Учиться никогда не поздно даже взрослым. А уж малышам каждый день приходится изучать что-то новое. Это касается и одежды. Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Обязательно с хорошим настроем, постоянной похвалой и великим терпением.

Многие родители, стремясь успеть за современным ритмом жизни, делают ошибки. Давайте разберем самые распространенные.

«Тебе уже 7 лет, а ты одеваться не умеешь!»

Когда начинать? Первые шаги можно делать уже после года. Малыш уверенно держится на ногах и даже иногда успевает снять трусики. Значит пробуем. Сначала показываем ему, как нужно делать. Обязательно каждое движение проговаривать. Зачем нам трусики? Чтобы сладкая попка не замерзла! Постепенно у ребенка проснется интерес, где-то к 2-3 годам.

Важно не упустить этот момент. В этом возрасте отпрыск буквально плещет самостоятельностью, он хочет все попробовать и сделать своими ручками. Обратите его желание во благо.

Если вашему малышу больше 4 лет, а он не умеет самостоятельно одеваться, то это камень в ваш огород, а не его. Вы не научили чадо, это не его вина. Но еще не все потеряно. И даже в 7 лет можно спокойно учить малыша.

Не начинайте сразу со сложных застежек или длинных шнурков. Пусть сначала будут пуговички, липучки, молнии. И только после можно переходить на более тяжелые.

Совет. Не перебивайте у ребенка желание пробовать одеться самостоятельно. Если вы торопитесь, то просто пообещайте, что в следующий раз он это сделает. И непременно выполните обещание!

«Ну посмотри, ты же неправильно одеваешься!»

Забудьте эту фразу навсегда. Если ребенок проявляет интерес, нужно грамотно его подбадривать. Естественно, что сначала он будет ошибаться. Но ведь вместо возмущения можно похвалить? Например, одел шапочку задом наперед. Ай, какой молодец! Сейчас поправим и будет красота! И быстро переворачиваем.

Не смейтесь. Или объясняйте свой смех не кривыми колготками, а радостью, что малыш их сумел натянуть.

Разговаривайте. Каждое свое движение проговаривайте вслух. Пример: одевает курточку. Пальчики застревают в рукаве. Говорите, что по одному они путаются. А когда в кулачке, все вместе дружно найдут выход.

Подбирайте для проб удобную свободную одежду. Чадо быстрее освоится в футболке и шортиках, чем в зимнем комбинезоне.

Пусть ребенок сначала учится одеваться сидя. Это намного проще. А уж только потом стоя. Кстати, сидящему ребенку не грозит опасность брякнуться на пол, запутавшись в штанинах или водолазке.

Бывает, что ребенок хочет самостоятельно одеться. Но у него не получается. Он кряхтит, путается, начинает злиться, потом теряет интерес. Очень важно не пускать такое дело на самотек. Своевременно похвалите его, без нравоучений с помощью игры подскажите правильное решение. И непременно успокойте, объяснив, что и вы в детстве тоже сначала не умели одеваться. Пусть пробует еще, все получится непременно.

Совет. Купите или сделайте своему ребенку бизиборд, крупную мозаику, конструктор. Это отлично развивает мелкую моторику. Всем известная игра с пальчиками «сорока» предназначена именно для этого.

«Ну почему ты до сих пор путаешь ботинки?»

Потому что родители до сих пор не объяснили ребенку элементарный прием, как различать обувь. Ставим сандалики рядом. Получилась бабочка? Значит неправильно. Фигурка мало напоминает красивое крылатое насекомое? Значит смело обуваемся. Все просто и без слез.

Совет. Для начала ребенок должен знать, как выглядит пресловутая бабочка!

«Ну как ты не понимаешь, тут же все просто!»

Это вам просто. А для маленького ребенка даже простая пуговица вызывает затруднение. А уж понять, где перед или изнанка, без подсказки нереально.

