Все малыши разные, одни спять спокойно всю ночь и не чувствуют дискомфорта все ночь даже в мокрых пеленках, другие наоборот реагируют при любых изменениях, это может быть при прикосновении, резких звуках. При этом может присутствовать выраженный тремор конечностей. У последних может наблюдаться при плаче подрагивайте подбородка, при этом плачь может быть в виде визга или звучать на высоких тонах. Также выделяют и ряд другой схожей симптоматики.

При вышеуказанных симптомах ставят диагноз синдром повышенной нервной возбудимости. Это заболевание, которое считается излечимым. Однако ставить диагноз и приступать к реабилитационному процессу следует как можно раньше. В этом случае есть вероятность рассчитывать на положительный результат лечения.

Особенности болезни и ее признаки

Как правило, данные симптомы могут встречаться у малышей до трех месяцев либо в течении первого года его жизни. Необходимо учесть, что у здорового человека мышцы находятся в умеренном напряжении, при синдроме повышенной возбудимости присутствует постоянный повышенный мышечный тонус. Малыш мало и беспокойно спит и может просто лежать с открытыми глазами. На данные признаки необходимо обратить внимание при этом нельзя некоторые рассматривать с позиции темперамент и особенности возраста.

Нервную возбудимость, как и другие отклонения в нервной системе необходимо лечить и проводить своевременную терапию, корректируя развитие ребенка. При не проведении необходимого лечения в конечном итоге может негативно сказаться на речи, в поведении и мышлении ребенка. Особенности отражения нервной возбудимости на речи может выражаться как в задержки речи, медленный набор активного словарного запаса, употребление слов в неправленых сочетаниях и формах.

Со временем синдром повышенной нервной возбудимости может перерасти в гиперактивность, привести к дефициту внимания, что будет характерно для детей забывчивых, импульсивных и неаккуратных. Именно поэтому специалисты рекомендуют записываться на прием при проявлении первичной симптоматики проблемы.

Диагностика и лечение

Важно вовремя поставить диагноз и принять меры, которые требуют серьезного подхода и длительного лечения под контролем врача-невролога. Первым моментом выявления данного синдрома может произойти при плановом медицинском осмотре во время общения врача с родителями, когда к ребенку прикасаются, разворачивают, разговаривают определяя развитие ребенка по возрасту.

Причины возникновения синдрома повышенной нервной возбудимости может вытекать из расположенности ребенка, присутствие вредных привычек и стрессов в период протекания беременности, наряду с этими причинами большое влияние на состояние неровной системы ребенка во время беременности так же оказывает здоровье матери и его самого после появления на свет. Возникновение синдрома может произойти при приемах в период беременности не рекомендуемых препаратов.

Для восстановления нервной системы младенца, одной рекомендацией является установление распорядка дня, режима сна, приема пищи, проведения времени на открытом воздухе, при этом терапия лечения не обязательно должна протекать с приемом медицинских и лекарственный препараторов, так же могут присутствовать и традиционные рекомендации такие как расслабляющие массажи, которые позволят снизить мышечный тонус, проведения дополнительных упражнений в воде направленных на расслабления мышц. При соблюдении предложенных рекомендаций врачей, то есть вероятность получения стабильного здорового состояния малыша к первому году жизни.

Ключевые слова: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, перинатальные судороги.

Оказывается... более 70-80%! детей первого года жизни приходят на консультацию в неврологические центры по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП):

Детская неврология родилась сравнительно недавно, но уже переживает трудные времена. В настоящий момент многие врачи, практикующие в области неврологии грудного возраста, а также, родители грудных детей, имеющих какие-либо изменения нервной системы и психической сферы, оказались "между двух огней". С одной стороны, школа «советской детской неврологии» - избыточная диагностика и неправильная оценка функциональных и физиологических изменений нервной системы ребенка первого года жизни в сочетании с давно устаревшими рекомендациями интенсивного лечения самыми разными медикаментами. С другой стороны - нередко очевидная недооценка имеющихся психоневрологических симптомов, незнание общей педиатрии и основ медицинской психологии, некоторый терапевтический нигилизм и боязнь использования потенциала современной медикаментозной терапии; и как результат - потерянное время и упущенные возможности. При этом, к сожалению, определенная (а иногда и значительная) «формальность» и «автоматичность» современных медицинских технологий приводят, как минимум, к развитию психологических проблем у ребенка и членов его семьи. Понятие «нормы» в неврологии конца 20 века было резко сужено, сейчас интенсивно и не всегда оправданно расширяется. Вероятно, истина где-то посередине...

