Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Пикалёвская детская школа искусств

Сценарий фольклорного праздника

«Кузьминки»

Методическая работа

Преподаватель по классу

Народного хорового пения

Руководитель ансамбля р.н.п. «Ладушки»

Егорова О.Н.

Г. Пикалёво

2014 год

Из истории праздника

На Руси 14 ноября отмечался праздник «Кузьма-Демьян-рукомесленники, курятники» или просто Кузьминки.

Кузьма и Демьян – покровители ремёсел, главным образом, кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывали, что святые были кузнецами и за работу денег не брали, от чего их звали бессребрениками.

По традиции в день, когда праздновалась память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - приходите к нам кашу хлебать!».

После церкви ремесленники собирались на складчину – сытник – и веселились всю ночь. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным театром и райком, и ярмаркой. Мастера приносили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями и былями рассказывали о том, что умели делать.

Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.

На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и приглашали парней. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением. Непременно звучали песни и разыгрывались поцелуйные игры.

Считалось, что Кузьма-Демьян покровительствует свадьбам, усиливают женское начало, оказывают помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.

В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

Сценарий праздника

Сцена украшена в народном стиле: лавки, прялка, старинная посуда, вышитые полотенца, домотканые половики, ухват.

Выходят перед сценой две девушки.

1-ая девушка : Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, рады всем, кто пришёл к нам в гости.

2-ая девушка : Вот и наступила поздняя осень, на полях убран последний урожай, пришло время посиделок. Будем песни петь, плясать да в игры играть.

Звучит весёлая музыка. Девушки поднимаются на сцену. Раздаётся стук. Входят девочки, участницы ансамбля.

Девочки : Здравствуйте, хозяева. Мир вам и мы к вам.

1-ая девушка : Давно мы вас ждём, где вы, матушки загулялись?

Девочки : А мы покуда пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.

2-ая девушка : Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.

Девочки : А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку!

Девочки отдают хозяйкам корзинку с угощением, сами рассаживаются на лавки, в руках у них принесённое с собой рукоделие.

1-ая девушка : А что это с вами парней нет?

Девочки : Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся.

2-ая девушка : Сегодня праздник Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.

1-ая девушка : Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.

Девочки берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.

1-ая девушка : А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.

Девушки исполняют песню «Как была Дуняша тонкая прядёха».

1-ая девушка (рассматривает работу девочек ): Ай, да девицы, ай, да мастерицы!

2-ая девушка : Любо-дорого смотреть на ваше рукоделие!

Раскладывает работу девочек на видное место.

2-ая девушка : Пусть народ полюбуется вашим мастерством!

Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней, участников ансамбля.

Парни исполняют «Кулёмские припевки»

1-ый парень : А вот и мы!

Расступись-ка, народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!

2-ая девушка : Давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо.

Один из парней подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.

Девочка : (поёт с юмором )

Не садись-ка, милый рядом,

Тебе место на бревне.

Я тогда с тобой гуляла,

Когда не с кем было мне!

Парень : (притворно возмущается ) Ах, так!

У меня милашка Машка

Рукодельная была.

В решете коров доила,

Кочергой полы мела!

Девочка: (дразнится )

Федя-медя съел медведя!

Парень : Села Олеся, с печи ноги свеся!

Девочка: Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Гоняй галочек из-под палочек!

Парень : Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

1-ая девушка : Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.

Парень :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Девочки : Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», -

Говорят собаки!

Парень : Лошадь ела сало,

А мужик – овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик – повёз!

2-ая девушка : Да что это вы за небылицы рассказываете!

Давайте лучше загадки отгадывать.

Темнообразные птицы.
Две созирают,
Две сожидают.
Одна повелевает. (Писец и бумага)

Щука ныряет, весь лес валяет и поднимает. (Коса косит сено)

Пять овечек стог объедают,
А пять-прочь отбегают. (Женщина прядет)

Вкруг поля хожу, в одну жердь колочу. (Набивка обручей)

Зайду на гору-горушку,
Задеру эту телушку,
Кожу брошу, мясо съем. (Лесорубы и дерево)

Рукой трясет, а другой дерет. (Лен чешут)

Принялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Железный нос в землю врос;
Роет, калечит, зеркалом сверкает. (Плуг)

Ни свет, ни заря пошел горбатенький со двора. (Серп)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

Сам с локоток, а борода с веник. (Молоток)

В лес идет-домой глядит;
Домой идет-в лес глядит. (Топор)

Маленький, горбатенький,
Все поле обскакал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал. (Серп)

Летом обувшись, а зимой разувшись. (Соха)

Щука блеснет-лес завянет,
На том месте город встанет. (Сенокос)

Травы поем-зубы вытуплю,
Песку хвачу-опять наточу. (Коса)

Девушки и парни поочерёдно загадывают друг другу загадки.

