Формирование костного скелета, который словно прочный каркас удерживает все тело, представляет очень длительный процесс. Его эффективность зависит от таких факторов, как функционирование внутренних органов, содержания определенных химических веществ в крови и общего состояния организма ребенка. И все же самым важным условием нормального и полноценного развития костей является правильное функционирование фосфорно-кальциевого обмена. Не менее важен для формирования скелета витамин D.
Кости начинают формироваться во внутриутробном развитии на первых неделях беременности и к концу 15-й недели организм будущего ребенка и его костный аппарат уже полностью сформирован. Но продолжается этот процесс достаточно длительное время, вплоть до полового созревания в подростковом периоде. Поэтому очень важное внимание необходимо уделять достаточному поступлению кальция, фосфора и витамина D уже в период беременности.

О роли кальция в организме:

Кальций - это элемент, который в достаточном количестве присутствует в организме человека. Кости состоят из кальция на 99%. Кроме этого, он отвечает за нормальное функционирование нервов, мышц и участвует в регуляции свертывания крови. Также кальций чрезвычайно важен для правильного формирования и роста зубов у ребенка.

Внутрь организма кальций попадает преимущественно с пищей - молоком и молочными продуктами.

Важно! Суточная потребность в кальции составляет:

У детей от 0 до 6 месяцев 400 мг в сутки;
- У детей грудного возраста от 6 месяцев до 1 года - 50 мг на 1 кг массы тела. Так, малыш во втором полугодии жизни должен получать в сутки около 600 мг кальция. Необходимо учитывать, что в 100 мл грудного молока содержится 30 мг кальция,   а в 100мл коровьего молока – 120 мг кальция;
- От 1 года до 10 лет – 800 мг кальция в сутки;
- Детям в возрасте от 11 до 25 лет – 1200мг в сутки.

О роли фосфора:

Фосфор составляет не более 1% от массы тела человека. Около 85% его сосредоточено в костях, а остальное количество в мышцах и тканях в виде соединений. Продукты, богатые фосфором - мясо и молоко. Чрезвычайно важный элемент для формирования костно-мышечной ткани и зубов.

Важно! Суточная потребность детей в фосфоре составляет:

От 0 до 1 месяца – 120 мг;
- От 1 до 6 месяцев – 400мг;
- От 7 до 12 месяцев – 500мг;
- От 1 до 3 лет – 800мг;
- От 4 до 7 лет – 1450мг.

Важно понимать, что при грудном вскармливании потребность малыша в фосфоре полностью удовлетворяется с молоком матери.

Особенности формирования костей:

Усваивание фосфора и кальция происходит в кишечнике. От нормального функционирования слизистой оболочки пищеварительной системы зависит успешность и полнота всасывания. Сквозь стенки кишечника фосфор и кальций транспортируется при помощи определенных химических соединений -витамина D3 или паратгормона, вырабатываемого паращитовидными железами.

Важно! В первую очередь для поддержания нормального уровня кальция и фосфора в организме важна диета. Оптимальное соотношение кальция и фосфора в потребляемой пище должно быть 2:1 соответственно. То есть кальция должно поступать в 2 раза больше, чем фосфора.

Необходимо учитывать, что при большом количестве кальция может развиться гиперкальциемия. Это состояние опасно тем, что на фоне увеличения количества кальция развивается острая нехватка фосфора, а также происходит обызвествление внутренних органов.
При избытке фосфора развивается гипокальцемия. На ранних сроках такого заболевания организм может справляться самостоятельно, но при затяжном течении возникает нарушение минерализации костей и их искривление.
Очень сильно влияет на формирование костного скелета и процесс усвоения жиров. В результате заболеваний печени, поджелудочной железы увеличивается вероятность нарушений в формировании костного скелета.
Немаловажным фактором, который мешает нормальному усвоению кальция, является так называемая алкализация пищеварительного тракта. Такое явление возникает при приеме обволакивающих лекарств, чрезмерного увеличения количества кишечной палочки. Такими нарушениями чаще всего страдают дети, которые находятся на искусственном вскармливании смесями на основе коровьего молока. Это легко объясняется тем, что при кормлении смесью кальций попадает в организм в виде нерастворимых солей и очень быстро выводится.
Фосфор значительно хуже всасывается при повышенной кислотности кишечника, а также при имеющемся избытке в организме кальция и магния.

Депо кальция и фосфора:

После всасывания кальций и фосфор распространяются по всему организму, в том числе и к костям. Там кальций откладывается в двух формах: легковыводимые и трудновыводимые отложения. Из легкорастворимых соединений кальций легко возвращается обратно в кров при возникновении гипокальцемии или при повышенной кислотности жидкостей внутри организма.

