Под функцией одежды понимают ту служебную функция, которую она выполняет в жизни человека. Задачи современной одежды делятся на утилитарные и социально-эстетические.

Утилитарные задачи одежды заключаются в ее практической полезности и сводятся к 2-м группам задач: защитным и утилитарно-практическим.

Защитная роль одежды является максимально важной. Это объясняется тем, что человек нормально работает лишь при конкретных параметрах внешней среды. Одежда способна защитить человека от неблагоприятных воздействий физической среды (к примеру, запыленность, горячая вода, перегревание, давление и др.), химической, биологической среды (укусы насекомых, влияние бактерий и др.), факторов среды (статические, динамические, эмоциональные перегрузки), натуральной среды (солнечная радиация, ветер, вода), от механических повреждений.

Утилитарно - практические задачи включают роль назначения и практическую.

Роль назначения одежды состоит в обеспечении одеждой физической возможности эффективного исполнения процессов, для которых она предназначена, деятельности, отдыха, сна и др. Одежда, не приспособленная для данных процессов, может стать первопричиной травматизма, быстрого утомления, ухудшения физического состояния здоровья, снижения производительности усилий и др.

Практическая роль, присущая некоторым видам одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.), состоит в фиксации отдельных промежутков тела в определенном положении или придании им определенной формы.Социальные задачи характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям и его общественную значимость и рациональность. В эту группу входят задачи: морально - этическая, информативная, визуально-коммуникативная и, воспитательная и роль стимулятора психической активности.

Морально-этическая роль одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, метод ее ношения.Информативная роль одежды состоит в ее способности информировать нас о морально-этических представлениях, традициях и обычаях, сложившихся в обществе. Одежда может рассказать и о человеке, который ею пользуется, и о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и др. Более того, сам вид вещи несет информацию человеку о том, к какому классу, типу она имеет отношение, как нужно с ней обращаться.

Визуально-коммуникативная роль одежды состоит в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая некоторые знания от кого-то кому-то. Эта роль появилась из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на некоторые группы в целях управления отношений между ними, и одежда выступает подобным признаком различия групп. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (форма железнодорожников, работников милиции), государственным (форма военнослужащих) и др.

Воспитательная роль одежды состоит в воспитании и развитии эстетических вкусов, так как воспитывают не только лишь люди, события, но еще и вещи. В детской одежде, которая дает 1-е уроки эстетического воспитания детям.

Одежда может выступать в качестве стимулятора психической активности, инициативы, перемен и разнообразии в образе жизни человека.Художественно-эстетическая роль одежды состоит в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение собственной художественностью, гармонией с внешней средой, внешним видом и личностью человека.

Как бы не твердили об индивидуальности и желании выделиться, но все же соответствовать определенным правилам при выборе одежды приходится, так как во многом наш внешний вид определяет и круг общения. Если же вы обладаете положительными качествами и не обделены умственными способностями, неподходящая одежда не позволит вам наладить те отношения, о которых вы мечтаете.

Если одежда во многом определяет наше настоящее и будущее, то возникает вопрос - как же необходимо правильно одеваться, чтобы вас начали уважать? Известно, что уважать и любить окружающие вас будут только тогда, когда вы сами начнете уважать себя как личность, а одежда лишь подчеркнет это. Прежде всего, уважающий себя человек не появится в обществе в грязной или мятой одежде, так как такой внешний вид способен оттолкнуть.

По мере развития человеческого общества развивалась и одежда. Менялись её форма и крой, учитывались условия труда и быта людей. Значительно возросли и требования в одежде.

Современная одежда должна быть разнообразной, отвечать запросам конкретного человека. Она должна быть не только красивой и прочной, но и удобной. Поэтому очень важными становятся санитарно-гигиенические требования к одежде.

В климатических условиях нашей страны важны её теплозащитные функции. На самочувствие человека влияет и вес одежды. Тяжёлая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Её вес можно снизить, используя лёгкие утепляющие материалы и облегчённые ткани. Санитарно-гигиенические свойства одежды зависят и от самих тканей. Меньше загрязняются тёмные ткани и ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудно стирающихся материалов сложнее чистить карманы, складки, декоративные элементы, сложные швы.

