Не секрет, что в жизни у молодого поколения присутствует соблазн выпить или покурить. И этим уже не удивишь - немалую прибыль от сбыта спиртного и табачных изделий в наше время приносят именно дети. Причин для таких действий может быть много:

Желание "показаться" перед сверстниками;

Нежелание оказаться белой вороной в глазах сверстников;

Подражание старшим.

И это далеко не все.

Как так?

В жизнь молодежи никотин и алкоголь так глубоко проникли, что уже для того, чтобы попробовать, не нужно находить себе плохую компанию. Причем такие пагубные привычки могут присутствовать в жизни вполне нормальных ребят из обеспеченных семей. Спрашивается: что побуждает их на это?

И ведь, казалось бы, все родители (даже самые безответственные) проводят лекции своему чаду о вреде курения и употребления спиртных напитков. При этом их дети не спорят и соглашаются со сказанным. Тем не менее, когда в шумной компании, на отвязной вечеринке или просто вечером на лавочке им предлагают попробовать "более опытные" приятели, то слова родителей уходят куда-то на задний план.

Остается спросить себя о том, правильно ли была проведена профилактика вредных привычек своему ребенку. Поговорим об этом подробнее.

Меры профилактики вредных привычек

Не так давно проводилось одно исследование. Объектами его были два подростка. В целом они не отличались друг от друга. Оба были из одного класса. Каждый из них жил в обеспеченной семье. По проведенному опросу оказалось, что родители этих детей в свое время проводили им лекцию на тему вреда употребления спиртного и табачных изделий. И, как оказалось, профилактика вредных привычек в той и другой семье особо не отличалась.

Тем не менее в первом случае мальчик действительно ограждал себя от пагубных занятий. И даже более того - от "употребляющих" компаний. При этом периодически старался помочь тому или иному своему однокласснику отказаться от такой зависимости.

Во втором случае было все иначе. Подросток не стеснялся прилюдно вытащить и закурить сигарету или опрокинуть бутылочку-другую вечером во дворе.

Почему такое различие?

Родители из первой семьи придерживались здорового образа жизни. И спиртное, если и возникало на их столе, то только по праздникам и в малом количестве. Помимо того, они старались быть своему чаду в первую очередь друзьями, а не наставниками. В семье наблюдались теплые отношения, и все разговоры велись в форме дружеской беседы, а не "диктатуры".

Что нельзя сказать о второй семье. В ней частенько преобладали застолья, сопровождающиеся употреблением спиртного. Кроме того, отношения между родителями и их ребенком были напряженными ввиду тяжелого переходного возраста их чада. Стараясь как-то повлиять на него, они не прилагали должного внимания к разработке методов воздействия на своего ребенка.

Вспоминается старый анекдот, где отец читает лекцию своего сыну о вреде употребления спиртного и курения, при этом периодически затягиваясь сигаретой и опустошая все новый и новый стакан вина. Естественно, что данная профилактика вредных привычек не принесет должного результата.

Итог исследования

Для того чтобы профилактика вредных привычек, проводимая родителями, принесла положительный результат, в семье должны фигурировать два основных фактора:

Теплые отношения между родителями и ребенком;

Личный пример родителей (здоровый образ жизни, занятия спортом).

Лишь только так взрослые способны оказать должное влияние на своих отпрысков.

Какие меры профилактики вредных привычек проводятся в школе?

Помимо самих родителей, немалая часть ответственности за ребенка ложится и на плечи школьных преподавателей. Поэтому профилактика в школе вредных привычек имеет особое место в развитии ученика. Если еще несколько лет назад вредным привычкам были подвержены исключительно ребята из старших классов, то сегодня вполне актуальна профилактика вредных привычек младших школьников.

Частой причиной развития пагубной привычки у ребят становится подражание взрослым. В свои юные годы ребенку свойственно хотеть быть свободным и независимым. И употребление сигарет и алкоголя кажется им единственным способом достижения желаемого. Таким образом, им кажется, что они становятся взрослее в глазах своих сверстников, могут произвести впечатление на противоположный пол и добиться уважения в своей компании.