Важно! Повышенная кислотность крови развивается при длительных недомоганиях ребенка, например, при поносе. Это приводит к значительному уменьшению содержания кальция и фосфора в костной ткани малыша. Благодаря такому процессу в организме существует возможность в короткие сроки нормализовать уровень рН. Запасы израсходованных микроэлементов обязательно необходимо восстановить продуктами питания малыша.

У малышей, страдающих хроническими заболеваниями, при которых существенно нарушается уровень рН в крови (заболевания желудочно-кишечного тракта, почек) развиваются очень опасные нарушения такого механизма регуляции. В результате возникают серьезные нарушения фосфорно-кальциевого обмена, что приводит к значительному замедлению роста ребенка из-за чрезмерного вымывания кальция и фосфора из костной ткани.

Механизм выведения фосфора и кальция:

Конечное звено фосфорно-кальциевого обмена в организме ребенка – почки. В них происходит фильтрация из крови жизненно важных элементов, в том числе кальция и фосфора. Они, в зависимости от потребностей организма либо возвращаются в кровь, либо выводятся с мочой из организма.

Важно! Факторы, которые обеспечивают бесперебойную работу этой системы – это достаточное количество витамина D3 и паратгормона, а также правильное функционирование почек. При нарушении в одном из этих трех факторов развивается достаточно сильное нарушение обмена фосфора и кальция.

У маленьких детей главными проявлениями таких нарушений являются размягчение затылочных костей и излишняя потливость.

О витамине D:

Под воздействием ультрафиолетовых лучей 7-дегидрохолестерол, содержащийся в коже человека, превращается в активную форму – холекальциферол (при этом на коже появляется легкий ожог, который мы именуем как загар). Это самая лучшая для организма форма витамина D3.

Важно! Искусственным образом невозможно воспроизвести холекальциферол. Принимаемый в составе поливитаминов или в монокомпонентых средствах он неактивен и в большинстве своем откладывается в жировой и мышечной тканях.

Одна часть витамина D3 метаболизируется в печени и ее излишек выводится с желчью или почками из организма. Другая часть метаболизируется в почках. Именно такая форма является активной и оказывает прямое воздействие на органы, которые участвуют в фосфорно-кальциевом обмене. Почечный метаболит витамина D3 ответственен за правильное всасывание в кишечнике кальция и фосфора и других веществ и закрепление их в костной ткани.
При избытке витамина D3 часть его откладывается в мышцах в неактивной форме.

Важно! При значительном возрастании содержания в организме витамина D3 развивается отравление ребенка. Существуют малыши, которые испытывают признаки отравления и при нормальном количестве витамина D3. Это связано с такими их особенностями и предрасположенностью. Таким детям требуется меньшее количество холекальциферола.

Симптомы нарушения фосфорно-кальциевого обмена:

Независимо от причин таких нарушений в начальной стадии они проходят практически бессимптомно.

Симптомы нарушения обмена фосфора и кальция в организме следующие:

Повышенное потоотделение в затылочной или других частях головы. Это самый первый признак, который может указывать на нарушения в обмене фосфора и кальция. Таким образом, организм начинает интенсивнее выводить из организма ионы хлора как с мочой, так и с потом, с целью компенсации дисбаланса;
Затылок малыша становится плоским и мягким на ощупь. Если наблюдаются такие симптомы, то уже с уверенностью говорить о наличии сбоя обмена кальция и фосфора в организме малыша;
Деформация костей. Развивается, как правило, если не было принято никаких мер по устранению нарушений обмена;
Переломы костей. Это очень серьезное и опасное осложнение заболевания, которое требует достаточно длительного или пожизненного лечения.

Признаки повышенного содержания витамина D3 в организме:

Сильная жажда. Соответственно, ребенок очень часто просится на горшок или мочится на пеленку;
- Повышенное отделение мочи;
- Отсутствие аппетита;
- Повышенное беспокойство малыша;
- Нарушения сна;
- Срыгивания;
- Рвота;
- Понижение тонуса мышц;
- Отсутствие увеличения массы тела;
- Скрытые симптомы: обызвествление почек, камни в почках, повышенное артериальное давление.

Диагностика:

Очень важно, чтобы доктор как можно раньше установил точную причину нарушения фосфорно-кальциевого обмена у ребенка. Это даст возможность назначить своевременное и правильное лечение.
При сборе анамнеза доктор обязательно уточняет у родителей, чем питается малыш. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то уточняется рацион матери.
Далее, выясняется, имеются ли у малыша проблемы с пищеварительным трактом, поскольку это может приводить к нарушению всасывания жизненно важных микроэлементов. В результате будет нарушено формирование костей у малыша.

