МБДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития

Воспитатель: Л.М. Барсукова

г. Губкинский 2014

Программное содержание:

  • Развивать понимание смыслоразличительной функции звука.
  • Называние слов с заданным звуком (С; С*) .
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать способность к пантомиме.
  • Воспитывать доброжелательность.

Материал:

Шарик с изображением клоуна, предметные картинки, игрушки зверушки.

Ход занятия:

Как, по-вашему, ребята, можно ли на дороге найти загадку? (ответы детей)

-Вот послушайте, что я вам расскажу. Иду я сегодня в детский сад и вдруг вижу... загадка:

Кто носит шляпу на ноге?

-Полюбовалась я этой загадкой и собралась было дальше идти, как вдруг летит навстречу вторая загадка:

А кто носит свой дом на спине?

-Вот так дорога, думаю, загадка на загадке! А ну, под ноги гляну- не на загадке ли стою!? И правда, на загадке:

Вдвоем одно несут, вперегонки бегут. (ноги)

Что это за дорога такая и куда она ведет? Я думаю, что ведет эта дорога в Играй- городок. Ну, что, отправимся вместе в Играй- городок?! Я загадки нашла, а вы отгадали. А вот наши знакомые Тигренок и Кролик, (дети здороваются с игрушками)

Спрашиваю у зверят, во что это они играли? Тигренок на ухо сообщает, что игра называлась «Маленький клоун» .

Заранее приготовить шарик, на котором нарисован клоун в большом колпаке, не надутый шарик в кулаке.

Спрятался ловко в моем кулаке Маленький клоун в большом колпаке.

Ну-ка, сама на него погляжу,

Если хотите и вам покажу,

Только сначала вам нужно назвать Несколько слов со звуком «С» ,

Скажем, пять.

Дети называют пять слов. Воспитатель подносит шарик к уху, прислушивается, что скажет клоун.

Кажется, он говорит, что маловато слов и хочет чтобы дети назвали слова со звуком «С*» (называют)

Пора показать клоуна. Прошу закрыть глаза и дружно, хором сосчитать до пяти.

Ребята, вам понравилась игра?

Спасибо вам, Тигренок и Кролик, за новую интересную игру.

А теперь встаньте в круг. Возьмите шарики (мысленно) , но шарик у нас с дырочкой, слышите, когда я его сжимаю, воздух выходит с-с-с. А теперь вы жмите свои шарики, пусть из них выйдет воздух. И вместе с Тигренком и Кроликом возвращаемся на стульчики.

Ребята, а живого клоуна вы видели?

За что мы любим клоунов?

А как по-другому можно назвать клоуна? (комик, весельчак, шут, скоморох)

Ну, молодцы, ребята. Вам нравится в Играй- городке? Но с чем же мы пришли в гости к Тигренку и Кролику? Что-то мы не подумали, о том, что в гости ходят с подарками, гостинцами и сюрпризами. А знаете что? Давайте-ка подарим нашим друзьям новую игру. Она называется «Угощаю» . Вставайте-ка в круг. Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, положит его на ладошку и угостит своего соседа. К примеру: мармелад. Любите? Кладу его на ладошку и угощаю ребенка. Он поблагодарит, наверное? И съест. А своего соседа угостите чем-нибудь другим. Как только вы все съели, угостите зверят. Вот уже и зверята наелись сладостей.

Тигренок:

Спасибо, вам, ребята. А у нас в запасе есть еще одна игра, она называется «Слово на ладошке»

Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке,

Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в Слово!

У Тигренка есть корзинка в которую они с Кроликом «собирают» Слова. Давайте поищем слова... ну, скажем, в воде!

Дети кладут в корзинку по слову: рыба, водоросли, ракушки, камешки и т.п.

А в кармане они есть? А на полу? На потолке?

По-моему, мы хорошо поиграли в Играй- городок, но не пора ли нам возвращаться в детский сад? Конечно пора! Давайте попрощаемся с друзьями. До свидания!

До свидания, ребята. Приходите к нам еще и приготовьте новую игру.

