Здравствуйте!

1. Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.

2. Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.

3. Вы наверняка знаете, что нынешний 2008 год объявлен годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.

4. Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.

5. Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

6. В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.

7. Моя планета - человеческий дом
Ну, как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: “Больше не могу!”
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живет! Всё еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!

8. Представляем наши команды: 7 А и 7 Б.

1 ТУР. “Помоги очистить Землю или свалка по имени земля”.

Команды, отвечая правильно на вопрос, получает шанс “очистить Землю” (убирает мусор с контура планеты).

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю составляет :

  1. Пластмасса.
  2. Стекло.
  3. Металл.

2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

  1. Москвы
  2. Лондона
  3. Нью-Йорка

3. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

  1. Производство упаковочных материалов.
  2. Переработка мусора
  3. Производство автомобилей.

4. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать
  2. Собрать в одном месте
  3. Раскрошить

5. Для того, чтобы переработать пластмассу её необходимо:

  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.
  3. Переплавить.

6. Первоочередная забота при выборе места свалки:

  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой.

7. Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места, где произошло загрязнение.
  1. Бытовой мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.

9. Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”?

  1. Британию
  2. Россию.
  3. Польшу.

10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду?

  1. Их захоронение
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса
  3. Рециркуляция (повторное использование отходов)

11. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

  1. Теплоэнергетика.
  2. Нефте- и газопереработка.
  3. Автотранспорт

12. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более

13. Выброшенную бумагу “съедят” невидимки-микробы за:

  1. 1-2 года
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более лет.

14. Что такое вермикультура ?

  1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны
  2. Спец.разведение дождевых червей (для переработки органических
    отходов и повышения плодородия почвы).
  3. Способ определения степени чистоты воды.

2 ТУР. “Не спешите выбрасывать свое будущее(или отходы)”. “Устами младенца”.

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами. На каждый из отходов заготовлено по 5 высказываний. Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду дети, и догадаться быстрее. Побеждает та команда, которая больше и верно назовет отходы. (Поочередно).

Детские высказывания:

  • Его производит обыкновенная корова.
  • В небольших количествах он очень полезен.
  • Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
  • При попадании в водоём он разрушается, рыба и другие водные животные
    начинают задыхаться.
  • Его необходимо компостировать.

(Навоз.)

  • У меня очень много игрушек сделанных из неё.
  • Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
  • Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  • Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  • Ее нельзя выбрасывать, т.к она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

  • Ее изобрели китайцы.
  • У нас ее получают из дерева.
  • Она легко горит.
  • Из нее получается очень много мусора.
  • На ней обычно рисуют или пишут.
  • Его делают из песка.
  • Чаще всего оно прозрачное.
  • Когда падает, оно разбивается.
  • Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  • Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
  • Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
  • Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
  • От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.
  • Его издают разные приборы, машины.
  • Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение, действует, как наркотик.
  • Этого почти не видно.
  • Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и
    заводы.
  • От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
  • Это могут собрать на свои листья зелёные растения.
  • В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

3 ТУР. “Сохраним живую природу”

Проходит в 2 этапа:

1 этап для команды 7 “А” класса “На зелёной тропе”, а 2 этап для команды 7 Б класса “Братья наши меньшие”.

Побеждает та команда, которая быстро и верно назовет растение или животное.

“На зелёной тропе”.

  • По нему стучат, плюнув через левое плечо(дерево).
  • С каким “божьим” цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик).
  • Сушеный виноград...(изюм, киш-миш).
  • Земляной орех....(Арахис).
  • Чертово яблоко....(картофель).
  • Самые мелкие цветы у а самые крупные у(ряски,раффлезии Арнольди)
  • Самое высокое дерево...(эвкалипт).
  • Банан дерево?(трава).
  • Медовое дерево (липа).
  • Самый быстрорастущий злак? (бамбук).
  • Плод огурца... (тыквина).

“Братья наши меньшие”.

  • Деревенский будильник...(петух).
  • Какое животное, обитающее в морях, называют “морской осой”? едуза).
  • Почему гигантского двустворчатого моллюска тридакну называют моллюском-убийцей?...
  • Петух снёс яйцо, кому достанется оно?
  • Что будет делать ворона, прожив три года?
  • Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка).
  • У каких морских животных самые их ещё называют “приматы моря”?... (осьминоги).
  • Как узнать возраст рыбы?... (по чешуе).
  • Какая самая крупная рыба?.... (китовая акула).
  • У кого глаза на одном боку?... (камбала).
  • Как называлась харчевня, где кот Базилио и лиса Алиса обильно
    поели за счёт Буратино?

4 ТУР. “Экологические частушки”.

Каждая команда исполняет экологические частушки или сказки.

5 ТУР. “Конкурс болельщиков”

От каждой команды выходит по одному болельщику.

  1. Один называет название цветов, растений, а второй животных. Без остановки, проигрывает тот, кто остановится. Например: ландыш - пчела.
  2. Победивший болельщик приносит своей команде 5 баллов.

  3. Назови комнатные растения.

Начинает один, 2-й продолжает. Выигрывает тот, кто назовет больше.

6 ТУР. “Кулинарный”

На столе стоят разные крупы и названия каш.

Нужно за 3 минуты определить из каких злаков варят какие каши.

7 ТУР. “Экологическая ситуация”.

Каждой команде даётся экологическая ситуация, нужно эту ситуацию описать и предложить пути её решения.

1. Бесконтрольное применение минеральных, удобрений (азотных, и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зезёных водорослей.

2. На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары исчезли, но появилось большое количество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять откуда появилась такая напасть.

1. “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”

(Г.Х.Андерсен)

2. “Птице - воздух, рыбе - вода, а человеку нужна Родина и охранять природу - значит любить Родину”. (М. Пришвин).

Закончи фразу

1.Проснулся, умылся … (приведи в порядок планету).

2.Все хорошее на Земле от Солнца, а все прекрасное от … (человека).
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек - он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек - он ведь тоже природа..
Так давайте природу беречь!

Сценарий «Путешествие по планетам»

Звучит музыка(космическая)

Вед:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в Большое космическое путешествие. Как вы думаете, на чем мы отправимся в это путешествие? Конечно, на ракете.

Чтоб ракетой управлять,

Нужно сильным, смелым стать.

Слабых в космос не берут,

Ведь полет - нелегкий труд!

Вед:

На какой планете живем мы с вами? (ответы детей)

Мы с вами живем на планете Земля.

Она - наш общий дом. Земля-это огромный шар, плывущий в бескрайнем просторе космоса и вращающийся вокруг солнца. Ученые называют такие шары планетами. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Давайте познакомимся с планетами.

Проекция на экран

Этих планет девять:

НЕПТУН

ЗЕМЛЯ

ВЕНЕРА
УРАН
ПЛУТОН

САТУРН

ЮПИТЕР

МАРС

МЕРКУРИЙ

Вед:

Сегодня мы отправимся в путешествие 2 экипажами: на космических кораблях «Мир» и «Комета». А где же ваши корабли, на которых вы полетите в путешествие?