Упрощайте малышу задачи. Начинайте с липучек или кнопок, и только потом переходите к пуговицам и шнуркам. Можно просто дать ребенку кофточку и попросить расстегнуть и застегнуть ее. А уж после проделать это на себе.

Выбирайте ту одежду, где четко различается зад, перед, изнанка и лицо. И объясняйте чаду, почему одеваться нужно именно так. Пример. Изнаночные швы некрасивые, их мы спрячем внутрь. Посмотри, какая симпатичная картинка. Давай повернем ее на пузико, так все ее увидят.

Иногда нужно оставить ребенка в покое. Пусть сам поковыряется с носочками или свитером. Как правило, помощь родителей благосклоннее принимается маленьким человечком тогда, когда она действительно требуется. Ему быстро надоест путаться в штанинах или рукавах, вот и будет повод предложить свою помощь.

Ведь совсем не обязательно начинать учиться одеваться перед самым выходом из дома. В обычный выходной или вечером играем с детьми в «кто быстрее оденется?». Это для мальчиков. «Фотомодель» для девочек. И вот теперь спокойно учим чадо правильно одеваться самому.

  1. На мягкие игрушки пришейте пуговицы, шнурки, липучки. Покажите, как это работает. Пример. У зайчика могут пристегиваться уши, а к собачке на шнурок привязывается косточка.
  2. Очень хорошо помогает последовательность. Можно на листочке схематично изобразить виды одежды и стрелочками показать, что за чем идет. Если такая схема не интересна отпрыску, то попробуйте складывать одежду в обратном порядке. То есть сверху нижнее белье, а снизу брючки или платье. Тогда малышу не придется перебирать. Взял сверху и надел без путаницы.
  3. Процесс обучения пойдет гораздо быстрее, если ребенок до этого уже научен раздеваться. Ведь снять одежду несравнимо легче, а заодно можно с ней познакомиться поближе. Кстати, сразу учите ребенка складывать одежду, а не разбрасывать по всей комнате. Конечно, первое время он будет ее просто комкать на стуле. Но уже не по углам - это событие. Со временем научится пользоваться и вешалками.
  4. Если ребенок устал или куксится, отложите уроки на потом. Одежда никуда не денется, а вот хорошее настроение убегает запросто.
  5. Как можно чаще показывайте на себе, как правильно одеваться. Только если в вашем арсенале есть оригинальный метод запрыгивать в футболку через пятки, не спешите показывать это чаду. Он пока еще путается в классических способах, зачем забивать ему голову лишними знаниями. Вот когда он полностью освоится и будет одеваться автоматически, как взрослый, тогда и научите его своим трюкам.
  6. Если у малыша никак не получается, то делайте все пополам. Вы одну штанину, он другую. Вы горловину свитера, он рукава. Даже при путанице хвалите и радуйтесь.
  7. Позвольте ему помогать вам во всем. Тогда при одевании можно прибегнуть к хитрости: мама так устала, ей очень нужна твоя помощь. Давай ты попробуешь одеться сам, а мамочка посидит и посмотрит.
  1. Чтобы малыш оделся сам, нужно хотя бы 40-50 минут. Лето не считается.
  2. Чадо-то проснется раньше, а вы сами готовы будете потерять час сна?

Еще совет. Якобы отпрыск одевается в разы быстрее, если маменька уже одета и собралась уходить. Еще лучше, когда она уже вышла за дверь и ждет на улице.

  1. Способ может сработать, когда ребенок умеет одеваться, но не хочет.
  2. Будьте готовы, вернувшись в дом, застать раздетого и зареванного отпрыска.

Мотивировать сладостями. За каждый правильно надетый предмет одежды - конфетку.

  1. За комбинезон - ожирение, за колготки - кариес, за ботиночки - сахарный диабет.
  2. Когда сладкое есть под рукой постоянно - это не мотив. Похвала родителей и их искренний восторг, вот это самая настоящая мотивация.
  3. Игрушки тоже не вариант. Вы готовы покупать за каждый носочек новую игрушку?