По данным клиники перинатальной неврологии медицинского центра «НЕВРО-МЕД» и других ведущих медицинских центров г. Москвы (да и вероятно в других местах), до сих пор, более 80%!!! детей первого года жизни приходят по направлению педиатра или невропатолога из районной поликлиники на консультацию по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП):

Диагноз «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в советской детской неврологии очень неопределенно характеризовал практически любые нарушения функции (и даже структуры) головного мозга в перинатальном периоде жизни ребенка (примерно с 7 месяца внутриутробного развития ребенка и до 1 месяца жизни после родов), возникающие вследствие патологии мозгового кровотока и дефицита кислорода.

В основе такого диагноза обычно располагались один или несколько наборов каких-либо признаков (синдромы) вероятного нарушения нервной системы, например - гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости.

После проведения соответствующего комплексного обследования: клинический осмотр в сочетании с анализом данных дополнительных методов исследования (УЗИ головного мозга - нейросонография) и мозгового кровообращения (допплерография мозговых сосудов), исследования глазного дна и других методов, процент достоверных диагнозов перинатального поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционные) снижается до 3-4% - это более чем в 20 раз!

Самое безрадостное в этих цифрах, не только определенное нежелание отдельных врачей использовать знания современной неврологии и добросовестное заблуждение, но и явно просматриваемая, психологическая (и не только) комфортность в стремлении к такой «гипердиагностики».

Гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС): повышение внутричерепного давления (ВЧД) и гидроцефалия

До сей поры диагноз «внутричерепная гипертензия» (повышение внутричерепного давления (ВЧД) ), один из наиболее употребительных и «любимых» медицинских терминов у детских неврологов и педиатров, которым можно объяснить практически все! и в любом возрасте жалобы родителей.

Например, ребенок часто плачет и вздрагивает, плохо спит, много срыгивает, плохо ест и мало прибавляет в весе, вытаращивает глаза, ходит на носочках, у него дрожат ручки и подбородок, бывают судороги и есть отставание психоречевого и двигательного развития: «виновато только оно - повышение внутричерепного давления». Правда, удобный диагноз?

Довольно часто при этом в качестве главного аргумента для родителей в ход идет «тяжелая артиллерия» - данные инструментальных диагностических методов с таинственными научными графиками и цифрами. Методы могут использоваться либо абсолютно устаревшие и неинформативные /эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалография (РЭГ )/, либо обследования «не из той оперы» (ЭЭГ ), либо неправильное, в отрыве от клинических проявлений, субъективное толкование вариантов нормы при нейросонодопплерографии или томографии.

Несчастные мамы таких детей невольно, с подачи врачей (или вольно, питаясь собственной тревогой и страхами), подхватывают флаг «внутричерепной гипертензии» и надолго попадают в систему наблюдения и лечения перинатальной энцефалопатии.

На самом деле внутричерепная гипертензия - очень серьезная и довольно редкая неврологическая и нейрохирургическая патология. Она сопровождает тяжелые нейроинфекции и мозговые травмы, гидроцефалию, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга и др.

Госпитализация при этом обязательна и неотложна!! !

Внутричерепную гипертензию (если она действительно есть) не трудно заметить внимательным родителям: для нее типичны постоянные или приступообразные головные боли (чаще по утрам), тошнота и рвота, не связанная с едой. Ребенок часто вялый и грустный, постоянно капризничает, отказывается есть, он все время хочет полежать, прижаться к маме.

Очень серьезным симптомом может быть косоглазие или разность зрачков, и, конечно же, нарушения сознания. У грудных детей весьма подозрительным является выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа, а также избыточный рост окружности головы.

Без сомнения, в таких случаях ребенка необходимо как можно скорей показать специалистам. Довольно часто довольно одного клинического осмотра, чтобы исключить или предварительно диагностировать данную патологию. Иногда требует проведение дополнительных методов исследования (глазное дно, нейросонодопплерография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга).

Разумеется, не может служить доказательством внутричерепной гипертензии расширение межполушарной щели, желудочков мозга, субарахноидальных и другие пространств ликворной системы на снимках нейросонографии (НСГ) или томограммах мозга (КТ или МРТ). Это же относится, к изолированным от клиники, нарушениям мозгового кровотока, выявленным при допплерографии сосудов, и «пальцевым вдавлениям» на рентгенограмме черепа.

Кроме того, нет никакой связи внутричерепной гипертензии и просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы, ходьбы на цыпочках, дрожания ручек и подбородка, гипервозбудимости, нарушения развития, плохой успеваемости, носовых кровотечений, тиков, заикания, плохого поведения и т.д. и т.п.

