Психические особенности подросткового возраста.

1 . Переходный возраст, трудный, критический возраст …. Эти сова произносят часто, подчеркивая сложность развития личности в годы перехода от детства к взрослости. Трудно взрослым найти правильную линию поведения с подростком, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Этот период занимает особое место в развитии личности потому, что он означает переход от одной эпохи развития к другой – от детства к взрослости.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется развитие и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возрасти юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развитии – юность.

Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший (13-15 лет) или 7-8 классы.

Наряду с НИИ выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, неслучайно этот возраст называют «ПЕРЕХОДНЫМ» от детства к взрослости, однако путь к зрелости ля подростка только начинается, он богат многими драматическими пережившими, трудностями и кризисами. В это время складываются устойчивые формы поведении, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физические и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также я возраст потерь детского мироощущения, более беззаботно и безответственного образа жизни, пор мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других и т.д.

Современный подросток в поной мере испытывает на себе последствия бурного развития НТР и связанные с ней социальные противоречия: демографические, социально-экономические и психологические. Подросток стал средоточием внимания исследователей и специалистов разных профессий: медиков, психологов, юристов. Сегодняшний подросток – завтрашний полноправный гражданин своей страны, и это вынуждает более пристально и внимательно, без ложных предубеждений и иллюзий вглядываться, изучать, понимать современного подростка.

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований целью выявления специфических особенностей, присущих этому возрасту.

Ст. Холл в 1904 г. предложил рассматривать этот период как переходный от детства к взрослости; он впервые описал кризисный характер развития ребенка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизм – альтруизмом, общительность – замкнутостью, любознательность – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т.д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

  1. резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я».
  2. плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности.
  3. активны и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком свое индивидуальности.

По мнению Ш. Бюлера специфика психического развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата.

Пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания.

Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделял психическую пубертанность, а внутри нее три фазы развития.

1. прелюдия к периоду психической пубертанности, отдельные симптомы которой появляются в 11-2 лет, когда подростки необузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще не понятны.

2. негативная фаза, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются « повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние», « физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

3. позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».

Личность подростка развивается в первую очередь в зависимости от того какая ценность переживается им как наивысшая, определяющая его жизнь.

Э. Штерн выделял шесть возможных типов переживаемых ценностей, которым соответствуют шесть типов личности.

  • Теоретической личности – стремится на объективное познание действительности;
  • Эстетический тип единичные случаи;
  • Экономическим типом личности управляет идея пользы, стремление достичь результата с наименьшими затратами;
  • Смысл жизни социальной личности составляет «любовь, общение и жизнь для других людей»;
  • Смысл жизни политической – стремление к власти, господству и влиянию4
  • Религиозная личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни».

Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занимающая, по его мнению, промежуточное положение межу игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. действительно, все, за что берется подросток, носит для него серьезный характер, но при этом все, что он делает это только предварительная проба сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, мечтательное поклонение (игры любовного характера), занятия спортом, участие в подростковых организациях (скауты, пионеры), выбор профессии. В таких играх подросток учится «умерять свои силы, устанавливать отношения к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он ожжен разобраться», отмечает Э. Штерн.



Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых:

ü «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);

ü «доминанта дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами);

ü «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве);

ü «доминанта романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, гетероическому).

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становится новые психологические новообразования подросткового возраста.

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками:

  • резкое ухудшение поведения, проявляющееся в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воли), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.
  • выраженная противоречивость стремлении и их настойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи;
  • реакция эмансипации – выраженное освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социально зависимости.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Физиологические изменения организма подростка 4

2. Взаимосвязь биологического и социального факторов развития в подростковом возрасте 5

3. Ведущий вид деятельности, психологические новообразования, социальная ситуация развития подросткового возраста 6

4. Особенности развития психических процессов 10

5. Общение со сверстниками, педагогами, родителями 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Внимание!

Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы №3416, цена оригинала 200 рублей. Оформлена в программе Microsoft Word.

Оплата . Контакты.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст изучался многими психологами. В рамках западной психологии эта проблема представлена в трудах А. Адлера, К. Хорни, Э. Берна, В. Сатир, А. Маслоу, К. Роджерса и др. В отечественной психологии данной проблематикой занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Толстых, А.Г. Шмелев, А.Г. Ковалев, А.С. Белкин, И.С. Кон, А.И. Кочетов, М.И. Монахов, М.И. Шилова и др.

