«Краеведение - основа воспитания патриотизма».

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» Д.С. Лихачев.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа. Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и будем готовы защищать ее. Осознание подрастающего поколения гордости за свое Отечество, любви к своей стране, ответственности за свою судьбу предполагает программа патриотического воспитания, разработанная педагогами нашей школы. Патриотизм начинается с воспитания любви к своей малой родине – деревне, селу, городу в котором родился и от куда берут начало твои корни. Это и является одним из ведущих направлений деятельности нашей школы - краеведение, которое осуществляется через уроки, участие классов в туристско-краеведческом движении «Отечество»; подготовку учащихся к конкурсам, исследовательским проектам военно-патриотической направленности; работу краеведческого кружка. Туристско-краеведческое движение «Отечество» предполагает поисковую работу учащихся по назначенной тематике. Начинаем мы эту работу с проведения общешкольной линейке, на которой в торжественной обстановке 5-11 классы получают конверт с заданием. Результатом поисковой операции становится школьная краеведческая конференция, на которой классы представляют собранный материал и рассказывают о проделанной в течение года работе.

В год 65-летия Победы учащимися 9 классов была предложена тема "Война в моей семье"Тема оказалась волнующей и близкой, потому что рассказывать пришлось о своих прадедах и прапрадедах. Материал получился интересный. Это были альманахи, альбомы, презентации, составленные на основе семейных архивов, личных встреч с ветеранами, с людьми, знавшими и помнящими их. Эти работы вы можете видеть на слайде. Из работы Алексеевой Марии, правнучке Воскобойник Виктора Николаевича: «… Впереди дедушки ехали по реке его товарищи и от тяжелого груза провалились под лед, на его глазах. Едва удалось спастись дедушке, так как его машина шла за следом и тоже провалилась под лед. Собравшись с силами, он вылез из воды и чудом остался жив. Что только ни творилось на земле. Горело все: и танки, и люди, казалось даже, что горит снег. Эти люди прекрасно понимали, что отдают свои жизни во имя свободы, во имя будущих счастливых поколений. Дедушка был ранен. Все тело было покрыто осколками, но он сражался до последней капли крови...» А вот, что поведал о своей бабушке Лескиной Марии Андреевне Мирошников Петр: «…Была зенитчицей, распознавала вражеские самолеты, которые бомбили этот завод. Когда Советская Армия пошла в наступления, Мария Андреевна наряду с другими солдатами стала участницей боевых действий. Она дошла до Украины. После войны была награждена медалями за боевые заслуги.» Эпилогом к этому можно было бы поставить слова другой ученицы, которые, по сути, отражают результат нашей деятельности: "Работая над поиковым материалом, я почерпнула для себя много нового, того, что я не знала ранее. Но самое главное, я поняла, в какой великой стране я живу! Насколько велик подвиг моего народа, освободившего от фашизма весь мир! Я горжусь своей многострадальной, героической и удивительно прекрасной РОДИНОЙ!"

Участники конференции с большим интересом слушали рассказ о старшем Потехине - Семене Николаевиче, который принял участие в военных действиях против Колчака и в сражениях против фашистско-немецких оккупантов, о боевых заслугах в ВОВ двоюродного брата Семена Николаевича, Василия Максимовича, о его сыне, Александре Васильевиче, который Указом Президиума ВС СССР от 6 июня 1945 года за добросовестный и самоотверженный труд в период ВОВ был награжден медалью. В разделе «Четвертое поколение Потехиных на службе Отечества» шестиклассники отметили мужественность, целеустремленность, решительность старшего сына Александра Васильевича, Владимира, сумевшего воплотить в жизнь свою детскую мечту – стать летчиком. Два года назад состоялась встреча учащихся с Потехиным Владимиром Александровичем, на которой теперь уже полковник авиации рассказал о своей семье, о своей личной судьбе.

Краеведческий материал, который обнаруживается в процессе поисковой работе, мы часто используем и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции поселка в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.

Таким образом, учащимся становится ясно - история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов.