Одежда дольше сохраняет свой первоначальный вид, если её бережно носить, правильно хранить, тщательно и своевременно чистить. Придя из школы домой, следует переодеться в домашнюю одежду и обувь. Оторвавшуюся пуговицу или вешалку лучше сразу пришить. Если вы сняли одежду и в спешке небрежно бросили на стул, то на следующий день она будет мятой и неопрятной. Чтобы этого не произошло, развесьте одежду на плечики как только вы разделись.

Если на одежде появилось пятно, надо его устранить (рис. 81). Грязь можно осторожно почистить щёткой после окончательного просушивания изделия. В выходной день одежду, предназначенную для ношения в школе, чистят более тщательно. Очень важно, чтобы уход за одеждой был своевременным.

Рис. 81. Чистка одежды

Для ухода за текстильными изделиями нужно знать вид волокна, из которого состоит изделие, способы его стирки и чистки. На текстильные изделия промышленного производства навешивают этикетки с международными знаками-символами, рекомендующими вид обработки (см. табл. 11).

Таблица 11. Символика по уходу за текстильными изделиями


Одно из важнейших условий ухода за одеждой - правильное хранение. Одежду перед сезонным хранением нужно привести в порядок: проветрить, постирать или почистить, хорошо просушить и уложить (или повесить) в шкаф.

Верхнюю одежду следует вешать на специальные плечики с закруглениями, так как подвешенная на крючки она деформируется и сминается. Хранят верхнюю одежду в специальных чехлах, чтобы защитить от проникновения пыли (рис. 82). Внутрь чехлов кладут средства против моли.

Кожаную и меховую одежду нельзя хранить в полиэтиленовых чехлах. Она должна «дышать», поэтому её лучше хранить в чехлах из хлопчатобумажной (или льняной) ткани. Летнюю одежду (платья, костюмы) перед хранением нужно выстирать или отдать в химчистку, чтобы при хранении её не повредила моль. Женские костюмы хранят на плечиках с крючками для подвешивания юбок, а мужские - на плечиках с поперечной перекладиной для брюк.

Рис. 82. Хранение одежды

Трикотажную одежду (кофты, свитера), наоборот, не вешают на плечики, чтобы она не вытянулась. Такую одежду аккуратно складывают и хранят в полиэтиленовых пакетах.

Хранить любую одежду нужно в сухих, проветриваемых помещениях. Нежелательно хранить рядом с одеждой вещества, обладающие сильным специфическим запахом. Лучше положить в шкаф саше - ароматические подушечки, наполненные смесью душистых веществ. Нельзя вешать мокрую одежду в заполненный шкаф или одно изделие на другое. Плохая просушка приводит к порче одежды и сокращению срока эксплуатации.

Основные термины и понятия

    Санитарно-гигиенические требования к одежде, уход за одеждой, символика по уходу за текстильными изделиями, хранение одежды

Вопросы и задания

  1. Каково значение одежды в жизни человека?
  2. Почему одежда должна быть не только красивой, но и удобной?
  3. Как нужно ухаживать за повседневной одеждой?
  4. Для чего на этикетках изделий указывают специальные знаки?
  5. Какие виды обработки изделий существуют?
  6. Как правильно хранить верхнюю одежду?

Практическая работа 16. Изучение символов по уходу за изделиями

  • Ознакомьтесь с правилами ухода за одеждой, с символикой по уходу за текстильными изделиями промышленного производства (см. табл. 11).
  • Определите правила ухода за конкретным изделием, используя символы на этикетке.
  • Запишите результаты в тетрадь.

    Загляни в мир фантазии и творчества

    Фартуки в белорусском национальном стиле

    Модели фартуков прямоугольной формы. Изготовлены из льняной ткани. В качестве отделки использована декоративная лента, напоминающая орнамент белорусской вышивки, и вышивка в технике «набор». По линии низа выполнена бахрома.

    Модель 1 . Фартук с поясом-кулиской. Верхний срез фартука обработан поясом-кулиской, в который продёрнута декоративная лента.