Вот поэтому, если вашему малышу поставили диагноз «ПЭП, внутричерепная гипертензия», на основании «вытаращивания» глазок (симптом Грефе, «заходящего солнца») и ходьбы на цыпочках, то не стоит заранее сходить с ума. На самом деле эти реакции могут быть характерны для легковозбудимых детей раннего возраста. Они очень эмоционально реагируют на все, что их окружает и что происходит. Внимательные родители легко заметят эти взаимосвязи.

Таким образом, при постановке диагноза ПЭП и повышения внутричерепного давления естественно лучше всего обратиться в специализированную неврологическую клинику. Только так можно быть уверенным в правильности диагностики и лечения.

Начинать же лечение этой серьезной патологии по рекомендациям одного врача на основании вышеперечисленных «аргументов» абсолютно неразумно, кроме того такое необоснованное лечение совсем не безопасно.

Чего стоят только мочегонные препараты, которые назначают детям на продолжительное время, что крайне неблагоприятно воздействует на растущий организм, вызывая обменные расстройства.

Есть и другой, не менее важный аспект проблемы, который необходимо учитывать в данной ситуации. Иногда лекарства необходимы и неправомерный отказ от них, на основании только собственного убеждения мамы (а чаще папы!) в медикаментозной вредности, может привести к серьезным неприятностям. Кроме того, если действительно имеет место серьезное прогрессирующее повышение внутричерепного давления и развитие гидроцефалии, то нередко неправильная медикаментозная терапия внутричерепной гипертензии влечет за собой потерю благоприятного момента для оперативного вмешательства (шунтирующая операция) и развитию тяжелых необратимых последствий для ребенка: гидроцефалия, нарушение развития, слепота, глухота и др.

Теперь несколько слов о не менее «обожаемых» гидроцефалии и гидроцефальном синдроме . На самом деле речь идет о прогрессирующем увеличении внутричерепных и внутримозговых пространств, заполненных спинномозговой жидкостью (ликвором) вследствие существующей! в тот момент внутричерепной гипертензии. При этом нейросонограммы (НСГ) или томограммы выявляют меняющиеся со временем расширения желудочков мозга, межполушарной щели и других отделов ликворной системы. Все зависит от степени выраженности и динамики симптомов, а главное, от правильной оценки взаимосвязей увеличения внутримозговых пространств и других нервных изменений. Это может легко определить квалифицированный невролог. Истинная гидроцефалия, которая действительно требует лечения, так же как и внутричерепная гипертензия, встречается относительно редко. Такие дети обязательно должны наблюдаться неврологами и нейрохирургами профильных медицинских центров.

К сожалению, в обычной жизни такой ошибочный «диагноз» встречается практически у каждого четвертого-пятого грудничка. Оказывается, нередко гидроцефалией (гидроцефальным синдромом) некоторые врачи неправильно называют стабильное (обычно незначительное) увеличение желудочков и других ликворных пространств головного мозга. Внешними признаками и жалобами это никак не проявляется, лечения не требует. Тем более, если у ребенка заподозрили гидроцефалию на основании «большой» головы, просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы и т.д. - это не должно вызывать паники у родителей. Большой размер головы в данном случае не играет практически никакой роли. Однако, очень важна динамика прироста окружности головы. Кроме того, нужно знать, что среди современных детей не редкость так называемые «головастики», у которых голова имеет относительно большой для их возраста размер (макроцефалия). В большинстве таких случаев у младенцев с крупной головой выявляются признаки рахита, реже - макроцефалия, обусловленная семейной конституцией. Например, у папы или у мамы, а может у дедушки большая голова, одним словом, - дело семейное, лечения не требует.

Иногда при проведении нейросонографии врач ультразвуковой диагностики находит в головном мозге псевдокисты - но это совсем не повод для паники! Псевдокистами называют единичные округлые крошечные образования (полости), содержащие ликвор и располагающиеся в типичных участках мозга. Причины их появления, как правило, бывают достоверно неизвестны; обычно они исчезают к 8-12 мес. жизни. Важно знать, что существование таких кист у большинства детей не является фактором риска в отношении дальнейшего нервно-психического развития и не требует лечения. Тем не менее, хотя и достаточно редко, псевдокисты образуются на месте субэпендимальных кровоизлияний, или имеют связь с перенесенной перинатальной церебральной ишемией или с внутриутробной инфекцией. Количество, размеры, строение и места расположения кист дают специалистам очень важную информацию, с учетом которой, на основе клинического осмотра формируются окончательные выводы.

