Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта.

В 90-е гг. XX века произошло переосмысление парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, нового понимания прав ребенка, новой законодательной базы. В настоящее время лица с проблемами развития получили право на обучение и воспитание, на равные возможности участия в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация социального прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983), закон РФ «Об образовании» (1996) и др.

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения».

Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества . Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.

Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы был введен предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих практическую направленность.

Занятия по курсу СБО направлены на:

  • накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.

Социально-бытовая ориентировка у детей с нарушениями зрения

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.

Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Проживая длительное время в условиях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, впрочем, и зрячие) лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся дома, то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в школе, в общественных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих детей им необходимы специальные занятия, направленные на элементарную абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация предполагает формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в условиях глубокого нарушения зрения.

Учебными планами школ для детей с нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся, а также на формирование рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.

Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах :

  • восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
  • выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
  • сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
  • познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
  • научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется и усложняется.

Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

В обучении выделяется два направления .

  • Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим в какой-то степени, а некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.

В результате занятий по СБО уже к окончанию начальной школы у незрячих и слабовидящих учащихся желательно сформировать осознанное стремление познавать рациональные для них способы и приемы, овладевать ими и применять на практике.

Источники и дополнительная информация:

  • lib.ua-ru.net — Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 214 с. (бесплатно доступны оглавление и введение к работе);
  • pedlib.ru — Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.;
  • festival.1september.ru — интегрированный урок социально-бытовой ориентировки и развития слухового восприятия по теме «Трудоустройство»;
  • shcolla.do.am — коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке для 3 класса специальных (коррекционных) классов IV вида по теме «День рождения» (в формате.doc, 32.0 Кб).

Человек – существо общественное, или – выражаясь по-научному – социальное. Необходимость выживания в сообществе себе подобных сформировала Homo Sapiens как вид, развитие каждого индивида в условиях социума делает человека тем, что называется личностью.

Живя среди людей, человек постоянно оказывается в различных ситуациях общения, каждая из которых предъявляет свои требования – например, с начальником нельзя общаться так, как с собственной женой, а с отцом – так, как с сыном. Нужно не только подчиняться «неписанным» законам» общения, но и понимать, чего от нас хотят окружающие, «читать» их эмоциональное состояние. Нужно подчиняться требованиям, предъявляемым к «предметному миру» – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.

Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах. Подобная способность от рождения человеку не дается – даны лишь ее предпосылки в виде органов чувств и достаточно развитого мозга, присущего нашему виду, сами же знания и навыки человек приобретает, живя среди людей. Чтобы понять, как это приобретается (или не прибретается), мы можем вспомнить о печальной судьбе «детей-маугли» - вот у этих людей социально-бытовой ориентировки не было и в помине.

Основным «проводником» социально-бытовой ориентировки становятся родители (а если родителей нет – люди, заменяющие их, и с этой точки зрения в лучшем положении находятся те дети, которые растут хоть и без родителей, но все-таки в семье – например, с дедушкой и бабушкой, тетей и дядей, или с усыновителями, в условиях детдома может возникнуть больше проблем в плане развития социально-бытовой ориентировки – по той простой причине, что условия заведения интернатного типа не очень-то напоминают те, в каких обычно протекает жизнь взрослых людей).

Родители – во всяком случае, те из них, которые не получали специального педагогического или психологического образования – могут и не знать такого термина, они всего лишь «естественным путем» передают детям те навыки поведения в обществе, которые когда-то усвоили сами: учат ребенка пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, переходить улицу, объясняют, как вести себя в гостях и т.п., особо не задумываясь, что они при этом что-то формируют и развивают.

Иная ситуация возникает, если речь идет о ребенке-инвалиде. В особенности это касается тех детей, чья инвалидность затрагивает главные «информационные каналы» человека – зрение или слух – или же психику. «Органический дефект... реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих», – отмечает известный психолог Л.С.Выготский.

