Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 1926 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Презентация «Отчет по дополнительной программе «Друзья природы» Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы «Друзья природы» состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации дошкольников не только к познанию окружающего мира , но и к активной деятельности по...

Программа кружка «Умелые ручки» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно влияет на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Рецензия на программу дополнительного образования «Умелые ручки»

Публикация «Рецензия на программу дополнительного образования «Умелые...» Рецензия на программу дополнительного образования «Умелые ручки», составленную воспитателем МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» Катищиной Ириной Алексеевной. Программа дополнительного образования «Умелые ручки» относится к художественно-эстетическому направлению,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Принято на заседании педсовета МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь Липецкой области Протокол № Утверждено заведующий МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь Липецкой обл....

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоград» (4 ступень) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Легоград» (4 ступень) (далее - Программа) Руководитель программы Воспитатель 1 квалификационной категории Лисакова Наталья Викторовна Организация-исполнитель МАДОУ « Детский сад №112» г.о. Саранск...

Рабочая программа вокального кружка «Малинки» для детей 4–7 лет «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МДОАУ ДС №31 _ О.В. Морозова «_ »_ 2018 г. . Рабочая программа вокального кружка «Малинки» Для детей 4 – 7 лет. Автор: Музыкальный руководитель Прохоренко А.А. 2018 г. Содержание: 1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3 2. Структура...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия»

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» для детей дошкольного возраста 3-4 лет Срок реализации 1 год Воспитатель: Назарова Е.Ю. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,...

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое...

Эльмира Исмагилова
План работы кружка в старшей группе «Веселый этикет»

Пояснительная записка.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими . Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он являетсяособо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета , и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета , стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Данный кружок «Веселый этикет » представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .

Цель кружка :

Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

Формировать навыки этического поведения;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).

Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет » .

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как :

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия , направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

Сентябрь «Мои друзья»

Консультация для родителей

«Этикет » . Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний.

1 час. Почему говорят «Здравствуй» .

Чтение отрывка из произведения

С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте» , «добрый день» , «доброе утро» и т. п.); первыми приветствовать старших ;

уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час. Фея учит вежливости.

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими :

доброжелательности, честности, правдивости. Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час. «Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Октябрь. Чтение художественной литературы : «Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» . Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей. 1 час. Д/и :

«Кто знает больше вежливых слов» .

Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

1 час. Беседа «Культура поведения в общественных местах» .

Чтение художественной литературы «Торопыжка» . Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

1 час. Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра

«На дорогах города» . Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Ноябрь. Беседа «Принимаем гостей» .

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки» . Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими . Умение вести себя в гостях и принимать гостей.

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – среда . План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Рябинка» - 10 детей. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю.Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Рябинка» призвана решать следующие задачи :

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.

Методы , используемые для реализации работы кружка:

    Наглядные методы:

Экскурсии, целевые прогулки;

Наблюдения;

Показа сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических игр;

    Словесные методы:

Чтение литературных произведений;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    Игровые методы:

Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Загадывание загадок;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

    Практические методы

Организация продуктивной деятельности детей;

Оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

Постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления .

    Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

    Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

    Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

    Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

    Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

    Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Перспективный план работы кружка «Рябинка»

…. учебный год

«Цветы на осеннем участке»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение.

«Осенний урожай»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

«Растения и животные»

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе

Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница»

«Что растения под землёй прячут?»

Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды; учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»; рассматривание гербария; посадка лука.

«Зачем растениям стебель (ствол)?»

Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола; продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; чтение сказки «Чей стебель лучше?»; опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность.

«Тайна зелёного листа»

Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений.

Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»; рассказ

«Письмо для Дедушки Дерева»

Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения

Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки»

«Для чего растениям цветы?»

Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок.

Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»

«Семена – дети растений»

Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян.

Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка»

«Грибное царство»

Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов.

Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом.

«Гости из далёких стран»

Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями.

Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях

«Зелёный доктор»

Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать умение детей отличать их от простых растений

Загадки, беседа, чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария

«Детки на ветке» (зимние ветки)

Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них.

Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки»

«Лягушки»

Расширять представление детей об образе жизни лягушек; познакомить со стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе; воспитывать доброжелательное отношение к земноводным

Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?», рассказ воспитателя о лягушках, физминутка «Мы весёлые лягушки», д/игра «Что сначала? Что потом?», д/игра «Продолжи фразу»

«Пернатые друзья»

Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года.

Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?»