Описание НСГ - это не диагноз! и совсем не обязательно повод для лечения.

Чаще всего, данные НСГ дают косвенные и неопределенные результаты, и учитываются только в совокупности с результатами клинического осмотра.

Еще раз напоминаю о другой крайности: в сложных случаях иногда встречается явная недооценка со стороны родителей (реже - и врачей), имеющихся у ребенка проблем, что приводит к полному отказу от необходимого динамического наблюдения и обследования, в результате чего правильный диагноз ставится поздно, и лечение не приводит к нужному результату.

Несомненно, поэтому, при подозрении на повышенное внутричерепное давление и гидроцефалию, диагностика должна проводиться на самом высоком профессиональном уровне.

Что такое мышечный тонус и за что его так «любят»?

Посмотрите в медицинскую карточку своего ребенка: там нет такого диагноза, как «мышечная дистония», «гипертония» и «гипотония»? - наверное, вы просто не ходили со своим малышом до года в поликлинику к неврологу. Это, конечно же, шутка. Однако, диагноз «мышечная дистония» встречается нисколько не реже (а может быть и чаще), чем гидроцефальный синдром и повышение внутричерепного давления.

Изменения мышечного тонуса могут быть, в зависимости от степени выраженности, как вариантом нормы (чаще всего), так и серьезной неврологической проблемой (это гораздо реже).

Коротко о внешних признаках изменения мышечного тонуса.

Мышечная гипотония характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Может быть ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, прощупывание мышц несколько напоминает «кисель или очень мягкое тесто». Ярко выраженная мышечная гипотония может существенно влиять на темпы двигательного развития (подробней см. в главе о двигательных расстройствах у детей первого года жизни).

Мышечная дистония характеризуется состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, а также вариантом дисгармонии и асимметрии мышечного напряжения в отдельных мышечных группах (например, в руках больше, чем в ногах, справа больше чем слева и т.д.).

В покое у этих детей при пассивных движениях может наблюдаться некоторая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при эмоциональных реакциях, при изменении тела в пространстве, мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Нередко такие нарушения в дальнейшем приводят к неправильному формированию двигательных навыков и ортопедическим проблемам (например, кривошея, сколиоз).

Мышечная гипертония характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям и ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. Выраженная мышечная гипертония также может существенно влиять на темпы двигательного развития.

Нарушение мышечного тонуса (напряжения мышц в покое) может быть ограничено одной конечностью или одной мышечной группой (акушерский парез руки, травматический парез ноги) - и это наиболее заметный и очень тревожный признак, заставляющий родителей незамедлительно обратиться к неврологу.

Заметить различие между физиологическими изменениями и патологическими симптомами за одну консультацию даже грамотному врачу иногда довольно трудно. Дело в том, что изменение мышечного тонуса не только связано с неврологическими расстройствами, но и сильно зависит от конкретного возрастного периода и других особенностей состояния ребенка (возбужден, плачет, голоден, сонлив, замерз и т.д.). Таким образом, наличие индивидуальных отклонений в характеристиках мышечного тонуса, далеко не всегда заставляет беспокоиться и требует какого-либо лечения.

Но даже в том случае, если функциональные нарушения мышечного тонуса подтвердятся, в этом нет ничего страшного. Хороший невролог, скорей всего, назначит массаж и занятия лечебной физкультурой (очень эффективны упражнения на больших мячах). Медикаменты назначаются крайне редко.

Cиндром гипервозбудимости

(синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости)

Частые плачи и капризы по поводу и без, эмоциональная неустойчивость и повышенная чувствительность к внешним раздражителям, нарушение сна и аппетита, обильные частые срыгивания, двигательное беспокойство и вздрагивания, дрожание подбородка и ручек (и т.д.), часто в сочетании с плохой прибавкой веса и нарушением стула - узнаете такого ребенка?

Все двигательные, чувствительные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают интенсивно и резко, и так же быстро могут угасать. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. Они очень впечатлительные, переживательные и ранимые! Засыпают крайне плохо, только с мамой, постоянно просыпаются, плачут во сне. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудимости сочетается с повышенной психической истощаемостью.

Наличие таких проявлений у ребенка - это всего лишь только повод для обращения к неврологу, но, ни в коем случает не повод для родительской паники, и тем более, медикаментозного лечения.

Постоянная гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и чаще всего может наблюдаться у детей с особенностями темперамента (например, так называемый холерический тип реагирования).