    Модель 2 . Фартук с притачным поясом и густой сборкой по линии верха. Верхний срез фартука обработан притачным поясом с завязывающимися концами. Головной убор - повязка, напоминает традиционную белорусскую «намитку».

    Модель 3 . Фартук с отделкой-вышивкой в технике «набор». По верхнему срезу фартука в кулиску продёрнут пояс-шнур, изготовленный из ниток. Для отделки используется шов «набор», который представляет собой орнаментальную полоскуAбордюр. Её выполняют определённым количеством рядов шва «вперёд иголку». Стежки используют разной длины (не более 1 см) по счёту нитей ткани. Головной убор - повязка.

    Модель 4 . Фартук с линией низа в форме трапеции. Особенность этой модели - ткань с крупным рисунком. Трапециевидные срезы фартука обработаны узкой декоративной лентой. Головной убор - косынка

    Модель 5 . Фартук с декоративной отделкой. Фартук изготовлен из льняной ткани. В качестве отделки использована вышивка в технике «аппликация». Имеет закруглённую линию низа. Срезы обработаны косой бейкой. Головной убор - косынка

  • Человек сам выбирает, что и когда надеть, не всегда осознавая, что стремится сделать более выразительными или незаметными некоторые черты, свои психологические и социальные качества и здесь непосредственно играет большую роль влияние одежды на человека.

    Элементы одежды прежде являются знаками групповой принадлежности. Понимание своего места в той или иной социальной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений определяет характер общения и взаимодействия.

    В былые времена это было настолько важно, что люди соответствующего общественного статуса были обязаны носить строго определенную одежду. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета носил только император, и если кто из подданных делал попытки измерить желтый халат, то мог поплатиться за это своей жизнью. В средневековой Европе церковь диктовала в одежде практически все: длину и ширину платья, длину носка обуви, количество и характер украшений для представителя каждого социального класса. Понятно, что по одежде житель средневековья сразу мог определить социальный статус каждого человека.

    Вместе с демократизацией общества меняется официальная роль одежды в жизни человека. Сейчас нет таких жестких запретов и правил, хотя представители некоторых профессий имеют свою ​​специальную одежду. В настоящее время, всё о моде можно найти во множестве статей в журналах, интернете, например, Style-Fresh-модный блог , даст любому читателю много полезной информации о том, что как, и где можно носить. Также модный блок расскажет о тенденциях в моде.

    Но и теперь связь костюма и социальной роли остается достаточно сильным. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род ее занятий. При этом мы опираемся на качество костюма, которая прямо связана с его стоимостью, соотношением с модой, дефицитностью, элитарностью и т.д. Оценка стиля одежды бессознательно переносится на оценку личности.

    Одежда (в частности специальный) побуждает человека приписывать другому те качества, которые она не проявила, но которые ассоциируются с соответствующей социальной ролью. Психологи называют это явление «эффект ореола».

    Часто он помогает нам быстро и достаточно точно оценить стиль человека. Одевая ту или иную одежду, люди и сами подсознательно рассчитывают на этот эффект. Но самый сильный эффект вызывает традиционный строгий костюм, глядя на который мы подсознательно делаем вывод, что перед нами серьезный человек, который занимается серьезным делом. Такие костюмы носят президенты, министры, предприниматели, профессора, управленцы и другие деловые люди.

    Возможность распознать человека по его одежде не нужно переоценивать. Ведь костюмы, платья подобного фасона носят разные люди, наделенные индивидуальными особенностями. Кроме того, существует мода, которую почти невозможно соотнести с психологией личности. Поэтому в манере одеваться проявляется две тенденции: стремление к интеграции, общности с другими; стремление утвердить собственное «Я», выделиться из массы.

    Быстрое развитие производства и связанная с этим проблема совершенствования деловых отношений заставляют все больше внимания обращать не только на прямые, но и на дополнительные факторы, влияющие на успех в деловых контактах, а правильно выбранный стиль одежды помогает создать необходимую деловую атмосферу. Наша одежда – это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статус, авторитет.