Рисуют корабли на ватманах

Нарисуем, нарисуем

Самый быстрый звездолет.

Все проверим, все устроим

И отправимся в полет!

Теперь мы определим капитанов для полета в космос

(по костюму капитанам команд )

Вед:

Внимание! Внимание! Космическим экипажам приготовиться к старту. Всем приготовиться к полету!

Входит Звездочет.

Здравствуйте, я – Звездочет.

Я люблю наблюдать за звездами, Солнцем, Луной и планетами. Для этого у меня есть много разных приборов: радиотелескоп, бинокль, космические зонды и многое другое. Очень много времени я провожу у радиотелескопа. С его помощью я путешествую по разным планетам. Ребята, а вы далеко собрались? (ответ). Возьмите меня собой.

Вед:

Хорошо мы возьмем тебя, а чтобы не заблудиться в космическом пространстве, наш путь мы будем обозначать звездами, и в этом ты нам поможешь.

Звездочет:

Конечно, помогу!

Вед:

Земля! Земля! Разрешите полет?

Земля:

Полет разрешаю!

Вед:

Занять места

Пристегнуть ремни.

Начинаем отсчет времени (вместе)10,9,8,7,6,5,4,3,2,1-пуск!

Музыка усиливается

Проекция на экран:

Преодолеваем земное притяжение.

Мы выходим на орбиту. Отстегнуть ремни! Почувствуйте состояние невесомости!

(изображаем полет)

Экипажам приготовиться к приветствию друг друга1

ЭКИПАЖ КОСМИЧЕСКОГО КОРОБЛЯ «МИР»

Мы приветствуем вас, экипаж « КОМЕТЫ»,

и желаем покорить все планеты.

ЭКИПАЖ КОСМИЧЕСКОГО КОРОБЛЯ «КОМЕТА»

Вам наш мир дорогой,

Желаем от души,

Чтоб не знали вы сегодня усталости

И доставили всем много радости!

Звездочет

Обе команды за приветствие получают по звезде

Ведущий

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам!

На какую захотим-

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет!

Игра (реквизит - бумажные ракеты) по 10 детей с каждой команды.

А сейчас мы отправляемся на Луну -это спутник планеты Земля.

Вед.

Внимание! Идем на посадку!

На этой планете нам не обойтись без «лунотопов», давайте с их помощью протопчем тропу дружбы. Экипажам приготовиться к эстафете «Лунотопы»

Игра Лунотопы

Лунные кратеры

Победившие получают звезду от Звездочёта

Вед.

Музыка усиливается.

Внимание! Вижу красную планету Марс . Подлетаем к ней. Готовимся к приземлению.

А вы знаете, почему в ночном небе кажется, что планета красного цвета? Потому что она покрыта красным песком.

На этой планете мы поиграем в игру « Прыгуны».

Вручается звезда.

Вед.

Наше большое космическое путешествие продолжается!

Музыка усиливается.

Но я вижу прямо по курсу много космического мусора. Что же нам делать? Надо убрать его с нашей дороги. Вы готовы к новым испытаниям?

Конкурс «Собери космический мусор»

Собрать заданный цвет…….

Победителю вручается звезда

Вед.

Отправляемся дальше! Я вижу новую планету-это Венера, очень яркая планета, находится недалеко от нашей планеты. А немного дальше Меркурий - самая горячая планета, так как находится ближе всех к Солнцу.

Летим дальше. Вижу огромную планету. Да это же Юпитер ! Приготовиться к посадке на новой планете! На ней очень много воды, такая слякоть. Давайте наши «планетоходы» переправим на сухое место.

Конкурс «Не замочи ноги»

По курсу вижу большую планету с какими-то кольцами. Да это же Сатурн. У него кольца - это огромные ледяные глыбы-спутники, которые быстро-быстро вращаются вокруг планеты. Но представляете, эти спутники так быстро вращались, что улетели и потерялись! Поможем планете собрать его спутники?

Конкурс «Собери спутники» по 5 детей

Реквизит-2 обруча

Звездочет

Какие ребята молодцы! Так играют хорошо! Столько теперь вы знаете о космосе!

Рассказ о первом космонавте Ю.А. Гагарине

Давайте еще раз облетим все планеты (загадки)

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно друзья!

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета

Эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал!

Плутон - самая дальняя планета от Солнца

А эта планета нам всем дорога!

Нам жизнь подарила планета Земля!

К планете Земля две планеты близки.

Это Венера и Марс

Эта планета гордится собой

Поскольку считается самой большой.

Это Юпитер

А вот эта планета

Вся зеленого цвета

Это Уран

Кольцами себя окружила

И этим от других планет себя отличила.

Это Сатурн

Морской царь названье ей дал,

Именем своим планету назвал.

Это Нептун

У каждой планеты свой

Собственный путь,

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вкруг Солнца вращаются наши планеты,

По-разному все они Солнцем согреты.

И пусть вот эти разноцветные шары напоминают планеты

раздаем

Вед.

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на планету Земля. Объявляется минутная готовность!

Всем занять стартовые места. Начинаем отсчет:10,9,8,7,6,5,4,3.2,1!

Пуск!

Музыка усиливается

Ну, вот мы и вернулись из путешествия по планетам.

Подведение итогов +сладкие призы.

Мультфильм- Тайна третьей планеты.


Цель: Формировать у дошкольников представление о космосе и его освоение людьми.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: « Физическое развитие», «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие».

Программное содержание:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы, их расположения относительно Солнца, звёзд и созвездий, космонавтов.
  • Развивать коммуникативные навыки, способствовать эмоциональному сближению детей.
  • Воспитывать взаимопомощь, умение работать в команде.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности, интерес к космосу.
  • Закреплять навыки счёта в обратном порядке в пределах 10, ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

Предварительная работа: Чтение научно познавательной литературы: «Почемучка», «Детям о космосе» Т.А. Шарыгина, Ю.А.Гагарин «Дорога в космос». Беседы на тему «Земля – наш общий дом», «Солнечная система», «О космонавтах». Просмотр видео о космосе. Заучивание стихов, загадки о космосе. Рассматривание иллюстраций Вселенной, карту звёздного неба. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты», настольно-печатная игра «Космос». Рисование, аппликация, оригами на тему: «Полёт на луну» (коллективная работа), «Лети ракета к звёздам», «Солнечная система», «Звёздная фантазия».

Оборудование: Плакат «Солнечная система». Детское творчество, видео - запись «Красоты Вселенной», костюмы и атрибуты, ширма звёздного неба. Проектор, космическая музыка.

Действующие лица: Воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Ход деятельности

(В зале звучит фонограмма космической музыки).