Говоря о воспитании несовершеннолетних и молодежи, о подрастающем поколении, нередко используют термин «подростки». В каком соотношении находятся эти термины, что надо понимать под каждым из них? Общее во всех перечисленных терминах то, что они обозначают личность в период перехода к взрослости и социально-возрастные группы членов общества, находящиеся в этом периоде. Но внутри переходного периода к взрослости в свою очередь нужно выделить ряд этапов, резко различающихся по степени физического, интеллек-туального, волевого, нравственного развития индивидуума и требующих поэтому различной стратегии и тактики воспитания.

Подростковый возраст — ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей взаимоотношений между детьми и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы со школьниками.

Цель контрольной работы: Изучение особенностей психического развития подростков.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

1. Физиологические изменения организма подростка

Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте – половое созревание, начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать что оно вносит много нового в жизни подростка.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги, и, в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержки, самоуважения).

2. Взаимосвязь биологического и социального факторов развития в подростковом возрасте

А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (с 11 до 16).

10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет -ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет - подросток. Приобретаются индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

3. Ведущий вид деятельности, психологические новообразования, социальная ситуация развития подросткового возраста

К главным психологическим новообразованиям подросткового возраста (11-14 лет) относятся:

Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость

эмоций и настроений.

Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам, восприимчивость к промахам родителей и учителей).

Ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании.

Формирование самооценки, характера.

Возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения.

Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы.

Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам

Развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями.

Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено.

Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость.

Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения.

Появление сексуальных влечений и интересов.

Формирование самосознания своего «Я», эгоидентичности.

Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

Центральное личностное новообразование - возникает «чувство взрослости», второе психологическое рождение ребенка-«страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они).

Новообразования — возникновение социального сознания и самосознания; самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Подростковый возраст - это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни.

Бюлер выделяет 2 фазы переходного возраста:

1) негативную,

2) позитивную

Таблица 1

Негативная

Позитивная

Начало в допубертатный период (беспокойство, тревога, раздражительность) Период мечтаний, противоречивых чувств, меланхолии

Постоянная близость с природой, по-новому воспринимает искусство, появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости

Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Подростковый возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории - действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями; «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и кри-тиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие.

Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

Важнейший психологический процесс этого возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

4. Особенности развития психических процессов

В подростковом возрасте высокого уровня развития достигают психические процессы. В частности, происходит развитие познавательных процессов. Например, высшего уровня развития достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития логической, смысловой памяти. Высокоразвитой и разнообразной становится речь, мышление оказывается представленным во всех его видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы у подростков функционируют на базе сформировавшейся внутренней речи.

Становится возможным научение подростков самым различным видам практической и интеллектуальной деятельности, причем с применением разнообразных методов и приемов обучения. Формируются и развиваются разнообразные способности: общие и специальные.

Для подросткового возраста характерны некоторые противоречия и конфликты. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, побуждает взрослых к обсуждению с ними серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении таких проблем, обнаруживается инфантильность подростков, отсутствие у них практического жизненного опыта.

5. Общение со сверстниками, педагогами, родителями

Говоря о характеристике личности подростка, особо существенных чертах поведения, еще раз напомним, что самосознание и осознание требований среды развиваются очень рано, начиная с возраста от одного года до двух лет, и что уже в этот период начинается интенсивное усвоение норм поведения, системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них - соответствующих требований и представлений общества.

Это происходит через подражание, игровые его формы, но основы модели будущих ориентации и стереотипов поведения, предпочтения определенных вариантов закладываются достаточно рано. Переход от раннего детства к детству дошкольному и школьному, а затем к подростковому периоду характеризуется все более существенным изменением (расширением) социальных функций, круга взаимосвязей и контактов. Вместе с тем по возможностям и интенсивности воздействия приоритетом по-прежнему обладает семья (правда, в отношении подростков не менее сильно и воздействие на них друзей).

В связи с незавершенностью еще выработки системы ценностей и оценок поведения дети и подростки в основном по-прежнему, как и в более младшем возрасте, руководствуются сложившимися в окружающей среде примерами или стереотипами поведения.