Кроме опроса, доктор назначает ряд анализов, среди которых весьма информативными считаются такие:

Исследования кала;
Мазки для бактериологического исследования;
Анализ мочи на выявление выведенного из организма кальция. Для этого анализа мочу собирают утром натощак. На основании результатов этого анализа доктор делает заключение о наличии гиперкальциурии, которая связана в очень высоким содержанием витамина D3 в организме;
Анализ крови, который заключается в определении уровня содержания в плазме кальция, фосфора и щелочной фосфатазы – энзима, который говорит о нарастании новых клеток в костной ткани малыша). Благодаря такому анализу удается также установить правильность функционирования печени и почек;
Анализы крови и мочи на выявление правильности функционирования паращитовидной железы;
Определение уровня витамина D3 и его метаболитов. Этот анализ не является обязательным. Но может понадобиться, если никак не удается установить причину нарушений фосфорно-кальциевого обмена в организме ребенка. Этот анализ является очень сложным и требует ультрасовременного оборудования.

Лечение:

Важно! Никогда не давайте малышу по собственному желанию капли, содержащие витамин D3, поскольку его избыток в организме очень опасен. Любое лечение должен назначать только врач после предварительного обследования.

Основные направления лечения любого нарушения обмена кальция и фосфора сводятся к следующему:

Правильная диета. В зависимости от проблемы, доктор порекомендует продукты, которым необходимо отдать предпочтение, а от каких стоит отказаться или ограничить их употребление;
-         Кальций в больших количествах содержится в таких продуктах: свежие овощи (свекла, сельдерей, морковь, огурцы), фрукты и ягоды (смородина, виноград, земляника, клубника, абрикосы, вишни, ананасы, апельсины, персики), орехи, мясо, печень, морепродукты, молочные продукты.

Фосфором богаты такие продукты, как сыр, творог, печень, мясо, бобовые, цветная капуста, огурцы, орехи, яйца, морепродукты
- Дополнительный прием витамина D3 в составе лекарственных препаратов (монокомпонентных или комплексных поливитаминных) при установленном дефиците;
- Дополнительный прием препаратов, содержащих суточные или повышенные дозы кальция и фосфора;
- Средства для лечения патологий, которые являются причинами нарушений фосфорно-кальциевого обмена в организме малыша.

Потребности в витамине D3:

Очень важное значение для маленького ребенка имеет то количество витамина D, которое получала мама при беременности, в особенности в третьем триместре.

Важно! Доношенные здоровые малыши, мамы которых принимали достаточное количество витамина D, как правило, не требуют дополнительного его количества с пищей.

Малыши, которые находятся на грудном вскармливании, чаще всего не испытывают проблем с дефицитом кальция. Ведь тот кальций, который содержится в грудном молоке, всасывается в организме новорожденного малыша лучше всего.
Дети, находящиеся на полном или частичном искусственном вскармливании, получают дополнительное количество витамина D с молочными смесями. Его концентрация в них, как правило, около 400МЕ. То есть в одном литре смеси содержится суточная норма витамина D.
Витамин D3, который присутствует в коже ребенка покрывает суточную потребность на 30%. В тех местностях, где отмечается очень большое количество солнечных дней, возможно такое покрытие до 100%.

Важно! Обязательно необходимо следить за количеством витамина D3, которое малыша получает с пищей. При недостатке обязательно компенсируйте его.

Важно! Капли для приема внутрь содержат 300МЕ витамина D3.

Заботьтесь о здоровье своих малышей! Они у вас самые лучшие!


Продолжаем углубление в анатомию, на этот раз расскажем детям про скелет человека. Сложные темы нужно подать ребенку в интересных занятиях. Первоначально обратим внимание если интерес к собственному телу уже присутствует, затем проанализируем что именно нравится вашему маленькому ученику: эксперименты, лепка из пластилина, аппликация – все может идти в ход. В статье я делюсь полной информацией занятий по данной теме с сыном.

  1. Скелет человека для младших дошкольников
  2. Скелет человека с названием костей – карточки
  3. Строение скелета человека: голова, туловище, конечности

Здравствуйте, уважаемые читатели, приветствую вас на блоге . Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир человеческих костей. Именно так, мы постараемся как герои мультфильмов углубиться в недра организма. На чем будем путешествовать, на волшебном автобусе или летающем корабле, решать вам. Главное, чтобы нашим маленьким пассажирам было интересно. Поехали!

Это первый кроссворд в жизни сына за его 5 лет 6 месяцев. Для познаний моего ребенка он оказался достаточно легким, что свидетельствует о полноценном усвоении информации из детских энциклопедий. Литературу нашей детской библиотеки я упомяну по ходу рассказа.