Ведущий. Давным-давно некоторые мыслители предполагали, что существует и другой мир населённый такими же людьми, как и мы. Они так и пытались подняться вверх и узнать тайну неба. И это свершилось. В обычный весенний день 12 апреля 1961 года произошло то, о чём мечтали многие поколения людей. Был осуществлён полёт в космос, космонавтом номер один. Им стал наш советский лётчик - испытатель Юрий Алексеевич Гагарин.

(Показ фотографии космонавта Ю.А. Гагарина.)

Ведущий. Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Мы Вас приглашаем отправиться с нами в путешествие, но не простое, а космическое. Вы хотите?

Космос всегда был интересен. Ещё бы! Там столько тайн и загадок. А ещё космос - это яркие звёзды, сверкающие в темноте, кометы с горящим хвостом и удивительные планеты.

Ведущий. А кто летает в космос? Кто такие космонавты? Каким должен быть космонавт?

Ответы детей.

Ведущий. Встречайте наш космический экипаж!

(Под музыку дети входят в зал и выстраиваются для приветствия.)

Командир корабля, космобиолог, космозоолог, бортинженер, исследователь, переводчик, врач, диетолог, испытатель.

(Космонавты читают стихи.)

Далёкие звёзды на небе горят.

Зовут они в гости ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас.

И вот мы к полёту готовы сейчас.

Космос манит и зовёт.

Всё человечество в полёт.

Мечтают в космос полететь

И взрослые и дети.

Осуществится пусть мечта

На всём огромном свете.

Если в космос мы хотим,

Значит скоро полетим.

Самым дружным будет наш,

Развесёлый экипаж.

Скомандуйте диктор, «Внимание взлёт!»

И наша ракета помчится вперёд!

Прощально мигнут и растают в дали

Огни золотые любимой Земли.

Космонавтом чтобы стать

Надо многое узнать.

Быть проворным и умелым.

Очень ловким очень смелым.

Ведущий. Предлагаю проверить вашу подготовку к космическому путешествию. Вы готовы?

Ответы детей.

Ведущий .

А сейчас мы поиграем-

Все секреты разгадаем!

Пусть вопросы не логические,

Но вполне космические.

Игра «Цепочка загадок»

Чтобы глаз вооружить,

И со звёздами дружить

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный…….

(Телескоп.)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всём

Умный дядя……

(Астроном.)

Астроном – он звездочёт

Знает всё наперечёт

Только лучше всех видна

В небе полная …..

До луны не может птица

Долететь и прилунится

Но зато умеет это

Делать быстрая…..

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По-английски «астронавт»

А по-русски …..

(Космонавт.)

Космонавт сидит в ракете

Проклиная всё на свете

На орбите как назло

Появилось…….

НЛО летит к соседу

Из созвездия Андромеды,

В нём от скуки волком воет

Злой зелёный……..

(Гуманоид.)

Гуманоид с курса сбился,

В трёх планетах заблудился,

Если звёздной карты нету,

Не поможет скорость ……

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает,

Дарит солнце жизнь планетам,

Нам – тепло «хвосты» -….

(Кометам.)

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора – это чёрная…..

В чёрных дырах темнота

Чем- то чёрным занята.

Там окончил свой полёт

Межпланетный……

(Звездолёт.)

Звездолёт - стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познаёт на практике

Звёздные ……

(Галактики.)

А галактики летят,

В рассыпную как хотят,

Очень, здоровенная -

Эта вся вселенная.

Ведущая. Молодцы. Вижу, что команда у нас получилась дружная, вот теперь можно отправляться. Ракета на старте.

Чтобы в космос полететь

Надо нам в ракету сесть.

По ступенькам поднялись

Крепко за руки взялись.

Аккуратно надо сесть

Чтоб приборы не задеть.

(Дети имитируют движения.)

Ведущий. Все заняли свои места?

Приготовится к запуску ракеты!

Ответы детей. Есть, приготовится!

Ведущий. Пристегнуть ремни!

Ответы детей. Есть, пристегнуть ремни!

Ведущий. Запустить двигатели!

Ответы детей. Есть, запустить двигатели!

Ведущий . Включить контакты!

Ответы детей. Есть, включить контакты!

Ведущий. Начинаем обратный отчёт!

(10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.)

Все. Пуск!Ура! Летим!

На экране появляется запись космического полёта «Красоты Вселенной».

Ведущий. 5секунд - полёт нормальный, 10 секунд - полёт нормальный. Полёт проходит в нормальном режиме. Вот мы и в космосе. Как вы знаете, после выхода в космос наступает невесомость.

Плавными движениями дети изображают невесомость.

Ведущий. Ребята полюбуйтесь нашей планетой в иллюминатор. Как она выглядит из космоса?

Показ изображения Земли на экране.

Ответы детей.

Раздаётся позывной в виде азбуки Морзе.

Ведущий. Ребята нам сообщение из центра управления полётов. Давайте послушаем.

Ведущий. Самая ближайшая к нам планета - это спутник нашей Земли.

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны.

Там Луна впереди. Машет кто – то нам вдали.

Предлагаю полететь и самим всё рассмотреть.

Ведущий. Мы приближаемся к Луне. Приготовиться к прилунению.

Ответы детей. Есть приготовиться к прилунению!

Ведущий. На Луне нет притяжения. Включить утяжелители!

Космонавты выходят из ракеты, на встречу к ним выходит Звездочёт.

Звездочёт. Над землёю ночью поздней

Если бросишь в небо взгляд,

Ты увидишь, словно грозди,

Там созвездия висят.

Добрый день ребята. У нас случилась неприятность. Космические пираты разбили созвездия, и теперь все звёзды рассыпались по небу. Помогите мне собрать их обратно в созвездия.

Звездочёт показывает имитацию ночного неба (штора из плотной чёрной ткани, натянутая на ширму, со следами, на которые крепятся звёзды).

Звездочёт предлагает детям прикрепить звёзды на соответствующие места и отгадать названия созвездия.

Проводится игра «Рисунок из звёзд».

Когда созвездия собрались, ученики Звездочёта читают стихи.

Звёзды, звёзды с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

С давних пор живут на небе

Как в ночном краю чудес,

Водолей, Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

В знак благодарности Звездочёт дарит танец маленьких звёздочек и желает счастливого полёта.

Танец «Маленькие звёздочки».

Ведущий. Ребята, занимайте свои места в ракете, мы отправляемся дальше. Посмотрите в иллюминатор на звёздное небо. Как оно красиво! Сколько в нём ещё тайн и загадок.

Сигнал SOS.

Ведущий. Внимание всему экипажу! Кому – то необходима помощь.

Я вижу неопознанный летающий объект.

Появляется НЛО.

Капитан. Что случилось? Какая помощь необходима?