Чтобы «социального вывиха» не происходило, чтобы люди, обиженные природой могли жить более или менее полноценной жизнью, в коррекционных школах проводят специальные уроки по социально-бытовой ориентировке. Впрочем, дело не сводится к занятиям – развитием способности к социально-бытовой ориентировке пронизано все пребывание детей в подобных заведениях, да и родителям педагоги дают советы, как вести себя с детьми дома, чтобы они приспосабливались к жизни среди здоровых людей.

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) предполагается комплекс познаний и умений, прямо связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в разных социально-бытовых ситуациях. В собственном общем смысле социально-бытовая ориентировка подразумевает умение без помощи других возводить свое поведение во всех актуальных ситуациях вне рамок учебной либо проф (трудовой) деятельности.

Особо принципиальное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации малышей с ограниченными способностями, в том числе и с нарушением ума.

В 90-е гг. XX века вышло переосмысление парадигмы специального образования под воздействием новых ценностных ориентации общества и страны, нового осознания прав малыша, новейшей законодательной базы. В текущее время лица с неуввязками развития получили право на обучение и воспитание, на равные способности роли в производственной и публичной деятельности. Эти права гарантируются интернациональным обществом и закреплены рядом особых документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация общественного прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция проф реабилитации и занятости инвалидов» (1983), закон РФ «Об образовании» (1996) и др.

Основной недочет в воспитании и обучении не нормальных малышей выдающийся российский психолог Л.С. Выготский разъяснял неумением преподавателя видеть в недостатке его социальной сути. Он писал: «Всякий телесный недочет - будь то слепота, глухота либо прирожденное полоумие - не только лишь изменяет отношение человека к миру, однако, сначала, сказывается на отношениях с людьми. Органический недостаток либо порок реализуется как соц ненормальное поведение, ... происходит соц вывих, перерождение публичных связей, смешение всех систем поведения».

Умственная дефицитность, вместе с обычным комплексом отставаний в развитии малыша, непременно значит серьёзное ослабление умения адаптироваться к соц требованиям общества . Аспект «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех разнообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для корректировки этих проблем и предусмотрены особые курсы по социально-бытовой ориентировке.

Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы был введен предмет «Социально-бытовая ориентировка» как особый вид коррекционных занятий, имеющих практическую направленность.

Занятия по курсу СБО ориентированы на:

  • скопление социально-эмоционального опыта, классификацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие способностей межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара ребенка и положительное программирование его грядущего.
  • Следовательно, курс СБО ориентирован на простую абилитацию, что подразумевает овладение учащимися познаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, прежде всего, через обучение малышей оптимальным приемам и методам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того либо другого определенного недостатка.

    Социально-бытовая ориентировка у малышей с нарушениями зрения

    Существенное понижение зрения либо его полное отсутствие накладывает специальные особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми способностями не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубочайшего недостатка зрения.

    Недооценка значения познаний, способностей и умений, позволяющих человеку быть независящим в быту, негативно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих малышей. Проживая долгое время в критериях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, вобщем, и зрячие) лишены способности всеполноценно включаться в жизнь, протекающую вне стенок школы. Дети отдалены от конкретного изготовления еды, ухода за одежкой, от целого ряда мелочей быта, частей уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить нужных познаний и умений, которые позволили бы им без помощи других устроить собственный быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся обители, то в почти всех семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не содействует выработке у их способностей, нужных для самостоятельной жизни.

    Нарушение зрения негативно сказывается на спонтанном формировании у малышей способностей практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большенном пространстве, с нормами поведения в общения в родне, в школе, в публичных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих малышей им нужны особые занятия, направленные на простую абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация подразумевает формирование особых познаний, способностей и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в критериях глубочайшего нарушения зрения.

    Учебными планами школ для малышей с нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся, также на формирование оптимальных методов зания мира вокруг нас, ориентировки и жизни в нем.

    Основная цель курса СБО в младшей школе - посодействовать ребенку с глубочайшим нарушением зрения приспособиться к школьной жизни, интенсивно включиться в нее, сформировать у малыша начальные, однако адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает довольно комфортабельной жизнь малыша в школе, увеличивает его статус в родне, обогащает его познаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны сделать крепкую базу для настоящей самостоятельной жизни после окончания школы.