Постоянно тренируйтесь, упорно и настойчиво.

  1. Какая настойчивость? Ребенок из духа противоречия будет назло вам совать обе ножки в одну штанину. И затем изображать оскорбленную невинность. К этим маленьким актерам применимо только терпение!
  2. Постоянно, это не три часа без перерыва. Это только по желанию ребенка. Или заинтересуйте его, тогда и желание не заставит себя ждать.

Если чадо капризничает, то предложить ему на выбор несколько вариантов комплектов одежды. Пусть выберет тот, который ему больше нравится.

  1. Способ хорош, если у вас есть эти несколько комплектов.
  2. Предоставьте два, максимум три. Иначе выбирать чадо будет три часа, а в итоге откажется от всех.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Личным примером, помощью и снова терпением. Он обязательно научится, только грамотно подскажите и мотивируйте.

Видео: как научить ребенка одеваться самостоятельно

Этапом приучения ребёнка к самостоятельности является умение быстро одеваться, не отвлекаясь при этом на посторонние дела. Как и в любой деятельности, к которой вы стремитесь приучить малыша, здесь важно проявить терпение. Однако есть ряд приёмов, позволяющие легко и быстро обучить кроху навыкам одевания без посторонней помощи.

Когда начинать обучать

С раннего возраста приучайте малыша к самостоятельности

Екатерина Великая: «Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение».

Психологи убеждены, что оптимальный возраст, когда малыш может справиться с одеванием самостоятельно – это 3 года. Дело в том, что это важный возрастной рубеж, характеризующийся стремлением ребёнка активно познавать мир БЕЗ постороннего вмешательства в этот процесс. Так называемый период «я сам». Поэтому внимательным и чутким родителям стоит воспользоваться теми возможностями, которые даёт этот возрастной цикл.

С чего начать

Помогая ребёнку одеться, называйте предметы одежды и части тела

Прежде чем начинать учиться одеваться, ребёнок должен

  • знать названия частей тела (голова, руки, ноги) – эта информация доступна для детского сознания с 1-1,5 лет;
  • понимать, какие предметы одежды на какие части тела надеваются (для этого с самого раннего возраста проговаривайте все действия, связанные с одеванием малыша: «Продеваем ручку в рукав кофточки», «На голову надеваем шапку» и др.);
  • уметь раздеваться.

На последнем моменте остановимся более подробно. Этот момент может быть освоен задолго до 3-летнего возраста. Уже с 1,5 лет малыш может сам стягивать кофточки на пуговицах или молнии (которые взрослые на нём предварительно расстёгивают), снимать шапку, носочки. Главное – выдерживать нужный для освоения одного действия временной промежуток, а уж потом добавлять новый элемент, то есть сначала пусть снимает только шапку, затем штанишки и т. д. К 2-2,5 годам с ребёнком можно устраивать соревнования, кто быстрее разденется. Только помните о колоссальных преимуществах для любого обучения создания «ситуации успеха»: малыш должен периодически обязательно ощущать вкус победы.

Что учесть

Одежду для ребёнка лучше выбирать с яркими рисунками спереди

Чтобы максимально облегчить для малыша одевание, нужно обязательно учесть ряд моментов:

  • выбирайте удобную одежду, в которой ребёнку комфортно – так у него не будет предубеждения перед одеванием (лучше выбрать ботинки на липучках, чем на шнурках, а кофту на молнии, а не на кнопках);
  • хорошо бы подбирать наряды с рисунком или карманами спереди – малышу будет проще сориентироваться, как правильно надеть вещи;
  • сделайте «правильные» игрушки (малыши обожают продевать пуговицы в петли – нашейте на кусок ткани пуговицы, а на другом сделайте петли – получите отличный тренажёр);
  • облегчите процесс одевания (покажите, что брючки лучше надевать сидя на стуле или диване до тех пор, пока не покажется ступня, а уж потом можно встать и подтянуть их до талии).