Инопланетяне. По солнечной системе на огромной скорости пролетел пиратский корабль и сбил планеты с орбиты. Помогите планетам вернуться на свои места. А то мы сбились с пути и не найдём дорогу домой.

Ведущий . Мы поможем Вам. У меня есть подсказка.

Ведущий и экипаж выстраивают солнечную систему, а затем прикрепляют планеты на заготовленный плакат орбиты.

Ведущий. По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс,

Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран. За ним – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, и девятая планета

Под названием Плутон.

Ведущий и экипаж читают стихи о планетах солнечной системы.

Это жёлтая звезда согревает нас всегда.

Все планеты освещает, от других звёзд защищает.

Крохотулечка – планета первой солнышком согрета,

И проворна, год на ней восемьдесят восемь дней.

(Меркурий.)

Только Солнце и Луна в небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты в Солнечной системе нету.

На планете чудеса: океаны и моря,

Кислород есть в атмосфере, дышат люди им и звери.

Над планетой красной кружит каменюки, страх и ужас.

Нет горы нигде на свете выше, чем на той планете.

Великан – тяжеловес мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка жаль худеет понемножку.

Пышный газовый гигант, брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были кольца изо льда и пыли.

Он уже, который век среди братьев – римлян грек,

И сквозь, космоса тоску мчится, лёжа на боку.

На планете синей – синей дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма – длится сорок лет зима.

Нужно пять часов, чтоб свету долететь до той планеты,

И поэтому она в телескопы не видна.

Танец «Солнечная карусель».

Ведущий. Мы помогли Вам и собрали все планеты по порядку. Теперь Вы найдёте дорогу домой. А где ваш дом?

Инопланетяне . Наш дом рядом с планетой Юпитер – это спутник Европа.

Спасибо Вам Земляне за помощь, а нам пора лететь, прощайте.

Ведущая. Программа полёта выполнена, нас просят вернуться на Родину. Всему экипажу занять свои места, пристегнуть ремни. Нам пора, нас ждут на Земле. Сели удобно, наша ракета приземляется на точке старта. Я надеюсь, наше путешествие было интересным и увлекательным. Добро пожаловать на Землю!

Мы благополучно приземлились на родной планете.

Вот мы дома опять, Вам понравилось летать?

Ответы детей.

Экипаж космонавтов выходит из ракеты, и читают стихи о доме.

Мы летали далеко выше даже облаков.

В космос выше тучи, но, а дома лучше!

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полететь и возвратиться

Под крышу дома своего!

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Замечательно, друзья,

Что наш дом родной – Земля,

Никаких сомнений нету –

Это лучшая планета.

Ведущий. Ты ложишься спать, а где – то наступает час рассвета.

За окном зима, а где – то жаркое, сухое лето.

Много на земле людей, мир велик. Запомни это.

Организация совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема «Путешествие к звездам»
Возрастная группа: 6-7лет
Наглядное оборудование: презентация с изображением солнечной системы, звездного неба, луны, запуска ракеты.
Мультимедийные средства: 1. Ноутбук 2. проектор
Дополнительное оборудование : карты звездного неба, созвездия, планеты, схема ракеты и ее составляющие, ребус.
Цель: создать условия для формирования интереса к истории космонавтики.
Задачи:
Обучающие:

  1. познакомить с космической системой;
  2. познакомить с историей развития отечественной космонавтики;
  3. расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний по теме «Космос».
Развивающие:
  1. развивать внимание, умения слушать;
2. развивать работоспособность, воображение;

Воспитательные:

  1. воспитание интерес к истории космонавтики;
  2. воспитание бережного отношения к окружающему миру;
  3. воспитание способностей работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.


Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми

Ведущий: Сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие к звездам и планетам. Какой транспорт нам нужен для этого путешествия?
Давайте разгадаем ребус и узнаем ответ. Приложение1
Правильно, мы выбираем ракету! Но что бы отправится на ракете в космос, ее для начала нужно построить. (Ребята собирают ракету) Приложение2
Ведущий: Ракета готова! Внимание начинаем отсчет: Три! Два! Один! Старт!
Как известно, космонавт должен быть очень внимательным. Проведем игру на наблюдательность. Кто будет космонавтом? Перед вами несколько изображений, их нужно запомнить. Отвернитесь. А теперь посмотрите внимательно, какой предмет я убрала? Приложение3
Викторина «Космический калейдоскоп» (за каждый правильный ответ ребята получают звезду и приклеивают на ракету)

  1. Какое событие произошло 12 апреля 1961 года? (в космос полетел человек)
  2. Какая страна отправила в космос первого космонавта? (Советский союз)
  3. Назовите профессию людей, которые совершают полеты в космос? (космонавт)
  4. Как называется то место, откуда стартуют в космос ракеты? (космодром)
  5. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)
  6. Как называется аппарат, который посылают для исследования луны? (луноход)
  7. Космонавтам приходится выходить в открытое космическое пространство. Как называется костюм, который они надевают? (скафандр)
  8. Астронавты какой страны первыми побывали на луне? (США)