    Предназначение занятий по СБО с учащимися исходных классов выражается в последующих задачках :

  • восполнить пробелы дошкольного, чаше всего, домашнего воспитания малышей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и познания о предметах домашнего обихода, которыми нужно воспользоваться в быту, их предназначении и правилах воззвания с ними;
  • выработать способности воззвания с предметами, применяемыми в быту;
  • сформировать способности цивилизации поведения в быту, в среде зрячих людей;
  • познакомить с разными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
  • обучить правилам поведения в публичных местах, в разных службах быта и учреждениях;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, наружностью, обучить малышей вступать в общение с разными людьми в разных ситуациях.
  • Программка курса СБО включает последующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

    Исследование программного материала призвано содействовать расширению у малышей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, также к организациям, компаниям и учреждениям наиблежайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта содержит в себе усвоение четкого наименования, предназначения, правил воззвания с этими предметами, также выработку нужных оптимальных, правильных способностей использования этих предметов по предназначению.

    По мере взросления малыша расширяется число новых соц ситуаций, в каких он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко растет круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется и усложняется.

    Знакомство с миром общения и человечьих отношений призвано содействовать усвоению правил поведения в ежедневной жизни и в публичных местах, выработке способностей общения со сверстниками и взрослыми с обычным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о разных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

    В обучении выделяется два направления .

  • 1-ое из их включает формирование у малышей тех способностей, которые нужны в ежедневной жизни, прежде всего в критериях школы-интерната. Вместе с этим формируются способности воззвания с разными предметами быта, формирования способностей цивилизации поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением огромного количества каждодневных дел с малой сторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми познаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление содержит в себе ознакомление малышей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание цивилизации поведения в школе, в родне, в публичных местах, формирование способностей общения.
  • Особые познания, умения и способности нужны слепым слабовидящим для выполнения определенных практических действий в отсутствие зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения либо слабовидения с подобным зрительным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Особый навык подразумевает довольно эстетичное, четкое и резвое выполнение практического действия. Овладение комплексом подобных способностей позволяет слепым и слабовидящим в некий степени, а неких случаях и почти во всем, восполнить полную либо частичную утрату зрения.

    В итоге занятий по СБО уже к окончанию исходной школы у слепых и слабовидящих учащихся лучше сформировать осознанное рвение узнавать оптимальные для их методы и приемы, овладевать ими и использовать на практике.

  • lib.ua-ru.net - Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации ребенка с нарушением ума: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 214 с. (безвозмездно доступны оглавление и введение к работе);
  • pedlib.ru - Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке малышей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.;
  • festival.1september.ru - встроенный урок социально-бытовой ориентировки и развития слухового восприятия по теме «Трудоустройство»;
  • shcolla.do.am - коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке для 3 класса особых (коррекционных) классов IV вида по теме «День рождения» (в формате.doc, 32.0 Кб).
  • КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа – интернат» Минобразования Чувашской Республики

    ДОКЛАД

    на тему:

    Социально-бытовая ориентировка детей с интеллектуальной недостаточностью

    в условиях школы-интерната

    Подготовила:

    Учитель СБО

    Ефимова С.В.

    Калинино 2010

    На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.

    Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их к интеграции в общество оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из школы-интерната, где с первых дней выявляются трудности приспособления к новым условиям проживания. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и взрослыми, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Очевидна необходимость дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов.

    Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства ин дивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования лично сти. Воспитание - ведущее и определяющее начало социали зации.

    В ходе социализации происходит формирование таких инди видуальных образований, как личность и самосознание. В рам ках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля» 1 .

    Позитивная социализация обеспечивает успешную интегра цию индивида в общество, активное приспособление (адапта цию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. Оптимальный результат предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адек ватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслу живания.

    Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познава тельной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально разви вающихся сверстников, социальное развитие которых происхо дит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умствен но отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В кон тексте формирования личности умственно отсталого ребенка со циализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к са мостоятельной жизни.