«Птичья столовая»

Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка»

Расширять представления детей о жизни дятлов: разнообразии видов, особенностях добывания пищи, обустройстве жилища; развивать познавательный интерес, способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадка о дятле, рассматривание иллюстрации «Дятел», чтение рассказа Т.Д. Нуждиной «Дятел», беседа «За что мне нравится дятел?»,

«Журавль и цапля»

Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни

«Воробей и синица»

Расширять представления детей о жизни птиц – соседей человека – воробьёв и синиц: месте обитания, характере пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица»

«Сова и попугай»

Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания, строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное и заботливое отношение к пернатому питомцу.

Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение стихотворения Л.Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая

«Кукушка»

Познакомить детей с кукушкой: особенностями жизни, характере пищи, отсутствием заботы о потомстве; доказать её принадлежность к перелётным птицам, обосновать роль птицы в природе; воспитывать нравственные качества

Д/игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, беседа «Что вы знаете о кукушке?», чтение рассказа «Кукушка» Т.Д.Нуждиной

«Мастера без топора»

Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа

«Нелетающие птицы»

Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?»

«Крылья, ноги и хвосты»

Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста, познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах.

Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?», рассматривание перьев, рассказ воспитателя, д\игра «Крылья, ноги и хвост»

«Маленькие волшебники»

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады, воспитывать желание ухаживать за растениями.

Беседа, рассматривание семян, посев семян.

«Воздушный океан»

Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление.

Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа.

«Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях.

Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков

«Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность

«Путешествие по глобусу»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Беседа, рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, знакомство детей с картой

«Сбережём удивительный мир растений и животных»

Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар»

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей

Список литературы:

    Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

    Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

    Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.

    Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

    Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования детей дошкольного возраста: - Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.

    http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html

Управление общего образования Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Ласточка» города Ртищево Саратовской области

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий муниципального

дошкольного образовательного

учреждения "Детский сад №9"Ласточка"

__________/Маслова М.Д./

Кружок для старшей группы

«В здоровом теле - здоровый дух »

Руководитель :Калашникова А.С.

Учебный год: 2016-2017уч.г.

Список детей МДОУ «Детский сад № 9 «Ласточка»

г. Ртищево Саратовской области

посещающих к ружок "В здоровом теле - здоровый дух"

2016-2017 учебный год

п/п

Фамилия имя ребёнка

Дни работы кружка: 2и 4 неделя(четверг) с 16.20 до 16.4

Табель учета посещаемости кружка « В здоровом теле - здоровый дух»

2016-2017 уч. год

Фамилия имя ребенка

Дни посещения

Всего посетило:

Пояснительная записка

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество здоровых детей снизилось с 23 до 15%. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Эти результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка, что соответствует социальному запросу общества. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни. Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

В связи с этим в нашем детском саду уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Программа кружка «В здоровом теле – здоровый дух» разработана в соответствии с Законом «Об образовании Р.Ф.». Реализация программы происходит в процессе расширенного, более углубленного знакомства детей с человеком, его здоровьем, умениями и навыками здорового образа жизни. Программа кружка рассчитана для детей 5-6 лет.

Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.

Задачи:

Помочь детям осознать, что главная ценность здоровье

Побуждать детей к самостоятельному овладению элементарными знаниями о строении человеческого тела, о значении органов.

Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.

Через игровую мотивацию, способствовать проявлению интереса к познанию своего организма

Создавать условия для ежедневных физических упражнений.

Побуждать детей к овладению гигиеническими умениями и навыками, а также навыками оказания первой медицинской помощи.

Основными средствами реализации кружковой работы являются: игра, наблюдение, создание и просмотр презентаций. Проектная деятельность, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность.

Кружковая работа с детьми проходит 2 раза в месяц, продолжительность до 25 минут.

Принципы кружковой работы:

1. Интеграция в разные виды деятельности

2. Доступность

Учет возрастных особенностей

3. Систематичность и последовательность

Постепенная подача материала от простого,к сложному;

Повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Наглядность.

Учет особенностей мышления

5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей

В результате реализации программы кружка «В здоровом теле – здоровый дух» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.

Перспективный план кружковой деятельности на 2016г.-2017г.

    Человек- живое существо. - СЕНТЯБРЬ

Время проведения

1.Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д.

2.В здоровом теле -здоровый дух. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

2.Помоги себе сам. - ОКТЯБРЬ

1. «.Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами.

2. Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу

    Мой организм - НОЯБРЬ

1.На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам

2. Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью.