Посмотрите в иллюминатор наша ракета подлетает к какому-то космическому телу.
Отгадайте загадку:
Я бываю и двурого
И кругла порой, как миска,
В небесах моя дорога
От земли совсем не близко. (луна) 1
Правильно мы подлетаем к луне.
Знаете ли вы, что…
Луна- самое близкое к нам космическое тело? Наши соседи-планеты находятся в сто раз дальше, чем она. На луне нет ни капли воды., зато есть моря. С земли мы видим их как темные пятна. У них есть названия: море Островов, море Дождей, Море Волн. Горы на луне - самые настоящие, высотой до девяти километров.
Больше всего на луне кратеров. Это такие большие, круглые впадины, образованные от падения метеоритов.
Жизнь на луне совсем другая нежели на земле. Если не считать того, что на луне нет никакой жизни.
Вдруг вам захочется попрыгать на луне, то вы прыгнете в шесть раз выше, чем на земле и падать будете гораздо медленнее. А все почему? Потому что сила тяжести на земле в шесть раз меньше, чем на земле.
Давайте выйдем на прогулку по луне.
Помните, что на луне вы будете разговаривать только при помощи радиопередатчиков. Звуков на луне нет, там даже метеориты падают бес шумно. Это из-за того, что на луне нет атмосферы.
Выходит ребенок одетый в костюм инопланетянина.
Гуляют лунатики взад и вперед,
Гуляют лунатики - грустный народ
Да как же лунатикам - и не грустить,
В пустыне лунатика выпало жить.
У них на луне ни травы, ни цветов,
Ни рыб, ни букашек, ни птиц…
Ну и ну!
Тогда почему я хочу на луну? 2
Инопланетянин:
- Здравствуйте, я рад вас приветствовать на луне! Кто вы? С какой планеты прилетели? (ответы детей: мы люди с планеты земля)
- А знаете ли вы, что луна спутник земли?! (ответы детей)
- Помогите мне расставить планеты по порядку, как они располагаются вокруг солнца. Приложение4
Ведущий: Ребята посмотрите какой прекрасный вид открывается нам с луны. Давайте запечатлеем прекрасный космический пейзаж, нарисуйте луну и звезды. (ребята рисуют пастельными мелками на за тонированном в ночное небо ватмане) Молодцы!
Инопланетянин машет рукой и удаляется.
Ведущий:
- В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от земли. На самом деле звезды - огромные раскаленные газовые шары. Самые горячие из них голубого цвета. Наше солнце принадлежит к менее горячим - желтым звездам, но все равно к нему нельзя подлететь. Я расскажу вам легенду об Икаре. Юноша смастерил крылья, чтобы подняться к солнцу, но крылья были из воска, они расплавились, юноша упал на землю и разбился.
Некоторые звезды - красноватые, они сравнительно холодные. Звезды отличаются друг от друга размерами: есть звезды гиганты и звезды карлики. Каждая звезда имеет свое название: Сириус, Вега, Полярная звезда и тд. Если на карте звездного неба соединить определенные звезды, то перед вами предстанут сказочные фигуры - созвездия, каждое из которых имеет свое название.
Поработаем с картой звездного неба (у каждого ребенка есть карта). Приложение5 Найдите на карте Полярную звезду. Эта карта видна на северном полушарии и находится точно на севере. По ней ориентируются мореплаватели.
Найдите созвездия Лебедь, Большой пес, Большая и Малая медведица.
А как на небе очутились медведи? Вот что рассказывает легенда. Большая медведица вовсе и не медведицей была раньше. Злая волшебница превратила в медведицу красавицу Калисто - дочь царя древней страны Аркадии. Несчастную Калисто чуть не убил на охоте ее родной сын Аркад, но жизни Калисто спас, охранявший ее, всесильный волшебник. А чтобы больше не подвергать Калисто опасным встречам с охотниками, волшебник поместил ее на небо. Заодно и Аркада в виде маленького медвежонка туда отправил: пусть мать и сын станут прекрасными созвездиями, которыми всегда будут любоваться люди.
Найдите на карте Млечный путь.
Показать детям отдельные изображения созвездий, попросить найти их на карте. Приложение6
К нам в гости пришел звездочет (выходит ребенок в костюме)
Звездочет:
  1. Синенька шубенка покрыла весь мир? (небо) 3
  2. Вся дорожка усыпана горошком? (Млечный путь) 4
  3. Красна девушка по небу ходит? (солнце) 5
  4. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется? (солнце и месяц) 6
  5. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут? 7 (месяц)
  6. Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером? (ночь) 8
  7. Иди, иди, а конца не найдешь? (земной шар) 9
  8. Что видно только ночью? (звезды) 10
  9. Хозяин спит овцы на выгоне. Хозяин выглянет - овец не видно. Хозяин спрячется - овцы обозначатся? (солнце и звезды) 11
  10. Белая кошка лезет в окошко? (свет) 12
Звездочет:
- Ребята я запутался в созвездиях, помогите мне разобраться чьи это созвездия. Приложение7
Звездочёт прощается с ребятами и уходит.
Ведущий : Тем временем наша ракета плавно опустилась. Мы ощутили легкий толчок - совершилось приземление. О чем вы узнали, совершив путешествие в космос? Кого повстречали на своем пути? (ответы детей)
До новых космических путешествий!

Сценарий праздника на день космонавтики «Загадочный мир звезд и планет»

Цель: развитие интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы.

Задачи:

Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты;

Расширить знания детей о космосе (солнечной системе, созвездиях),космонавтах, Дне космонавтики;

Активизировать словарный запас по теме: названия планет, звезд, созвездий, космического транспорта;

Развивать воображение, фантазию и творческую активность;

Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности;

Развивать физические качества личности, быстроту реакции, сообразительность;

Воспитывать уважительное отношение к памяти космонавтов-героев;

Способствовать сплочению детского коллектива, создать ситуацию эмоционального благополучия в форме игровой деятельности.

Оборудование:

- Мягкие модули, шапочки - маски с изображением планет солнечной системы, набор звезд из картона, штора из плотной черной ткани, натянутая на раму со следами звезд, три мольберта, костюмы Астролога и Звездочки, сундук, конверт, презентация, слайды с изображением звездного неба, луны, кометы, ракеты, солнечной системы, созвездий, аудиозаписи космической музыки.

Музыкальное оформление:

1. Альбом А. Рыбникова «Музыка космоса»;

- « Млечный путь» (из к/ф «Большое космическое путешествие»);

- «Свет звезд» (из к/ф «Через тернии к звездам»);

- «Тема мечты» (из к/ф «Полет с космонавтом»).

2. «Марш юных космонавтов» В. Войнович.

3. Музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».

Предварительная работа:

Чтение рассказов о космосе, полетах первых космонавтов, чтение сказки «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»;

Рассматривание иллюстраций в книгах, ознакомление с картой звездного неба, просмотр мультфильмов о космосе;

Познавательная беседа «Планеты солнечной системы»;

Рисование и аппликация на тему: «Звездная фантазия» (проводит учитель ИЗО на уроке);

Сюжетно - ролевая игра «Космодром»;

Экспериментальная деятельность «Звезды светят постоянно»;

Дидактические игры: «Звезды на небе», «Мое созвездие»;

Разучивание стихотворений и песен о космосе.

Ход мероприятия:

В зал под музыку «Марш юных космонавтов» входят дети и ведущие (мероприятие проводят старшеклассники для своих подшефных - учащихся 5-6 классов).

Ведущий 1:Добрый день, дорогие друзья! На дворе апрель - месяц обыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля ровно 55 лет назад человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.

И вот наступил двадцатый век. Уже летали в небе самолеты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалек тот день, когда в космос полетит человек.

И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: « Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»

День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.

Итак, сегодня 12 апреля 2016 года, и мы решили отправиться в заочное космическое путешествие.

Но что вы знаете о космосе? Космос - загадочный мир звезд и планет. С давних времен люди хотели побывать в космосе. И для этого ученые-конструкторы создали первый космический корабль «Восток».

На экране появляется изображение космического корабля.

Ведущий 2: Знаете, кто первый отправился в космос?

На экране появляется изображение собаки Лайки.

Ведущий 1: Первой в космос отправилась собака Лайка. А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка.

Показ изображения на экране.

Ведущий 2: Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на землю. А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)

Показ изображения на экране.

Ведущий 1: 12 апреля в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета Восток с космонавтом Ю. А Гагариным на борту.

А вы хотите полететь в космос? На чем мы туда отправимся?

Учащийся:

Мы построим, мы построим

Быструю ракету.

Все проверим, все устроим

И отправимся в полет.

Вот готов ракетодром.

Раздаются гул и гром.