Значительно реже, гипервозбудимость можно связать и объяснить перинатальной патологией центральной нервной системы. Кроме того, если поведение ребенка вдруг неожиданно и надолго нарушилось практически без видимых причин, у него появилась гипервозбудимость, нельзя исключить вероятность развития реакции нарушения адаптации (приспособления к внешним условиям среды) вследствие стресса. И чем быстрее ребенка посмотрят специалисты, тем легче и быстрее удается справиться с проблемой.

И, наконец, наиболее часто, преходящая гипервозбудимость бывает связана с педиатрическими проблемами (рахит, нарушения переваривания пищи и кишечные колики, грыжи, прорезывание зубов и др.).

Существуют две крайности в тактике наблюдения за такими детьми. Или «объяснение» гипервозбудимости с помощью «внутричерепной гипертензии» и напряженное медикаментозное лечение с использованием нередко препаратов с нешуточными побочными эффектами (диакарб, фенобарбитал и др.). Или полнейшее пренебрежение проблемой, которое может привести в дальнейшем к формированию стойких невротических расстройств (страхи, тики, заикание, тревожные расстройства, навязчивости, нарушения сна) у ребенка и членов его семьи, и потребует длительной психологической коррекции.

Конечно же, логично предположить, что адекватный подход находится где-то между ними...

Отдельно хотелось обратить внимание родителей на судороги - одно из немногих расстройств нервной системы, которое действительно заслуживает пристального внимания и серьезного лечения. Эпилептические приступы встречаются в грудном возрасте не часто, но протекают иногда тяжело, коварно и замаскировано, при этом почти всегда необходима незамедлительная медикаментозная терапия.

Такие приступы могут скрываться за любыми стереотипными и повторяющимися эпизодами в поведении ребенка. Непонятные вздрагивания, кивки головой, непроизвольные движения глаз, «замирания», «зажимания», «обмякания», в особенности с остановкой взгляда и отсутствием реакции на внешние раздражители, должны насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам. Иначе, поздно поставленный диагноз и несвоевременно назначенная медикаментозная терапия значительно уменьшают шансы на успех лечения.

Все обстоятельства эпизода судорог необходимо точно и полно запомнить и, при возможности, записать на видео, для дальнейшего подробного рассказа на консультации. Если судороги длятся длительно или повторяются - вызов «03» и срочная консультация врача.

В раннем возрасте состояние ребенка чрезвычайно переменчиво, поэтому отклонения в развитии и другие расстройства нервной системы иногда могут быть обнаружены лишь только в процессе длительного динамического наблюдения за малышом, при повторных консультациях. С этой целью определены конкретные даты плановых консультаций детского невролога на первом году жизни: обычно в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Именно в эти периоды можно обнаружить большинство тяжелых болезней нервной системы детей первого года жизни (гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, обменные расстройства и др.). Таким образом, выявление конкретной неврологической патологии на ранних этапах развития позволяет вовремя начинать комплексную терапию и достигать при этом максимально возможного результата.

И в заключение, хотелось бы напомнить родителям: будьте чутки и внимательны к своим малышам! В первую очередь, именно ваше осмысленное участие в жизни детей - это основа их дальнейшего благополучия. Не залечивайте их от «предполагаемых болезней», но если вас что-то тревожит и заботит, найдите возможность получить независимую консультацию квалифицированного специалиста.

Ребенка, чем она чревата, есть ли в ней хоть что-то хорошее, и что делать родителям таких детей, читайте на сайт.

У каждого ребенка разная степень эмоциональной возбудимости. Польский психолог Казимир Дабровски подробно изучил вопрос повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка. В данной статье мы расскажем о том, что такое синдром повышенной возбудимости у детей и как родителям снять возбудимость ребенка.

Дети посещают садики, учебные заведения и на их эмоциональность влияют их воспитатели, учителя, однокласники. Эмоциональная возбудимость может оказатся синдромом, который надо лечить.

Чрезмерная эмоциональная возбудимость, пожалуй, самая значительная из пяти возбудимостей (интеллектуальная, чувственная, психомоторная чрезмерная возбудимость, а также чрезмерная возбудимость воображения), обозначенных Казимиром Дабровски, польским психологом, следившим за тем, как по-разному вели себя люди в Польше во время Второй мировой войны. Некоторые люди могли совершать акты неслыханной жестокости, а другие — рисковали своей собственной жизнью ради спасения других.

Его наблюдения позже были сформулированы в Теории позитивной дезинтеграции. Чрезмерные возбудимости, иногда называемые супер чувствительностью, являются частью теории.

Что такое чрезмерная эмоциональная возбудимость?