На 6 карточках написала от руки вопросы, а на отдельном листе начертила сетку для заполнения. При желании вы можете сделать тоже самое, но сначала оцените познания своего ребенка. Если ответы на вопросы ему еще не знакомы, отложите данный кроссворд до окончания нужных тем.

Вопросы:

  1. Не часы, а тикает.
  2. Поезд бесконечно развозящий по телу питательные вещества.
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.
  4. Орган зрения.
  5. Орган дыхания человека.
  6. И говорит, и кушает.

Александр с удовольствием взялся за дело, ему действительно было интересно разгадывать кроссворд. После окончания мне был заказан новый о растениях и их выращивании.

Скорей всего ваш ребенок заинтересовался собственным телом в младшем дошкольном возрасте. Ведь малыши такие любознательные и начинают задавать множество вопросов. Но не стоит торопиться и вести дитя на экскурсию в мединститут, ограничьтесь рассматриванием подобного скелета человека из книги Мое тело от макушки до пяток . Где девочка Аня рассказывает про кости человека, наши мышцы и как она растет.

Если сохранились вещи ребенка, из которых он вырос, то достаньте их и поговорите о том как меняется его тело. Догадается ли малыш, что размер обуви и одежды меняется из-за того, что растут его кости? После прочтения данной книги, обязательно догадается! На этом этапе будет прекрасным дополнением собрать свой скелет, даже ребенок 5 лет справится с этим.

У многих сохранились дома снимки рентгена, покажите их своему маленькому ученику. Рассмотрите вместе и дайте возможность угадать какая часть скелета расположена на снимке. Если они хорошего качества, то можно увидеть даже текстуру костей. У нас был снимок ребер Александра в возрасте трех лет и стопы мамы.

Для деток лет с четырех будет интересна и понятна книга “Секреты человека” из серии Волшебные створки. В ней уже дается информация по анатомии, но все еще в облегченном для понимания детей варианте.


Увеличить

Именно благодаря данной книге мы решили подурачиться и разрисовать нашего скелетика. Плюсы подобных игр заключаются в том, что ребенок чувствует каждую свою косточку во время прорисовывания, а затем может увидеть себя в зеркале. Мой скелетик затем потребовал нарисовать тазовую кость, но этого мы вам уже не покажем.

Не могу не упомянуть книгу издательства МИФ “Кости и скелеты”, где малыш сможет увидеть скелет человека в свой рост, а также рассмотреть скелеты разных животных.

Покажите детям скелет человека в видео, которое не очень анимированное, но все же лучше воспримется чем презентация на слайдах.

Скелет. Строение тела для детей – развивающий мультфильм

Можно также посмотреть мультфильмы про Адибу, который нам уже знаком по . Адибу путешествует по скелету “Почему я стою прямо”:

И объяснение про мышцы человека “Почему я двигаюсь”:

Для маленьких любителей развивающих карточек, есть замечательные пособия, в которые входит скелет человека с названием костей. Появились они у нас уже давно на русском, английском, французском и испанском языках. Две прекрасные мамы Катрин и Ольга поделились ими со всеми желающими, здесь можно скачать карточки . Как видно на фотографии речь идет не только о скелете человека с названием костей, но также и названии всех мышц, органов.

Очень советую сразу заламинировать карточки, так как они пригодятся вам не только на вводных занятиях по анатомии, но также и в изучении иностранных языков. Мы не проживаем в России, поэтому в нашем случае это очень важно. Ведь нет ничего хуже, когда хочешь рассказать то что знаешь и не можешь из-за незнания терминов на языке собеседника.

Строение скелета человека

Итак перейдем к более серьезному познанию. Первое что мы объясним ребенку, что скелет человека делится на следующие части:

  • Скелет головы;
  • туловища;
  • верхних конечностей (плечевой пояс, конечности);
  • нижних конечностей (тазовый пояс, конечности).

Если вы покажете это на картинке или на макете скелета, то дошкольник обязательно поймет.

Скелет головы человека

Скелетом головы человека является череп, об этом наши детки узнают из мультиков еще задолго до того как мы решаем рассказать им об их собственном теле. Ребенку дошкольного возраста будет достаточно знать, что череп надежно защищает его мозг, который в свою очередь очень мягкий и уязвимый.

Также многих детей может заинтересовать, почему на черепе нет носа? Объясняем, что на самом деле нос состоит из приросшего к кости мягкого хряща. А после смерти хрящ разлагается.

Давайте посмотрим на схему скелета в книге Тело человека . Что ребенок сразу заметит в черепе?