2-ая девушка : Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!

1-ая девушка : А как насчёт быстроты да ловкости?

2-ая девушка : А это мы сейчас проверим!

Проводится игра «Клубочки»

Парень : (поёт)

Эх, гармошечка моя,

Нет тебя дороже,

Я без шуток не могу,

Без частушек тоже!

Исполняются частушки с приглашением.

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

За окном стоит корова

За воротами телега-

Никто замуж не берёт!

А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала!

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький!

Я парнишка боевой,

Только ростом маленький!

2-ая девушка : Ой, подружки, выходите, хоровод наш заводите!

Исполняется игровой хоровод «Сидит Дрёма»

1-ая девушка : Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим к нашему столу! Лапши куриной отведать, чайку с пирогами попить!

Все вместе исполняют песню «Никанориха телегу продала». Уходят со сцены.

После представления со зрителями проводятся игры, водятся хороводы, традиционные пляски и танцы, желающие исполняют частушки и т.д.


Гостья. Сейчас-то, хозяюшка, печей в доме не встретишь.
Хозяйка. Верно, остались они разве что в самых маленьких и дальних казачьих хуторах. (Обращается к детям.) А кто из вас видел русскую печь или даже грелся у неё? Что про неё рассказать сможете? А сказки, в которых о русской печи говорится, вспомните?

Дети самостоятельно вспоминают функции русской печи (обогревает дом, в ней можно приготовить пишу, на ней можно спать и т.д.), делятся впечатлениями о русской печи, называют сказки.

Хозяйка. Песню вы пели, загадки отгадывали, о русской печи рассказывали, сказки вспоминали. Предлагаю теперь посоревноваться: кто больше всех пословиц да поговорок о доме вспомнит. (Пословицы и поговорки разучивались с детьми на занятиях)
Хозяйка проводит соревнование. Дети становятся в одну линию. Ребёнок, назвавший пословицу или поговорку, делает шаг вперёд. Побеждает тот, кто сделал больше всех шагов.
Гостья. Мы не только пословицы знаем. Всю осень трудились мы вместе со своими мамами, папами, бабушками, чтобы с подарками в гости прийти.
Девочки показывают своё рукоделие, мальчики — поделки. Рассказывают, о своём участии в работе.

Хозяйка. Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице, вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.
Гостья. Что же это за песня?
Дети. «Дуня-тонкопряха».
Девочки исполняют песню.
Хозяйка исполняет начальные такты русской пляски.
Гостья. А что-то пляска не видна.
Девочки. Нет, неправда, вот она!
Мальчики. Плясуны не хороши!
Девочки. Сам пойди да попляши!
Мальчики. Мы присядем — ногу в бок!
Девочки. А мы ногу на носок!
Мальчики. Топотушками пойдём!
Девочки. А мы сядем, отдохнём!
Мальчики. С вами мы плясать пойдём!
Девочки. Лучше после отдохнём!

Дети участвуют в пляске «Варенька», стараясь показать свои умения. Используются танцевальные элементы русской / казачьей пляски: основной шаг — шаг с притопом; «лошадка» — шаг с поднятым коленом; «мячик» — мужская присядка, «пружинка» -девочки держат руки на поясе, кулачки сжаты; «ковырялочка» (с носочка).

Гостья.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложках он игрец.

Слышится стук в дверь.
Хозяйка. А вот и новые гости к нам пожаловали. Заходите, гости дорогие!
Казаки. Знаем, праздник сегодня — вот и зашли.
Хозяйка. Гостям мы всегда рады.
Казаки. А мы тоже песню на праздник принесли. (Во время исполнения песни дети подпевают, пританцовывают) А теперь предлагаем поиграть!

