1. «Этап общественного мнения ». Срок проведения: сентябрь 2013-2014 учебного года.

    Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;

    Составление перспективного плана мероприятий;

    Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

2 . «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2013-2014 уч.гг.

Формы проведения мероприятия:

Родительские собрания

Папки-передвижки

Выставки творческих работ детей и родителей

Фотовыставки

Консультации

Мастер-классы

Проведение развлекательных мероприятий с родителями

Индивидуальные беседы

3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2014г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.

Ресурсное обеспечение

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1.Педагоги ДОУ

Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.

2.Родительский коллектив

Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов

Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

3.Инструктор по ФИЗО.

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.

Разучивание различных игр, спортивных соревнований

4.Музыкальный руководитель

Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 21 «Солнышко»
140300 г. Егорьевск, 1 микрорайон дом 11а, тел: 8-49640-3-92-03

Тема: «Взаимодействие с родителями»

Старшая группа
2016г. - 2017г.

Воспитатель: Ранцева М. Н.

Введение ______________________________ 3
Основная часть. ______________________________ 7
Заключение. _______________________________ 12
Список литературы. ______________________________ 13
Приложение

Введение:
Тема проекта была выбрана мной не случайно.
Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Современные родители - это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (зависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко - агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель, один воспитывающий ребёнка, может быть очень тревожным, беспокойным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность - безразличие к малышу из - за занятости экономическими, бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Проблема:
Одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие единого плана, включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в УВП, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.

Актуальность:
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Взаимодействие детского сада с семьёй всегда было актуальной и трудной проблемой. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

Вид проекта: групповой, долгосрочный, познавательный, практико - ориентированный.
Цель: Превратить интерес к воспитательному процессу в интерес семейный, выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей.

Задачи:
-Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
-Активизация воспитательных умений родителей и направление их на конструктивные и партнерские взаимоотношения с ребенком.
-Изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения.
-Апробирование инновационных форм работы с родителями, как фактора позитивного развития ребенка.
-Помощь родителям в устранении недопонимания эмоциональной сферы ребенка через совместные виды деятельности.
-Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.
Основная работа по программе ориентируется на основы гуманистической педагогики - педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога - мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду обоюдно интересной.
Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:
. Все люди разные
. Каждая личность неповторима и уникальна
. Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
. Жизнь создаётся любовью
. Любить человека - значит утверждать его неповторимое существование
. Необходимо отделять поведение от сущности человека.
Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать чувства, мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.

Прогнозируемый результат:
. семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
. отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;
. появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
. повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
. разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
. организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

Место проведения проекта:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 города Егорьевска Московской области.

Участники: дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Критерии результативности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги — единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использоваться во время реализации этапов проекта, должны соответствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в особенностях ребенка для оценки его успешности. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. В рамках проекта возможно апробировать инновационные формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам.
Методы отслеживания результативности:
Анкетирование родителей, посещаемость родителями различных мероприятий, участие родителей в делах ДОУ.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (аналитический)
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
2. Анкетирование родителей.
3. Календарно-тематические планы в рамках проекта.
4. Разработка методических материалов для реализации проекта.
Основной этап (реализация намеченных планов)

Месяцы Название мероприятия Цель проведения мероприятия Индивидуальная работа
Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Учимся, играем, познаем». Консультация «Правила безопасности детей на дорогах»
Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 - 6 лет.
Закрепление ПДД.
Беседа «Игры, в которые можно играть дома» Обновление группового инвентаря, участка.

2. Консультации «Такие разные книги», «Что читать детям?» Ознакомление родителей с произведениями для детей 5-6 лет.
3. Фото вернисаж «Это мой город» Закрепление знаний о достопримечательностях родного города.
4. Советы «Витамины с грядки» Теоретическая помощь в вопросах питания детей.
5.Презентация «Чем
мы занимаемся в детском саду»
Знакомство с педагогическим процессом и режимом дня а детском саду.
Октябрь 1. Консультация «Учим детей беречь природу». Знакомство с задачами по воспитанию любви к природе. Беседа «Ребенок у экрана»
Беседа «Одежда детей в группе и на улице».
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ
2. Консультация «Съедобные и несъедобные грибы» Напомнить родителям о съедобных и несъедобных грибах.
3. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
4. Выставка поделок из природного материала «Делаем вместе» Привлечение к совместной деятельности с ребенком.
5. Консультация «Точечный массаж - профилактика простудных заболеваний». Помощь родителям по сохранению и укреплению здоровья детей.
6. Оформление фотоальбома «Моя семья». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
Ноябрь 1.Сообщение «Крепкая семья - сильная Россия» Педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания.
Беседа «Плоскостопие и его профилактика»