Фото увеличивается при клике
  • Глазницы, которые защищают наши глаза;
  • зубы закрепленные корнями в верхней и нижней челюстях;
  • задняя часть черепа короче чем лицевая.

Объясните, что именно в задней части находится наш мозг. Единственная подвижная часть черепа – это нижняя челюсть. Пусть дитя откроет и закроет ротик, он сам это почувствует.

Если есть желание углубиться еще, то разберите некоторые кости черепа, которые не сильно отличаются от знакомых ребенку слов. Показывайте на своей голове, а он пусть повторяет за вами показывая на своей.

  1. Лоб – лобная кость.
  2. Виски – височная кость.
  3. Нос – носовая кость.
  4. Затылок – затылочная кость.
  5. Темечко – теменная кость.
  6. Скулы – скуловая кость.
  7. Нижняя челюсть – нижнечелюстная кость.
  8. Верхняя челюсть – верхнечелюстная кость.

Так как занятие рассчитано на дошкольников, то им достаточно объяснить, что скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер. Если ребенок уже умеет считать, то ему не составит труда прибавить 12+12 и узнать общее число.

Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими?

Как мы узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно как это происходит.

Нам понадобится:

  • Синельная проволока;
  • 2 шариковые ручки;
  • ножовка.

Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон. Другую распиливаем на кусочки.

Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.

Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш “позвоночник” стал более гибким?

После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом. Пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Функции конечностей человека – рук и ног – совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.

Мы с Александром подробно разобрали только одну конечность, сын сделал ее из пластилина.

Наблюдая за работой ребенка, я поняла, что любое знание скелета человека можно хорошо понять и выучить если делать подобные пластилиновые рентгены. Ведь во время создания подобного макета приходится анализировать, считать количество деталей, обращать внимание на их форму.

Так сколько костей в скелете человека?

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей – папа и мама могут иметь одинаковое их количество.

Уважаемые родители, в разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто объясните ребенку, что каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по разному. Так что данные 200-218 оптимальны.

  1. Наш череп состоит из 29 костей.
  2. Скелет туловища:
    Позвоночный столб состоит из 32-34 позвонков;
    Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер.
  3. Кости верхней конечности 80.
  4. Кости нижней конечности 60.

Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206. Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности.

Сколько весит скелет человека?

Все мы знаем выражение “легкие кости и тяжелые кости”. Порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел – внешний вид порой обманчив. Не смотря на это имеется таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:

Кости мужчины составляют 17-18% от массы тела.
Женщины – 16% от общего веса.
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.

Если дома есть весы, то взвесьтесь всей семьей и просчитайте вес костей мамы, папы, ребенка. Такая подача информации обязательно запомнится ребенку.

Теперь после всего пройденного можно посмотреть видео Скелет человека, для закрепления знаний.

Даже при том, что кости очень легкие, они также очень сильные. А вот насколько они сильны, зависит от того, сколько карбоната кальция они содержат. Давайте проведем эксперимент!

Что нам понадобится:

  • Высушенная, чистая куриная кость (кость ноги или крыла, у нас и то и другое);
  • колбочки для эксперимента (стакан);
  • белый уксус (у нас 5%).

Даем ребенку кость и просим его попробовать сломать ее. Отмечаем насколько она жесткая и не поддается детским ручкам. Рассматриваем кость под лупой и с боков прекрасно видим губчатую костную ткань.

Теперь помещаем куриные кости в колбы, у нас их три, и покрываем уксусом.

Позвольте костям полежать в уксусе в течение 1-3 дней, затем вылейте уксус. Первую кость с крылышка, самую тонкую, мы достали через сутки. Теперь дайте ребенку потрогать кость и определить в чем разница. Видно как края кости гнутся. На ребенка это производит впечатление!

Вторую и третью кость мы достали через трое суток. Если хочется бОльшего эффекта, можно сливать и обновлять уксус раз в сутки. А можно взять уксусную эссенцию, но у нас таких чудес не продают. Кость с крылышка, через 3 дня, действительно отлично гнулась по всей длине. А вот толстая кость с ножки размягчилась только по краям. Теперь можно легко разломать и увидеть внутри костномозговой канал.

Выводы эксперимента

Кости сделаны из карбоната кальция и мягкого материала коллагена. Когда куриная кость была помещена в стакан с уксусом, уксусная кислота растворила карбонат кальция и остался практически только коллаген. Кальций необходим, чтобы сделать наши кости сильными. Состав наших костей меняется в зависимости от того что мы кушаем (состава пищи). Несколько продуктов, которые содержат много кальция: молоко, сыр, соевые продукты, бобы, миндаль, рыба (в консервах) и капуста. После подобного занятия ребенок понимает насколько важно их употребление.