    Форма одежды – лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. В жизни человека эстетика одежды имеет не меньшее значение, чем эстетика поведения. Неряшливость в одежде равноценная нравственному самоубийству. Умение одеваться является наукой и искусством и зависит от привычек и чувств. Как говорил Оноре де Бальзак: «Дело не столько в костюме, сколько в умении его носить»

    Утраченные знания. Дохристианский и христианский подход.

    Сегодня можно найти такое представление о развитии человечества, которое говорит не о прогрессе человека, его интеллекта, объёма усвоенных знаний, здоровье физическом и психологическом, а о... регрессе. То есть, некоторые наблюдатели считают, что каждое следующее поколение является не улучшением человеческой "породы", а ухудшением её. С этим связано также и представление о тех знаниях, которые человечеством были с течением времени утрачены. Примитивизация человеческого интеллекта, по крайней мере, в общей массе, налицо. Утрата знаний коснулась и такого атрибута, как одежда. Сегодня для выбора одежды у нас один критерий - её величество мода. Но правильно ли это? Заглянем вглубь веков.
    Наши далёкие, ещё дохристианские, предки хорошо знали, какую одежду следует носить. Покрой, наличие вышитых или нашитых орнаментов, их расположение, имели глубокий обережный смысл. Человек слаб перед всемогуществом Бога и силами созданного Им мира. Ещё не понимая источника жизни - единого Бога, люди в древности поклонялись силам природы, что никак не противоречит христианскому мировоззрению с единственной оговоркой, что поклонение было направлено на творения, а не Творца. Это поклонение носило двоякий характер: а) умилостивления злых духов, которых люди принимали за богов; б) защита от них.
    Особенно много обрядов и обычаев связано с рубахой. Именно рубаха являлась самым сильным оберегом. Неспроста первой пелёнкой для младенца была рубаха отца. Считалось, что снятая с отца рубаха — самый мощный оберег для ребёнка, защищала его от болезней, передавала преемственность рода и даровала любовь отца. Для девочки позднее пелёнки и рубашки шились («рубились») из рубахи матери.
    Этот обряд стоит того, чтобы присмотреться к нему повнимательней и сегодня. Связываю я это с тем, что стремление уберечь новорождённого ребёнка, мы несём его скорее крестить. И современные священники крестят. На самом деле в старину крещение производилось только тогда, когда подросший ребёнок был в состоянии самостоятельно осознать и сердечно желать своё посвящение Богу, Его крестному пути к Спасению. Поэтому в древности крестили детей лет 6-7 от роду, когда они могли своими устами осознанно произнести молитву отречения от злых сил. В обряде обёртывания новорождённого ребёнка в отцову рубаху нет, на самом деле, никакого язычества, а только признание передачи родовых (генетических) признаков от родителей (отца) к ребёнку, так сказать, энергетическим путём. Тем более, если родители - крещёные убеждённые христиане, православные, то сила нашего главного оберега - креста - переходит «энергетическим» образом через рубашку родителя и на ребёнка.
    Здесь хочу отметить, что все эти «манипуляции», ничего общего с каноническими религиозными правилами не имеющие, составляют, тем не менее, основу обрядового поведения человека, в том числе и в «эпоху православия». Это бытовое, поведенческое выражение верований в Высшую, Божественную силу. Существуют же кроме храмовых песнопений и этнические, народные песни с «божественным» содержанием. Никакого суеверия или язычества в этом нет, если есть вера в Единого Бога и Святую Троицу.
    Ещё один важный элемент одежды - пояс. Во все времена и во всех почти народах пояс тоже имел сакральное значение. Он, украшенный символическими знаками силы (в том числе, и древним образом креста), передавал эту силу своему хозяину или хозяйке. Он удерживал от разслабления, в духовном смысле - от разнузданных мыслей и поведения: почему и сохранилось понятие «разпоясаться» в смысле хулиганить, вести себя грубо, вызывающе, чрезмерно нагло. Поэтому при рождении ребёнок получал свою самую первую собственную вещь - пояс, как символ будущего достойного, разумного, сдержанного поведения и ограды от тех сил, которые провоцируют на плохое. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пелёнки.