Влияние массовой культуры

Не исключено еще и влияние массовой культуры, пришедшей с запада. Еще в советские годы министерство культуры тщательно следило за идеологией фильмов, мультфильмов и литературы. Таким образом, молодежь росла целеустремленной и не склонной к "разложению". Однако когда появился доступ к западному кинематографу, то на экране перед молодежью появились киногерои нового поколения.

И образ практически каждого такого героя включал в себя сигарету, сигару, кружку пива и стакан виски. Естественно, что все это сказалось на развитии подрастающего поколения.

Поэтому основным методом учителей в школах стала пропаганда здорового образа жизни. Привлекается внимание учеников к спорту, правильному питанию и целеустремленности, преподавателем ведется профилактика вредных привычек у детей.

Лишь только таким образом получается помочь сформировать действительный образ сильного независимого человека. Профилактика вредных привычек у школьников подразумевает донесение до ребенка необходимости отказа от пагубных занятий путем самоосознания. Иными словами, ученик должен понять, что это нужно не родителям и учителям, а ему самому.

Кроме того, профилактика вредных привычек у школьников включает в себя контроль над ребенком. Преподаватель должен поддерживать связь с его родителями. И в случае если на горизонте появится плохая компания, следует бить тревогу, немедленно оповещая об этом родителей своего ученика.

От выбора ребенком своего окружения зависит его поведение в дальнейшем.

Главная задача профилактики

Цель профилактики вредных привычек - это выработать отвращение ребенка к пагубным занятиям. Недостаточно лишь сказать, что это вредно. Это нужно еще и доказать.

В школах для таких целей часто приглашают людей, пользующихся авторитетом у ребят. Это могут быть актеры, музыканты и писатели. Рассказывая о том, как они добились успеха, благодаря тому, что отказались в свое время от употребления алкоголя или табакокурения, они вносят весомый вклад в развитие ребенка. Помогают приобрести правильные ценности в жизни, тем самым сделать достойный выбор, отказавшись от вредных привычек.

Пара эффективных способов

Профилактика вредных привычек у подростков происходит путем сопоставления правильного и неправильного, хорошего и плохого. Так, если девушке объяснить, что ее кожа будет стареть с каждой выкуренной сигаретой, и таким образом, очень скоро она уже не будет привлекать молодых людей своей внешностью, то это довольно-таки эффективно подействует на нее. Ведь, как правило, уже в подростковом возрасте девочки начинают интересоваться противоположным полом.

Мальчики же в подростковом возрасте увлечены девочками еще больше. И для того, чтобы выработать в них отказ от вредных привычек, эффективно будет рассказать о том, как негативно они влияют на мужское здоровье. Причем, чем подробнее будут описаны последствия, тем результативнее будет данная беседа.

Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек формирование культуры здорового образа жизни

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни казалось неисчерпаемым и вечным: леса, фаунистические ресурсы, полезные ископаемые и т.д. Вода лилась из кранов, в нужное время начинало работать центральное отопление, всегда были к услугам электроэнергия и газ. Теперь же люди осознали, что ничто не вечно и все, что мы потребляем у природы, необходимо расходовать экономно, при этом заботясь о восстановлении ресурсов. Все вышесказанное относится и к здоровью человека, так как здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоя­нием человека. И делом не только личным, но и общественным. Но, к сожалению, здоровье занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация - вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит - развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагопри­ятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образователь­ная и воспитательная деятельность семьи, колледжа и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Семья, к сожалению, не является в наше время местом формиро­вания и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет мораль­ного права устраниться от решения столь важной проблемы. Именно семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому либо типу.

1. Патриархальная (традиционная) семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. В таких семьях подростки более устойчивым характером, поэтому, более сдержанны в отношении алкоголя и курения.

2. Нуклеарная семья.

Состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. В таких семьях, то есть в молодых семьях, обычно наблюдается тесное сотрудничество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

3. Неполная семья.

Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). И если при этом в семье нет отца или его образа, то юноше очень трудно приходится становиться мужчиной.

4. Материнская (внебрачная) семья.

Отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Но несмотря, какому типу относится та или иная семья, каждая семья в первую очередь имеет воспитательную функцию. Воспитательный потенциал семьи – это совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.)

Особенности семейного воспитания:

Органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

Непрерывность и длительность воздействия;

Многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

Интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

Относительная замкнутость;

Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

Взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

Безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

Бездуховность родителей;

Неразвитость родительских чувств;

Отсутствие нормального психологического климата;

Преобладание материальных ценностей;

Фанатизм в любых ее проявлениях;

Противоправное (криминальное) поведение взрослых;

Отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семья воспитывает ребенка, не какими - то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимом богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.

Одним словом, нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.

Рассматриваемые вопросы, связанные с алкоголизацией и курением, являются актуальными, конечно, в первую очередь, для подрастающего поколения. Отсутствие надежной информации о распространенности, частоте применения наркотиков, алкогольных напитков, токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями, которые оказывают на здоровье эти вещества. Да, многие подростки не знают о вреде этих веществ, так как в первую очередь не хватает семейного общения.

Семейное общение – это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. При современном крайне напряженном ритме жизни семья становится «убежищем для души», все более необходимым человеку как место благоприятной смены обстановки, перехода в состояние нескованности. Поэтому семейное общение играет особую роль в семейном воспитании, так же в профилактике вредных привычек.

Главные ошибки современных семей:

Нехватка семейного общения;

Безразличность в делах детей;

Злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни учащихся, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга. Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жиз­ненным ценностям, формирование интереса к творческой, познава­тельной деятельности, создание условий для социального и профес­сионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здо­ровым, сохранить и укрепить свое здоровье - это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь лю­дям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям колледжа, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответствен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительные и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профи­лактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупреди­тельный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их твор­ческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д.

Самый важный тезис или, если хотите, правило профилактики: «Лучше не начинать, чем потом бросать». И если профилактика для взрослых - штука относительно бесполезная, в силу достаточно чёткого понимания всей опасности табака или любой другой «привычки», то профилактика для детей может принести по-настоящему ошеломительные результаты. Дети-то, вопреки попыткам показать собственную независимость и оппозиционность - существа более чем вменяемые и внушаемые. Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика-это це­лостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер во многом зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин страны к охране и укреп­лению своего здоровья, насколько разумно и эффективно использует он предоставленные ему возможности для укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение раз­личных форм патологии организма. Например, курение ведет к воз­никновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко рас­пространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эф­фективно.

Семейное воспитание – дело не простое, особенно, когда ребенок находится в подростковом возрасте. Учителя, психологи и врачи должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с этими изменениями меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу должно уделяться большое внимание в процессе проведе­ния родительских собраний.

Подростковый возраст - это не только период полового созрева­ния. Это еще и «возраст созревания личности и миросозерцания», - писал Л.С. Выготский. Классные руководители, привлекая к работе с учащимися психологов, врачей, представителей общественности, должны приложить максимум усилий для того, чтобы в результа­те этого «созревания» мы получили доброкачественный продукт: личность, здоровую в духовном и моральном плане. Классные руководители, проводя работу с подростками, не должны видеть в них только нарушителей школьного порядка. Необходимо научиться замечать в них позитивные сдвиги, изменения, приобщать их к получению дополнительных знаний, творчеству, развивать желание вести здо­ровый образ жизни, помогать и поддерживать в выстраивании их личности. Разумеется, пропаганда здорового и безопасного образа жизни должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы - высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные‚ художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как профилактика вредных привычек.