Педагоги нашей школы сошлись в едином мнении о том, что поисковая работа помогает в духовном воспитании и формировании личности ребенка. Ведь вся жизнь и деятельность наших прародителей – это пример высокого гражданского служения, истинной любви к своему Отечеству. Особо мы гордимся исследовательскими работами Потаниной Анны, Буздановой Екатерины, которые на областной конкурсе «Отечество. Саратовский край в истории России» удостоены третьих призовых мест. Разумов Александр, ученик 11 «Б» класса, в прошлом году стал лауреатом 8-го областного конкурса «Хранитель памяти». Поисковый материал о труженицах тыла Клоковой Тамаре, собранный краеведческой группой 5 классов, лег в основу стенда «Благодатная память жива», который занял 1 место в районном конкурсе исторический бюллетеней. Мы заметили, что старшеклассники, проводя исследовательскую работу и изучая множество документальных материалов, с большим интересом относятся к оформлению своих творческих проектов. Кроме того, благодаря использованию новых технологий семейные фотографии и документы военных лет получают вторую жизнь на электронных носителях и хранятся в школьном архиве для будущих поколений.

Учащиеся нашей школы с удовольствие принимаем участие во всех конкурсах различных уровней, имеющих военно-патриотическую направленность. Так например в текущем году наша школа принимала участие в конкурсе Web-страниц«День Победы глазами детей». Этот конкурс примечателен прежде всего тем, что при работе с краеведческим материалом дети могли продемонстрировать свои достижения в области ИКТ – это и умение работать в графическом редакторе Adobe Photoshop (создание открыток для ветеранов и небольших иконок для Web - странички) и работа с текстом для ссылок, и непосредственно создание самой страницы конкурса. Нашу работу вы можете посмотреть на сайте школы

В краеведческой работе большую помощь нам оказывает районный музей. В его стенах проводятся уроки-мужества, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на осознание исторического материала, позволяет обогатить внутренний мир учащихся.

В нашей статье обзорно представлено только то, что было выполнено школой в отношении краеведения по теме «Военная история Отечества» в прошлом году. На сегодняшний день у нас много идей, предложений. Впереди еще огромный фронт работы. Хотелось бы надеяться, что наши труды не пропадут даром, что наши слова отзовутся в сердцах детей добром и проявятся в созидательном труде на благо своей семьи, общества и Отечества.

Мы не строим грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а стараемся решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели -воспитать и укрепить патриотизм, духовность и нравственность наших детей как основного ресурса нации.

Роль исторического краеведения в воспитании патриотизма у школьников

«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре,

к родному селу или городу,

к родной речи –

задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?»

Д.С.Лихачев.

Меняются времена, эпохи, люди…

Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение -всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни. Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

    фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

    газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

    правосудие, способное наказать только слабых мира сего.

    безработица, пьянство, наркомания.

    бездомные и нищие.

    никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.

    компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

    Беречь природу и окружающую среду в целом;

    Сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых

    поколений;

    Беречь памятники истории и культуры;

    Относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

    «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

    Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

    Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

    Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история - это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

    Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения.

    Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

    Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

2. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

3. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

4. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

5. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

Воспитание патриотизма через краеведение в школе - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное требование - комплексность в краеведческой работе, которая помогает воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него - к Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

    изучение местного материала на уроках;

    изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;

    изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

    проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;

    обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);

    использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведение в школе направлено на изучение истории края, района, города. Помогает учащимся комплексно и глубоко изучать прошлое и настоящее. Знакомить с боевыми и трудовыми подвигами своего народа. Учит бережно относиться к истории своего отечества, изучать культурное и историческое наследие, чтить память героев – земляков. Воспитывает в детях чувство добра, справедливости…

Главным результатом работы эколого-краеведческо-туристического общества является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и любящей свой родной край.

Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все - «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Известный русский религиозный философ И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Решая проблему патриотического воспитания как учитель истории и классный руководитель ставлю перед собой вполне конкретные цели:
1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;
2. Дать детям возможность увидеть : красоту ее природы, памятники культуры, ;
3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем;
4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.
5. Формировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии.
Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед , а человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Что же такое «патриотизм»?

И какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает
актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или родной страны, другой – через ее , третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в . Наверное, сколько людей – столько путей.

В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. В этих целях в нашей школе разработана программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1».

Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории. Учитель-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Работая с детьми, из года в год наблюдаю проблему, когда при изучении истории у части учеников за период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедился, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметил, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать России, проводя между ними параллели.