; конкретизировать и расширять представления старших дошкольников о школе и школьных принадлежностях; обогащать и активизировать словарный запас по этой теме.

Поощрять желание детей идти в школу; стимулировать психологическую готовность к школьному обучению с целью получения знаний.

Р ; упражнять в зрительном соотнесении букв.

Воспитывать уважительное отношение к учителям и школьникам, бережное отношение к письменным принадлежностям.

Материал: портфель, школьные принадлежности и картинки с их изображением, сюжетные картинки «В школу», «В классе», плакат с алфавитом, картинки с печатными буквами к упражнению «Исправь ошибку».

Ход занятия

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Воспитатель: «…С картинки в твоем букваре!» Ребята, почему такие слова придумал поэт? Как может Родина начинаться с картинки в букваре? Почему так говорят? (Потому что букварь - это для многих детей самая первая книга, которая открывает им весь мир!) Каким образом книга может открыть перед нами весь мир?

Вот букварь - начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

(В. Приходько.)

«Книга - это маленькое чудо. Она рассказывает нам смешные и грустные истории, учит всему на свете и знает все про все».

(Б. Зубков.)

Человеку книга служит,

С человеком книга дружит.

Человеку книга - друг,

Объясняет все вокруг.

(В. Приходько.)

Знаете ли вы правила пользования книгами? Нельзя брать книги грязными руками - почему? Нельзя загибать уголки листа -- почему? Нельзя читать во время еды - почему? Нельзя рисовать в книгах, которые для этого не предназначены, - почему? Какие еще правила вы знаете?

Первой книжкой, первым учебником первоклассников всегда был букварь. Ребята, внимательно рассмотрите картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой «А» в букваре нарисованы арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать на странице с буквой «А»?

Проведем сейчас игру-соревнование «Кто больше знает слов на букву «…»?». Выигрывает ребенок, последним назвавший правильно слово.

Рассмотрим сюжетную картинку «В школу!». Я начну рассказ по картинке, а вы продолжите. «Школа - это здание, где учат детей. Школа - это учителя и школьники. Школа - это портфель, учебники, тетради, ручки, картинки на стене, черная доска и мел, парты и большие окна… Каждое утро в школе раздается звонок. В класс приходит учитель, чтобы учить, и школьники, чтобы учиться…» (По С. Соловейчику.)

Воспитатель рассказывает и выставляет предметные картинки школьных принадлежностей. Дети составляют рассказ по сюжетной картинке.

Используйте в своем рассказе названия школьных принадлежностей.

Послушайте стихотворение В. Берестова «Кто чему научится?»:

Чему первым делом учится кошка?

Хватать.

Чему первым делом учится птица?

Чему первым делом учится школьник?

Звучит песня М. Пляцковского «Чему учат в школе», дети подпевают, выполняя движения вместе с воспитателем.

А знаете ли вы, откуда взялся алфавит? Что это и зачем его придумали? «Очень-очень давно люди придумали буквы. Они составляли алфавит. Древние буквы были не похожи на те, которыми мы теперь пишем. Сначала люди придумали записывать свои мысли обычными рисунками-символами…» (По Г. Юрмину. «Алфавит».)

Мы с вами умеем уже составлять схемы рассказов с помощью рисунков-символов. Давайте попробуем прочитать мою запись!

Педагог выставляет три картинки: желтый листочек, дети, школа.

Что я обозначила первой картинкой - желтым листочком? (Осень.) Попробуйте придумать предложение по этим картинкам: «Осенью дети идут в школу».

У разных народов были разные буквы. Они рождались из картинок-символов. Буквам давались имена. Из названий первых букв русского алфавита - «аз» и «буки» - сложилось его русское название: «азбука».

В русской азбуке, или алфавите, 33 буквы. Кто из вас может назвать буквы, которые я покажу?

Воспитатель вывешивает большой плакат азбуки. Дети называют знакомые им буквы. Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Алфавит»:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- Проведем сейчас упражнение «Исправить ошибки».