Игры с ребёнком: как научить одеваться быстро

Одевание на скорость можно превратить в весёлую забаву

Проще всего обучать маленьких деток через игру. Этот вид деятельности захватывает и не вызывает скуки – главного врага любых начинаний, связанных с обучением карапузов. Существует несколько наиболее эффективных игровых способов научить кроху одеваться самостоятельно.

  1. «Путешествие в космос» (особенно эта игра интересна мальчикам). Предложите малышу совершить путешествие к звёздам. Для этого пригодится определённая одежда, выберите её вместе, а после помогите ребёнку облачиться в «скафандр». Учтите, что для этой игры дети должны чётко знать названия предметов одежды.
  2. «Модный магазин» (девочки очень любят эту забаву). Представьте себя продавцом в магазине, а ребёнка – покупателем. Предлагайте малышу одежду, его задача – выбрать и примерять. В конце можно устроить дефиле.
  3. «Заправляем машину». Придумывайте разные ассоциации с телом и одеждой. Например, пусть ноги будут машинами, а штаны заправкой. Нужно заправить машины топливом, для этого они должны заехать на заправку. Варианты таких игр ограничиваются только вашей фантазией.
  4. «Кто быстрее?». Как и при освоении раздевания, для одевания важен соревновательный момент. Одевайтесь перед ребёнком, предлагайте сделать это наперегонки.

Как стимулировать

Не ругайте ребёнка, если у него не получается одеться самостоятельно

Вначале у ребёнка будет плохо получаться одолеть премудрости пуговичек, застёжек и кнопок. От этого он станет злиться и нервничать. Задача родителей не дать малышу расстроиться, а, наоборот, поднять ему настроение. Для этого:

  • пойте (причём лучше если это будут песни «что вижу, то пою» - наверняка такие варианты рассмешат вашего ученика);
  • шутите;
  • развлекайте ребёнка его любимыми стишками, прибаутками.

То есть любыми способами поддерживайте кроху – это лучший способ помочь ему на пути освоения окружающего мира.

Мотивация: заставить или ненавязчиво приучить?

Объяните, что чем быстрее малыш оденется, тем скорее вы пойдёте гулять

Ребёнку в любом возрасте важна правильная мотивация, чего уж говорить о её необходимости в столь раннем возрасте, когда малыш приучается самостоятельно одеваться. Только побуждать кроху к этому процессу необходимо правильно.

  • Объясняйте. Попытайтесь донести до ребёнка, что если он сейчас поторопится, то вы сможете быстрее решить свои дела, и у вас будет больше времени на игры.
  • Интригуйте. Скажите, что для «шустриков» в саду делают специальный вкусный завтрак, или автобус, на который вы торопитесь, на самом деле волшебный.
  • Поощряйте. Обязательно хвалите малыша за небольшие подвижки, говорите, что гордитесь им.
  • Сохраняйте терпение. Этим вы покажите ребёнку, что даже в сложные моменты вы всегда рядом с ним. Чувствуя вашу поддержку, он будет стараться делать всё быстрее и качественнее.

Ошибки родителей

Хвалите ребёнка за успехи и мягко объясняйте ошибки

Очень часто родители, обучая ребёнка одеваться самостоятельно, допускают досадные ошибки, которые замедляют этап усвоения навыка. Конечно, основной причиной таких промахов является отсутствие терпения. Поэтому старайтесь избегать некоторых типичных ошибочных ситуаций.