На тему из чего состоят кости человека, Александр посмотрел мультфильм, который запал ему в душу. Просил пересмотреть на протяжении трех дней. На мой взгляд, для дошкольников тема раскрыта хорошо но сложно. Мнение же ребенка говорит об обратном. После просмотров сын может сдать экзамен по анатомии о лейкоцитах и кровяных тельцах.

– А каким был бы человек без костей?

Такой провокационный вопрос я задала Александру. Мой ребенок лег на пол и начал двигаться как слизень.

– Как лужа из кожи!

Да, вот такое сравнение выдал мой мальчик. А я предложила ему посмотреть это наглядно. Раз уж лужа, то вода. Взяла резиновую перчатку, налила в нее воду из под крана – вот и получили кисть без костей!

Дорогие друзья, наше путешествие по скелету человека закончено. Напоследок покажу какой подарок решил сделать сыночек мне на день рождения, который совпал с нашими занятиями. Он просил меня не подсматривать, чтобы я получила настоящий сюрприз. И вот он!

– Смотри мама, череп улыбается тебе! – с такими словами мне был преподнесен подарок.

И я уверена, что ни одна мама не получала такого замечательного скелета человека в свой день рождения.

Следующая тема будет , уверена, что она заинтересует многих родителей и деток. Все мы знаем как важно объяснить необходимость чистить зубки, правильно питаться. Вот это мы в очередной раз и обыграем в рамках занятий по вводной анатомии.

Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего начинается постепенное разрушение хряща и образование вместо него костной ткани. Окостенение скелета не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного ребенка в скелете содержится много хрящевой ткани.

Сама костная ткань значительно отличается по химическому составу от ткани взрослого человека. В ней содержится много органических веществ, она не обладает прочностью и легко искривляется под влиянием неблагоприятных внешних воздействий.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается к 18-21 году.

Позвоночный столб. Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12-14 лет.

Грудная клетка. Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер. На протяжении первого года жизни постепенно уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.

Скелет конечностей. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет. Умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Череп. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания.

Костная система новорожденного характеризуется наличием большого количества хрящевой ткани,

ретикулярным строением костей, в которых гаверсовы каналы имеют неправильную форму, богатой сосудистой

сетью в области шейки кости (областях с большим пролиферативным развитием), значительной толщиной

надкостницы. Вес хрящей и костей, из которых состоит скелет составляет 15-20 % общего веса тела. Процесс

окостенения скелета начинается с появления ядер окостенения в соединительнотканных и хрящевых моделях

костей. Ядра окостенения, которые появляются во внутриутробной жизни называются первичными ядрами, а те,

которые появляются после рождения - вторичными. Полностью скелет развивается при появлении 806 ядер

окостенения.

Очередность появления ядер окостенения носит наследственный характер, но время появления и скорость их

развития зависят от целого ряда факторов: этно-территориальной, половой принадлежности, социальных условий.

Обычно у девочек время появления ядер окостенения и их развитие наступают раньше, чем у мальчиков. В

грудном возрасте разница во времени появления ядер окостенения равна приблизительно 1 неделе, у детей до 5

лет составляет год и более. В длинных трубчатых костях окостенение диафиза происходит во внутриутробном

периоде. К моменту рождения точки окостенения могут появляться в дистальном эпифизе бедренной кости и

проксимальном эпифизе большеберцовой, что служит признаком доношенности плода. Далее последовательно

появляются точки окостененя в апофизах, последним окостеневает метафиз, что свидетельствует об окончании

роста скелета.

У новорожденного в скелете всего 28 г. Cа, у годовалого - увеличивается в 3 раза, в 18 лет - 1035 г. Са.


Особенности черепа новорожденного.

Череп новорожденного имеет относительно большие размеры. Лицевой отдел значительно меньше мозгового

(соотношение 1/4 , у взрослого - 1/2). Преобладание мозгового отдела связано с бурным развитием ЦНС

(головного мозга) во внутриутробном периоде. Недоразвитие альвеолярных отростков, отсутствие зубов,

недоразвитие параназальных пазух и носовой полости в целом, сглаженный рельеф костей лицевого черепа

обуславливают меньшие размеры лицевого черепа.

В костях крыши черепа имеется большое количество соединительной ткани. Края костей ровные, промежутки

между ними заполнены соединительной тканью, что создает относительную подвижность костей для

приспособления головки к родовым путям (явление коноригурации). В области углов теменной кости

соединительная ткань сохраняется в виде родничков. Сосцевидный и шиловидный роднички имеют небольшие

размеры, и в норме закрываются к моменту рождения (или на первом месяце после рождения), затылочный - в

первом полугодии, лобный имеет вид ромба, большие размеры закрываются на втором году жизни. Череп

новорожденного имеет вид пятиугольника, так как хорошо выражены теменные, затылочный и лобные бугры

(первичные точки окостенения покровных костей черепа).

