Татьяна Хмарина

Ведущий :

В современном мире есть мнение, что если у женщины много детей , то у нее нет времени для себя, для своих увлечений. Многие считают , что многодетные мамы проводят время только на кухне и убираясь по дому. И что нереально встретить красивую и ухоженную многодетную маму .

Неужели понятие красоты и ухоженности несовместимо со статусом многодетной мамы ? И когда начинаешь знакомиться с их жизнью, понимаешь обратное : что их жизнь радостная и полноценная, у них красивые и чистые дома, детки веселые и общительные, а у такой мамы, оказывается, есть много разных увлечений . Красивая и ухоженная многодетная мама – это реально ?

Семь мам больших семейств поделятся с нами своими секретами, позволяющими им успешно вести хозяйство , с радостью общаться с мужем и детьми и оставаться самими собой.

Представьтесь, пожалуйста, и расскажите о себе.

(мамы рассказывают о правилах в своей семье ) .

Песня «Весенние цветочки» исполняют Лиана, Даша, Вика, Маша.

Ведущий : Мамочки с первенцами часто жалуются : времени нет, я ничего не успеваю , иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться тем, о чем так давно мечтала.

А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро - как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты , довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?

Чтобы многодетная мама чувствовала себя счастливой женщиной, а не рабыней своей семьи , они следуют некоторым правилам. Расскажите, какие правила существуют в вашей семье .


Ведущий. Да, конечно, самый главный помощник - распорядок дня. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи .


Ведущий. Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества. Поделитесь своими открытиями.

Ведущий :

У каждого человека есть своя семья , самые близкие тебе люди : родители, сестры, братья, дедушки и бабушки.

Я предлагаю Вам, ребята, прослушать и отгадать загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … ответы детей : семья !

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша … ответы детей : мама !

Он научит гвоздик вбить,

Даст машину поводить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый … ответы детей : папа!

Кто любить не устает,

Для всей семьи пирог печет

И вкусные оладушки?

Это наша … ответы детей : бабушка!

Он - мужчина, и он сед,

Папе - папа, мне он … ответы детей : дед!

Молодцы! С загадками все справились!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Получился круг у нас,

Начинаем игропляс!

Проводится игра «Играй и танцуй» .


(Под веселую музыку мамы с детьми танцуют)

Ведущий. Большая ошибка многих мам - пытаться быть во всем «отличницей» . Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни» ? «Готовит, убирает, за детьми смотрит - и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне, уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт. А кто ваши помощники?

(Мамы рассказывают о своих помощниках) .

Ведущий. Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.

Какие обязанности имеют ваши дети?

Песня «Мама – солнышко мое » исполняют мальчики из многодетных семей .


Ведущий. А знаете ли вы своих детей? (Дети отрывают лепесток от цветка с заданием для мамы) .


1. Как зовут лучшего друга (подругу) вашего сына (дочери) ?

2. Любимое блюдо вашего ребёнка?

3. В какие игры больше всего любит играть ваш сын (дочь) ?

4. Любимый мультфильм вашего ребёнка?

5. Любимая сказка вашего ребёнка?

6. Чем любит заниматься ваш ребёнок в выходной день?

7. Кто читает вашему ребёнку сказки?

Ведущий :

Как вы думаете, ребята, кто опора семьи , на ком держится дом?. ответы детей

Конечно же, это мама ! Счастлив тот, кто с детства знает мамину любовь, ласку, заботу. И как счастлива мама , когда ей отвечают тем же.

Стихотворение о маме прочитает Зина.


Ведущий. Ребята, когда вы подрастёте, у каждого из Вас будет своя дружная, крепкая, любящая и любимая семья . Ведь такая семья – главное богатство в жизни каждого человека. Несомненно, у каждого человека должен быть дом, не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут, где человеку тепло и уютно.

Я предлагаю вам построить дом своей мечты. Сейчас мамы и дети будут строительной бригадой.

(Из кубиков строят дом) .


Ведущий : Дети у нас есть, дом построили. Осталось посадить дерево. У каждого из вас есть сердечки. Напишите на сердечке черту характера или качество, которым бы вы хотели наделить своего ребенка. Сердечки повесим на дерево. Оно волшебное. Будем надеяться, что оно исполнит ваши пожелания. (Мамы пишут на сердечках пожелания своим детям) .