    Направленное формирование социально-бытовой компетентности детей осуществляется в рамках такого учебного предмета, как социально-бытовая ориентировка - СБО.

    Курс социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе VIII вида направлен на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к решению различных жизненных задач, и учитывает что большая часть детей не имеет, соответствующей современным социальным нормам модели для подражания, так как многие учащиеся живут в условиях школы- интерната (дети-сироты) или в неблагополучных и малообеспеченных семьях.

    Одной из основных целей специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к само стоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обес печивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Один из важнейший элементов этой системы - занятия по СБО, и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит ус пех подготовки учащихся к жизни.

    На уроках социально-бытовой ориентировки применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций, бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов телеграмм, заявлений. Без мате матики невозможно отмерить необходимое количество жид кости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучении навыкам личной гигиены. Изучение тем Трудоустройство», «Семья», «Организации и учреждения» связано с уроками граждановедения. Тесная связь и с уроками труда.

    Социально-бытовая ориентировка учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

    Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили необходимость введения в учебно-воспитательный процесс вспомогательной школы занятий по СБО. В 1980 г. Главное управление школ и Институт дефектологии АПН СССР разработали новые учебные планы всех типов специальных об разовательных школ-интернатов (школ) для детей с дефектами физического и умственного развития. Эти документы в марте 1980 г. были одобрены коллегией Министерства просвещения СССР 1 . Изменения, внесенные в учебный план, позволяли вво дить специальные коррекционные занятия по СБО. Институт дефектологии АПН СССР разработал проект программы СБО, в которой были представлены основные разделы, раскрываю щие содержание обучения, организационно-педагогические рекомендации, а также приводилась примерная тематика за нятий по всем годам обучения. К введению новых типовых учеб ных планов с внесенными в них коррективами приступили с 1981/82 учебного года. Тогда же началось последовательное введение нового предмета «Социально-бытовая ориентировка» в учебно-воспитательный процесс. В 1986 г. была опублико вана программа «Социально-бытовая ориентировка» (автор Н.П. Павлова) в сборнике «Программы специальных общеоб разовательных школ для умственно отсталых детей (вспомога тельная школа)».

    В настоящее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида действует программа по СБО, опубликованная в сбор нике «Программы специальных (коррекционных) общеобразо вательных школ VIII вида (5-9 классы)»/Под ред. В.В.Воронковой. (М., 2000).

    Раздел 1. « Я – сам»

    Формировать представления об основных нуждах человека, частях тела и органах человека, их функциях;

    Формировать представления о значении и правилах личной гигиены;

    Учить детей понимать свои индивидуальные внешние и эмоционально-личностные особенности;

    Учить детей рассказывать другим людям о себе.

    Раздел 2. «Общение с окружающими»

    Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач:

    - формировать представления и знания о нормах культуры, накопление соответствующего опыта;

    Обучать приемам вежливого общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях;

    Вырабатывать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;

    Формировать элементарные знания о взаимоотношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин, навыков культуры полового поведения;

    Раздел 3. «Учреждения, организации, предприятия»

    Задачи данного раздела следующие:

    Ознакомление с профессиями взрослых, значением труда в жизни;

    Формировать культуру поведения в общественных местах и других жизненных ситуациях;

    Развивать способность ребенка воспринимать реальный мир города, улицы и ориентироваться в нем;

    Учить планировать и организовывать личный досуг;

    Учить планировать денежные расходы (в пределах имеющихся счетных навыков);

    Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

    Раздел 4. «Хозяйственно-бытовое окружение (одежда, жилище, питание)».

    Работа по формированию большинства социально-бытовых умений и навыков, предусмотренных данным разделом программы, организовывается воспитателем в ежедневной практической деятельности, в процессе режимных моментов, в ходе занятий ОПТ.

    Задачи раздела:

    - формировать представления об окружающей действительности и знания бытового характера;

    - развивать умения и навыки хозяйственно-бытового труда, а так же культурно-гигиенические навыки;

    - воспитывать позитивные качества личности.