В костях основания черепа сохраняется большое количество хрящевой ткани, которая в постнатальном

периоде окостеневает и остается в виде временных и постоянных синхондрозов. Ячейки сосцевидного отростка

находятся в зачаточном состоянии, их постоянное формирование идет к 3-м годам.

Череп от момента рождения до конца жизни претерпевает большие изменения.

Первый период от рождения до 7 лет.


В первые 6 месяцев после рождения объем мозгового черепа увеличивается в 2 раза, углубляются черепные

ямки. На первом году жизни исчезают хрящ в затылочной кости и перепончатая ткань черепа. Начинается

формирование швов. Кости становятся более рельефны.

От 1 до 2 лет объем мозгового черепа утраивается, а до 5 лет достигает? объема черепа взрослого

человека. Наблюдается равномерный рост мозгового и лицевого черепа, голова становится шире. Основание

достигает величины взрослого. Окончательно формируется диаметр большого затылочного отверстия. За счет

роста зубов высота верхней и нижней челюсти увеличивается, что отражается на форме лица, ротовой и носовой

полости (развитие параназальных пазух). Важным моментом является формирование швов (приблизительно в 3

года).

Sufura metorica закрывается к 5 годам. Раннее закрытие швов приводит к формированию конической формы

головы.


Второй период от 8 до 13-14 лет - относительное замедление роста костей черепа, хотя отмечается

значительное увеличение полости носа, верхней челюсти, глазниц.

Третий период от начала полового созревания (14 -16 лет) до 20 - 25 лет , когда заканчивается рост.

Лицевой череп относительно мозгового растет более интенсивно (особенно у мужчин). Увеличиавется

основание черепа не только в поперечном, но и в переднезаднем направлении. Оформляются воздухоносные

пазухи, бугры, выступы, надпереносье и борозды.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЕДИНЕНИЙ.


У новорожденного имеются все виды соединений за исключением швов. Синовиальные соединения или

суставы у новорожденного в основном сформированы и имеют все три суставных компонента - суставную сумку,

суставные поверхности и суставную щель. Рельеф поверхностей во многих суставах выражен не четко, ряд

суставов имеет неконгруентные суставные поверхности. Суставные диски, мениски, суставные губы тонкие,

сформированы не полностью. Суставные капсулы суставов туго натянуты, а большинство связок отличаются

недостаточной дифференцировкой образующих их рыхло расположенных волокон.

Наиболее интенсивно идет развитие суставов в возрасте до 2 - 3 лет в связи с нарастанием двигательной

активности. У детей 3 - 8 лет значительно увеличивается объем движений в суставах, одновременно идет процесс

коллагенизации суставных капсул и связок. В период с 9 до 12 лет процесс перестройки суставного хряща

замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок завершается в основном в 13-16 лет.

Позвоночный столб.


Позвоночник у новорожденного не прямой, но и не имеет четких изгибов. Только на 3-4 месяце жизни ребенок

начинает держать голову и появляется шейный изгиб - шейный лордоз (изгиб вперед). Когда ребенок начинает

сидеть (4-6 месяц жизни), формируется грудной кифоз (изгиб кзади). Позднее появляется поясничный лордоз,

который формируется в связи с переходом в вертикальное положение. Окончательное формирование изгибов

позвоночника заканчивается к 18-25 годам.

Межпозвоночные диски у новорожденного относительно толще, чем у взрослого и составляют около половины

длины всего позвоночного столба. Студенистое ядро очень развито у ребенка и содержит большое количество

воды (88 %). Фиброзные кольца хорошо васкуляризированы до юношеского возраста, обратное развитие сосудов

начинается приблизительно с 13 лет и полностью заканчивается к 25 годам. Благодаря большому объему

межпозвоночного хряща подвижность позвоночника значительно больше по сравнению со взрослым.

Новорожденным ребенок считается до исполнения ему одного месяца. Этот месяц является своеобразным переходным периодом от внутриутробного существования плода к жизни в мире людей. Малыш еще не избавился от многих врожденных рефлексов, плохо видит, почти не моргает и совсем не приспособлен к новым условиям. Он существует только в тесной связи с матерью и всецело зависит от нее. В этот период ребенку свойственно множество интересных особенностей, которые он утратит по мере взросления.