Среди вопросов, требующих особого внимания, вопрос воспи­тания волевых качеств. Не секрет, что у современных школьников присутствует такое явление, как определенный дефект воли. Форми­рование воли - это не только проблема подросткового возраста. Это качество воспитывается с детства. Вместе с правильными ценност­ными ориентациями оно становятся залогом нравственной жизни личности. Многие подростки хотят быть волевыми. Они страдают от того, что не обладают волевыми качествами, которые помогли бы им лучше справляться и со своими учебными обязан­ностями, и с противостоянием вредным привычкам. И, если обнаружена их несформированность, классно­му руководителю и родителям учащихся нельзя уходить от этой проблемы. Если подростки почувствуют уважение к себе, своим интересам, проблемам со стороны классного руководителя, человека взрослого, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом, то они будут воспринимать учителя (психолога, врача и т. д.) не просто как передатчика знаний, а как носителя нравственного опыта человечества, человека, к которому стоит прислушаться. Те­плота и искренность взрослых поможет открыть подросткам все положительные перспективы нравственного развития личности, ведения здорового образа жизни. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек - это не только сообщение негативных последствий, запугивающих подростка (к сожалению, иногда вся работа сводится именно к этому), это еще и грамотно выстроенный весь воспитательный процесс, который дает возможность подростку совершенствовать себя, свою личность (примеры плакатов).

Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, об­щественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и учебного заведения. И тем и другим не следует забы­вать, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, достойная старость каждого из нас.

Колледж должен всемерно способствовать формированию педа­гогической культуры родителей, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Педагогическая культура - это основа воспитательной деятельности отца и матери. Она помогает избегать ошибок в семейном воспитании, решать непростые про­блемы взаимоотношений с детьми. В процессе формирования пе­дагогической культуры родителей происходит овладение знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Ведь, чтобы дать ребенку правильное воспитание, необходимо хорошо его знать, «во всех отношениях», как говорил К.Д. Ушинский. Тренинги, анкеты и тесты помогут родителям овладеть методами и приемами вос­питания, учиться творчески использовать полученный материал. Нельзя допускать семейного воспитания «вслепую». Ведь это может сказаться на развитии наших детей. У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и алкоголизма. Важно разъяснить им, что курящие и пьющие – это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что она есть признак слабой воли и плохого самообладания.

А всем – и взрослым, и детям, очевидно, полезно вспомнить слова, сказанные Л.Н.Толстым по поводу табакокурения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества».

о проведенных социальным педагогом и педагогом-психологом мероприятиях в рамках работы по профилактике вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни у учащихся КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16 г. Николаевска –на - Амуре.

Проводя мониторинг употребления учащимися ПАВ, приходим к выводу, что количество курящих детей в школе не уменьшается. Практически в каждом из классов есть ребята, когда-либо попробовавшие и алкогольные напитки. С каждым годом возраст курящих и употребляющих алкоголь школьников молодеет.

Зачастую ребята поступают в школу уже с большим стажем курения сигарет, со сформированной зависимостью от табака. Данную ситуацию усугубляет асоциальный образ жизни родителей, которые зачастую, собственным примером формируют у своих детей неправильное отношение к психоактивным веществам.

В связи с выявленной тенденцией, а также исходя из специфики и направленности учреждения, социальным педагогом в 2011 г. была разработана программа «Подросток и закон» в которой большое внимание уделяется профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними. Ежегодно данная программа дополняется новыми методическими наработками (разработками профилактических занятий, различных заданий, тренингов и игр), а также цифровыми образовательными ресурсами (фильмами, мультфильмами, презентациями, видеороликами).

В рамках данной программы с учащимися проведен мониторинг с целью исследования характера преобладающих в их сознании представлений относительно социальных и медицинских последствий употребления ПАВ. На основе полученных результатов определяются мифические (искаженные) представления детей и подростков, нуждающиеся в коррекции. Данные результатов анкетирования «Знаешь ли ты, что такое ПАВ?» от 27.01 2015г. среди учащихся 7-9 классов приведены в таблице №1

Количество

учащихся (опрошено 57 чел.

Знаешь ли ты что такое ПАВ (психоактивные вещества)?

Да знаю, это: ______________________________________

Нет, не знаю, но хочу узнать

Мне это не интересно


ПАВ представляют угрозу для здоровья человека?