Эмоциональная сверхчувствительность чаще всего встречается среди одаренных детей. У них самые сильные эмоциональные реакции на различные события и переживания.

Дети с такой особенностью имеют склонность к большой эмоциональной глубине. Они развивают сильные привязанности к людям, местам и вещам. Из-за их эмоциональной интенсивности, их часто обвиняют в чрезмерном выражении эмоций или чрезмерно драматичных и сильных реакциях на что-либо. Тем не менее, все эмоции у них реальны. Для таких детей муравьиная горка кажется огромной горой.

Эмоциональная сверхчувствительность также проявляется в излишней обеспокоенности о других. Они могут переживать за плачущего рядом ребенка или за друга своего же возраста из-за какой-то неприятности, которая с ним приключилась.

Эти дети не только сочувствуют людям, но и имеют особое отношение к животным. Они часто становятся вегетарианцами в юном возрасте, так как не могут смириться с тем, чтобы съесть живое существо.

Дети эту особенность не перерастают, поэтому эмоциональная чувствительность сопровождает ребенка и во взрослую жизнь.


Положительное в повышенной возбудимости

Дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью ощущают и воспринимают те вещи, которые могут пропустить или не заметить другие. Их понимание мира построено таким образом, чтобы обеспечить их глубиной понимания высокой оценки. Они часто обращаются к друзьям и знакомым за помощью и советом из-за тех крепких связей, которые они выстраивают.

Из-за интенсивности их чувств и сочувствия к остальным, у таких детей обычно устанавливаются очень прочные дружественные отношения. Их чувства к друзьям очень глубоки, почему они всегда остаются в рядах самых преданных друзей.

Дети с эмоциональной сверхчувствительностью чаще, чем остальные дети, отдают себе отчет в своих собственных чувствах, что позволяет им создавать очень трогательные произведения искусства в любой форме: письменной, музыкальной, актерской или художественной.

Отрицательное в повышенной возбудимости у ребенка

У тех, кто имеет эмоциональную сверхчувствительность, ярко выражено сочувствие к людям, но мало сочувствия к себе. Они очень самокритичны и них сильно развито чувство ответственности даже за те вещи, которые им не поручались.

Эта самокритика и чувство ответственности могут вызвать беспокойство, чувство вины и ощущение того, что все провалилось. Та тревога, которая у них возникает, может мешать заниматься простыми задачами или делами, даже домашним заданием. У них могут развиться такие психосоматические симптомы, как боли в желудке или приступы депрессия.

Депрессия у людей с чрезмерной эмоциональной возбудимостью — экзистенциальная, то есть их беспокоят проблемы, которые касаются базовых жизненных вопросов: смерть, бедность, война, болезнь и т. д. Приступы депрессии могут возникнуть после какого-то специфического события или раздражителя, но часто возникают и спонтанно.

Детям с эмоциональной сверхчувствительностью требуется время на то, чтобы привыкнуть и приспособиться к изменениям. Новые ситуации или окружения могут заставить ребенка испытать новую волну тревоги. Они могут стесняться и избегать социальной активности.

Что может сделать родитель для снятия эмоциональной возбудимости у ребенка?

Самый важный шаг для родителей эмоционально чувствительного ребенка — принять все его чувства, независимо от их силы. Возможно, первым порывом будет попытаться заставить ребенка перестать так остро реагировать и делать из мухи слона. Но помните, для такого ребенка муха — действительно размером со слона.

Не стоит также преуменьшать значение чувства ребенка или игнорировать его. Например, не говорите, что он слишком чувствителен, и что все будет хорошо. Ребенок не специально родился таким чувствительным, чтобы вам не угодить. И он, вряд ли, поверит, что все будет хорошо, только если вы так скажете. Вы же не можете знать наверняка?

Слушайте, что говорит вам ребенок без комментариев и суждений. Иногда он просто-напросто хочет, чтобы его поняли, а не прочли ему лекцию или напичкали его советами, и уж тем более — не хочет слышать осуждение. Особенно это правило применимо к маленьким мальчикам, потому что их часто считают менее эмоциональными, чем девочек. А случается как раз так, что дети с сверхчувствительностью действительно страдают, при чем больше — мальчики. Избегайте критики за чувствительность и чрезмерной защиты от окружающего мира. Ни первое, ни второе не поможет.

В данной статье рассказывается о синдроме гипервозбудимости у грудничков, также приводятся его клинические проявления и способы лечения.