Взрослые подводят детей к самостоятельному выбору игры (из тех игр, с которыми дети познакомились на занятиях.)
Гостья. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Хозяйка. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать! Кто начнёт первым? (Выходит ребёнок.) Говори свою скороговорку, нам её повторить — что комара словить.
Гостья (детям). Запоминайте да складно повторяйте!
Организуется соревновательная ситуация: кто лучше всех произнесёт скороговорки (Скороговорки разучивались на занятиях с воспитателем и дома с родителями)
Гостья. Всех скороговорок не перескороговоришь, перевыскороговоришь!

Хозяйка. А теперь вам придётся опять голову поломать. Какой овощ на Руси считали главным кушаньем на столе? Его почитали, загадки про него складывали, сказки о нём рассказывали.
Дети дают, предположительные ответы.
Гостья. А ты, хозяюшка, загадку нам про него загадай.
Хозяйка.
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это?
Дети. Репка!
Детям предлагается разыграть сказку «Репка». С помощью считалки выбираются герои сказки. Остальные дети — рассказчики.
Считалка
Шёл баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот вон пойдёт!

Хозяйка (подходит к печи, открывает крышку). А вот и угощение готово! Готовили его обязательно в этот день. Угадайте: из чего моё угощение приготовлено?

Предлагаемое блюдо — каша с курицей. Куриное мясо отделяется от костей, режется на мелкие кусочки и тушится с луком. Из костей и крыльев готовится бульон, на нём затем варится пшённая каша, которая должна быть вязкой. В конце в кашу добавляются кусочки курицы, сливочное масло и ставят её «доходить» в духовку.
Дети пробуют кашу, обмениваются впечатлениями. Хозяйка рассказывает, что это за каша и как она готовилась.

Гости. Спасибо, хозяйка, за угощение, за весёлость, за радость! Как на Руси говорили — пора и честь знать.
Дети высказывают в свободной форме слова благодарности Хозяйке, прощаются и уходят.

Сценарий народного праздника Кузьминки в детском саду можно продолжить чаепитием с гостями.
Авторы — Т. А. ЗАТЯМИНА, Л. О. ТИМОФЕЕВА (Волгоград)

Составитель: Куриленко Н.Н.

14 июля – середина лета. В этот день земля именинница, а поскольку земля женского рода, то праздник считается чисто женским.

14 июля на Кузьму и Демьяна хорошие хозяева успевали устроить праздник, складчину собирали на стол, пели, вдоволь разговаривали, назывался этот праздник – Летние Кузьминки.

В Областном детском центре «Ребячья республика» нами была предложена идея провести девичий праздник. Все девочки поддержали эту идею, а каким быть празднику – решали сами. Для этого несколько раз собирались девочки по одной от отряда. Решали, что накрыть на «стол», в какие игры играть, выбирали несколько полян, сами очищали их, приводили в порядок. Решили прийти на праздник только в платьях или сарафанах, с заплетенными косами.

На смене «Звезда на ладони» присутствовало несколько фольклорных коллективов. Руководители этих коллективов и помогли девочкам вспомнить старые и разучить новые фольклорные игры, песни.

Все мальчики в это время отправились на дальний стадион, играть в спортивные игры. Но им было ужасно интересно посмотреть, чем занимаются девчонки. Поэтому через какое-то время мальчики присоединились к девочкам сначала пассивными наблюдателями, затем активными участниками праздника. Девчонки пригласили парней на свои поляны и щедро угощали дарами земли.

По итогам анкет мы поняли, что праздник удался. Советуем вам провести у себя нечто подобное по форме, возможно с иным содержанием.

Ход праздника:

На поляне девочки стелили скатерти и готовили ужин, который состоял из продуктов, рожденных землей: картофель, зелень, овощи, пироги, квас, собирали грибы и ягоды.

Наряжались, учили и вспоминали русские – народные песни, игры. Праздник начинался с того, что все девочки выходили на улицу (собирались около своих корпусов) и с песней шли на встречу друг другу, соединяясь в один большой хоровод. На большой поляне пели песни, частушки, играли в игры, водили хороводы, затем отправлялись на свои поляны и отведывали то, что уродила матушка – земля.