    Учитывая ограниченные возможности умственно отсталых детей к обучению, считается целесообразным, давать небольшой объем знаний, а материал многократно повторять и постоянно закреплять. Этим же обусловлено и дублирование материала программы в последующем обучении детей. Предполагается повторение из года в год разделов программы, но при этом их содержание будет насыщаться новым, более сложным материалом.

    Опираясь на материалы из методических пособий и рекомендации различных авторов (Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова, В.В. Гладкая, Е.Д. Худенко), желательно использовать разнообразные формы и методы обучения в работе по социально-бытовой подготовке умственно отсталых детей. хотелось бы упомянуть о формах и методах применяемых на занятиях по СБО, которые являются не только основными при социально-бытовой подготовке детей, но и наиболее эффективными в работе с данным контингентом.

    Как уже доказано многочисленными исследованиями, развитие умственно-отсталых детей, обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому при усвоении материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке главной опорой детям служат наглядные средства обучения. Одним из ведущих методов является демонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом. На занятиях целесообразно использовать различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например, помещения, учреждения); муляжи, игрушки,; изображения (предметные, сюжетные); практический показ действий.

    Необходимым условием эффективности демонстрации является целенаправленная организация наблюдения детьми предметов, явлений или процессов педагогом. Сначала внимание детей организуется с помощью словесного указания и показа, а затем – лишь используя (по-возможности) основные указания, вопросы. Так же при демонстрации предметов окружающего мира дети не просто должны рассматривать, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус (если это возможно) и т.д. Использование данных методов способствует полноценности и прочности формируемых представлений и знаний у детей с нарушением интеллекта.

    Большое место в системе методов формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого мето да заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширя ют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформи рованные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

    Так же на практике применяется один из основных методов обучения социально-бытовой ориентировке – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и т. д. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

    Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения учащихся выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Поэтому воспитанников необходимо последовательно обучать участию в моделировании ситуации.

    Формирование навыка общественного поведения начинается с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине). Затем педагог вместе с детьми разыгрывают ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

    Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

    Решая вопросы подготовки детей с проблемами умственного и физического развития к моменту выпуска из школы, мы считаем, что организация их социально-бытовой ориентиров ки - это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необ ходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать, а это невозможно без оснащения их опреде ленным багажом знаний и умений, необходимых для перво начальной успешной интеграции в социум. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что знания и умения, полученные детьми на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.


    Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

    Знание и умение называть части тела человека;

    Знание своего адреса и полного имени членов семьи;

    Знание частей помещения и умение в нем ориентиро­ваться;

    Знание условий своего быта;

    Ориентация на улице;

    Знание особенностей флоры и фауны;

    Ориентация во времени (дни недели - времена года - часы);

    Усвоение социальных норм и правил поведения.
    Оценки «1-2» - не знает частей тела, не ориентируется

    на улице и дома. Знает только места приема пищи.

    «3-5» - знает части тела, может их показать на себе или кукле. Знает состав семьи, знает назначение отдельных бы­товых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоя­тельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и


    проезжую часть, знает их назначение. Может назвать неко­торые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в обществен­ных местах. Знает названия некоторых растений и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.

    «6-8» - пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое дляего жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Мо­жет обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в зна­комом пространстве и ситуации. Переносит освоенные уме­ния и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самосто­ятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожи­данными ситуациями, самостоятельно перемещаться по го­роду, может выполнять различные поручения, делать покуп­ки. Способен как-либо обозначить свое имя на бумаге, до­кументе.



    «9-10» - социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.

    УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

    В данном разделе оценивается уровень достижений ре­бенка в чтении, письме и счете. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам. В разделе «Комментарий» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет.

    ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

    В данном разделе по 10-балльной шкале оценивается уро­вень сформированности трудовых умений и навыков. В раз-


    деле программы «Комментарий» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать.

    «1-2» - ребенок ничего не умеет делать.

    «3-5» - ребенок может выполнять элементарные трудо­вые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место по­сле работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятель­но и с помощью).