Плач

Новорожденные плачут без слез. Это связано с сужением или реже закупоркой слезных желез. Вместо привычного плача кроха громко кричит, выражая этим тревогу, боль, голод или дискомфорт. Ученые доказали, что во время плача малыш копирует интонации и акцент матери, подслушанные им еще в утробе. Об этом говорят и результаты научного исследования, в котором были задействованы 60 детей со своими родителями: 30 говорящих на французском языке и столько же на немецком. Было выявлено, что младенцы француженок плачут с возрастающей интонацией, что характерно для французского языка, а дети немок – с нисходящей, что свойственно немецкому.

Скелет

В скелете младенца насчитывают более 300 костей, в то время когда скелет совершеннолетнего состоит всего лишь из 206. Впрочем, это достаточно просто объяснить – некоторые кости новорожденного срастаются по ходу укрепления и роста.

Дыхательная система

Малыш, в отличие от взрослых, может дышать и глотать одновременно. Этим он похож на животных. Эту удивительную способность кроха использует примерно до 9 месяцев, пока происходит формирование и усложнение артикуляционного аппарата и опущение гортани вниз.


Еще одно удивительное свойство, характерное для младенческого дыхания – то, что дети дышат в несколько раз чаще взрослых. Для сравнения: частота дыхания взрослого – около 20 раз в минуту, малыша в возрасте года – 33 – 36 раз, младенца – от 30 до 45 раз в минуту.

Кроме этого, новорожденные не умеют дышать ртом. Они научатся столь необходимому умению только при первой заложенности носа: во время простуды или аллергии.

Форма и цвет глаз

Размер детских глаз остается неизменным на всю жизнь. Именно поэтому глаза младенца кажутся нам такими огромными и глубокими. А вот нос и уши имеют свойство расти всю жизнь. Помимо этого, удивительно то, что каждый ребенок, за редким исключением, рождается с серым или голубым цветом радужной оболочки. Это обусловлено временным недостатком пигмента под названием меланин. Уже в процессе взросления цвет глаз приобретает постоянный оттенок, это происходит примерно к полугоду. ()

Способность к плаванию

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Все время своего развития до рождения плод проводит в водной среде, поэтому у более 90% младенцев сохраняется плавательный рефлекс. Именно благодаря ему кроха способен плавать и нырять, совершая барахтающиеся телодвижения. Организм малыша способствует сохранению кислорода для легких и сердца, замедляя кровоток к пальцам конечностей и уменьшая частоту биения маленького сердечка на целых 20%. Если рефлекс не закрепить, он будет утрачен к 3 – 4 месяцам. ()

Сердцебиение

Сердце крохи бьется невероятно быстро – с частотой до 130 – 160 колебаний в минуту. Во время плача частота может достигать 200 ударов. Для сравнения, частота колебаний сердца совершеннолетнего человека – 60 – 80 в минуту.

Зрительные особенности

Зрение новорожденного – это еще недостаточно изученное явление. Только недавно учеными была опровергнута теория о том, что малыш видит окружающий мир плоским. На самом деле ему с рождения доступно трехмерное изображение.


В остальном наука непреклонна – кроха видит не очень хорошо, всего на 25 – 28 см, что приблизительно будет равно промежутку от соска матери до ее глаз. Первые пару недель после родов малыш воспринимает окружающую реальность в черно-белых тонах и только к третьей недели после рождения начинает постепенно различать цвета. Любой младенец отдает предпочтение ярким оттенкам и крупным рисункам, на них проще сфокусировать взгляд.

Еще один интересный факт – младенцы намного реже, чем взрослые, моргают: всего 1 – 2 раза в минуту. Пока медицина не способна найти причины этой физиологической особенности.

Вкус

Пищевые пристрастия малыша формируются еще на 7 – 9 месяцах беременности матери и окончательно закрепляются к первому году жизни малыша. Доказано, что младенцу приятнее уже знакомые запахи и вкусы, которые поступали в его организм ранее – с грудным молоком или в составе амниотической жидкости. Эта физиологическая особенность объясняет то, почему новорожденные на грудном вскармливании быстрее привыкают к прикорму, чем те дети, которых кормили искусственными смесями.

Метеозависимость

Светловолосые младенцы более остро реагируют на изменение погодных условий, чем их сверстники-брюнеты. Повышенной чувствительностью отличаются близнецы и двойняшки, недоношенные детки. Эта восприимчивость еще больше увеличивается после болезней, стрессов и прививок.

Именно таким маленький человечек приходит в наш мир. Не удивляйтесь и не переживайте, если он не соответствует вашим ожиданиям. Уже через несколько недель вы научитесь понимать своего кроху и общаться с ним на языке взглядов и жестов. Новорожденный адаптируется к окружающему миру: научится плакать, очаровательно улыбаться и радостно гулить при виде вас.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!