При этом примеры и стереотипы семьи, другого ближайшего окружения нередко «генерализуются», воспринимаются из-за недостатка жизненного опыта как якобы типичные для общества в целом.

Только постепенно, по мере взросления примеры и стереотипы поведения окружающих, и прежде всего членов семьи - хорошие или плохие, - сформируют внутреннюю позицию личности. Так что в дальнейшем речь идет уже не только о подражании, но и о реализации собственной позиции.

Отсюда и повышенный риск возникновения ситуаций - в частности при недостаточном внимании к целенаправленному формированию таких черт личности, как коллективизм, доброта, - когда несовершеннолетние стремятся удовлетворить свои желания любыми средствами, не соотнося их с дозволениями или запретами общества.

Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но происходит она обязательно.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимо-отношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. В подростковом возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как “одиночество” и “уединение”. Чем самостоятельнее и целенаправленнее подросток, тем сильнее у него потребность и способность быть одному.

Как показывают данные зарубежных массовых опросов (Т. Бреннан, 1980; Э. Остров и Д. Оффер, 1980) и клинических исследований, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

Напряженная потребность в общении и аффилиации (М. С. Каган (1977) даже считает общение ведущей деятельностью подросткового возраста) превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Облик и поведение подростка, молодого человека всегда отражает условия жизни и воспитания в обществе в целом. Опираясь на условия нашего общества, которые неизмеримо больше помогают воспитанию, нежели мешают ему, семья в союзе со школой, общественностью, средствами массовой информации в состоянии предотвратить появление у подростков неправильной социальной ориентации или скорректировать ее. А для этого необходимо знать те личностные особенности подростков, которые возникают и получают распространение в процессе возрастного развития, и уметь их использовать в интересах правильного воспитания.

В подростковом возрасте продолжается интенсивное формирование самосознания, усвоение норм поведения, системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них - соответствующих требований и представлений общества. В связи с незавершенностью еще выработки системы ценностей и оценок поведения подростки в основном по-прежнему, как и в более младшем возрасте, руководствуются сложившимися в окружающей среде примерами или стереотипами поведения.

Для подростков характерно акцентирование значимости своего внутреннего мира, своих желаний и потребностей, недостаточное еще умение соотносить их с интересами других, учитывать последствия своих действий.

Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

С помощью правильной воспитательной программы и методики можно и нужно упреждать или устранять формирование негативных черт и ориентации личности, связанных с проявлением возрастных особен-ностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.

3. Выготский Л. С. Проблема возраста. М., 1984.

4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М., 1987.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989

6. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 1985

7. Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т. 2. М., 1998.

8. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера.-М.,1987.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

10. Фельдштейн Д.И. Психологическое становление личности. М., 1994

Вопрос № 20

Особенности психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверствниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

    целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

    неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

    повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

    развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

    романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

    нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

    потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых.

Симптомы кризиса

    Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

    Второй симптом кризиса – негативизм .

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

    Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

    Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

    Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм - следствие недостатков педагогического подхода.

Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и своеотличие - уникальность и неповторимость. Познание себя черезотличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое местов референтной группе .

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости . Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

Открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания. Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Негативные характеристики данного этапа развития: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности». Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко): реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр); реакция оппозиции, протеста (прогулы, побеги, протестные поступки); реакция имитации (объектом подражания становится взрослый); реакция компенсации (если избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения); реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха в той области, в которой наибольшая несостоятельность). При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко): реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых); реакция "отрицательной имитации"; реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп); реакция увлечения (увлечение спортом, стремление к лидерству); реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.). Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности. Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, в деятельность общения. То место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. Пубертатный период - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). Возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 - 13 лет) и начинается вторая (13 - 15 лет). У мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития с 13 и идет до 15 лет. Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста. Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В 13 - 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет). Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8 - 10 минут. Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму. Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании. Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Кризис психического развития в подростковом возрасте. КРИЗИС 13-ти ЛЕТ. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Второй симптом кризиса – негативизм (ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет).

Психологические новообразования подросткового возраста: Чувство взрослости - новый уровень самосознания; Стремление к самоутверждению; Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей; «Я» – концепция; Формально-логическое (рассуждающее) мышление; Рефлексия.

Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми.

Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения.