  • Если вы торопитесь, а малыш медленно натягивает на себя колготки, не стоит ругать его и бросаться ускорять процесс одевания, делая всё вместо ребёнка. Лучше приучите себя и кроху вставать на 30 минут раньше.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок успешно справляется с надеванием колготок, майки, пусть учится надевать кофты, брюки, верхнюю одежду.
  • Не требуйте всё и сразу. Нельзя заставлять и настаивать на том, чтобы малыш всё делал сам. Помогайте ему обязательно. Но только тогда, когда видите, что сам не справляется и уже готов отчаяться. В остальных же случаях лучше подождать, пока сам не попросит помощи.
  • Не скупитесь на похвалу. Если карапуз оделся сам, обязательно похвалите. И пусть пуговицы застегнул не так или перепутал левый и правый ботинок, главное, он сделал это САМ. И ещё: всегда объясняйте, как правильно надевать ту или иную вещь, а лучше – показывайте на себе.

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Папы и мамы ломают голову над тем, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Считается, что в возрасте 2,5–3 лет дети начинают делать попытки самостоятельно надеть простые вещи. Однако есть малыши, которые, вступая в магический возраст под кодовым названием «я сам», могут спокойно собрать из конструктора модель звездолета, но не стремятся сами обуть ботинки, потому что родители регулярно это делают за них.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора , а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если и как бороться с .

Утро для меня стало одним из самых напряжённых моментов в течение дня.

Во-первых, потому что наш младший категорически не хочет вставать вовремя (во сколько бы ни ложился).

И, во-вторых, дети одеваются минут по 30-40, и только после того как я встаю рядом с ними и подгоняю их каждые 2 минуты. Хотя я точно знаю, что они вполне могут собраться за 10 минут при желании. И точно умеют это делать самостоятельно, по крайней мере, так утверждают воспитатели.

Это при всём при том, что в садик наши малыши ходят с удовольствием.

Чтобы научить детей быстрее одеваться утром, я опробовала несколько способов:

1. Кто раньше встаёт…

Мы стали ложиться спать пораньше (20.30), соответственно я начинала их раньше будить (6.30). У детей появлялось больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Но для меня это оказалось сложнее, чем для них.

Чтобы разбудить детей пораньше, мне необходимо было также встать пораньше и приготовить необходимые вещи, завтрак мужу и собраться самой (а я очень люблю поспать).

А если малыши уже проснулись, а я ещё занимаюсь другими делами, то они всё равно не начнут собираться, а будут ждать, когда я закончу.

Вот почему это оказался не наш вариант. Хотя ложиться мы всё-таки стали раньше (20.30), а вот подъём оставили на прежнем месте (7.00).

2. Метод «кнута и пряника»

Этот способ мы с мужем тоже решили попробовать. Но утренние наказания приводили только к бесконечным слезам и добавляли определённого драйва в процесс сбора в детский сад. Попробовав один раз, мы решили отказаться от этого способа и всё-таки начинать день более позитивно.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

«Пряник» тоже не очень-то стал работать. Наши дети любят разные сладости, и одной конфеткой всем не угодишь. Да и не всегда дома утром оказывались «вкусняшки». К тому же начинать утро с чего вкусненького не очень-то и правильно! Вот почему и этот способ нам не пригодился.

3. «Кто быстрее»

На первый взгляд, идеальный способ. Кто быстрее, тот и молодец. Дети очень любят, когда их хвалят, и готовы ради этого сделать многое (даже быстро одеться зимой на улицу).

Но для наших погодок этот способ категорически не подошёл. У обоих очень развит дух соперничества (благодаря детскому саду). И самое главное в соревновании – это победа (а не участие, как подумали многие).

Так вот если кто-то из детей оказывался быстрее (а это, как вы понимаете, неизбежно), проигравший непременно начинал плакать. Да так, что приходилось снова раздеваться и делать всё, чтобы в этот раз победил он.

Как оказалось, это способ никак не ускорял процесс одевания, а наоборот увеличивал его как минимум вдвое.

4. «Подсказка»

Это именно тот способ, которым мы сейчас пользуемся. Идея, в общем-то, не новая и, думаю, многие мамы её используют.

