Елена Валюгина
Сценарий праздника «Осенины»

Сценарий праздника : «Осенины »

Цель : Формирование познавательного интереса к истории своей страны, формировать у детей патриотические чувства. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Задачи :

Приобщать к культуре и традициям через знакомство с народной музыкой.

Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

Вызывать эмоциональный отклик на происходящее, активизировать детей в высказывании своих мнений.

Расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей

Приобщать к историко-культурному наследию.

Предварительная работа :

Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью .

Рассматривание картин об осени известных художников.

Знакомство с осенними народными праздниками , русским народным творчеством, стихами, рассказами, народными приметами, песнями хороводами.

Ход праздника

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» входит Хозяюшка, кланяется.

Хозяюшка : (обращается к гостям) : Здравствуйте, люди добрые! Рада видеть вас всех в добром здравии! Прошла осень – все овощи собраны , погреба убраны, можно и повеселиться.

В старые времена был такой обычай у русских людей : как заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали осенние вечера вместе , устраивали посиделки.

И я вас пригласила сегодня к себе в горницу на посиделки.

На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких -

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Дети в русских народных костюмах входят в зал под музыку выстраиваются полукругом и выполняют танцевальные движения : девочки – пружинку, руки полочкой; мальчики вертушку, руки на поясе.

Дети : Не мало ли вас,

Не надо ли нас,

Здравствуйте!

Хозяйка : Здравствуйте, здравствуйте, гостьюшки мои дорогие!

Давно я вас жду-поджидаю,

Праздник без вас не начинаю .

Проходите, милости прошу.

Добрый гость всегда в пору.

Ребёнок : Ноги пляшут, руки машут

Язык песенку поёт.

Осенины мы встречаем

Щедру осень провожаем

Щедру осень провожаем

Оспожинки припеваем!

Хозяйка : Приглашаю всех попеть да поплясать осень провожать .

Песня : «Тётушка осень »

Хозяйка : Доброе начало – половина дела. Много у меня гостей, много и новостей.

Ребёнок : Спасибо хозяйка – гостю почёт и хозяину честь.

Хозяйка : Проходите, рассаживайтесь поудобнее – посидим. О том о сём поговорим. Посидим рядком, поговорим ладком. Хочу я спросить вас, гости дорогие : сколько времён года вы знаете?

Дети : Четыре. Зима, весна, лето, осень .

Хозяйка : Верно. У каждого времени года свои месяцы, у каждого месяца свои приметы, да своё название. Сентябрь в народе называют «ревун» , «хмурень» , «листопадник» . В сентябре лето кончается, осень начинается . В сентябре лес реже и птичий голос тише. А ну – ка, кто знает поговорки о сентябре.

Дети :

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

Хозяйка : У сентября есть брат – октябрь. В народе называют «грязник» . Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

В октябре до обеда осень , а после обеда зима.

Дети :

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Хозяйка : У октября брат – ноябрь. Называется «полузимник» . А что вы про ноябрь знаете?

Дети :

В ноябре зима с осенью борется .

Ноябрь – ворота зимы.

В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

Ноябрьские ночи до снега темны.

С ноября зима куёт морозы.

Хозяйка : Много же вы знаете про осень , да только все приметы грустные вспомнили, а ведь есть и радостные, весёлые.

Ребёнок : Осень щедрая на урожай , да на подарки. Осенью не зевай всё в корзинку собирай.

Хозяйка : Всё верно, ребятки. Русский народ наблюдательный, давно заприметил, что у каждого овоща осенью своё время , свой праздник .

Луков день - в этот день убирали весь лук.

Куприянов день - убирают картофель, морковь, свёклу.

На Никиту убирают репу.

А что же мы сидим, сложа руки. Сложа руки снопа не обмолотишь, выходите петь песню.

Песня с инсценировкой : «Урожайная»

Хозяйка : Хорошо вы поёте, а вот как вы будете урожай заготавливать, мы сейчас посмотрим.

Посмотри-ка, ребятки, тут неубранные грядки.

Мы ложки возьмем и всю картошку соберем.

Игра «Перевозка овощей»

Хозяйка : Молодцы. А мы праздник продолжаем стихи о осени читаем .

Ребёнок : Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.

Ребёнок : Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ребёнок : Как хорошо в гостях у осени

Среди берёзок золотых.

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

Ребёнок : Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Ребёнок : Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Хозяйка : Начинает холодать.

Журавли желают детям :

«Не скучать, вам! Не скучать!»

Песня : «Журавли»

Хозяйка : Русский народ придумал много загадок. А вы, ребятки, не зевайте и загадки разгадайте.

Ребёнок : Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не сшиты, не кроены, весь в рубцах. (Капуста)

Ребёнок : Сидит, красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Ребёнок : У кого одна нога, да и та без сапога. (Гриб)

Ребёнок : Тронешь пальцем – гладко, а откусишь сладко. (Яблоко)

Ребёнок : В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

Хозяйка : А теперь скорей сюда,

Для вас занятная игра.

Не будем лениться,

Будем веселиться!

Игра : русская народная игра «Плетень» («Золотые ворота» )

Хозяйка : Снова нас баян зовёт – становитесь в хоровод.

Хоровод : «Калинушка»

Хозяйка : Я поняла, что вы любите осень , знаете стихи и песни. Даже осенью , когда кругом ненастно, хмуро, вам скучно не бывает.

Молодцы, и у меня для вас сюрприз.

Есть в корзиночке моей

Угощенье для детей.

Угадаете – вам приз,

Из муки большой сюрприз.

Это к чаю подойдет,

Так и просится к нам в рот.

Это сладость, объеденье.

Очень вкусное (печенье) .

Румяные кольца на нитке висят.

Румяные кольца во рту захрустят.

Ванильные, с маком висят, как игрушки,

Печеные, круглые, вкусные (сушки) .

Самый главный на столе,

Всех накормит он в семье.