Да, конечно

Нет, это не опасно

Не знаю, но хочу узнать какую

Мне это не интересно




Употребляешь ли ты алкоголь?

Мое желание выпить зависит от настроения

Я выпиваю охотно

Я люблю выпить в веселой компании

К спиртному я испытываю отвращение

Я не употребляю алкоголь






Какие спиртные напитки тебе известны, напиши их названия:

47чел. знают названия

Какие марки сигарет тебе известны, напиши их названия:


46чел. перечислили названия сигарет

Какие спиртные напитки ты пробовал?


Какие сигареты ты пробовал?


Как часто ты куришь?



С какого возраста, по твоему, человеку можно:

Курить _______________

Употреблять спиртные напитки ________________

Наркотические вещества ______________________

это вредно в любом возрасте да / нет



С 18 лет - 8чел.

С 20 лет -6 чел.

8 чел. считают с -18 лет;

1чел. с 21 г.

Пробовал ли ты (да, нет)

Курить _________

Спиртные напитки __________

наркотические вещества, ПАВ __________


15 чел.-нет

42чел. –да

21чел. - нет

36 чел. – да

52чел. –нет

5 чел. - да

Как часто ты это делаешь?

Куришь постоянно, редко, никогда

Употребляешь спиртные напитки постоянно, редко, никогда

Наркотические вещества постоянно, редко, никогда



11ч., 20ч., 22 ч.

0 ч., 5ч., 40 ч.

0ч., 2ч., 52ч.

Как родители относятся к твоим привычкам?

Осуждают, ругают

Безразлично, им все равно



Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать, употреблять ПАВ?

Безразлично

Завидую

Осуждаю

Я сам это делаю


Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать, употреблять ПАВ?

Безразлично, мне все равно

Завидую, они выглядят по-взрослому

Осуждаю, это опасно для здоровья

У меня тоже есть вредные привычки

Согласно результатам анкетирования учащихся 7-9 классов 8, 7% школьников 13-16 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. По данным анкеты учащихся 7 – у 49 % школьников сформировано крайне негативное отношение к употреблению ПАВ. Настораживает то, что 26, 3 % не задумывались над этим вопросом, 54 % школьников курят, а 8, 7% пробовали наркотические вещества. И считают что в нашей стране в целом курение, наркомания – это не самая важная проблема нашего общества и их личная проблема.

В процессе профилактической работы осуществляется коррекция выявленных искаженных представлений учащихся, а также формирование отношения к своему здоровью как к ценности. Данная работа осуществляется посредством проведения тренинговых занятий с учащимися. Занятия строятся таким образом, чтобы дать учащимся как можно больше достоверной информации о ПАВ и их влиянии на здоровье человека и жизнь в целом, а также сформировать способность к критическому мышлению, развить умение противостоять давлению окружающего их социума. Профилактические занятия посвящены обучению жизненно важным навыкам. «Профилактика употребления психоактивных веществ. Занятие – рассуждение «Как сохранить свое здоровье?». «Курение и здоровье» и «Почему люди употребляют наркотики?». Занятие « Правильно ли мы живем? Деловая игра « Я хозяин своей жизни». Занятие рассуждение « Как сохранить свое здоровье?». Беседа: Если друг оказался наркоманом.? Конкурс газет “Есть выбор – жизнь без наркотиков”.Как сказать наркотикам «НЕТ!».(Дать представление о различных формах принуждения под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять наркотики; научить способам отказа. Наркотики. Употребление и злоупотребление. (Показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека). Анкетирование (отношение к наркотикам). Просмотр видеороликов и документальных фильмов - проектов об употреблении ПАВ.

В соответствии с планом школы на 2014 – 2015 учебный год, годовым планом работы социального педагога, и , а также программы «подросток и закон» социальным педагогом, педагогом психологом были реализованы следующие мероприятия: В 1, 2 четверти 2014 – 2015 учебного года проведены профилактические занятия с учащимися 5 – 9 классов по следующим темам:

Мероприятие,


5 –е классы

7 - е классы

9 «а» класс

9 «б» класс

1. Профилактическое занятие. Здоровый образ жизни. «Курить – здоровью вредить!»