С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом, у них появляются новые мотивы учения: познавательные, общественные, личные, связанные с самоутверждением и формированием жизненной перспективы. Учение приобретает личностный смысл и начинает осознаваться школьниками как деятельность, направленная на самообразование и удовлетворение познавательных потребностей.

Введение

Подростковый период - это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. В разных странах границы подросткового периода определяются различно, но без большой ошибки можно сказать, что это период с 12 до 18 лет. Верхняя возрастная граница еще в большей степени, чем нижняя, является дискуссионной, поскольку итогом подросткового периода является формирование социально и половозрелого взрослого человека .

Условно разделим здоровье подростка на психическое и физическое и далее сконцентрируем свое внимание на первом.

С точки зрения же физиологии подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Центральным фактором физического развития в подростковом периоде является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Половое созревание в зависимости от пола ребенка происходит по-разному: у девочек - начало регулярных менструаций, у мальчиков - начало эякуляций. Вообще, пол ребенка закладывается одновременно с оплодотворением яйцеклетки сперматозоидом. Если данный сперматозоид (от здорового отца с хромосомным набором XY) несет в себе Х-хромосому (и при условии, что мать здорова и ее хромосомный набор является ХХ), то пол будущего ребенка будет женским, как у матери, с хромосомным набором ХХ. Если сперматозоид отца несет Y-хромосому, то пол будущего ребенка будет определяться хромосомным набором XY, как у отца .

Целью данной курсовой работы является изучение психосексуального развития ребенка в период полового созревания. Передо мной стоят следующие задачи:

· рассмотреть психические изменения подростков;

· определить нормы и возможные отклонения в изменениях психики и способы их предупреждения;

· рассмотреть сексуальное поведение подростков и аномалии в психосексуальном развитии.

Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Изменения психики, которые считаются нормой

Не будет преувеличением сказать, что сразу после своего рождения здоровый ребенок в абсолютном большинстве случаев (имеется в виду, что оба родителя придерживаются традиционной полоролевой ориентации и сами воспитывают ребенка, а не прибегают к существенной помощи родственников и гувернеров) попадает в условия, в которых продолжается его соответствующая половая дифференцировка. Полушария головного мозга у лиц разного пола развиваются по-разному. Такой аспект, как телесная идентичность (то есть телесная принадлежность к определенному полу), к 5 - 6 годам становится необратимым, а раньше этого возраста у ребенка еще могут быть представления, что половые органы могут измениться.

Решающая роль социализации ребенка принадлежит семье. Имеется в виду весь тот комплекс информации, который он получает, наблюдая за семейными функциями матери и отца, а так же за их взаимоотношениями. Естественно, что в неполной семье (отсутствует отец или мать, отсутствуют оба родителя, а ребенком занимаются иные родственники или вообще ребенок находится в казенном учреждении) нормальное психосоциальное развитие ребенка маловероятно.

Вернемся к полноценной семье. Важно учитывать, что оптимальной является ситуация, когда родители согласно и целенаправленно развивают у своего ребенка принадлежность к тому или иному полу.

Независимо от самых разнообразных обстоятельств в 90 % случаев дети, не прикованные к одному и тому же месту из-за тяжелой болезни, узнают о различии полов и сексуальных отношениях между людьми от сверстников, а не от взрослых. Эта информация, конечно, неточная, весьма откровенная, но в обычных условиях все происходит именно таким образом. Ребенок почти обязательно знакомится с нелитературными выражениями, и, кстати, здесь от родителей в значительной степени зависит, какие выражения в дальнейшем он будет использовать в своей обычной, спокойной и эмоциональной речи.

С началом переходного периода милый, жизнерадостный ребенок превращается в очень ранимого, ершистого, нередко несчастного подростка. Он придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечания родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы все заметили, как он изменился, с другой - он беспокоится, что эти изменения делают его неуклюжим и некрасивым, и поэтому раздражается, когда родные уделяют ему слишком много, по его мнению, внимания. Невинная шутка по поводу его внешности может вызвать неоднозначную бурную реакцию: слезы или грубость, а иногда и то и другое. Ребенок часто чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в собственной семье. Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ему отвратительным и несправедливым, хотя порой он по-прежнему бывает веселым и довольным жизнью .