По кусочку нарезай

Пышный, круглый (Каравай)

Вот он каравай душистый,

С хрусткой корочкой, витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мы у большого каравая -

На стол поставим сладкий чай.

Веселый праздник урожая -

С гостями радостно встречай.

Чаепитие

Вот и месяц показался.

Спасибо хозяюшка вам!

А нам всем пора по домам. До свидания!

Под музыку «Коробочка» русскую народную мелодию дети и родители покидают зал.

Сценарий театрализовано-игровой программы «Как ребята Осень спасали» Цели и задачи - страница №1/1

http://www.o-detstve.ru/


СЦЕНАРИЙ

Театрализовано-игровой программы

«Как ребята Осень спасали»
Цели и задачи:


  • Развитие творческих способностей воспитанников;

  • Формирование культуры межличностного общения;

  • Организация полезного досуга детей;

  • Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру; (Необходимо учить видеть детей и отличать красоту и богатство природы)

Главное – создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников. Необходимо, чтобы ребенок не был только созерцателем, наблюдателем и слушателем. Взрослые должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках. Это обеспечивает социализацию ребенка, его активную позицию.

Сцена празднично оформлена, по центру стоит трон, на подиумах - осенние букеты.
Звучат фанфары. Выходит Министр Шишка.
Министр Шишка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Я – министр ее величества, королевы Осени. А зовут меня – Шишка. Да – да, не смейтесь, меня действительно зовут Шишка. Мало того, считается, что я очень важная шишка, ведь без нас, шишек, никогда не вырастут деревья, а если нет деревьев, значит, на них нет листьев, а если нет листьев, значит никто бы и не заметил, что пришла золотая Осень. Вот поэтому я - Министр. А теперь я хочу, чтобы вы назвали мне свои имена. И так хором скажите, как вас зовут.


(Дети хором отвечают)
Министр Шишка: Вот и познакомились, и я с удовольствием начинаю Праздник Осени!
Звучит музыка, на сцене танец «листопад». В финале танца на сцену выбегает Мухомор и «листики» разлетаются.
Мухомор: Спасайтесь, спасайтесь кто может! Улетайте, разбегайтесь, драпайте – праздник отменяется!
Министр Шишка: Что это ты наделал, Мухомор, ты чего наделал?! Ты зачем листопад разогнал? Ты разве не знаешь, что сразу за листопадом приходит Осень? А теперь, что же получается - у нас праздника не будет?
Мухомор: Так и получается, уважаемый министр Шишка. А все потому, что завистливая госпожа Непогода мчится сюда с холодными дождями, ветрами и туманами и грозится устроить настоящее стихийное бедствие… Ой, мне уже страшно… А еще она говорит, чего это все Осень хвалят, все ею восхищаются, а меня, ну то есть ее, Непогоду только ругают и видеть не желают… И что за это она, Непогода, Осень отменит, а нам всем покажет…
Министр Шишка: Да… плохи дела… Надо Осень спасать! Ребята, вы нам поможете? Тогда вспомните все, что вы знаете про Осень – это нам пригодится. Мы так просто не сдадимся, мы покажем этой дамочке, кто здесь главный!

Звучит гром, шум дождя, ветра. Игра светом, затемнение.
Мухомор: Ой, прячьтесь скорее, Непогода пришла!
Звучит музыка. Влетает Непогода.
Непогода: Здравствуйте, а вот и я, с Непогодой вас, друзья! А вы что, испугались, что ли? Ну и правильно, чего меня бояться? Я – хорошая. Да если хотите знать, без меня ни одно время года не обходится. Вот скажите, летом непогода бывает? Бывает. А весной? Бывает. Ну про зиму и говорить нечего… А уж осенью – вообще одна сплошная непогода.

Ну а если я бываю в любое время года,

Значит всех главней в природе кто?

Конечно … непогода!

Какая я молодец, загадку про себя придумала! А вы мне все осень, да осень…Я вам скажу, что такое осень, а лучше спою…
Звучит (-) песни «Осень» Ю. Шевчука,

Непогода поет.

Что такое осень – Непогода,

Сырость, грязь и лужи под ногами,

Что такое осень – просто время года,

С мокрыми и скучными дождями (2 раза)

ПРИПЕВ:


Осень – хмурых дней череда,

Осень – ветер, туман, холода.

Осень – солнца больше не жди,

Осень – ну, погоди!

Что такое осень – Непогода!

И опавших листьев вздох прощальный

Что такое осень – чахлая природа –

Все вокруг уныло и печально… (2 раза)

Из - за трона выходят Министр Шишка и Мухомор.
Министр Шишка: Здравствуйте, госпожа Непогода, как поживаете?
Непогода: Ой, смотрите кто свалился на нашу голову. Привет, Шишка.
Министр Шишка: Извините, но я - министр Шишка!
Непогода: Фу – ты, ну – ты, ножки гнуты… Это ты при Осени министром был, а для меня ты просто Шишка на ровном месте…
Мухомор: А я…
Непогода: А ты - Мухоморище или нет, лучше - Красная Шляпка. Ха – ха, Красная Шляпка, ну какая я остроумная… - получается шишка на красной шляпке, ха – ха – ха! Эй вы, слушайте сюда - если будете служить мне верой и правдой я вас не трону, а будете мешать – гниль на вас напущу, в грязь превращу!
Министр Шишка: Что вы, что Вы, госпожа Непогода… Мы готовы вам служить, но вот ребята…, ребята не верят, что Вы сможете Осень победить…
Мухомор: Она же такая красивая, богатая, витаминная, а какие у нее друзья – Листопад, Урожай…
Непогода: Подумаешь, друзья … Да я одна со всеми справлюсь! Вы что, мне, Непогоде не верите? А ну давай устроим испытание – я вам буду свои задания давать, а вы мне свои… Я хоть в школе не училась, а все равно самая умная, и у таких маленьких детишек обязательно выиграю. Эй, Шишка, неси сюда цифры –установим табло со счетом, пока cтавь «ноль- ноль».
Мухомор: Ну, ребятки, выручайте – королеву Осень спасайте! Надо Непогоду победить и все ее задания правильно выполнить. Готовы?