Цель: употребления табакокурения среди учащихся среднего звена

2.Профилактическое занятие “Вредным привычкам скажем: «Нет!» Круглый стол “Курить бросим – яд в папиросе».

Цель: профилактика употребления табакокурения среди учащихся старшего звена

3. Профилактическое занятие «Умей сказать НЕТ!» «Чем опасны алкогольные напитки?». Упражнение - групповая дискуссия.

Цель: способствовать выработке умения у учащихся 5 – 9 классов противостоять давлению среды в приобщении к вредным привычкам.

4. Просмотр документального фильма проекта «Чем опасны алкогольные напитки?». «Давайте выпьем!» (о вреде алкоголя) с последующим обсуждением. Упражнение «групповая дискуссия».

5.Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «Сделай свой выбор!».

6. Беседа «Курение – дань моде, привычка или болезнь?»,

7.Час общения – обсуждение газетной статьи «Исповедь курящей девушки»

8. Просмотр документального фильма проекта «Общее дело» о вреде табакокурения, «Правда о табаке!» с последующим обсуждением

9. Просмотр документального фильма «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики» с последующим обсуждением

Всего занятий в каждом классе:

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения и профилактики вредных привычек.

План работы социального педагога и педагога психолога по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает следующие мероприятия: учащихся в кружки и секции учреждений и школьные; организация конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.

В кабинете социального педагога имеется подборка классных часов по правовому воспитанию учащихся, видеоматериалы по антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек, ИКТ - презентации по профилактике и профилактике вредных привычек.

Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы содружество социального педагога и педагога психолога основывается на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе ведется удовлетворительно. Однако не у всех школьников сформировано негативное отношение к наркомании и алкоголизму, как к социальным проблемам нашего общества и не у всех учащихся сформирована потребность в ЗОЖ. В связи с этим, в совместной деятельности с рекомендуем:

1. Классным руководителям больше внимания уделять формированию у учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить учащихся с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», провести классные часы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Как избавиться от вредных привычек». Включить в план воспитательной работы на следующий учебный год и провести классные часы-тренинги по формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды и воспитанию положительных привычек.

2. Социальному педагогу, педагогу психологу, разработать соответствующие памятки для учащихся.

3.Классным руководителям при проведении классных часов по формированию потребности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и общественность.

4.Включить в план работы на следующий учебный год и рассмотреть на заседаниях МО классных руководителей формы и методы воспитания у учащихся потребности в ЗОЖ, провести по обмену опытом.

Нами была проведена опытно- экспериментальная работа на базе 1 «А» класса гимназии № 14, целью которой было выявить у учащихся экспериментального класса виды, причины вредных привычек и наметить план действий по их профилактике. В ходе данной работы мы провели беседы с классным руководителем 1 «А» класса, с медицинским работником, с родителями и самими детьми.

Таблица № 1

Профилактика вредных привычек в 1 "А" классе гимназии № 14

Медработник

Родители

Классный руководитель 1 «А» класса проводит большую работу с детьми по профилактике вредных привычек:

  • -во время уроков учитель ходит по классу, поправляя посадку детей и правильное расположение школьных принадлежностей;
  • - во время походов в столовую учитель проверяет, помыли ли дети руки перед едой;
  • - классный руководитель учит ребят называть друг друга только по именам, не давай различных прозвищ;
  • - учитель учит детей беречь школьное имущество, обращаться с ним, как со своим;
  • - учитель 1 «А» класса старается внимательно смотреть за тем, чтобы дети не грызли ногти, школьные принадлежности

Медицинский работник часто посещает класс. Врачом были проведены беседы с классом на темы типа: «Твои вредные привычки», «Ты и мир вокруг тебя» и другие, из которых дети узнали подробнее, что такое вредные привычки и как с ними можно бороться.