Музыкальный номер от многодетной семьи .


Ведущий. На память о нашей встрече мы создадим картины «Разноцветные ладошки» .(Идея с maam) . Мама обладает многими качествами . Все эти качества напоминают радугу : красный - жизнь, оранжевый - здоровье, жёлтый - солнечный свет, зелёный - природа, голубой - магия, синий - спокойствие/гармония, фиолетовый - сила духа/духовное начало.

А детская ладошка – желтого цвета. Ведь ребенок для мамы всегда будет ее солнышком. (Мамы и дети создают картины) .






Ведущий : Один ребенок - это огромное счастье, а трое и больше - неисчерпаемый источник любви и энергии. Я хочу пожелать вам : пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем. В минуты, когда Вам особенно тяжело, вспоминайте, что Вы - обладательница огромного счастья , которое всегда рядом. Оглянитесь вокруг : даже одна искренняя детская улыбка заставляет нас сворачивать горы. Сил Вам, здоровья и поддержки всех членов семьи !

Слова благодарности от многодетных мам .


План работы МБДОУ ЦРР детский сад № 12 в рамках проекта

«Семья и семейные ценности» на период 2012-2017 гг.

1. Организационная работа
1.1. Создание творческой группы по разработке и проведению основных мероприятий в рамках проекта. Август, 2012г. зам. зав. по УМР

1.2. Проведение социологического опроса родителей с целью выявления социального статуса семей воспитанников. Сентябрь. 2012-2017 (ежегодно) педагоги всех групп.

1.3. Составление отчета о выполнении плана работы в рамках проекта. Май, 2012-2017 (ежегодно)

1.4. Создание на сайте ДОУ http ://dou 12orlenok .ru странички «Семья и семейные ценности» (консультации, отчеты о проведенных мероприятиях, фото и т. п.) в течение всего времени реализации проекта.

1.5. Создание условий: подбор демонстрационного материала, подбор детской и методической литературы, изготовление пособий по теме проекта и т. п. в течение всего времени реализации проекта.

1.6. Систематизация материала разработанного в рамках проекта. Декабрь, 2017г.


2. Методическая работа
2.1. Педагогический час.

- «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»;

- «Секреты общения с ребёнком в семье»


2.2. Консультации:

- «Воспитание ребенка в семье»;

- «Акция – одна из активных форм работы с родителями»;

- «Гендерное воспитание ребенка в семье»;

- «Социальная защищенность многодетной семьи»;

- «Современная семья - какая она?» (дискуссия)


2.3. Самообразование педагогов по теме: «Ознакомление с документами, регулирующие права ребенка», «Конвенция о правах ребёнка», ноябрь, 2013г.


2.4. Семинары:

- «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;

- «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»;

- «Секрет семейного счастья» - круглый стол;


2.5. Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта работы по теме: «Системный подход в работе с детьми по разделу «Семья и семейные ценности»

2.6. Педагогический тренинг:

- « В теплом кругу семьи»;

- «Коррекция внутрисемейных отношений»


3. Воспитательно-образовательная работа

3.1. Тематические занятия:

- «Моя семья»; - ИЗО

- «Наши семейные традиции» - Детский сад и семья - навстречу друг другу

Досуг для детей «Путешествие в генеалогический сад»;

- «Мой дом, моя семья» - и т. д.


3.2. Беседы:

- «Самый счастливый день в кругу семьи»;

- «Роль отца в воспитании детей »;

- «Вечер в семье»;

Интервьюирование детей подгруппы «Традиции вашей семьи»;

- «Это вся моя семья»; - и т. д.


3.3. Игры:

С/р «Моя семья»;

Д/и «День рождения»;

С/р «Семейный праздник»;

Игровое упражнение «В кого я?»;

С/р «Семейный паровозик»;

Викторина «Семь – Я»; - и т. д.


3.4. Тренинг:

- «Вместе – дружная семья» 2013 г. педагог-психолог


3.5. Совместные мероприятия с родителями:

Семейный праздник «Семья талантами богата» - вечер встреч творческих семей.