(Игровой фольклорный материал подобран по книге И. Панкеева «Русские народные игры». Издательство «Яуза», Москва, 1998 г).

OZON.ru – Книги | Русские народные игры | И. Панкеев | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-8153-0001-2

Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение – желание порезвиться. Девушки, собравшиеся на лесной поляне, берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Собиралися девушки все во кружок,

Расходилися во лесок,

Садилися на лужок,

Где муравынька да цветок.

Сорывали с цветов цветочки,

Надевали на головы веночки.

Пошли в хоровод, пошли в хоровод!

В хороводе веселилися,

По забавушкам пустилися.

Песни славно запевали,

Подружечек собирали:

Собирайтеся во единый кружок!

Запоем-те песню нову,

Про радость нашу к хороводу.

Просо сеяли…

Играющие делятся на две половины и затем, взявшись за руки, становятся в два ряда, один ряд против другого, в 20-ти шагах. Первая половина поет:

– А мы просо сеяли, сеяли,

– Ой Дид Ладо, сеяли, сеяли!

На первой строке этого куплета поющие подступают в пляске, с дробным перестуком каблуков, ко второй половине, а на второй строке отступают на прежнее место. Хотя дело происходит на лугу, дробный перестук пляшущих слышен и задает веселый, бодрый ритм всему действию.

Вторая половина наступает с теми же танцевально-наступательными движениями:

– А мы просо вытопчем, вытопчем,

– Ой Дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

– А чем же вам вытоптать, вытоптать?

– Ой Дид Ладо, вытоптать, вытоптать!

– А мы коней выпустим, выпустим,

– Ой Дид Ладо выпустим, выпустим!

По такому же принципу строится дальнейшая перекличка двух хоров, в которой звучат такие обещания:

– А мы коней переймем, переймем!

– А чем же вам перенять, перенять?

– Шелковыим поводом, поводом.

– А мы коней выкупим, выкупим!

– А чем же вам выкупить, выкупить?

– А мы дадим сто рублей, сто рублей!

– Не надо нам тысячи, тысячи!

– А что же вам надобно, надобно?

– Надобно нам девицу, девицу.

Вторая половина дает первой девицу, оборачивается и уходит с пением:

– Нашего полку убыло, убыло,

– Ой Дид Ладо, убыло, убыло!

Первая половина принимает в свой ряд прибывшую девушку и также удаляется, припевая:

– А нашего полку прибыло, прибыло,

– Ой Дид Ладо, прибыло, прибыло!

Тогда вторая половина начинает петь тот куплет, которым открывала игру первая половина:

– А мы просо сеяли, сеяли…-

И первая обязана ей выдать одну из своих девушек. Продолжают игру, пока все не переменятся местами в обоих половинах.

Слова «Дид (дед) Ладо» звучат во многих старинных игровых песнях. «Дид Ладо» – это покровитель семейного очага, лада в семье.

Луг-лужочек

Собравшиеся девушки кружатся и поют на зеленой поляне, при этом топочут ногами:

Луг ты мой, луг зеленой,

Зелен луг, лужочек!

Кто тебя топтал

Да кто толочил?-

Топтала девица,

Другая – вдовица,

Третья – молодица.

У той у молодицы

Мужа дома нету,

Уехал муж во Москву –

Белил закупать.-

Как приехал муженек

Во единый во денек,

Привез он белил,

Стал жену дарить.

Тут девушка в мужской шляпе, представляющая мужа, идет к ходящей в кругу девице, берет ее за руку, ставит посреди круга и дает ей платок вместо белил; та сердито отворачивается, бросает платок на землю и не глядит на своего мужа. Девушки поют вместе с мнимым мужем:

Ты прими-ко, жена, не ломайся!

Ты прими-ко, душа, не гордися!

Поглядите, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит.

Я куплю своей жене

Гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой-башмачки.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Она и башмачки бросает на землю. Все поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит!

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой –

Шелковую плетку.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Девица тот час обращается к нему, обнимает его и целует. Девушки поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена мужа любит:

Глаз с него не спускает,

Где не сойдутся, – всё поклонится,

И друг с дружкой все целуются.

При этом они целуются, и круг расходится, чтобы вновь сойтись для игры с другой парой.

Заинька

Играющие, став в круг, поют и приплясывают, а Заинька посреди круга выполняет движениями все то, о чем поется в песне.