Непогода: Итак, начнем! Испытание первое -

Звучит музыка, проходит испытание – Загадки
Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле.


Над тобой, надо мною

Проплывал мешок с водой,

Налетел на старый лес

Прохудился и исчез.


Быстрокрылая стрела,

Дуб свалила у села.


Свернёшь – клин,

Развернёшь – блин.

Гуляю я и в дождь и в зной,

Характер у меня такой.


Разноцветное коромысло,

Через реку повисло.


Мухомор: Молодцы, ребятки, все правильно отгадали и счет стал 1: 0.

Ну что, продолжим, госпожа Непогода? Что Вы там еще придумали?


Непогода: Ой, придумала, придумала, ни за что не отгадаете! Супер- пупер сложное задание – на экран внимание!
Проходит видеоконкурс – караоке.
Министр Шишка: И опять ребята победили! Счет становится 2: 0!
Непогода: Я подумала и решила – это не честно, вас – много, а я одна… Мне нужны помощники!
Министр Шишка: Да кто же станет помогать Непогоде?! Все ребята любят солнышко, тепло, хорошую погоду…
Непогода: А вы на что?! Или забыли, что обещали мне служить верой и правдой? А может отправить вас в гнилое болото…
Мухомор: Нет – нет, мы согласны! Ну конечно мы поможем, все что хотите…
Непогода: Хочу, хочу … танцевать хочу! Объясняю правила – Я, то есть вы - показываете детишкам танцевальные движения, а они эти движения повторяют… А если кто-то будет неправильно повторять, или вообще танцевать не будет – вот тогда я победила! Понятно? Тогда начинайте, а я посмотрю – кто тут мне выиграть поможет, кто самый скучный, грустный и ленивый…
Мухомор: Ну что ж, ребятки, давайте постараемся – ее величество Осень уже совсем близко, нам надо побыстрее выгнать Непогоду, но так, чтобы она не обиделась, потому что когда Непогода злится – большие неприятности бывают.

Раз, два, три, четыре, пять –

начинаем танцевать!
Звучит музыка. Проходит танцевальный конкурс. Ребята повторяют движения сказочными героями.
Мухомор: Итак, счет становится 3: 0 в нашу пользу! Молодцы ребята, мы победили Непогоду - теперь Осень придет к нам во всей красе и праздник состоится!
Непогода: Ну вот, всегда так - обижают, ругают, прогоняют, а я, между прочим, очень много полезных вещей делаю – землю дождем увлажняю, листья с деревьев ветром сбрасываю, чтоб они потом в удобрение превратились, и чтоб на них снег не ложился – деревьям же тяжело такой груз держать. А тучки мои – они же небо закрывают, и поэтому тепло от земли в космос не улетает - а это хорошо. Да мало еще чего…
Министр Шишка: Все правильно ты говоришь, нельзя природе без тебя,вот только когда ты злишься – слишком много происходит неприятностей да стихийных бедствий а нам погожие деньки нужны, мы праздника хотим! Правда, ребята?
Непогода: Ну и ладно, потерплю до зимы, там уж я похозяйничаю на всю катушку. А вы ребятки хорошие, дружные и веселые - пусть и Осень у вас будет теплой да урожайной. Эй, ветра холодные, тучи дождливые, морось слякотная – собирайтися, выметайтися, не будем мы тут пакостничать да неприятности чинить.Так уж и быть - зовите Вашу Осень, начинайте праздник!
Мухомор: Разрешите, я Вас провожу, уважаемая, а то вдруг, Вы еще передумаете и решите вернуться…Пойдемте, пойдемте!
Министр Шишка: Вот и ладненько, вот и отлично. Пора начинать праздник. Давайте, ребята громко крикнем 3 раза «Осень, приходи!». Три-четыре…

Дети зовут Осень. Начинается листопад (Хореографическая композиция в исполнении танцевального коллектива),

в финале звучат фанфары - выход Осени.
Министр Шишка: Ее величество – Золотая Осень!

Осень. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мои дорогие! Вижу Вы прекрасно справились со всеми заданиями и госпожа Непогода оставила нас в покое. Я очень рада нашей встрече, и приготовила для вас свои осенние подарки, но достанутся они только самым веселым, умным и дружным из вас, скажите, есть такие в зале? А вот это мы сейчас и проверим. Объявляю конкурс юных художников!
Министр Шишка: А вот и мольберты, и краски, ах, кисточки забыл, да они и не нужны. А вот художники мне понадобятся (вызывает представителей от школ). Итак, ваша задача – разукрасить вот этот осенний лист – кто быстрее и красивее это сделает – получит приз!


Осень. Лучшим художником нашего королевства объявляется…

А сейчас мы определим, в каком же классе учатся самые ловкие и внимательные ученики. Посмотрите, сколько Непогода сорвала листьев с деревьев, а сколько шишек принес наш министр – и не сосчитать. Давайте соберем все листья и шишки и посмотрим, у кого это лучше получится. Уважаемый министр, вынесите нам орудия труда. (Министр Шишка выносит корзинки по количеству участников) А вы, ребята, помогайте своим друзьям – подсказывайте, где им собирать: влево, вправо, назад, вперед.

Звучит музыка, проходит конкурс.
Осень. Что ж, посмотрим, кто насобирал больше. Призы победителям!
Осень. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы подготовились к встрече Осени. Мы с моим министром приготовили для вас самые разные картинки, сможете ли вы правильно определить что относится к Осени, а что нет… Если вы узнали на картинке осень – громко кричите «УРА» и хлопайте в ладоши, если же вы уверены, что на картинке не Осень – громко смейтесь и топайте ногами. Договорились? Тогда внимание на экран.