2. Консультация «Обеспечение безопасного поведения детей в быту». Знакомство родителей с правилами безопасного поведения детей в быту, с предметами, опасными для здоровья детей.
3.Папка-передвижка для родителей
«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Закрепление знаний о правилах пожарной безопасности.
4. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». Активизировать работу родителей по проведению тематической выставки.
5.Экскурсия в музей. Знакомство с историей родного города и гуслицкой росписью.
Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». Ознакомление родителей с мерами по профилактике гриппа. Беседа
«Здоровье ребёнка в наших руках».
Беседа «Чесночницы - одна из мер профилактики вирусных инфекций».
2. Семинар - практикум «Развитие творческой речевой активности через игровую деятельность» Повышение педагогической культуры родителей в вопросах речевой активности через игровую деятельность.
3. Советы «Одежда детей зимой» Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно.
4. Консультация «Как провести «Новый Год». Помощь родителям в проведении праздников с детьми.
5. Анкетирование
родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». Знакомство с факторами, способствующими сохранению и укреплению здоровья детей.
6. Конкурс «Елочная игрушка»
Привлечение к совместной деятельности родителей и детей.
Январь. Консультация «Профилактика простудных заболеваний». Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей. Беседа «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
Беседа «Как провести зимнюю прогулку с ребенком с пользой?».

2. Консультация «Воспитание у детей любви к животным»
Знакомство родителей с задачами по воспитанию любви к животным.
3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». Повышение педагогической культуры родителей.

4.Папка-передвижка «Какие родители, такие и дети!». Повышение педагогической культуры родителей.
5. Консультация «Знакомство с гуслицкой росписью» Познакомить родителей с историей и элементами гуслицкой росписи.
Февраль 1. Консультация «Какие игрушки покупать детям?» Выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».
Советы «Наши пальчики играют - говорить нам помогают»
2. Консультация «Воспитываем патриотов» Повышение педагогической культуры родителей в вопросах патриотического воспитания.
3. Беседа «Познакомим детей с прекрасным». Знакомство с традициями русского народа и его культурой.
4. Фотовыставка «Гуслицкая роспись» Знакомство с гуслицкой росписью.
5. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!». Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей ПДД в детском саду и дома.
6. Поделки родителей и детей «Наши увлечения». Привлечение к совместной деятельности родителей и детей.
Март 1. Презентация «Выходные - на прогулку» Напомнить родителям, чем с детьми можно заняться на прогулке. Беседа «Занимательная математика дома».

2. Родительское собрание «Воспитание любви дошкольников к родному краю» Знакомство родителей с задачами по нравственно - патриотическому воспитанию.
3. Конкурс поделок «Вместе с мамой» Привлечение к совместной деятельности родителей и детей.
4. Выставка рисунков «Папа, мама, я - очень дружная семья». Активизация родителей к совместной деятельности с детьми.
5. Тематическая
выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. Знакомство с
требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.
Апрель 1. Беседа «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка».
Выявление волнующих вопросов у родителей по теме. Беседа «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях».
Советы «Как развивать творческие способности ребенка»
2. Педагогический всеобуч «Наши пальчики играют - говорить нам помогают». Знакомство родителей с играми и заданиями по развитию мелкой моторики.
3. Памятка для родителей «Как вести себя в зоопарке». Напомнить родителям правила поведения с детьми в зоопарке.
4. Конкурс рисунков «О космосе» Привлечение в совместной деятельности родителей и детей.
5.Анкетирование «Я и мой ребенок на дороге» Закрепить знания ПДД.

6.Ширма «Если хочешь быть здоров - закаляйся»
Ознакомление с основными правилами закаливания.
Май 1. Родительское собрание «Спонтанное экспериментирование с детьми на прогулке» Педагогическое просвещение родителей по вопросам экспериментирования. Беседа «Дети и компьютер».
2. Экскурсия к памятнику героям - Егорьевцам, погибшим в годы ВОВ с возложением цветов Реализация единого подхода по патриотическому воспитанию.
3.Консультация «Правила поведения в лесу» Теоретическая помощь родителям.
4.Консультация «Егорьевск в годы ВОВ» Повышение знаний родителей о родном городе.
5. Работа с родителями по благоустройству Приобщение родителей к совместной работе с детьми по благоустройству территории.
6. Презентация «Простые правила безопасности на дороге» Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей ПДД.

Заключение
Сотрудничество в семейном воспитании принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы, и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом.
Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми ДОУ и их родителями.
От проекта ожидаю таких результатов:
-активности родителей в отношениях с сотрудниками дошкольных учреждений;
-повышение ответственности родителей за судьбу ребенка;
-повышение уровня родительской компетентности;
-гармонизации семейных отношений;
Организация взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Ресурсное обеспечение проекта

Методическая литература
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
3. Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 — 26.

Информационные ресурсы
Библиотека методического кабинета ДОУ
Интернет ресурсы

Педагогический проект 3 группы «Взаимодействие ДОУ с родителями».

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы. Цель: формировать у детей понятие «семья».

Задачи: Формировать у детей представления о семье, профессии родителей. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Знание детьми информации о своей семье, о членах семьи, традициях.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4. Составить перспективный план мероприятий.

Актуальность:
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди: взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.^ Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: "Организация методической работы ДОУ и семьи".