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Держав себя за бочки,

Вот так, так, так!

Заинька – во ладоши,

Серенькой во ладоши!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Города здеся крепкие,

Закрепы железные!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Есть зайцу, где выскочить,

Серенькому выбежать!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Заяц приседает, переворачивается, совершает другие отвлекающие «пируэты» – и убегает из круга. Мешают ему не всерьез, с тем, чтобы следом за ним показал свое искусство в ловкости и быстроте другой Заинька.

Плетень

Это одна из самых красивых хороводных игр. Все берутся за руки и поют:

Заплетися плетень, заплетися;

Ты завейся труба, золотая;

Завернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла:

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой свет, сера утица!

Потопила малых детушек

И в меду, и в патоке,

И во явстве сахарном.

Я старым старикам –

Киселя с молоком;

Молодым молодкам –

Шелковую плетку,

А красным девицам –

Белил да румян.

Расплетися плетень, расплетися;

Ты развейся, труба золотая;

Развернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла,

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой, свет, сера утица!

Вынимала малых детушек

Из меду, из патоки,

Из явств сахарных.

При пении делают самые разнообразные фигуры. Например:

1. При пении первой половины песни хороводница ведет всех играющих «сквозь» последнюю пару и потом кругами обходит ее так, что последняя пара составляет средоточие, вокруг которого все проходят последовательными кругами и в конце концов тесно стоят многими кольцами. При пении второй половины песни хороводница «расплетает» играющих.

2. Три пары становятся отдельно, и вокруг них хороводница обводит играющих переплетом.

3. Хоровод проходит «сквозь» последнюю пару, потом «сквозь» третью, пятую, седьмую и т.д.

Платок

Все играющие, кроме одного, взявшись за руки, становятся в кружок. Оставшийся обегает позади круга и бросает платок за одним из игроков; тот должен схватить платок, погнаться за бросившим и накинуть платок ему на шею, прежде чем тот успеет три раза обежать круг и вскочить в него. Если успеет, то первый снова должен встать вне круга, бросит платок и убегать; если же не успеет, то первый становится на место второго, а второй остается за кругом и продолжает игру.

Вконтакте

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Хозяйка : Ну вот и всё готово.

Лиза : И в избе прибрано, чисто и красиво.

Катя : Вот и славно, скоро к нам гости придут.

Лиза : А зачем они к нам придут?

Под музыку входят девочки с узелками

1-ая девочка : Здравствуй, хозяюшка, принимай угощеньице.

Лиза : Девицы-красавицы, зачем вы к нам пришли?

2-ая девочка : На посиделки.

Катя : А что вы умеете делать?

3-ая девочка: В «Дрёму» играть.

Игра в «Дрёму».

4-ая девочка: Хозяюшки, расскажите про праздник «Кузьминки».

Хозяйка : 14-го ноября по народному календарю – День Кузьмы-Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили:»Кузьминки – об осени одни поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин рукодельниц. Святые и сами были кузнецами: они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Но и в других ремёслах призывали в помощь святых братьев. Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них – «Кузьминки».

Лиза : Кузьминки – курьи именины, курячий праздник. В этот день едят кур, цыплят, и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливые.

Катя : С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше: батюшка, Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю с ранними.

Хозяйка : На Кузьминки девушки снимали избу, устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою «ссыпную» кашу и устраивали пиршество.

Лиза : К вечеру изготавливали чучело Кузьки: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти. И усаживали посреди избы.

Катя : Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали игры. После завершения праздника чучело выносили из дома, клали на носилки или в корыто и неси за околицу. Там чучело раздевали, раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Хозяйка : Ну что ж, девицы-красавицы, за работу принимайтесь.

Звучит музыка «Прялицы».

(Девушки садятся, начинают «работать», одна девочка не работает, ходит и смотрит, как работают другие).

Хозяйка : А ты, Катюша, чего же не работаешь?

Катя : А я всё сделала!

Лиза : Не верьте ей, схитрила она! Из дому полное веретено принесла! Смотри, Катюша, за твою хитрость накажет тебя Кикимора.

Катя : Как это?

Хозяйка : А вот одна девушка на посиделках ленилась, кудель не допряла, вернулась домой, да и спать легла.