Миг… и чудо - корабли

Отделились от земли.

Ведущий 2: Действительно, что бы лететь, нам нужна ракета. Конструкторы, строя ракеты, пользуются чертежами. Вот такими.

Ведущий показывает чертеж-схему ракеты и предлагает построить из модулей такую же.

Под фонограмму песни «Тема мечты» дети строят ракету.

Ведущий 1: Молодцы, ракета у нас готова. Теперь нужны космонавты. Ребята, а какими должны быть космонавты?

Дети: Умными, смелыми, сильными, дружными, внимательными .

Учащийся:

Космонавтом что бы стать,

Надо многое узнать,

Быть проворным и умелым,

Очень ловким очень смелым.

Ведущий 2: А вы такие? Для полета нам надо набрать дружную команду. Проверим дружные ли вы ребята?

Проводится игра «Космическая команда».

Ведущий 1: Сейчас крепко возьмитесь за руки и образуйте круг. Запомните, кто ваши соседи. Потом под музыку («Свет звезд») гуляйте по залу, но когда прозвучит команда «В ракету», вы должны вновь собрать круг, не перепутав своих соседей.

Ведущий 2: Вижу, команда получилась у нас дружная, сплоченная. Вот теперь можно лететь.

Ведущий читает стихотворение, а дети выполняют движения по тексту.

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись,

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

Учащийся:

Скомандует диктор

Внимание! Взлет!

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой земли.

Ведущий 1: Космонавты, занять кресла, пристегнуть ремни, три, два, один - летим.

Ведущий 2: Ребята, полюбуйтесь нашей планетой в иллюминатор. Как она выглядит из космоса?

Показ изображения Земли на экране.

Ведущий: Какой формы наша земля? (Шар) Какого цвета земля? (Голубого ) Почему? (По тому, что на земле больше воды, чем суши )

Раздается позывной (звуки азбуки Морзе) из центра управления полетом.

Ведущий 1: Ребята, это из центра управления полетом нам сообщение. Давайте послушаем.

Звучит фонограмма с мужским голосом: «Пиратское судно атаковало полицейский космический корабль, перевозивший карту, на которой отмечено место, где спрятаны сокровища для учащихся нашей школы. Пираты похитили карту. Пиратов поймали, но карту у них не нашли. Ваша задача найти карту и сокровища».

Ведущий 2: Ребята, мы справимся с поставленной задачей? Как вы думаете, где же нам искать карту?

Ответы детей.

Ведущий 1: Ближайшая к нам планета - Луна. Давайте отправимся туда.

Звучит музыка из м/ф «Тайна третьей планеты». На экране появляется изображение луны.

«Прилетели» на луну. Ребята вышли из ракеты. Детей встречает Астролог.

Астролог : Здравствуйте, ребята!

Дети: Добрый день. Помогите нам, пожалуйста, найти карту, которую украли пираты.

Астролог: Да, ко мне попала часть карты, но я не понял что это. Оказывается, это ваше. Возьмите ее.

Ребята, со мной случилась неприятность. У меня рассыпались звезды. Помогите мне собрать их в созвездия.

Проводится игра «Рисунок из звезд».

Астролог показывает имитацию неба (штора из плотной черной ткани, натянутая на раму, со следами звезд, на которые крепятся звезды).

На экране появляется изображение созвездий. Астролог предлагает детям рассмотреть и назвать каждое созвездие. После правильного ответа, на небо прикрепляются звезды на соответствующие места (по следам).

Когда созвездия собрались, Астролог читает стихотворение:

Над землею ночью поздней,

Если бросишь в небо взгляд,

Ты увидишь, словно грозди,

Там созвездия висят.

Астролог: Ребята, придумайте свое созвездие из звездочек и дайте ему название.

Дети выкладывают картонные звездочки на «звездное небо», и придумывают название получившемуся созвездию.

Астролог: Молодцы, ребята! Вы придумали новое созвездие. Теперь оно вместе с другими будет светить на небе.

Ведущий 2: Ребята, займите свои места в ракете, мы отправляемся дальше. Посмотрите в иллюминатор на звездное небо. Как много в нем загадок и тайн.

Проводится игра «Звездные загадки» (дети отгадывают загадки, а на экране появляются изображения с отгадками).

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит (космонавт)

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится (луноход)

Чудо-птица - алый хвост
Прилетела в стаю звезд (ракета)

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу (луна)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут (месяц)

На каком пути ни один человек не бывал? (млечный путь)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает (звёзды)

Синие потолочины
Золотыми гвоздями приколочены (звезды на небе)

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

(Большая Медведица или Малая Медведица)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она - большущий шар (земля)

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит (солнце)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает (солнце)

Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт (спутник)

Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только-только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом (комета)

Он и летом и зимой -
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди -
Он всё будет впереди.

Виден край, да не дойдёшь (горизонт)

Ведущий 1: Ребята, какие вы сообразительные, все загадки отгадали.

Раздается звук падающего предмета.

Ведущий 2: Ой, а что это попало к нам в иллюминатор с хвоста кометы?

Смотрите, это конверт.

Ведущий и дети подходят и рассматривают содержимое конверта.

Ведущий 1: Это задание, а под заданием просматривается часть карты, которая нам нужна. Если мы справимся с этим заданием, то мы получим вторую часть карты.

Ведущий прикрепляет к трем мольбертам три листа формата А3 с заданиями (недорисованные изображения кометы, звезды и ракеты)

Дети делятся на группы по 3 человека.

Проводится игра «Дорисуй хвост».

Ведущая с детьми рассматривает рисунки, переворачивает один лист и на его обратной стороне обнаруживает вторую часть карты.

Звучит музыка и появляется Звездочка.

Звездочка: Я - Звездочка. Я увидела ваш корабль и хочу обратиться к вам с просьбой о помощи.

По солнечной системе на огромной скорости пролетел пиратский корабль и сбил планеты с орбиты. Помогите планетам вернуться на свои места.

Ведущий 2: Мы поможем тебе, Звездочка. У меня есть подсказка.

На экране появляется изображение солнечной системы с планетами.

Ведущий, дети и Звездочка рассматривают ее.

Ребенок читает считалку: На Луне астролог жил,

Меркурий - раз, Венера - два,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Кто не видит - выйди вон.

Проводится игра «Астрономическая считалка».

Звездочка раздает шапочки - маски с изображением планет солнечной системы и по сигналу дети встают по порядку (как планеты на орбите).

Ведущий 1. Вот, Звездочка, мы тебе помогли, собрали планеты по порядку. Нам пора отправляться дальше.

Звездочка: А куда вы летите?

Дети: Мы ищем в космосе часть карты.

Звездочка: Может это она? (Звездочка показывает детям часть карты.) Возьмите ее.

Дети: Да. Спасибо.

Ведущая и дети раскладывают карту и рассматривают ее.