Время у вас ограничено: 5 минут на 2 строчки. Вы должны сравнить написание по алфавит)’ и зачеркнуть ошибки.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых напечатаны буквы в правильном и зеркальном отображении.

Посмотрите на сюжетную картинку «В классе». Я начну рассказ, вы его продолжите.

«В классе большие окна, чтобы детям было светло и уютно. На стенах висят портреты известных ученых, писателей. В классе стоят парты, шкафы, висит на стене доска для письма мелом. В шкафу и на партах лежат книги, тетради, карандаши, ручки».

Школьные парты - это специальные столы с сиденьями, за которыми удобнее всего писать и читать. Над созданием парты работало много людей, чтобы сделать ее удобной и красивой, поэтому парты надо беречь.

Знаете ли вы, кто живет в портфеле? Отгадайте загадки!

Он не ест и не пьет.

Только весело поет.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Потому что я - … (тетрадь.)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга.)

Сели на страничку Веселые сестрички.

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

Давайте попробуем собрать портфель по памяти, запомнив слова из стихотворения С. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

И дневник, и тетрадь,

И перо, чтоб писать,

И резинка, чтобы пятна

Все стирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, товарищ наш.

Кто из вас сумел запомнить все семь вещей?

Дети называют по одному предмету из школьных принадлежностей, а воспитатель выставляет на доске предметную картинку каждого названного предмета. Так выстраивается предметный ряд.

Для чего нужен в школе этот предмет? Составим предложение с заданным словом. Например, слово дневник: «В дневник дети записывают домашнее задание» или «В дневник учитель ставит отметки».

Все предметы уложим в портфель. Наши дети могут идти в школу. Кто вас встретит в школе?

Учитель вас введет в просторный класс,

В ваш первый класс несмело вы зайдете.

За парты всех рассадит вас,

Поздравит с первым школьным годом.

Букварь открыт и новая тетрадь -

Учитель вам о Родине расскажет.

И цифры знать полезно будет тоже.

(По Г. Соколову.)

Расскажите, что делает учитель в школе? Чему научит вас учитель?

В заключение нашего занятия предлагаю вам представить себя школьником, учеником и нарисовать свой портрет «Я иду в школу». Из ваших рисунков мы составим выставку для выпускного праздника.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Название: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда наша»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №299
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Гусарова, д.24

Конспект занятия по развитию речи на тему «Одежда наша» в старшей группе детей

Цель: расширить словарный запас по теме: «Одежда» и закрепление знаний по теме.

— закрепление образования существительных в единственном и множественном числе, а так же образование существительных с прилагательными; закрепления представления о деталях, видах и различных материалах, из которых она сшита;

— воспитание навыка бережного отношения к одежде;

— развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.

Оборудование для проведения занятия:

предметные картинки и иллюстрации по теме: «Одежда», плоскостное изображение (вырезано из фанеры) куколки Маши, плоскостные изображения (из картона цветного) деталей гардероба, разные небольшие лоскуты ткани, части для сборки плоскостного изображения кофты куколки Маши.

Организационный момент.

  1. «Помоги нашей куколки Маше».

(Дети рядом стоят со стульями; на стул присядет тот, кто увидел у куколки Маши в шкафу одежду и правильно ее назовет.)

— Дети, а кто-нибудь знает рассказ про «Маша кукла наша». Жила была одна кукла, звали ее Маша. Маша была очень не аккуратной и не особо любила порядок. Сегодня мы к ней приглашены в гости. Она немного неряшлива и разбросала в своем шкафу свои вещи, и ей сложно найти их так как все лежит не на своих местах. Мы сможем помочь ей. Давайте найдем нашей куколки Маше одежду.

— Ребята я предлагаю вам перечислить названия одежды, которую вы видите в шкафу у куколки Маши, (пальто, куртка, платье, юбка и т.д.);

— Дети, как называется все вещи, что вы видите в шкафу у Маши одним словом? (одежда);

— Замечательно. Мы с вами будем сегодня разговаривать об одежде которую вы видели в шкафу у куколки Маши и которая есть у вас и вы видели на других, о составляющих деталях одежды, из каких материалов она сделана.