Родители учеников гимназии часто разговаривают со своими детьми на тему вредных привычек и об их профилактике, затрагивая не только самые распространённые (алкоголь, курение, наркомания), но так же и такие привычки, как: грызть ногти, ручку, мыть руки перед едой, не обманывать старших.

Сами дети пытаются контролировать друг друга, если этого не успевает делать учитель: скажут о правильной посадке соседа за партой, напомнят помыть руки перед едой.

Таким образом, из таблицы мы видим, что в классе проводится немалая работа по профилактике вредных привычек школьников как со стороны учителя, врача, так со стороны родителей и самих детей. Такая работа должна проводиться не только в лицеях и гимназиях, но и общеобразовательных школах.

Также нами была проведена анкета, состоящая из 9 вопросов, из результатов которой мы выявили, насколько ученики 1 «А» класса знают, что такое вредные привычки и проводится ли какая- либо работа с детьми

1. Знаете ли вы, что такое вредные привычки?

  • · нет, не знаю;
  • · предполагаю, но не уверен
  • 2. Имеете ли вы вредные привычки?
  • · Да, имею;
  • · нет, не имею;
  • · не знаю
  • 3. Имеют ли вредные привычки ваши родители?
  • · Да, имеют;
  • · нет, у моих родителей нет вредных привычек;
  • · не знаю
  • 4. Имеют ли вредные привычки твои друзья?
  • · Да, имеют;
  • · не имеют;
  • · не знаю
  • 5. Разговаривают ли родители с вами о вреде вредных привычек?
  • · Разговаривают часто;
  • · разговаривают редко;
  • · не разговаривают
  • 6. Проводит ли ваш классный руководитель с вами беседы о вреде вредных привычек?
  • · Проводит часто;
  • · проводит, редко;
  • · не проводит
  • 7. Знаете ли вы, как бороться с вредными привычками?
  • · Знаю;
  • · не знаю;
  • · не уверен
  • 8. Хотели бы вы, чтобы у вас не было вредных привычек?
  • · Хотел(а) бы;
  • · оставил(а) бы всё так, как есть;
  • · не хотел(а) бы
  • 9. Как вы считаешь, какие из перечисленных ниже привычек являются вредными? (подчеркни)
  • · Курение;
  • · грызение ногтей;
  • · чавканье за столом;
  • · прогулка по городу

Итак, подведя итог анкете, мы выяснили, что:

  • · знают, что такое вредные привычки- 87% учащихся класса;
  • · 79% ребят считают, что они имеют вредные привычки;
  • · у 85%- имеют вредные привычки родители;
  • · у 78% вредные привычки имеют друзья;
  • · почти все родители учеников разговаривают с ними о вредных привычках-97%;
  • · 100% учеников ответили, что их классный руководитель проводит с ними беседы о вреде вредных привычек;
  • · но лишь 36% детей ответили, что знают, как бороться с вредными привычками;
  • · 97% учеников класса хотят избавиться от вредных привычек и не иметь их;
  • · 93% ребят выбрали правильные ответы из перечисленных вредных привычек (курение, грызение ногтей, чавканье за столом);

Так, большая часть детей ответила, что они знают, что такое вредные привычки и как с ними бороться. С детьми проводят беседы как учитель, так и родители.

Так же мы составили диаграмму, из которой мы можем увидеть, насколько дети знают виды вредных привычек(ДИАГРАММА)

Так же мы выявили вредные привычки учеников 1 «А» класса.(ДИАГРАММА)

Из результатов диаграммы мы видим, что:

  • · часть учеников класса забвают вымыть руки перед едой- 45%;
  • · многие дети грызут от волнения ручки, карандаши и другие школьные принадлежности- 52%;
  • · так же есть в классе и немало детей, которые грызут ногти- 37%;
  • · есть дети, которые забывают убирать рабочие места после уроков (в частности урок рисования)- 19%;
  • · в классе имеются ученики, которые, переодеваясь, не кладут одежу на свои места, а разбрасывают её- 14%;
  • · малая часть детей, но всё- таки они есть, дают прозвища одноклассникам- 4%.