Звучит музыка, проходит конкурс.
Министр Шишка: Молодцы, ребятки! Ваше величество, я предлагаю всех наградить призами. Непогоду мы прогнали? Загадки отгадали? Песни пели? Танцевали? Чихали? Играли? Икали? Скучали? Значит мы отлично провели время.
Осень. А вот мультики мы не смотрели. И поэтому я дарю всем ребятам – МУЛЬТФИЛЬМЫ, а сразу после просмотра вас ждут сладкие призы. Вы довольны? Ну а я тем более, ведь вы сегодня устроили для меня самый настоящий праздник, и я от всей души желаю вам только солнечных и погожих дней, крепкого здоровья, отличной учебы и прекрасного настроения! До новых встреч, ребята!
Министр Шишка: До новых встреч, мои маленькие друзья!
Показ мультфильмов на осеннюю тему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.П. Пашнина. «Золотые ворота» - конкурсно-игровая программа для детей. «Сценарии и репертуар» №16, 2011 стр.-3.

2. С.Н. Белокурова. «Конкурс «В гостях у Осени», Газета «Педсовет»№9, 2010 г., стр.- 19

3. Е. Вагина. «Золотая осень» . Журнал «Чем развлечь гостей» №7, 2011 год., стр-26.

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ОСЕНИНЫ.

Цели: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческие способности учащихся.

Подготовительная работа: - экскурсии в осенний парк, лес;
- разучивание стихотворений, песен, сценки;
- оформление классного кабинета (осенние листья, шары);
- подготовка предметов для конкурсов (кубики, желуди, овощи, фрукты, таблички с пословицами, колпаки с осенними листьями);

дети получают жетоны, в зале звучит музыка Чайковского « Времена года»

На двери плакат: ВЫ, ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

В ЗАЛ ПРОИДИТЕ,

И ВНИМАТЕЛЬНО ВОКРУГ

ВСЕ ОГЛЯДИТЕ

На праздник осени спешите,

Внимательно зал оглядите

С какого дерева твой лист определи

К такому дереву скорей пройди.

С какого дерева спустился к вам листок

К такому дереву садитесь на пенек.

Ведущая:
Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит осень…

1 ученик:
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.

2 ученик: И арбуз увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
"Здравствуй осени пора!"

3 ученик:
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.

4 ученик: Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи на праздник к нам,
Осень золотая!

Дети слушают песню «Лесной олень» №22

Ведущая: Удивительное время года, многие поэты посвятили ей свои стихи. Всех она покорила своей красотой.

Я предлагаю провести 1 конкурс «Знакомство»:

Каждая команда получит набор букв. По моей команде вы должны разложить буквы по порядку, у вас получится название вашей команды.

Итак, мы познакомились. 1 ком.- КЛЕНОЧЕК, 2 ком. - ДУБОЧЕК, З ком.- БЕРЕЗКА.

Ведущая: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла она лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню.

5 ученик:
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

6 ученик: Соберем из листьев веер ,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.

7 ученик: И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит лета больше нет,
Осень наступает.

Ведущая:
А сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки об осени.

1. Всех наградила,
Все погубила. (осень )

2. Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь )

3. Все мрачней лицо природы –
Потемнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился –
Что за месяц к нам явился?(октябрь )

4. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (ноябрь )

5. Шел долговяз,
В сыру землю увяз. (дождь)

6. Падают с ветки
Золотые монетки. (осенние листья )

7. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (туман )

8. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)

Ведущая:
Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Викторина "Закончи пословицу"

1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела .)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь .)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит .)

А теперь мы проведем игру ХУДОЖНИК: Нужно нарисовать с завязанными глазами: морковь, арбуз, лук.

Сценка "Спор овощей"
Ведущий:
Собирают осенью урожай плодов
Много людям радости
После всех трудов.

Осень: Урожай у нас хорош
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Кто из них, из овощей
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!

Горошек:
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Осень: От обиды покраснев свекла проворчала…

Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала,
Свекла надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свеклы нету!

Капуста: Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Редиска :
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить меня зачем?
Я и так известна всем!

Морковь:
Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины ?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

Осень:
Тут надулся помидор
И промолвил строго…
Помидор :
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Осень:
У окна поставьте ящик.
Поливайте только чаще
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый лук.

Лук: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук!

Картошка:
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!

Баклажан:
Баклажанная икра так вкусна, полезна…

Осень:
Спор давно кончать пора,
Сорить бесполезно!
Кто-то, кажется, стучит…

(хором все) Это Доктор Айболит!
Кто из всех, из овощей
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все, без исключения.
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус
И решать я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

8 ученик:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

9 ученик: Где бодрый серп гулял и падал колос
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

10 ученик:
Пустеет воздух, птиц не видно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Догадайтесь, о каком осеннем месяце я вам сейчас расскажу:

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор,

Кистями красными повиснула рябина.

Мелькает желтый лист на зелени дерев,

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковер лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Правильно, месяц СЕНТЯБРЬ, месяц когда мы собираем урожай. Сейчас мы проведем эстафету «УРОЖАЙ»

Я развел огород,

Приготовил старательно грядки.

И принес чемодан

Полный разных семян

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена

Утром их поливал

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. И когда я ребят позвал в огород.

Все взглянули и закричали:

«Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали».

И я им показал такой огород

Где на грядках засеяны густо:

Плакат: ОГУРУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК, и РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРОШЕК поспел

И МОРКОФЕЛЬ дозрел

Стал уже осыпаться СПАРБОБНИК

А таких БАКЛАЧКОВ

да мохнатых стручков

И испугался бы даже садовник.

Мы корзину несли

И решить не могли

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам,

Ну и съели их просто сырыми.

Ваша задача заключается в том, чтобы определить, какие семена были в чемодане у овощевода?