Будет полезно ознакомиться с этой информацией родителям, столкнувшимся с повышенной нервной возбудимостью у своего ребенка, они смогут узнать, какие факторы могли спровоцировать развитие синдрома, и, самое главное, — как можно избавиться от этого состояния. Также статья будет информативна и для женщин в положении, которые только ожидают появления на свет своего малыша.

Причины

Синдром гипервозбудимости у грудничков (по-другому называемый синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) является комплексом патологической симптоматики, возникающей у детей, которые имеют легкую форму перинатального поражения нервной системы. Данное патологическое явление выявляют у 42-44% всех грудничков, когда .

Неврологи из разных стран несколько по-разному относятся к этому явлению. К примеру, специалисты из России склонны рассматривать гиперактивность только как патологию, а за границей их коллеги полагают, что гиперактивность – это всего лишь пограничное состояние, для которого не всегда необходимо специальное лечение.

Но, не смотря на это, согласно имеющимся данным наблюдений, в случае неблагоприятного течения данной патологии, при отсутствии правильной и своевременной терапии в последующем возможно развитие более серьезных неврологических патологий.

Гипервозбудимость у малышей может развиться вследствие ряда причин. В большинстве своем к ней приводят родовые травмы, а также тяжелая беременность.

Сильное влияние на деятельность головного мозга новорожденного и состояние его нервной системы оказывают разные инфекционные болезни, перенесенные женщиной на протяжении беременности или же самим младенцем в первый месяц его жизни. К неблагоприятным факторам, провоцирующим развитие гиперактивности у грудничков, относятся также стремительные роды, постоянные сильные стрессы у беременной женщины, частые волнения и сильный токсикоз.

Симптоматика гипервозбудимости

Типичные для синдрома проявления начинают возникать уже в самом начале жизни грудничка. К главным клиническим симптомам относятся сильная нервно-психическая возбудимость, соматовегетативные расстройства, а также истощаемость.

У детей, которые страдают гипервозбудимостью, можно отметить наличие следующих признаков:

  • Повышенной и спонтанной двигательной активности;
  • Нарушений сна (бодрствование значительно удлиняется, ребенок с трудом засыпает, сон у него прерывистый, во сне часто вздрагивает).

Несмотря на получение правильного ухода и питания, дети склонны вести себя беспокойно, они очень часто плачут без видимых на то причин. Когда малыш кричит у него могут появляться некоторые вегетативные реакции, а именно:

  • Краснеет или приобретает мраморный оттенок кожный покров;
  • Присутствуют акроцианоз, тахикардия, тахипноэ, повышенная потливость.

Такие дети склонны плохо брать грудь, в процессе кормления прерываются, у них выражено наличие склонности к сильным срыгиваниям, а также расстройствам со стороны желудочно-кишечного тракта (запоры чередуются с поносами). Плохо набирают массу тела.

Существуют еще такие типичные признаки, свидетельствующие о гипервозбудимости у новорожденных:

  • Наличие переменного тонуса мышц;
  • Присутствует тремор рук и подбородка;
  • Происходит оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро);
  • Характерны клонусы стоп и горизонтальный нистагм.

У детей с подобной патологией можно наблюдать быстрые двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на разные внешние стимулы, которые угасают также быстро, как и появляются. Таким образом, проявляется повышенная психическая истощаемость.

У недоношенных малышей заболевание представляет собой отражение порога судорожной готовности, у этих детей очень легко начинаются судороги (вследствие гипертермии, воздействия сильных раздражителей и тому подобного).

При благоприятном течении патологии выраженность ее симптоматики в большинстве случаев уменьшается в период с 4-х до 6-ти месяцев, а к году исчезает полностью.

В случае же неблагоприятного течения со временем можно отметить наличие несильного отставания в речевом и психомоторном развитии, выраженной активности, энкопреза, энуреза, нервных тиков, заикания, тревожных расстройств, парасомнии, а также эпилепсии. Для второго варианта необходимо специальное лечение.

Процесс лечения

Повышенная возбудимость не является приговором. Родителям такого ребенка нужно проявлять особое терпение и внимание к своему чаду.

Ни в коем случае нельзя пускать патологию на самотек! Лечение необходимо начинать сразу же, как только был установлен точный диагноз. Следует обращаться к врачу невропатологу или остеопату.

Невозможно избавиться от гипервозбудимости при помощи одних медикаментов. Лекарства помогают только устранить некоторые из последствий синдрома, а именно: повышенную нервозность, тревожность и страх (обычно используют глициновую кислоту и витамины).

Хотя известны случаи, когда при помощи всего пары сеансов остеопатии (которая заключается в использовании специальных ручных методик) повышенная возбудимость проходила навсегда. На сеансе остеопатии специалист аккуратно и безболезненно восстанавливает нормальное кровоснабжение головного мозга, благодаря чему в нем возобновляется полноценная функциональность.