Я заметила, что Алина часто не знает, что дальше одевать, поэтому и останавливается или постоянно спрашивает. А зимой детям довольно сложно запомнить, что за чем идёт. И часто малыши путаются и отказываются самостоятельно одеваться (чтобы не сделать ошибку).

Я сделала для своих карапузов «Подсказку» – что за чем одевать зимой! А дети с большим интересом стали в неё играть. «Подсказка» сделана на обычном листе А4, на котором очень схематично нарисованы предметы одежды в нужной последовательности, соединённые стрелочками.

Как научить ребенка одевать колготки

Нашла на одном сайте интересную статью, возможно кому-то пригодиться. Мне понравилась идея сделать смайлики на обувь, чтобы не путать левый ботинок с правым. Автор Лена Чарлин.

Куртки, кофты и все, что можно надеть через голову

Если ребенку еще не исполнилось трех лет , скажите «нет» многочисленным пуговицам и пряжкам – маленькие пальцы пока не готовы к таким хитростям;

Достаньте младенческие одежки и предложите потренироваться в их надевании на мягкой игрушке или кукле . Девочки, как правило, учатся одеваться быстрее мальчиков, потому что у них есть замечательный навык – они любят наряжать кукол;

С толстовкой-худи на молнии легко справиться, если сначала надеть на голову капюшон, а уже потом засовывать руки в рукава;

Выбирайте футболки и кофточки с принтами и яркими рисунками спереди, чтобы ребенок легко отличал перед и спинку;

На однотонной одежде покажите, что ярлык всегда пришит сзади, а если вы отрезаете ярлыки, сделайте на вороте пометку перманентным маркером;

У любой одежды, которая надевается через голову, должна быть не тугая, эластичная горловина;

Покажите ребенку, что в воротник нужно просовывать макушку, а не лицо;

Разложите куртку на полу и покажите, как, сев спиной к куртке , можно продеть руки в рукава, а затем накинуть куртку на плечи. Если куртка с капюшоном, то, как и в случае с худи, проще всего сначала надеть капюшон на голову, а потом засунуть руки в рукава;

Покажите, как придерживать концы рукавов кофточек и рубашек, просовывая руки в рукава куртки .

Колготки и носки

Растягивайте свежевыстиранные колготки, засунув в них руку – так ребенку будет легче их надевать. В связи с этим не выбирайте слишком уж тонкие колготки, им и так предстоит много испытаний; - основная проблема надевания колготок в том, что дети сразу засовывают в них ногу, а не собирают колготки гармошкой. Поэтому можно разбить процесс надевания колготок как самого сложного предмета одежды на несколько этапов. Сначала потренируйтесь делать гармошку, но помогите с натягиванием. В следующий раз пусть ребенок сам засунет ногу в собранную «гармошку» и найдет пятку. В третье упражнение – наденет колготки до колен. Как только эти действия будут получаться, останется научиться одному – натягивать колготки до талии. Хотя, если у ребенка получается натянуть колготки и без «гармошки», можно отстать от него с более удобным способом надевания. В свое время он сам до него додумается;

Научите, как отличить переднюю и заднюю сторону колготок по количеству швов;

Многим девочкам вместо колготок надевают леггинсы с высокими носками или гольфами;

Выбирайте носки с ярко-выраженной пяткой и на размер больше (так их легче будет надеть), но с плотной резинкой. Покажите, как засунуть ногу внутрь носка, а затем подтянуть пятку на нужное место.

Брюки и юбки

Маленькие дети не умеют балансировать на одной ноге, поэтому для надевания брюк им необходимы стул или скамейка по росту (хотя многим удобнее одеваться на полу или на кровати);

Сначала учимся поочередно засовывать ноги в штанины. Начать лучше всего с шортов и делать это вместе, сидя рядом. Покажите на собственном примере, что одна нога должна приземлиться на пол и уже после этого можно просовывать в штанину вторую ногу;

До 3-4 лет оптимальными будут брюки и юбки с эластичным поясом, следующей ступенькой может быть одежда на кнопках. А уже затем можно переходить на пуговицы.