Так же мы провели индивидуальную беседу с двумя учениками 1 «А» класса - Чирковой Валерией и Ипатовым Яковом. Целью нашей беседы с ребятами было выявить, знают ли Лера и Яша, что такое вредные привычки, способы борьбы с ними и какие вредные привычки имеют сами дети.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Белгородская коррекционная школа-интернат № 23»

Сообщение на методическом объединении воспитателей по теме:

«Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни у школьников»

Воспитатель первой квалификационной категории: Пойдунова Е.А.

2017-2018 учебный год

В целом в России рост распространения и употребления наркотических токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей.

Вредные привычка школьников – предмет огорчения педагогов и родителей. Для того чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

Вредные привычки – проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь.

Если раньше вредными привычками страдали подростки старшего возраста, то настоящий момент это характерно для учеников школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни – прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.

Физическое и умственное здоровье – это взаимосвязанные понятия. К сожалению, не все современные подростки до конца сознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться таким же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Этого удавалось достигнуть в том числе и благодаря тому, что советское министерство культуры строго следило за тем, о чём говорится в средствах массовой информации в те времена очень важно активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодежь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их и в подсознании откладывались информация о том, что – модно. Ведь именно это демонстрируют на экране главные герои. В формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и все общество в целом, и общественная идеология. Если раньше курить считалось чем - то очень стыдным, то в какое - то определенное время общество решило, что это модно.

В настоящий момент уже становится очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьезно. При этом важен именно комплексный подход.

Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений, необходимо начать профилактическую работу в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть в решении этого вопроса. Педагог – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная занятность учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа.

Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятность учащихся во внеурочное время как наиболее эффективная часть в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

Необходимость организации профилактической работе в школе.

В целях профилактики вредных привычек:

    проводить поучительные беседы и лекции для родителей о последствиях вредных привычек с самого раннего возраста;

    демонстрировать поучительные фильмы и презентации о пропаганде здорового образа;

    вовлечь как обязательно больше детей в спортивные секции и кружки;

    делиться опытом по борьбе с вредными привычками.

Работа по формированию у учащихся потребности в ЗОЖ, профилактике курения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе и классах ведётся хорошо.

Педагог больше внимания уделяет формированию учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить учащихся с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», проводить беседы по темам «Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Курить – здоровью вредить», «Как избавиться от вредных привычек».

Формирование навыков здорового образа жизни проводится в течение учебного года с использованием разных форм занятий: (классные часы, подвижные игры, деловые игры, дискуссии, выставка, конкурс плакатов и рисунков, просмотр видеоролики, спортивные соревнования, веселые старты и походы в лес, в парках), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью.

Формирование правильных ценностей закладывается в семье. Если родители хотят вырастить своего ребёнка здоровым, надо заниматься его правильным воспитанием с самых ранних лет.

Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет мнения всех членов семьи о здоровом образе жизни и о том, насколько он важен.

Первое, о чём нужно помнить, это то, что мама и папа должны стать для ребёнка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной момент быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. С самых ранних лет необходимо приучить ребёнка к правильному питанию, правильному распорядку дня, заниматься домашним делом и спортом.

Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных секциях школы. Там, как правило, собираются дети и родители, ведущие здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким – либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него. У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ педагоги и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия.

Именно так удастся достигнуть желаемой цели быстрее. Кроме этого родители всегда должны поддерживать связь с педагогом, узнавать у них него обо всем, что связано с их ребёнком. Именно, это является одним из правил достойного воспитания.

Профилактика вредных привычек у школьников – задача, которая должна стоять как перед педагогами, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

Список литературы:

    Макеева А.Г. Педагогическая профилактика вредных привычек школьников. Методическая пособия для учителей. М.-2008;

    Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек – М.: «Глобус»- 2007;

    Агапова И.А. Воспитательная работа «Профилактика вредных привычек», М.- «Глобус»-2009;

4.Г.Г.Кулинич. Вредные привычки: профилактике зависимостей. Спб.- 2010.