Ведущий 2: Так здесь же нарисована карта нашей школы. Значит, пора отправляться домой, на Землю, искать сокровища.

Звучит фонограмма полета ракеты.

Учащийся:

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц созывая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету.

Ведущий 1: Вот мы и вернулись на нашу любимую Землю.

Дети выходят из ракеты.

Ведущий 2: Давайте еще раз рассмотрим карту и попробуем найти сокровища.

Дети вместе с ведущими идут по карте и находят сундук с призами и конфетами «Марсианка».

Ведущий 1: Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие? (ответы детей).

Звучит песня «Заправлены в планшеты космические карты» поют все дети. Сценка « Мечты о космосе»

(в исполнении участников мини-театра «Момент»).

На сцене стоит стол и стул, на котором сиди папа и читает газету. К нему подходит ребенок и говорит.
Ребенок:
Папа, папа, я сейчас видел, как звезда с неба упала. Вот здорово, кому-то повезло, если она упала рядом с ним. Можно будет взять ее себе и хранить у себя дома настоящую космическую звезду. Пап, а мы можем взять такую звезду к себе домой, если она упадет рядом с нами?
Папа:
Звезды не могут падать на землю, они сгорают от кислорода. А то, что долетает до нас это пыль. Или метеоритные камни, но их трудно найти.
Ребенок:
Пап, а пап, а космонавты летают со звездами? Они ходят по ним, трогают их?
Папа:
Нет, космонавты не ходят по звездам и не трогают их руками. Но они летают с ними так близко, что видят их почти на расстоянии вытянутой руки.
Ребенок:
Папа, папа, я тоже хочу быть космонавтом. Я хочу летать в небе, видеть звезды и смотреть на луну так близко, как только может подлететь к ним космический корабль.
Папа:
Чтобы быть космонавтом надо много тренироваться и хорошо учиться.
Ребенок:
Пап, а зачем тренироваться и хорошо учиться. Ведь в космосе нет учителей, которые будут спрашивать уроки.
Папа:
Учиться надо для того, чтобы летать и не бояться разбиться. Надо знать, где можно летать, а где нельзя. Надо знать, как летать, как поднять космический корабль в воздух. Надо знать, как управлять космическим кораблем.Ребенок:
Ясно, тогда я буду хорошо учиться. А зачем надо тренироваться и как это делать?
Папа:
А тренироваться надо, чтобы выдерживать нагрузки в космосе. Там совсем другое давление, там почти нет кислорода. И поэтому надо быть сильным, натренированным и легко переносить все перемены.
Ребенок:
Хорошо, пап, я теперь и тренироваться буду. А ты мне поможешь?
Папа:
Помогу. Начти сначала с того, что составь свой распорядок дня. Когда у тебя подъем, когда обед и когда надо ложиться спать. Также не забудь включить в свой распорядок дня и тренировки с учебой.
Ребенок:
Хорошо, я обязательно это сделаю. Но только завтра. Мне будет очень интересно узнать что-то новое о космосе. Ведь это будет урок знаний, правда?
Папа:
Да, это и будет твой первый урок знаний.
Ведущий 2: Ребята, давайте сейчас вспомнимпословицы и поговорки о космосе и космонавтике.

Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба.

Если очень захотеть можно в космос полететь.

Чем больше мы летаем, тем дольше мы живём.

Давление - как у космонавта!

Ведущий 1: А сейчас наши подшефные будут болеть за своих старших друзей. Итак, мы продолжаем наше мероприятие, но участниками теперь будут старшеклассники. Итак, начинаем!

Конкурс «Разминка».

Команды по очереди отвечают на вопросы.

1. Кого считают отцом космонавтики?

а) К.Э. Циолковского;

б) Н.Е. Жуковского;

в) С.П. Королева.

2. Галактика - это...

а) Солнце и вращающиеся вокруг него планеты;

б) несколько звезд;

в) гигантское скопление звезд.

3. Что означает слово «космос»?

а) планета;

в) Вселенная.

4. Как называется наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной в целом?

а) космонавтика;

б) астрономия;

в) астрология.

5. Какая из планет самая большая?

а) Сатурн;

б) Меркурий;

в) Юпитер.

6. Назовите самое близкое к нам космическое тело.

а) Солнце;

в) комета Галлея.

7. Как звали собаку, которая первой полетела в космос вместе с искусственным спутником земли?

а) Стрелка;

8. Когда был совершен первый полет человека в космос?

9. Как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю. А. Гагарин?

а) «Восход»;

б) «Восток»;

в) «Союз».

10. Какой позывной был у Ю.А. Гагарина?

в) земля.

11. Как называется космонавт в США?

а) астрофизик;

б) астронавт;

в) астролог.

12. Кто первым побывал на Луне?

б) США (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин);

13. Кто из женщин-космонавтов впервые вышел в открытый космос?

а) Валентина Терешкова;

б) Салли Райд (США);

в) Светлана Савицкая.

14. Кто первый для исследования небесных тел стал использовать телескоп?

а) Николай Коперник;

б) Джордано Бруно;

в) Галилео Галилей.

а) Меркурий;

в) Плутон.

16. Кто первым предложил, что Земля - шар?

а) Аристотель;

б) Пифагор;

в) Птолемей.

17. Из чего состоит комета?

а) ядра, хвоста и газовой оболочки;

б) ядра и хвоста;

18. Какая планета земной группы имеет самую плотную облачную атмосферу?

б) Венера;

За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. После окончания конкурса баллы подсчитываются.

Ведущий 2: Мы немного посидели, на вожатых посмотрели, а теперь нас всех здесь ждет физкультминутка «Самолёт».
Руки в стороны — в полёт,
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Сели — встали, сели — встали
Сели — встали, сели — встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали. (Движения по тексту.)

Ведущий 1: Участники драмкружка «Шанс» тоже подготовили сценку «Хочу стать космонавтом!»

За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.

Каждый мальчишка мечтает, конечно,

Что в космос когда-нибудь он полетит.

И мальчик Сережа не стал исключеньем,

Решил космонавтом, как вырастет, быть.

На середину зала выходит мальчик Сережа.

Сережа: Вот космонавтам повезло,

Летают в космос каждый день,

Считают звезды, ходят по Луне...

Как хочется вот так же мне.

Я космонавтом стать хочу,

Вот вырасту и в космос полечу!

Но для начала надо бы узнать,

Что нужно, чтобы космонавтом стать.

Сережа подходит к папе.

Сережа: Спрошу у папы. Папа, подскажи,

Что нужно, чтобы космонавтом стать?

Папа: У космонавтов свой, особенный режим.

Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.

Ведь очень важно для здоровья

Режим особый этот соблюдать.

Пробежки, отжимания, приседанья,

Водой холодной обливанья.

Хотя бы с этого начни.

Сережа: Ну, это пара пустяков.