11 ученик:
Настала осень ясная,
В саду созрели яблоки,
Висят они на яблонях
Румяные и сладкие.

12 ученик: Блестят они на солнышке
Прозрачной тонкой кожицей.
Плодов такое множество
Что ветки к низу клонятся.

13 ученик: Мы яблоки румяные
Снимаем с веток бережно,
Кладем в траву под яблоней,
Душистые и свежие.

Игра "Кто быстрее"

(на сцену поднимаются 3 пары, те, кто сумел назвать блюда из яблок) Яблоко на нитке берут два участника одновременно и начинают его есть, держа нитку обеими руками. Побеждает та пара, которая быстрее съедает яблоко.

Ведущая:
Да. Очаровательный месяц сентябрь сменяется более хмурым октябрем. Но и в октябре можно найти немало интересного. Октябрь - дождливый месяц. Поэтому следующий конкурс «Перелей воду ».

С помощью ложки перевести воду из одного стакана в другой.

В это время звучит песня «Виноватая тучка» №75

Мы предлагаем игру «Улетели птицы». Я называю в игре птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что - то другое, дайте мне знать. Можете хлопать в ладоши.

А) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

Б) Улетели птицы

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

В) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Галки и ежи.

Г) Улетели птицы:

Голуби, куницы.

д) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Галки и чижи,

Комары, кукушки.

Е) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке.

Ведущая:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. А. Пушкин.

Многих художников вдохновляют осенние пейзажи. Думаю, и вы стали неравнодушны к этой красоте. Из кусочков нужно сложить КАРТИНУ.

14 ученик: Девушка-осень гуляет,
Ножкой сбивая росу,
В сумку дары собирает,
Листья вплетает в косу.

15 ученик:
Может порадовать солнцем,
Может дождем угостить,
Может снежком припорошить
И серебром принакрыть.

16 ученик: Всем хороша и пригожа
Золота, яшмы не счесть.
Яблоки, шишки, орехи –
Все в сундуке ее есть.

А теперь проверим как вы знаете богатства природы. Здесь перемешаны разные виды круп. Предлагаем вам угадать ух названия. (РИС ФАСОЛЬ ГРЕЧКА ЧЕЧЕВИЦА ПШЕНО)

17 ученик:
День пригреет - возле дома,
Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой
И картофельной ботвой.

18 ученик :
И хотя земля устала,
Все еще добра, тепла,
Лен разостланный отава
У краев приподняла.

19 ученик: И свежо, морозно, вкусно,
Заскрипел капустный лист.
И за криком журавлиным
Завершая хлебный год.
На ремонт идут машины,
В колеях ломая лед.

Ведущая: Молодцы! Вы и пели, и играли,
И загадки отгадали, и стихи мне прочитали.
Спасибо за внимание! До скорой встречи! До свидания!

    Осень

    А теперь давайте поиграем!

    Игра «Гроза»

    Игра «Отгадай»

    Игра «Хозяюшка»

    Игра «Дружный хор»

    По одному игроку от команды выходят из зала. Каждой команде предлагается по слогу слова «листопад». По сигналу все одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик». Задача вернувшихся игроков — угадать слово.

    Игра «Склад»

    «Склад» — стулья, поставленные в ряд, — находится в 10 шагах от места расположения команд. Задача команд — вещи со «склада» перевезти в свой «магазин». У носильщиков завязаны глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выиграет тот, кто сделает это быстрее всех, не перепутав при этом стулья своей и чужих команд.

    1-й скоморох:

    Осень:

    И за это — уваженье,

    Принимайте угощенье!

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Осенины" »

Игровая программа «Осенины»

Зал украшен осенними листочками. Звучит фонограмма «Осень постучалась к нам…»

Выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Добро пожаловать, гости званые и желанные!

2-й скоморох:

Милости просим на осенины!

1-й скоморох: Всех приглашаем!

2-й скоморох: Душевно встречаем!

Звучит фонограмма танца «Листья желтые». Дети исполняют танец с зонтиками.

1-й скоморох:

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу:

Кто-то в гости к нам спешит

И как будто бы... шуршит.

Кто бы ни был, заходите

Да ребят повеселите!

Выходит Шуршик с корзинкой в руках.

Шуршик:

Меня к вам направила осень.

Просила доставить она

Загадки, подарки и скоро

Надеется быть здесь сама.

2-й скоморох:

Корзину с подарками видим.

А кто же ты сам-то такой?

Поверь, мы тебя не обидим.

Как звать тебя, гость дорогой?

Шуршики :

Я по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал,

А старый дуб до слез смеялся

И шуршиком меня назвал.

1-й скоморох: Ты знаешь, Шуршик, что Осень прислала в этой корзине?

Шуршик:

Там загадки не простые, там загадки, как живые.

1-й скоморох:

Что ж, давайте посмотрим! Достает из корзины кленовые листики с загадками.

В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - чернеет. (Лист)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)

2-й скоморох: Молодцы, ребята, справились с загадками! Осень прислала вам целое ведро желудей, и мы сейчас узнаем, кто из вас самый ловкий.

Дети встают в круг. Шуршик встает в центре круга и раздает желуди.

Проводится игра «Подбери желудь»

Шуршик:

Желудь на пол положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Надо быстро желудь взять.

1-й скоморох:

Вы загадки отгадали, замечательно играли,

А Осень что-то не идет - дорогу, видно, не найдет.

Давайте дружно позовем!

Приди к нам Осень мы все ждем!

Ребята зовут Осень. Звучит фонограмма входит Осень с букетом из листьев.

Осень: Добрый день, мои друзья!

Заждались, пойди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Осень : Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

    Гром в сентябре предвещает (сухую осень);

    Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет

    (ранняя, а если снизу – поздняя) ;

    Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);

    Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);

    Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);

    Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень : Молодцы! Много вы знаете народных примет, пословиц и поговорок.