Пуговицы, кнопки и молнии

Проверяйте молнии на одежде при покупке: они должны быть с крупными зубцами и язычком, чтобы ребенок мог легко ухватить его пальцами и вставить в проем. Учиться застегивать молнию можно сначала на снятой кофте, а затем уже – на надетой;

На язычок молнии для удобства застегивания можно повесить небольшое кольцо или брелок;

Особенно сложные пуговицы можно пришить к одежде эластичной ниткой, так ребенку будет легче просовывать их в петли;

Если на одежде есть кнопки, покажите малышу, как придерживать основание пальцами, а затем накрывать его второй половиной кнопки до щелчка.

Шапки, варежки, перчатки

В первые две зимы лучше отдать предпочтение варежкам, а к трем годам дети обычно легко осваивают искусство надевания перчаток, находя домик для каждого пальца;

Лучше избегать завязок на шапках, выбирая модель на липучке или не требующую завязывания;

Заведите традицию, заходя в помещение, прятать перчатки в карманы куртки .

Обувь

До 5-6 лет старайтесь не покупать обувь на шнуровке, самая простая для маленьких рук застежка – это липучки;

Проще всего учиться обуваться летом , когда ребенок носит легкую обувь;

Удобнее всего обуваться, сидя на скамейке, ступеньке или маленьком стуле;

Научите ребенка различать лево и право. Для этого можно наклеить на задники обуви буквы Л и П или два смайлика на боковой поверхности, которые будут смотреть друг на друга, если ботинки поставить правильно. Пусть после прогулки малыш сам ставит свою обувь на полку так, чтобы ботинки «дружили»;

Учимся обуваться в три шага: 1. Покажите, как собирать вместе пальчики, а не расставлять их. 2. Предложите спрятать пальцы внутри ботинок 3. Попросите просунуть ножку до конца, чтобы пальцы достали до носка ботинок;

Покажите, что держать сапожки нужно, засунув два больших пальца внутрь. А если у ребенка обувь с меховым вкладышем – вкладыш нужно удерживать вместе с сапогом. - учимся разуваться в два шага: 1. Придерживаем задник пальцами (в первое время это делает родитель) 2. Высовываем ногу из обуви. Если ботинки или сапоги на молнии, потренируйте навык – сначала расстегнуть молнию до конца и только затем вытягивать ногу.

Шарфы и шнурки

Сначала учимся вязать узелки. Для облегчения процесса лучше всего взять шнурки двух разных цветов. После того, как узелки будут освоены, ребенок легко научится завязывать на себе шарф . А уже потом можно учиться завязывать шнурки на бантик;

Для поддержания интереса позвольте ребенку практиковаться на разной обуви членов семьи;

Подстройте уроки одевания под период «я сам!» - это лучшее время для поддержания инициативы. Позволяйте одеваться самому, особенно если ребенок настаивает. Делайте исключение только для действительно важных случаев, когда очень нужно поторопиться.

Хвалите!

Если хотите помочь, поддержите сначала не действием, а советом .

Выбирайте простые вещи для повседневной носки . Праздничные платья и модные рубашки на мелких пуговицах прекрасны, но надевать их, скорее всего, будете вы, а не ребенок.

Советуйтесь с детьми по поводу выбора одежды . Малыши с бОльшим удовольствием надевают полюбившиеся им вещи.

Если ребенок надел вещь неправильно, но сам, не спешите переодевать его сразу же – ведь он старался . Нет ничего страшного в том, чтобы час-другой походить в майке , надетой задом наперед, а потом «заметить» непорядок и предложить переодеться. Все детсадовцы время от времени ходят с колготками наизнанку и носками разного цвета, так что сразу понимаешь: сами одевались. Но какой же это у них повод для гордости!