Теоретические основы организации работы с семьей в современных ДОУ.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Уникальные воспитательные возможности семьи определяются и в том, что родители лучше, чем кто-либо другой, знают своих детей, их обязанности, своеобразие интересов. Возможностей и психологических проявлений.

На протяжении всей своей жизни человек испытывает воздействие семейного воспитания, хотя на разных этапах жизни это влияние неодинаково. Огромные воспитательные возможности семьи – это объективный фактор.

Задача заключается в том, чтобы он максимально был реализован в процессе формирования гармонически развитой личности. Одним из условий позитивного воспитывающего воздействия семьи на детей является забота о здоровых нравственно-эмоциональных взаимоотношениях супругов. Учеными установлено, что здоровая семейная обстановка весьма положительно влияет на воспитание чуткости, честности, правдивости, организованности, трудолюбия, морально-волевых качеств. Семья с согласованными супружескими отношениями дает пример высокой нравственности, пример, который впитывается и реализуется в собственном поведении ребенка, юноши, взрослого. Исследования убедительно свидетельствуют, что благоприятный семейный климат стимулирует развитие разнообразных социально-значимых интересов и потребностей, альтруистических чувств, укрепляет оптимистический взгляд на жизнь, веру ребенка в свои силы, возможности и способности. В семье с гармоническими отношениями чрезвычайно высок авторитет родителей, утверждается, как правило, демократический стиль взаимоотношений, ребенок ощущает себя полноценным членом семейного коллектива, и содействует его личностному и творческому развитию.

Следует отметить, что материнское воспитание всегда вызывало неутолимый интерес многих крупнейших исследователей, как колоссальный социально-педагогический феномен. Великий чешский педагог Я.Каменский обосновал идею материнской школы, опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог И.Г.Песталоцци свою книгу для матерей создал, привлекая опыт швейцарского женского воспитания. К.Д.Ушинский высоко оценивал действенность женских подходов в семейном воспитании. «Следует отметить, - писал В.А.Сухомлинский, - что семья, родители являются той воспитательной школой, которую не может заменить никакой воспитатель».

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам,
чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в наслежные мероприятия. Например, на праздниках выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставках детского творчества работы своих воспитанников.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью:

Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка;

Отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка;

Дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей;

Поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом".

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к празднику, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

В настоящее время проблема семьи и ее роли в воспроизводстве, в воспитании новых поколений приобрела особую актуальность. Говоря о семейном воспитании, следует в первую очередь отметить его непрерывность, продолжительность, разносторонность. Действительно, человек связан с семьей и подвергается ее воздействию – в разных формах и с разной интенсивностью – со дня рождения до конца своей жизни. Специфичность объективного воздействия семьи на ребенка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания как осознанной, целенаправленной педагогической деятельности родителей.

Преимущества, которыми в отличие от воспитателей обладают родители, заключается в том, что последние имеют гораздо большие возможности для индивидуального подхода к ребенку, учета его возрастных и личностных особенностей, постепенного приобщения к трудовой деятельности.

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

Выполнение проекта.

Раздел программы.

Формы и методы работы

Социализация

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Строительные игры «Мебель для дома».

Познание

Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».

Коммуникация

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Пословицы и поговорки о семье.
Беседы на тему «Кем работают мои родители».

Художественное творчество

Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
Фотовыставка «Семейные увлечения».

Работа с родителями

Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
Проект «Счастливый выходной день».
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Выпуск газеты к дню Матери.
Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

«Чтение художественной литературы», «Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Художественное творчество (рисование)», «Художественное творчество (ПИ и ПД)».

Художественная литература:

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.

ПОЗНАНИЕ:

Понимать роль взрослых и детей в семье.

Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Обеспечить развитие умения называть членов соей семьи

Воспитывать культуру поведения.

Обогатить знания о своей семье.

Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям

КОММУНИКАЦИЯ

Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.

Обеспечить умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

Продолжать работу над развитием связной речи.

Обеспечить умение отвечать на вопросы.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Формирование устойчивого интереса к изо деятельности.

Упражнять передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.

Упражнять создавать несложные сюжетные композиции.

Развивать чувство форм и композиции.

Вызывать радость от созданного детьми изображения.

Формировать навыки аккуратной работы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица и тд.

Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.

Совершенствовать конструктивные умения.

В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия. В помощь родителям вставляются папки передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по определённой тематике: сбор материала для выпуска семейных газет и групповой, фотоальбомов, составление рассказов о семье. Общение с детьми в свободное от занятий время (беседы).

Презентация проекта.

1.Досуг «Вечер дружной семьи».

2.Выставка проектов «Счастливый выходной день».

3. Анкетирование родителей.

4.Выставка рисунков «Моя семья».

Заключение.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: школами, библиотеками и т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.

Таким образом, использование разных форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
По окончании проекта провели:

1. Досуг « Вечер дружной семьи» для детей и родителей.

2.Выставка проектов « Счастливый выходной день».

3.Анкетирование родителей.

4.Фотовыставка рисунков «Моя семья».

Список использованной литературы:

    Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.

    Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

    Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.

    Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.

    Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.

    Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.