    Вышивке и украшению рубах придавалось особое значение. Вышивка на рубахе — это язык мудрости наших предков, через которой внешние силы как бы передают человеку связь с космосом, мужество, духовный стержень, а также поддержку в совершенствовании определённых качеств, что зависит от выбора обережного символа.
    Наши предки уделяли внимание не только вышивке символов, но и их расположению на рубахе, традиционным было размещение их по кругу — ворот, пояс, рукава, подол. Это также было неспроста, так как на местах расположения обережных символов у человека находятся животворящие центры, которым нужна защита и гармонизация, и через которые человек получает жизненную силу, энергию и благословение внешних сил.
    Украшение покровов символами прослеживается и в христианских традициях. Взглянем на шитые пелены, иконы, воздухи, священнические одеяния. Они усеяны священными символами: ангелами, херувимами, крестами, голгофами и т. п.
    Вышивка именно крестом даже в дохристианской Руси была призвана служить оберегом, так как крест всегда считался защитником от нечистой силы, от дурного глаза и других напастей. В вышивках использовали образы животных, птиц и растений. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Широкой каймой разшивалась также область груди, пищевода, сердца («живы» или «живота»).
    То же можно сказать и о покрое. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Нигде и никогда в истории вы не встретите в обычаях кроя одежды неровных, «рваных» подолов, выемок или напусков. Это всегда ровные, параллельные земле, богато орнаментированные края одежды.
    Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
    Легко догадаться, что ворот был особенно «символически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» (то, что носят вокруг «жерла» - горла) или «оплечье».
    А юбка или длинная рубаха для женщины имела главной идеей кроя - максимально обеспечить беспрепятственное прохождение земных и космических энергий вдоль всего тела. Я здесь не вижу никаких противоречий с поздней христианской народной трактовкой символического значения юбок, сарафанов и женских рубах, потому что во все времена роль женщины была и остаётся - продолжать человеческий род.
    Сегодня уровень развития физики указывает на те «энергии», которые нами в примитивном понимании христианства (в качестве его противопоставления дохристианскому, якобы «дикому» периоду истории) не принимались в расчёт, отбрасывались и даже осуждались. А не атавизм ли это: вульгарно-материалистическое понимание мироздания, оставшееся нам с коммунистических времён?..
    Давайте рассмотрим роль одежды в жизни человека, кратко касаясь некоторых моментов понимания сакральности в одежде христианского периода.
    О вышивке, к сожалению, и других символических украшениях-оберегах сегодня говорить не приходится. У нас главный оберег - наш нательный крест, мощевик, иконка, пояс с молитвой «Живый в помощи».
    Но вот пояс и в христианстве остаётся символом того же сдерживания злых сил, намерений, духов как в человеке, так и вовне, недопущения порабощения духами человека. Великая святыня - Пояс Пресвятой Богородицы тому яркое доказательство. Пояс - обязательный атрибут одежды монаха, с теми же символическими значениями.
    Обязательной частью одежды считался головной убор. Особенно для женщины. Корни обычая убирать голову, волосы, лежат в древности.
    Распущенные волосы никогда не считались правильной «причёской», кроме как в детстве. Всем известны однокоренные слова «разпуствшийся», «разпущенность», «разпустёха», а также выражение «опростополосился» (сглупил, дал маху на позор окружающим). Разпущенные длинные волосы сегодня - признак неуважения к окружающим, потому что на вечеринке, в общественном транспорте, в студенческих многолюдьях волосы часто оказываются на одежде других людей. У некоторых есть болезни волос, которые проявляются в их выпадении, перхоти и прочих неприятных вещах.