А теперь давайте поиграем!

Игра «Гроза»

От каждой команды приглашают по одному участнику. На них надевают осеннюю одежду (куртку, шарф, берет, перчатки), в руки дают зонтик. Под музыку участники ходят по кругу. По хлопку Осени каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на то место, где застал его хлопок. Когда игроки снимут 3-4 вещи, раздается сигнал «Гроза». Выигрывает тот, кто быстрее наденет свои снятые вещи.

Игра «Отгадай»

Приглашаются по одному представителю от каждой команды. Участникам завязывают глаза. На ощупь, на вкус, по запаху они должны определить, что дают им в руки: патиссон, чеснок, репу, укроп, петрушку, мяту, лук, кабачок, морковь.

Игра «Хозяюшка»

Из предложенных овощей и фруктов ребята должны приготовить украшения для салата.

Игра «Дружный хор»

По одному игроку от команды выходят из зала. Каждой команде предлагается по слогу слова «листопад». По сигналу все одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик». Задача вернувшихся игроков - угадать слово.

Игра «Склад»

«Склад» - стулья, поставленные в ряд, - находится в 10 шагах от места расположения команд. Задача команд - вещи со «склада» перевезти в свой «магазин». У носильщиков завязаны глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выиграет тот, кто сделает это быстрее всех, не перепутав при этом стулья своей и чужих команд.

1-й скоморох:

Дорогая Осень, дети для тебя приготовили танец.

Звучит фонограмма. Дети исполняют танец «У околицы».

Осень:

Все вы здорово играли, да ещё и станцевали

И за это - уваженье,

Принимайте угощенье!

Осень дарит ребятам угощения.

Управление образования города Оренбурга

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Оренбурга

Номинация «Сценарий игровой театрализованной программы»

«Встреча Осени»

(игровая театрализованная программа)

возрастной адресат программы: 7-10 лет

Кононова Зоя Владимировна

педагог дополнительного образования

отдела «Празднично-игровые программы»

Оренбург

2015

Содержание

    Пояснительная записка:

Цель, задачи сценария;

Место проведения;

Аудитория;

Адресность;

Действующие лица;

Оборудование;

Реквизит;

Фонограммы;

    Сценарий игровой театрализованной программы «Встреча Осени».

    Список литературы.

Приложение 1 «Игры».

Приложение 2 «Костюмы».

Приложение 3 «Реквизит».

1. Пояснительная записка

Цель: приобщить детей к русским народным традициям игровыми методами.

Задачи:

Вовлечение детей в вымышленную игровую ситуацию;

Развитие навыков игрового общения в коллективе;

Нравственное воспитание учащихся средствами досугово-игровой деятельности.

Место проведения: актовый зал школы.

Аудитория: учащиеся начальной школы.

Адресность: учителя, педагоги – организаторы, педагоги УДО.

Действующие лица:

    Скоморох Прошка.

    Скоморох Антошка.

    Красна девица Алена.

    Красна девица Елена.

    Матушка Осень.

Необходимое оборудование

Аудиоаппаратура: MD , микшерный пульт, усилитель, 5 радиомикрофонов,

колонки.

Реквизит:

2 бутафорских снопа из поролона,

20 – 24 колоса из поролона,

2 атласные ленты разного цвета,

Бутафорские «снежки» - 20 штук,

Веревка или гирлянда длиной 1,5-2 м.

Фонограммы:

Фанфары в русском народном стиле;

Инструментальная композиция «Троицкие хороводы»;

Минусовка песни «Пришли скоморохи»;

Русская народная песня «Коробочка»;

Минусовка песни « Я с комариком плясала»;

Инструментальная композиция «Русские наигрыши»;

Минусовка песни «Мамашка моя»;

Минусовка песни «Тройка»;

Минусовка песни «Ярмарка»;

Минусовка песни «Пчелка»;

Минусовка песни «Ежик с барабаном»;

Инструментальная композиция «Прощальная».

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте души, правде, храбрости, трудолюбие, верности. Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Русские народные праздники - это кладезь фольклора, традиций, обрядов, ритуалов.

Фольклор (в переводе с английского - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество: песни, сказки, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая - все это праздновалось. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника.

Данный сценарий написан для творческого объединения «Веснушки» по общеобразовательной дополнительной программе «Праздники русского народного календаря» для проведения осеннего праздника в начальной школе, с учетом особенностей детей данного возраста. Роли могут исполнять как взрослые - педагоги, так и дети - учащиеся. Программу лучше проводить на заранее организованной площадке, в актовом зале или школьной рекреации, чтобы хватило места для проведения эстафеты и танцев. Также надо заранее подготовить реквизит и костюмы. Желательно при этом воспользоваться помощью родителей, вовлекая их в подготовительный этап организации программы.


2. Сценарий игровой театрализованной программы

«Встреча Осени»

(Звучит русская народная музыка. С разных сторон из-за кулис выбегают скоморохи Антошка и Прошка).

Прошка . Добрый день, люди младые!

И сурьезные, и озорные!

Милости просим всех на встречу осени!

Антошка. На встречу осени приглашаем!

И девчонок, и мальчишек душевно встречаем!

Прошка. Меня зовут все Прошкой!

Антошка. А я скоморох Антошка!

Прошка. Хотим с вами познакомиться!

(Игра на знакомство).

Антошка . Эй, господа! Пожалуйте сюда!

Мальчишкам-молодцам, красным девицам – наше почтенье!

Прошка. Ну-ка, детишки! Открывайте кошельки!

Выворачивайте карманы, доставайте пятачки!

Антошка. За свои полтинники и гривны сейчас увидишь дела дивные!

Прошка . За медный пятак развеселим вас и эдак, и так!

Антошка. Довольны будете здорово! Удовольствия - три короба!

Прошка. Подходите, подходите, и глаза свои протрите!