Также немаловажную роль в процессе избавления от этого патологического состояния играют непосредственно сами родители. Им необходимо изучить азы детского массажа, а также лечебной гимнастики.

Не стоит забывать еще и том, что все эти процедуры нужно выполнять с позитивным настроем и верой в результат. Негативные эмоции могут только ухудшить имеющееся положение.

Кроме всего описанного выше широко используются фитотерапия и аромотерапия. Можно каждый день делать ребенку расслабляющие ванночки перед отходом ко сну, в воду добавляют отвар ромашки или лаванды, соли с успокаивающим воздействием и прочие аналогичные вещества.

Однако нужно быть внимательными и следить, чтобы у ребенка не появились аллергические реакции. Важно еще и соблюдать правильный режим дня.

Обратите внимание на тот факт, что при гипервозбудимости впоследствии нарушается социализация детей, нарастает агрессия, поэтому крайне важно вовремя выявить проблему и начать заниматься ее грамотным лечением под контролем специалиста. Лечение потребует определенного количества времени, но, если соблюдать все указания доктора, можно добиться полного выздоровления.

Возникает у грудных детей, у которых произошло поражение нервной системы. Поражение может быть вызвано самыми различными причинами, которые описаны в разделе перинатальное поражение нервной системы . Возникают нарушения связей коры с нижележащими отделами головного мозга. Поэтому ребенок, а в ответ на различные стимулы (звук, прикосновения, изменения положения тела), проявляет двигательное беспокойство, вздрагивает, у него наблюдается тремор конечностей, дрожание подбородка, рефлекс Моро возникает спонтанно или при различных манипуляциях, бывает раздраженный высокотональный крик. Бывает, что такие новорожденные мало спят, часто лежат с открытыми глазами, кормление их затруднено. Если малыш плохо спит, часто просыпается и плачет без видимой причины, проявляет беспокойство, дергает ручками и ножками, то мама должна обязательно проконсультироваться с педиатром и детским неврологом. Мышечный тонус у таких малышей чаще повышенный, а при возбуждении могут отмечаться запрокидывание головы назад, разгибание нижних конечностей, спонтанный рефлекс Бабинского. Движения в конечностях могут быть крупноразмашистыми. Такие новорожденные мало спят, часто лежат с открытыми глазами, кормление их затруднено.

Детям обязательно нужно провести ультразвуковое сканирование головного мозга (нейросонографию), а также необходимо чтобы в течение всего первого года жизни их наблюдал невролог.

Лечение:

Прежде всего нужно предпринять меры, чтобы помочь нервной системе малыша восстановиться после родов. Необходимо обеспечить полноценный уход, спокойную обстановку.

И обязательно, начиная с месячного возраста (иногда с двухнедельного) приступить к массажу . Массаж применяют общий расслабляющий и точечный, направленный на снижение общей возбудимости и мышечного тонуса. Возможно использование ароматических масел. Для малышей с синдромом повышенной возбудимости подойдут успокаивающие и расслабляющие масла (лавандовое, валериановое, масло герани майорана). При этом важно следить чтобы у ребёнка не возникло аллергии на компоненты масла. Масла нельзя применять при любой инфекции. В этом случае от масел и от самого массажа лучше временно отказаться, пока ребёнок не пойдет на поправку.

Массаж необходимо проводить только у специалистов, желательно имеющих специальную подготовку по массажу детей с нарушениями нервной системы. Массаж детей грудного возраста требует профессиональной работы, должен сочетаться с элементами ЛФК.

Родителям нужно следить за продолжительностью дневного и ночного сна ребёнка, чаще гулять с малышом на свежем воздухе, включать в рацион питания больше свежих овощей и фруктов, делать закаливающие процедуры, лечебные ванны со сборами трав (мята, мелисса, боярышник, валериана, пустырник, ромашка) или солей.

В течение первого года жизни возможно потребуется несколько курсов массажа, и,если невролог увидит признаки задержки психомоторного развития, будет назначена медицикаментозная коррекция .

Если не удается вылечить синдром повышенной нервной возбудимости, то у детей старшего возраста развивается синдромом нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью. Такие дети часто очень импульсивны, суетливы, неусидчивы, забывчивы; они с трудом дожидаются своей очереди, неряшливо выполняют задания, часто выкрикивают что-то с места, вскакивают и опять садятся, в связи с чем могут возникнуть проблемы в детском саду и школе.