А утром встала и видит: вся кудель испрядена, да так криво, толсто.

Она и спрашивает: «Мамонька, кто это сделал?» А матушка ей отвечает: «Это, видимо, кикимора тебе помогла!»

Катя : Подумаешь!

Хозяйка : Ах ты, лентяйка! А ну, девушки, запевайте!

(Девушки поют, водят хоровод вокруг Кати, та старается вырваться из круга: «Девочки, ну не смейтесь!», затем закрывает лицо руками).

Пряла наша Катя куделю маленько.

Куделю маленько, ни толста, не тонка.

Ой, Катя, наша Катя, ой, да Катерина! – 2 раза

Ни толста, ни тонка, ростом с оглоблю.

Ой, Катя, наша Катя, ой, да Катерина! – 2 раза

Катя : Девушки, не смейтесь! Я не буду больше лениться.

1-я девочка : Да-а-а-а, а у меня не получается!

2-я девочка : И у меня-а-а-а! Над нами тоже смеяться будут!

3-я девочка: И Кикимора накажет!

Хозяйка : Не плачьте, девочки. Я вас научу, лучше других будете шить да вышивать. Давайте попросим Кузьму и Демьяна: Батюшка, Кузьма-Демьян, сравняй меня, позднюю, с ранними!

(Дети повторяют).

Песня «Прялица»(Приложение №1). Под музыку «Во кузнице» входят мальчики.

Костя : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Илья : Когда надо вам - привечайте нас!

Дима : А не надо вам – прогоняйте нас!

Настя : У нас гостики во дому, словно солнышко в терему.

Ира : Дорогие гости, счастья вам! Просим жаловать в терем к нам!

Костя : Мальчики здесь? (Дети хором – Здесь!)

Ира : Девочки здесь? (Дети хором – Здесь!)

Костя : Можно и хоровод завесть!

Илья : Ох и развесёлый вы народ!

Дима : Становись-ка в хоровод!

(Хоровод «На Кузьму-Демьяну»(Приложение №2))

Хозяйка : А после такого хоровода и не грех поиграть в бояр.

(Игра «Бояре» (Приложение №3))

После игры дети встают в хоровод.

Хозяйка : Ишь ты, вы все себе пары выбираете, а про нашего Кузьму забыли. А ведь сегодня его праздник! (Выносит куклу Кузьку). Давайте его повеличаем.

(Все (и взрослые, и дети), стоя в хороводе поют песню «Милый наш Кузюшка» (Приложение №4), а Кузьку носят по кругу. В конце песни чучело «падает»).

Милый ты наш Кузюшка!

Мы тебя славим.

Мы тебя славим.

В хоровод поставим.

Мы тебя встречаем,

Тебя величаем!

После того, как кукла упадёт, хором поют:

Распрощаемся с тобой.

Ты иди на покой!

Хозяйка : Ох, упал, родимый. Знать, осени конец!

Лиза: Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Катя : Ох, разлюбезные наши гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все: Прощай, Кузюшка!

До новой Осени!

До нового урожая!

(Чучело Кузьмы уносят).

Дима : А теперь спляшем напоследок! Посмотрите, как у нас-то в мастерской!

(Пляска-песня «Посмотрите, как у нас-то, в мастерской» (Приложение №5))

Хозяйка : За такое веселье наше вам почтенье!

Лиза : И ждёт вас вкусное угощенье!

Катя : Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха да веселья. До свидания!

Ведущий:

Осень торопит, зима не ждет. Осень-пожируха со злюкой-зимой борется. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться. Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября. В народе много поговорок, связанных с этим днем: «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье», «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать», «Кузьма закует, а Михайло раскует». В старину примечали: «Если на Кузьму дороги развезет грязью – не жди мороза до самого декабря».

Еще в народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». Кузьма да Демьян – кузнецы, куют лед на земле и на воде. В народе их считают покровителями ремесел, главным образом, кузнечного искусства и, как ни странно, женского рукоделия. В народе рассказывают, что святые эти за работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками».

В день, посвященный памяти этих святых – бессребреников варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать!» А отправляясь в церковь, берут с собой кур, т.к. батюшка Кузьма – Демьян – куриный бог. «Кузьминки – курьи именины». «На Кузьму – Демьяна – курицу на стол». Во время еды строго следят за тем, чтобы косточки не ломались, а то куры будут уродливые.