Девчонки-вертушки, веселые болтушки!

Мальчишки драчливые,

Ученики ворчливые!

Все разные собрались на праздник наш

И всем еще раз:

Вместе. Наше почтение!

Антошка. А чтобы нам как-то ужиться,

Надо всем нам подружиться!

Прошка. А для этого за нами повторяйте!

Антошка. Да соберитесь уже – не зевайте!

(Игра с залом «Приветствие»).

Прошка. А вот к нам помощницы пожаловали!

(Звучит музыка, выходят Алена и Елена, исполняют движения из кадрили и кланяются.)

Алена. Здравствуйте, скоморохи,

Не хороши, не плохи!

Елена . Здравствуйте, мальчишки,

Здравствуйте, девчонки!

Алена. Хлопайте звонко!

Топайте громко!

Мы Красны Девицы Алена и Елена…

Вместе. Вас приветствуем!

Елена. Готовы ли вы Осень встречать?

Нашу дорогую Матушку Осень привечать?

(Прошка отвечает, как докладывает, приставив руку к виску.)

Прошка. Жатву закончили, урожай собрали,

Нашу кормилицу Осень всей деревней встречали!

Антошка. Не встречали, а встречаем,

Готовимся, традиции вспоминаем.

Алена. А про народные традиции мы вам расскажем,

Осенние обряды ребятам покажем.

Прошка. А мы поможем!

Прошка. В осеннее ненастье шесть погод на дворе,

Сеет, веет, крутит, рвет,

Сверху льет и снизу метет!

Алена. Первый месяц осени – сентябрь – в народе называют - Хмурень, Ревун.

Елена. Говорят, сентябрь холоден, да сыт.

Антошка. И хоть погода меняется, а урожай собирать надо, ведь сентябрь – время сбора урожая.

Прошка. К приходу Матушки Осени надо собрать с огорода все овощи.

Алена. А ребята нам помогут. Загадки отгадают, ответы назовут - овощи с грядок соберут.

(Загадки про овощи).

Антошка. Мы пшеницу жали,

Все поле пожали,

На гумне стогами,

На столе пирогами.

Елена. По традиции последние несжатые колосья специально перевязывали лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

Алена. А последний сноп жали молча. Этот сноп наряжали в сарафан и несли на пир честной. И мы сейчас пожнем последний сноп.

Антошка: А ребята нам опять помогут!

(Эстафета «Последний сноп»)

Елена. Октябрь – средний месяц осени, когда природа готовиться к приему зимы. Из-за осенних дождей в народе его именуют Грязником или Подзимником. В октябре начинали рубить капусту, и даже в честь капусты праздник придумали – Капустники называются. По нынешний день с восьмого октября начинаются на Руси веселые Капустники – вечеринки в честь капусты.

Алена. Нарядно одетые девушки обходят с песнями все дома своей деревни, и помогают хозяевам рубить капусту, а хозяйка дома обязательно печет пироги с капустой и угощает всех гостей.

Прошка. А давайте представим, как это было, и поможем порубить капусту для засолки.

Антошка. Вставайте со своих мест и повторяйте движения за нами!

(игра-танец «Мы капусту засолили»)

Елена. Ноябрь – ворота зимы и сумерки года. По народным приметам

его называют Студень.

Алена. Ноябрьские ночи особенно темны до первого снега.

Антошка. Снег – это хорошо, это весело. Эй, Прошка, а не сыграть ли нам в снежки?

Прошка. Антошка, я думаю, что многим нравится играть в снежки.

Эй, ребятки - быстрые пятки, кто хочет ловкостью да меткостью похвалиться?

(игра «Снежки»)

Алена. Ну, вот мы с вами все осенние месяцы перебрали,

русские народные традиции вспомнили.

Прошка. А вот и Матушка Осень пожаловала!

(звучит торжественная музыка, выходит Матушка Осень)

Осень. Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Всех люблю и уважаю, к осеннему столу приглашаю!

Ждет Вас урожай богатый,

Да только не быть ему без дождя, ребята!

Дождик землю питает,

Овощи да фрукты поливает.

Без дождя какая осень, скажет каждый садовод,

И в Сентябрь урожайный дождик мигом все польет.

А для этого ладоши приготовьте поскорей,

Дружно громко, очень звонко скажем вместе: «Дождик, лей!»

(Музыкальная игра «Кап-кап!»)

Осень. За то, как встретили меня, вам спасибо говорю!

Что вы запомнили, сейчас проверить я хочу!

Если вы время не теряли зря,

Хором мне сейчас ответите, друзья!

Как называли в народе месяц Сентябрь?

(Дети дают ответ - Хмурень, Ревун)

Прошка. А что делали в этом месяце?

(Дети отвечают – собирали урожай, жали пшеницу)

Осень. Как называли Октябрь – месяц?

(Дети отвечают – Грязник, Подзимник)

Антошка. Чем занимался народ в это время?

(Дети отвечают - Заготовкой капусты на зиму)

Осень. А как же назывался Ноябрь?

Елена. И как проводили люди это время?

(Дети отвечают – Студень, люди готовились к зиме)

Осень. Молодцы! Какие вы внимательные!

А теперь, если вам понравился наш праздник,

помашите левой рукой!

Алена. А если очень понравился – помашите правой рукой!

Прошка. А если наш праздник вам понравился очень-очень

и вы долго будете его вспоминать – похлопайте в ладоши!

(Дети хлопают в ладоши)

Осень . Всех вас, друзья мои, я благодарю!

И позвольте мне, ребята, дать дорогу Сентябрю!

Алена. А за ним Октябрь хмурый непременно вслед придет,

И ноябрьское ненастье к нам прибудет в свой черед!

Елена. Через Зиму и Весну, через Летнюю пору,

Снова в гости всех вас ждем в новом, будущем году!

(Исполнители кланяются, машут руками и уходят за кулисы)

Конец.