История, как никакой другой предмет, содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и оправдано.

Школьными программами по истории России в VI – XI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, занятиях кружка, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Сбором материала по местной истории, его классификацией в школьном музее я преследую педагогические цели. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заранее даю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его выполнением, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.

Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных , целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
Тема: Июнь 1941- ноябрь 1942г(используется материал о участнике битвы Колчеве Я.Ив.).
Тема: Коренной перелом в ВОВ Ноябрь 1942- зима 1943г.(используется материал о участниках битвы Платонове П.Ф. и Плетневе Ю.П.).
Тема: Курская битва в ВОВ лето- осень 1943 г.(используются материалы о участниках Курской битвы – уроженцах Ивни и земляках).
Тема: Ивня в военное лихолетье.
Тема: Причины, цена и значение Великой победы. (используется материал о участниках парада Победы Анпилогове В.И. и Степанове В.А.).
Тема: Усадьба Карамзиных-Клейнмихель и ее обитатели. 8 кл.
Тема: Экономическое развитие в пореформенной России второй половине XIX века (используются статистические материалы, и сведения о промышленных предприятиях края, сведений о осуществлении отмены крепостного права в Ивне). 10 кл.
Тема: Революция 1905-1907 гг. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года.(используется сведения о забастовке ивнянских сахарников в 1905 году). 11 кл.
Тема: Россия в годы революций и гражданской войны.(использование сведений об участии земляков в гражданской войне). 11 кл.
Тема: Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг.(использование статистических и архивных сведений о социально-экономическом развитии Ивни в 30х годах). 11 кл.
Тема: Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. Ивня в изучаемый период. 11 кл.
Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ивни, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея, районная газета «Родина», краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.
Мои ученики организовано работают в краеведческом кружке.
Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ивни, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея, районная газета «Родина», краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.
В своих исследовательских работах Виталий Горлов использует различные источники и материалы. В том числе: архивные данные, материалы периодической печати и Краеведческого музея МОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1», которые содержат важнейшие данные о тех годах, позволяют восстановить событийную канву и формируют необходимую фактическую основу для исследования.

Значительное место в его работах занимает эпистолярное наследие: воспоминания очевидцев тех событий, людей, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, и тех, кто трудился для победы. Эти источники представляют значительный интерес, поскольку, позволяют окунуться в атмосферу тех лет, прочувствовать и понять, какой ценой народу далась эта победа. Среди очевидцев событий – самые разные люди: представители командного состава армии и мирные жители, но, независимо от звания и возраста, их объединяло единое стремление к победе над врагом, что и определило «отечественный» характер этой войны.
Поливянов Владимир в своей исследовательской работе размышлял:
«Я очень люблю бывать в школьном музее. Посидеть в тишине, полистать альбомы, почитать фронтовые письма, посмотреть старые пожелтевшие фотографии и документы. А сколько интересных встреч прошло здесь с ветеранами. К большому сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше остаётся в живых ивнянцев прошедшие страшные дороги войны. Да и многие из них не очень любили вспоминать о войне. Ведь для них, война – это не абстрактное понятие. Это воспоминание о тревоге, о страшных кровавых столкновениях с врагом, о мучительных переживаниях за близких в своём сердце. Война – это страшный сон стоявший перед глазами фронтовика как явь. Нельзя забыть того, как ходили в атаки с боевыми друзьями, как на глазах снаряд или мина в клочья разрывали твоего товарища».

Хотя результаты патриотического воспитания может показать только жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному поселку. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу.

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

Кременчутский С.В

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение -- всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение -- комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» .

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности -- школьного микрорайона, города, села, района, области» .

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования -- способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации» .

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины -- сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

· фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

· газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

· правосудие, способное наказать только слабых мира сего.

· безработица, пьянство, наркомания.

· бездомные и нищие.

· никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.

· компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм -- это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота -- человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

· беречь природу и окружающую среду в целом,

· сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

· беречь памятники истории и культуры.

· относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек -- звено в цепи жизни.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история -- это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание -- эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям -- вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать -- от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я -- достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей является

8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

краеведение школьный патриотический воспитание