- «Союз детей и взрослых» - семейный досуг;

-«Это сделано руками наших пап» - выставка;

Семейная спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья»;

Семейный турнир « Что может быть семьи дороже»;

Спортивное мероприятие «Вместе веселее»;

И т.д.

3.6. Выставки рисунков:

- «Семья глазами ребенка»;

- «Дом, в котором мы живем»;

- «У каждого есть мамочка своя»;

4. Работа с родителями
4.1 Просветительская работа: распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы и т. д. по темам:

- «Будущие родители»;

- «Семейные традиции»;

- «Родительские заповеди»;

- «Секреты воспитания вежливого человека»;

- «Вечер в семье»


4.2. Фото-галерея:

- «Моя семья – будни и праздники»;

- «Семейный архив»;

- «Традиции нашей семьи»;

«Родные, близкие, любимые».


4.3. Конкурс проектов

- «Самый счастливый день нашей семьи»;

- «Герб семьи»;

- «Семейная газета»;

- «Папа, мама я - дружная семья»


4.4. Родительские собрания:

- «Взрослый мир в детских мультфильмах»;

- «В каждом доме свои традиции»

- «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

-«Очень многое мы можем, очень много мы умеем»

- «Любимые книжки вашей семьи» - устный журнал для родителей.


4.5. Анкетирование:

- «Права ребенка в семье»;

- «Выявление педагогической культуры родителей воспитанников»;

- «Хорошие ли вы родители?»;

- «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета

4.6. Показ и обсуждение презентаций:

«Телевидение и дети»;

4.7. Выставки:

1. Выставка книг «Читаем всей семьей»;
2. Выставка «Игрушка своими руками»;
3. Вернисаж «Моя семья» (образ семьи глазами ребёнка)


4.8. День семейного общения (день открытых дверей).

Шилова Ирина
План работы с многодетными семьями

№/п Мероприятия Дата Ответственный

КОНСУЛЬТАЦИИ :

-«Наказывая - подумай как?» ;

- «Нравственное воспитание детей в семье » ;

- «О правах ребенка» ;

-«Советы многодетной семье »

в течение года

Воспитатели

2. Распространение буклетов, индивидуальные беседы. в течение года

Воспитатели

3. ФОТОГРАФИИ :

-«Разные близкие, любимые» ноябрь Воспитатели

4. ВЫСТАВКА :

Тематическая выставка книг «Семья вместе , так и душа на месте»

Воспитатели

Выставка картин «Образ семьи глазами художника » апрель Воспитатели

5. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ :

День семейного общения май Воспитатели

8. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :

Изготовление подарков для мам, открыток для членов семьи , ко Дню пожилого человека, ко Дню Российской армии, ко дню «Любви, семьи и верности »

Рассматривание иллюстраций «О маме» .

ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ :

Назови ласково родных и близких;

Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку) ;

Чей ты помощник дома?

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ :

Для меня или для всех;

Учимся уступать друг другу.

в течение года

в течение года

в течение года

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

План работы с многодетными семьями

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Педагогический опыт работы с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

План мероприятий с неблагополучными семьями № п/п Название мероприятия Содержание Сроки проведения Ответственный исполнитель 1 Составление и разработка документации Разработка Положения.

План по взаимодействию с семьями воспитанников в младшей группе План по взаимодействию с семьями воспитанников в младшей группе на 2017-2018 уч. год месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя.

План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации Согласовано: Утверждаю: ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного.

План работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников Цель: выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка,.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь(2-я.

С родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями . В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

Первая стадия «Поиск контактов», на которой происходит встреча с родителями. Но этой стадии рекомендуется педагогу проявить высокий такт, искреннее уважением к родителям, деликатность и сдержанность, а главное - постараться не оттолкнуть их от себя и от проблемы.

Вторая стадия «Поиск общей темы». На этой стадии педагог выясняет условия семейного воспитания, в чём выражается забота родителей о ребёнке и т. д. Его задача на этом этапе - подготовить почву для взаимопонимания , выявить отношения родителей между собой и к ребёнку. На этом этапе зарождаются положительные эмоции от общего интереса и доброжелательного общения.