Зарядку делать я и так готов.

И спать ложиться по часам.

Все это я и так умею сам.

Папа: Ну что ж, сынок, раз ты готов,

Давай сегодня и начнем.

Весь день он с папой занимался,

И приседал, и отжимался,

Водой холодной обтирался,

И даже штангу поднимал.

Он прыгал, бегал и скакал.

И жутко к вечеру устал.

(Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.

На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул).

Папа: Ты что, сынок, такой угрюмый?

Стать космонавтом ты не передумал?

Сережа: Теперь я понял - это труд нелегкий

Космические совершать полеты.

Я космонавтом стать не передумал,

Но я пока что не готов

Быть космонавтом очень нелегко!

Конечно, я не буду унывать,

В себе я силы буду развивать,

Зарядку делать по утрам

И вовремя ложиться спать.

О космосе мечтают все мальчишки,

О космосе они читают книжки.

На небе звезды изучают,

Стать космонавтами мечтают.

Ведущий 2: И для старшеклассников мы тоже приготовили К осмические загадки.

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый -

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

Есть окошко в корабле -

"Челенджере", "Мире".

Но не то, что на Земле -

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор)

Ведущий 1: Наше мероприятие продолжаетвикторина по теме «Космическая азбука».

Космонавтика - это звучит гордо. Грандиозные успехи космонавтики приковали к ней внимание самых разных слоёв общества практически всех стран и континентов. Она не оставляет равнодушным никого. Всё большее количество стран тяготеет к космическим исследованиям.

«Когда в космос поднялся первый искусственный спутник Земли, за ним восторженно следили все. Газеты публиковали графики прохождения его над крупными городами, и люди были счастливы, когда им удавалось увидеть в небе быстро плывущую звёздочку. С той поры минули десятилетия, и количество космических побед возросло на несколько порядков».

В 1957 году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года совершил свой исторический полёт Юрий Алексеевич Гагарин. Сегодняшний день характеризуется бурным развитием космической отрасли.

Вопросы викторины.

Что такое космос? (Космос (греч. κόσμος — «мир») - то же самое, что и Вселенная. В буквальном переводе с греческого «космос» означает — порядок).

- Для чего человек стремится к освоению космоса? (ответом может послужить высказывание К.Э.Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле…Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели »)

- Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо? (Астрономия)

- Кто был первым человеком, совершившим полёт в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос? (космическая ракета, реактивный летательный аппарат)

- К ого называли «отцом русской космонавтики»? (Константина Эдуардовича Циолковского)

- Кто стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники? Кто был создателем первого пилотируемого космического корабля? (Сергей Павлович Королёв)

- Кто первым выдвинул идею ракетного летательного аппарата? (Николай Иванович Кибальчич - русский революционер, изобретатель. Он выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги).

- Кто первым выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов (российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов).

- В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?

- Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли?

(Союз Советских Социалистических Республик (СССР))

- Кто первым из друзей наших меньших побывал в космосе и как его звали? (собака Лайка)

- В каком году первое живое существо побывало в космосе? (3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2″, впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку).

- В каком году станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту, став первым в мире искусственным спутником Солнца? (4 января 1959 года)

- В каком году был совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю?

- Как назывался корабль, на котором совершил свой полет Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)

- В каком году был совершён первый в истории человечества полёт в космос? (12 апреля 1961 года)

- Кто и когда совершил первый выход в открытый космос?

(18 марта 1965 года — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Архипович Леонов, дважды Герой Советского Союза, совершил выход в открытый космос из корабля

«Восход-2″).

- Кто был первой женщиной-космонавтом? (16 июня 1963 — выполнен первый в мире полёт в космос женщины-космонавта. Ей стала Валентина Владимировна Терешкова на космическом корабле «Восток-6″).

- Кто из космонавтов произнёс знаменитую фразу: «Эй! Небо, сними шляпу!» (Валентина Владимировна Терешкова)

- Когда состоялась первая высадка человека на Луну?

(21 июля 1969 — первая высадка человека на Луну; американский астронавт Нил Олден Армстронг в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11″, доставившей на Землю, в том числе, и первые пробы лунного грунта).

- Кто из женщин первой вышла в открытый космос?

(Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7») .

Учащийся читает стихотворение «Улыбка Гагарина».

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал — российский, славный парень,

Гагарин - первый космонавт земли!
Ведущий 2: Мы приготовили для вас домашнее задание, нужно будет ответить на следующие вопросы по теме «Самый-самый!» Победитель получит «космический» приз!

1.Назовите самого главного бога в римской мифологии. (Юпитер)

2.Назовите самую близкую к Земле звезду. (Солнце)

3.Назовите самого первого в истории человечества космонавта. (Ю.А.Гагарин)

4.Назовите самую первую женщину-космонавта. (В.Н.Николаева-Терешкова)

5.Назовите самую близкую к Солнцу планету Солнечной системы. (Меркурий)

6.Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)

7.Назовите самую северную звезду Северного полушария. (Полярная)

8.Назовите самый первый пилотируемый космический корабль. («Восток»)

9.Назовите самую первую женщину, вышедшую в космос в скафандре. (С.Савицкая)

10.Назовите самого воинственного бога древних римлян. (Марс)

11.Назовите самую удаленную от Солнца и самую холодную планету Солнечной системы. (Плутон)

12.Назовите самое большое небесное тело, столкнувшееся с землей в 20 веке. (Тунгусский метеорит)

13.Назовите самое первое слово, произнесенное первым космонавтом Земли после старта корабля. («Поехали»)

14.Назовите самую близкую к Солнечной системе Галактику.(Магелланово облако)

15.Назовите самого первого человека, ступившего на поверхность Луны. (Н.Армстронг, Э.Олдрин)

Ведущий: Сегодня мы с вами показали сценки про космонавтов, читали стихи о космосе, а также угадывали загадки, а вот песни не было. Давайте ее все вместе споем! (песня «ТРАВА У ДОМА»)

Используемая литература:

Ивановский О. Юрий Гагарин - первый космонавт планеты Земля

Ивановский О. Наука и жизнь. - 2001. - № 4 - С 22 - 35. Большая иллюстрированная энциклопедия в вопросах и ответах. 2010 г.

Земля и космос.Л. Хауэлл, К. Роджерс, К. Хендерсон. М.: РОСМЭН 2002 г

Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной. М.: «Знание», 1995 г.

Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной-II. М.: «Знание», 1996 г.

Порцевский К.А. Моя первая книга о Космосе. М.: РОСМЭН, 2004 г.

Тайны Вселенной. Иллюстрированная энциклопедия для детей. С. Паркер, Н. Харрис. Белгород, 2008 г.

Человек и Вселенная. М., 1992 г.

Я познаю мир. Космос. Детская энциклопедия. М.: «Издательство АСТ», 2011 г.