2) Игра «Собери кофту Маши».

— Но для начала нам необходимо обсудить детали, из которых состоит одежда;

Посмотрите, Маша растеряла детали от своей кофты. Эти части — перед вами. Подойдите к фланелеграфу и соберите из деталей кофту (Дети вместе собирают).

— Что у вас получилось? (кофта).

— Без чего была эта кофта в начале? (без рукавов, кармана, без пуговиц, без воротника);

— В какое время года нужна кофта Маше? (когда прохладно);

3) Игра «Назови вид одежды».

— Ребята, расскажите нашей Маше, какие виды одежды вы знаете;

— Если мы надеваем куртку осенью, значит это какой вид одежды? (осенняя).

— Какую еще одежду мы одеваем осенью?;

— А какие предметы одежды понадобятся нашей Маше зимой? (шуба, варежки, шарфик и т.д.);

— Это какой вид одежды? (Зимняя);

— А какая одежда нужна Маше весной? Это какая одежда? (весенняя);

— А какая одежда защищает Машу летом от жары? Как она называется? (летняя);

4) Игра «Какой, какая, какое?»

— Дети, Маша не знает, из каких материалов сделана ее одежда. Давайте Маше поможем. (У детей на столе лежат трафареты изображений одежды и небольшие кусочки ткани);

— Выберите по одному кусочку ткани и скажите, как она называется; надо положить ткань под трафарет и рассказать, какая у вас одежда, (шерстяные носочки, ситцевое платье и т.д.);

5) Физкультминутка.

Ищет вещи наша Маша, (Повороты туловища влево и вправо).

Маша кукла наша:

И на стуле нет, (Показать обеими руками)

И под стулом нет, (перед собой руки вытянуть вперед)

На кровати нет, (присесть.)

Под кроватью нет.

И на полке нет,

И под полкой нет.

Вот какая Маша, (Развести руки в разные стороны.)

Маша — наша.

6) Закрепление темы.

а. Игра «Собери Машу на прогулку».

— Сегодня очень холодный январский зимний денек. Нам необходимо подобрать одежду, которую Маша оденет для прогулки, в ней ей будет комфортно и не холодно. Подойдите к нашему шкафу и «оденьте» нашу куколку Машу. Молодцы!

Теперь вы ребята расскажите, что именно вы подобрали из гардероба и почему эту одежду, а не другую выбрали;

— Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какой? (Дети выбирают одежду для куколки Маши и комментируют свой выбор того или иного предмета гардероба. Вот например: «Я выбрала для нашей куколки Маши желтую шерстяную кофту»).

Вы подобрали одежду, а я подобрала Маше подходящую обувь: синие сапожки, вязаную шапку. Теперь Маша готова к прогулке.

б. Игра «Что изменилось?».

— Мы на прогулке каждый день с вами играем, давайте и мы немного нашей Маше покажем, как мы играем вместе дружно. Вы запомнили, как одета наша куколка Маша? Тогда мы все закроем глазки ладошками. (В это время один из предметов одежды меняется на куколке Маше).

— Расскажите, что изменилось? (вместо юбочки у куколки Машеньки появились брючки).

7) Итог занятия.

— Маша вам благодарна за то, что вы ей рассказали об одежде, ее деталях, какая она бывает, о материалах из которых мы одежду шьем; нашу куколку Машу научили бережно обращаться с одеждой и в гардеробе у нее теперь всегда будет порядок. Наша куколка Маша хочет с вами еще поиграть – загадать замечательные загадки:

1)Дождик, посильнее плачь,

Я надену красный … (плащ).

2)Короткие штанишки.

Носят наши мальчишки (Шорты)

3)Из меха одежка,

Спереди застежка,

Зимой на мне сидит,

Летом в шкафу висит. (Шуба)

3)Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером

Брат большой не смог согласиться.

И отдельно от всех поселился. (Варежки)

4)Что наши девчонки носят с блузкой,

Бывает она широкой и узкой. (Юбка).

8) Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, что вам больше всего запомнилось. Что стало с Машей. О чем сегодня говорили на занятии? Теперь проводим куколку Машу, она очень устала, скажем ей дружно: «До свидание! Приходи к нам в гости».

Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана.

Задачи

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).
  3. Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.
  4. Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.
  5. Общее развитие познавательных процессов.

Данный конспект по развитию речи в старшей группе позволяет провести занятие, которое может быть заключительным для блока осенних тем.

Методически приемы

  • Использование сюрпризного момента с выступлением перчаточной куклы.
  • Чередование групповой и индивидуальной работы по развитию речи, других познавательных процессов.
  • Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.

Материал

  1. Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц средней полосы (из дидактических наборов по развитию речи в старшей группе детского сада)
  2. Игрушечные овощи и фрукты
  3. Кукла-бибабо Дятел
  4. Мячик
  5. Лист из цветной бумаги

Ход занятия

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано:

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Целый день в лесу стучу
Все деревья я лечу.
Доктор леса, но не врач
Угадали? Я же – …. (Дети должны ответить не «грач», а назвать другую птицу - дятел)

Можно использовать еще несколько подобных стихов по теме.

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга-грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, педагог просит каждого объяснить ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц, которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Кукла прячется за ширму.

Физ минутка

Воспитатель приглашает всех встать, повторяя слова и движения за ней (последовательно):

  • Дождик осень стучит: кап-кап, кап-кап! (негромко стучим ножками по полу).
  • Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай! (кладем руки под щеку, качаемся из стороны в сторону).
  • Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох! (Поднимает с земли воображаемый груз, поднимаем его над головой).
  • И гулять пореже стали: бр-рррр, бр-рррр! (Обнимаем себя обеими руками, дрожим).

Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел - птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее (соловей, грач, ласточка, др). Воспитатель предлагает каждому придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая). Время от времени педагог помогает игре, задавая вопрос «Какая (какой) к нам прилетела/прилетел …. ласточка, скворец, другие перелетные птицы).

Загадка «Четвертый лишний»

Педагог называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая не является не улетает на зиму в теплые края, «лишняя».

Найти список подобных логических заданий можно в конспектах занятий по развитию речи в старшей группе, посвященных другим темам про птиц.

Все карточки с птицами собираются в конверт, в котором было письмо от Осени. Дети прощаются с ними до будущей весны. Воспитатель просит напомнить названия всех птиц, которых они собрали и объяснить, почему им дали такое название.

Поэтическая пауза

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. Спрашивает каждого, что бы он нарисовал на картинке к этим строкам. На доску вывешивается несколько :

  • ранняя (сентябрь);
  • золотая (октябрь);
  • поздняя (ноябрь).

Детей просят определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окошком сейчас. Педагог просит назвать отличия. Затем она предлагает расположить картины на доске в правильной последовательности, от первой к последующим.

Игра «Назови ласково!»

Педагог складывает в непрозрачный мешок игрушечные овощи, фрукты. Предлагает каждому ребенку достать одну игрушку. Затем воспитатель по очереди называет слова «овощ» или «фрукт», просит поднимать игрушку только тех, кто держит именно то, что она сейчас назвала.

После этого каждый воспитанник, по очереди, должен найти ласковое название тому «подарку осени», который у него в руках. Например, помидор - помидорчик, баклажан - баклажанчик, Педагог подсказывает, что почти все овощи легко назвать ласково, а фрукты - сложнее.

Теперь перед детьми выставляются две корзинки. Каждый кладет свою игрушку либо к овощам, либо к фруктам. Затем содержимое каждой корзины выкладывается на стол, затем все ищут ошибки. Если они есть, то плоды раскладываются по-другому, правильно.

Завершение занятия

Воспитатель еще раз просит детей назвать тему НОД, снова показывает им конверт с перелетными птицами. Затем она достает осенний листок, вырезанный из бумаги, просит его отнести письмо с ответом от ребят Осени. После она благодарит детей за помощь.

Используйте для занятий набор дидактических карточек “Перелётные птицы”.