Третья стадия «Установление общих требований к воспитанию ребёнка». Педагог должен грамотно рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка.

Четвёртая стадия « Упрочение сотрудничества в достижении общей цели». На этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки в воспитании и его недостатки. Очень важно на этой стадии уточнить воспитательные возможности друг друга, выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребёнка.

Пятая стадия «Реализация индивидуального подхода». На этой стадии, опираясь на ранее предложенное родителями, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка. Педагог должен акцентировать внимание родителей на положительных моментах в воспитании ребёнка и в тактичной форме сообщить о недостатках воспитательного процесса.

Шестая стадия «Совершенствование педагогического сотрудничества» . На стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка.

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых;
  • в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца,
  • раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

П ризнаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  1. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  1. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  1. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  1. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап : изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап : первичное обследование жилищных условий неблагополучной

(проблемной) семьи.

Третий этап : знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,

оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап : изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап : составление карты семьи.

Восьмой этап : координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап : текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
    родителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • профориентационная работа;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи:

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияцентр развития творчества детей и юношества

станицы Петровской муниципального образования Славянский район

Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор МБОУДОД ЦРТДиЮ Протокол № ______ от ________ _____________ Е.А.Малежик

Приказ №___

От «__»_____2015г.

Индивидуальная программа

по работе с многодетными семьями

«Семья»

Направленность: социальная

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей: от 5 до 10 лет

Срок реализации 1год

Кузнецов Алексей Иванович

педагог дополнительного образования

ст. Петровская

Пояснительная записка

Пояснительная записка

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется
несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Родители и педагоги – это значимые люди в жизни ребёнка, которые стоят у истоков его будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения – этой задачи в детском объединении «Голос детства» была создана программа «Семья» для работы с многодетными семьями.

В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную программу, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества детского объединения и семьи:

Изучение семей;

Информирование родителей;

Просвещение родителей;

Консультирование родителей;

Совместная деятельность педагога и родителей.

Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители.

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).

Основные принципы и подходы к реализации

Личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги – субъекты воспитательной системы;
- принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка;
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

Механизм реализации программы

Осуществляется через следующие мероприятия:

Мониторинговые исследования и определение перспектив;

Установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

Психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

Внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

Повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданско-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, экскурсионную работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагог, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семья».

Этапы реализации программы:

Диагностика семей (сентябрь) .На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта детского объединения.

Второй этап реализуются ежегодно в соответствии с планом работы детского объединения.

1. Младший подросток и его особенности.

2. Воспитание гражданина в семье.

4. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

5. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.

6. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.

7. Ваш ребёнок и его друзья.

8. Нравственные идеалы в семье.

9. Права и обязанности родителей.

1.Экскурсии.

2.Выступления воспитанников.

3.Конкурсы.

Формы работы

1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.

2. Родительское собрание, беседы.

3. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительские собрания.

4. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

1. Повышение информированности родителей о качестве дополнительного образования. Развитие совместности.

2. Повышение информированности родителей о жизнедеятельности детского объединения.

3. Решение актуальных проблем жизнедеятельности детского объединения.

4. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагога.

5. Получение объективной информации, установление обратной связи с родителями.

6.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

7.Улучшение микроклимата в семье.

8. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

9. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

10. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Воспитаннику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть, выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.
2. Наш коллектив дружный.
3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
5. Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш коллектив очень недружный. Трудно заниматься в таком коллективе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние
взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем коллективе принято помогать без напоминания.
2. В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом
просит сам воспиттаник.
4. В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует педагог.
5. В нашем коллективе не принято помогать друг другу.
6. В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством воспитанников, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного воспитанника показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому воспитаннику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие.
-Согласие.
-Удовлетворенность. Увлеченность.
-Результативность.
-Теплота взаимоотношений. Сотрудничество.
-Взаимная поддержка. Занимательность.
-Успешность.
-Враждебность.
- Несогласие.
-Неудовлетворенность.
-Равнодушие.
-Нерезультативность.
-Холодность взаимоотношений.
-Отсутствие сотрудничества.
-Недоброжелательность-
-Скука.
-Неуспешность.
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.