    Принято было, чтобы девушки носили длинные косы, убранные венчиками, очельями, лентами, замужние женщины обязаны были носить закрытые головные уборы, которые символизировали собой подчинённое (в данном случае - мужу) положение.
    В храме - само собой - обязательно следовало быть с покрытой головой: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (Кор 11: 5 5). Женщина как бы подчиняет себя Богу, святым, а главное, носит головной убор в памятование и уподобление Матери Божией.
    Об одежде и её сакарльном сысле у священников и монахов говорить не будем. У нас другая тема.
    Обрежный смысл одежды в других народах тоже основан на сохранении физического, психического, нравственного здоровья взрослых и их детей. Посмотрим на мусульман: никогда или почти никогда вы не увидите оголённую женщину-мусульманку, беззастенчиво разгуливающую по улице. Чтобы не стать соблазном для похотливых взглядов мужчин, они даже часто закрывают лицо, не говоря уже о руках, ногах и шее.
    Для чего столько обережных условностей в быту простых мiрских людей? Да причина всё одна и та же. Главной целью всех мудро созданных условностей в одежде - продолжение рода. Но не просто продолжение, а рождение ЗДОРОВОГО потомства.
    Для нас, православных, самые здоровые, умные и развитые дети рождаются от целомудренных родителей в венчаном браке.
    А теперь посмотрим, как мы одеваемся: эти голые пупки, эти спущенные штаны, юбки «выше талии», без меры оголённые телеса, разпущенные волосы или обритые головы (Самсон утратил свою волшебную силу, когда Далила обрезала его волосы. Значит, есть мистическое значение в длинных волосах, только не распущенных). Сплошь и рядом соблазн для мужчин. Всё располагает к свободе сексуального партнёрства. К этому и призывает современная мода, которой так бездумно и слепо следуют наши девушки.
    А что говорит нам православная этика поведения? "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею" (Рим. 1, 28-2, 9; Мф. 5, 27-32).
    А чем прелюбодеяние опасно для женщины или, тем более, девушки? Рождается порченое потомство (не признаваемый у нас закон телегонии).
    По закону телегонии, качество первого мужчины, недостаточно тщательно выбранного, имеет огромное значение. От профессионального вора рождаются дети с врождённой склонностью к воровству, от алкоголика - соответственно, от насильника - само собой тоже (это могут быть отсроченные свойства детей от совершенно другого мужчины). Через учение о волновой генетике можно девушку "оплодотворить" и на расстоянии, одним только похотливым взглядом. Поэтому предупреждение Иисуса Христа очень актуально сегодня и подтверждается научно.
    Вот, оказывается, родить здорового ребёнка не так просто, потому что на его внутриутробное развитие влияет абсолютно всё: алкоголь, электромагнитные волны, радиоволны, эмоции матери и окружающих её людей, музыка, случайный испуг, конфликты в семье, живопись, свободные нравы, девственность или разпущенность жениха и невесты, нескромные взгляды мужчин, вредные привычки, даже нехорошие (равно как и замечательные) поступки матери, отца, родственников, когда-то бывшие. Да-да! Если отец участвовал в вооружённом конфликте или убивал кого-нибудь - то это тоже скажется на зачатом впоследствии малыше.
    Ну, и конечно, на здоровый геном ребёнка влияет одежда. И не в последнюю очередь. Она, одежда, - многое может рассказать о своём хозяине или своей хозяйке: характере, настроении, интеллекте, привычках и даже о намерениях.
    Скажу больше: вся современная мода с её безстыдством и вычурностью направлена на сдерживание прироста здорового населения. А теория заговора, так усиленно осмеиваемая, есть не что иное, как та же самая тайна беззакония, направленная против Богоустановленного порядка и христианских смыслов.
    Скромная одежда открывает душу, а нескромная - тело.
    Чтобы долго не занимать времени и места, отсылаю всех интересующихся к опубликованным в интернете материалам. Закон телегонии не признан учёными. Но это до времени, потому что открытие волновой генетики снимает вопрос о недоказуемости телегонических процессов в человеческой среде:

    Когда одеваешь хороший дорогой костюм, что-то внутри меняется – ощущаешь себя другим человеком, может подняться настроение и чудесным образом открываются новые резервы энергии. И напротив, одевая старую, нечистую одежду, которая придает нелепый или даже неряшливый вид, переживаешь слабость, неловкость и неуверенность в себе. Конечно, если представить себе некую гипотетическую продвинутую личность, то у нее нет зависимости ни только от внешнего вида, но даже от внешних событий. Однако даже такой человек будет использовать одежду как эффективный инструмент взаимодействия с окружающими.

    В обществе и поныне действует негласный закон о принадлежности к разным сословиям – от бедных и неудачников до богатых и «продвинутых». А принадлежность эта определяется чаще всего по внешней атрибутике, начиная от внешности и одежды, заканчивая поведением и реальными данными о состоянии банковского счета. Так вот, если материальное благосостояние можно как-то реально проверить, то качество душевных составляющих такому подсчету не поддается – мы порой не только других, но даже и себя не знаем, поэтому и зависим от , будто именно им и определяется наша личная качественность. Отсюда и возникает мощная зависимость внутреннего состояния от внешних данных.

    Можно от этой зависимости страдать, а можно ей пользоваться. Ожидания окружающих и личное самоощущение приковывают к определенному укладу жизни. Когда хочется что-то стремительно поменять, иногда достаточно купить себе что-то по-настоящему новое. Такая вещь не должна быть продолжением старого образа, иначе она станет лишь дополнением привычного уклада. Покупка должна быть чем-то по-настоящему новым. Я не имею ввиду какие-то экстравагантные изыски. Вполне достаточно, чтобы новая вещь хотя бы слегка выбивалась из привычного стиля одежды. Новая и чистая одежда, удачным образом подчеркивающая внешние данные, словно вскрывает ранее спящие внутренние ресурсы – побуждает ощутить приток свежей энергии в жизнь.

    Глядя на другого человека, мы ничего не знаем о его душевных данных, но можем вынести кучу суждений по одному только внешнему виду. Мы так привыкли – смотрим и реагируем на материальное, потому что душевное прямому взору не поддается – только через внешние проявления. Все мы в разной степени зависим от внешней среды. А там где эта среда напрямую соприкасается с личностью, эта зависимость становится особенно очевидной. Одежда и внешний облик – это и есть такая вот витрина души. .

    Если человек одет чисто, к месту и со вкусом, это будет способствовать его пребыванию в потоке событий наиболее удачным образом. Окружающие не видят его личных данных, его душу, но видят удачный внешний облик, по которому и судят соответственно о личностном закулисье. Внешний вид – не залог успеха, но одна из его составляющих. Мы настолько зависимы от внешнего, что порой можем поменять мнение о другом человеке лишь исходя из его внешнего облика в какой-то отдельный день.

    Иногда одежда становится таким вот самостоятельным способом потешить самолюбие и чувство собственной важности. В таком ключе человек склонен дурачить себя и других своей внешней атрибутикой – дорогой одеждой, гаджетами, кольцами и пр. Окружающие как правило чувствуют некий подвох – ложь и несоответствие внешнего внутреннему. Или иначе говоря, они ощущают внешнее притворство как склонность ко внутренней лжи. Ни к чему хорошему такой стиль одежды и поведения обычно не приводит.

    Деловому человеку в общении с клиентами или партнерами выгодно демонстрировать своей внешностью и поведением надежность и достаток. Как ни парадоксально, но чем более опрятно и респектабельно выглядит человек, тем сильней клиенты хотят заплатить ему побольше денег. Клиент словно чувствует, что он – рядом с человеком, которому без сомнений положено платить – это будто подношение дани некому божеству ответственному за благосостояния. Что-то подобное люди ощущают и в дорогих ресторанах, где без сожалений расходуют за ужин деньги, которые совсем недавно могли жалеть ради чего-то куда более значимого.

    Нашим друзьям и близким приятно находиться с человеком, от которого отдает чистотой и свежестью. В общении с любимым человеком, конечно, лучше всего , чтобы не терять времени на глупости, и не создавать иллюзий, которые рано или поздно развенчаются. В этом смысле – хорошо, когда одежда по-настоящему выражает личность. Но как правило человек неопрятный внешне и без того, бывает таким же в делах и поступках. Но это не закономерность, а скорей именно то, как влияет внешний вид на подсознание других людей.

    Вы можете быть жертвой своего внешнего вида и привычного образа жизни, делать новые шаги со страхом перед будущим, а можете быть хозяином собственного разума, использовать внешний вид как инструмент творческого взаимодействия с миром. В общем-то, здесь, я говорю о вещах вполне очевидных. Но, зачастую, мы склонны не замечать очевидного.