Кузьминки слыли на Руси еще и девичьим праздником. Девушка-невеста устраивала в этот день угощение для всех родных и знакомых, становилась как бы хозяйкой дома. В качестве почетного блюда подавалась обычно куриная лапша. На Кузьминки молодежь на три дня снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей, девочка Маша прибирается в избе, тетушка Татьяна помогает ей.

Хозяйка:

Маша:

И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Тетушка:

Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша:

А кто к нам в гости придет?

Тетушка:

Девицы-красавицы придут со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают…

Маша:

Это почему же, тетушка?

Тетушка:

Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша:

Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка:

Входят девушки

Девочки :

Можно, хозяюшка?

Хозяйка:

Девочка:

Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, тетушка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка:

Девочка:

А на всю зиму пустите?

Хозяйка:

Девочка:

Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка:

Да надо мне совсем немного.

Да денег рубль и пятачок!

Девочка:

Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.

Хозяйка:

Девочки усаживаются на лавки. Запевают песню «Посеяли девки лен».

Посеяли девки лен,

Ладо, ладо, девки лен.

Посеяли, пололи,

Ладо, ладо, пололи.

Прополовши, убрали,

Прополовши, убрали,

Ладо, ладо, убрали.

Во кудельки ленок вязали,

Во кудельки ленок вязали,

Ладо, ладо, вязали.

На посиделки собирались,

На посиделки собирались,

Ладо, ладо, собирались,

За работу принимались.

За работу принимались,

Ладо, ладо, принимались.

Идут в гости ребяты,

Идут в гости ребяты,

Ладо, ладо, ребяты.

Они все примечают,

Они все примечают,

Ладо, ладо, примечают,

Помощницу в дом выбирают,

Помощницу в дом выбирают,

Ладо, ладо, выбирают.

Хозяйка:

Проводится русская народная игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, — проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры.

Хозяйка:

Девочки исполняют частушки.

На березе листок вянет,

Видно, летечко прошло,

В посиделочки мы ходим,

Видно, время подошло.

Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я веселы посиделочки

Без памяти люблю.

Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!

Две кукушки куковали

В полюшке на камушке.

Мы с подружкою вдвоем

Кружимся с Иванушкой.

Пускай люди посудачат,

Скажут, что я модница,

Что ж, хотя и модница,

Зато и хороводница.

Я плясать-то не умею,

Только так побегаю,

Молодому мальчику уважение сделаю.

Мы давай с тобой попляшем,

Ничего, что маленький,

Давай спросим у народа,

Кто из нас удаленький!

Тетушка:

А вы знаете, что Кузьминки – это еще и куриный праздник? Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка»

Курочка-рябушечка, куда пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка:

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию.

Хозяйка:

Угощает их яблоками.

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни, на лучшую поделку, рисунок.

Раздается стук в дверь. Входят кузнецы.

Первый кузнец:

Идут кузнецы из кузницы.

Второй кузнец:

Несут кузнецы два молота.

Первый кузнец:

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Второй кузнец:

Варите кутью.

Первый кузнец:

Поминать Кузьму.

Второй кузнец:

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнецы:

А вот что!

По мелодию русской народной песни «Во кузнице» кузнецы показывают, как выковывают гвозди.

Первый кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится.

Хозяюшка:

Кузнецы:

Мы бессребреники, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не берем.

Кузнецы присаживаются. Проводится русская народная игра «Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Проводятся русские народные игры «Золотые ворота», «Пятнашки».

Хозяйка:

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Хозяйка:

Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. Ходили они по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. А к мастеровым отношение особое было. Ведь в деревне все делается своими руками: и изба, и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входите, девицы, входите, красные!

Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

А сейчас проверим, какие вы проворные. Вставайте по 4 углам.

Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Вот какие молодцы, наши цыплятки! Угощайтесь!

А что вы умеете делать?

Ай, спасибо, работнички, уважили кузнецы умелые. Чем же вам заплатить?

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Кто работы не боялся, тому и зима не страшна! Припасено вдоволь всего, и самые веселые праздники зимой бывают. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ними и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!