С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. Девочки, к примеру, могут стесняться быстро увеличивающихся в размерах молочных желез (особенно если раннее развитие). Но когда большинство сверстниц в этом плане оформились, отрицательные переживания могут быть связаны уже с отставанием в развитии этого признака («ничего не растет»).

Подростки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость. Нельзя к этим тревогам относиться иронически: обделенные физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми. Они лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников. И в конце концов могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. Помочь таким подросткам понять сущность внутренней красоты, воспитать стремление к аккуратности в одежде, возбудить стремление быть привлекательными не только внешне, но и внутренне (путем умения общаться с людьми), научить доброжелательности, чуткости - задача родителей и прежде всего матери.

Хрестоматийные юношеские угри, действительно, могут отравлять существование молодого человека, особенно если, отложив все дела, только их и рассматривать. В данном вопросе помощь родителей может быть относительно проста и конкретна. Потребуется 1 - 2 визита к косметологу или дерматологу, совсем немного денег, и кожа подростка достаточно быстро улучшится. В противном случае это может тянуться до 20 и более лет .

Весьма интересным является восприятие подростком происходящих с ним перемен (у девочек - менструации, у мальчиков - эякуляции). Здесь, как никогда, имеет значение поддержка со стороны родителей. Такая психологическая подготовка не является результатом одной краткой беседы. Неоценимую роль и помощь может оказать иллюстративный материал в детской сексуальной энциклопедии. Иными словами, взрослый человек знает бесконечно больше, чем его ребенок, о возникающей у последнего новой физиологической функции. Задача заключается в том, чтобы (теоретически) самый близкий для ребенка человек поделился с ним этой информацией в доступной и приемлемой для него форме и обязательно с учетом тех психологических особенностей, которые в данный момент существуют в характере и личности подростка .

У мальчиков становление половой функции обычно происходят позже, они отстают от девочек на 1 - 2 года, именно поэтому для детей 9 - 11 лет характерно разделение по половому принципу на противоположные лагери, представители которых, фактически находясь постоянно вместе, практически не общаются друг с другом.

Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания .

Характерологическая особенность 10 - 15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обуславливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях .

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности.

Собственное «я» в этом возрасте вырастает до огромных размеров и заслоняет подростку весь остальной мир. Постоянно занимаясь самоанализом, ребенок пытается осознать, какой он, и делает вывод, что он уникален и неповторим, отличается от всех, кто его окружает, а следовательно таких, как он, больше нет. Вот и получается, что он очень, очень одинок. Из-за одиночества у подростка даже могут возникнуть мысли о суициде .

В переходном возрасте в силу различных изменений в организме у подростка возникает сенсорная жажда (жажда новых ощущений) на физиологическом уровне: желание что-либо увидеть, услышать, пощупать, попробовать на вкус, осязать что-нибудь новое. Если подростки к этому готовы психологически, то происходит формирование новых интересов, а если не готовы, то формируются патологические влечения: подростковый алкоголизм, увлечение наркотиками, сексуальная распущенность, повышенная агрессивность, лживость, жестокость, садизм и т.п. Необходимо с детства развивать у ребенка разнообразные интересы, поощрять его различные увлечения: спорт, танцы, музыка и т.д., чаще хвалить ребенка за его успехи, чтобы у ребенка возникло желание и дальше радовать любимых родителей своими успехами. Тогда велика вероятность, что и в этом непростом возрасте ребенок найдет себе новые достойные увлечения и интересы .

Подростковый возраст - это возраст, когда возникает шизофрения. Если такие реакции, как уход из дома или поджог обоснованы (то есть ребенок может объяснить кому-нибудь, не обязательно родителям, почему он это сделал), эти реакции и есть проявление сенсорной жажды, патологией их считать нельзя, хотя необходимо направить сенсорную жажду в безопасное для ребенка и окружающих русло. Но если ребенок не может обосновать свои действия, это может быть первыми признаками шизофрении .

При шизофрении у девочек может наблюдаться также половая распущенность, особенно если обстановка в семье неблагоприятна. У девочек с развивающейся шизофренией и склонных к истерии в подростковом возрасте часто начинается мания преследования и изнасилования. Они могут оговаривать (обвинять в изнасиловании) учителей-мужчин. При первых признаках шизофрении необходимо обратиться за помощью к специалисту, стараясь не травмировать психику ребенка. Итак, мы постепенно перешли отклонениям в психическом развитии подростка .