4.В гостях у Мойдодыра - ДЕКАБРЬ

1.Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью)

2.Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (понять роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям)

5. Правила здорового питания - ЯНВАРЬ

1. «Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции.

2. Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды за столом

6. Человек и природа ФЕВРАЛЬ

1. «Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми.

2. Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы.

7. Ребенок и дорога - МАРТ

1. «Культура пешехода» (знания о правилах дорожного движения»

2. «Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения)

8. Здоровье – главная ценность - АПРЕЛЬ

1. «Осторожно – грипп!» Познакомить с различными способами защиты от вирусов.

2. «Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания.

9.Уроки безопасности - МАЙ

1.Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде.

2. «Оказание первой помощи».

Интеграция образовательных областей.

Программа кружка «В здоровом теле – здоровый дух» носит комплексный характер, что отражено в интеграции образовательной области «Здоровье» с такими областями как: « Физическая культура » ,« Безопасность », « Коммуникация » ,« Социализация »,«Чтение художественной литературы », « Познание », « Художественное творчество ».

Оборудование к сюжетно-ролевым играм: «Спортивный комплекс », « Магазин полезных продуктов», « Больница » натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): ростомеры, сантиметровые линейки для измерения головы, грудной клетки, градусники для тела, воды, лупы, пипетки, вата, зеркала овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др.;

Наглядные пособия : подборка энциклопедической литературы, схематические рисунки, схемы, таблицы, плакаты.

Измерительные приборы : фонендоскоп, весы, часы и их модели

Рабочая программа кружковой деятельности

на 2016-2017г.

Цель занятия

Форма проведения

Сентябрь

Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д.

Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; познакомить с правилами здоровья, правильного умывания, объяснить зачем это нужно.

Беседа, загадки, рисование.

Сентябрь

В здоровом теле -здоровый дух. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

Воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты

Игровые упражнения беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций

«Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами

Познакомить детей со строением глаза, воспитывать бережное отношение к зрению и своему здоровью

Беседа, дидактические игры, гимнастика для глаз

Открытие Гарвея Формировать бережное отношение к своему сердцу

Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание).. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Физические упражнения, беседа.

На приеме у стоматолога.

Воспитывать бережное отношение к зубам Сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, познакомить с понятием здорового образа жизни; развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы, воспитывать волю и характер.

Ролевая игра, логическая задача

Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью.

Познакомить детей с понятием хороший сон, его польза для здоровья человека; учить делать анализ стихотворения, делая вывод в соответствии с темой стихотворения; самостоятельно определять, почему сон является лучшим лекарством для человека..

Беседа, дидактическая игра.

Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью)

Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук.

Экспериментирование, беседа, дидактическая игра

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. (понять роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям)

Знакомство с презентацией, беседа, художественная литература

«Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции.

Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Беседа, экспериментальная деятельность, игра

Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды за столом

Закрепить правила этикета во время еды за столом Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков

Практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра, беседа.

«Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми.

Сформировать представление о поведении на природе, убедить в необходимости соблюдать все правила поведения для сохранения и укрепления здоровья.

Беседа, обыгрывание ситуаций, рисование.

Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы.

Беседа, чтение художественного произведении, рисование плакатов.

«Культура пешехода» .(знания о правилах дорожного движения»

Сформировать представление о правилах дорожного движения и как не соблюдение правил может повлиять на состояние здоровья.

Беседа, дидактическая игра, рисование

«Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения)

Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;

Рассматривание иллюстраций, беседа, обыгрывание и обсуждение ситуаций

«Осторожно – грипп!» Познакомить с различными способами защиты от вирусов.

Формировать представление о составляющих здорового образа жизни и факторах разрушающих здоровье; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Рассказать о нескольких способах предотвращения заболевания гриппом.

Ролевая игра, беседа, чтение худ. литературы

«Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания.

Повышение интереса и ценностного отношения к занятиям физкультуры; охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в детском саду.

Рассматривание плаката, практическая деятельность, физические упражнения

Службы «01», «02», «03» всегда на страже.

Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде.

«Оказание первой помощи».

Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе. Формировать у детей положительную мотивацию помочь человеку в беде.

Обыгрывание ситуаций, чтение худ. литературы, беседа.

Литература

    Авдеева Н.Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», М., 1999

    «Румяные щеки» Москва, Физкультура и спорт, 1995 г

    Г.Юдин «Главное чудо света» Москва, 1991г

    М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.

    Сигимова М.Н. «Кто я? Какой я? Методическое пособие для воспитателей», Новосибирск, 1995

    Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. –АРКТИ, 2004.

    Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.