3. Список литературы

1. К истокам народных традиций: Сценарии и программы, построенные на обычаях, обрядах, празднествах // Сценарий и репертуар, 2003, вып. 5. - С. 2-86.

2. Панфилов В. Осенины: Сценарий народного праздника Рождества Пресвятой Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. - С. 53-73.

3. Народные праздники. Ищук В. В., Нагибина М. И. Ярославль - 2000

4. Князева О.М., Маханева М.Д., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» издательство Детство-пресс, г. Санкт- Петербург, 2002 г.

5. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет / Н.В. Бердникова.- Ярославль: Академия развития, 2005. – 368 с.

6. Интернет-ресурсы: uchkopilka.ru.

Приложение 1

ИГРЫ

Игра на знакомство « Имена мы называем!»

Ведущий читает стихи, а ребята должны выполнять действия, о которых говорится в строчках стихотворения.

Имена мы называем,

В зале кто сидит, узнаем!

Ну-ка, Насти и Алеши,

Громко хлопайте в ладоши!

Ксюши, Сони, Тани, Вани –

Вы потопайте ногами!

Поднимите руки выше –

Лизы, Даниилы, Миши!

А Никиты, Коли, Ани –

Нам кивнули головами!

Помашите нам скорей –

Те, кого зовут Андрей!

А Сережи, Васи, Маши,

Паши, Вовы и Наташи –

Повертите головой…

Как вас много! Боже мой!

Тех, кого мы не назвали,

Хором просим, чтоб вы встали!

И теперь на 1, 2, 3 –

Свое имя назови!

Игра с залом «Приветствие»

Ведущие по очереди произносят и показывают жестами действия, дети должны все за ними повторить.

Помахали правой рукой! (Машут правой рукой)

Помахали левой рукой! (Машут левой рукой и т. д.)

Взялись за левый локоть соседа справа и помахали левой рукой,

Взялись за правый локоть соседа слева и помахали правой рукой,

Скорчили рожицы соседу справа, слева,

Погладили по голове соседа справа, слева,

И дружно, громко сказали: «Какие мы молодцы!»

Загадки про овощи

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репка.)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют

(Помидоры.)

Сидит малыш на грядке –

Весь в заплатках.

Кто не взглянет –

Всяк заплачет.

(Лук.)

Красная мышка с белым хвостом,

В норке сидела под зеленым листком.

(Редис.)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна!"

(Картошка.)

Лоскуток на лоскутке –

зелёные заплатки,

Целый день на животе

нежится на грядке.

(Капуста).

Лежат на грядке

Телятки гладки.

Зеленые, округлые

И очень вкусные.

(Огурцы.)

Эстафета «Последний сноп»

Участники: 2 команды по 10-12 человек.

Реквизит: 2 бутафорских снопа из поролона, 20 – 24 колоса из поролона, 2 атласные ленты разного цвета.

Ведущие делят ребят на две команды по 10-12 человек и выстраивают в две колонны. Каждой команде нужно собрать бутафорский сноп из поролоновых колосьев и перевязать его лентой. Ребятам раздают по одному колоску, и они по очереди подбегают к снопу и вставляют колоски в специальные пазы, собирая, таким образом, сноп. Детям, бегущим последними в колонне, раздают по одной яркой ленте, и они перевязывают сноп. Команда, первой перевязавшая сноп, выигрывает.


Игра – танец «Мы капусту засолили!»

Под музыку ведущий показывает движения, а ребята повторяют за ним.

В такт ведущий имитирует движения «собирания капусты» - делает двумя руками собирательные движения в одну сторону, потом в другую. Следующее движение имитирует процесс «нарезания» капусты – руки согнуты в локтях, кисти прямые, руки двигаются от плеча вниз – сначала в одну сторону, затем в другую.

Затем показывается движения «посолки» - посолили с одной стороны, затем с другой, и «складывания в бочку» - руки согнуты в плечах, имитируются движения складывания капусты.

Игра «Снежки»

Участники: 2 команды по 7-8 человек.

Реквизит: бутафорские «снежки» - 20 шт., веревка или гирлянда длиной 1,5-2 м.

Задание : 2 помощника натягивают гирлянду, команды становятся по - разную сторону гирлянды. Задача участников перекидать со своей территории «снежки». Победителем становится команда, на чьей территории наименьшее количество «снежков».

Игра - песня «Дождь идёт»

Ведущий просит после каждой строчки громко и дружно говорить « кап-кап-кап», а во время припева – повторять каждую строчку.

Показался дождь из тучи – кап-кап-кап!

Настроенье стало лучше – кап-кап-кап!

И повсюду застучало – кап-кап-кап!

И повсюду зазвучало – кап-кап-кап!

Дождик лей – дождик лей!

Не жалей – не жалей!

Дождик лей – дождик лей!

Веселей – веселей!

Мы дождя – мы дождя!

Не боимся – не боимся!

Под дождём – под дождём!

Веселимся – веселимся!

Вот за тучей раздаётся – бум-бум-бум!

Не иначе гром смеётся – бум-бум-бум!

Гром ребята не боятся – бум-бум-бум!

В непогоду веселятся – бум-бум-бум

Приложение 2


Фрагмент выступления программы. На сцене все исполнители.

Скоморох и Матушка Осень.


Коллектив «Веснушки»


Матушка Осень

Приложение 3

Реквизит

Колосья и снопы


Технология изготовления: стебель колоса – прочная проволока, обмотанная лентой. Сам колос вырезан из поролона и окрашен гуашью. В основе снопов тоже поролон, обшитый атласной тканью.

Снежки

Технология изготовления: Чтобы получить снежок, нужно смять пакет в ладони до получения ровного круга и замотать его скотчем. Следует заранее сделать много таких мячиков. Ими можно весело кидаться, они совершенно безопасные, легкие. Варианты изготовления: из ваты, из поролона и др.