    «4-5» - умеет работать с ножницами, клеем, может рас­катать тесто.

    «6-8» - ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вы­шивание), может мастерить что-либо полезное своими рука­ми, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.

    «9-10» - индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.

    КОММУНИКАТИВНОСТЬ

    В данном разделе исследуется общительность ребенка. Оценка производится по критерию замкнутость-общитель­ность в пределах 10 баллов.

    «1-2» - явная интровертированность, замкнутость, ау-тичность.

    «3»- тенденция к интровертированности, крайняя изби­рательность в контактах.

    «4-6» - биверт, тянется к общению, достаточно избира­телен в контактах.

    «7-8» - экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с людьми и пр.;

    «9-10» - крайняя экстраверсия.

    В разделе программы «Комментарий» помещается ин­формация об особенностях общения ребенка, таких как:

    Характер общения с незнакомыми и знакомыми людь­ми, сверстниками, младшими и старшими;


    Способы установления контакта с данным ребенком;

    Стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.

    Данная методика позволяет выявить потенциал реабили­тации ребенка; описать личность в целом; увидеть направле­ние психолого-педагогического воздействия и при повтор­ном обследовании оценить динамику развития функций; учитывает взгляды и опыт различных специалистов и роди­телей ребенка.

    СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ (СБА)

    ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

    Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.

    Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16-18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциаль­ной среде.

    Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориен­тации. Однако неполное усвоение отдельных разделов про­граммы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.

    Основной задачей курса является целенаправленная под­готовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со сто­роны близких и окружающих подростка людей, а также фор­мирование для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

    Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных прак­тических навыков.


    Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие работа по реализации программы пред­усматривает нетрадиционную форму занятий - модели­рование жизни семьи, где семья - это педагоги и уча­щиеся.

    Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками дея­тельность как игрового, так и трудового характера, соответ­ствующая уровню их развития и индивидуальным особеннос­тям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрес­сивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных дости­жений.

    Особое внимание обращается на:

    Самостоятельность в элементарных хозяйственно-бы­товых делах в семье;

    Посильную помощь семье в уборке, закупке продук­тов;

    Умение ориентироваться в окружающей действитель­ности;

    Умение организовывать свой досуг;

    Способность позаботиться о себе в отсутствие взро­слых;

    Развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривания того, что де­лает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).

    Программа является коррекционно-развивающей, рас­считана на 2 года, предусматривает 4 этапа и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психоло­гов, психиатров, медиков), а также людей, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей).

    Помимо коррекционно-развивающих, программа помога­ет решить психодиагностические задачи. Наблюдая за каж­дым ребенком в течение 1-2 лет, специалисты составля­ют рекомендации по дальнейшему маршруту его развития, определяют «зону ближайшего развития».

    I этап - ориентировочный

    Задачи 1 этапа:

    Определение начального уровня знаний, умений и на­выков, полученных в предыдущие годы обучения, а так­же выявление степени сформированности навыков практи­ческой деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье;

    Совершенствование психомоторики, закрепление про­стейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, класси­фикации и систематизации через специально организован­ные предметно-манипуляторные игры;

    Составление «индивидуальных маршрутов развития» для каждого учащегося.

    Условия для реализации:

    Установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися;

    Ориентирование в обстановке помещения, правилах и нормах поведения;

    Установление позитивных взаимоотношений в группе.

    II этап - переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой

    Задачи II этапа:

    Формирование отношений «особых» детей с близкими
    взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений, ­
    общения, совместной деятельности в условиях проживания в
    семье;

    Совершенствование навыков самообслуживания, лич­ной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков;

    Совершенствование социально-бытовых навыков, рас­ширение сферы социально-бытовых контактов;

    Оперативный (ежемесячный) контроль за развитием учащихся (в сентябре и октябре - еженедельный).

    Условия реализации:

    Совместные действия со взрослыми, формирование ­
    ролевого поведения;


    Действия с определенным уровнем самостоятельности
    (с помощью, под контролем, с частичным контролем, ­
    самостоятельно).